Когда 530 миллионов человек прильнули к экранам своих телевизоров, чтобы увидеть первую высадку человека на Луну, кроме героев дня Армстронга и Олдрина были еще десятки и сотни незаметных атлантов, которые держали прямую ТВ-трансляцию на своих плечах. И если одни проявили высочайший профессионализм, то другие допускали глупые и сейчас выглядящие забавными ошибки. Из-за одной такой ошибки, например, первые тридцать секунд изображение было вверх ногами. Даже небольшое погружение в историю первой прямой трансляции с поверхности Луны дарит нам коллекцию удивительных историй.
Немного матчасти
На посадочном модуле «Аполлона-11» стояла камера телевидения с медленной разверткой, снимающая изображение высотой 320 строк и частотой 10 кадров в секунду.
Важное замечание: камера была прикреплена вверх ногами, просто потому, что ее верх был единственной плоской поверхностью. С противоположной стороны видна ручка, которой камеру можно держать в руках или закрепить на штативе. Ручкой вниз она уже будет показывать правильное, не перевернутое изображение.
Камера стояла слева от люка и лестницы на одной из ног лунного модуля (фото с тренажера):
Сигнал с камеры через антенну S-диапазона шел напрямую (без ретрансляции через командный модуль) на Землю.
На Земле его принимали четыре станции — Голдстоун в Калифорнии с антенной диаметром 64 метра, Паркс около одноименного городка в Австралии с такой же антенной, Ханисакл Крик (Honeysuckle Creek Tracking Station) около Канберры в Австралии с антенной диаметром 24 метра и Мадрид в Испании с 34-метровой антенной.
Станция Паркс
На момент начала выхода астронавтов на поверхность Луны Мадрид был на другой стороне Земли, Голдстоун готовился закончить работу, а Паркс с Ханисакл Крик должны были вот-вот начать работу.
Принятый наземной антенной сигнал подавался на специальное устройство — скан конвертер. Сигнал отображался на кинескопе, который снимала другая камера формата NTSC со стандартным разрешением 525 строчек и 30 кадрами в секунду. Затем сигнал шел через Хьюстон к телевизионным компаниям.
Скан конвертер
История первая. Они летят — мы чиним
За несколько недель до полета «Аполлона-11» скан конвертер станции Паркс взорвался. Причина была до обидного простой. Скан конвертер американского производства требовал трехфазного тока. По американским стандартам черный провод обозначал фазу, а зеленый — землю. Но обсерватория Паркс расположена в Австралии, где черный цвет провода обозначал нейтраль. Несмотря на то, что устройство собрали корректно и успели провести несколько тренировок, в один прекрасный вечер кто-то из техников переставил провода на австралийский манер и при следующем включении ток оказался совсем не там, где должен был быть. Сгорела масса оборудования, замену которому пришлось срочно закупать в Сиднее. Кроме камер, мониторов и устройства записи сгорели все логические схемы, и техникам пришлось перепаивать больше сотни сгоревших транзисторов, когда «Аполлон-11» уже был на пути к Луне. Но люди справились.
Слева направо: Тед Кноттс, Ричард Холл (руководитель) и Элмер Фредд на фоне скан конвертера
История вторая. Сквозь бурю
Следующая проблема была буквально видна с Луны. По закону подлости все дни полета стояла прекрасная погода, но в день высадки появился циклон, приближающийся к Австралии.
Единственная фотография с того дня
Антенна Паркса имела большую парусность, и ее запрещалось использовать в условиях сильного ветра. Хуже того, Луна была невысоко над горизонтом, и тарелка антенны должна была повернуться в максимально вертикальное положение с наибольшей парусностью. Два раза по ней били порывы ветра в 110 км/ч, сбивая настройку антенны, грозя поломать шестерни приводов или, в худшем случае, сорвать антенну с креплений. Под звон предупреждающего сигнала персонал проверял датчики растяжения в стенах — не рушится ли башня под антенной. Работая в условиях десятикратного превышения расчетной ветровой нагрузки персонал парировал рывки антенны от ветра и вручную держал ее направленной на район посадки «Аполлона-11». Оператор антенны, Фокс Мейсон, не мог оторваться ни на секунду и смог увидеть выход на поверхность Луны только вечером, в повторе.
Фокс Мейсон
История третья. Трансляция
Когда на «Аполлоне-11» включили предохранитель ТВ-сигнала, исходный сигнал включили со станции Голдстоун. И он был вверх тормашками! Персонал просто забыл, что камера на лунном модуле лежит вверх ногами, и им надо включить специальный инвертер. Тридцать секунд операторы в Хьюстоне ждали, пока Голдстоун сообразит переключить один тумблер, но, не дождавшись, перевернули изображение уже у себя.
Кроме этой проблемы, сигнал с Голдстоуна был слишком контрастный. Как потом выяснили, у этого могли быть две причины. Незадолго до полета «Аполлона-11» на станции в Голдстоуне установили фильтры для улучшения сигнала. Но их полоса пропускания была ниже, чем сигнал с Луны примерно в два раза, что снизило динамический диапазон изображения, и сделало его черным и белым без полутонов. Вторая версия — неправильная настройка уровня черного цвета в скан конвертере. В результате, когда операторы в Хьюстоне переключились на Ханисакл Крик с 24-метровой антенной, изображение оказалось лучше, чем на 64-метровой антенне Голдстоуна.
