В этой короткой статье собраны самые разные способы, как сделать обучение эффективным.
Это не система, а именно набор рекомендаций: чем больше вы наберёте, тем больше вероятность, что обучение будет полезным и усвоится.
В конце привожу чек-лист, который вам поможет проверить, какому количество пунктов вы или ваши сотрудники соответствуете.
P.S. Большая часть пунктов основывается на исследованиях, которые я мог упоминать в своих прежних публикациях. Чтобы избежать повторений, я их не указываю в случае повторений.
Наличие резервов
Первым же пунктом вы должны проверить, а есть ли у вас резервы для учёбы? Есть ли достаточно времени, финансов и не накроет ли вас в процессе очередной дедлайн по работе?
Работа без резервов и запасов у бережливых японцев предполагала стабильный и ровный поток нагрузки на все элементы системы. Только в таком случае набор ресурсов на входе проходил несколько этапов работ и собирался в продукт, нигде не задерживаясь. Этот подход отлично работает, если это типовой, понятный и монотонно повторяющийся процесс со стабильными поставками и требованиями, далеко не все рабочие места отличаются этим.
Если же вы для сотрудников запускаете программу обучения, вы не только вешаете на них дополнительную нагрузку. Вы ещё и ставите перед ними вопросы: что важнее, какой уровень требований, у кого и когда можно просить помощи, и так далее. И хорошо, если вы эти ответы дадите. Но этого недостаточно.
Ваши самые лучшие агенты изменений, как правило, это ваши самые загруженные сотрудники. Которые и так могут долгое время уже работать на износ и даже начать выгорать. И на дополнительную загрузку или программу обучения они как взрослые люди, которым нравится работать и приносить пользу, они ответят усердием. А потом их усталость и перегрузка ответят вам снижением производительности труда, ростом числа ошибок, выгоранием и увольнением.
Чтобы этого не произошло, перед любым сложным обучением сотрудников, снимите с них часть задач, понизьте требования к оставшимся, а ещё лучше - дайте сходить в отпуск. Чтобы сотрудник в итоге работал совсем не по lean, не на пределе мощностей, а с резервами и запасами.
Обучение требует резервов
"Война за таланты" как отдельный термин впервые появился в одноимённой книге Harvard Business Press в 2001 году. И с тех пор идея охоты за выдающимися специалистами с целью их взращивания до топов крайне популярна. Вот только как обычно эта работа с талантами ведётся?
Перспективный сотрудник ведёт какой-то свой регулярный фронт работ. Плюс на него навешивается участие в разных корпоративных проектах. Плюс ему формируют программу обучения. Плюс на него накладывают разную новую ответственность. Чтобы учился, рос и воплощал свой потенциал. Грузят и нагружают.
Вот только это не работает и не помогает. Как показывают различные публикации (поиск по связке"brain plasticity" и "stress" дают десятки исследований), стресс и избыточная нагрузка дают человеку толчок для развития только при краткосрочном влиянии, когда тот успевает восстанавливаться. А вот регулярное давление и постоянные переработки приводят к потере мозгом пластичности. То есть, человек хуже усваивает новый материал, хуже формирует новые нейронные связи, хуже нарабатывает новые навыки, хуже адаптируется. Если, вообще, что-то получает по итогу без должного восстановления.
Сложное обучение требует даже снижения нагрузки по работе и в жизни, чтобы было эффективным
И в итоге хорошее, вроде бы, начинание оборачивается только пшиком. И таланты не реализовывают себя. Ещё одно доказательство, почему ваши ключевые сотрудники и будущие таланты должны работать по 30 часов в неделю, а не по 40, тем более - не по 60.
P.S. К детям это особенно относится.
Понимание логики целей и смыслов
В начале сентября я начал заниматься в одной из дорогостоящих программ обучения по курсу для CEO. Не потому, что я хочу быть генеральным директором, я как раз хороший финансовый архитектор/CFO и в какой-то степени операционный директор, если речь идёт про наведение внутреннего порядка и выстраивание и координацию систем управления. Вот как получилось.
