Схема электролиза без мембраны: два параллельных электрода располагаются на расстоянии в несколько сотен микрометров

Не секрет, что чистый водород — один из наиболее перспективных видов альтернативного топлива. Водород добывают из любого водного раствора, а при сгорании он превращается обратно в воду, что может быть прекраснее?

Проблема только в стоимости добычи водорода. Электролиз воды предполагает, что электроды погружаются в воду, а между ними находится полимерная мембрана. Ток идёт от катода к аноду, а на своём пути он (при помощи катализатора) расщепляет воду на кислород и водород. Полимерная мембрана выполняет важную функцию, разделяя получившиеся газы.

На сегодняшний в качестве мембраны с ионной проводимостью практически повсеместно используется нафион или другой тип мембраны. Но все они отличаются дороговизной и ограниченным сроком службы. К тому, мембраны требуют особых условий проведения электролиза. Например, нафион работает в жидкости только с низкой кислотностью и только с определёнными катализаторами.

Изобретение химиков из EPFL под руководством Деметри Псалтиса (Demetri Psaltis) позволяет избавиться от этих ограничений и намного удешевить электролиз воды.

Они провели ряд экспериментов с микроустройством, размещая электроды на разном расстоянии друг от друга и прогоняя между ними воду на разной скорости. Оказалось, что при определённом расстоянии между электродами H2 и O2 сами разлетаются в разные стороны, без всякой мембраны!



Причина такого поведения ионов — эффект Сегре-Зильберберга, когда при движении жидкости находящиеся в ней частицы поток уносит в стороны.



Учёные надеются, что им удастся приспособить прибор для работы с любыми видами жидких электролитов и любыми катализаторами, поскольку больше нет риска повреждения хрупкой мембраны. Исчезнут обязательные требования использовать только благородные металлы вроде платины из-за ограничений на кислотность (pH) жидкости.

Если получится масштабировать микроустройство до промышленного образца, то это кардинально снизит стоимость водорода, получаемого при электролизе воды.

Научная работа “A membrane-less electrolyzer for hydrogen production across the pH scale” опубликована в журнале “Energy & Environmental Science”, DOI: 10.1039/C5EE00083A (зеркало).

Комментарии (19)


  1. Iv38
    29.04.2015 02:13
    +10

    Проблема только в стоимости добычи водорода.

    А проблема хранения водорода уже решена что ли? Хранение под большим давлением не внушает доверия, требует затрат энергии на сжатие. Сорбционные методы не обеспечивают приемлемой плотности энергии.


    1. Grox
      02.05.2015 01:14

      Можно будет более эффективно запасать таким образом энергию, от возобновляемых источников или ночью.


      1. Iv38
        02.05.2015 09:13

        Можно. Но хранить-то водород все равно придется. Так что стоимость электролиза все равно не единственная проблема.


  1. forgotten
    29.04.2015 09:02
    +6

    Для электролиза водорода требуется ровно столько же энергии, сколько выделится при горении, плюс накладные расходы. Даже если разработать уникальный супер-эффективный электролиз, он всё равно останется просто опасным способом аккумулировать электрическую энергию с КПД = КПД электролиза * КПД топливной ячейки.


    1. neverice
      29.04.2015 10:43
      +2

      Зато водород позволяет хранить энергию со значительно более высокой плотностью и дешевле, чем аккумуляторные батареи при относительно близком КПД. Тойота практически решила проблему безопасного хранения водорода. Плюс, сама проблема хранения и дешевого электролиза выглядит проще, чем разработка дешевых и емких аккумуляторов. Другими словами, не смотря на свои недостатки, водород является весьма перспективным средством хранения энергии.


      1. forgotten
        29.04.2015 10:54
        +4

        Может быть. Мне, признаться, некогда в этом рыться.

        Я про то, что из статьи может сложиться впечатление, что найден какой-то дешёвый способ получения *топлива*, т.е. чего-то с EROEI > 1. Это не так — найден потенциально более дешёвый способ делать аккумуляторы.


      1. mdaemon
        29.04.2015 16:02
        +4

        тут все немного не так, да жидкий водород превосходит по плотности хранения аккумуляторы в 4 раза, (что кстати вовсе не так уж значительно) но хранение жидкого водорода еще та задача, сводящая на нет все плюсы…

        А остальные способы хранения водорода имеют гораздо худший результат по плотности энергии на литр.

