В прошлой статье мы познакомились с жителями некоей виртуальной Вселенной. Они попросили нас описать их физические законы и поделились своими наблюдениями. В результате у нас получилась некоторая модель. Давайте я дам её краткое описание.

Сначала «по-человечески»: их пространство — это не бесконечное пустое нечто, а трёхмерный аналог поверхности шара (глобус, например — двумерная поверхность). В каждой точке этого мира «живёт» маленький фазовый «компас» — матрица U(x), который может поворачиваться особым способом (математики называют это группой SU(2)). Совокупность всех этих «компасов» есть фазовое поле. Дальше мы играем по стандартным физическим правилам — задаём лагранжиан (формулу, которая говорит, сколько «фазовой энергии» у данной конфигурации), минимизируем действие и получаем уравнение движения. В нашей модели лагранжиан почти такой же, как в классической модели Скирма (описание вихрей), но с одним дополнительным «кусочком», который делает две важные вещи: «ломает» полную симметрию фазового «компаса», оставляя одно выделенное направление (из SU(2) остаётся U(1)) и даёт гравитацию через энергию самого поля. Дальше будут формулы. Не пугайтесь, если они выглядят страшно — мы будем последовательно раскручивать, что из них вытекает для жителей нашей виртуальной Вселенной.

А теперь для специалистов: «Модель Скирма, расширенная на всё пространство U(x) \in SU(2) на глобальной замкнутой геометрии S3, описывается лагранжианом с новым членом "−V(U)", который спонтанно нарушает симметрию SU(2) -> U(1) (что критично для вывода электродинамики) и обеспечивает гравитацию (через плотность энергии фазового поля). Глобальная компактность S3 обеспечивает квантование всех явлений. Материя интерпретируется как устойчивые топологические солитоны (фермионы), фотон — вращение U(x) вокруг направления своего распространения».

Форма дополнительного члена — это «секретный ингредиент» и равен он \mu^{2}(1-\cos(\theta_3)). Почему именно \mu^{2}, а не \mu? В теории поля обычно используют параметр с размерностью массы — тогда в уравнениях возбуждение вдоль этого направления получает массу \mu, а в лагранжиан он входит, как \mu^{2}(плотность энергии). Ну и напомню сам лагранжиан:

{\cal L}_{phase}=\tfrac{\kappa}{2}Tr(J_{\mu}J^{\mu}) + \tfrac{\alpha}{4}\,Tr([J_{\mu},J_{\nu}][J^{\mu},J^{\nu}]) — V(U)

Такой подход даёт нам неплохие стартовые преимущества — во-первых, глобальная замкнутая геометрия автоматически нам даёт квантование всех явлений, нет необходимости в искусственном квантовании; во-вторых — описание материи в виде вихрей избавляет нас от необходимости воевать с бесконечностями — вихри имеют конечные размеры и энергию.

В предыдущей части нам удалось вывести неплохую, на первый взгляд, модель электрона. Но, этого мало. Надо проверить теорию на чём-то посложнее. Давайте выведем электродинамику этого виртуального мира.

ЭЛЕКТРОДИНАМИКА

Жители этой виртуальной Вселенной уже довольно давно изучают излучение, которое распространяется по их миру. Они заметили, что и свет, и радиоволны имеют общую природу — и то и другое является устойчивыми колебаниями, которые движутся с постоянной скоростью и не зависят от источника. Более того, у них уже есть своя теория, описывающая эти явления с помощью четырёх аккуратных уравнений (все совпадения, конечно же, случайны!).

Наша задача чуть шире. Мы хотим не просто пересказать им их же наблюдения, а вписать их электродинамику в общую картину, которую мы построили в первой части. То есть показать, что их «четыре уравнения» не требуют отдельного введения — они автоматически появляются из фазовой геометрии, когда мы рассматриваем малые колебания вокруг выбранного направления в пространстве SU(2).

