
Привет, Хабр! На связи команда маркетинга ИБ-вендора WMX (aka Вебмониторэкс). Обычно мы рассказываем о веб-угрозах, вредоносном трафике, особенностях WAF и API-firewall, прочих тонкостях защиты веб-приложений. Но сегодняшний пост - исключение. Мы хотим поделиться опытом ребрендинга.
За последние пару лет имидж поменяли многие компании, но как известно: «существовать – значит, меняться». И вот мы посмотрели на наш старый дизайн, лого, название и поняли, что пора все это освежить, сделать лаконичным и современным. Мы не планировали революцию, а только легкую модернизацию: обновиться, сохранив преемственность. «Operation Cannot Possibly Fail» - решили мы, но все, естественно, оказалось намного сложнее, чем нам казалось.
В начале было название
Не секрет, что наше старое название — «Вебмониторэкс» — родом из тех времен, когда мы отделились от компании Wallarm. Оно появилось стихийно, быстро и, очевидно, оказалось не очень продуманным с точки зрения маркетинга. В основе Вебмониторэкс была простая логика: мы - Web Monitoring eXperts. Но время показало, что название очень тяжеловесно: длинное, труднопроизносимое и сложное в написании. На конференциях, в СМИ, на деловых мероприятиях нас называли по-разному: Вебмониторинг, Вебмониторкс, Вебминиторэкс. А где там «э», где «е» - иногда путали даже сотрудники.
Мы поняли, что нам необходимо что-то более короткое, понятное и динамичное. В процессе обсуждения быстро пришли к тому, что и старый фирменный стиль нам уже не очень подходит, да и лого можно обновить. По правилам большого бизнеса мы решили нанять агентство, ведь в таких задачах всегда полезен взгляд со стороны. К тому же каждый должен заниматься своим делом: мы – защищать веб, дизайнеры – создавать фирменный стиль. И вот у нас уже есть агентство и проект с амбициозным названием «ребрендинг». А дальше начался долгий путь почти в год. Ожидали ли мы, что будет так долго? Нет! Знали ли мы, что сделать финальный выбор будет так сложно? Нет! Была ли у нас в голове четкая концепция ребрендинга? Нет!
WMX – это вам не велосипед
Мы знали одно: в новом названии надо сохранить преемственность и оставить слово «веб». Все остальные критерии были очень абстрактными («ассоциация с чем-то природным, без чего нельзя существовать», «сочетание высоких технологий и био») и достаточно очевидными («благозвучно», «емко», «не как у конкурентов»). Но ни наши внутренние брейнштормы, ни работа агентства в начале не дали ожидаемого результата.
Одни варианты были еще сложнее в написании, чем наше прежнее название (например, Вебионикс). Другие не читались так, как задумывал автор (например, Вебреин – внезапно оказался от слова брейн (brain, мозг). Другие вообще были написаны с очевидными ошибками (WISIONEX – странный симбиоз vision и web). Еще были: Атмосейф, Вебмаск, Монебреин, Airweb.
А финальный вариант, как это часто бывает, все это время был у нас под рукой. И заказчики, и мы внутри использовали сокращение ВМХ. Идея аббревиатуры, которая уже известна рынку, всем понравилась. Но была проблема с произношением: либо мы БэМэИкс (как велосипеды), либо ВэМэХа (а тогда уж лучше быть велосипедом). Так и появилось WMX.
И да, нам этот вариант понравился. Во-первых, он связан с нашим старым названием. Во-вторых, отражает суть нашей работы Web Monitoring eXperts. В-третьих, это коротко, легко и звучно. Наконец, сокращения сейчас в тренде: Т-Банк, F6, Т2, Сбер. Мы не готовы тратить ваше время на долгое проговаривание и написание нашего непростого названия.
Брендбук: я что для тебя какая-то шутка?
Поскольку мы уже пустились во все тяжкие ребрендинга, пришла очередь создавать брендбук. У нас его не было, и каждый раз при оформлении стенда на крупном мероприятии, создании партнерского лендинга или листовки мы, краснея, отправляли партнеру хаотичный набор файлов с кусочками фирменного стиля. Пришло время собрать этот пазл.
Наш прежний визуал был сделан «на скорую руку», родом откуда-то из нулевых, а черная гамма скорее вгоняла в депрессию, чем отражала идею защиты веба.
На волне логотипа
Мы не хотели отказываться от узнаваемой волны W в логотипе, задача была ее модернизировать. Что может быть проще, но….

