4 июня в Москве пройдёт очередной фестиваль музыкальных технологий Synthposium. На нём соберутся любители синтезаторов, чтобы крутить ручки, собирать патчи, нажимать на клавиши и восхищаться звуками.
Нас тоже пригласили сделать для фестиваля что-нибудь прикольное.
И мы собрали аналоговый оптический синтезатор.
(Осторожно, трафик!)
VCO
Знаете, как воспроизводят звук с киноплёнки в кинотеатре? В самом простом варианте звук записан на ту же киноплёнку в виде двух дорожек — левый и правый канал. Вот на этой картинке — стерео звук слева, в виде двух белых дорожек. Там рядышком ещё куча цифровой информации, но сейчас не об этом.
Свет проходит через плёнку и попадает на фототранзистор.
Если очень грубо, фототранзистор превращает попавшие в него фотоны в электрический ток и усиливает его.
Чем больше фотонов попало на транзистор, тем меньше его сопротивление, и, соответственно, меньше напряжение на Vout. Если освещённость фототранзистора меняется в диапазоне слышимых частот, то при подаче сигнала с Vout на усилитель с динамиком, мы услышим звук.
Я решил сделать синтезатор на том же эффекте.
В качестве звукоснимателя использовал вот такой датчик линии:
Этот датчик подсвечивает пространство под собой светодиодом и принимает отражённый свет фототранзистором. На выходе получим напряжение пропорциональное яркости под датчиком. Если что, чувствительность можно подрегулировать встроенным потенциометром.
Теперь возьмём какую-нибудь картинку и моторчик:
Крутанём мотор — яркость под датчиком начнёт циклически меняться. Вот такая форма волны у меня получилась из этой картинки:
Если крутить картинку с частотой не в пару герц, а, скажем, где-нибудь в 440 Гц, получим ноту ля первой октавы. С тембром, напоминающим тембр какой-то периодической функции. А если взять картинку посложнее? Получим тембр… посложнее.
Pitch
Наш аналоговый синтезатор должен уметь вращать картинку с частотой ноты, которая пришла к нему по MIDI. По высоте звука хотелось захватить хотя бы пятую октаву. В соответствии с таблицей нот и частот это где-то под 1 кГц.
Значит нам нужен очень шустрый мотор, который сможет обернуться 1000 раз в секунду. Я взял подходящий от радиоуправляемого вертолёта.
Сразу скажу — он выл как болгарка. Вдобавок, резал бумагой кожу на пальцах и расшвыривал картинки в разные стороны, как ниндзя — сюрикены. После очередного выстрела офис взбунтовался. Пришлось довольствоваться старым добрым тихим CD-приводом.
У CD-привода есть своя микросхема-драйвер, которая управляет двигателем. Достаточно подпаяться к нужным пинам, и мы получим возможность управлять скоростью вращения двигателя и узнаем частоту, с которой он вращается. В моём случае это была микросхема M63044FP. Даташита на неё я так и не нашёл. Зато нашёл даташит на очень похожую M63022FP. Она отличалась распиновкой, поэтому пришлось искать нужные ножки методом тыка.
Скорость вращения регулируется подачей аналогового напряжения на ножку SPIN. Я взял резистор на 220 Ом, подпаял к нему проводок. Включил питание. Тыкнул одним концом резистора в шину 5 В CD-привода, а проводком протыкал все ножки микросхемы. При контакте с нужной ножкой движок запустился. Я удивлён, но в процессе ничего не сгорело.
Для контроля частоты вращения осталось найти пин OSC, который выдаёт меандр при переключении обмоток двигателя. Тут уж пришлось расчехлить осциллограф, запустить двигатель и искать.
Дальше просто. Следим за дорожкой от ножки и ищем — куда бы припаяться?
Заодно припаяем LM7805 к пину 5V питания, чтобы питать всю конструкцию одним источником напряжения в 12 В.
