Привет, Хабр! Меня зовут Ольга Макарова, я директор Департамента коммерческого управления ресурсами ПАО «МТС». Это четвёртая часть серии публикаций о фрагментации интернета. Вводную статью по этой теме вы можете найти по этой ссылке, здесь – вторая часть, а третью серию можно почитать здесь. В этом же материале мы поговорим о угрозах разделения интернета на части, вспомним, какие эксперименты в этой сфере проводил Google и выясним, что предлагают китайцы из Huawei.

Коммерческие факторы угрозы фрагментации: консолидация рынка обработки запросов DNS

В Отчете STOA отмечается, что рынок обработки запросов DNS подвержен консолидации: менее 10 компаний обрабатывают половину запросов DNS. Самая большая доля обработки запросов – у Google с его public DNS. Операторы public DNS по-своему реагируют на угрозы. После разоблачений Сноудена в 2016 году был стандартизирован DNS поверх TLS (DoT), а в 2018 – DNS поверх HTTP (DoH). 

Коммерческие факторы угрозы фрагментации: огороженные сады

В Исследовании ВЭФ огороженный сад определяется как бизнес-практика поставщиков услуг, которые через платформы или приложения получают полный контроль над своим собственным цифровым пространством и возможность регулирования поведения пользователей в нем через Условия предоставления услуг.

С одной стороны, это позволяет создавать безопасную и стабильную среду, выстроить уникальную культуру отношений с клиентами, обеспечить высококачественный клиентский опыт.

С другой стороны, это позволяет «запирать» клиентов внутри огороженного сада. Современный интернет, часто называемый Web 2.0, – это интернет власти платформ. В защиту платформ говорит тот факт, что они часто лучше работают и вписываются в жизнь пользователей. Поэтому многие пользователи находят высокую ценность существования в огороженных садах.

Несмотря на удовлетворенность клиентов некоторые исследователи выражают обеспокоенность огороженными садами. Одна из причин – обычно мало кому удается перенести накопленную цифровую историю или полученные материалы с одной платформы на другую. Соответственно, жизнь за огороженными садами компаний может представлять собой угрозу фрагментации интернета.

Коммерческий фактор угрозы фрагментации интернета в части огороженных садов усиливается политическим фактором. Правительства многих стран начали активную борьбу с глобальными платформами в попытках принудить их выполнять требования национальных законодательств. В случае невыполнения требований доступ к платформе может быть заблокирован. Потери цифровых историй пользователей и данных в расчет не принимаются.

Коммерческие факторы угрозы фрагментации: стандартизация

Стандарты – это «ключевые точки контроля» над интернетом и они могут служить формой экономической политики. Сегодня стандартизацию можно рассматривать как поле борьбы компаний и государств для защиты экономических и политических интересов. Эта борьба, вероятно, будет иметь серьезные последствия. Участвуя в разработке и продвижении стандартов крупные компании и государства конкурируют за определение ландшафта интернета будущего. Борьба за внедрение стандартов меняет парадигму цифрового суверенитета. Сегодня наибольший цифровой суверенитет имеет тот, чьи стандарты, форматы и протоколы используются во всем мире.

Наиболее критичные факторы в области стандартизации, которые могут привести фрагментации связаны с технической несовместимостью и расхождениями при разработке стандартов. Эти случаи необходимо изучать. Результатом внедрения крупными компаниями собственных стандартов может стать консолидация, но в отдельных случаях такая консолидация может носить положительный характер.

Коммерческие факторы угрозы фрагментации: New IP

Пример активного продвижения стандартов, которые могут оказать влияние на фрагментацию интернета, – китайские компании. По данным Отчета STOA доля китайских участников в IETF сегодня превышает 10%. Фирмы из Китая занимают второе место по количеству запросов на отзыв или темы для обсуждения (Request For Comments, RFC).

Request for Comments – пронумерованные документы, содержащие описание технических стандартов, протоколов и/или спецификаций, которые используются в глобальном интернете. Правами на RFC обладает ISOC. Первичная публикация RFC – зона функциональной ответственности IETF.

Отдельные китайские компании нанимают руководителей IETF для получения опыта работы в IETF и распространения влияния.

