Запуск ракеты-носителя Falcon 9 компании SpaceX откладывается вот уже в четвертый раз. Сейчас причина отмены старта — сильный ветер. Об этом сообщил глава компании SpaceX Илон Маск. По его словам, сильный ветер «бьет по ракете как кувалда». Маск выложил в своем твиттер-аккаунте данные по скорости ветра на разных высотах.

Falcon 9 несет на себе телекоммуникационный спутник, который планируется вывести на геостационарную орбиту. После запуска первую ступень ракеты-носителя планируют попробовать посадить на морскую платформу «Of Course I Still Love You». Новое время запуска пока не определено.



Первый запланированный запуск был отменен из-за погоды, в силу плохих погодных условий ракету было решено не запускать.



Во второй раз старт отменили по техническим причинам: возникли непредвиденные проблемы с сильно охлаждённым кислородом.



И в третий раз причиной стали проблемы с охлажденным кислородом. Правда, в этот раз изначальная проблема — лодка в секторе старта. Из-за ожидания температура кислорода увеличилась, возник гелиевый пузырь, который вызвал сигнал неисправности.



Для того, чтобы текущий груз — телекоммуникационный спутник был доставлен на геостационарную орбиту, носителю придется потратить больше топлива для достижения дополнительной скорости. Возможно, топлива не хватит для посадки. Специалисты компании уже заявили, что несмотря на ожидаемую неудачу при посадке первой ступени на баржу, полученные при посадке данные позволят инженерам улучшить конструкцию ракеты.
Как считаете, состоится ли запуск в следующий раз?

Проголосовало 496 человек. Воздержалось 135 человек.

Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в опросе. Войдите, пожалуйста.

Комментарии (55)


  1. sofich
    02.03.2016 05:31
    +2

    Интересно, на какие системы ракеты может повлиять длительная "стоянка" под открытым небом?


    1. pnetmon
      02.03.2016 09:33

      В истории США было много случаев множественных попыток запуска одной миссии.
      Например STS-61C запускали — начали 18 декабря, а запустили 12 января…
      Из последних очень запоминающихся запуск Ориона — тоже не с первого раза.


      1. qthree
        02.03.2016 10:18

        Зачем далеко ходить, если те же фалконы уже бывало до месяца переносили, если не больше. Разве что по количеству попыток может, действительно, 5 не было. О чем новость вообще не понятно, кому надо и так знают.


        1. pnetmon
          02.03.2016 12:55

          Тоже не понимаю зачем про каждый отложенный старт писать.


          1. anthony2005
            02.03.2016 13:55
            +1

            Это один из аспектов деятельности публичной компании.


        1. PavelGatilov
          02.03.2016 13:45
          +2

          Так может те кому надо, тут эти новости и узнают.


    1. Rumlin
      02.03.2016 09:59

      Жидкий кислород испаряется — всё вокруг в конденсате, снеге. Ничего хорошего в этом нет. Еще вопрос как скажется такое длительное охлаждение на клапаны. Какие гарантии надежного срабатывания после нахождения при низких температурах так много времени.


      1. sofich
        02.03.2016 10:14

        Я почему спрашиваю, Челленджер сгубила температура воздуха на 10 градусов ниже оптимальной, уплотнители потеряли эластичность. Такая мелочь привела к катастрофе. Интересно, как учитывается ползучесть материалов, накопление конденсата, перепады давлений во время откачки-закачки топлива… С другой стороны, МБР хранятся десятилетиями и ничего с ними не происходит. Какие мысли по этому поводу?


        1. qthree
          02.03.2016 10:19

          МБР все твердотопливные, не?


          1. Oberon812
            02.03.2016 10:40

            "Семёрка" тоже МБР, но жидкостная. И Р-12 тоже. Хотя они уже и не на вооружении.
            Но обслуживание у них сложное, необходима перезаправка. Твердотопливные в этом отношении удобнее, поэтому на них теперь основной упор в РВСН.