Припаяны проводки на SPIN, OSC. И земля, чтобы все девайсы были на одной волне:
Картинка кликабельна
Регулятор, кстати, при работе очень горячий. Обжечься вполне реально. Но во время DIY-запоя меня такие вещи не особо напрягают. Работает.
Движок от CD-привода позволил разгонять картинку до 250 Гц. Стало быть, малая октава — максимум. Ничего не поделаешь, в таком случае у нас басовый монофонический аналоговый синтезатор. Совсем как Moog Minitour.
ADSR envelope
Звук синтезатора определяется, ко всему прочему, низкочастотной модуляцией по громкости и/или частоте среза фильтра (ADSR envelope). Мне тоже хотелось такую штуку в своём синтезаторе. Как это сделать?
Следите за руками:
Так как постоянная составляющая сигнала с нашего звукоснимателя срезается входным конденсатором усилителя, громкость звука в нашем случае — это разница между самым тёмным и самым светлым участками картинки. Чем дальше датчик от картинки — тем меньше эта разница, поскольку всё меньше фотончиков долетает до фототранзистора от самых светлых участков. Чем ближе датчик — тем больше эта разница, а значит больше и амплитуда сигнала.
Если датчик поднести очень близко к картинке, в светлых местах транзистор откроется на полную катушку. Гладкие участки звуковой волны от этого срежутся. Результат — эдакий distortion-эффект с резким увеличением количества высоких гармоник. Это сильно украсит звук. Поэтому я посадил датчик на сервопривод.
При MIDI-событии NoteOn он будет быстро приближаться к картинке тем ближе, чем больше скорость нажатия клавиши MIDI-клавиатуры (velocity). С течением времени можно медленно поднимать датчик. Вот такой вот механический ADSR.
Аналоговый тракт
Аналоговый тракт не должен пересекаться с силовой и цифровой частью, чтобы не ловить оттуда помехи. Поэтому я просто впаял ещё один LM7805 с электролитическим и керамическим конденсаторами в Troyka Shield. На вход подал 12 В с Vin, а выход отправил на датчик линии и модуль-усилитель звука. Выход датчика линии припаял напрямую ко входу усилителя. Всё, теперь у нас отдельный аналоговый контур питания.
MIDI
MIDI-вход пришлось колхозить на оптопаре 6N137. Можно было обойтись и одним транзистором с парой резисторов, но так не по стандарту.
Сборка
Электроника
Сборка конструктива со #Структором — это просто. Из электроники у нас будет:
- IskraJS — попробую наконец-то микроконтроллерный JavaScript. Кроме того, у неё есть 12-битный ЦАП. Он как раз пригодится для управления ножкой SPIN драйвера мотора;
- Troyka Shield — мимимизируем пайку;
- Микросервопривод FS90 — механический ADSR;
- Датчик линии — наш звукосниматель;
- Troyka-аудиоусилитель — секретные разработки нашего КБ. Пока дефицит, но уже в производстве;
- Troyka-MIDI IN — TODO нашего КБ. Пришлось паять на макетке.
Все эти детали имеют специальную оснастку из #Структора, поэтому сборка это:
- Одеть электронику в #Структор;
- Ножом и линейкой вырезать из мегапанели площадку для творчества под размер CD-привода;
- Закрыть глаза и натыкать электронику, куда влезет. У меня получилось вот так (кликабельно):
Механика
Для того, чтобы прикрепить картинку на вал моторчика нужен какой-то крепёж. Я пробовал приклеивать картинку сразу на шпиндель двусторонним скотчем, но картинки быстро отлетали. Да и менять их неудобно.
Хорошо, что в самом CD-приводе есть такое крепление. Этот кружок живёт в верхней крышке CD-привода, и фиксирует компакт-диски на шпинделе. В нём есть магнитик, поэтому его легко снимать со шпинделя и размещать обратно. Ну а картинку можно клеить на двусторонний скотч уже к нему.
