Еще несколько лет назад идея покупать (и уж тем более выпускать) пластинки на виниле казалась безнадежно устаревшей.
Тем не менее, сейчас винил – популярный носитель, наличие которого в тематических магазинах (например, у нас в Аудиомании) воспринимается чем-то само собой разумеющимся – на виниле выходят альбомы исполнителей самых разных жанров: от переиздания Creedence Clearwater Revival до Тейлор Свифт.
Как обстоят дела в индустрии в целом
Действительно, сейчас индустрия винила переживает то, что критики называют «вторым рождением»: на смену кассетам и CD-дискам снова приходят пластинки. Некоторые обозреватели считают, что активное возрождение старого формата началось в 2007 году, когда был учрежден так называемый День музыкального магазина (третья суббота апреля, в 2016 году праздник придется на 16 апреля).
В этот день по всему миру в магазинах, продающих «грампластинки», поступают в продажу новые альбомы (в этот день происходит порядка 400-500 релизов). Для поддержания интереса аудитории ежегодно назначается посол праздника из числа популярных музыкантов («послами» были, например, Игги Поп и Джек Уайт, чей альбом Lazaretto стал одной из самых продаваемых виниловых пластинок начиная с 1991 года).
Статистика подтверждает, что шумиха вокруг винила возникла неспроста: Согласно отчету Nielsen, в период с января по март 2015 года продажи винила были на 53% выше, чем в аналогичный период 2014 года (а за весь 2014 год объем продаж в США составил 9,2 млн пластинок – при том, что в 2007 году в Штатах был продан лишь миллион записей на виниле).
Справедливости ради стоит отметить, что объемы продаж винила по сравнению с другими носителями остаются незначительными. Но в целом с 2009 года объем продаж пластинок вырос на 260% – серьезный показатель, учитывая, что винил еще в конце девяностых казался вчерашним днем.
Отмечают возросший спрос на винил и российские продавцы пластинок, в том числе и Аудиомания:
Мы начали продавать виниловые пластинки и не прогадали, сейчас их оборот миллионный – не по числу проданных копий, а по выручке. Спрос растет постоянно, не успеваем закупать пластинки
– Тимофей Шиколенков, директор по маркетингу и развитию бизнеса в Аудиомании
Кто производит винил
Марк Фaйдерб, менеджер Universal Music, назвал день музыкального магазина «лучшим, что когда-либо происходило» с независимыми музыкальными магазинами. Однако, выигрывают от этого праздника не только магазины, но и инди-лейблы, выпускающие многие из релизов, которые приходятся на этот день, а также фабрики по производству самих пластинок.
Создание небольших компаний по производству винила в тех же США сейчас – достаточно неплохой бизнес: спрос на винил намного превышает предложение. Лейблы и исполнители, желающие выпустить свою пластинку на виниле, вынуждены вставать в очередь на производство – компании-производители порой изготавливают партии пластинок с задержкой на 2-3 месяца, некоторые при этом жертвуют качеством продукции – и все равно не укладываются в сроки.
Казалось бы, при таком стабильном росте интереса со стороны общественности, ниша производителей винила должны была заполниться довольно быстро – однако этому мешает несколько факторов.
Первый из них – то, что в 90-е годы индустрия винила практически «встала», в связи с чем заводы, выпускающие станки для производства виниловых пластинок и металлических матриц (негативов, с которых «штампуются» пластинки) массово закрывались. Из-за этого конкуренции на рынке производителей прессов практически нет, и новые станки стоят баснословных денег: в Штатах новые прессы выпускает в последнее время только компания Record Products of America.
Два ручных пресса от этого производителя обойдутся в $130 000 – чтобы покрыть такие расходы, небольшим заводам по производству пластинок пришлось бы увеличивать цену на свой товар минимум в четыре раза.
В этой связи компании, изготавливающие виниловые пластинки как в США, так и в Европе (всего в мире работают порядка 40 таких производств), вынуждены запускать старые станки 70-х или даже 60-х годов, находившиеся долгое время в консервации. Исключение составляет, разве что, United Record Pressing в Нэшвилле, США – эта относительно крупная компания может позволить себе приобрести новые прессы, но даже им приходится идти на разные уловки, чтобы завладеть станками для выпуска мастер-дисков – последние из них компания, по словам руководства, приобретала у Церкви Сайентологии (последователи Рона Хаббарда некоторое время записывали его выступления на винил).
Цена на новые станки оказывается «неподъемным» входным барьером, мешающим всем желающим заняться выпуском пластинок, количество бывших в употреблении и готовых к работе прессов тоже невелико – все это не позволяет индустрии по производству винила набирать обороты так быстро, как хотелось бы лейблам.
Другая проблема – отсутствие квалифицированных кадров на производстве. «Сейчас трудно найти квалифицированного прессовщика. Это своего рода ремесло, – говорит Марк Рейни, владелец завода Cascade Record Pressing в США. – Спрос на прессовщиков должен подтолкнуть больше молодых людей обучаться этой профессии, потому что опытные прессовщики уже выходят на пенсию».
Тем не менее, производство винила постепенно оживает. Даже используя старые станки, независимые производители винила выпускают порядка тридцати-сорока тысяч пластинок в месяц. Для более крупных заводов эта цифра вдвое больше – американский производитель Gotta Groove Records штампует по 80 тысяч пластинок в месяц. А виниловые гиганты вроде чешского GZ Media в месяц выпускают до полутора миллионов пластинок, при этом не используя все имеющиеся в распоряжении завода прессы – и, судя по всему, не собираются останавливаться на достигнутом.
На чем сейчас проигрывают винил
Стоит отметить, что новая волна интереса к винилу «взбодрила» и производителей проигрывателей пластинок. Тимофей Шиколенков в одном из выпусков подкаста «Звук» активно обсуждал тему мифов о виниле, и в том числе коснулся темы проигрывателей:
Стоит понять, что те проигрыватели, которые стоят у бабушек и дедушек, отслужили свое. Технологии ушли далеко вперед, а те проигрыватели были даже не бытовые – они в основном были предназначены для того, чтобы хорошо воспроизводить сказки. Это не то, что сейчас идет мейнстримом – винил выпускают для тех, кто очень любит музыку.
«Очень любить музыку» на проигрывателе «Электроника 3.2.3» не получится, поскольку качество воспроизведения будет соответствующим. Это низший уровень бытового проигрывателя, он годится для музея
– Тимофей Шиколенков
И если производители пластинок выпускают винил преимущественно на старом оборудовании, то на заводах по изготовлению проигрывателей все устроено по последнему слову техники. Например, на заводе Clearaudio, который специализируется на проигрывателях винила, станки, управлять которыми нужно вручную, используются только для изготовления прототипов и обучения новичков (в производстве заняты современные станки с ЧПУ).
