«Success is not the key to happiness. Happiness is the key to success», - Альберт Швейцер, лауреат Нобелевской премии мира (1875-1965)
В современном менеджменте не принято волноваться о счастье сотрудника, о его удовлетворённости работой и адекватной организации, где люди могли бы спокойно трудиться. Более того, многие компании регулярно давят на сотрудников, загоняют в регулярные переработки и хронический хаос, всячески способствуют стрессу.
Исследования показывают, что такой садистский подход только вредит долгосрочному успеху компании. А сам успех может быть достигнут только с помощью счастливых сотрудников.
Начнём с рассмотрения двух исследований на основе отзывов сотрудников о работодателях с портала Glassdoor.
Первое от 18 апреля 2023 года называется "Predicting Bankruptcy: Ask the Employees". Оно выявило, что на основании измерения удовлетворенности работников можно предсказывать успех или банкротство компании. Причём намного раньше, чем найдётся отражение в отчётности.
Другое, под названием «What’s Culture Worth? Stock Performance of Glassdoor’s Best Places to Work 2009 to 2019» показывает, что сформированный портфель акций лучших работодателей рейтинга Glassdoor растёт быстрее S&P 500 почти в 2 раза. Второе исследование составили аналитики самой компании Glassdoor, потому их можно было бы заподозрить в манипуляциях, вот только исследования сторонних инвестиционных аналитиков и исследователей (о них позже) находили ровно тот же шаблон: лучшие работодатели растут быстрей и достигают лучших результатов.
То есть, в бизнесе наблюдается прямая зависимость между удовлетворённостью сотрудников и долгосрочными результатами компаний. Если сегодня сотрудник на работе оказывается достаточно счастлив, то он и работает лучше, и брака допускает меньше, и решения принимает более качественные, и реже меняет работу.
И потому для любых компаний, претендующих на лидерство в отрасли, жизненно важно сочетание высокой организации, выдающихся компетенций и высокого уровня счастья сотрудников.
Счастливый сотрудник - успешная компания
С этих двух исследований я начал изучение того, как счастье сотрудников влияет на его продуктивность и результаты работы бизнеса, чтобы в итоге написать сперва «Бережливое управление людьми», а затем и «Хватит выгорать! Инструкция для руководителей».
Первая книга изучала сам характер счастья сотрудников, как оно может быть достигнуто, как влияет на его работу, продуктивность, текучесть кадров и даже полноценную лояльность компании. И это был скорее такой системный трактат о том, как организовать счастье в рамках бизнеса. "Бережливое управление людьми" можно полностью прочитать бесплатно или предварительно посмотреть её тезисы.
«Хватит выгорать!» уже брала один отдельный аспект счастья: счастье руководителей, особенно – счастье директоров. И описывала, как можно перестроить работу руководителя, компании и отношения с сотрудниками, чтобы добиваться более высоких результатов при росте удовлетворённости от работы. Вы можете понять, как реализовать фразу "Счастливый руководитель - успешная компания", читайте книгу по ссылке (опять бесплатно, без регистрации и СМС) или смотрите изложение ключевых тезисов.
Обе книги содержали в себе сотни исследований, которые описывают и доказывают детализацию пути «счастливый сотрудник – успешная компания»: как каждые конкретные практики и действия приводили к росту доверия, вовлечённости, удовлетворённости и так далее, а следом – улучшали выручку, прибыль и капитализацию.
В упрощённом и сокращённом виде содержание обеих книг можно упаковать в такую схему.

За каждой стрелочкой – не только одно-два-пять указанных исследований, но и множество прочих, которые я тоже посмотрел, но не включил в книгу. И, главное, за каждой стрелочкой – отсутствие исследований, которые бы опровергали тезис в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Когда обе книги уже были написаны, я начал смотреть, какие темы необходимо дополнительно раскрыть. Например, выяснил, что мне хватило всего 2 сквозных исследований от счастья сотрудников к успехам бизнеса, чтобы понять важность счастья сотрудников, оценить её значимость, оставить в стороне собственные мелкобуржуазные интересы, работу, минимизировать всё общение и на 2 года в режиме отшельника сфокусированно погрузиться в изучение темы и написание книг.
И в этой статье я раскрою пару десятков исследований, которые прямо говорят о том, что счастливый сотрудник – успешная компания.

Для удобства я все исследования разделю на 4 категории.
В первую попадут избранные исследования рейтингов лучших работодателей и их результаты.
Во вторую – отдельные научные статьи, которые показывают, что счастливые сотрудники обеспечивают отличные результаты бизнесу.
В третьей – про возможность добиться экономии на ФОТ с помощью заботы о сотрудниках.
И в четвёртой – долгосрочные исследования того, как с годами профессионально растут счастливые люди в сравнении с менее удовлетворёнными.
Рейтинги работодателей
Начнём с того, как честный статус лучших работодателей влияет на результаты бизнеса. Как вы уже поняли, строго положительно.
