image Развитие технологий самым решительным образом меняет характер взаимодействия людей с банками. Все меньше желающих идти и решать вопросы с живыми клерками в реальных отделениях. Все популярнее становятся цифровые инструменты и средства взаимодействия — банкоматы, онлайн-чаты, мобильные приложения и интернет-банкинг. До недавнего времени “цифра” была лишь дополнением к традиционным банковским услугам. Но уже совсем скоро новые технологии полностью изменят ландшафт финансовой сферы.

Мы, компания Wirex, работаем в области мгновенных денежных переводов без банковского посредничества. Наш сервис — часть финтех-экосистемы, которая в самом ближайшем будущем составит серьезную конкуренцию традиционным банкам, поэтому мы хотели бы рассказать вам о развитии и перспективах финтеха и его преимуществах для конечных пользователей финансовых сервисов.

В последние годы инвестиции в финтех растут экcпоненциально: если в 2010 году речь шла о 1,8 млрд. долларов США, к 2015 году они выросли до 19 миллиардов. При этом 70% инвестиций идет на повышение комфорта клиентов в потребительской сфере.

По объемам вложений лидирует сегмент платежей. Именно здесь банки испытывают самое мощное давление со стороны новых игроков. Интернет сформировал экосистему электронной коммерции с собственными платежными системами, такими как PayPal и Alipay. Он же создал платформу для нового поколения кредитных систем — систем равноправного (P2P, peer-to-peer) кредитования.

Широкое проникновение мобильного интернета и распространение смартфонов привело к изменению правил игры в потребительском секторе и сегменте СМБ. В Европе и Америке появились и развиваются системы мобильных платежей для СМБ и микробизнеса, например, Square и iZettle. На потребительский рынок в 2014 и 2015 годах вышли Apple Pay и Android Pay.

Технологии поменяют не только модели обслуживания. Банковской системе не отделаться сокращением физических отделений и выпуском продвинутых мобильных приложений. Изменится само понятие и содержание финансовых продуктов. Скорее всего, наше поколение — последнее поколение держателей дебетных и кредитных карт. На смену им придут дебетные и кредитные системы, доступные на всех мобильных устройствах.

Восток против Запада


На сегодняшний день, несмотря на солидные инвестиции и громкие заявления о скорой гибели банковской системы, на долю цифровых финансовых инструментов приходится не более 1% доходов в потребительском секторе. Безусловно, на стороне финтеха преимущества новейших технологий, возможность предоставлять совершенно иной уровень комфорта, однако в активе существующих финансовых организаций — охват огромной аудитории и масштабы. Западный рынок — и американский, и европейский — пока еще не достиг переломной точки, банки все еще “сильнее” финтеха. Но момент истины уже близок.

По прогнозам Citigroup, доля финтеха в потребительском секторе вырастет к 2020 году с 1 до 10%, а к 2023 и вовсе до 17%. Цифры примерные, поскольку глобальные финансовые системы находятся на раннем этапе трансформации. Главный вопрос — смогут ли существующие финансовые организации Европы и Америки принять происходящие изменения, внедрить современные технологии и… выжить? Чтобы сохранить конкурентоспособность, банкам нужно быстро меняться. Мало рассуждать о блокчейне и проводить модные хакатоны, нужно делать реальные шаги, пока финтех-компании не захватили значительную долю рынка.

Возможно, вас удивит этот факт, но Китай намного опередил западные страны в плане развития финтеха и давно прошел ту самую переломную точку. Здесь и масштабы и преимущества передовых технологий полностью на стороне финтеха.

В свое время местные интернет-гиганты не побоялись выйти на рынок финансовых сервисов и заполучили себе значительную долю рынка ecommerce-платежей и платежей в пользу третьих лиц. Банально опередив неповоротливые банки, предложили удобные, надежные, быстрые и дешевые альтернативы традиционным банковским платежам.

На сегодняшний день китайские финтех-компании — крупнейшие в мире. У Alipay и Tenpay клиентов больше, чем у ведущих банков. А их тылы надежно прикрыты процветающими родительскими корпорациями из e-commerce и финансового сектора, возможности которых превышают возможности западного венчурного капитала.
image
Китайские технологические гиганты Baidu, Alibaba и Tencent (далее — BAT) вкладывались в развитие финансовых сервисов намного активнее своих коллег — Google, Apple, Facebook и Amazon (далее — GAFA). Сейчас доли Alibaba и Tencent на национальном рынке платежей в пользу третьих лиц составляют 33% и 10% соответственно. Доля всей “большой четверки” GAFA в безналичных платежах на территории США, по некоторым оценкам, не превышает 2%.

