«Мы сравнивали зарисовки с множеством других стратегий запоминания, но рисование выигрывает у всех,- говорит Джеффри Уэймс [Jeffrey Wammes], кандидат наук департамента психологии университета. – Мы считаем, что преимущество заключается в способности создать более связное воспоминание, сочетающее визуальную составляющую, моторику и семантику».
В эксперименте студентам, участвовавшим в эксперименте, предлагался список из простых понятий, которые легко можно было зарисовать (например, «яблоко»). У них было 40 секунд, в течение которых они могли либо зарисовать предмет, либо несколько раз написать его название.
Затем им давалось отвлечённое задание, связанное с работой с музыкой, чтобы запоминаемые ими слова перешли в долговременную память. Затем их возвращали к списку слов и просили за 60 секунд вспомнить как можно больше.
Оказалось, что зарисовывавшие понятия студенты в целом лучше справлялись с задачей вспомнить как можно больше слов. В иных случаях человек мог вспомнить в два раза больше зарисованных понятий, чем тот, кто их записывал.
На результаты не влияли разные вариации с попытками запоминания слов в написанном виде, вроде украшательств букв, записывания слов в определённом порядке, перечисления физических свойств объектов и т.п. Рисунки выигрывали у рукописных слов даже тогда, когда на зарисовку испытуемым отводилось всего 4 секунды вместо 40.
Кроме того, исследователи особо отметили, что качество рисунков не влияло на качество запоминания слов – техника работает вне зависимости от художественного таланта студента.
Пока что техника использовалась лишь для одиночных слов. Учёные сейчас пытаются понять, почему она так хорошо работает, и как её можно будет приспособить для работы с другими типами информации.
Комментарии (17)
arturdumchev
24.04.2016 00:05Учёные сейчас пытаются понять, почему она так хорошо работает
Потому что когда рисуешь, работаешь с образом. Невозможно нарисовать то, образ чего не представляешь. То есть рисование подстегивает работать с образами.
Когда же записываешь слово, не обязательно даже знать, что это такое, — и если слово останется на уровне абстракции, то ему не за чего будет зацепиться в памяти.
У кого-нибудь есть другие предположения?)
IRainman
25.04.2016 00:13Согласен, но ещё, вполне вероятно, что области отвечающие за восприятие образов в мозгу гораздо обширнее чем те, что отвечают за восприятие текста, от того и вычислительных ресурсов для задачи доступно больше из-за чего процесс проходит лучше (быстрее), что увеличивает в итоге качественную составляющую и данные лучше запоминаются.
Пытался унифицировать, но специфики работы мозга вряд ли понимаю на достаточно хорошем уровне.
napa3um
25.04.2016 10:37Моторная память создаёт «фон» («якоря»), и ассоциации целевой информации с этим фоном человек и усваивает. Память — это что-то типа карты, по которой внимание человека способно передвигаться. В качестве карты может быть образ реальной карты города, например, или какого-нибудь помещения, или как раз таки лист бумаги, на котором карандашом человек «передвигается», оставляя следы-рисунки, или даже музыкальным произведением (где «география» будет куплетами и припевами). Человеку трудно представлять что-то «в пустоте», связь с фоном помогает более естественным образом использовать фантазию. Эта концепция используется в mind maps ( ru.wikipedia.org/wiki/Диаграмма_связей ), а Шерлок Холмс в сериале от BBC демонстрирует предельный уровень владения этой техникой, называемой «чертоги разума». А придумали этот «мнемонический хак» ещё в античности: ru.wikipedia.org/wiki/Метод_Локи.
HerrDirektor
24.04.2016 05:04У меня примерно так работает: пока визуальный образ чего-то держится в голове (ну представляешь его, четко понимаешь, где у этой кракозяблы условный нос, а где условный палец большой ноги) — все отлично.
Но как только забываешь, как оно там выглядит, то зарисовки на бумаге не помогают от слова «совсем». До тех пор, пока заново не «загрузишь» картинку в мозг.
Кстати, «исходная» картинка (которая была вначале) часто отличается от той, которая «загружена» (когда спустя N месяцев\лет начинаешь ковырять старый проект), т.е. визуальные представления получаются разными.
densss2
24.04.2016 08:58Тут нет ничего удивительного, это следствие из хода эволюции нашего вида: ведь работать с образами человек научился раньше, чем говорить и записывать. После рождения ребёнок практически сразу (как только начинает видеть) различает предметы, потом пара лет уходит на сносное освоение языка и ещё несколько лет на освоение письменности.
FForth
24.04.2016 09:59А гипотетически. Азбука морзе за сколько времени осваивается?
