Компания Virgin Galactic представила новую модель туристического ракетоплана SpaceShipTwo. Предыдущий аппарат разрушился в воздухе осенью 2014 года из-за ошибки пилота (но не только). Эта модель повторяет конструкцию предыдущей. Будем надеяться, что в ней предусмотрена защита от ошибок, и повышена надежность.



Ракетоплан должен стартовать из под крыла самолета White Knight на высоте 15 км и подниматься выше 100 км благодаря гибридному ракетному двигателю. Возвращение будет проходить в режиме планирования. Шесть пассажиров смогут взглянуть на Землю со стороны и смогут считаться людьми совершившими космический полет.



Предыдущая модель до аварии дошла до стадии огневых летных испытаний но не смогла подняться выше 22 километров. Выявилась проблема с нестабильностью работы гибридного двигателя. Особенность этого двигателя в том, что горючее в нем твердое — резина, а окислитель — жидкая закись азота. В последнем полете испытывали новое горючее — пластиковое. Двигатель стартовал хорошо, но пилот зачем-то разблокировал аэродинамический стабилизатор, который используется только при спуске. Эта ошибка погубила и ракетоплан и пилота.

1414797261290_wps_44_The_Virgin_Galactic_Space

1414797280857_wps_47_The_Virgin_Galactic_Space

1414797248350_Image_galleryImage_The_Virgin_Galactic_Space

1414797287578_Image_galleryImage_The_Virgin_Galactic_Space
Источник: dailymail.co.uk

Сейчас Virgin Galactic упирает на то, что с новым аппаратом будет проведено большое количество испытаний. Они уже проверили компоненты по-отдельности, теперь пришло время комплексных испытаний. Сначала будет работа на земле: проверят систему электропитания, испытают надежность креплений к самолету-носителю. Потому будут старты без включения ракетного двигателя — будут отрабатывать первый этап запуска и посадку. И только потом перейдут к полетам с ракетной тягой. Думаю, такими темпами первый турист отправится в космос не раньше чем через два года, в лучшем случае.

Стоимость билетов называется $250 тыс. долл. В настоящее время уже несколько десятков билетов выкуплено по предзаказам.











Новый ракетоплан имеет собственное название VSS Unity, по предложению Стивена Хокинга, который тоже рассчитывает на полет.

В перспективе такая технология рассматривается как средство для осуществления гиперзвуковых пассажирских перелетов через околокосмическое пространство. Туристические полеты должны отработать технологию.

Комментарии (39)


  1. Rumlin
    20.02.2016 08:54
    +1

    Надеюсь в этой модели они добавили блокировок на то, что нельзя включать на определенных этапах полета.


    1. DagothNik
      20.02.2016 09:27
      +3

      Самый надежный способ избежать ошибок пилота — избавиться от пилота. Людям свойственно допускать ошибки. Зато люди смогут придумать способ выйти из такой ситуации, из которой автопилот не сможет.


    1. pnetmon
      20.02.2016 10:11

      По предыдущей ошибке добавили.

      Все описать и предусмотреть невозможно.


      1. Rumlin
        20.02.2016 17:11

        Но в данном случае это было известно и не было предпринято даже простейших мер автоматического предупреждения пилотов об опасных действиях.


        1. pnetmon
          20.02.2016 20:31

          Что было известно?
          Они даже не предполагали таких действий. И его действия не должны были привезти к катастрофе. Он снимал блокировку, ее снятие на такой скорости не должно было привести к изменению положения хвостового оперения. Были другие факторы приведшие к переводу оперения.


          1. Rumlin
            20.02.2016 21:30

            Ниже подробно.

            Если уж писать упрощенно, то фразу стоит поменять на «второй пилот разблокировал замки системы торможения раньше, чем это было нужно». Ну и в-третьих, на ошибку пилота повлияли проблемы в документации и подготовке, в этой катастрофе все сложнее, чем просто «ошибка пилота».
            .
            Такие вещи на «обычных» самолетах контролирует автоматика и как минимум начнет отчаянно сигналить о недопустимости режима.


            1. pnetmon
              20.02.2016 21:46

              Я читал статьи на оригинальном языке и имею чуть другое мнение чем в статье размещенной тут.