Между прочим, в самом офисе Clearaudio хранится огромная семейная (сама компания тоже выросла из семейного бизнеса) фонотека виниловых записей классической музыки:
Фотоэкскурсия по офису и заводу Clearaudio есть здесь: 1, 2
Винил как высокое искусство…
Так почему же винил резко стал таким популярным? Скорее всего, причин тому несколько. Во-первых, возросшая популярность винила связана с представлениями о нем, как об «элитарном» носителе. Элитарность в данном случае можно трактовать по-разному.
Можно рассматривать элитарность как синоним денег: если раньше простенький проигрыватель был практически в каждом доме, то сейчас качественное устройство воспроизведения пластинок может стоить немало. И это не говоря уже о комплектующих, о том, что дорогой проигрыватель – это, фактически, один из знаковых элементов интерьера: появившись в комнате, он должен занять свой «пьедестал» и (наряду с пластинками) формирует вокруг себя своеобразную атмосферу.
Посмотрите, как этот прием умело обыгрывается в современном кинематографе:
Поистине огромная фонотека – один из мощнейших стилевых «центров притяжения» в офисе «лучшего юриста Нью-Йорка» Харви Спектера из сериала Suits
А в фильме «Механик» с Джейсоном Стэтхемом фонотека и виниловый проигрыватель – не просто «сердце» дома киллера, но и полноправные участники боевика (те, кто смотрел фильм, сразу вспомнят, о чем идет речь)
В обоих случаях виниловый проигрыватель и фонотека – это не только способ декораторов заявить о «статусности» их владельца, но и интересный художественный прием, позволяющий раскрыть характер персонажей. Что подводит нас ко второму варианту трактовки понятия «элитарности» винила – винил как символ элитарной культуры (аристократичной, самодостаточной, принципиально закрытой), подразумевает, что процесс прослушивания – это своего рода священнодействие, особый ритуал.
Согласно этому представлению, те, кто выбирает винил как музыкальный носитель, готовы тратить время и силы на подготовку к просушиванию (почистить, протереть, сдуть пыль, занять место «в первом ряду»), и слушают в таком формате не «абы что», а только милые сердцу мелодии. Эта в некотором роде даже нарочитая «ритуальность», кстати, прекрасно показана в том же «Механике» – вспомните, сколько экранного времени там отдано процессу прослушивания виниловой пластинки.
В случае с винилом присутствуют некие тактильные ощущения. Одно дело скачать файл, нажать кнопочку и слушать его, другое – взять с полки конвертик, достать из него пластинку, протереть бережно пыль щеточкой, поставить ее на проигрыватель, включить, наслаждаясь самим процессом
– Тимофей Шиколенков
Современный кинематограф любит эксплуатировать образы виниловой пластинки и проигрывателя как атрибутов богатой жизни современного интеллектуала (кстати, в этом случае на виниле в кино, слушают, как правило, не поп и рок, а джаз и классику – еще один камешек в огород денди) – естественно, такие параллели не могут не привлечь внимание аудитории.
…И как субкультура
На другом краю спектра поклонников винила находится субкультура, прямо противоположная – молодые хипстеры, активные участники «музыкальной тусовки». Для них винил как символ несет совершенно иной эмоциональный заряд и популярность его формируется из других составляющих.
Во-первых, винил – живое свидетельство «эпохи ретро» – а внутри этой субкультуры все, что имеет некое отношение к «винтажному прошлому», пользуется большим уважением.
Во-вторых, молодежная субкультура (будь то хипстеры или иные ее характерные представители) ценят все независимое: будь то инди-лейблы, независимые молодые исполнители, маленькие (и, естественно, независимые) музыкальные магазины, торгующие плодами труда этих самых музыкантов и лейблов (отличный киношный образ такого представителя поклонников винила из среды молодежной субкультуры, полностью противоположного образу богатого денди, воплотил на экране Джесси Айзенберг в «Ультраамериканцах»).
Именно поэтому в США, например, современное производство винила очень часто тяготеет к центрам притяжения современной молодежной субкультуры: так, компания Cascade Record Pressing обосновалась неподалеку от города Портленд, известного своей сильной музыкальной сценой.
А успех United Record Pressing в Нэшвилле многие объясняют тем, что этот город с его исторической связью с кантри притягивает музыкантов – в том числе и популярных у молодежи (в Нэшвилле, к примеру, записывался последний альбом американского кантри-рэпера Yelawolf – само собой, он вышел в том числе и на виниле).
Местная община — мать и для поп-музыки. Мы не бежим от современных технологий. Просто нам кажется, что использовать ленточный микрофон или аналоговую ленту куда романтичней. С другой стороны, так работать тяжелее — и это, наоборот, хорошо, потому что добавляет ценности конечному результату
– Бен Суонк, со-основатель Third Man Records
Не последнюю роль в популяризации винила в молодежной среде играют и «сопутствующие материалы» – уже упоминавшийся выше альбом Джека Уайта Lazaretto, например, вышел на виниле в сопровождении 40-страничного буклета, постера и фотографий. В такой компании (упаковка винила – это почти всегда серьезная работа для дизайнера) пластинка становится артефактом – скорее символом, нежели носителем информации.
Точно такую же роль выполняют и современные технологии на производстве самой пластинки – например, американская компания-изготовитель винила Gotta Groove 40% всей своей продукции производит в цвете.
ПВХ-гранулы, использующиеся для производства пластинки (в данном случае пластинка, судя по всему, будет розового цвета). Фото Мары Робинсон для Pitchfork
Сотрудники Gotta Groove отмечают, что при современном уровне технологий «запечатать» в пластинку можно самые разные объекты и субстанции – и музыканты (а также их аудитория) воспринимают эту идею с большим энтузиазмом. Например, на фабрику поступали заказы на создание прозрачных виниловых пластинок, в тело которых исполнители хотели поместить пепел от сгоревшей Библии, мелко порубленные купюры и даже кровь (на большую часть таких предложений компании-изготовители пластинок, как правило, отвечают отказом).
Естественно, такой яркий (а в некоторых случаях – и пугающий) объект уже перестает восприниматься как музыкальный носитель – это сувенир, место которого в рамке на стене (в этом случае даже отсутствие проигрывателя – не помеха при принятии решения о покупке пластинки).
Винил сегодня – это философия, предмет коллекционирования, выбор любителей независимых музыкантов и просто музыкальный носитель со своими особенностями, преимуществами и недостатками. Будем надеяться, что он с нами всерьез и надолго – какие бы причины ни лежали в основе его возвращения.
Комментарии (145)
hdfan2
25.02.2016 09:39+2Возможность быть круче других или не таким как все.
пластинка становится артефактом – скорее символом, нежели носителем информации.
Собственно, всё, что нужно знать о виниле.