На клавиатуре, например, многие печатают «одним» пальцем :)densss2
24.04.2016 13:03Я в детстве азбуку Морзе осваивал дня три-четыре. С клавиатурой у всех по разному. При наличии стимула, перейти на «слепой» метод набора с «однопальцевого» — много времени не займёт.
FForth
24.04.2016 19:21Есть ещё вариант использования стенографической клавиатуры, но её русского варианта возможно даже и нет
или вопрос работы с ней не проработан.
Keyten
25.04.2016 00:13Вспоминается Тони Бьюзен и его mind maps.
vanyatwo
25.04.2016 11:27Mind maps вообще очень полезны.
Простой кейс — на конференциях всегда составляю карту лекции. Зачем? Так проще запомнить + сразу мыслишь иерархически, и без понимания материала тяжело правильно создать структуру — приходится понимать :) Да и потом вспоминать что было на лекции — гораздо легче.
Dum_spiro_spero
25.04.2016 03:00Ну вообще это не ново.
«студентам, участвовавшим в эксперименте, предлагался список из простых понятий, которые легко можно было зарисовать » — в этом-то и особенность. И вообще — вспомним Киплинга — «Как было написано первое письмо». Собственно идея сопоставления понятий и рисунков нашла отражение в иероглифическом письме.
Наши же языки — все же аудиально-визуальные — мы записываем/рисуем не понятие, а звук. Очевидно, плюсы есть у обеих систем.
А вот пусть у нас есть лектор который вещает текст… ну скажем такой — ниже приводится отрывок из Х. Л. Борхеса
«Финальные дефиниции – «поучательница и советчица настоящего, провозвестница будущего» – откровенно прагматичны. Также зрима и контрастность стилей. Архаизированный стиль Менара (все-таки – иностранца) страдает некоторой аффектацией...»
Изобразить это графически точно и быстро мы не сможем — в лучшем случае будем придумывать новый язык.
— Когда учился на курсах быстрого чтения научился запоминать списки по сотне слов по методике Гарибяна. Не нашел ситуации где-бы этот навык пригодился. Ну только что список покупок в магазине. Если все же записывать — то многое текстом лучше — пачка макарон и пачка гречки выглядят похоже при быстром наброске. А рисовать коробку с надписью «макароны» — возврат к старой концепции.
---Майндмэпы — пожалуй да. Здесь рисование полезно.
Gerakl
25.04.2016 20:44Согласен. Ведь маленькие дети к рисунку запоминают быстрее, чем они нам рассказывают. Еще я сталкивался с глухая семья, жесты плохо знают, много рисовал, чтобы они понимали о чем я им хотел рассказать. Рисование влияет на личное мышление глубже, чтобы другие понимали, чем писать текстом.
Niobis
25.04.2016 20:45Мне понадобилось около 2-х лет мучений что бы понять, что я не могу перестроиться и отказаться от записывания тезисов в тетрадь; все попытки конспектировать в электронном виде жутко тормозили процесс обучения и записи не казались «своими» уже спустя несколько месяцев. Я предполагаю, что виной тому — многие годы дрессировки в школе/вузе и современные дети смогут легче адаптироваться. А когда-нибудь вырастет и «поколение без почерка».
Но зарисовывать что-то сложнее чем «яблоко» — это за гранью разумного. Создавать какие-то графические якори, использовать мнемонические техники в дополнение к записыванию — это звучит неплохо, но просто зарисовывать — это усложняет задачу экспоненциально. Даже записать главу/концепцию своими словами — уже порой сложно, а придумать для неё адекватное графическое представление… извините, у меня нет вечности для изучения нового фреймворка.
FForth
Не удивлён.
Всегда, в каком то виде, зарисовываю (как то визуализирую), например, алгоритм работы куска кода :)
Или записываю какие то «попутные» мысли.
ChaplygiN
мне кажется, что рисовать намного проще, особенно если есть способность запоминать ассоциативные цепочки. Тогда вообще одной простой картинки достаточно для замены целого абзаца текста
ChaplygiN
Ещё моё детство в обществе быдла дало о себе знать и сразу вспомнился анекдот))
Сидит в ресторане семья учителей с сыном. Толстенные очки, затёртые свитера, кушают гречку с подливой. А за соседним столом сидит Новый русский, кушает икорочку, дорогие колбасы, выпивает. Посмотрел он на своих «соседей» и говорит сыну:
— Давай, пацан, присоединяйся.
На что мать парня отвечает:
— Наш сын сыт!!!
А НР:
— Так я и говорю, пусть не ссыт, садится кушает)))