Идет по Руси-матушке скрип мозгов великий. Сидят за столами своими богатыри труда умственного и думу думают. Какую бы новую идею родить, да в программу или сервис её облечь, да стартап сильномогучий замутить.
А потом богаче заморского Билла Гейтса стать да на чудо-яхте в море-окияне с красотками смуглокожими плавать.
Наверняка у каждого из вас есть хотя бы один знакомый, горящий желанием разбогатеть (создать свой бизнес, стать знаменитым и т. п.) именно таким образом.
А вот скольких людей у которых получилось воплотить в жизнь придуманную идею вы знаете?
Вот то-то и оно…
Стив Бланк и Боб Дорф в своем объёмном труде «Стартап. Настольная книга основателя» говорят, что в основе любого стартапа должна лежать гипотеза. Гипотеза о том, что данный продукт будет необходим и востребован потребителем.Но тут начинающих стартеров подстерегают две проблемы.
Критерием успешности гипотезы является успех. Либо коммерческий, когда продукт удается монетизировать, либо рост клиентской базы (если конечно этот факт может быть положительно оценен потенциальными инвесторами / покупателями компании).
Если гипотеза оказывается неверной, то необходимо её быстро модифицировать и продолжить работы в новом направлении. И так пока не добьетесь успеха.
Во-первых, мало кто готов отказаться от великой идеи. Он же её выстрадал, ночами мечтал, вечерами программировал. А капризный потребитель еще оценит какую великую штуку ему предлагают. Нужно только подождать
А во-вторых (и это самое главное), придуманные идеи не имеют ничего общего с желаниями потенциальных покупателей. Это желания самих изобретателей.
Можно ли идти по пути реализации придуманных идей? Можно, только не забывайте, что как только факт низких продаж продукта сообщит основателям о несостоятельности гипотезы, её тут же необходимо модифицировать.
И не увлекайтесь маниловщиной, а то получится как у героя Н.В. Гоголя:
«Иногда, глядя с крыльца на двор и на пруд, говорил он о том, как бы хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или чрез пруд выстроить каменный мост, на котором бы были по обеим сторонам лавки, и чтобы в них сидели купцы и продавали разные мелкие товары, нужные для крестьян,—При этом глаза его делались чрезвычайно сладкими и лицо принимало самое довольное выражение, впрочем все эти прожекты так и оканчивались только одними словами…»
Однако должен вас предостеречь. Даже если вы будете много и упорно работать и успешно адаптировать вашу гипотезу, успех, увы, маловероятен. Почему? Да потому что…
Блестящие продукты рождаются только из реальных потребностей!
Создателю Twitter Джеку Дорси был нужен простой инструмент, позволяющий ему и его друзьям сообщать о своем местоположении и текущем занятии. Он сделал простую систему публикации коротких сообщений. Потом этим сервисом стали пользоваться друзья друзей, счет пошел на сотни, тысячи. Постепенно дорабатывался функционал. И в результате Twitter стал таким, каким мы его знаем.
Основатель Facebook Марк Цукерберг создал шуточный сервис, с помощью которого студенты могли проводить виртуальный «конкурс красоты» — попарно сравнивать фотографии. Позже был добавлен обширный функционал социального взаимодействия, но сервис был доступен только для студентов Гарварда. Ну а когда ограничения были сняты, социальная сеть начала свое победное шествие.
Томас Зибель был озабочен тем, что информация о взаимодействии его менеджеров по продажам с клиентами часто терялась. Данные о контрагентах и запланированных действиях обычно хранились в электронных таблицах, а то и просто на клочках бумаги. Поняв, что так жить нельзя, Зибель начал разработку централизованного хранилища всей информации о продажах — интересов, сделок, контактов, действий. В результате родилась первая CRM — Siebel.
Как действовали основатели всех трёх компаний?
- У людей были конкретные задачи / проблемы.
- Чтобы эти проблемы решить они создали продукты.