Сперва отходил 2 бесплатных занятия, потом пообщался с одним из студентов этого курса и полез смотреть требования. Одним из заданий для вступления было эссе о жизненном пути, карьере, целях программы и планах на предстоящие пару лет. И вот как раз при набрасывании тезисов чисто для себя я и пришёл к выводу, что в программу влезать нужно.
?Потому что поможет написанию этой книги
?Потому что поможет лучше понимать генеральных директоров, в чьи ряды я вливаться не собираюсь
?Потому что даст новых знаний, покажет новые точки зрения, систематизирует уже известное и валидирует/уточнит уже структурированное
?Потому что позволит шире смотреть на вопросы, на которые я обычно смотрю с позиции CFO
?Потому что позволит отработать многие вопросы в группе. Этого опыта у меня практически за карьеру не было.
Личное понимание важности обучения повышает его эффективность
В качестве рекомендации к обучению я советую и остальным прописывать хотя бы тезисами эту связку «опыт - цели обучения - планы на будущее". Позволяет лучше осознать, нужно ли вам обучение? для чего? и как поможет в достижении долгосрочных задач?
Возможно, если бы меня отправляла учиться компания, мне нужно было обосновывать, зачем мне нужно именно это обучение прямо сейчас, но для себя актуален именно вопрос о будущем.
P.S. Вернусь в ряды офисного планктона - буду подобное эссе спрашивать у желающих поучиться "за корпоративный счет".
Адаптированность
Ва Лонг Джей или Уолли Джей входит в число самых влиятельных мастеров боевых искусств, хотя сам ни разу не участвовал в соревнованиях. Всю свою жизнь он положил не на гонку за титулами, а на обучение тех, кто становился чемпионом. Вы же знаете Брюса Ли? Это один из множества его студентов.
Секрет Уолли сводился к тому, что при обучении он учитывал индивидуальные особенности каждого ребенка. Как говорил сам Джей, самая большая ошибка учителя - обучать так, как учили его самого. Вместо этого нужно подстраиваться под особенности каждого студента, выявлять его сильные стороны и работать на их развитие. Фокус, стратегия и акцент на сильных сторонах. Всё, как обычно.
Смотрите сразу, насколько программа обучения и её результаты вам помогут улучшить ваши сильные стороны
P.S. Забавно, что одним из учеников Уолли был Джордж Диллман, популяризатор бесконтактного нокаута. Хотя и чёрный пояс 10-й степени. Высокий профессионализм не мешает людям основывать различные эффективные техники боя "на основе звука и цвета".
Постепенное обучение
Десятки раз видел, как люди приходили в спортзал похудеть. Брали тренера, садились на строгую диету, выполняли комплексы тренировок, старались, но быстро бросали. Неудивительно. На них по сути падал тройной стресс: от самих тренировок, от низкокалорийной диеты и ощущений после спорта. Оставались только те, кто имел железную дисциплину и заряженную батарейку: нашу лимбическую систему и так сложно переиграть, а таким суровым подходом - почти невозможно.
Куда логичней было бы режим питания тронуть по минимуму, а урезать и выстраивать чуть позже, а для начала давать те упражнения, которые могли бы дать быстрые результаты и ощущение результатов. Скорее всего - и вовсе поступить наоборот, прибавить питания с фокусом на белки и долгоиграющие углеводы, потому что в режиме "полон сил" тренироваться, получать удовольствие и восстанавливаться куда приятнее. Да и понемногу отказываться от вредной еды становится проще.
Вхождение в обучение и рост сложности должны быть плавными
В управлении изменениями и обучении в бизнесе всё точно так же. Если вы погружаете себя в занятия "математического анализа", когда много неизвестного, высокая сложность и непонятные практические смыслы, вы получаете огромный стресс и рискуете бросить их очень быстро. И чтобы его минимизировать, а шансы изменений - улучшить, нужно поступить ровно так же, как и на спорте:
?максимально разгрузить фронт работ и уменьшить число решаемых вопросов (не грех повторить)
?заняться простыми и понятными задачами с быстрыми результатами и простыми к применению на регулярке процессами
?возможно, даже отработать какие-то техники и внедрить какие-то простенькие практики "для красоты", чтобы показать эти быстрые результаты.