Своим успехам китайский финтех обязан сразу нескольким факторам:

  • Высокий уровень проникновения Интернета и мобильной связи.
    Необходимое условие доступности и востребованности современных платежных технологий.
  • Ранний выход на рынок.
    Alibaba и Tencent создали платежные системы Alipay и Tenpay больше 10 лет назад для поддержки собственных бизнесов в сфере e-commerce и онлайн-игр. На Западе первым из четверки GAFA стал Google, вложившийся в платежные системы только в 2011, через семь лет после запуска Alipay.
  • Огромный национальный сектор e-commerce.
    В 2015 году мировая валовая выручка e-commerce составила 1,7 триллиона долларов США. По прогнозам eMarketer, к 2018 году выручка вырастет до 3 триллионов. На долю китайского e-commerce приходится 672 миллиарда долларов или 40% от мировых объемов. К 2018 году китайский e-commerce вырастет до 1,6 триллиона долларов, а это уже более половины мирового рынка. Выручка Alibaba в 2015 году достигла почти 500 миллиардов, это в два раза больше, чем у Amazon. Alipay стал крупнейшей платежной платформой, с суммарным объемом платежей в три раза большей, чем у PayPal.
  • Серьезная пользовательская база.
    Китай опережает развитые рынки в плане использования социальных сетей в качестве платежных систем. Tencent создал крупнейшую в стране P2P-систему на основе социальной сети WeChat. Сегодня у WeChat 550 миллионов пользователей.
  • Относительная неразвитость банковской системы.
  • Гибкое законодательство.
  • Стратегическая значимость финансовых инструментов для китайских интернет-гигантов.
    Как мы уже говорили, изначально финтех-инструменты создавались для поддержки основного бизнеса корпораций. А теперь финтех-системы активно захватывают оффлайн. Так, за последние два года Alipay подключил 130 000 оффлайновых компаний: ресторанов, супермаркетов, служб такси и медучреждений.

И хотя в западных странах уровень развития Интернета и мобильных сетей не уступал китайскому, никто из лидеров индустрии не считал финансовые инструменты стратегически важными для бизнеса. При этом западная банковская система предлагала своим клиентам больше разнообразных услуг, чем китайская.

Финтех на развивающихся рынках


В развивающихся странах велика доля населения, не имеющего доступа к банковским услугам, слабо развит потребительский банкинг, но при этом высокий уровень проникновения мобильной связи. А значит, здесь есть все условия для активного роста финтеха.

Яркий пример — Кения, где в 2007 году запустился мобильный денежный сервис M-Pesa. Сегодня у сервиса 23 миллиона активных клиентов в 11 странах. В соседней Сомали, которая давно и прочно ассоциируется в массовом сознании с войнами и переворотами, а вовсе не с финансовыми инновациями, мобильными деньгами пользуется около 40% взрослого населения.

В азиатском регионе — Индии, Индонезии и Филиппинах — около 400 миллионов человек не охвачены традиционными банковским услугами. Поистине огромный резерв для развития сервисов мобильных денег. Именно здесь мобильные деньги не вопрос комфорта, а способ решения серьезной социальной проблемы.

Обратите внимание, что переход к цифровым финансовым технологиям в каждой стране происходил по-разному. В Кении в систему мобильных денег вкладывались значительные средства, строилась обширная сеть небанковских агентов, немалую роль сыграло адекватное законодательное регулирование. В этом смысле пример Кении резко отличается от китайского варианта, где весь процесс держался на крупнейших интернет-компаниях.

В Индии драйвером изменений стал национальный проект биометрической идентификации личности AADHAAR, сопровождавшийся открытием более 200 миллионов банковских счетов для населения. Стоит отдельно отметить, что Индия с её растущим населением, превышающим 1,2 миллиарда человек, низким уровнем доступности банковских услуг, готовностью властей повышать доступность финансовых сервисов, проникновением мобильной связи на уровне 80% — рынок огромных возможностей.

Банки: под угрозой “уберизации”


Все мы знаем, что произошло с рынком частных перевозок под влиянием Uber. Многие компании не выдержали конкуренции и ушли с рынка, а сама отрасль безвозвратно изменилась. Более чем вероятно, что банковская сфера скоро окажется в аналогичной ситуации.

Прежде всего, эксперты Citigroup прогнозируют серьезное сокращение количества отделений. В этом плане страны Северной Европы оказались впереди своих соседей. Скандинавские и голландские банки уже сократили суммарное число отделений примерно на 50% по сравнению с пиковыми значениями. По оценкам Citigroup, на развитых рынках количество отделений сократится еще на 30-50% по сравнению с 2013 годом. Американским банкам все это только предстоит. Но на фоне всеобщей доступности мобильного интернета, давления со стороны финтеха, стагнации доходов и рентабельноcти — сокращения практически неизбежны.
image/
В будущем услуги банковских отделений должны свестись к консультированию. Рентабельность физических отделений падает. Их содержание обходится на сегодняшний день слишком дорого, при том что большую часть затрат можно сократить путем автоматизации самых распространенных процессов.

