Здравствуйте. Я хочу рассказать о том, как я делал подобие неоновой подсветки и фар с габаритами для радиоуправляемой дрифт-модели масштаба 1:10.

Предыстория
В ноябре 2015 я заинтересовался дрифтом на RC-моделях, неожиданно появились деньги, и тут понеслась… Дрифт меня вовлёк, и я решил перейти к этапу, который в электронике обычно начинается с изготовления корпусов для своих устройств, а в моделизме — с добавления «красунек» на модель. Корпус у меня уже был — побитый жизнью Porsce 911 GT2 RS, и я решил добавить немного света. Что из этого вышло — смотрим.

Часть 1, теоретически-философская


Для начала, я составил для себя список «хотелок»:

1. Подсветка дна модели, т.н. «неон»;
2. Фары (дальний свет);
3. Габариты.

Для подсветки я откопал в закромах шкафа светодиодную псевдо-RGB ленту. Светодиоды R,G и B не находятся в одном корпусе, а просто стоят друг за другом (упустил этот факт при заказе, поэтому лента и переселилась в шкаф). Длина одного сегмента ленты составляет 147мм и на ней умещается по два светодиода каждого цвета. Но какой бы ни была RGB-лента, ей всё равно нужен управляющий контроллер — его я запланировал реализовать на ATTiny13, благо они были признаны мною как «несостоятельные» для проектов и тихо лежали в том же шкафу.

Включение фар и габаритов тоже было запланировано с помощью той же АТТини, но… не сложилось, в общем. Хотя и на печатке, и в коде всё нарисовано и описано, может быть когда-нибудь потом добавлю; сейчас свет и габариты включаются DIP-переключателем на 2 секции.

В изначальном варианте «блока света» питание планировалось объединить с питанием силовой части; помехи ли, или проседание напряжения ввиду прожорливости моего регулятора хода сбрасывали контроллер, поэтому пришлось добавить (в версии №2) 2 аккумулятора 18650, соединенных последовательно. Напряжения в 6-8.4В хватало для питания светодиодных лент. Потом, ввиду отсутсвия большого количества отсеков для 18650, пришлось заменить двойной отсек на одинарный и добавить китайский модуль DC-DC Step-Up на маленькой микросхеме с нечитаемой маркировкой. Напряжение на выходе я выставил 10В, теперь и ленты, и фары светят ярче, правда, приходится чаще заряжать аккумулятор; но его всё равно с лихвой хватает на 2-3 покатушки по 2.5 часа. Да и возить с собой 2 18650 аккумулятора — не такая уж и большая проблема. Питание МК обеспечивается за счёт преобразователя LM1117-5.0,

Часть 2, практическая


Практически, реализация контроллера света не являет собой чуда, я не стал особо заморачиваться и решил сделать 5 режимов работы — всё выключено, R, G, B, RGB. Из-за относительно небольшого клиренса модели, в режиме RGB чётко видны все три светодиода. Сама же лента имеет общий анод, катоды коммутируются с помощью маленьких N-канальных полевых транзисторов в корпусе SOT-23. Почему-то самой большой проблемой для меня была именно разводка силовой части — я немножко подтупливаю, когда рисую схемы с транзисторами. А уже после ликвидации проблемы, я нашёл схему подключения в сборнике Arduino Basic Connections.

На корпусе модели смонтированы светодиоды (для фар — на звёздочках, габариты просто приклеены на термоклей) и плата, на которой установлены DIP-переключатель и токоограничительные резисторы. Аккумулятор с повышающим преобразователем стоят на шасси, питание заводится через разъём 3-пин, из которых 1 — not connected (для защиты от переполюсовки).

Прошивка для микроконтроллера (всё в конце статьи в архиве) написана в BASCOM-AVR, который, ИМХО, незаслуженно был описан одной-двумя статьями на Хабре, ибо среда заслуживает внимания благодаря простоте написания программы и достойному коду на выходе.