В общем, избыточный стресс мешает как занятию математическому анализу, так и похудению, обучению или изменениям. Чем меньше мы к нему готовы, чем больше загружены и чем сильней разряжена наша батарейка, тем меньше шансы добиться каких-то результатов.
Серьёзное обучение требует графика обучения
Если бы высшую математику изобрели сегодня, ни одна из наших корпораций не смогла бы ею овладеть.
Мы бы посылали каждого на трёхдневные курсы. Затем каждый получал бы три месяца на то, чтобы посмотреть, как работают все эти "интрегалы". А когда бы выяснилось, что они сложные и не дают быстрый результат, мы бы начали пробовать что-нибудь другое.
Если оставить шутки в сторону, то в отношении любого комплексного обучения вы должны работать по графику. Буквально. Университетский подход учить всё в последний день работает только для получения оценки на экзамена и диплома об окончании высшего учебного заведения разных цветов.
Следуйте графику обучения
Потому в идеале вам стоит один раз заранее сформировать график, по которому вы планируете равномерно учиться, а затем - следовать ему. Обучение работает, если оно подкрепляется дисциплиной. И вот как её можно упростить:
?Составьте план самостоятельного обучения, отработки материала и выполнения домашних заданий на основании того, какой учебный план у вас ожидается
?Выделите чёткие интервалы в неделю, когда вы занимаетесь самостоятельно - минимум 1 час на цикл. Лучше всего это время сразу внести в своё расписание
?Организуйте это время так, чтобы вас никто и ничто не отвлекало
?Берегите свои силы и не разбрасывайтесь на сторонние активности в день учёбы. Нет ничего хуже просидеть это время в попытках понять, с какой стороны находятся буквы в учебном материале
?Делайте заметки в процессе учёбе в качестве скелета для запоминания. Это работает
?Распределяйте объём обучения равномерно.
Довольно прозрачно и понятно, но возьмите этот список как базовый чек-лист. С наскока сложно сразу выполнять все пункты
Полезно и практично
Побуду "настоящим финансистом" и повыступаю за "урезание костов".
Расходы на обучение не так полезны, как считается. Самые продуктивные и действенные "повышения квалификации" чаще всего сопровождают внедрение какой-либо системы и идут бесплатно, будучи включены в ценник внедрения. Поставщику решения дешевле провести 16 часов занятий и обучить конкретному навыку, чем бесконечно отвечать на одни и те же вопросы.
Как выглядит рядовое обучение, не связанное с внедрением новых систем? Сотрудники оказываются в непривычной обстановке, обучаются новым трюкам и возвращаются в окружение, которое не требует от них применения новых знаний. Логично, что самый частый результат обучения - только красивая строчка в резюме вашего сотрудника.
Реальное же обучение должно быть направлено на решение актуальных задач на рабочем месте. С отработкой навыков и знаний в ближайшие дни. А лучше - часы. Всё остальное - безжалостно под нож.
Если же обучение не связано с отработкой конкретных навыков, а направлено на систематизацию знаний, советую активно записывать основные тезисы, а потом их повторять, а ещё лучше - подробно переписывать своими словами. И даже несколько раз.
У меня схожим образом идёт отработка материалов книги. Я отдельные тезисы перечитываю и переписываю иной раз по 5-6 раз перед тем, как они попадают сперва в телеграм-канал, а потом могу ещё пару раз перечитать и поправить, когда добавляю в статью или эту книгу. И хотя я и жалуюсь на плохую память и буквально не помню вчерашний текст, ассоциативно они у меня очень легко всплывают. Ровно потому, что в процессе этой отработки я продумываю логические связки с другими заметками и статьями.