100 лучших работодателей Америки
Начнём с исследования «The Link Between Job Satisfaction and Firm Value, With Implications for Corporate Social Responsibility» 2012 года, которое изучает компании из списка «100 лучших работодателей Америки» за период с 1984 по 2011 год. В нём автор выявил, что такой бизнес с учётом всех кризисов и изменений рос в капитализации в год на 2,3-3,8% сильней. Эта цифра в 2025 году может показаться не такой значительной, потому стоит держать в голове, что в те годы и фондовый рынок рос не так быстро, как сейчас.
И эти результаты обусловлены не просто каким-то сиюминутным манёвром США, отдельной отрасли или локального изменения мировых рынков, а отражают крайне длительную, но очень явно выраженную корреляцию.
Была найдена зависимость между текущим счастьем сотрудников и будущим долгосрочным курсом акций, а сама зависимость оказалась универсальной, хотя и значения могли несколько варьироваться в зависимости от отраслей, сфер, уровня риска и характеристик компаний, но всё же зависели от них достаточно слабо.
Вся соль этого исследования в том, что «счастливый сотрудник» в моменте положительно и ощутимо влиял на результаты бизнеса в следующие 5 лет.
Лучшие работодатели года
Продолжим изучать лучших работодателей США, но в этот раз посмотрим не их внутреннюю динамику, а только то, как в динамике развиваются отдельно взятые чемпионы за отдельно взятый год. Благо что, это за нас сделали в исследовании «Does the stock market fully value intangibles? employee satisfaction and equity prices» 2007 года.
Учёные взяли портфель акций лучших работодателей США 1998 года по версии Fortune и посмотрели, какую доходность он принесёт к концу 2005 года. И получили доходность в 13,8% годовых, что в 2 с лишних раза превышает среднюю рыночную доходность того времени в 5,6%. Здесь отмечу, что этот период включал в себя кризис доткомов и ещё не содержал в себе безумный рост фондового рынка 2006-07 годов, после которого последовал мировой финансовый кризис.
И снова правило «счастливый сотрудник – успешная компания» соблюдалось вне зависимости от отрасли или специфики компании. Конечно, между ними была разница, но сам фактор высокой удовлетворённости работников определял настолько большую разницу, что её не могли «съесть» остальные.
Ещё отмечу, что в статье делается такой любопытный вывод: лучшие работодатели недооценены рынком в моменте. К сожалению, практика «счастливый сотрудник - успешная компания» до сих пор остаётся слабо изученной и неизвестной в мире современного менеджмента, так что этот вывод актуален до сих пор даже больше, чем раньше, если учесть, что уровень стресса, переработок, хаоса и неопределённости за последние 30 лет только вырос.

20 лет короны
Заглянем на острова и посмотрим, как там поживают 100 лучших работодателей за 2001-2020 годы. Поможет нам в этом свежее исследование «Does employee happiness create value for firm performance?» 2025 года.
И Британия покажет те же выводы, что и США. Самые лучшие работодатели снова в темпах роста опережают в приросте капитализации остальные компании, включая различные индексы самых успешных бизнесов. Компании, которые попадают в рейтинг или поднимаются в нём, показывают впоследствии опережающие темпы роста в течение 36 месяцев. Выпадающие или теряющие позиции, наоборот, сталкиваются какое-то время спустя с ухудшением динамики или даже регрессом.
Здесь отмечу ещё некоторые нюансы, который частично раскрываются и обосновываются в «Бережливом управлении людьми»:
? высокие зарплаты и их рост провоцирует дальнейший опережающий рост бизнеса и капитализации
? счастье сотрудников ИТ сильней и быстрей всего из прочих отраслей влияет на результаты бизнеса
? более просторные офисы с большим объёмом площади и пространства благоприятно влияют на рост бизнеса, в то же время переполненные офисы негативно влияют на счастье сотрудников и результаты бизнеса
Сравнение с другими странами
Давайте теперь посмотрим на прочие страны. Вдруг, там логика иная?
Нет, всё такая же. И это отлично описывает «Employee Satisfaction, Labor Market Flexibility, and Stock Returns Around The World» 2014 года. В нём берут 14 разных стран, из которых выбираются лучшие работодатели. И выявляется всё та же логика, что и раньше, забота о счастье сотрудников и рост их удовлетворённости от работы сопровождается опережающим ростом экономики и курсовой стоимости бумаг.
Но между странами была определённая разница.
Во-первых, если в государстве уже предполагается определённый уровень заботы о сотрудниках из-за регуляторных мер и законов, то дальнейший рост счастья не приводил к таким же выдающимся результатам. То есть, результаты всё равно были лучше среднего, но разница уже не такая значительная.
Во-вторых, если в стране рынок труда не был свободным, то и компании со счастливыми сотрудниками не были настолько же более успешны. Правда, тут скорее стоит говорить о невозможности привлекать лучших сотрудников, а не о какой-то отдельной логике.
Ещё раз вернёмся к данным Glassdoor
На этот раз возьмём исследование «Sentiment analysis and the impact of employee satisfaction on firm earnings» 2014 года, в его основе данные с сайта Glassdoor за период по 250 тысячам компаний, к которым привязали данные из финансовых отчётностей.