Новый План стандартов Китая до 2035 года стимулирует компании к более активной работе в организациях по стандартизации. Как отмечается в Отчете STOA, участие китайских компаний в процессах разработки глобальных стандартов можно рассматривать как способ интернационализации собственных национальных стандартов. Китайские компании и китайское правительство придерживаются двойного подхода, сочетающего факторы сотрудничества и факторы, которые могут рассматриваться как угроза фрагментации.

Примером такого подхода может служить китайское предложение о системе адресации «Новый IP» (New IP) для Интернета (замена TCP/IP). Предложение представлено компанией Huawei в 2019 году в Консультативной группе по стандартизации электросвязи (TSAG) МСЭ. По мнению ряда экспертов, Huawei планировала обойти процедуры IETF и продвинуть свои предложения на глобальный рынок через МСЭ.

Заявленная Huawei цель разработки нового стандарта – продвижение децентрализованной интернет-инфраструктуры в целях снижения растущей консолидации интернета. Критики предложения утверждают, что его принятие, наоборот, приведет к большей консолидации и централизации интернета. Предложение не содержит конкретики и остается расплывчатым

Коммерческие факторы угрозы фрагментации: QUIC и FLoC – примеры стандартизации с консолидацией.

Примерами внедрения стандартов с последующей консолидацией является деятельность Google по продвижению стандартов QUIC и FLoC.

QUIC (Quick UDP Internet Connections) – новый транспортный протокол. QUIC заменяет TCP и работает поверх UDP. Основные цели QUIC – снизить задержку, повысить производительность и безопасность транспортных протоколов. Заявленная цель разработки протокола – устранить задержки и «окостенение» TCP.

Протокол разработан Джимом Роскиндом, инженером Google, и представлен в IETF в 2013 году. В 2016 году в IETF создается рабочая группа по стандартизации QUIC. QUIC становится стандартом в июне 2021 года.

Протокол включен по умолчанию в Google Chrome и используется другими службами Google, например, YouTube. Microsoft, Cloudflare, Ericsson, Akamai и другие платформы объявили о своем намерении масштабно развернуть QUIC.

Новый HTTP/3 построен поверх QUIC, а не поверх TCP. По данным Отчета STOA доля сайтов, использующих HTTP/3, с февраля 2021 года по август 2021 года возросла с 5% до 20%.

Процесс стандартизации QUIC в IETF осуществлялся совместно с процессом стандартизации TLS 1.3. Обе линейки стандартов имели общую цель – повысить безопасность и защищенность соединений. Развертывание QUIC и HTTP/3 привело к тому, что анализ трафика стал намного сложнее для операторов и иных заинтересованных сторон, осуществляющих анализ трафика.

Существует мнение, что QUIC в скором времени может поглотить весь интернет.

Развертывание QUIC подчеркивает способность Google предлагать и отстаивать протоколы в соответствии со своими экономическими и техническими интересами. Развертывание QUIC демонстрирует, как разработка протоколов может способствовать формированию определенных форм консолидации интернета. Эта форма консолидации имеет положительный эффект, так как позволяет улучшить качество глобальной связи и помочь устранить существующие различия между пользователями Интернета во всем мире.

Заявленная цель FLoC – избежать рисков для конфиденциальности, связанных с сторонними файлами cookie.

Google в 2019 году представила собственное видение будущего конфиденциальности в Интернете: The Privacy Sandbox. Свои предложения Google направила в W3C. Предложения обсуждались в Web Advertising Business Group, в состав которой входят поставщики рекламных технологий.

Задача FLoC – позволить рекламодателям выполнять поведенческий таргетинг без сторонних файлов cookie. Система машинного обучения отслеживает и анализирует поведение пользователей в интернете через браузер Chrome. Накопление информации о поведении пользователя происходит непосредственно в его браузере. На основе накопленной информации на уровне браузера осуществляется классификация пользователя для его включения в группу пользователей со схожими привычками и поведением в интернете. Такие группы называются когортами. Браузер пользователя имеет общий идентификатор когорты. Это идентификатор будет доступен сайтам и рекламодателям. 

По замыслу Google, каждая когорта должна объединять не менее нескольких тысяч пользователей. Централизованно отслеживается число участников каждой когорты. Если когорта слишком маленькая, принимается решение об объединении ее с другой когортой. Рекламодателям доступна информация о поведении и привычках не каждого пользователя, а всех пользователей когорты.