Двигаться будем спокойно и последовательно. Сначала разберёмся, почему у фазового поля появляется единственная лёгкая степень свободы, из которой рождается свет. Затем увидим, как из этой степени свободы формируется поле A_μ, а чуть позже — как естественным образом возникают аналоги электрического и магнитного полей. Напомню, что фазовое поле нашей виртуальной Вселенной описывается матрицей:

U(x) \in SU(2)

то есть, в каждой точке пространства стоит небольшой «фазовый компас». У него есть три независимые оси поворота — грубо говоря, три угла. В первой части мы уже использовали такую структуру, чтобы построить модель электрона, как вихрь фазового поля. Теперь нам пригодится третий член лагранжиана:

V(U) = \mu^{2}(1-cos(\theta_3))

который мы аккуратно «подмешали» в нашу модель. Его задача — сделать одно из направлений во внутреннем пространстве фаз особенным. Интуитивно это можно представить так: пусть у нас есть множество маленьких стрелочек - «компасов», и каждый мы можем крутить по трём осям. Потенциал V(U) говорит — «мне энергетически выгодно, чтобы проекция компаса на ось \theta_3 была выровнена». Любые отклонения от этого выравнивания стоят энергии, причём тем дороже, чем больше параметр \mu. В результате, два угла отвечающие за «боковые» отклонения компаса становятся «тяжёлыми» и любые их возбуждения быстро затухают. А один угол \theta_3 остаётся «лёгким» и поворачивать «компас вокруг этого выделенного направления можно почти «бесплатно».

С точки зрения симметрии это можно сформулировать так: из полной внутренней симметрии SU(2) остаётся только её подгруппа, отвечающая за повороты вокруг выделенной оси. Математики называют её U(1), а мы будем считать, что именно она и задаёт «фазу» электродинамического поля в нашей виртуальной Вселенной.

Именно колебания \theta_3(x) вдоль пространства и времени будут играть роль электромагнитных волн (мы выбрали \theta_3 потому, что именно в этом направлении потенциал имеет минимум, и только вдоль \theta_3 поле остаётся лёгким; при другом выборе потенциала выделенной была бы другая ось — физика от этого не меняется). Всё остальное — тяжёлые внутренние состояния, которые живут где-то на высоких энергиях.

И ещё одно важное уточнение: выбор \theta_3 как «лёгкой» компоненты относится только к внутренней фазовой структуре поля. Это совсем не означает, что волна может распространяться лишь в одном направлении. Световые возмущения \theta_3(x) удовлетворяют волновому уравнению в обычном пространстве, и поэтому могут двигаться куда угодно — в любую сторону. Выбор \theta_3 — это выбор внутренней оси, аналогичный выбору базиса для поляризации, а не направления распространения волны. Таким образом, внутреннее направление \theta_3 никак не связано с геометрическим направлением в пространстве. Свет распространяется в любом направлении, как и должен.

Итак, закрепим: когда мы говорим «колебания \theta_3(x)», имеется в виду очень простая вещь — в каждой точке пространства виртуальной Вселенной стоит фазовый «компас», и угол \theta_3 показывает, насколько он повернут вокруг выделенной оси. Теперь представьте, что мы слегка повернули этот компас в каком-то месте — буквально на крошечный угол, то если лагранжиан допускает лёгкие возмущения вдоль \theta_3, то такое маленькое отклонение: не остаётся на месте, а передаётся в соседние точки и формирует распространяющуюся волну в пространстве «компасов», которая движется по пространству, немного вращая каждый из них. Именно эти распространяющиеся «поворотные волны» \theta_3(x) жители нашей виртуальной Вселенной и наблюдают как свет или радиоволны.

Давайте запишем это чуть аккуратнее: любая волна — это изменение чего-то во времени и пространстве; если \theta_3(x) слегка поворачивается, нам важно не само абсолютное значение этого угла, а то, как он меняется, то — насколько быстро угол растёт или убывает вдоль пространства и как быстро он меняется во времени. Поэтому удобно собрать эти изменения в один объект:

A_{\mu}=\partial_{\mu}\theta_3

Звучит чуть страшновато, но смысл очень простой: A_{\mu} — это «скорость» вращения фазового компаса вдоль каждого направления пространства-времени. Такое определение полезно по двум причинам. Во-первых, A_{\mu} автоматически учитывает все локальные колебания. Если в какой-то области \theta_3 увеличивается, A_{\mu} об этом сразу сообщает.
Если уменьшается — тоже. Во-вторых, именно A_{\mu} будет вести себя так же, как знакомый нам электромагнитный потенциал.
В обычной физике существование потенциала — это не догма, а удобный способ описывать распространяющееся поле. И здесь ровно та же логика: A_{\mu} — это не что-то новое, а просто компактная запись малых колебаний \theta_3. Жители виртуальной Вселенной могли бы вообще никогда не слышать про SU(2), S3 и лагранжианы — но если они измеряют, как быстро поворачиваются их фазовые компасы, они фактически работают именно с A_{\mu}.