Мы крутили эту волну, делали ее толще или худее, меняли наклон, закругляли и заостряли. В итоге один из новых вариантов был подозрительно похож на лого компании Walkman, другой – на унитаз. Нет, серьёзно. Два варианта — два унитаза. А теперь попробуйте это развидеть!

Были варианты с пухлыми радиатором и обгрызанной волной:

Наша финальная волна стала более сглаженной и плавной, как поток данных, которые проходят через наши ИБ-решения. И в ней, наконец, отчетливо читалась буква W.

Поскольку лого не существует само по себе, а интегрировано в разные материалы и интерфейсы, мы тестировали, как оно смотрится на бейджах и мерче, а также на SOC-панели и дашбордах, в отчётах, в дневной и ночной теме оформления.
Метафора защиты
Фирменного стиля в полном смысле у нас не было. Создание презентаций, маркетинговых материалов, мерча – все это было хаотичным и часто ситуативным. Результатом долгих обсуждений стало понимание того, что в основе нашей концепции будет мембрана. То есть что-то, что фильтрует поток, задерживая вредоносный трафик и пропуская только легитимные запросы.
Первые варианты напоминали плоский мультитул, которые забрызгали оранжевой краской. Но что дальше делать в этой формой: как переложить на разные носители, использовать в презентациях и оформлении?

Были варианты под кодовым названием «скитлзтрянка» и «олимпийский мишка»:

Это все было не плохо, но нам не подходило. Каждый новый апдейт делал макеты только хуже. Возможно, нам не хватило терпения «докрутить» эти концепции или знания, чтобы увести их в другую сторону. Тогда мы взяли паузу.
Финишная прямая
Мы поняли, что с нашим текущим агентством совершенно не понимаем друг друга, расплатились, забрали наработки и пошли искать новых подрядчиков. Разница была только в том, что у нас уже было понимание концепции «мембранности», а также почти утвержденное название.
Финальный фирменный стиль появился буквально за пару недель. И хотя поначалу казалось, что все наши хотелки невозможно уместить в одну идею, в итоге это удалось сделать.

Что это значит?
Решетка – это фильтр. Она не пропускает атаки, но при этом легитимные запросы проходят сквозь нее без препятствий.
Каждая ячейка – это часть единой, гибкой системы, способной адаптироваться к новым угрозам в контексте любой инфраструктуры. А еще это очень удобный паттерн для нанесения на разные виды мерча и буклетов.
Стекло – это легкость и невесомость нашего решения. Именно так мы видим суть кибербеза: защита, которая не ломает процессы и не замедляет трафик, но при этом защищает и гарантирует надежность.
Именно такими мы стараемся делать наши ИБ-продукты: адаптивными и удобными, надежными и технологичными.
****
Вот таким получился наш ребрендинг. Насколько он эффективен – покажет время. Ну а мы поняли, что смена имиджа – это не обязательно революция, иногда достаточно эволюции. А размер агентства не всегда гарантирует качество. Иногда маленькая команда может воплотить ваши ожидания в реальность быстрее и лучше. А подходящие идеи могут лежать на поверхности и все равно оставаться незамеченными.
Наконец, не надо бояться менять курс: время и потраченный бюджет — больно, но остановиться вовремя важнее.
WaldemarsonTheForester
И теперь все русскоязычные будут произносить название как "ВэЭмИкс", сбивая с толку англоязычных.
Squoworode
Думаю, большинство англоязычных, кто может это услышать, давно в курсе особенностей русского акцента в части произношения "вэ" и "зэ"...