          1. dumndum
            02.03.2016 11:53
            +2

            Нет. Есть и жидкостные. Только топлива там ампулизировано.


        1. bobdanilov
          02.03.2016 13:44
          +1

          МБР на жидком топливе не используют криогенные компоненты. Напримет, на старой УР-100 это были гептил и азотный тетраоксид. В заплавленном виде она может храниться почтивечность. А уж шахтного базирования…


        1. Pakos
          02.03.2016 15:33

          Это тоже плюс — как раз и узнают, пока человеки на ней не полетели.


        1. Jeffryxon
          02.03.2016 21:51

          Полагаю, для Falcon'а это в порядке вещей, так как для успешной реализации многоразовости в неё уже должна быть заложена возможность выдерживать десятки циклов заправки без существенных негативных последствий. Даже прошедший с первого раза запуск уже подразумевает как минимум три цикла: тестирование собранной ступени в Техасе, статический прожиг на стартовом столе до интеграции и сам запуск. Остаётся надеяться, что тамошние материаловеды знают своё дело.


          1. qthree
            03.03.2016 04:25

            Обычно же static fire на столе уже с полезной нагрузкой осуществляется, за редким исключением.


            1. Jeffryxon
              03.03.2016 08:29

              У SpX с согласия заказчика, насколько я слышал. Судя по всему, процедура установки/снятия у них не слишком трудоёмкая.
              P.S. РН с SES-9 уже сняли со стола и укатили в HIF. Вероятно, для проверки возможных последствий последнего сбоя.


              1. qthree
                03.03.2016 08:59

                Да, с согласия, но это согласия разве что при паре запусков не было. Интеграция то горизонтальная, на сколько я знаю, как и транспортировка. Поэтому если бы static fire делали перед интеграцией, то пришлось бы после файра опять укладывать, возить в ангар и обратно, снова поднимать. Мало ли что при этих транспортировках и поднятиях-опусканиях может случиться, поэтому, конечно, надежнее когда интегрировали, проверили, запустили.


      1. skyfortress
        02.03.2016 11:54

        Так кислород же закачивают в последнюю минуту перед взлетом.


        1. Rumlin
          02.03.2016 19:39

          Не совсем заправка длится минуты. В предыдущий раз они как раз из-за заправки кислородом и отменили запуск:

          «We were just wrapping up liquid oxygen loading on first and second stage,» said SpaceX product manager John Insprucker. «Right now, preliminary, is that we were still evaluating the liquid oxygen propellant load, looking at how much time we had left in the count to finish loading the liquid oxygen. And at that time, the launch team decided we would need to halt the countdown.

          Не думаю, что полезно прогрев и охлаждение на почти две сотни градусов. Какие-то термические деформации при этом происходят.


  1. Antigeek
    02.03.2016 08:21
    -15

    Кто-бы сомневался, небось в следующий раз на полнолуние сошлются или маск не стой ноги встанет. А теперь еще не сработает главная фишка и ожидается неудача, никому не кажется, что причина в кривой конструкции ракеты, а не в ветре или облаках?


    1. freylis
      02.03.2016 08:36
      +1

      А по вашему нужно запускать ее во чтобы это не встало? Ну и что, что мы зафейлили запуск, зато стартанули как обещали


      1. Antigeek
        02.03.2016 09:41
        -7

        По-моему надо реальные причины называть, а не прятаться за пустяковыми отмазками, чтобы лишний раз из сми не пропадать.
        И ты статью читал? В последнем абзаце, как раз идет речь они хотят «зафейлить» запуск, чтобы «стартануть как обещали.


        1. d1m1tr1
          02.03.2016 10:17

          Там нет такого. Речь идет о первой ступени, которую планируют попробовать посадить на платформу снова. Ожидают, что к тому моменту топлива в первой ступени останется слишком мало для мягкой посадки, но пробовать будут все равно для сбора статистических данных.