И снова учёные получили, что счастливый сотрудник в моменте означает будущие успехи бизнеса. И наоборот, ухудшение рейтинга приводит к последующему падению экономики компаний.
И вот какой был замечен нюанс. Если рост удовлетворённости сотрудников давал рост результатов где-то через год, то её ухудшение приводило к падению экономики уже в следующем квартале. То есть, любая локальная оптимизация, когда бизнес начинал экономить на сотрудниках, резко ухудшал их условия труда, обманывал их или как-то иначе негативно влиял на их уровень счастья, приводила к драматичному и заметному снижению результатов за несколько месяцев!
Исследование от Glassdoor
Если раньше мы смотрели исследования на основе данных Glassdoor, теперь возьмём исследование «Does Company Culture Pay Off? Analyzing Stock Performance of “Best Places to Work” Companies» 2015 года от сотрудников самой компании.
Экономисты здесь немного схитрили и взяли период с 2009 по 2014 год, с конца кризисного периода и в годы самого бурного восстановления.
Лучшие работодатели выросли за это время в капитализации в 2,2 раза, в то же время S&P500 – только на 84%. И если инвестор предпочёл бы 1 января 2009 года просто вложиться в список лучших работодателей 2008 года и никак его не менять, за следующие 5 лет он получил бы наивысшую доходность.
Плюс, исследователи выявили, что простое попадание в список лучших работодателей статистически поднимает курс акций на 0,75%, что с учётом всего изложенного здесь является статистически значимым, но явно недостаточным отражением будущего роста такой компании.
Плюс, уровень доходности лучших работодателей живого рейтинга Glassdoor был выше, чем у лучших работодателей по версии журнала «Fortune»: 22,4% годовых против 20,4%. То есть, массовые отзывы сотрудников предсказывали будущий рост точней, чем отдельное жюри профессиональных оценщиков.
Худшие же работодатели, ожидаемо, показывали самые плохие результаты и имели наименьшие темпы прироста рыночной стоимости бизнеса.
Рост счастья сотрудника – бурный рост бизнеса
В последнем квартале 2013 года рейтинг счастья сотрудников компании Yahoo! на портале Glassdoor упал почти на 0,8 балла из пяти из-за некоторых корпоративных реформ. Эта динамика сопровождалась такими комментариями от работников: «Это неуправляемо», «отвратительное управление со стороны руководства», «отобрали хорошие инструменты для работы», «люди больше не могут сосредоточиться на работе».
Уже по итогам рассматриваемого квартала на 6% упала выручка, а в следующем квартале – ещё на 11%.

Этот пример рассматривается в исследовании «Wisdom of the Employee Crowd: Employer Reviews and Stock Returns» 2017 года как очень наглядный: резкое ухудшение удовлетворённости сотрудников от работы может спровоцировать значительное падение экономики бизнеса даже не в следующем квартале, а в том же. И ещё будет влиять очень долго.
В исследовании учёные берут 1 миллион отзывов сотрудников с сайта Glassdoor для 3,9 тысяч компаний и проводят свой анализ, снова подтверждая озвученные выше выводы. И к этому добавляют некоторые новые.
? Текущие сотрудники дают более точную картину, чем ушедшие
?Сотрудники головного офиса или отделов, больше всего общающихся с ним, показывают более точную картину
?Более детальные отчёты дают лучшую точность будущих результатов бизнеса
?Изменения в рейтингах предсказывают значительный рост или спад бизнеса
?Саму систему отзывов учёные называют «мудростью толпы».
Дайте смысл, отнимите стресс
Но хватит Glassdoor. Давайте рассмотрим Indeed, другую площадку для отзывов работников о компании. Тем более, что она даст нам новые инсайты про счастье сотрудников.
В этом нам поможет исследование «Workplace Wellbeing and Firm Performance» 2024 года. В ней уже берётся в рассмотрение опрос 1 миллиона сотрудников 1782 публичных компаний США.
Выделю сперва первый момент, во внимание принимались данные за 2019-2023, то есть, с учётом пандемии. И снова получилась аналогичная картина: даже в кризисные периоды благополучие сотрудников прямо влияет на прибыльность, капитализацию бизнеса и возврат на активы. Заботящиеся о сотрудниках компании в цене растут быстрее, чем классические фондовые бенчмарки типа S&P500.

Второй момент связан с тем, что Indeed выделяет более интересную для наших целей аналитику, в частности, оценивает не только общий уровень счастья, но и удовлетворённости от работы, наличие стресса, и осмысленности или даже Большой Цели.
Что здесь очень важно. Я в обеих книгах обычно не разделяю, а то и смешиваю понимание счастья сотрудника или его удовлетворённость от работы, но это несколько разные вещи. И, согласно исследованию, в среднем, уровень счастья сотрудников немного выше, чем удовлетворённость от работы. Но одновременно же рост удовлетворённости от работы даёт больший прирост результатов. То есть, нанимателям лучше не нанимать счастливых людей (которых банально мало) и просто поддерживать их уровень счастья, намного продуктивней будет нанять обычных людей и поднять их уровень счастья через высокий уровень удовлетворения от работы, чтобы получить выдающиеся результаты. Компании, которые в условиях пандемии и её последствий делали ставку на счастье сотрудников и их удовлетворённость от работы, получали на 10-15% больше рост курса акций за 3,5 года, чем для S&P500.