              >>в этой катастрофе все сложнее, чем просто «ошибка пилота».
              Нельзя все заавтоматизировать и предусмотреть — большая часть правил пишется кровью.


  1. Fullmoon
    20.02.2016 10:09
    +1

    Пара вопросов.
    Мелкий. Особенность этого двигателя в том, что горючее в нем твердое — резина — это rubber или resin?
    Общий. А каковы вообще перспективы вот таких суборбитальных полётов (кроме как очень крутых американских горок)? Или это у них вынужденный переходный этап перед орбитальными?


    1. pnetmon
      20.02.2016 10:18
      +3

      На орбитальный они не замахивались


      1. Fullmoon
        20.02.2016 10:24
        -2

        Тогда вообще в чём смысл?


        1. pnetmon
          20.02.2016 10:54
          +2

          А вообще в чем смысл летать на орбиту Земли если не можем летать на другие планеты?

          Сейчас туристическая направленность.


    1. gary1
      20.02.2016 10:25

      Википедия говорит нам что в планах у них много чего, в том числе и орбитальные полеты.

      > It is developing commercial spacecraft and aims to provide suborbital spaceflights to space tourists, suborbital launches for space science missions, and orbital launches of small satellites. Further in the future, Virgin Galactic plans to provide orbital human spaceflights as well.[1] The company also hopes to develop an orbital launch vehicle (LauncherOne).


      1. Fullmoon
        20.02.2016 10:36

        Ага, таки есть.

        Просто мне вот это вот катание туристов на суборбиту кажется, мягко говоря, странным. Или суборбитальные полёты недостаточно отработаны — тогда никаких туристов. Или отработаны достаточно — тогда пора переходить к орбитальным, а не катать туристов.

        Я понимаю, что деньги нужны, и 1.5М за полёт — деньги неплохие. Но и это не обычный самолёт, тут стоимость запуска и предполётной проверки/подготовки повыше будет.


        1. Mad__Max
          21.02.2016 01:13
          +1

          Главная проблема современной пилотируемой космонавтики — отсутствие вменяемых целей (а собственно ЗАЧЕМ?) и какого-либо экономического смысла/привлекательности.

          И катать туристов (довольно массово) пусть и на суб.орбиту для начала — довольно неплохой ответ на эту важнейшую проблему.


      1. Zelenyikot
        20.02.2016 11:01
        +1

        LauncherOne — это легкая ракета для выведения спутников до 250 кг.


      1. pnetmon
        20.02.2016 15:03

        Если почитать источник [1] — то там в абзаце про полеты на недели в космос. Это точно не на этом корабле, который не должен выдержать возвращение с орбиты.

        А запускать они планируют на орбиту небольшие спутники с других воздушных средств (не с имеющегося Белого рыцаря 2)…


    1. Desiderio
      20.02.2016 11:06
      +3

      горючее в нем твердое — резина — это rubber или resin?
      "rubber-based rocket fuel", а точнее "hydroxyl-terminated polybutadiene, a form of rubber"


      1. Desiderio
        20.02.2016 11:11
        +1

        Ссылку забыл прикрепить: https://ru.wikipedia.org/wiki/НТРВ


    1. SvSh123
      20.02.2016 14:27

      Перспектива — возможность за пару часов долететь из Европы до Америки. Ну или попасть из Москвы во Владивосток в течение часа. :)


      1. Fullmoon
        20.02.2016 14:31

        При этом стартуя из-под брюха целого авиалайнера? Что-то как-то замудрённо выходит. Вот если бы сразу с земли...


        1. arheops
          20.02.2016 19:00
          +3

          откуда стартуя — вопрос десятый. но 250к долларов за перелет Европа-Америка — не каждый выложит


          1. SvSh123
            23.02.2016 00:35

            Так и летать будут не на этой фитюльке, а сделают что-нибудь сравнимое по загрузке с Як-40. Глядишь, и цена упадет. ;)


          1. Oxoron
            27.02.2016 01:25

            Массовость обычно снижает издержки. Опять-таки, сейчас идет отбив затрат на разработку\подготовку техники\персонала.