Ах да, с него ещё можно слушать музыку. Но это необязательно.pewpew
25.02.2016 09:54+5Да-да, сплошное позерство — «смотрите, какой у меня дорогой проигрыватель».
Вот помню, слушал сказки по пластинкам из детских журналов. Кто бы мог подумать, что это «илитно».Wesha
25.02.2016 10:06+6Вы забыли добавить «по *гибким* пластинкам».
(Не сарказм — читающая нас молодёжь таковых никогда не видела, будет в непонятках.)dmitrykabanov
25.02.2016 10:09Видела. Ничего ужасного в этом нет (для таких задач вполне нормально), но и уровень проигрывателей тогда был сами знаете какой.
sticks
25.02.2016 10:13+1Синего цвета. А красные уже тогда были предметом сверхэлитарного потребления)
Newbilius
25.02.2016 10:37Хм. В основном зелёные, если память не изменяет.
pfemidi
25.02.2016 12:36+1Синие, синие. Которые в журналах были (навскидку "Кругозор" и "Колобок" вспоминается) те были исключительно синие.
MacIn
25.02.2016 12:38+1Белые и оранжевые в журналах тоже были. В кругозоре вообще вся радуга.
pfemidi
25.02.2016 13:13+4Тогда пардон. Я просто кроме синих не помню никаких, мне во всяком случае не попадались. Точно.
eshimischi
25.02.2016 19:15Есть еще мраморные, прозрачные. Разной формы (не круглые!) — тут вообще нет предела..
instalator
27.02.2016 09:51Были даже на обычных фотографиях, была у меня фотка Бони М, а на ней нарезана одна песня. Возможно самопальная.
Из самопалов были такие варианты
Заголовок спойлераMacIn
27.02.2016 14:40Ох, вспомним тогда звуковые ателье.
Мой дедушка посылал домой живой привет с отдыха: в ателье можно было сфотографироваться и потом записать послание на пластинку, которая выполнена на твоей же фотографии.stalinets
28.02.2016 03:09И таких парочка где-то лежала. :) Пара штук — на фотографии, и одна на глянцевой открытке, покрытой лаком.
Качество звука на них, правда, намного хуже, чем даже на гибких. А на лакированной открытке вообще атас, игла прыгает, слов не разобрать. Хотя, может, на моей просто лак уже рассохся.
DesertCat
26.02.2016 14:51А мне вот попалась не гибкая, нормального размера пластинка на 33 оборота прозрачного красного цвета. «Мелодия» Мигель Рамос, орган «Хаммонд». Причём в домашних залежах я случайно обнаружил её черного близнеца :)
stalinets
26.02.2016 18:03О, у меня точно такая же, тоже Хаммонд, только прозрачно-зелёная.
tormozedison
27.02.2016 20:45Кстати, орган Хаммонда — электромеханический инструмент. Принцип действия легко находится. Хорош тем, что его невозможно расстроить. При изменении частоты вращения сдвигается весь строй, но он не нарушается.
gaidukav
27.02.2016 11:46… начало 80-ых
Новороссийск, киоск на пляже, от туда музыка (Boney-M Bahama Mama)
заглянув внутрь увидел как «рождается пластинка»!
Там стоял полусамодельный станок, который на листах плёнки от рентеноснимков буквально нарезал дорожку на будущей пластинке. Их тогда называли музыкой на костях.
-На рентеноснимках часто были видны чьи то кости :)
MacIn
25.02.2016 12:31Так и сейчас это необязательно «илитно». Вон стоят у меня пластинки Мелодии и проигрыватель Эстония 010 — при чем тут «илитно-не илитно».
Avalanch
25.02.2016 17:12+2Эстония 010 в свое время был весьма продвинутым аппаратом, с автоматикой и цифровым управлением. Да и сейчас он тоже актуален, если рабочий и в хорошем состоянии.
hzs
26.02.2016 00:00+1Я с первым нулём вообще аппаратов не видел 0_О
Это же круче первого класса, это уже получается высший класс, и это с учётом того, что в родительской Веге 108 стояла польская (по-моему) вертушка Unitra Hi-Fi (при этом Вега 108 это первый класс).MacIn
26.02.2016 01:38+1В Союзе были еще Электроника 0хх, Арктур, Корвет, Эпос. У них иглы получше, сама начинка, параметры — детонация, рокот. У 108 по-моему, как у Радиотехники 1хх привод через пасик и мотор почти без стабилизации.
0 означает не только качество, но и сложность аппарата — на Эстонии, например, поиск дорожек автоматический (копия Sharp Optonica).hzs
26.02.2016 01:45+1Там пассик, да.
Но присутствует мегаофигительная система стабилизации, на двигателе стоит диск с прорезями, сверху лампа, снизу фотоприёмник, мотор адово крутится, электроника считает интенсивность засветов и подстраивает скорость.
johny24
25.02.2016 10:15Впрочем как и механические часы, уже давно производят электронные, которые и точнее и дешевле, но качественная механика, говорящая о статусе, всегда обращает на себя внимание, и до сих пор очень популярна.
Jeisooo
25.02.2016 10:27+1А вы не в курсе, сейчас старый советский винил котируется на вторичном рынке? Есть штук сто пластинок… Может ебэй?
dmitrykabanov
25.02.2016 10:37Нужно смотреть по конкретным изданиям. Конечно, лучше предварительно изучить тему
ruYeti
25.02.2016 11:42+1«Советский» винил был разного качества. Если пластинка выпущена небольшим тиражом в ГДР или Венгрии, да ещё и сохранилась в приличном состоянии, она может чего-то стоить. А вот болгарская — вряд ли…
pfemidi
25.02.2016 12:39А у меня где-то лежат даже ещё не "винил", а тяжёлые такие, на 78 оборотов, чуть ли не довоенные или сразу послевоенные. Шульженко, Утёсов, ещё чего-то там. Правда вот на чём их слушать нету.
eshimischi
25.02.2016 18:53Советский винил (СНГ и страны Прибалтики) весь был низкого качества и не идет в сравнение с западными изданиями, мастеринг в те времена делать никто не умел. Единственное в чем фишка советского винила, мы до сих пор находим в залежах какие то очень редкие издания и музыку, доступ к которой есть только посредством винила..
MacIn
25.02.2016 22:48«весь» по сравнению с чем-то — может быть. Но то, что качество этого «всего» разнится — факт.
hzs
26.02.2016 00:14У меня есть первый альбом Modern Talking, выпущенный пиратским Балкантоном в 1985 году, пластинка вся изъезжена, первый трек из-за царапин слушать вообще не реально, иголка скачет. Это я в детстве тренировался аккуратно опускать иглу на пластинку.
Какого фига я тренировался именно на любимой пластинке, до сих пор остаётся для меня загадкой.
Зато, лет 5-7 назад, мне на глаза попалась куча пластинок, предназначенных на выброс, я конечно выпросил их все себе.