Третий важный момент: для сотрудников огромное значение играл смысл их работы. Компании, которые показывали, как люди могли оказывать влияние на жизнь других людей, приносить пользу своим трудом, росли примерно с тем же темпом, как и S&P500.
Четвёртый важный момент: компании с низким уровнем стресса достигают результатов на уровне S&P500.

И здесь я от себя добавлю последний момент. Компания может внедрить у себя не весь комплекс мер, а только какую-то его часть, но в каждом направлении: значительно снизит стресс организацией, обеспечит понимание смысла сотрудникам и поработает над их психологической безопасностью и уровнем удовлетворения от работы. Даже в этом случае она уже покажет выдающиеся результаты, которые не будут уступать S&P500, а то и будут их серьёзно превосходить. Просто потому, что даже у самых лучших работодателей из самых разных исследований и списков легко можно найти те или иные проблемы.
Significant abnormal returns
«Significant abnormal returns», - именно такими словами авторы исследования «Employees’ online reviews and equity prices» 2017 года сопровождают очередное подтверждение правила «счастливый сотрудник – успешная компания».
И снова они находят прямую сильную зависимость будущей доходности и прочих результатов деятельности бизнеса от уровня счастья сотрудников. И озвучивают, что современный фондовый рынок недооценивает важность удовлетворённости сотрудников от работы.
Прямые зависимости
Перейдём к другому разрезу: как счастье сотрудников влияет на результаты бизнеса напрямую. Без всех этих отзывов и курсов акций.
Мета про счастье
Начнём с метаисследования «Business-Unit-Level Relationship Between Employee Satisfaction, Employee Engagement, and Business Outcomes: A Meta-Analysis» 2002 года.
В основу анализа положены 42 исследования, в которых изучались почти 200 тысяч сотрудников из 36 компаний. Учёные проверяли и подтвердили две гипотезы:
Гипотеза 1: Удовлетворенность и вовлеченность сотрудников влияют на результаты бизнеса, включая удовлетворённость клиентов, производительность труда, прибыль, удержание сотрудников и безопасность.
Гипотеза 2: Эти зависимости работают для всех типов организаций. Уровень удовлетворения сотрудников влиял на результаты намного сильнее, чем отрасль, характер деятельности и прочее.
Плюс, согласно исследованию, счастье для небольших компаний так же важно, как и для крупных корпораций.
Матерь драконов
Когда я увидел исследование «The Benefits of Frequent Positive Affect: Does Happiness Lead to Success?» 2005 года, то пошутил, что мне нужно посмотреть исследования, которые на него ссылаются. Пошутил, потому что число цитирующих эту работу научных статей – свыше 7 тысяч.
Это ещё одно метаисследование, которое разбирает свыше 200 научных работ и подтверждает следующий важный для бизнеса тезис:
Счастье сотрудников предваряет успех бизнеса
Улучшает удовлетворённость сотрудников, их вовлечение, преданность и продуктивность. Поднимает удовлетворение клиентов и их лояльность, улучшает финансовые результаты. Улучшает способность компании развиваться, адаптироваться и меняться и так далее.
Словом, показывает всю ту глубину и ёмкость выражения «Счастливый сотрудник – успешная компания». И эта зависимость в этом метаисследовании отражается настолько прозрачно и комплексно, что даже странно, что этой идее до сих пор приходится преодолевать огромное сопротивление в мире бизнеса.

Мета от Gallup
В этот раз возьмём исследование «Employee Well-being, Productivity, and Firm Performance: Evidence and Case Studies» 2019 от Gallup.
В нём изучали 339 исследований для 1,8 миллиона сотрудников из компаний в 49 отраслях из 73 стран, в общем числе в анализ попали 82 тысячи бизнес-юнитов.
И снова однозначный вывод. «There is a large, positive correlation between employee well-being and aggregate, firm-level measures of performance across all types of industries». То есть, Удовлетворённость работой прямо влияет на удовлетворённость клиентов и их лояльность, продуктивность сотрудников и прибыльность. А ещё негативно влияет на текучку.
Любопытно, что за пределами США влияние счастья на ключевые метрики даже выше, за исключением только текучести кадров.
Логика снова сохраняется для самых разных отраслей и регионов мира.
В 4 раза
Влияет ли счастье сотрудника на результат? - группа исследователей решилась ответить на этот вопрос и провела едва ли не самый масштабный эксперимент из возможных. Свыше 900 тысяч человек и их данные. 5 лет исследования в системе с прозрачными и давно установившимися правилами. С чёткими критериями для награждения.
Вот что говорят сами исследователи: "Мы предполагали, что счастье сотрудников и оптимизм в отношении собственного будущего будет иметь значение для их продуктивности. Но в реальности мы нашли 4-кратную разницу между 25% самых счастливых и 25% самых несчастных".