          1. Antigeek
            02.03.2016 11:04
            -6

            О том и речь, единственное, чем выделялась эта ракета — не работает, и они оттягивают запуск всякими отмазками.


            1. Hamper
              03.03.2016 20:51

              Свою основную задачу, вывод спутников, эти ракеты вполне выполняют. А всякие посадки, это всего лишь эксперименты, в которых неудача на самом деле тоже успех, потому что позволяет выявить ошибки.


        1. a_batyr
          02.03.2016 11:16

          статью читал?
          хотят «зафейлить» запуск

          Специалисты компании уже заявили, что несмотря на ожидаемую неудачу при посадке первой ступени на баржу, полученные при посадке данные позволят инженерам улучшить конструкцию ракеты.
          Поправочка:

          1. Не запуск, а посадку.
          2. Не "хотят зафейлить", а оценивают шансы неудачи.
            2а. Даже не посадив ступень они выполнят основную миссию — вывод 5300 кг на ГСО.
            2б. Посадив ступень они отличатся от всех предыдущих миссий, где посадка выполнялась с заведомым избытком топлива.


          1. arheops
            02.03.2016 11:51

            Вот тут не факт. Нагрузка для данной ракеты близка к максимальной. Могут и не вывести.


            1. Jeffryxon
              02.03.2016 21:57

              Если ошибутся в расчётах (маловероятно) и слегка не добросят, спутник имеет и свою двигательную установку, вывод и так осуществляется на орбиту выше изначально планировавшейся. Впрочем, если они даже планируют попытку посадки, думается, все достаточно уверены в возможностях носителя. Если бы были существенные сомнения, запустили бы в одноразовой версии.


        1. gdsmiler
          02.03.2016 11:54

          Они готовы «зафейлить» приземление, ибо все равно получат данные да и сама посадка второстепенная задача


        1. yarkovoy
          02.03.2016 11:54

          Они про посадку говорят а не про запуск.


    1. Doktorov
      02.03.2016 11:52
      -1

      Поколение айфонов ракеты делать не умеют.


  1. arheops
    02.03.2016 09:07
    +1

    интересно, сколько стоит подготовка к старту с отменой старта?


    1. qthree
      02.03.2016 11:28
      +3

      На порядки меньше, чем потерянная ракета, а тем более потерянная полезная нагрузка.


      1. arheops
        02.03.2016 11:51
        +2

        Доброе утро КО. Хотелось бы понимать хотя бы порядок. 100к?500к?1миллион?


        1. irbius
          02.03.2016 14:37

          Порядок это 10 раз.


          1. arheops
            02.03.2016 14:44
            +1

            Если вы не в курсе, порядок бывает еще и с основанием два. Да, я вкурсе что такое порядок. Но "на порядки" это может быть и 2 порядка(600к) и 3(60к) и даже 4(6к, что крайне маловероятно).


            1. irbius
              02.03.2016 14:49
              -1

              Так я ж не спорю :) только люди занимающиеся финансами не мелочатся :) у них основание всегда — 10 :) Иначе не видать списка форбс


        1. Jeffryxon
          02.03.2016 21:58

          На reddit проскакивала информация в районе $100k, не знаю, насколько достоверная.


    1. yurii86
      02.03.2016 11:55
      +1

      Как вообще такие моменты в контракте прописаны, кто оплачивает тех. обслуживание во время переноса запуска?


      1. AngusMetall
        02.03.2016 12:17

        Скорее всего страховая.


        1. arheops
          02.03.2016 14:45
          +1

          Скорее всего spacex. Для упрощения рассмотрите оплату времени водителя-дальнобойщика в случае простоя машины в связи с задержкой на границе. Если контракт нарушен — страховая, иначе — компания-перевозчик.


          1. Jeffryxon
            02.03.2016 21:59

            Согласен, по всей видимости в стоимость запуска просто изначально заложено "среднее по больнице" количество попыток.