Среди кучи откровенного барахла было несколько фирменных пластинок, даже несколько оригинальных Warner Bros.
Но больше всего меня порадовала одна пластинка: первый альбом Modern Talking. Запаянный, в плёнке. Пластинка не распечатана до сих пор (31 год).
xirahai
25.02.2016 12:13+1На оценку очень влияет износ пластинки. Новая совсем не игранная может стоить даже сотни рублей, а заезженые по и десятке еще не факт что купят. Второй фактор — редкость. Стандартный набор советской семьи из сотни… другой пластинок можно купить за одну… три тыры оптом, в состоянии средней ушатанности. А такие как например Зодиак, Спейс, и особенно зарубежный рок — продают поштучно, и заметно дороже в зависимости от состояния. Но наиболее ценится импортный фирменный винил, там на обычном (т.е не топовом коллекционном) рынке от сотен и до двух… трех тыр за диск.
alexkunin
25.02.2016 12:17Блин, точно помню, что в детстве слышал дома на пластинках Space. Нужно срочно проверить, вдруг я хозяин раритета… И Битлз были, кажется.
xirahai
25.02.2016 12:41+1Слегка поюзанные фирмы «Мелодия» — примерно 300 руб в зависимости от царапин и износа. За 500р если новье неигранное в идеальном сохране.
instalator
27.02.2016 09:55"Мелодия" в хорошем качестве у нас в городе по 50 руб.
MacIn
27.02.2016 14:47Ну, найдите мне за 50 рублей, скажем, «Мелодию» Гараняна выпуска Мелодии. В VG-NM состоянии.
instalator
27.02.2016 15:00Если очень нужен могу поискать.
Такая интересует? https://www.discogs.com/sell/item/307752034MacIn
28.02.2016 13:38Нет, нет, спасибо. Я могу купить за любую цену, это просто одна из иллюстраций редких дорогих пластинок Мелодии. Я искал другую пластинку, на discogs они были по 13-24 евро.
hssergey
25.02.2016 13:31Была пластинка, вроде из серии "звезды дискотек" (но могу и ошибаться), и там были три композиции Space — "Пристегните ремни", "Синева" и "Танго в космосе". Причем они чередовались с песнями советских исполнителей. Еще врезалось в память, что название было написано типа Спейс "Пристегните ремни" (экама), долго еще думал, что за экама такая :) а это оказывается просто псевдоним Дидье Маруани...
hzs
26.02.2016 00:19Зодиак это была вторая моя любимая группа в детстве. Как только прочитал упоминание, сразу в голове заиграла музыка.
Первые два альбома у них были очень даже хорошими, правда половина второго альбома состояла из треков первого, а третий альбом мне не понравился совсем. В то время уже можно было писаться на CD, но дисков задиак я не видел, приходится довольствоваться vinil-rip.
stalinets
25.02.2016 12:32Да, котируется, но цена будет в среднем невысокой. Пугачёву и Лещенко дорого не купят (скорее по принципу "всю стопку за пятихатку"), но некоторые вещи найдут своего ценителя.
Вполне можно выставить на какую-нибудь площадку в инете, только лучше заморочиться и отфоткать и оформить в обдельное объявление каждую пластинку.
FilinM
25.02.2016 10:35+2Винил действительно выглядит предпочтительнее как коллекционный предмет, по сравнению с CD. В век цифровых загрузок хочется иметь не просто копию на физическом носителе, а что-то тактильно и визуально интересное.
hzs
26.02.2016 00:26Я месяц назад вообще записал сборник любимой музыки из своего подросткового периода.
Записал на аудиокассету с USB флешки в своей микросистеме.
Сейчас скрипит, шуршит и играет.
moveax3
25.02.2016 10:41-11Почуму то в причинах популярности только домыслы автора об «илитности» и «хипстерской субкультуре», но ни слова про исключительное качество звука хорошего винила. Ни на чем не основанные рассуждения отдельно взятого индивидуума, который, судя по статье, хороший качественный винил и не слушал ни разу.
dmitrykabanov
25.02.2016 10:55+1Кто-то заявлял материал как статью о качестве? Хотя, я смотрю, у вас "ни на чем не основанные рассуждения отдельно взятого индивидуума" :)
tsegorah
25.02.2016 11:00+4А можете подробнее сказать, про это исключительное качество?
Например, мое мнение что по тх винил существенно проигрывает цифре, в силу физических ограничений носителя, и выбор винила обусловлен личными предпочтениями слушающего.
Но мне будет интересно почитать, если вы приведете какие то конкретные факты, указывающие, что качество звука у винила выше.xirahai
25.02.2016 13:33+3Здесь огромную роль играет психологический шаблон восприятия, формируемый в детстве и юности. Поэтому наиболее сильный чувственный отклик может вызвать не самая высококачественная музыка, а аналогичная той которая запечатлелась в памяти, т.е на средней или чуть выше аппаратуре тех времен. А многие слушатели приписывают возникающий у них эмоциональный всплеск якобы выдающемуся техническому качеству воспроизведения звука. Отсюда и путаница.
stalinets
25.02.2016 12:34+1Просто споры о тёплом ламповом/виниловом звуке уже всех утомили. :) Доказать тут что-то сложно, у всех своё мнение и они стоят на нём до конца, и такое обсуждение выливается в срач.
YoMan
25.02.2016 10:42+1Весь современный звук в цифре. Даже переиздание старых «аналоговых» отреставрированных записей делается с цифры в которой они хранятся. Так что надо не винилы покупать и дорогущие проигрыватели а хороший ЦАП и приобретать цифру в формате 24bit/44.1-48 Конечно можно с уверенностью сказать что каждый винил уникален ввиду своей «ламповости» но это обсуждать вообще смысла для меня лично не имеет. И вообще понты нынче не в моде. Руководители стремятся в пространство к подчиненным, просто обеспеченные к природе и настоящему русскому быту. Остальные не в тренде.
alexkunin
25.02.2016 11:06+1Слушайте, а почему бы на винил не писать цифровой сигнал? Он же меньше деградирует с износом канавок. Можно даже не канавки изогнутые, а просто прямые: есть канавка — 1, нет канавки — 0. Только чтобы еще и материал не изнашивался, нужно лазером считывать. А раз уж лазером читаем, то можно сделать плотность повыше, канавки поуже, да и саму пластинку уменьшить, а скорость вращения увеличить.
Погодите-ка...Spaceoddity
25.02.2016 12:17Ага, погодите. Что-то у меня сиди 5-летней давности через один читаются. А вот винил даже 50-летней давности, хрипит конечно, но контент воспроизводит.
alexkunin
25.02.2016 12:26+1Если кроме шуток, то у ваших СД, скорее всего, защитный слой в царапинах, можно восстановить шлифовкой. А у винила защитного слоя нету, дорожка в голом виде всем ветрам открыта. Хотя правила хранения и у тех, и у других — довольно объемны (на википедии есть).