- Продукты стали популярны не только среди тех, для кого они изначально предназначались, но и среди широкой публики.
- Началась доработка продуктов для нужды этой широкой публики, что привлекло еще больше пользователей / клиентов.
Вот такой простой рецепт успеха :)
Кстати точно так же родилась и наша система учета рабочего времени сотрудников Kickidler. Руководство родительской компании захотело понять чем на самом деле занимаются люди на работе. Попробовали существующие продукты — не подошло. Вот и решили писать сами...
А ну-ка, автор, погоди — скажете вы мне. А как же ИТ-гений всех времен и народов Стив Джобс?
Уж он-то никогда не спрашивал покупателей что им нужно. Он придумывал новый гаджет, а люди радостно открывали навстречу ему свои кошельки.
Во-первых, и Стив прислушивался к потребностям платёжеспособной аудитории. Так появился iPad.
А во-вторых, Джобс такой один. Остальные скорее Билл Гейтсы.
В 1995 году Гейтс внезапно проснулся и понял, что проспал возникновение Интернета. Он попытался перехватить ситуацию и создать свой, карманный Интернет под названием MSN (Microsoft Network).
Изначально планировалось, что все компьютеры под Windows будут соединяться между собой в сеть. Изолированную и полностью принадлежащую Microsoft.
После, когда концепция изоляции провалилась, MSN трансформировался в интернет-провайдера и новостной портал. Позже отвалился и провайдерский бизнес.
В 2006 году Microsoft решила, что пришло время мобильности и придумало концепт Ultra-Mobile PC (UMPC), он же Project Origami.
Устройства должны были стать карманными, пользователи — запеть от счастья. Для управления должен был использоваться стилус, а в качестве операционной системы — доработанная Windows (а вы сомневались?).
Удалось выпустить несколько устройств от Samsung (эта компания была одним из авторов UMPC) и вечных энтузиастов китайцев.
После этого платформа приказала долго жить.
Microsoft получает достаточно денег от продажи Windows и Office, чтобы покрыть все возможные убытки от неудачных экспериментов.
А вы или ваш инвестор обладаете финансовыми возможностями Билла Гейтса?
Поэтому сейчас самое время окинуть взглядом список нерешенных ИТ-проблем в вашей компании. Возможно из одной проблемы получится успешный продукт?
Комментарии (15)
ServPonomarev
27.02.2016 08:20Статья однозначно вредная, ибо:
все мотивирующие успехи — сделаны на коленке силами одного человека, все демотивирующие — сложные продукты, создававшиеся гигантскими коллективами.
Вот и получается, что юный падаван прочитает такое и уверует, что достаточно идеи и пары вечеров за компом для успеха, а многолетний труд — это не для него. Когда-то это срабатывало, но время безнадёжно упущено — интернет уже не юн.AndrewIg
28.02.2016 09:18Siebel был сделан силами большого коллектива, привлечены большие инвестиции.
Facebook и Twitter набрали большие команды разработчиков и маркетологов до достижения большого успеха. Сразу после того как подтвердилась правильность концепции.
Создатели Uber создали сервис, которым хотели бы пользоваться совсем недавно. Определились с концепцией, нашли инвестиции и команду.
Что мешает сделать это остальным?
Все идеи в ИТ закончились! Это говорят постоянно с момента появления первых персоналок.
Просто не нужно ковыряться на старых рынках, нужно искать новые.
Разработчик одной из первых игр для iPhone заработал миллион долларов. Может ли одиночка сейчас повторить его успех? Нет, на этом рынке ужа властвуют корпорации.
Но это не значит, что нет других актуальных рынках.
Просто надо не ныть, а действовать.
Neogener
27.02.2016 12:04+3"ИТ-гений всех времен и народов Стив Джобс"
А он не гений!!! Он гений только в рассказах о божественности предпринемательства. О-о-о, Стив Джобс, а-а-а, это же он, о-о-о!
Гений тот, кто электричество сделал!Nikita_Danilov
28.02.2016 08:36Абсолютно поддерживаю.