Спустя четыре минуты оператор в Хьюстоне переключает картинку с Ханисакл Крик обратно на Голдстоун, надеясь, что они исправили свои проблемы. Но в Голдстоуне переключили не тот тумблер, и вместо переворота изображения показывают инвертированные цвета с черным вместо белого! Приходится вернуться обратно на Ханисакл Крик.
А что же Паркс с шикарной 64-метровой антенной? А он пока не может повернуться — Луна слишком низко. Но у антенны есть офсетная подача, когда менее мощный приемник находится вне фокуса антенны.
Фокс Мейсон в высшей степени профессионально удерживает антенну так, чтобы офсетный приемник поднимался, а главный приемник находился на самом нижнем уровне, чтобы максимально быстро подхватить сигнал:
Но сигнал все-таки плохой. Картинка от офсетного приемника прыгает, то появляясь, то исчезая. Наконец, Луна поднимается достаточно высоко, и Паркс переходит на главный приемник. Но операторы в Хьюстоне не спешат переключиться! Ричарду Холлу пришлось даже начать ругаться с выбирающим сигнал оператором, чтобы на Паркс обратили внимание. Только на девятой минуте Хьюстон, наконец, переключился на лучший сигнал.
Вот видео, которое шло на телевизоры зрителей, очевидно, по каналу CBS.
На нем можно увидеть:
2:26 — Начало перевернутой трансляции.
2:54 — Изображение перевернули обратно.
4:06 — Изображение светлеет, переключились на Ханисакл Крик.
7:17 — Переключение на негативное изображение Голдстоун.
11:30 — Улучшение изображения, наконец включился Паркс.
Сравнительно недавно изображение отреставрировали, и в улучшенной версии нет этих артефактов.
Но, увы, эта реставрация хуже, чем могла бы быть. Помните историю с «потерянными пленками NASA»? Имелись в виду магнитные пленки исходного сигнала в формате телевидения с медленной разверткой. Эти пленки не положили в отдельное специальное хранилище, и, скорее всего, на них перезаписали какие-то новые данные. А зря. Те, кто фотографировал экраны, на которые шел исходный сигнал, ясно видели, что скан конвертер делал изображение сильно хуже.
Впрочем, эта печаль не так уж велика. Кроме телекамеры на лунном модуле стояла еще 16-мм камера, которая снимала те же события в цвете с гораздо лучшим качеством. И можно посмотреть на одни и те же события с двух или даже трех (+ фотоаппараты астронавтов) точек.
А еще о событиях в Парксе есть замечательный фильм «Тарелка» («The Dish»).
Главный источник — «On eagle's wings. The Parkes Observatory's Support of the Apollo 11 Mission»
Комментарии (48)
hdfan2
22.07.2016 07:49+2Сигнал с камеры через антенну S-диапазона шел напрямую (без ретрансляции через командный модуль) на Землю.
Добавлю, что во время перелёта к Луне эта антенна была сложена, а камера, естественно, выключена. Сразу после выхода из люка астронавт должен был дёрнуть специальный тросик, который включал камеру и раскладывал антенну (т.к. вручную он до них не добрался бы). Именно поэтому трансляция выхода начинается не с сАмого начала, и не видно собственно выход из люка.lozga
22.07.2016 08:09+1Совершенно верно. И предохранитель ТВ Олдрин включил уже когда Армстронг был внизу лестницы.
Astartes
22.07.2016 09:16+12Австралия — check
Перевёрнутая картинка — check
Высадку снимали в Австралии, всё это время нам врали как власти, так и конспирологи.
lozga
22.07.2016 09:22+10Вот вы сейчас шутите а это через год может стать новым «аргументом» конспирологов. Мифы же живут и меняются
progchip666
22.07.2016 12:36+1Тогда понятно почему картинка перевёрнута
особенно после двух литров пива— ведь в Автралии, там же антиподы живут!
solariserj
22.07.2016 09:50+2Вот бы показать всем заговорщикам, с какими проблемами столкнулись и как на ходу выкручивались… но все равно не поверят. Только это бесполезно…
Kasatich
22.07.2016 10:20+2А я вчера слышал потрясающую идею — типа высадка возможно и была, но видео конечно же фейк, потому что американцы типа подстраховались и сняли все заранее, чтобы точно не сплоховать)))
mtivkov
22.07.2016 12:17+4Заговорщиков не переиграть.