Когда будете сравнивать сроки хранения CD и винила, учтите, что винил — это почти всегда фабричная запись, и сравнивать нужно никак не с CD-R. Плюс восстанавливаемость цифры по определению больше, чем у аналогового сигнала. Тем более, что у CD избыточность просто чудовищная.Spaceoddity
25.02.2016 12:33-1Ой, да прямо чудовищная… Одна царапина — и имеем разрыв огибающей с характерным очень громким щелчком. Или джиттер начнёт прыгать…
alexkunin
25.02.2016 12:48+1Ну, не всякая царапина такие эффекты дает. И сравните с царапиной на виниле: результат будет от еле слышного щелчка до заевшей пластинки. Согласитесь, "как заевшая пластинка" — такая идиома есть, а "как заевший СД" — нету. ;)
И таки да, избыточность чудовищная — по сравнению с винилом. Кстати, я больше с позиций восстановления записей говорю, а вы, похоже, с позиций воспроизведения на бытовой технике. Но я не спец, могу ошибаться.ikaktys
25.02.2016 13:16"заевший CD" встречался ой далееко не один раз, просто по сравнению с винилом заевший кусок короче намного, доли секунды.
alexkunin
25.02.2016 13:25Обычно протирание помогало. А вот был у меня лет 20 назад диск с "тыща игр на одном СД", и многие игры не ставились (затерт был до дыр сам носитель). Но если некоторое время пополировать его о джинсы, то на некоторое вероятность успешной установки повышалась процентов до 90. Не знаю, с чем был связан такой эффект. Диск ощутимо нагревался от трения — может, это помогало.
stalinets
25.02.2016 17:32+1У меня был диск с одной, но реально аццкой царапиной, глубиной, наверное, в треть толщины диска. Игра с него не ставилась.
Я взял металлические ножницы (у них кольца для пальцев снаружи очень гладкие) и долго и упорно с силой заглаживал эту царапину, пока не загладил полностью. Потом полировал чем-то до гладкости. От царапины остались только слабозаметные волны.
И после этого игра установилась… Я сам, честно говоря, удивился, т.к. знал уже тогда, что на заводских CD-штамповках важное значение имеет расстояние от верхней границы пластика до слоя металла в глубине диска, именно это расстояние (оно дискретно пляшет из-за разной высоты питов, кодирующих 0 и 1) и определяется лазерной системой. А в месте заглаженной царапины явно был полный хаос с высотой до питов. И тем не менее.cyberly
25.02.2016 23:25+1Я как-то копировал mp3 с треснутого диска (сквозная трещина, от центра к краю, почти через весь диск), переодически смачивая трещину водой, чтобы сделать ее "прозрачнее". Не слилась одна или две песни.
sim2q
26.02.2016 07:03На уровне поверхности диска луч ещё сильно расфокусирован, фокус глубже — у питов
Black_Shadow
25.02.2016 12:31Видимо, от того, что винил храните в упаковке, не бросаете на стол и не трёте об штаны, чтобы убрать пыль.
Spaceoddity
25.02.2016 12:38Ага, а коллекционные сиди я обычно использую в качестве подставок для кружек с горячим кофе.
Если серьёзно, то заводской прожиг CD-DA, конечно куда долговечнее, да и Рид-Соломон мелкие дефекты чистит. Но CD-R — это ни разу не вариант для серьёзного хранения.
eshimischi
25.02.2016 19:02Вы правы, я недавно приобрел Dave Brubeck Quartet — Time Out с известнейшим Take Five (Columbia Records), первое издание 1959 года! практически в идеальном состоянии, на 1 треке только игла прыгает, но тут ничего не поделаешь. 56 лет и еще столько же при должном обращении она прослужит
xirahai
25.02.2016 12:23Тогда уж не лазером, а автоматизированной видеокамерой с микроскопом. И интеллектуальной системой постобработки. В этом случае возможно удастся максимально очистить звук от посторонних шумов и щелчков, и в отличие от лазера не будет реагировать на пылинки.
Samoglas
25.02.2016 19:48Лет -цать тому назад были аппараты с оптическим считыванием дорожек. Аналоговое считывание оптическим методом.
Заявлялось отсутствие чувствительности к царапинам.
eshimischi
25.02.2016 19:13К тому что вы сказали я добавлю тот факт, что до сих пор многие крупные лейблы на Западе переиздают винил не с цифры, а с мастер дисков — оригиналов, так скажем, нарезанных в те далекие времена, они просто вечны в виду того что сделаны из металла (никель и сплавы). Но так же эти же лейблы делают мастеринг — тоесть на студиях специалисты берут в работу Аналоговый мастер — диск, работают с ним доводя качество до тех необходимых им высот и уже печатают на винил.
Zelgadis
27.02.2016 03:08Так вся прелесть винила в искажениях которых просто нет цифре. Это конечно имеет смысл только если мастеринг сделали отдельно под винил качественно, а не просто, чтобы продать.
berezuev
25.02.2016 10:56Вопрос к тем, кто реально в теме.
На самом ли деле винил лучше звучит, чем lossless на хорошей аппаратуре, или это очередная хрень, наряду с наушниками за $55К (https://geektimes.ru/post/265194/) и проводами из волос девственниц, покрытых пла?тиной?dmitrykabanov
25.02.2016 10:59Стоит начать с терминологии. Каждый вкладывает во фразу "звучит лучше" что-то свое всегда
YoMan
25.02.2016 11:06+1Винил будет звучать как минимум не лучше цифрового оригинала с которого его штампуют. Так что делайте выводы.
Fuzzyjammer
25.02.2016 11:13+3Винил по своей природе не может звучать лучше в значении «точнее». Но адепты винилового звука почитают его аналоговые дефекты за плюсы, придающие записи индивидуальность и «живость».
ploop
25.02.2016 11:52+3Понятие "лучше/хуже" чисто субъективное. Винил выдаст сигнал менее точный, чем цифра, но он может кому-то нравиться из-за своих специфичных искажений, кому-то нет. Это в точности как с лампами.
А вот дорогое оборудование это тема для обсуждений. Наушники за $55К могут действительно иметь очень сложную конструкцию, дорогие материалы, ну и единичные экземпляры. То есть они и вправду могут быть "чуть лучше" других, а могут и не быть.Alexey2005
25.02.2016 14:11Интересно, возможно ли сделать программный "виниловый фильтр" для цифры, который бы вносил те самые искажения, придающие треку тёплое/ламповое звучание?
hdfan2
25.02.2016 14:19+1Можно, конечно. Я ещё лет 15 назад с таким плагином в winamp'е баловался. Там была настройка затёртости, детонации и ограничение частотного диапазона. И пресеты типа «80-е», «60-е», «40-е» и т.д. Было бы очень интересно проверить такой плагин в двойном слепом тестировании — насколько «лучше» исходного цифрового файла он будет звучать.
forgotten
25.02.2016 12:16+2Если вкратце, то нет.