Внедрение FLoC фактически превращало браузер Chrome в единственную точку, в которой существует возможность отслеживать взаимодействия пользователей в Интернет для их распределения по когортам. Результат принятия такого решения – еще один пример консолидации интернета.

Техническим экспертным сообществом было доказано, что в текущей конфигурации вычисление уникального профиля пользователя при использовании FLoC значительно упрощается. Google признал это проблемой и обещал решить ее в долгосрочной перспективе.

На этапе тестирования FLoC был развернут в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Японии, Бразилии, Индии, Индонезии, Мексике, Филиппинах, Тестирование осуществлялось на небольших группах пользователей.

В отчете STOA отмечается, что в июне 2021 года Европейская комиссия объявила об официальном расследовании возможного антиконкурентного поведения Google в секторе технологий онлайн-рекламы, в связи с попыткой запрета cookie в Chrome.

В январе 2021 году Великобритания начала официальное расследование недобросовестной конкуренции со стороны Google в отношении The Privacy Sandbox. После чего Google объявила о новых обязательствах в отношении постепенного отказа от сторонних файлов cookie, а также отложила внедрение FLoC.

В Отчете STOA делается предположение, что подходы Google к перестраиванию рынка рекламных технологий могут стать одним из критических коммерческих факторов угроз, приводящих к фрагментации пользовательского опыта.

Коммерческие факторы угрозы фрагментации: геоблокировки

Геоблокировки тесно связаны с геолокацией – определением местоположения пользователя по IP-адресу его устройства. Геолокация обеспечивает компаниям возможность классифицировать виды контента, которые могут предоставляться пользователю в зависимости от его местоположения. Геоблокировка – закрытие доступа к определенному виду контента для пользователей на определенной территории. Геоблокировка широко используется с целью защиты интеллектуальной собственности. В последнее время геоблокировки широко используются для исполнения требований законодательства разных стран, включая санкционные требования. Геоблокировка приводит к фрагментации пользовательского опыта, а для детальной оценки воздействия геоблокировок необходимы модели угроз.

Политические факторы угрозы фрагментации: фильтрация и блокировка информационных ресурсов.

Основная сложность оценки блокировки и фильтрации контента заключается  в нахождении баланса между принципами свободного доступа к информации и национальными законами. Так, например, в Германии пропаганда с нацистской символикой запрещена, а в Соединенных Штатах это защищено Первой поправкой к Конституции США. Коммунистическая символика запрещена в Венгрии, но используется политическими партиями в других европейских странах.

ООН отдает предпочтение правам суверенных государств, поэтому правительства определяют, какая информация несовместима с национальной безопасностью и общественным порядком на территории государства. В результате признанный в одном государстве борец за свободу в другой стране может оказаться террористом. Диапазон национальных подходов к регулированию контента и цензуре расширяется на протяжение многих лет. И почти все страны фактически блокируют и фильтруют контент.

На этом я заканчиваю четвертую часть рассказа, спасибо за уделенное статье время! В следующей серии поговорим о системах фильтрации контента и сравним схемы блокировок в разных странах. Подписывайтесь на блог, чтобы не пропустить продолжение!

Комментарии (3)


  1. AL_o
    20.07.2023 13:52
    +7

    МТС это одна из компаний участвующая в последних так называемых учениях по защите а по факту по отключению российского сегмента интернета от мирового во имя цензуры? Я ничего не путаю?


  1. taras_82
    20.07.2023 13:52
    -1

    Мне вот интересна следующая вещь: на хабре, с помощью минусов тщательно блокируются определённые вопросы и мнения, ставящие под сомнение некоторые тезисы и нарративы, продвигаемые "там". В качестве примера приведу вполне невинный, и при этом заминусованный вопрос: "За счёт каких источников Германия собирается обеспечивать базовую электрическую генерацию".

    Является ли подобная политика примером фрагментации интернета?


  1. Dayl
    20.07.2023 13:52

    Правильная ссылка на первую часть: https://habr.com/ru/companies/ru_mts/articles/740544/
    Не понимаю, зачем давать ссылку на блог, где исходная статья находится аж на третьей странице.