Стив Джобс хороший маркетолог и менеджер, с перфекционизмом и отвественностью в нужном месте, может даже очень хороший, но категорически не понимаю зачем его называть гением.
Раскрутили его образ невероятно, хотя вполне с понятной целью, а общественность и рада поддерживать ажиотаж. Некоторые люди даже начали свято верить что технологически iPod круче чем ракетоноситель для вывода спутников, а красивая упаковка важнее исследований.AndrewIg
28.02.2016 08:48Мне кажется никто и никогда не пытался назвать Джобса изобретателем.
Более того не секрет, что в технологическом плане многие его продукты были хуже продуктов конкурентов и сделано это было сознательно.
В том же iPod был специально заблокирован модуль радио.
А что касается «а красивая упаковка важнее исследований», то тут не всё однозначно.
Конечный пользователь не видит фундаментальных исследований. Ему не греет душу открытие новых принципов связи, если они не воплощены в его смартфоне. Поэтому вся фундаментальная наука существует параллельно и делает свои великие делане заметно для армии покупателей.
Если же сравнивать продукт более удобный и более функциональный, то хочу напомнить, что в 2008-м на базе WindowsCE существовала целая армия смартфонов, десятки тысяч приложений и множество преданных пользователей.
iPhone в техническом плане был более примитивным и вообще не позволял ставить приложений (тогда).
В результате Microsoft проиграл. С треском и навсегда. Из за расивой упаковки?
AndrewIg
28.02.2016 08:39Я назвал Джобса гением в ироническом стиле, как бы в дискусси с воображаемым читателем.
Электричество никто не делал ))
Открывало соответствующие законы множество людей. А если мы говорим о человеке, который больше всего преуспел именно в коммерциализации электричества, то это Томас Альва Эдиссон, талантливый изобретатель и предприниматель.
serj80
28.02.2016 08:48Опишу свой опыт.
Я IT-шник с 15 летним стажем уже. Тож думал, придумать че нить этакое… да вот че?! Да как?!
А потом одной моей знакомой, ее знакомый предложил: «Слушай, ты не хочешь попробовать продавать ПРОДУКТ?! Мне как-то в Европах по совсем дешевке попался ПРОДУКТ, аж 3 тонны. Я привез его сюда, сбагрил все оптом в 3 раза дороже. И меня просят привези еще.»
Вот эта самая подруга, предложила мне. Типа ребята, давайте замутим такой вот бизнес. Привозим оттуда, тут продаем в розницу. Маржа хорошая, есть право на ошибку, если не выгорит, то сдадим все оптом и все равно в плюсе окажемся. Так и скинулись по 500к руб. И началось.
4й год уже идет. Не могу сказать, что в моих карманах появились мильены, но в общем то перспектива есть.
Это я, собственно, к чему, а к тому, что любой более менее успешный бизнес это все же купи-продай.
А твиттеры, фейсбуки это все сказки и мЯчты.AndrewIg
28.02.2016 09:10То есть нужно закрыть Мегамозг и открыть побольше торговых площадок в стиле 90-х? ))
Neogener
28.02.2016 09:55А стиль не важен так, как внутри процесс устроен. И стиль кстати не изменился от 90-х. Вот взять сми. Покупали контент за возможность пропиариться. Вот и сейчас так делают. Мегамозг продает то что покупает не за деньги, но за возможность пропиариться(ведь тоже ценность).
serj80
28.02.2016 21:38Все отнять и поделить. Ага, проходили.
Нет, чтобы создать что нибудь свое, работающее и успешное.
Кстати, глянул на название бложика, где происходит данное обсуждение:
"Система контроля активности сотрудников на ПК" — в тему, на памяти есть забавный случай.
Много-много лет назад, я устраивался на работу в некую IT-компанию, специализирующуюся на системах для биллинга. Вроде как, один из опсосов большой тройки был их клиентом. Там я услышал, впервые, что у них такого плана система контроля, типа вышел в туалет отметься, и прочий "фашизм" в чистом виде.