Чем короче шаг к практике, тем лучше работает обучение
Есть определённый спор, насколько эффективно и полезно дистанционное обучение в сравнении с очным.
В корне неверный вопрос. Эффективность и полезность обучения определяется не условиями, форматом или ценой.
Что действительно важно: чтобы новые навыки и знания применялись сразу после обучения. Буквально в первые же пару недель.
Если не применяются сразу - я такое не согласовываю.
P.S. Потому же и никогда не согласовываю МВА, оно не про знания и не про навыки.
Подкреплённый изменениями фокус
Рутина съедает всё. И простое следование буквам одного удобного шрифта без засечек легко включит вашу Систему№1 по Канеману, и вы будете проглатывать материал, совершенно не понимая, что вы только что прочитали.
По этой причине я регулярно вставляю в своей выходящей книге ключевые идеи, выделенные не самым простым шрифтом, курсивом и рамочкой. Чтобы глаз цеплялся и Система№2 возвращалась в рабочее состояние.
Обучение не должно быть рутиной
Потому что наш мозг регулярно цепляется за какие-то изменения и лучше запоминает происходящие в этот момент события. Ведь он в эти моменты включает режим изучения окружающей среды: “Что-то новое! Это может быть знаком приближения тигра?” Потому книгу пишу я преимущественно под одну и ту же тяжёлую музыку для концентрации внимания, а учусь - под самую разную. А при возможностях - ещё и в разных условиях.
И, опять же, это всё-таки должны быть нейтральные или позитивные изменения, иначе организм больше будет искать способы сбежать от возможного тигра, а не изучать, чем же его умным кормят.
База, доведённая до автоматизма
У Никиты Ковальчука ("Картавый футбол") в его серии "Я Тренер. Эмиграция" было видео про его становление как футбольного тренера и опыт работы с женской командой клуба "Метта", с которой он недавно взял кубок Латвии. Первый трофей для клуба вообще.
В одном из эпизодов он рассказывает, как выстраивает тренировки его английский коллега Джайлз. Дал задание, остановил через 10 секунд. Дотошно и аккуратно всё рассказал, объяснил его смысл, рассказал, в чём была ошибка. Дал то же задание, снова остановил через 10 секунд. Снова всё разжевал и объяснил. Снова остановил, как увидел ошибку. И так дальше. И лишь только когда игроки начинали выполнять упражнение правильно, он шёл к следующему.
Это шло вразрез с теми программами тренировок, к которым привык Ник: поминутный план из упражнений. И поначалу Ник относился к такому подходу весьма скептично. Пока не увидел, что несколько месяцев спустя парни начали выходить на новый уровень в технике и понимании игры. "Я на какую-то другую тренировку попал? Это какие-то другие футболисты? Они так не могут!"
Могут. И в результате они очень быстро выходят на новый уровень в футболе.
Основа всех основ - доведённая до автоматизма "база"
И отсюда вопрос: собираетесь ли вы учиться основам? Если так, что автоматизм её отработки - основа вашего успеха. А если уже замахнулись на более сложные вопросы - достаточно ли отработана и вшита в подсознание та самая "база", чтобы двигаться дальше?
Ведь если мы не знаем алфавит, сможем ли мы Пушкина читать? Потому берём базовое упражнение и отрабатываем, пока не выполняем его стабильно без ошибок. Берём следующее и повторяем. И растём, растём, растём. Последовательно.
Этот подход в последовательном обучении требует от всех участников много времени. Но когда быстрые действия давали положительные долгосрочные результаты?
Право на ошибку
Джерри Уэлсманн, преподаватель фотографирования в университете во Флориде, в одном эксперименте разделил студентов на две группы.
1. «количество». Их преподаватель планировал оценивать исключительно по объёму выполненной работы.
2. «качество». Им нужно сделать только одну фотографию в течение семестра, но чтобы получить «отлично», она должна быть почти идеальной.
