Блокчейн-технология, фундамент системы распределенных реестров, лежащих в основе криптовалюты Биткойн, признана потенциальным источником ускорения денежного оборота практически в каждом секторе финансовой индустрии. В процессе развития блокчейн-сервиса Wirex, мы всегда следим за интересными материалами зарубежных источников и стремимся узнавать что-то новое о том, как именно блокчейн позволяет финансовым системам взаимодействовать между собой, значительно повышая эффективность существующих процессов.
Это особенно актуально в связи с тем, что в нашем сервисе блокчейн Биткоина используется для денежных переводов между аккаунтами и для их интеграции с цифровыми кошельками. Конвертация в доллары внутри аккаунта происходит путем сопоставления противоположных заявок на обмен валюты на внутренней бирже.
Ниже мы публикуем перевод статьи издания LTP, посвященной возможностям технологии блокчейн при организации клиринга транзакций.
Центробанки, финансовые организации и технологические компании обращают пристальное внимание на различные блокчейн-платформы, оценивая возможные юзкейсы, а также изучая их потенциал и трудности на базе текущих опытных проектов.
Например, в платежной сфере блокчейн способен увеличить эффективность расчетно-клиринговых операций (в сетях на основе Visa и MasterCard). При этом данное решение не предполагает снижения роли центральных платежных сетей при проведении расчетных транзакций.
Задача состоит в том, чтобы предложить различные способы более эффективной организации расчетно-клиринговых операций между эмитентами и эквайерами в рамках существующих четырехсторонних платежных сетей с помощью обыкновенного блокчейн-слоя, в котором платежная сеть по-прежнему играет важную (однако немного модифицированную) роль. Это должно на принципиальном уровне устранить потребность в затратном согласовании файлов при закрытии дня. Убрать задержки, которые возникают в связи с обнаружившимися несоответствиями, и позволить эквайерам проводить оплату в день совершения продаж. Помимо возможности для эквайеров платить продавцам в тот же день, большая эффективность процессов клиринга и урегулирования платежей также способна снизить операционные расходы платежных сетей и эмитентов карт, а кроме того — нейтрализовать дальнейшее негативное влияние межбанковских комиссий на их доходы.
Давайте сразу разберем юзкейсы и посмотрим, как VIsa и/или MasterCard (применимо также и к Interac и другим национальным платежным системам) могут в перспективе использовать блокчейн-технологию для того, чтобы практически в режиме реального времени проводить расчетно-клиринговые операции между эмитентами платежных карт и торговыми эквайерами. Мы постараемся не спускаться на уровень конкретных решений и существующих блокчейн-платформ. Концепция сама по себе достаточно универсальна. Как таковая она может быть воплощена на основе любой популярной блокчейн-платформы.
Допустим, исключительно для масштабируемости, что лежащая в основе системы блокчейн-платформа «допускает» к операциям только платежные сети, эквайеров и эмитентов карт — ассоциированных участников платежных систем. Также разумно допустить, что в такой блокчейн-сети консенсус может быть просто и надежно установлен между одним торговым эквайером и одним эмитентом, которые участвуют в выполнении каждой платежной транзакции. Очевидно, нет нужды вовлекать всех эквайеров и эмитентов для подтверждения платежной транзакции, в которой участвует единственный эквайер и единственный эмитент, так как это неоправданно усложнит и замедлит обусловленный процесс достижения консенсуса без дополнительной пользы. Комплекс майнинговых нод платежной сети будет просто «слушать» уже проверенные блокчейн-транзакции между эмитентами и эквайерами и объединять их в конечные блоки, поддерживающие высокоэффективный консенсус. Допуская такую конструкцию системы, общую производительность расчетно-клиринговых блокчейн-операций можно держать равной или близкой к производительности существующей системы авторизации платежных карт. Для прироста производительности необходимо сохранять максимальную простоту, при этом, не жертвуя неизменяемостью и безопасностью.
Кроме того, необходимо допустить, что платежная сеть полностью отвечает за эмиссию своей собственной криптовалюты, в основе которой лежит актив (токен), привязанный к фиатной валюте, для обеспечения клиринга в реальном времени между эмитентами и эквайерами с помощью технологии блокчейн. Назовем эту криптовалюту pnCOIN. В случае с Visa, она может называться vCOIN, для MasterCard — mCOIN и т. д. Для такой реализации не требуются блокчейн-майнеры как в системах Bitcoin или Ethereum.