В Citigroup подсчитали, что до 2025 года банкам придется сократить численность персонала примерно на 30% по сравнению с состоянием на 2015 год. Потенциально за счет сокращения сети физических отделений европейские, американские и японские банки могу сократить свои расходы примерно на 175 миллиардов долларов в год.

Мобильные деньги — финтех-революция в пользу потребителей


Электронные деньги, отказ от наличности и чеков в пользу банковских карт — все это неотъемлемые элементы современного мира. И если в развитых странах новые финансовые технологи в основном борются с неудобством традиционных банковских услуг, на развивающихся рынках они несут серьезную социальную миссию.

Мобильные и электронные деньги делают финансовые услуги максимально удобными и доступными самым широким слоям населения:

  • Повышение доступности финансовых услуг.
    Как мы писали в одном из предыдущих постов, 2 миллиарда человек в мире не имеют доступа к официальным финансовым сервисам. Большая часть (но не все) из этих двух миллиардов проживает в развивающихся странах Африки и Азии. Банковскими услугами охвачены только обеспеченные люди, в то время как мобильные платежи могли бы предоставить доступ к финансовым сервисам даже самым бедным. На развивающихся рынках используются самые простые технические решения и для пользования мобильными финансовыми инструментами не нужны дорогостоящие смартфоны, достаточно самого простого телефона.
  • Трансграничность.
    Мир стал меньше. Международные платежи больше не прерогатива крупного бизнеса. Постоянно растет доля платежей от физических лиц и компаний малого бизнеса. Суммарный объем международных денежных переводов в годовом выражении превышает 580 миллиардов долларов США. Финтех значительно упрощает трансграничные платежи и переводы.
  • Платежи для среднего и малого бизнеса.
    Средний и малый бизнес активно работает с кэшем, особенно на развивающихся рынках. По данным IFC Mobile Money, здесь порядка 75% всех поступлений и выплат проходит в наличных средствах, на развитых рынках — не более 25%. Финтех-компании обеспечивают микро и малый бизнес возможностями для приема кредитных карт и работы с безналичными средствами.

В развивающихся странах электронные деньги, как правило, представлены в формате мобильных платежных средств. Говоря упрощенно, мобильные деньги это ни что иное как денежная операция, проводимая с использованием мобильного телефона. Чаще всего они используются для локальных и международных P2P-переводов, быстрых займов и приобретения товаров и услуг.

По данным Citigroup и Имперского колледжа Лондона, десятипроцентный рост проникновения мобильных денег откроет доступ к официальным финансовым услугам 220 миллионам человек. Из тени выйдут средства в объеме около 1 триллиона долларов США, что даст порядка 100 миллиардов долларов дополнительных налоговых сборов. Параллельно сектор ритейла снизит расходы на работу с наличными примерно на 120 миллиардов в год. И это только часть последствий от десятипроцентного роста!

Классические банки кормят огромную армию сотрудников, тратят баснословные суммы на содержание отделений, ИТ-систем и физических колл-центров. В таких условиях комфорт клиентов неизбежно оказывается на втором месте. Традиционный банкинг устарел, ему на смену приходят более удобные, прозрачные и понятные технологии, которые имеют намного меньше ограничений и обходятся дешевле для конечного пользователя.

Cервис Wirex позволяет забыть об ограничениях традиционных финансовых институтов. Мгновенные денежные переводы в USD, EUR, GBP и цифровой валюте, конвертация, возможность заказать виртуальную или плаcтиковую расчетную карту — без походов в отделения или общения с банковской службой поддержки. Wirex предоставляет свои услуги по всему миру, а для того чтобы начать пользоваться сервисом, достаточно установить приложение на Android или iOS устройство.

Подготовлено с использованием материалов Citi GPS.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (10)


  1. rockin
    20.05.2016 00:01
    +6

    Да у меня уже года четыре ТКС
    О чём вы хотите рассказать-то?
    :)

    Вы вот что забыли

    снятие в банкомате в валюте карты $ 2,50
    Снятие в банкомате в валюте, отличной от валюты карты $ 3,50
    Ежемесячный платеж за SMS-уведомления (обязательный) $ 1,00
    Комиссия за неактивный счет БЕСПЛАТНО
    Изменение ПИН-кода $ 1,00
    Комиссия за транзакцию в иностранной валюте 3%
    Перевод с карты на карту $ 0,25

    То бишь, сейчас мне кеш ничего не стоит, но стоит воспользоваться вашим отличным предложением и кеш мне будет стоит 3.50 бакса, что составляет 230 рублей. За каждую операцию. Нехилоооо…
    Ну и ещё плюс 3% слижется при оплате в российском супермаркете…

    У меня нет столько битки, чтобы это юзать.