В конце семестра он с удивлением обнаружил, что все лучшие фотографии были сделаны группой «количество». Студенты этой группы были заняты фотографированием, экспериментировали с композицией и освещением, тестировали различные методы в фотолаборатории и учились на своих ошибках, оттачивая мастерство. Тем временем группа «качество» сидела и размышляла о совершенстве, выдав минимум материала, который отражал бы их усилия, кроме непроверенных теорий и одной посредственной фотографии.
? Для качественного развития мало голой мысли и созерцания, что, например, проповедовал главный герой "Игры в бисер" Германа Гессе. Наоборот, обязательно должен быть и определённый объём совершённой работы, пусть бы даже и не ведущей к результатам.
? Какими бы умными, обстоятельными и продвинутыми не являлись ваши системы и сотрудники, если они вообще не открыты и не занимались вопросами работы с новыми возможностями, предотвращения угроз, реагирования на различные ситуации, бизнес теряет эту гибкость и адаптивность.
? Для внятного развития сотрудников, поиска инноваций и решений проблем тоже должен накопиться определённый опыт из "поисков, ошибок и даже глупых ошибок", пусть бы даже не ведущего к прогрессу. А значит - и терпимость к ошибкам.
? Любой человек может быть очень умным, талантливым, знающим, разбирающимся. Станет ли он профессионалом или нет, всё решает отношение к скуке. Побеждает тот, кто осознанно и творчески выполняет свою рутину каждый день, выполняя схожие задачи снова и снова.
Люди быстрее всего вырастут, если им предоставят возможность отрабатывать различные гипотезы, экспериментировать и ошибаться
В 15% задач человек должен ошибаться - именно такие результаты обеспечивают наилучшие темпы обучения, показало исследование "The Eighty Five Percent Rule for optimal learning". В таком случае есть баланс между успехами и поражениями, чтобы сам процесс шёл достаточно быстро. Так что если вы решаете 9/10 и более или ошибаетесь в каждой пятой задаче или реже, пора менять уровень сложности, чтобы процесс был более продуктивный.
Причём вот эти ошибки лучше разбирать с руководителем или преподавателями, это будет так же способствовать наилучшему обучению. По теории Льва Выготского о зоне ближайшего развития наибольшую пользу приносят задачи, которые мы бы могли выполнить завтра сами, но сегодня решаем с чужой помощью.
Правда, для такого обучения у сотрудников должно быть право на ошибку, а руководитель должен показывать, в чём именно были эти ошибки, и как их не допускать в следующий раз.
Рваное обучение
Эффект Блюмы Зейгарник заключается в том, что мы прерванные, недоделанные вещи запоминаем лучше, чем завершённые. Бэклог работает, даже если мы сидим и смотрим в окно.
Исследователи вместе с Блюмой установили, что мы вспоминаем незавершённые вещи на 90% лучше, чем законченные.
Обучение тоже можно останавливать на самом интересном месте. Клиффхенгеры отлично запоминаются
Это же идеальный подход к обучению. Если мы сможем "рвать" обучение на части и загружать задачки и тезисы в постоянно работающий бэклог, то и запоминать мы будем лучше. Потому что порой клиффхэнгер между сериями мы помним лучше, чем какие-то внутренние законченные истории.
То есть, иногда есть смысл не бросаться завершать какой-то этап, а пройти программу, отработать некоторые вопросы для закрепления, а более сложные - закинуть в бэклог, чтобы вернуться к ним через несколько дней.
Тестирование помогает
Больше 100 лет назад, в 1909 году Эдвина Эбботт опубликовала свою статью “On the analysis of the factors of recall in the learning process”, в которой показала, что тестирование и соответствующее обращение к уже изученному материалу повышает шансы на его запоминание.