На крайний случай они станут упорствовать, что Луны вообще нет.Beholder
22.07.2016 13:48+2Это гениально…
kamaikin
22.07.2016 14:07+1В некоторые головы мысли приходят умирать… В голову автора этой статьи умирать пришла школьная программа… Если я правильно помню ВСЕ вопросы которые он задает подробно объяснялись на уроках астрономии в 10-м классе)))
Beholder
22.07.2016 14:10Ну вы же не думаете, что это он серьёзно? Я уверень, что это такой тролль. Но чем можно восхищаться — это трудолюбием, с каким всё это собиралось и подгонялось. Такую бы энергию — да на мирные цели…
kamaikin
22.07.2016 14:13Я за свою жизнь видел столько людей с разными Хм… идеями… В принципе я готов поверить, что он это вполне серьезно… Видели и не такое на самом деле… В любом случае оформлено шикарно, здесь вне конкуренции!
Mad__Max
23.07.2016 01:30+1К сожалению астрономии уже очень давно в большинстве российских школ просто нет как предмета вообще.
Так что возможно умирать там и нечему было — изначально было пусто, а потом эта пустота заполнялась всяким нахватанным из сомнительных источников бредом.Zenitchik
25.07.2016 22:19Астрономия в школах такая, что лучше бы её не было. Что-то более-менее достойное по астрономии — содержится в курсе физики, и никуда оттуда не делось.
artemerschow
22.07.2016 14:13Просто плакал с этой схемы, «доказывающей» невозможность полнолуния :)
схемаZenitchik
22.07.2016 16:57+1Ну, строго говоря, если Луна не в противостоянии с Солнцем, то её видимая сторона не идеально совпадает с дневной :)
lozga
22.07.2016 20:27+2Я знаю одного пользователя ЖЖ, который считает, что космонавтики вообще никакой нет, даже спутника ни одного не запустили, а колдуны-ученые все врут.
ClearAirTurbulence
22.07.2016 13:54Вот на тему (видео, английский):
http://www.youtube.com/watch?v=5muY64Oyp10&t=4m57s
Caelwyn
22.07.2016 10:24+3Неужели операторы в Голдстоун не смотрели что за картинку они передают? Сначала забыть переключить тумблер, потом переключить не тот что нужно и не заметить что сигнал инвертировался, это прямо-таки верх зас***дяйства. То что самый лучший сигнал выдали австралийцы в бурю на паленом оборудовании, конечно, символизирует.
lozga
22.07.2016 10:28+3Паркс в Австралии так что австралийцы а не канадцы. А что касается Голдстоуна — ошибиться легко, особенно когда такое важное событие, и выход на поверхность сдвинули вперед, к чему персонал мог оказаться не готовым. Плюс усталость — они уже заканчивали смену.
progchip666
22.07.2016 11:01Отличная статья, развенчивающая мифы конспирологов!
lozga
22.07.2016 11:19+4Спасибо. Рассказ о том как было, на мой взгляд, интересен сам по себе, а опровержение мифов идет параллельно.
progchip666
22.07.2016 11:29+2В этом как раз главная ценность статьи. Мифы разрушает подробная информация, к тому же очень интересно поданная. Это происходит само собой. Выводы в голове человека, способного даже к элементарному анализу рождаются сами собой, а людей с чугунной головой и зашоренным взглядом ничем не переубедить всё равно.
engine9
22.07.2016 15:50+1Упоротым фанатикам никакие доводы не помогут. А те, кто привык самостоятельно разбираться, уже сами почитали.
deniskreshikhin
22.07.2016 11:59+1Ну в общем-то она мало что развенчивает.
Я бы даже сказал что как раз-таки подбрасывает много корма.
Например, почему выбрали момент высадки когда луна была слишком низко? Что бы никто не заметил самолета на горизонте, который транслировал записанный заранее фильм снятый Кубриком на фоне Луны.
Перевернутое изображение тоже многое объясняет. Допустим, сами забыли о том что у них должно быть «перевернутым», поэтому скорее всего в Австралии все сделали правильно, а изображение забыли перевернуть на трансляторе.progchip666
22.07.2016 12:34+5Ну вот и подтверждение моей правоты. Доморощенных конспирологов не переубедишь ни чем.
Люди, готовящие такой серьёзный подлог на государственном уровне точно не забыли бы дать нормальное изображение, в отличие реальных конструкторов делающих сверхсложный проект в невероятно сжатые срокидля которых проблема съёмок была даже не десятой в ранге приоритетови от троллей из под Питера без признаков совести и интеллекта, за копейки клепающих в фотошопе коллаж самолёта, пускающего ракету в пассажирский боинг.
Valerij56
25.07.2016 10:28С удовольствием посмотрю фильм. К сожалению, в описании к фильму об описанных вами «приключениях» нет ничего. Очень вряд ли «выясниться, что для контроля за посадкой, лучше всего подходит радиотелескоп, расположенный в австралийской глубинке» могло накануне посадки. Из реальных приключений тоже мог бы получиться неплохой фильм.
lozga
25.07.2016 21:10Ветер в фильме будет. И объяснение, почему Паркс стал основным приемником историческое — выход перенесли вперед, потому что по плану был отдых, но астронавты не могли спать.
Nuwen
На рисунке с принципом офсетной антенны, лучи отражаются под занятным углом.
lozga
Это же упрощенная схема.
Nuwen
А ещё «пояснение» принципа называется.