  1. compilator
    02.03.2016 11:55
    +1

    Пятая попытка в субботу в 2:35 МСК


  1. dvamain
    02.03.2016 13:18
    -6

    500-тонный недоделок с полезной нагрузкой нашего старого 100-тонного рокота. перемога, чё...


    1. AngusMetall
      02.03.2016 13:56
      +3

      Что простите? У меня или сарказометр сломался, или вы с какой то целью дезинформируте. Рокот при стартовой массе в 100 тонн, выводит на НОО 2300 кг полезной нагрузки максимум. "500-тонный недоделок" в версии 1.1 выводит на НОО 13,5т полезной нагрузки, в версии FullThrust должен больше, при этом ещё и ступень вернуть на землю не в виде обломков может. Так что да, перемога, чё.


      1. dvamain
        02.03.2016 15:38
        -3

        да да. «заявленная» полезная нагрузка, как же верим. вот только 11 спутников каждый по 172 кг по факту закинули и рады до поноса…


        1. AngusMetall
          02.03.2016 16:05
          +2

          Может перестанете уже пороть чушь? Если вы в этом не разбираетесь, то не вводите людей в заблуждение! Как минимум 8!!! раз на НОО уже летал Dragon, который 5,5т + его полезная нагрузка. А так же на ГПО летал SES-8 который больше трёх тонн весит, так что всю заявленную тягу они подтвердили вполне.


          1. Jeffryxon
            02.03.2016 22:02

            А если умудрятся эту пятитонную птичку доставить по месту назначения, подтвердят, что могут прыгнуть и выше заявленного. Конечно, если считать заявленным текущие официальные цифры по v1.1, которые никак не обновят.


    1. Izhevsk
      02.03.2016 18:28
      +2

      Ерунду говорите. Рокот может вывести на НОО (200 километров) 2150кг полезной нагрузки, Falcon 9 может вывести >5300кг нагрузки на ГСО (35786 километров). Некорректно эти ракеты сравнивать.


  1. madsmiley
    02.03.2016 13:41
    +9

    Для начала нужно всетаки помнить что началась весна, а для каждого уважающего себя рептилоида — это сложное и опасное время. Запуск, а тем более возвращение обратно, всяческих летающих композитных брёвен слишком раздражает нашего Верховного Лидера. Огнище и шумище не приносит радости, а для феерверка рановато. Поэтому подконтрольным млекопитающим было дано распоряжение отложить все эти странные ритуалы на неделю-другую. Ожидайте дальнейших инструкций.


    1. zunzon
      02.03.2016 17:19
      +4

      Наконец-то кто-то, кто разбирается и понимает в чем тут дело.


  1. AndriAnoBoTS
    02.03.2016 13:46
    +1

    Интересно влияние такого термоциклирования на баки ракеты и различные клапана. Многократное охлаждение до температур жидкого кислорода может привести к ухудшению прочностных характеристик материалов?


  1. DarthVictor
    02.03.2016 17:42
    +5

    Можно ли теперь говорить, что в SpaceX освоили многоразовой старт?


  1. Wesha
    04.03.2016 01:37

    Для людей, которые терпеть не могут горе-переводчиков с английского:

    > Pushing launch to Friday due to {extreme {{high altitude} {wind shear}}}. Hits like a sledgehammer when going up supersonic

    «Переносим запуск на пятницу из-за {небывалого {{градиента ветра}(https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D1%82_%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B0) {на больших высотах}}}. Вламливает как кувалдой ровно в момент перехода на сверхзвук.»

    Это и видно на приаттаченной Маском диаграмме (https://twitter.com/elonmusk/status/704770247769722880/photo/1) — на высоте 10 км скорость ветра чуть ли не скачкообразно возрастает до 70 метров в секунду.

    (фигурными скобочками отмечена группировка слов по смыслу, как их надо воспринимать)


  1. Rumlin
    05.03.2016 07:29

    Разбилась ступень