Речь идёт про армию США и исследование с говорящим названием "Happy Soldiers are Highest Performers" 2021 года. Разница - в числе полученных медалей и прочих наград. Из 908 тысяч солдат за этот период награды получили 114 тысяч человек (12,6%). Пол, возраст, расовая или культурная принадлежность - ничего не влияло и близко на возможность заслужить медаль так же сильно, как ощущение счастья и оптимизм.
А теперь добавьте к этому, что армия США уже по умолчанию имеет целый ряд преимуществ в сравнении с обычным бизнесом: хорошую организацию, понятный карьерный трек, отработанные программы обучения и переподготовки, намного меньше садистского и деструктивного лидерства, возможность влиять на нерадивых руководителей через специальные органы и так далее. И вы получите, что если современный бизнес займётся счастьем сотрудников качественно и с организационной поддержкой, его сотрудники весьма быстро начнут выдавать на гора выдающиеся свершения не в 4, а в 5, 10, а то и в 20 раз чаще.
Счастливый сотрудник, руководитель и директор - успешная компания
Инновации
Перейдём к «Employee-Friendly Practices and Innovation» 2021 года. В нём берут 3 590 компаний за период с 1991 до 2013 годы. И получают следующий вывод.
Компании, делающие ставку на НИОКР, намного чаще заботятся о счастье сотрудников. А эта забота положительно и очень сильно влияет на число патентов и рост стоимости компании.
Самое наглядное проявление, что высокий уровень заботы сотрудников приводит к высокому же уровню вовлечённости, а следом – к опережающему прогрессу в инновационной деятельности.
Успех и важность обратной связи
Теперь рассмотрим «Positive predictors of teacher effectiveness» 2012 года. В нём изучали то, как характеристики преподавателя влияли на успехи учеников. И выяснили, что самые лучшие учителя обладали не только упорством и оптимизмом в изложении материала, но и высоким уровнем удовлетворённости.
То есть, снова, счастливые работники делали свою работу лучше всех.
Здесь же ещё добавлю, что даже опытные учителя были не так счастливы, как могли быть в других ситуациях: просто потому, что лаг между их работой и результатами был слишком большой, а чаще всего – ещё и не очевидный.
Так что, когда бизнес задаётся вопросом, достаточно ли продуктивны и результативны его сотрудники, лучше сперва узнать, а достаточно ли хорошо они получают обратную связь о том, что делают и каких результатов достигают.

Раньше было лучше
Ситуация с благополучием людей в мире сильно осложняется в последние 20 лет. Больше стресса, больше хаоса, больше жутких новостей, переработок и выгорания, потому и сотрудники оказываются всё менее и менее довольными. Я писал про этот тренд и раньше, находил его и в разных исследованиях, в том числе в «Does positivity enhance work performance? Why, when, and what we don’t know» 2016 года. В нём авторы приводят подборку литературы, в которой говорится, что раньше влияние счастья сотрудников на результаты бизнеса было ниже.
Для нас же это значит, что и внедрение практик бережливого управления людьми с каждым годом будет иметь всё лучшие результаты. Но, конечно, самые лучшие результаты будет достигать та компания, которая организует для своих сотрудников такие условия работы, чтобы они получали удовлетворение от неё уже сейчас.
P.S. Согласно исследованию, работники с более высоким уровнем благополучия имеют лучшее здоровье, меньший уровень пропусков из-за болезни, лучший самоконтроль, более ярко выраженную мотивацию, рост креативности, лучшее взаимодействие с окружающими, более низкую текучку кадров.
Классика
Добавлю, что тема счастья сотрудников изучалась уже давно. Например, исследование «The Relationship Between Satisfaction, Attitudes, and Performance: An Organizational Level Analysis» было описано ещё в прошлом веке, в 1992 году. В нём демонстрируется взаимосвязь между удовлетворённостью сотрудников и результатами компаний, причём сама зависимость называется явной.
Автор говорит о том, что индивидуальное счастье не так важно, как общий уровень благополучия всех сотрудников. То есть, средняя температура по больнице намного важней счастья отдельных работников.
В тексте напрямую не описано, но у меня возникла следующая мысль: счастливые люди, окружённые счастливыми людьми, работают ещё лучше.
Счастье как защита
В исследовании «Waking Up on the Right or Wrong Side of the Bed: Start-of-Workday Mood, Work Events, Employee Affect, and Performance» 2012 года изучалось, как настрой сотрудника колл-центра влиял на его деятельность в течение дня.
И хорошее настроение выступало в качестве щита, позволяло справляться с негативными событиями и проще переносить стресс.
Если же у сотрудника на начало дня не было позитивного настроя, то негативные события ухудшали его продуктивность.
Удовлетворение клиентов
30 отелей из Японии, за 6 лет, 285 тысяч анкет посетителей по их удовлетворённости и 9 тысяч – сотрудников по их уровню счастья (главный драйвер). Плюс навесили 2 тысяч метрик из финансовых отчётностей и получили «The Relationship between Employee Satisfaction, Customer Satisfaction, and Financial Performance: An Examination in the Japanese Hospitality Industry» 2013 года.