Ну а теперь давайте посмотрим, что получится, если подставить малые колебания \theta_3(x) в лагранжиан и аккуратно проследить, как меняется действие. Мы не будем устраивать полноценный курс вариационного исчисления, поэтому ограничимся интуицией и результатом.
Когда мы рассматриваем только лёгкую компоненту \theta_3, то: кинетический член \tfrac{\kappa}{2}Tr(J_{\mu}J^{\mu}) отвечает за «желание» поля быть гладким — он поощряет волнообразное распространение; Скирмовский член \tfrac{\alpha}{4}\,Tr([J_{\mu},J_{\nu}][J^{\mu},J^{\nu}]) в линейном приближении почти не влияет на малыe колебания (он становится заметным только при сильных деформациях); а потенциал V(U)={\mu}^2(1−cos(\theta_3)), как мы уже выяснили — «угнетает» две тяжёлые компоненты, но оставляет \theta_3 свободной. Именно эта комбинация приводит к тому, что небольшие изменения \theta_3 ведут себя как обычные волны. Если выписать уравнение для A_{\mu}={\partial}{\mu}\theta_3, получается:

\square A_{\mu}=0

(Для тех, кто не знаком со специальными обозначениями, уточню, что символ \square (читается д’Аламбертиан) — это просто компактная запись для второй производной по времени и по пространству; \square A_{\mu}=\tfrac{{\partial}^{2}A_{\mu}}{{\partial}t^2}-\nabla^2A_{\mu}, где \nabla^2 — обычный лаплассиан, то-есть сумма вторых производных по координатам)
Это самое простое волновое уравнение, которое говорит следующее:
«если в одном месте фазовый компас чуть повернулся, это возмущение не исчезает, а начинает распространяться по пространству со строго определённой скоростью».

Жители виртуальной Вселенной измерили эту скорость экспериментально, а мы теперь можем сказать, откуда она берётся: это просто коэффициенты перед кинетической частью лагранжиана. И вот здесь происходит первое большое «узнавание». В их мире свет — это не внешнее поле, не особая субстанция и не дополнительная сущность. Это просто волна вращения угла \theta_3, то есть колебание фазы.
Когда у нас появилось поле A_{\mu}, описывающее изменения лёгкой фазы \theta_3(x), остался один естественный вопрос: а как жители виртуальной вселенной определяют электрическое и магнитное поле? Ведь у них есть устройства, которые явно на них реагируют — значит, должны существовать величины, которые можно измерить локально. Оказывается, такие величины возникают автоматически, если посмотреть на то, как меняется A_{\mu} в пространстве и времени. Жители определяют электрическое поле через изменения фазового поля во времени или через его пространственную неоднородность. В общем случае электрическое поле возникает как комбинация обоих эффектов:
E_i=\partial_0A_i−\partial_iA_0.
Если фазовое поле не меняется во времени, электрическое поле всё равно может существовать — за счёт пространственного градиента потенциала. Именно так возникает обычное статическое электрическое поле покоящихся зарядов.

А магнитное поле показывает, насколько изменения A_{\mu} в соседних направлениях не согласованы друг с другом. Если попытаться взглянуть на то, как поле меняется «вокруг» точки, то можно заметить лёгкую асимметрию — именно она и даёт магнитное поле. В формуле эта асимметрия записывается как:
B_i=\epsilon_{ijk}\partial_jA_k.
Несмотря на пугающий вид, смысл обеих формул очень прост: E — это линейное изменение фазы во времени и градиент фазы в пространстве. Если компасы в соседних точках поворачиваются с разной скоростью, приборы жителей фиксируют электрическое поле. B — это локальная закрученность фазового поля. Если при обходе вокруг небольшой петли угол \theta_3 чуть-чуть «закручивается», это и есть магнитное поле. То есть, Если A_k меняется одинаково во всех направлениях, то магнитного поля нет. Если изменения «перекошены» (одно направление растёт, другое убывает), то прибор жителей фиксирует магнитное поле.
Ещё проще - магнитное поле возникает тогда, когда фазовое поле не просто меняется, а меняется с небольшим поворотом, как если бы вы слегка повернули линейку, пока проводите ею по поверхности. Эта «скрученность» и измеряется формулой для B.