Винил сам по себе плохой носитель https://ru.wikipedia.org/wiki/Кривая_RIAA
Мало того, что пластинка искажает АЧХ записи — к тому же от характерного «пластиночного» шума и потрескивания избавиться практически невозможно. Впрочем, любители винила считают это достоинством.
JerleShannara
25.02.2016 15:18Винил покупается "для души", а не для "о, а теперь я слышу как басист на этой ноте слегка задел струну ногтем". Винил это тупо ощущения от "достал, протёр, поставил, слушаешь", т.е. для "аудиоонанизма", хотя в меньшей степени, чем всякие провода свитые малолетними боброудавскими девственницами в лунную ночь.
Вопрос, что лучше звучит — субъективен, если не заданы доп. условия (мне может кажется, что лучше всего звучит зажёванная кассета красной плесени, засунутая в магнитофон электроника 302 с севшими батарейками, бо это передаёт дух раздолбайства и т.д.), поэтому с технической точки зрения — ни разу он лучше не звучит, динамический диапазон — никакой, частотный тоже, интерференция между каналами — огого, стойкость — фиговая, т.к. прямое механическое считывание (адепты лазерных головок для винила могут идти лесом со своим Боингом) и т.п.MacIn
26.02.2016 01:50«Винил это тупо ощущения от „достал, протёр, поставил, слушаешь“»
И от того, что оно — живое, — крутится :)
snuk182
25.02.2016 11:14+1www.sony.com/electronics/audio-components/ps-lx300usb
можно передавать звук с пластинки на блютус-колонку, жыр ))berezuev
25.02.2016 11:18+4Оцифровать пластинку.
Из цифровой записи спустя n-лет сделать переиздание винила, чтобы затем слушать на блютус-колонках. Да, это победа.stalinets
25.02.2016 12:39+1Вот интересно, многие пластинки в 80-х действительно делались с цифровой записи на студиях. Тогда это было неизбежно, потому что цифрового носителя (CD), массового и дешёвого, способного вместить час звука без сжатия, тогда ещё не было. Только на студиях какие-нибудь бобины для ЭВМ с лентой.
Но сейчас-то такие возможности есть. Вот интересно, есть ли возможность поскачивать именно те цифровые оригиналы, с которых записывались мастер-диски и штамповались виниловые пластинки?snuk182
25.02.2016 13:14+1если параметры дискретизации студийного оборудования 80х превышали уровень CD, то в качестве каких-нибудь SACD / DVDA переизданий их обязаны были выпустить, иначе бестолку
eshimischi
25.02.2016 18:51В 80-е годы запись на винил производилась с DAT-дисков или катушек, wav-простите тогда еще не изобрели. Мастер-диски либо уничтожаются или хранятся (речь идет о серьезных и крупных лейблах), сегодня винил пишется с ремастеринговых wav-файлов, эти файлы не распространяются среди простых обывателей..
unwrecker
25.02.2016 12:09Странно, что ещё не догадались писать на винил цифру — и антураж и качество два в одном :)
ЗЫ, Да, да. От силы туда одна песня влезет с учётов всех накладных расходов, но настоящих аудиофилов это не остановит :)stalinets
25.02.2016 12:41Погуглите "FloppyROM" и "Kansas City Standart". Вкратце — это возможно, но объём записанных данных мизерный и много ошибок.
Foolleren
25.02.2016 15:23Кроме цифры ещё есть компандерная запись, — избавиться от шумов расширить динамический диапазон, но кому это надо.
Spaceoddity
25.02.2016 12:27+3Есть смысл в виниле. По крайне мере для записей до 80-ых годов. Когда звукорежем мастеринг производился именно под винил (его АЧХ, разделение каналов и т.п.). И некоторые компенсационные факторы для винила сразу закладывались в запись при сведении, а мы сейчас эти записи слушаем в «рафинированном» CD-DA.
В качестве примера «Paperback Writer» The Beatles. Звукоинженеры EMI настояли на том, чтобы на записи снизили уровень дико преампового баса, потому что боялись что такой уровень сигнала заставит подпрыгивать иглу.
nonname
25.02.2016 12:56-2Я понимаю что гиктаймс место для гиков и техноманьяков, но винил это про другое же. Качество звука хуже чем цифра, думаю это вполне можно подтвердить тестами и так далее, оставим этот вопрос аудиофилам. Рост популярности винила объясняется только тем, что в мире цифровой дистрибуции ты купил что-то, но подержать в руках это нельзя. Винил это ритуал. Покупаешь пластинку, у неё большая и красиво оформленная обложка, бережёшь пластинку от царапин, смотришь как игла перемещается по ходу произведения по пластинке и т.д.
alexkunin
25.02.2016 13:08Гик — это такая штука, которая бьет тебя по затылку в самый неподхо… в смысле, это "человек, чрезвычайно увлечённый чем-либо; фанат". А фанаты — люди упёртые, следуют чувствам ("винил — это круто!"), а не объективности. Так что формально страсти вокруг винила вписываются в тематику (и по второму значению — "увлечённый высокими технологиями" — тоже подходит, так как споры о виниле неизбежно приводят к сравнению с цифрой, продвинутыми технологиями воспроизведения и прочим золотым кабелям).
Но с вами нельзя не согласиться. Разве что уточнить, что винил — это ритуал с ощутимым дополнительным пафосом. Дополнительным относительно СД.
alsii
25.02.2016 13:29Это прекрасно! Я считаю, что надо сделать плеер, в который чтобы послушать музыку надо поставить пластинку, которую предварительно достать из красивой обложки, поставть на нее звукосниматель… который считает с нее номер записи, а потом устройство найдет ее в интернете и оттуда воспроизведет. В Pro модели можно подмешать к звуку шум от движущейся по диску иглы. Настоящий виниловый шум! Пластинки можно продавать за большие деньги. Устройства — за еще большие деньги. Сама запись должна быть доступна в интернете бесплатно после указания кода. Хм. Не создать ли стартап?
alexkunin
25.02.2016 14:04+2Не забудьте гироскоп! Чтобы, когда кто-то бил пяткой по полу, проигрыватель включал сэмпл "звукосниматель_подпрыгнул.mp3". А, нет, извините, "звукосниматель_подпрыгнул.FLAC".