Система, так понимаю, собственной разработки была. К слову, я туда так и не устроился.
А спустя несколько лет, в частной беседе, я услышал, что владелец той конторы, продал её и купил себе несколько пилорам недалеко от российско-финской границы.
Такой вот исторический анекдот, не знаю насколько он имел место быть, но не верить товарищу, который мне это поведал, у меня поводов нет.
AndrewIg
29.02.2016 12:02А что отнять-то? Не понял…
Если вы про мое замечание насчет «закрыть Мегамозг», то я иронизировал на тему «закрыть за ненадобностью, поскольку торговать выгодней»
Мораль истории насчет владельца ИТ-компании тоже непонятна. Она в том, что пилорамы выгодней ИТ-бизнеса?
А насчет фашизма — например в ЛАНИТе оценивается сколько времени вы провели вне здания (гуляли или курили) и это время вычитается из рабочего времени. И ничего — один из лидеров ИТ-бизнеса…serj80
29.02.2016 13:56Разумеется, я тоже иронизировал над вашим ироничным замечанием.
Насчет владельца ИТ-компании, то да именно это я имел в виду.
Сейчас, наверно, пилорамы на финской границе не выгодны т.к. лавочку с вывозом леса-кругляка обещали прикрыть и фины взвыли.
Зашел на сайт той компании, а он в таком же состоянии как и был в начале 2000х. Ничего не поменялось, вроде, внешне, среди клиентов нет того самого опсоса, хотя есть много других уважаемых компаний, но не таких крупных. Так что, предположу, что дела у конторки идут не очень.
Собственно, весь смысл моих комментариев сводится не к тому, что ИТ-бизнес это не выгодно. Выгодно, еще как. Недаром же, в топах всякие Эплы, Ораклы и Микрософты.
Смысл в другом. Если не находится свой "твиттер", "фейсбук", "мегамозг" и др., то может лучше посмотреть на мир вокруг и найти неудовлетворенный платежеспособный спрос и придумать как удовлетворить его, чем строить в голове виртуальные прожекты?!
Лично я, для себя, сделал именно такой выбор. В нашем бизнесе автоматизировал все что мог.
А в качестве работы на перспективу, да и для души пытаюсь осваивать мир:
Python, Go, Arduino, 3D-печать, нейронные сети и другие интересные штуки. Может и это когда выстрелит.
Neogener
28.02.2016 09:51Бро, твиттер и остальные пацаны, там ведь тоже, купи продай, только вот фишка у них в том, что первые начали в нужное время.
RudkoDmitry
Поделюсь небольшим наблюдением. Однажды я оценивал проблемы внутри крупной торговой компании и фантазировал на предмет оптимизации и автоматизации. Решений и идей нашлось несколько. При детальном изучении, выяснилось, что все это уже так или иначе придумано. Да, придумано, работает… Но вот так устроено, что не все спешат использовать каждую возможность оптимизироваться и покупать новые продукты. А если это крупная компания, то любое вмешательство в процессы это большая боль. А еще есть административный барьер. Воля и взгляды руководителя.
В общем, что сказать хочу: мало придумать и создать продукт. Его нужно пробовать продавать сначала, а потом уже делать выводы. А это не так то просто, да?
AndrewIg
Первое. Очень часто систему не внедряют потому что нет подходящей реализации. Казалось бы, сколько на свете CRM. Siebel, Microsoft CRM, Terrasoft и куча всего. А появилась облачная AmoCRM — и выяснилось, что многим копаниям нужна была именно такая — легкая и облачная.
Второе. «Мало придумать и создать продукт. Его нужно пробовать продавать сначала, а потом уже делать выводы»
ДА! ДА! ДА!
Именно про это писал Боб Дорфл, книгу которого я цитировал в начале статьи. Сделали, начали продавать, если гипотеза продукта верна — наращиваете функционал, если продажи не идут, меняете гипотезу.