Магнитное поле показывает, есть ли в окрестности точки асимметрия в том, как меняется поле A_{\mu} в разных направлениях. Это не новое поле, а всего лишь показатель «скрученности» изменения фазы. Если изменения полностью согласованы — магнитное поле равно нулю. Если же наблюдается небольшая разница между тем, как поле растёт в одном направлении и убывает в другом, приборы жителей регистрируют магнитное поле.
В реальной электродинамике нашего мира (E, B) определяются точно таким же образом — только там они вводятся как фундаментальные объекты. В нашей виртуальной Вселенной они не вводятся вручную, а возникают как естественные производные того же самого фазового поля. То есть вся электродинамика её жителей — это просто геометрия фазы.
Хорошая новость для жителей виртуальной Вселенной заключается в том, что два из их четырёх знаменитых уравнений вовсе не требуют отдельного объяснения. Они возникают автоматически из того, как мы определили электрическое и магнитное поля.
Начнём с первого:
\nabla \cdot B = 0

Дивергенция магнитного поля всегда равна нулю.
Это звучит как глубокий закон природы, но на самом деле является чистым следствием того, что B_i построено из производных симметричным способом:
B_i=\epsilon_{ijk}\partial_jA_k.
Если взять дивергенцию такого выражения, то разные производные просто взаимно уничтожают друг друга — это свойство тензора \epsilon_{ijk}. В итоге:
\nabla \cdot B = 0
выполняется при любых конфигурациях поля. То есть в их мире не существует «магнитных зарядов» — и это не запрет сверху, а следствие геометрии. Второе уравнение жителей — это аналог закона Фарадея: изменение магнитного поля сопровождается электрическим, и наоборот.