В начале любого бизнес-дня (каким бы он ни был в конкретном случае) каждый участвующий эмитент карт и торговый эквайер будут «приобретать» определенное количество криптовалюты pnCOIN в платежной сети. Фактически, платежная сеть подтверждает набор блокчейн-транзакций и передает владение приобретенных pnCOIN каждому эквайеру и эмитенту карт. Таким образом, каждый участник готовит себя к двустороннему клирингу дневных расчетных транзакций, происходящих практически в режиме реального времени через блокчейн. Назовем этот процесс конвертации фиатной валюты в pnCOIN «cash-OUT». Валюта, полученная от участвующих эмитентов и эквайеров, хранится на специальном операционном аккаунте под контролем платежной сети.
При совершении транзакции платежной картой (или NFC) в течение дня (в магазине или онлайн), авторизация происходит в нормальном режиме через обычную инфраструктуру платежной сети так же, как это происходит сейчас. Данный процесс остается нетронутым. Однако эмитент карт и эквайер, участвующие в исходной платежной транзакции теперь договариваются об отдельном «клиринге покупки» через блокчейн-транзакцию, которая передается в «клиринговую» блокчейн-сеть эмитентом карты. Такая транзакция просто передает владение (сумма платежа минус требуемые сборы) pnCOIN'ами от эмитента карт к эквайеру. В результате персональный UTXO эквайера увеличивается, а UTXO эмитента уменьшается на то же самое значение pnCOINов. Процесс трансфера (величина транзакции минус требуемые сборы) pnCOINов от эмитента карт эквайерам повторяется для каждой расчетной операции между каждым эмитентом и эквайером в течение всего делового дня.
Блокчейн-транзакция «чарджбек клиринга» (инициируемая эмитентом) позволяет осуществить обратную передачу владения заданной суммой pnCOINов от эквайера к эмитенту и отображается в виде своей собственной «клиринговой» блокчейн-транзакции. Точно так же операция «обратного клиринга» будет использоваться для клиринга возвратов и подтверждаться эквайерами и т. д. Все эти «клиринговые» блокчейн-транзакции происходят параллельно с обычными транзакциями авторизации/чарджбека/возврата в течение дня.
В конце делового дня каждый эквайер и эмитент карт может теперь совершить «Cash-IN» своих накопленных pnCOINов (т.е. индивидуальных UTXO) в платежной сети. Процесс Cash-IN позволяет передать владение подлежащих уплате pnCOINовых UTOX от каждого эмитента и эквайера назад платежной сети. Взамен они получают эквивалентную сумму фиатной валюты из платежной сети. В идеальном случае в конце процесса Cash-IN «баланс» pnCOINового UTXO каждого конкретного эквайера и эмитента опускается до нуля, а также баланс операционного счета платежной сети становится равным нулю. С учетом полученных от платежной сети финансовых средств каждый эквайер может тут же совершить выплаты продавцам за осуществленные продажи (разумеется, за вычетом применимых дисконтных ставок).
Благодаря неизменной основе клиринговых блокчейн-цепочек платформы распределенных реестров (с высокоэффективным двусторонним консенсусом между проводящими финансовые операции эквайерами и эмитентами) устраняется нужда в урегулировании итоговых дневных расчетно-клиринговых операций между эквайерами, эмитентами и платежной сетью. Состояние расчетно-клиринговых блокчейн-распределенных операций в конце делового дня должно считаться окончательным и согласованным с участниками и сторонами транзакций.
Такая реализация подразумевает использование только базовых возможностей блокчейн-платформы (возможность перевода «Биткойн-подобных» активов, подкрепленная гораздо более простым алгоритмом консенсуса) без необходимости использования сложных, недостаточно развитых и склонных к ошибкам тьюринг-полных многоцелевых умных контрактов.
