Компания Virgin Galactic представила новую модель туристического ракетоплана SpaceShipTwo. Предыдущий аппарат разрушился в воздухе осенью 2014 года из-за ошибки пилота (но не только). Эта модель повторяет конструкцию предыдущей. Будем надеяться, что в ней предусмотрена защита от ошибок, и повышена надежность.
Ракетоплан должен стартовать из под крыла самолета White Knight на высоте 15 км и подниматься выше 100 км благодаря гибридному ракетному двигателю. Возвращение будет проходить в режиме планирования. Шесть пассажиров смогут взглянуть на Землю со стороны и смогут считаться людьми совершившими космический полет.
Предыдущая модель до аварии дошла до стадии огневых летных испытаний но не смогла подняться выше 22 километров. Выявилась проблема с нестабильностью работы гибридного двигателя. Особенность этого двигателя в том, что горючее в нем твердое — резина, а окислитель — жидкая закись азота. В последнем полете испытывали новое горючее — пластиковое. Двигатель стартовал хорошо, но пилот зачем-то разблокировал аэродинамический стабилизатор, который используется только при спуске. Эта ошибка погубила и ракетоплан и пилота.
Источник: dailymail.co.uk
Сейчас Virgin Galactic упирает на то, что с новым аппаратом будет проведено большое количество испытаний. Они уже проверили компоненты по-отдельности, теперь пришло время комплексных испытаний. Сначала будет работа на земле: проверят систему электропитания, испытают надежность креплений к самолету-носителю. Потому будут старты без включения ракетного двигателя — будут отрабатывать первый этап запуска и посадку. И только потом перейдут к полетам с ракетной тягой. Думаю, такими темпами первый турист отправится в космос не раньше чем через два года, в лучшем случае.
Стоимость билетов называется $250 тыс. долл. В настоящее время уже несколько десятков билетов выкуплено по предзаказам.
Новый ракетоплан имеет собственное название VSS Unity, по предложению Стивена Хокинга, который тоже рассчитывает на полет.
В перспективе такая технология рассматривается как средство для осуществления гиперзвуковых пассажирских перелетов через околокосмическое пространство. Туристические полеты должны отработать технологию.
Комментарии (39)
Fullmoon
20.02.2016 10:09+1Пара вопросов.
Мелкий. Особенность этого двигателя в том, что горючее в нем твердое — резина — это rubber или resin?
Общий. А каковы вообще перспективы вот таких суборбитальных полётов (кроме как очень крутых американских горок)? Или это у них вынужденный переходный этап перед орбитальными?gary1
20.02.2016 10:25Википедия говорит нам что в планах у них много чего, в том числе и орбитальные полеты.
> It is developing commercial spacecraft and aims to provide suborbital spaceflights to space tourists, suborbital launches for space science missions, and orbital launches of small satellites. Further in the future, Virgin Galactic plans to provide orbital human spaceflights as well.[1] The company also hopes to develop an orbital launch vehicle (LauncherOne).Fullmoon
20.02.2016 10:36Ага, таки есть.
Просто мне вот это вот катание туристов на суборбиту кажется, мягко говоря, странным. Или суборбитальные полёты недостаточно отработаны — тогда никаких туристов. Или отработаны достаточно — тогда пора переходить к орбитальным, а не катать туристов.
Я понимаю, что деньги нужны, и 1.5М за полёт — деньги неплохие. Но и это не обычный самолёт, тут стоимость запуска и предполётной проверки/подготовки повыше будет.Mad__Max
21.02.2016 01:13+1Главная проблема современной пилотируемой космонавтики — отсутствие вменяемых целей (а собственно ЗАЧЕМ?) и какого-либо экономического смысла/привлекательности.
И катать туристов (довольно массово) пусть и на суб.орбиту для начала — довольно неплохой ответ на эту важнейшую проблему.
pnetmon
20.02.2016 15:03Если почитать источник [1] — то там в абзаце про полеты на недели в космос. Это точно не на этом корабле, который не должен выдержать возвращение с орбиты.
А запускать они планируют на орбиту небольшие спутники с других воздушных средств (не с имеющегося Белого рыцаря 2)…
Desiderio
20.02.2016 11:06+3горючее в нем твердое — резина — это rubber или resin?
"rubber-based rocket fuel", а точнее "hydroxyl-terminated polybutadiene, a form of rubber"
SvSh123
20.02.2016 14:27Перспектива — возможность за пару часов долететь из Европы до Америки. Ну или попасть из Москвы во Владивосток в течение часа. :)
Fullmoon
20.02.2016 14:31При этом стартуя из-под брюха целого авиалайнера? Что-то как-то замудрённо выходит. Вот если бы сразу с земли...
arheops
20.02.2016 19:00+3откуда стартуя — вопрос десятый. но 250к долларов за перелет Европа-Америка — не каждый выложит
SvSh123
23.02.2016 00:35Так и летать будут не на этой фитюльке, а сделают что-нибудь сравнимое по загрузке с Як-40. Глядишь, и цена упадет. ;)
Oxoron
27.02.2016 01:25Массовость обычно снижает издержки. Опять-таки, сейчас идет отбив затрат на разработку\подготовку техники\персонала.