Снова — никакой магии. Просто смотрим на определение:
E_i=\partial_0A_i−\partial_iA_0
Если применить к нему операцию ротора (измеряющую вращение), то производные перемешиваются точно так же, как при работе с B. Поскольку все выражения состоят из производных, результат закономерен:
\nabla\times E=−\tfrac{\partial B}{\partial t}
И снова — это тождество. Оно выполняется для любых маленьких колебаний \theta_3, и его невозможно нарушить без изменения самой геометрии поля.
Два фундаментальных уравнения жителей, одно из которых говорит, что нет магнитных монополей, а другое — что изменяющееся магнитное поле всегда сопровождается электрическим — в нашей фазовой модели оказываются не законами, а автоматическими геометрическими свойствами. Половина электродинамики следует просто из того, как мы определили A_{\mu}, E и B. Наши друзья могли бы называть это «экспериментальными законами», но в нашей модели это неизбежное следствие структуры пространства и фазового поля.
Но остаются ещё два уравнения — те, которые содержат источники. В их мире источники называют «зарядами» и «токами». Откуда они берутся в нашей фазовой модели? Чтобы это понять, вспомним, как мы описывали «электрон» в первой части. Это не точечная частица, а устойчивый вихрь фазового поля. Вокруг такого вихря угол \theta_3 не может быть определён одинаково во всех направлениях: если пройти вокруг вихря по большому замкнутому контуру, значение \theta_3 изменится на целое число оборотов:
\Delta\theta_3=2\pi N
число N — целое, и изменить его без разрушения вихря нельзя. Это и есть топологическая устойчивость, на которой основана модель.
Теперь важное наблюдение: если \theta_3 делает один полный оборот вокруг вихря, то поле A_{\mu}=\partial_μ\theta_3 на больших расстояниях имеет характерное «излучающее» распределение. И это распределение — в точности то, что в виртуальной Вселенной называют электрическим полем заряда. Более формально, если подставить вихревую конфигурацию в уравнения движения, то возникает:
\partial_{\mu}F^{\mu\nu}=j^{\nu},
где F^{\mu\nu} — тензор поля, построенный из A_{\mu}, а j^{\nu} — величина, зависящая только от того, как поле «обходит» вихрь.
То есть, в нашей модели электрический заряд возникает не как отдельный объект, а как неизбежное следствие того, что вихрь фазового поля имеет ненулевой топологический индекс. Жители виртуальной Вселенной могли бы думать, что заряд — это первичная сущность. Но мы видим, что он — всего лишь характеристика того, как устроена фаза вблизи вихревого солитона. И отсюда естественным образом следует ещё один эффект — заряд дискретен. Он всегда равен целому числу N, потому что изменение N означает разрыв самого вихря.
Если отойти от вихря достаточно далеко, то структура поля становится простой и напоминает классическое «кулоновское поле», которое жители давно измерили: оно убывает с расстоянием как \tfrac{1}{r^2}, направление поля указывает «от» или «к» вихрю в зависимости от знака N, а сила взаимодействия между двумя вихрями пропорциональна произведению их индексов N_1N_2. Таким образом, мы получаем ещё одно уравнение виртуальной Вселенной — то, что аналогично уравнению Гаусса в электродинамике:
\nabla \cdot E = \rho,
где \rho — плотность топологических вихрей (их числа N).
Резюмируя: электрический заряд, это — топологический индекс вихря; заряды неизбежно создают поля E и B; их величина дискретна и не может меняться непрерывно. Это полностью согласуется с тем, что жители наблюдают — одни вихри отталкиваются, другие притягиваются, сила убывает как \tfrac{1}{r^2}, и всё это описывается их «четырьмя уравнениями». Таким образом, мы получили третье из четырёх уравнений электродинамики — и мы не вводили заряды вручную, а вывели их как свойство геометрии фазового поля.
Мы уже использовали уравнение
\partial_{\mu}F^{\mu\nu}=j^{\nu},
чтобы получить одну из форм электродинамики — аналог закона Гаусса. Теперь давайте увидим, что из того же самого уравнения автоматически появляется ещё один знакомый им закон — тот, который связывает магнитное поле с током и изменяющимся электрическим полем. Для этого удобно разделить индекс \nu на временную и пространственные компоненты. Пусть:
\nu = 0 — «время». И это уже дало нам \nabla \cdot E = \rho,
\nu = i — пространственная компонента (i=1,2,3) и сейчас мы вытащим уравнение для \nabla \times B.
Запишем пространственную часть уравнения \partial_{\mu}F^{\mu\nu} = j^{\nu}:
\partial_{\mu}F^{{\mu}i} = j^i
Если расписать левую часть по компонентам, получается:
\partial_0F^{0i}+\partial_kF^{ki}=j^i
Здесь F^{0i} связан с электрическим полем и даёт вклад \partial_0E_i, F^{ki} связан с магнитным полем и через него рождается \nabla \times B.
Не углубляясь в тензорные детали, можно воспользоваться готовыми обозначениями, которые мы уже ввели: E_i — компонента электрического поля, B_i — компонента магнитного поля. Тогда вышеприведённое уравнение просто переписывается в более привычном трёхмерном виде:
\tfrac{\partial E}{\partial t}+\nabla\times B=j.
А если поменять члены местами, получим именно тот вид, к которому привыкли жители:
\nabla\times B=j + \tfrac{\partial E}{\partial t}.
(Обращаю внимание — здесь не перенос слагаемого в правую часть уравнения, что приводит к смене знака, а просто поменяли местами слагаемые внутри правой части, чтобы получилась привычная форма, хотя есть конвенция и со знаком минус).

Итак, жители виртуальной Вселенной давно используют набор из четырёх уравнений, описывая ими свет, радиоволны и электрические явления. Но теперь мы можем сказать им, откуда эти уравнения берутся. Они не являются отдельными законами природы — они являются следствием фазовой структуры, заданной лагранжианом:
{\cal L}_{phase}=\tfrac{\kappa}{2}Tr(J_{\mu}J^{\mu})+\tfrac{\alpha}{4}\,Tr([J_{\mu},J_{\nu}][J^{\mu},J^{\nu}])−\mu^2(1−cos(\theta_3)).
Волновое поведение света, отсутствие магнитных зарядов, связь между электрическими и магнитными полями, кулоновские силы между вихрями — всё это просто разные проявления одной и той же внутренней геометрии. Это, пожалуй, самое красивое свойство фазовой модели: она не требует множества отдельных допущений. Стоит лишь задать форму лагранжиана — и всё остальное появляется само собой.

