Cредства коммуникации — краеугольный камень функционирования любого бизнеса. Поэтому интерес к российскому рынку корпоративных коммуникаций растет. Когда-то внедренные решения мировых вендоров устаревают, и приходит время их заменить. 

В iCore, помимо других направлений, мы занимаемся видеоконференцсвязью (ВКС) и телефонией. Хотим поделиться нашим видением того, куда движутся российские сервисы коммуникации последние несколько лет. 

С момента ухода мировых брендов из России прошло всего 3 года. Этого, казалось бы, небольшого срока российским вендорам оказалось достаточно для создания конкурентных решений для корпоративных коммуникаций.

Мы проанализировали все наши реализованные и находящиеся в проработке проекты за последние 3 года  и можем сделать вывод, что рынок корпоративных коммуникаций в России развивается и растет крайне быстро. Похожие выводы высказывают и аналитики. Так, аналитики J’son & Partners Consulting считают, что российский рынок корпоративных коммуникаций в 2023 году составил 81 млрд рублей, а в ближайшие пять лет он может удвоиться и достичь 164 млрд рублей, что соответствует среднегодовому темпу роста на уровне 15%..

Что же поддерживает этот рост?

  • Стабильный спрос на удаленку и гибрид: компании не спешат отказываться от гибридных форматов работы. Это подогревает интерес к решениям видеоконференцсвязи и мессенджерам;

  • вынужденная необходимость замены устаревающих и официально неподдерживаемых западных решений на российские или китайские аналоги с официальной поддержкой производителей.

Однако и тут не без «ложки дёгтя». Не все компании готовы к быстрому переходу — есть опасения, что интеграция новых решений в уже существующую инфраструктуру может нарушить работу сервисов. Как говорится, «работает — не трогай». И тут мы готовы на поддержку инфраструктуры и оборудования ВКС и телефонии ушедших Cisco и Poly. Так одному нашему Заказчику из энергетического сектора мы помогаем с ядром ВКС Cisco. 

Еще одно препятствие. Стандарты безопасности ужесточаются — 12 февраля на конференции «Актуальные вопросы защиты информации», организованной ФСТЭК России, обсуждались новые требования к защите данных в государственных информационных системах. Повышенные требования к безопасности влекут за собой дополнительные траты и более длинные циклы внедрения. Это может быть ключевым фактором при выборе решения. Так, мы совместно с нашим Заказчиком из банковской сферы успешно внедрили решение IVA MCU, пройдя долгий и сложный путь по интеграции этой системы со всеми уже существующими системами безопасности Заказчика (и не только с ними! — об этом расскажем в одном из следующих постов).

Про тренды

Тема импортозамещения всё еще актуальна. Более того — количество обращений к нам за помощью с миграцией с западных решений только растет.

Основные причины этого: ужесточение регулирования со стороны государства и оборудование, которое, к сожалению, неизбежно устаревает и выходит из строя. 

Импортозамещение затрагивает не только сферу коммуникаций. И с отечественными вендорами проще реализовать сложные проекты с интеграцией различных систем, построить кастомизированные решения.

Сегодня заказчиков привлекает:

  • Безопасность: всё чаще выбирают on-premise развёртывание, плюс — шифрование, VPN и другие уровни защиты. Среди наших Заказчиков бОльшая часть запросов именно на on-prem решения. Так проще и удобнее контролировать информацию, передаваемую через сервисы коммуникации, и главное — легче контролировать несанкционированные внешние подключения.

  • ИИ проникает даже в сферу Корпоративных коммуникаций. Автоматизация (например, автоматическое создание встреч), саммари, резюмирование — функции новые и непривычные, но компании постепенно приходят к их использованию. Мы, например, внедряем у себя подобные сервисы и активно предлагаем нашим заказчикам их тестирование.

  • Интерфейс: если решение неудобно, то от него откажутся в пользу более «красивого» и понятного варианта. У нас был и такой опыт — заказчик перешел на менее функциональное и не такое масштабируемое решение из-за внешнего вида клиентского приложения

  • Интеграция — то, что начал Microsoft в Teams и продолжили российские вендоры. Экосистемы корпоративных коммуникаций, «супераппы» очень удобны — все сервисы доступны из одного приложения, либо связаны друг с другом. 

Немного про деньги

По данным TelecomDaily, в 2024 году российский рынок ВКС достиг 24,5 млрд рублей — это +25% к 2023 году (19,7 млрд рублей). Аналитики BusinesStat также фиксируют уверенный рост — на 88% с 2020 года: с 13,2 до 24,9 млрд рублей.

Наш собственный результат — рост выручки по данному направлению на 200% с 2023 на 2024 год, с 187 до 561 млн. рублей (ссылка).

Что поддерживает такой рост? 

Тут возвращаемся к трендам:

  • отказ от иностранных платформ;

  • рост числа ИТ-интеграций;

  • активное внедрение ИИ.

Тем не менее, остаются проблемы:

  • зарубежные решения вроде Zoom и MS Teams всё ещё популярны — и у нас есть заказчики, которым мы помогаем поддерживать работоспособность MS Teams.

  • интерфейсы и стабильность отечественных решений не всегда дотягивают до мировых лидеров.

И всё же рынок устойчив, развивается, и, если темпы сохранятся, можно говорить о формировании полноценной ИТ-экосистемы без зависимости от внешних вендоров.

А что с оборудованием ВКС?

Почему именно ВКС? Потому что именно тут можно увидеть основные изменения.

Здесь мы получаем такие запросы от заказчиков:

  • Камеры с автокадрированием и отслеживанием говорящего на основе ИИ

  • Микрофонные массивы с ИИ-шумоподавлением для чистого звука даже в open-space или при двух-трех говорящих. Например, микрофонные массивы от Shure и Yealink в этом плане прекрасно отрабатывают. Их мы и предлагаем заказчикам.

  • Интеграции с системами «Умного офиса» — для удобства бронирования и пользования переговорками.

Общий тренд рынка — снижение стоимости оборудования переговорных помещений, благодаря росту конкуренции и появлению решений всё-в-одном. Видеобары и интерактивные экраны со встроенными кодеками значительно уменьшают общую стоимость организации ВКС в малых и средних по размеру помещений. Оборудовать небольшую переговорку средствами ВКС сейчас по карману даже небольшой компании. Например, один из самых популярных сценариев — ВКС в переговорном помещении на 4-6 человек. Оборудование для такой задачи выйдет чуть дороже 250 т.р.

Что дальше

Как итог, видно — рынок Корпоративных коммуникаций в России активно развивается:

  • Супераппы становятся стандартом — всё в одном: мессенджер, ВКС, почта, календарь.

  • ИИ перестал быть опцией — автоматизация встреч, резюмирование и планирование уже в ТЗ.

  • Безопасность в приоритете — on-premise и защита данных обязательны, особенно для госсектора.

  • Оборудование — умнее и дешевле: «всё в одном» и доступно даже для SMB.

Рынок устойчив, растёт и формирует свою цифровую экосистему — без зависимости от внешних факторов.

А каково ваше мнение по развитию рынка корпоративных коммуникаций за последние 2–3 года? Будем рады, если вы поделитесь своим опытом!

Комментарии (0)