В нём проверяли 3 гипотезы:
Высокий уровень удовлетворённости сотрудников влечёт за собой высокой качество обслуживания
Высокое качество обслуживания влечёт за собой отличную удовлетворённость клиентов.
Отличная удовлетворённость клиентов обеспечивает и высокие финансовые результаты.
Все 3 гипотезы подтверждены.

M&A
Исследование «Employee-Friendly Acquirers and Acquisition Performance» 2012 года изучает различные сделки, когда одна компания приобретала другую. В этой сфере уровень успеха невысок, для циклов роста уровень провалов достигает 75-80%. А при более длительном анализе, который включает в себя кризисы, которые обнажают реальные результаты, доля провальных поглощений превышают даже 90%.
Автор берёт M&A сделки и выявляет, что позитивная и уделяющая большое внимание к сотрудникам корпоративная культура значительно повышает шансы на успех. И мы получаем ещё одно подтверждение, что компаниям очень важно заботиться о людях.
А исследование «Employee-Friendly Acquirers and Acquisition Performance» 2023 года и вовсе говорит, что позитивное отношение сотрудников к своим работодателям является решающим для приобретения компаний. И добавляет, что эта удовлетворённость от работы оказывается намного сильней различных личных форм мотивации, включая уровень зарплаты, бенефитов и возможностей карьерного роста.
Ещё один довод в пользу коллективной мотивации и здоровой корпоративной культуры и против индивидуализма.
«Integration, employee resistance, and acquisition performance» 2024 года открывает дополнительное объяснение такому: такое открытое и человечное отношение от компании-приобретателя помогает не только резко снизить сопротивление сотрудников приобретаемой компании, но и усилить их взаимодействие.
Прочие исследования добавляют, что высокий уровень заботы о сотрудниках позволяют лучше сохранить команды и талантливых сотрудников, быстрее устранить различия в корпоративных культурах, быстрее установить прозрачность и обеспечить более корректное юридическое сопровождение. Не надо и говорить, что внедрение практики бережливого управления людьми улучшит все эти аспекты и в рамках одной компании.
«Счастливый сотрудник – успешная компания», вы же помните?)
Долгосрочный эффект
Специфика в деятельности банков такова, что результаты их деятельности сильно отстают от выдачи кредитов. Между тем, как сейчас кредитный аналитик одобрит сделку и прибылью или убытками может пройти от 3 до 10 лет. Если результаты бизнеса запаздывают хотя бы на год, компания должна ещё внимательней относиться к тому, как она заботится о сотрудниках.
И «Investigating the Strategic Influence of Customer and Employee Satisfaction on Firm Financial Performance» 2010 года доказывает, что это действительно важно, когда находит прямое влияние счастья сотрудников банка на его будущие финансовые результаты.
Организованность бизнеса
Исследование «The happy worker: Hypotheses about the role of positive affect in worker productivity» 2003 года подходит с несколько иной стороны: насколько важно счастье сотрудников в зависимости от степени организованности бизнеса.
Да, в самом исследовании ставится гипотеза, что счастье сотрудника будет сильней влиять на бизнес там, где меньше может быть организованности и больше вариативности. И потому в тех отраслях, где организация с регулярными процессами и прозрачными правилами проблематична, делать ставку нужно именно на высокий уровень заботы о сотрудниках, чтобы улучшить их гибкость, адаптивность, креативность, умение решать задачи ситуационно и так далее.
Всё это верно и многие исследования, в том числе описанные здесь, как раз и подтверждают эту гипотезу. Другое дело, что даже при хорошей организации, возможности воплощать понятные и прозрачные системы с процессами забота о сотрудниках и повышение их уровня благополучия создаёт очень большую разницу. Потому-то правило «Счастливый сотрудник – успешная компания» должно применяться в любых компаниях вне зависимости от степени их организованности.
P.S. Хотя это и не снимает с компаний обязательств по наведению порядка и выстраиванию организации, что отлично видно по современной ИТ-отрасли. При том, что в ИТ-компаниях довольно высок уровень заботы о сотрудниках, уровень выгорания работников оказывается очень значительным, даже выше, чем в прочих отраслях. Просто потому, что там отвратительная организация.
Вне работы
Я много в книге "Хватит выгорать!" и в своём телеграм-канале пишу про счастье сотрудника за пределами работы, про важность отдыха, про пользу праздного времяпровождения, про нужность хорошего здоровья и фундаментальное значение полноценного сна. Не только с позиции гуманизма или любви к людям, но и с точки зрения влияния на результаты на работе.
Как выясняется, есть и ещё один большой смысл, почему компания должна заботиться об общем уровне счастья сотрудника. Дело не только в отдыхе, восстановлении, балансе, но и в общем уровне благосостояния сотрудника в жизни. Потому как если общий уровень счастья человека остаётся на низком уровне, то и забота о сотруднике практически не влияет на его уровень продуктивности и результатов.
Именно этот вывод сделали учёные в статье «The moderating role of employee positive wellbeing on the relation between job satisfaction and job performance» 2007 года. В ходе исследования снова была установлена прямая зависимость между счастьем сотрудников и тем, как улучшались его результаты по мере того, как забота о нём на работе улучшалась, и росло его удовлетворение от работы. И разница составляла до 50%, согласно исследованию.