В заключение, немного фотографий получившегося:














Фотографии платы без термоусадки не сохранилось

Архив с печатными платами и кодом можно скачать здесь. Печатные платы нарисованы в Sprint Layout 6, код написан в BASCOM-AVR 2.0.5.0.

Спасибо за внимание!

Комментарии (16)


  1. GennPen
    26.04.2016 21:00
    +1

    Радиаторы фар на термоклей? Не отвалятся когда нагреются? Или они не так сильно нагреваются?


    1. YarikYar
      26.04.2016 21:22

      На светодиодах что-то около 70-100мА, звездочки практически не греются.


      1. timofas
        27.04.2016 14:41

        этого вполне хватит чтобы просто стечь с места крепления и ещё схемку управления светодиодами залей хоть в комменты хоть в поста


        1. YarikYar
          27.04.2016 14:44

          3 выезда по 2.5 часа каждый — фары с места не сместились.
          Схемка управления светодиодами — DIP-переключатель, да две пары резисторов (одна пара для стоп-сигналов, другая — для фар, каждая пара параллельно, т.к. резисторы 0805). Плата для неё есть в архиве. Или нужна принципиальная схема?


          1. timofas
            27.04.2016 14:52

            да просто рисунок принципиальной схемы


            1. YarikYar
              27.04.2016 15:23

              Вроде так.


              (для SPlan 7 — https://yadi.sk/d/bja5d_4NrLC22)
              (номиналы резисторов нужно считать для своих диодов вручную, 1КОм — стд. значение)


  1. unwrecker
    27.04.2016 13:51

    У меня вопрос немного не по теме: как-нибудь называется (или обозначается) трансмиссия на ремнях? Кто такое производит? Хочу пропатчить свою машинку с пластиковыми шестерёнками, которые приходится менять через пару поездок. А в идеале купить кузов 1/10 с ременной трансмиссией, но без оборудования, и впихнуть туда всё своё.


    1. YarikYar
      27.04.2016 14:47

      Какое у вас шасси?
      Если нонейм, то шансы резко падают, да и на «фирмовые» шасси я не видел особо таких конверсий ака поменять кардан на ремень.
      Сейчас можно за небольшие деньги купить вполне хорошее, с рождения ременное шасси. К примеру, моё новое стоил в районе 100$, БУ можно найти дешевле.


  1. AVKinc
    27.04.2016 14:33
    +4

    Надо же, эта болезнь оказывается поражает и маленькие автомобильчики.


  1. dinarv
    27.04.2016 14:38

    А свет как-то увязан с управлением самим автомобилем? Стоп-сигналы включаются только при торможении, или постоянно горят?


    1. YarikYar
      27.04.2016 14:40

      Стоп-сигналы пока что управляются с DIP-переключателя, т.е. вручную.
      В планах — полноценный блок света с управлением с аппаратуры, но пока что только в планах…


  1. sav13
    27.04.2016 16:59

    А как бы еще сделать бюджетный звук?
    Имитацию звука мотора на различных оборотах?
    А то готовые контроллеры довольно больших денег стоят. А у всяческих плат проигрывания звука пауза между треками получается — всю картину портит


    1. immaculate
      27.04.2016 17:21

      На автосервисе видел мастера, играющего с моделью на двухтактном бензиновом двигателе. Вот там был настоящий звук. :)


    1. YarikYar
      27.04.2016 18:45

      По опыту — шасси достаточно громкое, нужно будет что-то мощное на воспроизведение.
      Можно попробовать сварганить свой плеер на той же STM32, если звуки записать в каком-нибудь сыром формате, то можно, наверное, и пауз избежать.
      Надо пробовать!


  1. OstrovCity
    28.04.2016 09:05

    Изолируйте дальний свет, чтобы не светил вниз (под кузов), портит всю картину


    1. YarikYar
      28.04.2016 09:06

      Да, есть такая проблема. Пока не придумал, из чего можно сделать хоть какие-нибудь примитивные отражатели…