        Кстати по этому показателю водород в 4 раза уступает обычному бензину…


        1. Sherd
          29.04.2015 18:15
          -1

          А мне интересно, почему не обойти проблему хранения водорода просто не храня его.
          Например, если эта система с таким хорошим КПД, то в бак автомобиля заливается вода, при старте с аккамулятора берется начальное напряжение для запуска процесса электролиза и дальше все как в ДВС.
          Понятно, что я сильно упрощаю, но как концепция, почему нет?


          1. kenoma
            29.04.2015 18:19
            +3

            Быстрее подавайте патент.


          1. melmaxnvk
            29.04.2015 19:06

            Вода это не топливо, топливо — водород. А чтобы его получить нужно затратить энергию, которую надо откуда-то взять. В ДВС бензин — уже готовое топливо.


        1. Mad__Max
          05.05.2015 10:19

          Это если по объему считать, зато по весу(на кг) — водород напротив самый энергоемкий элемент во вселенной.
          Примерно в 2.5 раза превосходит бензин, ну а аккумуляторы вообще и близко не стояли.

          Но как его нормально хранить, это да, большая проблема. А так бы аккумуляторы и водородные ячейки хорошо дополняли бы друг друга:
          аккумуляторы — для кратковременного хранения (например суточные циклы)
          водород — для долговременного хранения (например годичные циклы, скажем запасать избыток энергии солнечных батарей летом и ветряков осенью, чтобы использовать ее зимой, когда выработка этих типов минимальна, а потребность в энергии — наоборот максимальна)


  1. DrPass
    29.04.2015 09:11
    +9

    Я, честно говоря, удивлен. Когда четверть века назад в школе делал электролиз по детской книжке «Опыты без взрывов», никакой проблемы с разделением газов не было. Вокруг катода выделяется исключительно кислород, вокруг анода — исключительно водород. Обернул электроды любой пластиковой, стеклянной или еще какой нейтральной к среде трубкой со свободным доступом электролита, и продукты электролиза собираются только в этой трубке. А оно, оказывается, нерешенная в промышленных масштабах проблема…


    1. eaa
      29.04.2015 13:03

      Ура! Несколько лет не мог вспомнить название этой книги, теперь опять с удовольствием прочитаю, супер книга для каждого начинающего химика.


    1. kenoma
      29.04.2015 14:18

      Думается мне, если расщепление на водород и кислород происходит в непосредственной близости от электрода, то велика вероятность, что ион водорода\кислорода не успеет переместиться к противоположному электроду и попадет в собираемую емкость. Плюс, скорее всего в статье речь идет о переменном токе для электролиза.


    1. BubaVV
      29.04.2015 15:50
      +2

      Фишка не в том. Простой электролиз по книжке никто не отменял. Но вода сильно греется из-за своего сопротивления, и в большом электролизеры киловатты греют воздух. Мембранный электролиз в этом смысле намного экономичней, но мембрана дорогая и нежная. А тут ее устранили, и уменьшили вроде бы потери


    1. Mad__Max
      05.05.2015 10:07

      А я и не читал даже — сам «изобрел» подобный метод. Про электролиз-то в школьком учебнике по физике прочитал, а вот как разделить получающиеся газы уже сам придумал, т.к. в учебнике про это написано не было, в библиотеки за доп. материалами я ходить не любил, а интернета еще не было.

      Впрочем у такой примитивной технологии КПД не очень, для его повышения стараются приближать электроды как можно ближе друг к другу — и отсюда и вылезает проблема с разделением газов, которая таким простым способом уже не решается.


  1. veam
    29.04.2015 11:27

    Сейчас и так можно очень дешево получать водород из угля и воды.
    Все проблемы во взрывоопасности и в летучести.


    1. NickKolok
      29.04.2015 19:04

      Уголь — снова ископаемое топливо, не канонично.


    1. Mad__Max
      05.05.2015 10:11

      Не только — таким методом получается довольно «грязный» водород. Который хорошо подходит в качестве топлива для сжигания (в т.ч. в поршневом ДВС), но плохо подходит для топливных элементов, которые преобразуют его в эл.энергию — они быстро портятся от примесей содержащихся в таком водороде.

      В результате, чтобы этого избежать нужно проводить качественную очистку, что сводит на нет преимущества по цене и «чистый» водород для топливных элементов сейчас проще (дешевле) получать электролизом.