Но, если сотрудник был несчастлив за пределами работы настолько, что улучшение рабочих условий не выводило его из этого резко негативного влияния, то и роста результатов не следовало.

И тут я, вроде бы, должен предупредить бизнес, чтобы при найме ориентировался на уже счастливых людей и не брал на работу глубоко несчастливых людей, потому что забота может не дать желаемого роста их продуктивности. Но вместо этого приведу другую мысль: на общий уровень удовлетворённости влияет не только условия работы, но и отношения с руководителем и коллегами. То есть, если вы начинаете заботиться о сотрудниках более-менее комплексно, а не только на каком-то одном уровне или части практик, даже самые несчастливые сотрудники улучшат свою продуктивность.
Плюс, конечно, это исследование открывает интересные вопросы. Например, я в ограничения бережливого управления людьми отношу 5-7% людей, которые на рост заботы не отвечают ростом продуктивности. А ещё - говорю, что на людей-функций типа курьеров, кассиров и таксистов хорошо влияет только базовый уровень заботы. Возможно, что что в условиях комплексной заботы они тоже начнут показывать более высокие результаты (кладовщики Amazon, по опросам, умеренно счастливые люди). Возможно, для таких сотрудников влияние счастья на работе на их результаты должно быть более долгосрочным. Непонятно, но возможно.
Одно точно понятно: ни тех, ни других, да и никого, вообще, не стоит погружать в режим постоянного стресса, регулярных переработок и невозможности полноценно отдохнуть. Потому что переработки длиной больше месяца не только не приносят результата, но ещё и убивают у людей возможность отдыхать, восстанавливаться, чем резко понижают их уровень счастья. А следом - ухудшают их результаты.
Экономия
Перейдём к третьему аспекту того, как счастье сотрудника помогает бизнесу выигрывать и становиться чемпионом. Если мы сможем заботиться о сотруднике достаточно хорошо, мы сможем выигрывать не только на том, что он будет лучше работать. Но и в том, что мы сможем меньше платить.
У меня тут двоякое ощущение. С одной стороны, я всё же в книге "Бережливое управление людьми" доказываю, что зарплаты нужно всё равно поднимать до рыночных и даже выше, чтобы компания претендовала на выдающиеся результаты. С другой, для многих компаний даже такая экономия тоже будет отличным результатом. И стартовой точкой, чтобы с неё перейти к выплате высоких зарплат и привлечении лучших сотрудников. Но пока про экономию.
Общее влияние
В основе исследования «The value of working conditions in the United States and implications for the structure of wages» 2018 года лежит «The American Working Conditions Survey» - длительное социологическое исследование на 1738 человек.
И ключевой вывод в том, что ради хороших условий сотрудники готовы идти на меньшую зарплату: гибкий график, удалённая работа, физические условия, темп работы, командная работа, обучение, осмысленная и значимая работа.
Возникает вопрос, а насколько могут сотрудники пожертвовать частью зарплаты ради этого?
До 44%
Без шуток, до 44%. Именно от такой доли зарплаты сотрудники готовы отказаться, если их работодатель является социально ответственной компанией. Это один из выводов исследования «Social Responsibility Messages and Worker Wage Requirements: Field Experimental Evidence from Online Labor Marketplaces» 2016 года.
Понятно, что опросы и реальные решения часто и сильно расходятся. Понятно, что эти 44% - про гипотетическую ситуацию, а не реальную. И в обычных условиях «скидка» может составлять и 20%, и 15% и даже всего 10%.
Вот только сколько стоит скидка даже «всего в 10%» от ФОТ? Да и почему мы пессимистично смотрим про 10%? Исследования говорят, что сотрудники готовы отказаться до 20% зарплаты только за небольшие улучшения в своей работе. Что и говорить про более комплексную организацию счастья для них.

Важно для сотрудника
Пройдёмся по выводу исследования «Do scientists pay to be scientists?» 1999 года. Название очаровательное: платят ли учёные за то, чтобы быть учёными?
Если кратко, да, платят. Компании, которые разрешают своим учёным публиковать научные статьи, платят им в среднем на 25% меньше зарплаты при прочих равных.
Плата за удобный график и удалёнку
А теперь рассмотрим «Valuing Alternative Work Arrangements» 2016 года, откуда и появилось это «до 20%». Именно такую долю зарплаты готовы отдать сотрудники согласно опросу, чтобы избежать графика, составленного работодателем. Просто потому, что многим не хочется работать по выходным, вечером или по ночам. Большинство предпочитают постоянные 5/2, с 9 до 17.
К слову, прочие исследования показали, что многие сотрудники будут готовы получать меньше на 15-25%, если их работа практически не будет связана с переработками. А теперь добавьте к этому, что переработки сроком более 1 месяца бессмысленны, а более 2 – уже крайне невыгодны и бизнесу, и сотрудникам. И вы получите, что лучше упаковать работу в классические 5/2 по 8 часов и недоплачивать сотрудникам, чем загонять их в регулярные графики по 50 и более часов в неделю, переплачивать за это и получать из-за этого даже меньше выгоды.