А теперь приятный бонус «на закуску».

В нашем мире ещё Ландау обращал внимание на неприятную особенность классической электродинамики: если взять точечный заряд, подчиняющийся уравнениям Максвелла, то попытка аккуратно учесть его собственное поле приводит к странным результатам. Самая известная формулировка проблемы выглядит так — точечный заряд создаёт вокруг себя электрическое поле и это поле обладает энергией и импульсом; если заряд движется с ускорением, его поле меняется и начинает излучать и при честном учёте вклада собственного поля можно получить уравнения, в которых частица как бы сама себя разгоняет, даже без внешних сил. Почти все такие парадоксы упираются в два корня:
- заряд считается математически точечной частицей (без размеров),
- поле и частица описываются как разные сущности, сшитые вручную через уравнение Лоренца.

В виртуальной Вселенной жителей всё устроено иначе, и именно поэтому у них эта проблема просто не возникает. В нашей фазовой модели «электрон» — это не точка, а устойчивый вихрь фазового поля. У него есть конечный размер (сердцевина вихря), конечная энергия и конкретное распределение поля вокруг. То есть, нельзя отделить «заряд» от его поля — это одно и то же пространственное образование. Поэтому сама постановка вопроса «как частица взаимодействует со своим собственным полем?» теряет смысл: нет отдельной частицы и отдельного поля, есть одна и та же конфигурация фазового поля.
В привычной учебной электродинамике делается так — сначала постулируются уравнения Максвелла для поля, затем отдельно постулируется закон Лоренца для движения заряда в этом поле. И после этого попытка честно учесть само поле частицы приводит к головной боли. В виртуальном мире жителей всё проще и одновременно честнее — существует один лагранжиан фазового поля, вихрь и его поле — это одно решение этого лагранжиана, а движение «частицы» — это просто эволюция конфигурации поля во времени. Нет шага, где кто-то вручную добавляет силу qE+qv\times B к точечной массе. Вместо этого, геометрия вихря сама «решает», как ему двигаться в общем фазовом поле, при том что полная энергия и импульс системы строго сохраняются.
Важный тест на котором классическая модель с самоускоряющимися решениями ломается, звучит так — что будет с одиночным «электроном», если он просто равномерно движется вперёд? В фазовой модели виртуальной Вселенной есть специальный класс решений: вихрь движется равномерно и прямолинейно, его фазовая конфигурация просто плавно «переезжает» через пространство; ни поле вдали, ни структура вихря при этом не испытывают патологического роста энергии. Такие решения — просто «вихревой солитон с постоянной скоростью». Он не излучает потому, что его конфигурация не содержит ускорения, а значит — не возникает и никакого самоускорения.
Если вихрь потянуть или толкнуть (то есть добавить внешнее воздействие), то он деформируется, создаёт волны фазового поля (аналог излучения), часть энергии уходит в эти волны, сам вихрь теряет энергию и может замедлиться. Но всё это описывается одним и тем же полевым лагранжианом, без ручного добавления «силы собственного поля». Поэтому нет бесконечной самоускоряющей силы, нет необходимости вычитать бесконечную связь с самим собой и нет уравнений с третьими производными по времени и странными «убегающими» решениями.

Внимательный читатель, вероятно, уже заметил, что мы нигде не вводим численные значения коэффициентов при членах лагранжиана — \kappa, \alpha и \mu. Но на данном этапе их точные величины нам не нужны: мы сначала выводим саму структуру теории, а уже потом, при желании, жители виртуальной Вселенной смогут определить эти параметры экспериментально. Численные значения этих коэффициентов ещё не играют роли в нашем изложении — главное, что сама теория остаётся согласованной и логичной при любых разумных значениях этих параметров. Позже, когда мы перейдём к более тонким эффектам, жители исследуемой виртуальной Вселенной смогут определить эти величины так же, как физики нашего мира определяют скорость света или массу частиц — через эксперименты.

Получилось длинновато, но надеюсь — мне удалось Вас увлечь. В дальнейшем мы попробуем вывести что-нибудь ещё.

Комментарии (0)