Это лишь один пример того, как базовые возможности блокчейн-технологий могут использоваться на практике индустрией платежных систем для улучшения эффективности существующих расчетно-клиринговых операций по транзакциям за счет устранения дорогостоящих согласований между участниками при закрытии дня. Разумеется, это описание никоим образом не представляется законченным решением, так как оно не рассматривает расчетно-клиринговые трансграничные операции с различными валютами, но, несмотря на это, оно может использоваться в качестве базиса и развиваться с целью охвата более сложных реальных случаев.
Именно эта модель может быть легко адаптирована и применима в похожей манере для постторговых расчетно-клиринговых операций на фондовых рынках (сразу приходит на ум внебиржевая торговля) с заменой роли платежной сети центральным контрагентом.
Это особенно актуально в связи с тем, что в нашем сервисе блокчейн Биткоина используется для денежных переводов между аккаунтами и для их интеграции с цифровыми кошельками. Конвертация в доллары внутри аккаунта происходит путем сопоставления противоположных заявок на обмен валюты на внутренней бирже.
Ниже мы публикуем перевод статьи издания LTP, посвященной возможностям технологии блокчейн при организации клиринга транзакций.
Предварительно дадим несколько ключевых определений
Клиринг — расчеты, осуществляемые в безналичной форме и производимые между государствами, организациями, предприятиями и банками, за предоставленные товары, ценные бумаги и оказанные услуги, на основании взаимозачета, с учетом условий баланса платежей.
UTXO (Unspent Transaction Output) — концепция, применимая в рамках цифровой валюты Биткойн, и означающая отсутствие счетов или балансов как в обычной бухгалтерии. В соответствии с UTXO, средства хранятся в так называемых «выходах транзакций». Неизрасходованные выходы более ранних транзакций тратятся при создании «входов» для новых транзакций
Чарджбек — процедура, в ходе которой банк оспаривает операции по карте, осуществленные ее владельцем в точке продаж.
UTXO (Unspent Transaction Output) — концепция, применимая в рамках цифровой валюты Биткойн, и означающая отсутствие счетов или балансов как в обычной бухгалтерии. В соответствии с UTXO, средства хранятся в так называемых «выходах транзакций». Неизрасходованные выходы более ранних транзакций тратятся при создании «входов» для новых транзакций
Чарджбек — процедура, в ходе которой банк оспаривает операции по карте, осуществленные ее владельцем в точке продаж.
Центробанки, финансовые организации и технологические компании обращают пристальное внимание на различные блокчейн-платформы, оценивая возможные юзкейсы, а также изучая их потенциал и трудности на базе текущих опытных проектов.
Например, в платежной сфере блокчейн способен увеличить эффективность расчетно-клиринговых операций (в сетях на основе Visa и MasterCard). При этом данное решение не предполагает снижения роли центральных платежных сетей при проведении расчетных транзакций.
Задача состоит в том, чтобы предложить различные способы более эффективной организации расчетно-клиринговых операций между эмитентами и эквайерами в рамках существующих четырехсторонних платежных сетей с помощью обыкновенного блокчейн-слоя, в котором платежная сеть по-прежнему играет важную (однако немного модифицированную) роль. Это должно на принципиальном уровне устранить потребность в затратном согласовании файлов при закрытии дня. Убрать задержки, которые возникают в связи с обнаружившимися несоответствиями, и позволить эквайерам проводить оплату в день совершения продаж. Помимо возможности для эквайеров платить продавцам в тот же день, большая эффективность процессов клиринга и урегулирования платежей также способна снизить операционные расходы платежных сетей и эмитентов карт, а кроме того — нейтрализовать дальнейшее негативное влияние межбанковских комиссий на их доходы.
Описание процесса расчетно-клиринговых операций
Давайте сразу разберем юзкейсы и посмотрим, как VIsa и/или MasterCard (применимо также и к Interac и другим национальным платежным системам) могут в перспективе использовать блокчейн-технологию для того, чтобы практически в режиме реального времени проводить расчетно-клиринговые операции между эмитентами платежных карт и торговыми эквайерами. Мы постараемся не спускаться на уровень конкретных решений и существующих блокчейн-платформ. Концепция сама по себе достаточно универсальна. Как таковая она может быть воплощена на основе любой популярной блокчейн-платформы.