Wesha
25.02.2016 23:11> поставть на нее звукосниматель… который считает с нее номер записи
Я Вам сейчас подниму градус технологии: игла считает с поставленной пластинки первые N секунд записи, после чего проигрыватель коннектится на сервис типа http://www.shazam.com/ и играет с ним в игру «Я угадаю эту мелодию с семи нот», после чего «устройство найдет её в интернете...» и далее по Вашему тексту. Обратная совместимость, ёксель-моксель!
tmin10
25.02.2016 14:30+1Скажите, а на чём сейчас можно проиграть пластинки 78 оборотов? Есть небольшая коллекция, хотелось бы послушать. Современное оборудование поддерживает только 33 или 45 оборотов.
JerleShannara
25.02.2016 15:22Либо ищите способ разогнать мотор до 78 оборотов + ищите иглу для этих пластинок, либо ищите старый проигрыватель, либо учтите, что качество звука с 78 оборотных пластинок никакое и просто оцифруйте и "разгоните" любым звуковым редактором
dbanet
25.02.2016 20:34Извините неграмотного, но почему качество хуже?
stalinets
25.02.2016 20:56Технология ещё была неразвита: слишком узкий динамический диапазон как записи, так и воспроизводящих устройств, грубые механические (игла) или пьезоэлектрические звукосниматели, недостаточно совершенная механика вертушки (привод делался обычно не пассиком, а прижимным резиновым роликом) и т.д.
Мне трудновато ответить на вопрос "почему именно с технической точки зрения качество хуже", но на слух оно реально хуже.
У меня лично есть довольно много пластинок: несколько ещё царских, некоторое количество советских на 78 оборотов, много позднесоветских на 33,3 оборота, чуток современных. Так вот все пластинки на 78 оборотов звучат очень плоско, басов нет и близко, высоких тоже, много всяких искажений. На первом плане выпирает голос солиста, слова разбирать непросто, а что играет на заднем фоне — приходится угадывать. А царские пластинки — ещё хуже, диапазон вовсе мизерный.
Конечно, есть качественные оцифровки старых записей с таких пластинок, где появляются и басы, и вообще звучит более-менее, но всё равно слышно, что это запись со старой пластинки…
По логике понятно, чем выше скорость — тем выше должно быть качество. В случае с магнитофонной лентой или битрейтом цифровой записи это так. Но в случае пластинок сильное влияние оказывают другие факторы.
JerleShannara
25.02.2016 23:511) Более старые технологии — 78 об/мин это патефонный стандарт, далее появился электрофон (т.е. уже что-то похожее на современный виниловый проигрыватель), использовался шеллак (по началу, к концу пришли пластмассы), который более хрупкий и менее износоустойчивый.
2) Из-за патефонности диапазон частот уже (если взять царские времена, то там диапазон вообще "телефонный" — 400гц-4кгц, познее стало 100гц-10кгц), чем на обычном виниле(40гц-17кгц).
3) Опять-же: больше масса звукоснимателя — больше износ и без того не особо прочной пластинки.
4) Время, если 33/45 пластинки появились в 50ых, то 78rpm появились ещё в 19 веке. — соотвественно найти "идеальную" LP намного проще, чем идеальный "патефон"hzs
26.02.2016 00:38А я в детстве думал, что чем выше обороты, тем лучше должна быть запись, как бы логично, пластинка быстрее крутится, за единицу времени иголка считывает больше данных, звук должен быть более качественным.
eshimischi
25.02.2016 16:57Можно найти недорогие вертушки, которые поддерживают скорость 78 оборотов, смотрите здесь например для примера 78 rpm
stalinets
25.02.2016 17:45Я бы для этой задачи купил на барахолке или радиорынке недорогую вертушку (только не патефон, а уже электрофон). Советские вертушки такого типа имели поворачивающуюся в головке пьезокристаллическую иглу: с одной стороны 33/45, с другой — 78. Эти вертушки часто были встроены в ламповые радиоприёмники, так что найти на радиорынке или на авито такое, думаю, не проблема. Только надо сразу проверить её, ведь она будет сильно старая и не факт, что продадут рабочую.
Что-то типа такого:
http://rw6ase.narod.ru/00/rl_l/rekord311_0.jpg
Современной иглой на 33,3 оборота проигрывать такие пластинки не стоит, иглу можно убить.tmin10
25.02.2016 17:55Да у меня есть как раз радиола типа той, что на картинке, но у ней что-то со звуковой частью, звука совсем нет, а починить я не могу…
Вот моя, Рекорд-66, http://www.rw6ase.narod.ru/00/rl_l/rekord66.jpgxirahai
25.02.2016 20:51Лучше всего обратиться к знакомому спецу электронщику или квалифицированному радиолюбителю. Там слишком много технических нюансов, связанных с коррекцией АЧХ, выбором иглы и головки, которые сходу без подготовки не решить. А при неправильном выборе компонентов или даже плохой настройке услышите не то что надо, получите ложное представление о звучании старых пластинок. Если увлечены всерьез — зарегистрируйтесь на http://rt20.mybb2.ru/ там компетентная аудитория, помогут и советом, и делом если кто рядом по месту жительства.
stalinets
25.02.2016 21:02Извиняюсь, конечно, но по мне так если там не пустяк, а что-то серьёзное и неочевидное — лучше не заморачиваться с ремонтом (если нет навыков и особого желания), а купить другую рабочую вертушку. Проще, быстрее и дешевле выйдет… ИМХО конечно.
xirahai
25.02.2016 21:37Рабочую и хорошо настроенную раритетную вертушку найти непросто. К тому же и ремонт, и покупка требуют участия компетентного специалиста. Чтобы не впарили какой-нибудь хлам. Даже совершенно некопанная, просто пролежавшая десятки лет техника — все равно потребует проверки и скорее всего замены ламп, возможно некоторых электролитов. Иначе будет выдавать не звук своей эпохи, а дикий ужоссс.
JerleShannara
25.02.2016 23:58Если оно с иглой на 78 оборотов и держит эти самые 78 оборотов, то можно внаглую закоммутировать выход с пьезоголовки на линейный вход звуковой карты (по хорошему надо добавить одни каскад с высоким входным сопротивлением, но при желании можно и программно потом вытянуть звук) и оцифровать, пока оно хоть как-то живо.
kolipass
26.02.2016 11:48Рекомендую присмотреться к продукции Ion. На просторах нашей родины в разных магазинах от супермаркетов до бытовой электроники есть Pure LP: 78 оборотов и возможность оцифровать. Цена вполне бюджетная 5.000р., качество среднее, на мой взгляд — лучшее из нового в цене до 10.000р.
eshimischi
25.02.2016 15:04Основными потребителями винила в мире являются диджеи и аудиофилы. Тем более, что благо есть такой ресурс как discogs.com, который по совместительству большая барахолка как нового, так и старого (иногда сверх дорогого) винила. Я сам диджей и имею небольшую но на мой взгляд неплохую коллекцию из 500 блинов. Джаз, фанк, соул, современный хаус для работы. Somebody was trying to tell me that CD better than vinyl because they don't have a surface noise. I said «Listen mate Life has Surface Noise» ©
Een_Stemming
25.02.2016 15:04Если уж на прессованный\нарезанный винил (что-то около 8-10 баксов за 12дюймовый винил) такие цены — откуда такие гигантские на простые виниловые болванки (средняя цена, емнип, 3-4 доллара). Потому что прессы убердорогие? (Нарезку и штамповку я не путаю, в первом случае тираж куда меньше выходит) Я не спец, но, по-моему, цена именно за виниловую болванку не должна превышать 1 доллара, включая затраты на сырье, штамповку и специально обученного человека за станком.