Тесты и рабочие или домашние задания по теме помогают запоминанию
Эта тема почему-то выпала из поля зрения учёных почти на век, пока в 2006 году в статье “The power of testing memory” не было показано, что прошедшие тестирование при обучении всего через неделю помнят в 1.5 раза больше, чем только прослушавшие курс. А следом пошли и исследования, которые прямо говорили, что тестирование помогало запомнить больше информации и в долгосрочной перспективе (Karpicke and Roediger, 2008 ; Wissman et al., 2011; Weinstein et al., 2011; Karpicke and Blunt, 2011, Middleton and Schwartz, 2012 ; Dunlosky et al., 2013, Pastötter et al., 2013), причём это касалось даже видеофрагментов, фамилий, чисел и сложных по содержанию текстов.
Так что хотите лучше запомнить - проходите тестирование в этой теме в ходе обучения или сразу по её окончанию.
Нужно выбирать подходящий уровень обучения
22 мая 1915 года Квинтинсхилл стал местом крупнейшей железнодорожной аварии в Британии. Более 200 человек погибло из-за целого ряда ошибок всего двух диспетчеров. Следствие установило, что :
?у сотрудников были регулярные проблемы с дисциплиной, из-за чего пересменка происходило позже, и целый пласт работ приходилось выполнять в 2-3 раза быстрее
?сотрудники регулярно нарушали инструкции и пускали к себе в будку посторонних. В день катастрофы диспетчер за разговорами просто забыл часть своих обязанностей
?в частности, он забыл или не смог нормально сообщить на соседние станции, что он выгнал на главный путь пригородный поезд, и что прочие поезда нужно притормозить
?как забыл он и то, что в ближайшее время вообще будут эти другие поезда
В 6:49 утра воинский эшелон врезался в стоящий на его пути пригородный поезд. Скорость была невысока, потому многие вагоны просто сошли с рельс. Катастрофа произошла парой минут спустя, когда в эту кучу влетел скоростной поезд.
Следствие посчитало, что руководство не имело возможности нанять квалифицированных и дисциплинированных сотрудников из-за Первой Мировой войны. Предъявлять претензии за отсутствие должного обучения, контроля и инструкций на рабочем месте не стало. Просто держите в голове, что за неквалифицированными сотрудниками всегда нужен дополнительный контроль, а обучение им тоже нужно соответствующее. Или же можно попробовать замахнуться на очень сложную программу и не потянуть её.
Обучение должно соответствовать уровню подготовки
В конце концов, хоть у меня и было преимущественно “отлично” по математическим предметам в университете, есть серьёзный шанс, что я сейчас даже на математический анализ не смогу пойти учиться. Хотя я и прорешал весь учебник за 1 курс, включая задачки со звёздочкой.
Чек-лист
Список рекомендаций для повышения эффективности обучения:
?имеются резервы времени и сил
?на время обучения уровень общей нагрузки не будет вгонять в стресс и мешать
?имеются и осознаны личные долгосрочные цели
?программа направлена на развитие сильных сторон
?вхождение в программу постепенно, а рост сложности адекватен
?обучающимся разработан график самостоятельной отработки материала
?есть возможность отрабатывать программу сразу в полевых условиях
?обучение не является рутиной
?если обучение предстоит основе знаний, есть возможность её отработать до автоматизма. Если программа представляет собой более сложные вопросы, то фундаментальные основы известны "по умолчанию" и применяются, как таблица умножения
?обучение допускает право на ошибку
?обучение допускает рваный ритм, когда сложные вопросы и задачи до решения висят в бэклоге сотрудника
?имеются тесты или практические задания на усвоение материала
?уровень подготовки обучающегося соответствует сложности программы.
Надеюсь, вам, вашим сотрудникам и коллегам этот список рекомендаций поможет лучше учиться и быстрее усваивать и отрабатывать новые знания.
Эта публикация и прочие мои лонгриды на Хабре составлены на основании заметок, которые я выкладываю в телеграм‑канале «Тру финансы» по вопросам менеджмента и манежмента, маркетинга и IT, с позиции финансового архитектора.
На основе этих статей я активно пишу книгу; 2 недели назад выложил в открытый доступ 1 главу "Стратегия", а в ближайшие 2 недели должен выложить и 2 главу про "Бережливое управление людьми", где многие аспекты будут раскрыты детальней.
