Фото Carolco Pictures Inc.
1 июля 1991 года в мировом прокате стартовал фильм Джеймса Кэмерона «Терминатор 2: Судный день». Не будет преувеличением сказать, что фильм сразу получил статус культурного явления, причём это один из немногих случаев, когда и взыскательные критики, и обычные зрители думают примерно одинаково. События фильма породили отдельную вселенную: с новеллизацией, сериалами, сайтами, фанфиками. Мало того, история, рассказанная в «Терминаторе», стала даже объектом философского исследования в книге "Terminator and Philosophy: I'll Be Back, Therefore I Am", выпущенной в 2009 году.
В интернете можно найти множество материалов, посвящённых истории создания обоих «Терминаторов», в том числе и практически оригинальные исследования на русском языке. Также на YouTube доступно огромное число роликов, как профессионального качества, так и любительского. Сейчас не хотелось бы повторять статьи из разряда «10 малоизвестных фактов», а хотелось бы остановиться на любопытном наблюдении, которое сделал профессор философии Марк Роулендс из университета Майами в своей книге «Философ на краю Вселенной. НФ—философия, или Голливуд идет на помощь: философские проблемы в научно—фантастических фильмах» и которое, по мнению автора, объясняет успех фильма.
Примерно за 10 лет до выхода «Терминатора 2» в прокате появился другой культовый научно-фантастический фильм — «Бегущий по лезвию», снятый Ридли Скоттом по роману Филипа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?». В нём также обильно демонстрируется мир будущего, неотличимые от человека роботы, которые называются здесь репликантами, присутствуют стрельба, драки и другие атрибуты увлекательного кино. Но — самое главное — в финале выясняется, что репликант, за которым весь фильм идёт охота, проявляет самые настоящие человеческие качества и в последний момент решает спасти своего преследователя от верной смерти.
Само понятие — «киборг» — появилось сравнительно недавно. Его ввели в обиход в 1960 году Манфред Клайнс и Натан Клайн, работавшие исследователями в лаборатории Динамического моделирования в Нью-Йорке. За это время успело появиться достаточно много произведений массовой культуры, в которых фигурировал искусственный интеллект, при этом зачастую его поведение в конце концов оказывалось враждебным человеку. Можно вспомнить, к примеру, HAL 9000 из «Космической одиссеи 2001 года» Стэнли Кубрика или воинственных машин из более философски утончённой, чем фильм Кэмерона, «Матрицы» режиссёров Вачовски. Другими словами, вольно или невольно, но массовая культура успела сформировать в целом негативные ожидания от искусственного интеллекта (даже Илон Маск боится SkyNet), а появлявшиеся в прокате фильмы с роботами часто выходили с названиями вроде «Киборг-убийца» (в одной из русских локализаций первого «Терминатора» он так и назывался).
В «Судном дне» есть несколько знаковых сцен, которые напрочь меняют представления о терминаторе. В режиссёрской версии фильма Сара Коннор вместе с сыном «модифицируют» Т-800, вводя киборга в режим самообучения. Причём этот эпизод получает дальнейшее развитие в двух других: легко вспомнить разговор Терминатора и Джона, в котором мальчик рассказывает роботу почему люди плачут или мысли Сары, которая вдруг понимает, что "… терминатор никогда не остановится. Он никогда не покинет его, никогда не сделает ему больно, никогда не закричит на него, не напьётся, не ударит его и не скажет: «Я слишком занят и у меня нет времени на тебя». Он всегда будет рядом и он умрёт, чтобы защитить его. " Другими словами, киборг стал гораздо симпатичнее, а финальная сцена фильма, когда Терминатор говорит, что понимает, почему люди плачут и плавно опускается в расплавленный металл, вообще позволяет смело заявить, что в нравственном смысле робот стал человеком.
Фото Carolco Pictures Inc.
Возможно, что именно благодаря «человечности» Терминатора он и стал таким популярным, несмотря на усилия массовой культуры, пропагандирующей ИИ как некое зло, которое может проявиться в будущем. Конечно, нельзя списывать со счетов и мастерство Кэмерона как режиссёра и великолепный антураж фильма, щедро сдобренный погонями, взрывами и путешествиями во времени, которые не выглядят совершенно чужеродными. Любопытно, что в продолжениях франшизы, в которых принимал участие Т-800, его «человечность» доведена до крайности: можно вспомнить эпизод с нелепыми очками в третьей части или уж совсем странные шутки в «Терминатор: Генезис», так что чувство меры, присущее массовой аудитории, в целом ей не изменяет. Таким образом, как считает Марк Роулендс, культурные ожидания в начале 1990-х годов были реально далёкими от того мрачного скептицизма, который обычно приписывают обществу потребления. Людям всё-таки хочется видеть сильного и доброго героя, при этом с чувством меры и вкуса, которые, вероятно, под силу показать только очень небольшому числу режиссёров современности.
Комментарии (34)
Alexsandr_SE
01.07.2016 13:37+51 Терминатор хороший, второй лучше, а дальше пошла фигня. Давненько не смотрел :)
azzas
01.07.2016 13:54-5А есть еще отличный Терминатор 2: День подводника с шедевральным переводом Хоббита. Гоблин нервно курит в сторонке.
А вообще ни один фильм фантастический по сюжету и исполнению не переплюнул этот шедевр 25-ти летней давности.