Если вы поймёте это простую, хотя и не интуитивную мысль, то следующим этапом вам проще будет осознать и следующую: нет смысла экономить на ФОТ, потому что выгода бизнеса от счастья компетентного сотрудника намного выше этой «скидки».
Долгосрочные исследования влияния счастья
Последний блок может вам показаться выпадающим из этого ряда. Но я объясню. А перед этим хочу вас попросить.
Дорогие читатели! Будьте, пожалуйста, счастливы! Очень вас прошу! Активно применяйте идеи бережливого управления людьми к сами себе, заряжайте свои батарейки и наслаждайтесь жизнью! Займитесь своим благополучием. Нет, это не инфоцыганские напевы. Я с доказательствами.
В исследовании «Estimating the Influence of Life Satisfaction and Positive Affect on Later Income Using Sibling Fixed Effects» 2012 года изучались 11 тысяч подростков в США в течение долгих лет. И по итогу выяснили, что более счастливые дети с годами получали более высокие зарплаты и чаще достигали более высокого уровня, чем менее счастливые.
Это получалось потому, что такие подростки получали более качественное образование, чаще - высшее, успешней находили работу, проявляли более высокий уровень оптимизма и экстраверсии, а невротизма было сильно меньше.
Аналогичная история повторилась в Австралии, о чём говорит «Influences and Consequences of Well-being Among Australian Young People: 1980–1995» 1999 года. И снова более счастливые подростки получали более высокие зарплаты или доход и испытывали меньше проблем с трудоустройством.

Исследование "Dispositional Affect and Job Outcomes" 2002 года брало уже период в 19 лет и студентов. И снова уровень счастья на старте влиял на будущую зарплату и достижения. Зависимость была нелинейной, имевшие сравнительно неплохой уровень благосостояния тоже добивались значительных высот, почти не уступали самым счастливым.
Что же про взрослых? А в условиях кризиса? Или даже в условиях нахождения не в странах Золотого миллиарда? Что ж, у меня есть ответ и на эти вопросы. Исследование «Does Happiness Pay? An Exploration Based on Panel Data from Russia» 2004 проводилось в России за 1995-2000 годы. Изучали 6500 респондентов. И снова те же выводы. Опять прямая зависимость между текущим уровнем благосостояния и оптимистичным взглядом в будущем, будущими доходами, здоровьем и так далее.
И в этом есть некоторый нюанс. Если вы уже вышли на определённый уровень дохода, который обеспечивает вам психологическую безопасность, то дальше увеличение дохода вам практически не будут давать роста счастья, а это значит, вам для дальнейшего роста собственного благосостояния нужно будет лучше удерживать баланс работы и отдыха, больше заниматься любимым делом, ценить праздный отдых и так далее, и так далее.
Если же вы ещё не вышли на тот уровень зарплаты для психологической безопасности, вам тем более нужно научиться заниматься собственной батарейкой и настроем: потому как именно это повысит ваши шансы на успехи в работе и более высокий уровень дохода.
Счастливый человек – успешный сотрудник
Но всё же, что это означает для бизнеса? Почему это важно?
Если к вам приходит сотрудник, и вы обеспечиваете ему такие условия работы, организацию и уровень заботы и лидерства, что он становится более счастливым, то, как вы могли раньше узнать, он лучше работает, проявляет больше инициативы, принимает более качественные решения, допускает меньше брака и приносит бизнесу намного больше пользы. Плюс, такой сотрудник лучше влияет на окружающих, помогает поддерживать позитивную и настроенную на совместную работу атмосферу и так далее.
Но для нас важны ещё 2 момента: такой сотрудник лучше вырастает в компетенциях и навыках, а ещё – быстрей вырабатывает честную лояльность и дольше остаётся в компании. А это значит, что счастливый сотрудник не только приносит больше в моменте, но и обеспечивает больше доходов бизнесу в будущем.
Чем и обеспечивает тот самый качественный долгосрочный рост для успешных компаний.
"Счастливый сотрудник - успешная компания".
На сотнях исследований и кейсов в книгах "Бережливое управление людьми" и "Хватит выгорать! Инструкция для руководителей" я раскрываю, в каких конкретных лидерских и организационных мерах и действиях заключается эта причинно-следственная связь, почему она работает и как ошибается современный садистский менеджмент.
Обе книги вы можете прочитать, перейдя по ссылке, бесплатно, без СМС и регистраций.
Я 2 года собирал материалы, упаковывал их в простые и понятные тексты, на их основе формировал эту систему знаний, потому что она очень важна для современного мира и может улучшить жизни очень многих людей.
Если у вас есть возможность, делитесь материалами, статьями и книгами с друзьями, знакомыми, на конференциях и тем, кому они могут быть полезны.
Потому что счастливый сотрудник - успешная компания.
P.S. Следующую статью планирую выпустить в ближайшие 3 недели под рабочим названием "Не пора ли уволить вашего СТО, или о хаосе в организации". Stay tuned.
 
          