Если есть очень знающие люди — объясните, почему я не прав, я намотаю объяснение на ус.eshimischi
25.02.2016 15:21+1Себестоимость производства вы вполне правы, но! В стоимость закалдывается помимо всего роялти, отчисления, которые получает музыкант с каждой проданной пластинки. Я вам даже больше скажу, современные магазины в Англии, такие как juno.co.uk, подписывает с лейблами договора, в рамках которых Джуно берет на себя все производство партии скажем из 300 пластинок на 1 релиз, а лейбл становится транзитом для роялти музыкантам, которых выпускают, а сам лейбл имеет лишь копейку, при этом не неся никаких затрат на производство и сбыт
mm7
25.02.2016 19:59Почему-то никто не написал о лазерных проигрыватекях винила.
Вместо иглы — лазер. Массы нет. Пластинка не заезживается.
Или есть даже без лазера, оптический сканер делает снимки поверхности, потом программой их обрабатывает, и из изображений канавок делает звук.eshimischi
25.02.2016 20:17Японцы недавно такой выпустили новый, цена его составляет порядка 24000$, это как Йети, которого никто не видел ..))
JerleShannara
25.02.2016 23:59Ну было это на исходе 80ых, ну обплевались от него все, луч терял дорожку по случаю малейшей пылинки.
Sadler
26.02.2016 12:45Применение таких методов оправдано при оцифровке, где максимальная точность чтения важнее всего.
Zelgadis
27.02.2016 03:44А еще пластинку не было видно так как его загружали в слот как с CD. Короче не вариант для ритуального прослушивания.
VladimirGasparyan92
25.02.2016 21:28Не зря я хранил проигрыватель) Только иголки найти надо все пропали в своё время :/
Newbilius
26.02.2016 14:57Винил сегодня – это философия, предмет коллекционирования, выбор любителей независимых музыкантов и просто музыкальный носитель со своими особенностями, преимуществами и недостатками.
А какие у него есть преимущества как носителя звуковой информации?Sadler
26.02.2016 15:38+1В условиях постапокалипсиса с них всё ещё можно будет слушать музыку, без электричества и сложной механики.
Newbilius
26.02.2016 15:57А ведь опять таки без шуток — вполне себе аргумент)
alexkunin
26.02.2016 16:12И вторая половина этого аргумента. Представьте себе, что какие-нибудь юпетириане через миллион лет ведут археологические раскопки на Земле. Реакция на винил: "О, эти бороздки имеют какую-то знакомую форму… Может это запись каких-то волн? А давайте что-нибудь поколебаем в такт бороздкам." Реакция на СД: "Блин, здесь явно что-то есть, но этот их способ кодирования!.."
Samoglas
27.02.2016 00:42Будет ли слышно народу, не знаю, но попробую.
1926 год
Яша Хейфец (скрипка) — «Цапатеадо» (испанский танец) Op.23, №6
Пабло Сарасате
Вот эта запись превосходна, хотя никакой виниловой магии уже не должно быть в цифровом формате. Но наверное, это слышно для неподготовленного уха будет плохо, только треск винила будет привлекать (и отвлекать) внимание.
Не факт, что так могут сейчас сыграть и записать. В том смысле, что "частот" и тишины в паузах будет хватать с избытком, а вот эмоций таких вызывать не будет.
Желательно иметь хотя бы небольшой опыт прослушивания классики вживую, и если в концертном зале прёт, то и такие записи можно услышать и воспринять.
Мозг восстановит то, что отсутствует на записи. Треск винила слышно секунд 10, потом это отбрасывается мозгом, и запись начинает восприниматься как чистая. Как и на концерте, музыка отдельно, а кашель и шуршания к музыке не прилепляются. Главное в этой записи, которой 90 лет, не задушишь не убьешь — она вызывает эмоции, ощущения в теле, мурашки идут до пяток и т. д.
Этот эффект проверял даже на самом дешевом тракте — наушники за $6 и телефон с более-менее нормальным ЦАП — куда уж хуже?
Это именно от музыки, а не от анализа звучания аппаратуры, как происходит при аудиофильском подходе к прослушиванию, в отличие от меломанского.
Но тем, кто слушает музыку в основном в записи, это непросто воспринять, потому что вкус формировался по другим образцам. Доходит до курьезов: приходят на органный концерт и жалуются, что он тихо играет...Sadler
27.02.2016 01:19Качество исходного материала не заменяет качество звучания и наоборот. Желательно, чтобы было и то, и другое. А мурашки, эмоции и т.п. — это всё личный опыт и дело вкуса. Все люди разные: у некоторых отсутствует интервальный слух, у других — тембральный или (куда чаще) абсолютный. Да, некоторые вполне могут слушать музыку на самом дешёвом тракте и не испытывать никаких неудобств, но стоит ли остальным уподобляться и калечить свой слух? А тем более "восстанавливать" мозгом то, чего на записи никогда не было. Это, конечно, Ваше дело, но слух замыливается очень быстро, в результате Вы вскоре перестанете слышать откровенные ошибки, что, если Вы музыкант, точно скажется и на качестве исполнения.
Samoglas
27.02.2016 01:39Да, некоторые вполне могут слушать музыку на самом дешёвом тракте и не испытывать никаких неудобств, но стоит ли остальным уподобляться и калечить свой слух?
Ни в коем разе не призывал слушать музыку на барахле.
Но не хотелось бы сейчас уходить в дебри аудиофильства. Таких записей которые производят это сильное ощущение на любой аппаратуре, их раз-два и обчелся. Очень часто музыка, которая как кажется, тебе не нравится, просто не воспроизводилась качественно.
А по поводу "восстановления мозгом" — слуховой анализатор именно этим и занимается при воспроизведении музыки так или иначе. Чем лучше записано, тем меньше этой работы требуется.
Так вам запись понравилась или "совсем никак"?Sadler
27.02.2016 02:14Запись скорее не понравилась. Я люблю несколько другую музыку. Скажем, если бы там был, скажем, один из ноктюрнов Шопена, это понравилось бы мне куда больше.
orlovpyotr
Тёплый, ламповый, да-да.
orlovpyotr
Хмм…
Так вооот как это работает…
orlovpyotr
Хмм…
Так вооот как это работает…