Здесь же видно и супер-лайфхак для снижения времени портаменто при изменении частоты вниз. Моторчик от CD-привода не умеет тормозить. Поэтому портаменто вниз становится настолько неприлично длинным, что это уже прямо глиссандо какое-то. Поэтому был добавлен тормоз из сложенной бумажки.
Ставим электронику на CD-привод
Последний штрих. Электроника просто ставится в CD-привод. Если что, в любой момент можно вытащить.
Электрические соединения
- MIDI-in — P0;
- SPIN — A4;
- OSC — P2;
- Микросервопривод — P13.
- Питание CD-привода — Vin
Код
Код доступен на github.com
Демонстрация
Мы, как всегда, записали про этот проект видео. Послушать, как этот синтезатор звучит можно с 10:36.
Как можно улучшить?
С огибающими из сервопривода получилось забавно, но всё-таки лучше было бы для этой цели обойтись без механики. Атака слишком длинная. Острую атаку можно было бы получить, если использовать вместо светодиода подсветки лампу накаливания и ШИМ.
Эпилог
В общем, если интересно поиграть на Look Modular, приходите 4 июня на Synthposium. Я в 16:30 буду его показывать. Принесу много бумаги, ножницы, двусторонний скотч, журналы и фломастеры. Поэкспериментируем вместе.
UPD
Вот и прошёл Синтпозиум. Спасибо организаторам и участникам, было очень интересно.
Спасибо всем, кто экспериментировал со звуком из картинок вместе со мной. Я не ожидал такого тёплого приёма. По результатам экспериментов, лучше всего звучит вот этот пресет:
Видео из инстаграма с мероприятия
Комментарии (36)
GreyPhantom
03.06.2016 20:56+2С частотами малость напутали: 250 Гц- это где-то между СИ малой октавы и ДО первой. В третьей октаве частоты начинаются с 1 КГц. Т.е. диапазон вашего инструмента получился ДО субконтроктавы до СИ малой. Вообще-то можно частоту «разогнать» много выше если применить датчик с более высоким разрешением (скажем в киноаппарате для считывания фонограммы помимо фотодатчика есть еще и оптическая система).
Забавная машинка вышла… А что если фотодатчик повесить не на серве, а на чем-то подобном механизму фокусировки в CD/DVD- приводе?acos
03.06.2016 21:30+2Для увеличения частоты высоких гармоник оптическая система была бы очень кстати. С микроскопом — вообще идеально. Механизм фокусировки как в cd-приводе в таком случае сработал бы как низкочастотный фильтр. Расфокусировали — низкие частоты, сфокусировались — высокие.
По частотам — спасибо, исправлю. Можно увеличить октаву, повторив картинку несколько раз, как в калейдоскопе
Klukonin
03.06.2016 21:44Как вижу — усилитель класса D. Ну и зачем тогда понт с теплым аналоговым звуком?)))
Надо было запилить простейший усилитель на транзисоре =)
Ololosha228
03.06.2016 22:08+1Единственное, что я только не понял из видео: Можно ли использовать не cd-привод? А то старый сидюк не у всех есть, а, скажем, дешевенькие бесколлекторные моторые можно точно купить, вместе с контроллером.
Пойду, короче сделаю такой же, только с ШИМом и подсветочкой.AntonSor
03.06.2016 22:20+1Да конечно можно. Хоть от старого кассетного магнитофона.
AntonSor
03.06.2016 22:22+3Но если вы действительно будете его делать, не поскупитесь и возьмите диск побольше, чтобы поместилось несколько фотодиодов. У каждого из них будет свой тембровый рисунок. Потом микшером объедините и получите возможность изменять звук на ходу.
acos
05.06.2016 22:03Если взять диск побольше, очень сильно вырастет требование к мощности мотора. Скорости достаточно большие, а осевой момент инерции растёт с квадратом радиуса. Нужно иметь это ввиду.