    1. Avr_Iv
      27.02.2016 01:27

      В перспективе такая технология рассматривается как средство для осуществления гиперзвуковых пассажирских перелетов через околокосмическое пространство.
      В некоторых НФ-книгах (сейчас не вспомню, к сожалению, в каких) как раз использовалась идея суборбитальных и орбитальных полётов: хоть и больше высота (большее расстояние нужно пролететь), но ниже сопротивление воздуха и выше скорость. Иными словами это более быстрый способ перемещения между двумя отдалёнными точками на Земле, притом вероятно и более эффективный по затратам топлива (но выход на большие высоты всё равно очень ресурсозатратен).


  1. lozga
    20.02.2016 10:17
    +8

    Описание аварии слишком упрощено. Во-первых, пилотов было два. Во-вторых, этот замок надо было разблокировать, но на скорости 1,4 М. Если уж писать упрощенно, то фразу стоит поменять на "второй пилот разблокировал замки системы торможения раньше, чем это было нужно". Ну и в-третьих, на ошибку пилота повлияли проблемы в документации и подготовке, в этой катастрофе все сложнее, чем просто "ошибка пилота". Как только вышел отчет NTSB я делал подробный обзор.


    1. Zelenyikot
      20.02.2016 11:02
      +1

      Добавил ссылку в текст.


      1. lozga
        20.02.2016 11:46

        Спасибо!


  1. Murmand
    20.02.2016 11:02
    +1

    Хочется пожелать успехов команде которая хочу заметить хоть и является коммерсантами, но после нескольких неудач не сдалась и не заявила о недостатках финансирования.


    1. DagothNik
      20.02.2016 13:41
      +1

      Маск тоже после неудач не завял о недостатках финансирования. И когда были неудачи с посадкой и когда были неудачи со взлетом.


  1. Anisotropic
    20.02.2016 12:43

    Ньюэлл покусал Бренсона, и тот теперь тоже умеет считать только до двух.


    1. DagothNik
      20.02.2016 13:43
      +2

      Не, тогда бы корабль назывался SpaceShipTwo: Episode One.


      1. Anisotropic
        20.02.2016 16:25

        Может у него где-нибудь на фюзеляже и написано «episode one» или «build 0.02»


        1. pnetmon
          20.02.2016 20:36
          +1

          Написано на оперении N202VG


  1. acc0unt
    20.02.2016 13:45

    Боюсь я, что пока у этой компании дело дойдёт до полётов туристов, к перевозке пассажиров подтянется Blue Origin, а то и SpaceX с настоящими орбитальными полётами. И тогда Virgin Galactic будут в пролёте как минимум по цене.


    1. Kulich
      20.02.2016 16:01
      +1

      Настоящие орбитальные полеты и сейчас доступны условно. Тут вопрос цены, сейчас можно при особом желании и свободном месте на МКС полететь вроде как за 20M$, а SpaceX дешевле 10M$ наверняка не сможет катать, 250K и 10M очень разные цены.


      1. pnetmon
        20.02.2016 20:49

        Настоящие орбитальные полеты частным лицам сейчас не доступны. Свободное место образовалось благодаря «годовому полету». Плата за место для певицы около 52М$. А Казахстан — «около $20 млн; по договоренности с Россией оплата будет произведена в 2016 г.», но там могут быть уступки о которых не говорят


        1. Zelenyikot
          21.02.2016 00:04

          По слухам, годовой полет только и затеяли чтобы место туристу освободить. Если деньги есть, полететь реально. Не сейчас, так года через три, когда у NASA абонемент на "Союзы" закончится.


          1. pnetmon
            21.02.2016 00:12
            +1

            Это не слухи, а домыслы. Американцам нужны длительные полеты, другие годовые полеты планируются и про их возможность писали.

            Вот только сколько будет запусков Союза когда американцы не будут платить — пока в графике 2 запуска в год. Какие туристы если пытаться иметь 3 членах экипажа на Российском сегменте. Они летать будут на местах профессиональных космонавтов?


  1. stanislavskijvlad
    27.02.2016 01:25

    Ричард Брендстон красава. Столько всего реализовал. Немного не по теме: его книги очень мотивируют на успех. Он не говорит в них «надо делать то, надо делать это.» Они по большей части автобиографичны. И читаются легко. Так что, советую.