    1. wirex
      20.05.2016 11:00

      Тинькофф отличный банк, что-то среднее между финтех-проектом и традиционным банком. Они сами себя позиционируют как банк нового поколения. Это только подтверждает, то что написано в статье.

      Но стоит заметить, что это самый популярный банк такого рода, но из 244 млн. карт выпущенных в России на Тинькофф приходится 5 млн. Остальное как раз традиционные банки.

      По поводу тарифов, не путайте, пожалуйста нашу целевую аудиторию, продукт заточен под следующие задачи:
      1. Вывод биткоинов. Если бы вы попробовали, вы бы удивились, что это может быть так просто, вы генерируете кошелек, на который отправитель сбрасывает монеты, в большинстве случаев перевод обрабатывается мгновенно благодаря кошелькам BitGo и вы сразу можете идти снимать доллары с карты по 1к за транзакцию. Курс очень конкурентный, берется с основных бирж, а также система умеет сопоставлять противоположные заявки для получения самого выгодного курса.

      2. Переводы из одной страны в другую. С нашей системой это обойдется в доли процентов и комиссию за вывод с банкомата долларов, а не десятки процентов как с традиционным банковским переводом. А тратить деньги онлайн можно вообще бесплатно.

      3. Страны, в которых затруднен доступ к банковской системе. Используя Wirex вам не нужно ничего, кроме смартфона и нашего мобильного приложения.


      1. rockin
        20.05.2016 15:27

        Вообще-то вы публикуетесь на языке и домене той страны, где нет проблем с банковской системой.
        Да и международный перевод для обычного банка в системе swift проблемой также не является, и комиссии там не такие конские.

        Вот битки — эт да. Они у нас запрещены, типа. Но что дальше-то делать? Все направления обложены комиссиями. Имхо проще и безопаснее(!) закинуть на пейпал и оттуда куда хочешь (на ту же обычную карту).

        >> но из 244 млн. карт выпущенных в России на Тинькофф приходится 5 млн. Остальное как раз традиционные банки
        Это всё потому, что а) зарплатные проекты б) подавляющему большинству (а-ля пресловутые 86%) шаг в сторону смерти подобен, вот и покупают (в худшем случае) лады, а банк для них равно сбер.


        1. cigulev
          20.05.2016 18:10

          Была статья про исследование, которое показывает что средняя комиссия за банковский перевод 7.3%. Плюс реквизиты для SWIFT перевода это тоже не простое дело, не все смогут их правильно заполнить через интернет банк. Другое дело простой единый идентификатор по типу email или кошелька.

          Простите, но мнение, что биткоины запрещены в России ошибочно. На прошедшей недавно конференции посвященной приезду Виталика Бутерина в Москву, первый заместитель директора департамента информационных технологий Центрального Банка Калухов Вадим, заявил, что ничего не запрещено, есть только предостерегающий пресс-релиз. И по факту ЦБ ничего относительно блокчейн и криптовалют, которые признает прорывными технологиями, не ограничивает.


  1. Dmitry_4
    20.05.2016 07:54

    Тупая экстраполяция, смотрите, мобильные платежи захватили 1% рынка, это в 970 ращ больше, чем было в нашем городе до 1914го года (с)

    Альфа-банк, кстати, на порядок увеличил свое физическое присутсвие за последние несколько лет.


  1. nizzkos
    20.05.2016 09:53

    Здравствуйте. Сообщите пожалуйста на базе какого банка вы работаете, каковы будут межбанковские резвизиты полученные на дебетовую карту?


    1. wirex
      23.05.2016 18:46

      Здравствуйте! Банк Wave Crest, реквизиты доступны в ЛК после верификации (загрузки 2-х документов). Будут выглядеть примерно так:

      Payment Reference: MYCUS000****
      Account Name: Worldpay AP Ltd
      Account Number: 00018***
      IBAN:
      SWIFT/BIC:
      City: London
      Account Country: GB
      Account Currency: GBP


  1. Survtur
    21.05.2016 14:44
    -2

    Я что-то так и не понял, как и, главное, почему вы отделяете некие финтех от банков. Банк — хранилище ваших денег. Финтех — применяемые технологии. Это два разных измерения. Температура и мягкость.


    1. QWhisper
      21.05.2016 16:49

      Ну скажем скайп и сотовый оператор связи, совершенно разные сферы, однако вторым печет от первых.


    1. VerdOrr
      22.05.2016 04:36

      Как я понял, в контексте этой статьи — «Фин.Тех. vs Банки» это «Граждане мира» без лицензирования, страховых резервов и прочих обременений «традиционной» финансовой системы против зарегулированных «по самые не балуйся» «жирных котов».

      ПыСы. Ничего не имею против — «Быстро, дешево, надежно — реализуем два из трех» — но вы то какого «болта» в расценках на «котов» ориентируетесь?