Если тема управления вам интересна, заходите в гости в мой телеграм‑канал.
botyaslonim
Александр, напишу здесь, потому что это интернет.
Мне представляется ваша линия поведения довольно жалкой. Я про комментарии в вашем телеграм-канале под постами.
У вас открытый круг комментаторов, но в этот раз наши с вами позиции по вопросу, вынесенному в пост, кардинально различаются, и вы просто решили меня забанить. Я не грубил, не использовал мат, не переходил на личности, в отличие от других участников дискуссии даже не особо использовал гиперболы и излишние обобщения (вроде "весь русский народ", как сделал это другой участник).
Если вы развиваете личный бренд, привлекаете внимание к своим публикациям (и так переживаете, что на Хабре мало комментариев), то имейте силу и спокойствие принимать мнения, отличные от вашего (при условии ведения дискуссии в цивилизованных рамках, безусловно).
То, что вы продемонстировали мне сегодня, совершенно никуда не годится. У вас хороший и очень нужный отрасли проект в виде будущей книги. Пожалуйста, сами соответствуйте тому образу желаемого, о котором вы пишете.
Sertakov83 Автор
Просто вы не мой читатель и вы были крайне неконструктивны в беседе.
Более того, вы выступали за то, что нарушение правил - нормально и не должно наказываться.
Это был вопрос не каких-то личных оценок или субъективных подходов. Вам привели с десяток статистических выкладок, но вы же продолжали их высмеивать, даже не критиковать, и никак не аргументировать свою позицию.
Потому я и утверждаю, что вы не мой читатель. И мне не интересно с вами далее общаться.
P.S. И, если вы не заметили, меня ни здесь, ни в телеграме нет, я человек-функция и не развиваю личный бренд, так что снова огульная критика не по адресу.
botyaslonim
Я не ваш читатель? - Да я все ваши посты читал буквально с карандашом, что-то обсуждали с коллегами, на какие-то я писал рецензии.
Про неконструктивность мимо: меня забанили на том моменте, когда я высказал гипотезу о снижении аварийности, где в качестве вводных присутствует не только параметр "скорость".
Про правила вообще смешно: в каждой стране они разные, более того, меняться они могут в любую сторону буквально одним днём. "Выступать за нарушение правил" звучит абсурдно, если мы говорим о рассмотрении проблемы по существу. Правила в данном случае вообще являются инструментом, а не аксиомой. И они должны меняться для достижения заявленных целей, в этом и состоит смысл настройки системы.
В-общем, просто зафиксирую для себя, что был неприятно поражён реальным масштабом вашей личности в сравнении с теми вопросами, о которых вы пишете. Психологическая уловка: кажется, если человек пишет умные вещи, открывает что-то новое, то он сам ого-го. А оказалось...
Sertakov83 Автор
Мой масштаб личности вообще не важен.
Я человек-функция, который несёт идеи.
Идеи важны.
Я забанил не за конкретный комментарий, а за то, что вы систематично высказывались против того, чтобы делать дорожный трафик безопаснее, наоборот, в защиту более опасного стиля вождения.
Да, водителю и пассажирам в машине стало безопасней, но пешеходам - нет. И опытные водители по своей вине сбивают насмерть пешеходов так же чаще, как и неопытные. И устраивают ДТП немногим реже, чем неопытные.
А вы говорите, что действующие нормы и ПДД - удавка и должны быть пересмотрены в сторону снятия ограничений.
И ладно бы вы сами какую-то статистику приводили, нет. Вы же лично никогда не попадали в аварии по своей вине.
Так что я могу признать, что вы мой читатель (и я давно никого не баню в самой Тру), но уж точно не могу сказать, что вы мой комментатор, и что я как-либо вижу наше общение плодотворным.
И в своём комментарии вы снова переходите на обсуждение моей личности, словно она здесь вообще как-то важна.
Sertakov83 Автор
Это помимо того, что всё это обсуждение на 160, которое родилось из-за ваших в том числе комментариев - дикий оффтоп