Для оправданного участия компании в open source недостаточно одной только публикации кода. Необходимо заниматься множеством связанных аспектов: от маркетинга и обучения аудитории до управления сообществом и взаимодействия с партнерами. Все эти вопросы сегодня активно обсуждаются не только на ИТ-площадках, но и в научной литературе по теме, например, в рамках специальных управленческих фрейворков и концепций.
Однако сегодняшнем материале мы посмотрим на open source-стратегию развития на практике. Делюсь продолжением разговора с Михаилом Скворцовым, основателем MK.Lab и сопредседателем консорциума Rudoo, а также Сергеем Коробковым, соучредителем ИнфЦентрПроект и КиржачТелеком, активным участником Rudoo.

Правильно ли я понимаю, что даже в условиях ограниченных ресурсов вы много пишете в корпоративных блогах о том, как развивается компания и консорциум? По вашему мнению, можно ли считать такой подход своего рода «контентной» частью open source-стратегии? Когда компания открыто делится в том числе и контентом для обучения аудитории. Как с этим у вас?
Михаил Скворцов (далее — «МС»): В рамках Rudoo работа такая ведется, но пока в точечном формате. Дело в том, что консорциум создавался на базе ассоциации цифровых инженеров — в свое время ИСП РАН эту инициативу возглавили и задали определенный вектор развития. Отдельные же участники Rudoo — вроде нас в MK.Lab — активно занимаются продвижением и делятся своим опытом.
Если же говорить о контенте, то мы проводим серию открытых мастер-классов для всех желающих: говорим о платформе, её внедрении, работе с документацией и так далее. Еще мы запустили у себя учебный портал по теме с материалами разного уровня — для разработчиков и для предпринимателей. Причем «обучению» предпр��нимателей мы уделяем много внимания и сил. Материалы готовим сами. Этим занимаюсь я и Сергей. Иногда курсы у нас появляются как коммерческие инициативы, но со временем мы открываем их полностью для всех желающих. Наконец, мы участвуем в профильных конференциях с докладами — рассматриваем, как решать те или иные производственные задачи с помощью Odoo и смежных открытых продуктов, делимся своим опытом.
Делитесь ли вы публично планами технологических разработок и задачами?
Сергей Коробков (далее — «СК»): Да, такие инструменты у нас есть, но они находятся во внутренней системе управления проектами консорциума и доступны только его участникам. Мы актуализируем планы и задачи примерно раз в месяц. Этим занимаюсь я, поскольку был выбран секретарем по этой части. Все это происходит на основе результатов еженедельных встреч с участниками консорциума, на которых мы обсуждаем прогресс по задачам, и примерно раз в квартал выстраиваем более долгосрочные планы по развитию. Такая деятельность подразумевает обязательства участников по разработке компонентов Odoo для их дальнейшей публикации. В целом мы не исключаем, что будем делиться нашим roadmap’ом и в открытом формате со всеми участниками сообщества.
МС: Что важно, присоединиться к консорциуму можно, если вы гарантируете выделение ресурсов в виде времени инженеров и программистов на разработку. Какого-то прямого денежного финансирования в этой истории нет. Но мы проводим интервью с теми, кто подает заявки для участия, чтобы проследить за тем, чтобы новые участники были способны вносить вклад в развитие продукта.
Кстати, не скрою, что и мы иногда не успеваем в полной мере выполнить взятые на себя задачи, но — как и другие участники — стараемся делать обещанное. Здесь важно понимать, что вся эта история и время разработчиков оплачивается компаниями. Но мы можем сказать, что лидируем по вкладу в развитие проекта, все это прекрасно видно по активности в публичном репозитории.
СК: Да, мы считаем выделяемые часы, но при этом убеждены в том, что эта деятельность позволяет нам популяризировать open source в России и увеличивать количество наших последователей. Это значит, что объем локальных компонентов Odoo будет только увеличиваться.
Как у вас устроены механизмы управления работой с сообществом: от code of conduct до contributing-гайда и contributor license agreement?
МС: Есть Odoo Community Association — это структура, которая задает подобные элементы для сообщества вокруг Odoo. Мы используем лучшие практики этой структуры, но в силу нашего скромного размера пока не можем поддержать абсолютно все процедуры. Однако для нас это — важный вектор для развития.
С момента нашей первой беседы прошло около трех месяцев — как у вас продвигается развитие открытых проектов и работа над продуктом?
МС: Да, прогресс есть. У нас в закрытой части консорциума появились модули, которые позволяют организовать техническое обслуживание и ремонт.
В открытой части — появились «платилки» практически для всех банков, а также интеграции для выгрузки данных (банковских выписок). Кроме того, мы выложили в открытую часть интеграцию с популярными мессенджерами. И мы сделали систему управления участниками — она будет в публичном доступе чуть позже.
Еще мы сделали «мигратор популярных данных», который позволяет быстро «отсаживать» разных клиентов, предоставляя им необходимые данные. Например, учебные курсы, проектные задачи и прочее. Это также открытый инструмент.

Какие организации сейчас входят в консорциум?
МС: У нас в целом есть два типа организаций — маленькие и средние интегратор�� вроде нас, а также большой «интегратор» в данном случае — это ИСП РАН. У них много самых разных проектов. Кстати, традиционные интеграторы, которые занимаются всем от 1С до чего угодно еще пока лишь приходят на разведку. Но у нас есть и те, кто пользуется Odoo и вносит вклад, хотя пока это — небольшие игроки. Крупные ИТ-компании с сотнями сотрудников, где используется это решение, пока не спешат участвовать в его развитии.
СК: Здесь важно понимать, что платформа Odoo в России ранее не продвигалась. Наш консорциум же занимается её маркетингом на основе открытого подхода, что пока далеко не все интеграторы считывают нужным образом и могут увидеть себя в роли участников этого процесса. Мы надеемся, что open source-подход при нашем участии даст понимание сообществу, что данная платформа может быть полезна в самом широком контексте.
Где могла бы пригодиться помощь новых участников? Как присоединиться?
МС: Можно написать в тг-группе, если есть интерес. Далее уже можно будет обсудить возможные задачи. Сейчас нас интересует углубленная локализация — причем не только перевод на русский язык, но и адаптация к российской модели управления.
Если кто-то хорошо разбирается в определенной предметной области и готов сделать для себя и для сообщества какую-то часть работы, это прекрасно. Если отраслевых знаний нет, мы можем обсудить задачи из нашей дорожной карты. У нас много задач по рефакторингу и портированию на новое ядро платформы. Такая работа нам могла бы очень серьезно поспособствовать.
СК: Еще одно актуальное направление — интеграции с внешними сервисами.
P.S. Неклассическая литература для руководителей по открытым стратегиям и корпоративному open source — разбираем свежие научные статьи 2025 года.