imageКанадские учёные из Университета Уотерлу установили, что зарисовывать необходимую к запоминанию информацию – это отличный способ улучшить память. Если вы хотите лучше запомнить что-либо, правильнее всего будет это зарисовать.

«Мы сравнивали зарисовки с множеством других стратегий запоминания, но рисование выигрывает у всех,- говорит Джеффри Уэймс [Jeffrey Wammes], кандидат наук департамента психологии университета. – Мы считаем, что преимущество заключается в способности создать более связное воспоминание, сочетающее визуальную составляющую, моторику и семантику».

В эксперименте студентам, участвовавшим в эксперименте, предлагался список из простых понятий, которые легко можно было зарисовать (например, «яблоко»). У них было 40 секунд, в течение которых они могли либо зарисовать предмет, либо несколько раз написать его название.

Затем им давалось отвлечённое задание, связанное с работой с музыкой, чтобы запоминаемые ими слова перешли в долговременную память. Затем их возвращали к списку слов и просили за 60 секунд вспомнить как можно больше.

Оказалось, что зарисовывавшие понятия студенты в целом лучше справлялись с задачей вспомнить как можно больше слов. В иных случаях человек мог вспомнить в два раза больше зарисованных понятий, чем тот, кто их записывал.

На результаты не влияли разные вариации с попытками запоминания слов в написанном виде, вроде украшательств букв, записывания слов в определённом порядке, перечисления физических свойств объектов и т.п. Рисунки выигрывали у рукописных слов даже тогда, когда на зарисовку испытуемым отводилось всего 4 секунды вместо 40.

Кроме того, исследователи особо отметили, что качество рисунков не влияло на качество запоминания слов – техника работает вне зависимости от художественного таланта студента.

Пока что техника использовалась лишь для одиночных слов. Учёные сейчас пытаются понять, почему она так хорошо работает, и как её можно будет приспособить для работы с другими типами информации.

Комментарии (17)


  1. FForth
    23.04.2016 23:21

    Не удивлён.
    Всегда, в каком то виде, зарисовываю (как то визуализирую), например, алгоритм работы куска кода :)
    Или записываю какие то «попутные» мысли.


    1. ChaplygiN
      24.04.2016 10:04

      мне кажется, что рисовать намного проще, особенно если есть способность запоминать ассоциативные цепочки. Тогда вообще одной простой картинки достаточно для замены целого абзаца текста


    1. ChaplygiN
      24.04.2016 10:11
      -2

      Ещё моё детство в обществе быдла дало о себе знать и сразу вспомнился анекдот))
      Сидит в ресторане семья учителей с сыном. Толстенные очки, затёртые свитера, кушают гречку с подливой. А за соседним столом сидит Новый русский, кушает икорочку, дорогие колбасы, выпивает. Посмотрел он на своих «соседей» и говорит сыну:
      — Давай, пацан, присоединяйся.
      На что мать парня отвечает:
      — Наш сын сыт!!!
      А НР:
      — Так я и говорю, пусть не ссыт, садится кушает)))


  1. arturdumchev
    24.04.2016 00:05

    Учёные сейчас пытаются понять, почему она так хорошо работает

    Потому что когда рисуешь, работаешь с образом. Невозможно нарисовать то, образ чего не представляешь. То есть рисование подстегивает работать с образами.
    Когда же записываешь слово, не обязательно даже знать, что это такое, — и если слово останется на уровне абстракции, то ему не за чего будет зацепиться в памяти.

    У кого-нибудь есть другие предположения?)


    1. IRainman
      25.04.2016 00:13

      Согласен, но ещё, вполне вероятно, что области отвечающие за восприятие образов в мозгу гораздо обширнее чем те, что отвечают за восприятие текста, от того и вычислительных ресурсов для задачи доступно больше из-за чего процесс проходит лучше (быстрее), что увеличивает в итоге качественную составляющую и данные лучше запоминаются.

      Пытался унифицировать, но специфики работы мозга вряд ли понимаю на достаточно хорошем уровне.


    1. napa3um
      25.04.2016 10:37

      Моторная память создаёт «фон» («якоря»), и ассоциации целевой информации с этим фоном человек и усваивает. Память — это что-то типа карты, по которой внимание человека способно передвигаться. В качестве карты может быть образ реальной карты города, например, или какого-нибудь помещения, или как раз таки лист бумаги, на котором карандашом человек «передвигается», оставляя следы-рисунки, или даже музыкальным произведением (где «география» будет куплетами и припевами). Человеку трудно представлять что-то «в пустоте», связь с фоном помогает более естественным образом использовать фантазию. Эта концепция используется в mind maps ( ru.wikipedia.org/wiki/Диаграмма_связей ), а Шерлок Холмс в сериале от BBC демонстрирует предельный уровень владения этой техникой, называемой «чертоги разума». А придумали этот «мнемонический хак» ещё в античности: ru.wikipedia.org/wiki/Метод_Локи.