Lure
01.07.2016 15:31+3Жаль, не могу вставлять картинки, вот этот постер к фильму очень нравится:
img-fotki.yandex.ru/get/9309/163971173.21/0_d5fef_2f9424b0_XL.jpg
Наверное, мало кто согласится, но для меня Т2 — лучший фильм за всю историю кино. В нём идеально всё — атмосфера, сюжет, персонажи, локации. Возможно, это потому что впервые смотрел его в детском возрасте, когда впечатления особенно яркие. Однако, показал год назад его жене, которая каким-то образом не смотрела ни разу, и она была в восторге. Я просто не могу себе представить как можно сделать что-то лучшее в похожем жанре. Единственное что для меня в каких-то аспектах превосходит Т2 — это Primer, тоже абсолютно уникальный фильм, в который погружаешься по-настоящему, и который нельзя забыть.
В других фильмах бывает очень хорошая картинка и в удачных случаях интересный сюжет и персонажи, но погрузиться в них нельзя. Крайне сложно ощутить себя долго размышляющим о мирах даже очень крутых фильмов, даже если эти фильмы — шедевры Квентина Тарантино или лучшие кино 80-х (Чужой, Побег из Нью-Йорка, Нечто и т.д.). Хотя, вот вроде везде там что-то очень профессионально проработано, и даже почти всё. Но… Не знаю, словами сложно выразить, чего-то не хватает.rocknsalt
01.07.2016 16:43+1Primer, а какой именно? На IMDB два, 2004 и 2015 года.
Lure
01.07.2016 17:03+1https://en.wikipedia.org/wiki/Primer_(film)
Не знал про тёзку из 2015, и не смог сейчас найти даже на IMDB. Вообще, я привык искать что посмотреть/почитать/поиграть на tvtropes.org, так как там это наиболее удобно. Скажем, вам например нравятся фильмы «про мрачного Сталина, как ходит задумчиво он по Кремлю и вешает всех, от Иркутска до Таллина» — по подобным критериям найти там очень просто. Вообще, там очень легко зависнуть на целый день, но в результате обычно находятся многие отличные вещи. Именно там нашёл впервые HPMOR (когда он ещё не был мейнстримом), Worm (который на parahumans.wordpress.com).rocknsalt
01.07.2016 17:51+1Классный вэбсайт, большое спасибо. Особенно интересно почитать относительно не только зрителя, но и кинодела.
BubaVV
01.07.2016 18:25+1А казалось бы, совсем недавно, к двадцатилетию, сделали вот этот очень залипательный ролик:
Flash_CSM
02.07.2016 22:35+1Да… спустя столько лет, этот фильм для меня остаётся самым любимым.
ЗЫ. Да и аватарку я уже лет 15 не менял.
A-Stahl
Вторая часть не нужна. Первая имела законченный сюжет. Во второй только наделали спецэффектов да скатили диалоги с комедию.
LoadRunner
Скажите это Кэмерону, а то он-то не знает. Ведь жидкого терминатора он хотел сделать в первом фильме, только технологии того времени не позволяли.
A-Stahl
Зачем? Уверен, что ему плевать на моё мнение точно так же, как мне плевать на его.
На мой взгляд первая часть не только лучшая, но и вполне завершённая. Если кто-то считает иначе — милости прошу. Мне нет до этого дела.
Freddy_R
Я бы не стал сравнивать первую и вторую части. Обе по-своему прекрасны.
A-Stahl
Я вполне могу их сравнивать — сюжет в принципе схожий. У первой и второй части различий меньше, чем сходств.
И сколько бы меня не минусовали, я не намерен изменять своего мнения — первая часть отличный триллер с вполне себе драматическими вставками, а вторая уже скорее чистый боевик с элементами комедии. Лично мне первое сочетания жанров нравится больше.
danzealzer
Ваши предпочтения не отменяют того факта, что вторая часть — отличный научно-фантастический боевик.
QRash
А на мой взгляд вторая часть самая лучшая из всех терминаторов.
dude_sam
Кстати, это один из двух фильмов за всю историю человечества, когда вторая часть лучше первой. Другой фильм снял этот же режиссёр. ^_^
EndUser
Разные точки зрения. Лучше даже сказать, что два фильма имеют разные заявки и оба неплохо их раскрывают:
Первый — неумолимое и неизбежное преследование машиной, превращённой в неустанного убийцу. Чистый триллер.
Второй — о важности решать судьбу человечества уже сейчас. Чистая героическая сага.
Я бы в таком разе вообще не сравнивал I > II или I < II. Это почти как сравнивать «Чужого-1» с «Матрицей-2».
ruikarikun
Пффф. Да что угодно выигрывает по сравнению с «Матрицей-2».
swarggg
нет, Матрица-3 таки проиграет
RealFLYNN
«Чужой» и «Чужие» слишком разные фильмы, чтобы четко сказать, какой из них лучше. Вам больше нравится второй, мне — первый
weedjy
как насчет «Назад в будущее?»:)
navion
А как же «Тёмный рыцарь»?
hdfan2
Ну и ещё: «Крёстный отец 2», «Mad Max 2».
Black_Shadow
Тоже считаю, что вторая часть лучше первой (и лучше всех остальных).
hermit931
Потому что вышла позже. На свое время и первый был отличным, по сценарию, игре актеров, и по специфектам.
Black_Shadow
Нет. Исходя из вашей логики, мне больше всего должны нравиться последние части. Но это не так.
hermit931
А если прочитать предложение целиком (уточняю: сценарию, игре актеров, специфетам, на свое время), то тоже выходит что не так