Foolleren
05.06.2016 22:13+1Зато проще уменьшить частоту вращения без потери частоты звука за счёт повторяющегося рисунка, или подключить фотодиоды к сумматору — получим гармоники, двигая не только верх вниз, но и вправо влево, можно менять фазу гармоник, в общем копать не перекопать.
acos
03.06.2016 22:55+1Можно любой, хоть коллекторный) Главное, чтобы частота была большая, и контроль частоты был, хотя бы с энкодера. Вот такой движок (правда со снятым передаточным узлом) до 180 Гц вполне разгоняется
Moog_Prodigy
04.06.2016 20:50Синтеза?тор «АНС» — фотоэлектронный оптический музыкальный инструмент, сконструированный советским инженером Евгением Мурзиным.
acos
05.06.2016 00:51У АНС другой прикол. По сути, АНС — большая электронная шарманка, с очень большим разрешением. Если на рояле 88 клавиш, то у АНС более 700 на тот же диапазон частот.
Prog_fan
05.06.2016 00:52+1Если разделить кружок на 4 равных сектора — 2 белых, 2 чёрных — получим частоту, вдвое большую исходной моторчика, и т.д.
Апгрейд: добавить 2-3 датчика так, чтобы у каждого была своя дорожка — можно будет составлять аккорды, или управлять гармониками в тембре, или играть с противофазой, или экспериментировать с панорамой)
Напомнило хаммонд
IvanPanfilov
05.06.2016 11:01чем это лучше программных синтезаторов звука?
имхо какаято неоправданная трата времени да же если просто потешить свое ЧСВacos
05.06.2016 14:06Так можно сказать про любой хардварный синтезатор. И развязать тем самым священную войну) Мне воевать не интересно. Вот придумывать что-то — совсем другое дело.
Foolleren
05.06.2016 14:15+1некоторые вещи в хардваре всё таки проще сделать, что то типа хаотических атракторов, правда насчёт музыкальности таких синтезаторов не уверен.
acos
05.06.2016 15:00Хм… Если программа уже написана, то использовать её для своей музыки новому пользователю гораздо проще, чем сделать новый хардварный синтезатор.
Но вопрос был — чем это лучше софтварных синтезаторов? И вот эта тема — очень холиварная.
Вчера был на Синтпозиуме. И там один парень (представитель фирмы, продающей ламповые усилители) пытался на такую войну меня вывести. Я объяснил, что если он не прекратит, то я специально стану вслух сомневаться в полезности ламп в усилителях. Война кончилась не начавшись:)
Понятия «лучше» и «хуже» при разговоре о синтезаторах очень часто лежат в области эмоций конкретных людей. И эмоции эти часто очень сильны, сродни любви. Поэтому лучше и не начинать)Foolleren
05.06.2016 15:33+1Немного промахнулся, веткой =) насчёт ламп в усилителях у меня например тоже сомнения, поднять выходное сопротивление усилка и вот вам тёплый ламповый. конечно лампы можно делать чутьли не в домашних условиях с помощью газовой горелки и шприца.
Хоть с музыкой связан только как потребитель, но если для 4 дума брали совесткий синтезатор, а не про в програмке сбацали, значит на то были причины, как минимум с удобством работы.acos
05.06.2016 16:29Тут дело скорее в том, что ламповые усилители сами по себе вызывают положительные эмоции. Всегда есть некое внутреннее «вау», когда о них говоришь. Железные синтезаторы тоже — они вызывают положительные эмоции сами по себе. Все эти тумблеры, лампочки, клавиши. И волшебная «неонка», которая у них внутри. Советский синтезатор в Doom использовали из тех же соображений, как мне кажется. Это вызывает положительные эмоции:)
Кстати о эмоциях. Знаете, каким был самый популярный «пресет» для Look Modular на Синтпозиуме? Вот он:
По мнению опрошенных ребят — звучали шикарно)
AntonSor
Забавная штука.
acos
Спасибо. Идей про оптический синтез ещё куча. Время бы найти)