Рассказываем, как безобидная строка JavaScript-кода привела к нарушению стабильности тестов продукта, а также о том, как можно избежать подобных ошибок.

Для нашего статического анализатора мы поддерживаем довольно большое количество интеграций в различные инструменты, в том числе в IDE, чтобы разработчики могли без проблем пользоваться инструментом в процессе разработки. Одна из таких интеграций — расширение для Visual Studio Code, написанное на JavaScript и TypeScript.

Примечание. О том, как пользоваться расширением PVS-Studio для Visual Studio Code, можно прочитать в соответствующем разделе нашей документации.

Как и для любой другой части продукта, необходимо отслеживать качество этого расширения, поэтому для него есть различные способы верификации и тестирования, один из них — UI тесты, проверяющие основные сценарии взаимодействия пользователя с плагином.

Но однажды эти тесты стали падать без причины. По крайней мере, мы воспринимали эти падения именно так, потому что никаких изменений с нашей стороны в этот промежуток времени не происходило.

Расследование ведут единороги

Итак, начнём наш небольшой детектив с того, что именно сломалось.

Для запуска различных действий в плагине используется панель команд Visual Studio Code. Она открывается по сочетанию клавиш Ctrl+Shift+P. Соответственно, во фреймворке для тестирования, который мы используем, предусмотрен функционал для взаимодействия с этой панелью.

Говорю я про неё, потому что на скриншотах, сохранившихся в CI/CD после падения тестов, было видно, что панель команд в Visual Studio Code открылась, но дальше ничего не происходило:

Стало понятно, в какую сторону копать, но всё ещё неясно, в чём конкретно заключается проблема.

В результате долгих поисков мы выяснили, что причина падения заключалась во фреймворке, который используется для тестирования.

Итак, вот метод, отвечающий за взаимодействие с панелью команд:

async openCommandPrompt(): Promise<QuickOpenBox | InputBox> {
  const webview = await new EditorView()
                    .findElements(
                      EditorView.locators.EditorView.webView 
                    );
  if (webview.length > 0) {
    const tab = await new EditorView().getActiveTab();
    if (tab) {
      await tab.sendKeys(Key.F1);
      return await InputBox.create();
    }
  }
  const driver = this.getDriver();
  await driver.actions()
          .keyDown(Workbench.ctlKey)
          .keyDown(Key.SHIFT)
          .sendKeys('p')
          .perform();

  if (Workbench.versionInfo.version >= '1.44.0') {
    return await InputBox.create();
  }
  return await QuickOpenBox.create();
}

В этом методе фреймворк получает нужные объекты, эмулирует нажатие необходимого сочетания клавиш с помощью веб-движка, а после, в зависимости от используемой версии Visual Studio Code, создаёт объекты, в которые будут переданы необходимые команды: InputBox для более новых версий или QuickOpenBox для версий постарше.

Всё выглядит довольно прилично, но всего одна строка и привела к поломке:

...
if (Workbench.versionInfo.version >= '1.44.0') {...}
...

Здесь мы, собственно, сравниваем версии, чтобы понять, какой объект для взаимодействия с панелью команд необходимо использовать. Обратите внимание, что версия указана строкой.

А теперь мы зайдём на сайт Visual Studio Code и посмотрим, какая версия является самой новой:

Давайте попробуем выполнить сравнение с этим значением:

console.log("1.105.0" >= "1.44.0") // false

Поскольку версия хранится в строке, мы сравниваем числа лексикографически. Т. е. мы посимвольно двигаемся слева направо, сравнивая коды символов в Unicode.

Таким образом, во фрагменте выше TypeScript сравнил символы 1 и 4, после чего сделал необходимые выводы, ведь он не знает, что 1 находится в разряде выше, чем 4.

В результате такого сравнения фреймворк выбрал неправильный способ передачи команд в панель команд Visual Studio Code, и тесты намертво зависли.

Решением этой проблемы могло бы стать хранение версии в объекте, а не в строке:

interface VSCodeVersion {
  major: Number,
  minor: Number
}

И данная проблема была пофикшена в новых версиях фреймворка использованием отдельной библиотеки для проверки версий.

Динамическая типизация

Вы можете смело сказать: "В заголовке сказано, что тесты упали из-за JavaScript, но ведь такое могло быть и в любом другом, даже статически типизированном языке!"— и будете правы. Однако конкретно в JavaScript мы можем найти причину довольно похожих происшествий.

JavaScript — это язык с динамической типизацией, поэтому с типами в нём порой творится настоящая магия.

Например, если мы хотим максимально точно сравнить два значения, следует использовать оператор ===. При его использовании мы также проверяем, что типы объектов одинаковые.

Более привычный же для других языков оператор == при сравнении выполняет приведение типов, что позволяет даже значениям разных типов при сравнении выдавать true.

Например, мы можем сравнить true и 1:

console.log(true == 1);   // true 
console.log(true === 1);  // false

Поскольку true при приведении типов будет равно 1, результатом сравнения с приведением типов будет true.

Таким же образом мы можем сравнить число и строку:

console.log("5" == 5);   // true
console.log("5" === 5);  // false

Несмотря на то, что TypeScript — это расширение JavaScript, добавляющее статическую типизацию, компилятор TypeScript, в зависимости от настроек, может не ругаться на такие сравнения.

Подобные проблемы в проекте может помочь выловить, например, статический анализатор кода.

Заключение

Эта история — напоминание о том, как легко упустить из виду "очевидные" детали вроде сравнения строк, особенно в языке, где типы ведут себя не так, как кажется на первый взгляд. Даже в проектах с, казалось бы, строгой типизацией такие ловушки остаются возможными.

А статья про JavaScript, кстати, не просто же так попала в блог PVS-Studio. Кто знает, может, совсем скоро в PVS-Studio появится анализатор для JavaScript и TypeScript...

Чистого вам кода, друзья!

Если хотите поделиться этой статьей с англоязычной аудиторией, то прошу использовать ссылку на перевод: Valerii Filatov. JavaScript failed your tests.

Комментарии (0)