  1. HerrDirektor
    24.04.2016 05:04

    У меня примерно так работает: пока визуальный образ чего-то держится в голове (ну представляешь его, четко понимаешь, где у этой кракозяблы условный нос, а где условный палец большой ноги) — все отлично.
    Но как только забываешь, как оно там выглядит, то зарисовки на бумаге не помогают от слова «совсем». До тех пор, пока заново не «загрузишь» картинку в мозг.
    Кстати, «исходная» картинка (которая была вначале) часто отличается от той, которая «загружена» (когда спустя N месяцев\лет начинаешь ковырять старый проект), т.е. визуальные представления получаются разными.


  1. densss2
    24.04.2016 08:58

    Тут нет ничего удивительного, это следствие из хода эволюции нашего вида: ведь работать с образами человек научился раньше, чем говорить и записывать. После рождения ребёнок практически сразу (как только начинает видеть) различает предметы, потом пара лет уходит на сносное освоение языка и ещё несколько лет на освоение письменности.


    1. FForth
      24.04.2016 09:59

      А гипотетически. Азбука морзе за сколько времени осваивается?
      На клавиатуре, например, многие печатают «одним» пальцем :)


      1. densss2
        24.04.2016 13:03

        Я в детстве азбуку Морзе осваивал дня три-четыре. С клавиатурой у всех по разному. При наличии стимула, перейти на «слепой» метод набора с «однопальцевого» — много времени не займёт.


        1. FForth
          24.04.2016 19:21

          Есть ещё вариант использования стенографической клавиатуры, но её русского варианта возможно даже и нет
          или вопрос работы с ней не проработан.


      1. Keyten
        25.04.2016 00:14
        +1

        Скрытый текст


  1. Keyten
    25.04.2016 00:13

    Вспоминается Тони Бьюзен и его mind maps.


    1. vanyatwo
      25.04.2016 11:27

      Mind maps вообще очень полезны.
      Простой кейс — на конференциях всегда составляю карту лекции. Зачем? Так проще запомнить + сразу мыслишь иерархически, и без понимания материала тяжело правильно создать структуру — приходится понимать :) Да и потом вспоминать что было на лекции — гораздо легче.


  1. Dum_spiro_spero
    25.04.2016 03:00

    Ну вообще это не ново.
    «студентам, участвовавшим в эксперименте, предлагался список из простых понятий, которые легко можно было зарисовать » — в этом-то и особенность. И вообще — вспомним Киплинга — «Как было написано первое письмо». Собственно идея сопоставления понятий и рисунков нашла отражение в иероглифическом письме.
    Наши же языки — все же аудиально-визуальные — мы записываем/рисуем не понятие, а звук. Очевидно, плюсы есть у обеих систем.
    А вот пусть у нас есть лектор который вещает текст… ну скажем такой — ниже приводится отрывок из Х. Л. Борхеса
    «Финальные дефиниции – «поучательница и советчица настоящего, провозвестница будущего» – откровенно прагматичны. Также зрима и контрастность стилей. Архаизированный стиль Менара (все-таки – иностранца) страдает некоторой аффектацией...»
    Изобразить это графически точно и быстро мы не сможем — в лучшем случае будем придумывать новый язык.
    — Когда учился на курсах быстрого чтения научился запоминать списки по сотне слов по методике Гарибяна. Не нашел ситуации где-бы этот навык пригодился. Ну только что список покупок в магазине. Если все же записывать — то многое текстом лучше — пачка макарон и пачка гречки выглядят похоже при быстром наброске. А рисовать коробку с надписью «макароны» — возврат к старой концепции.

    ---Майндмэпы — пожалуй да. Здесь рисование полезно.


  1. Gerakl
    25.04.2016 20:44

    Согласен. Ведь маленькие дети к рисунку запоминают быстрее, чем они нам рассказывают. Еще я сталкивался с глухая семья, жесты плохо знают, много рисовал, чтобы они понимали о чем я им хотел рассказать. Рисование влияет на личное мышление глубже, чтобы другие понимали, чем писать текстом.


  1. Niobis
    25.04.2016 20:45

    Мне понадобилось около 2-х лет мучений что бы понять, что я не могу перестроиться и отказаться от записывания тезисов в тетрадь; все попытки конспектировать в электронном виде жутко тормозили процесс обучения и записи не казались «своими» уже спустя несколько месяцев. Я предполагаю, что виной тому — многие годы дрессировки в школе/вузе и современные дети смогут легче адаптироваться. А когда-нибудь вырастет и «поколение без почерка».
    Но зарисовывать что-то сложнее чем «яблоко» — это за гранью разумного. Создавать какие-то графические якори, использовать мнемонические техники в дополнение к записыванию — это звучит неплохо, но просто зарисовывать — это усложняет задачу экспоненциально. Даже записать главу/концепцию своими словами — уже порой сложно, а придумать для неё адекватное графическое представление… извините, у меня нет вечности для изучения нового фреймворка.