Avr_Iv
27.02.2016 01:27В перспективе такая технология рассматривается как средство для осуществления гиперзвуковых пассажирских перелетов через околокосмическое пространство.
В некоторых НФ-книгах (сейчас не вспомню, к сожалению, в каких) как раз использовалась идея суборбитальных и орбитальных полётов: хоть и больше высота (большее расстояние нужно пролететь), но ниже сопротивление воздуха и выше скорость. Иными словами это более быстрый способ перемещения между двумя отдалёнными точками на Земле, притом вероятно и более эффективный по затратам топлива (но выход на большие высоты всё равно очень ресурсозатратен).
lozga
20.02.2016 10:17+8Описание аварии слишком упрощено. Во-первых, пилотов было два. Во-вторых, этот замок надо было разблокировать, но на скорости 1,4 М. Если уж писать упрощенно, то фразу стоит поменять на "второй пилот разблокировал замки системы торможения раньше, чем это было нужно". Ну и в-третьих, на ошибку пилота повлияли проблемы в документации и подготовке, в этой катастрофе все сложнее, чем просто "ошибка пилота". Как только вышел отчет NTSB я делал подробный обзор.
Murmand
20.02.2016 11:02+1Хочется пожелать успехов команде которая хочу заметить хоть и является коммерсантами, но после нескольких неудач не сдалась и не заявила о недостатках финансирования.
DagothNik
20.02.2016 13:41+1Маск тоже после неудач не завял о недостатках финансирования. И когда были неудачи с посадкой и когда были неудачи со взлетом.
Anisotropic
20.02.2016 12:43Ньюэлл покусал Бренсона, и тот теперь тоже умеет считать только до двух.
DagothNik
20.02.2016 13:43+2Не, тогда бы корабль назывался SpaceShipTwo: Episode One.
Anisotropic
20.02.2016 16:25Может у него где-нибудь на фюзеляже и написано «episode one» или «build 0.02»
acc0unt
20.02.2016 13:45Боюсь я, что пока у этой компании дело дойдёт до полётов туристов, к перевозке пассажиров подтянется Blue Origin, а то и SpaceX с настоящими орбитальными полётами. И тогда Virgin Galactic будут в пролёте как минимум по цене.
Kulich
20.02.2016 16:01+1Настоящие орбитальные полеты и сейчас доступны условно. Тут вопрос цены, сейчас можно при особом желании и свободном месте на МКС полететь вроде как за 20M$, а SpaceX дешевле 10M$ наверняка не сможет катать, 250K и 10M очень разные цены.
pnetmon
20.02.2016 20:49Настоящие орбитальные полеты частным лицам сейчас не доступны. Свободное место образовалось благодаря «годовому полету». Плата за место для певицы около 52М$. А Казахстан — «около $20 млн; по договоренности с Россией оплата будет произведена в 2016 г.», но там могут быть уступки о которых не говорят
Zelenyikot
21.02.2016 00:04По слухам, годовой полет только и затеяли чтобы место туристу освободить. Если деньги есть, полететь реально. Не сейчас, так года через три, когда у NASA абонемент на "Союзы" закончится.
pnetmon
21.02.2016 00:12+1Это не слухи, а домыслы. Американцам нужны длительные полеты, другие годовые полеты планируются и про их возможность писали.
Вот только сколько будет запусков Союза когда американцы не будут платить — пока в графике 2 запуска в год. Какие туристы если пытаться иметь 3 членах экипажа на Российском сегменте. Они летать будут на местах профессиональных космонавтов?
stanislavskijvlad
27.02.2016 01:25Ричард Брендстон красава. Столько всего реализовал. Немного не по теме: его книги очень мотивируют на успех. Он не говорит в них «надо делать то, надо делать это.» Они по большей части автобиографичны. И читаются легко. Так что, советую.
Rumlin
Надеюсь в этой модели они добавили блокировок на то, что нельзя включать на определенных этапах полета.
DagothNik
Самый надежный способ избежать ошибок пилота — избавиться от пилота. Людям свойственно допускать ошибки. Зато люди смогут придумать способ выйти из такой ситуации, из которой автопилот не сможет.
pnetmon
По предыдущей ошибке добавили.
Все описать и предусмотреть невозможно.
Rumlin
Но в данном случае это было известно и не было предпринято даже простейших мер автоматического предупреждения пилотов об опасных действиях.
pnetmon
Что было известно?
Они даже не предполагали таких действий. И его действия не должны были привезти к катастрофе. Он снимал блокировку, ее снятие на такой скорости не должно было привести к изменению положения хвостового оперения. Были другие факторы приведшие к переводу оперения.
Rumlin
Ниже подробно.
.Такие вещи на «обычных» самолетах контролирует автоматика и как минимум начнет отчаянно сигналить о недопустимости режима.
pnetmon
Я читал статьи на оригинальном языке и имею чуть другое мнение чем в статье размещенной тут.
>>в этой катастрофе все сложнее, чем просто «ошибка пилота».
Нельзя все заавтоматизировать и предусмотреть — большая часть правил пишется кровью.