Допустим, исключительно для масштабируемости, что лежащая в основе системы блокчейн-платформа «допускает» к операциям только платежные сети, эквайеров и эмитентов карт — ассоциированных участников платежных систем. Также разумно допустить, что в такой блокчейн-сети консенсус может быть просто и надежно установлен между одним торговым эквайером и одним эмитентом, которые участвуют в выполнении каждой платежной транзакции. Очевидно, нет нужды вовлекать всех эквайеров и эмитентов для подтверждения платежной транзакции, в которой участвует единственный эквайер и единственный эмитент, так как это неоправданно усложнит и замедлит обусловленный процесс достижения консенсуса без дополнительной пользы. Комплекс майнинговых нод платежной сети будет просто «слушать» уже проверенные блокчейн-транзакции между эмитентами и эквайерами и объединять их в конечные блоки, поддерживающие высокоэффективный консенсус. Допуская такую конструкцию системы, общую производительность расчетно-клиринговых блокчейн-операций можно держать равной или близкой к производительности существующей системы авторизации платежных карт. Для прироста производительности необходимо сохранять максимальную простоту, при этом, не жертвуя неизменяемостью и безопасностью.
Кроме того, необходимо допустить, что платежная сеть полностью отвечает за эмиссию своей собственной криптовалюты, в основе которой лежит актив (токен), привязанный к фиатной валюте, для обеспечения клиринга в реальном времени между эмитентами и эквайерами с помощью технологии блокчейн. Назовем эту криптовалюту pnCOIN. В случае с Visa, она может называться vCOIN, для MasterCard — mCOIN и т. д. Для такой реализации не требуются блокчейн-майнеры как в системах Bitcoin или Ethereum.
Процесс Cash-OUT при открытии дня
В начале любого бизнес-дня (каким бы он ни был в конкретном случае) каждый участвующий эмитент карт и торговый эквайер будут «приобретать» определенное количество криптовалюты pnCOIN в платежной сети. Фактически, платежная сеть подтверждает набор блокчейн-транзакций и передает владение приобретенных pnCOIN каждому эквайеру и эмитенту карт. Таким образом, каждый участник готовит себя к двустороннему клирингу дневных расчетных транзакций, происходящих практически в режиме реального времени через блокчейн. Назовем этот процесс конвертации фиатной валюты в pnCOIN «cash-OUT». Валюта, полученная от участвующих эмитентов и эквайеров, хранится на специальном операционном аккаунте под контролем платежной сети.
Процесс клиринга в течение дня
При совершении транзакции платежной картой (или NFC) в течение дня (в магазине или онлайн), авторизация происходит в нормальном режиме через обычную инфраструктуру платежной сети так же, как это происходит сейчас. Данный процесс остается нетронутым. Однако эмитент карт и эквайер, участвующие в исходной платежной транзакции теперь договариваются об отдельном «клиринге покупки» через блокчейн-транзакцию, которая передается в «клиринговую» блокчейн-сеть эмитентом карты. Такая транзакция просто передает владение (сумма платежа минус требуемые сборы) pnCOIN'ами от эмитента карт к эквайеру. В результате персональный UTXO эквайера увеличивается, а UTXO эмитента уменьшается на то же самое значение pnCOINов. Процесс трансфера (величина транзакции минус требуемые сборы) pnCOINов от эмитента карт эквайерам повторяется для каждой расчетной операции между каждым эмитентом и эквайером в течение всего делового дня.
Блокчейн-транзакция «чарджбек клиринга» (инициируемая эмитентом) позволяет осуществить обратную передачу владения заданной суммой pnCOINов от эквайера к эмитенту и отображается в виде своей собственной «клиринговой» блокчейн-транзакции. Точно так же операция «обратного клиринга» будет использоваться для клиринга возвратов и подтверждаться эквайерами и т. д. Все эти «клиринговые» блокчейн-транзакции происходят параллельно с обычными транзакциями авторизации/чарджбека/возврата в течение дня.
Процесс Cash-IN в конце дня
В конце делового дня каждый эквайер и эмитент карт может теперь совершить «Cash-IN» своих накопленных pnCOINов (т.е. индивидуальных UTXO) в платежной сети. Процесс Cash-IN позволяет передать владение подлежащих уплате pnCOINовых UTOX от каждого эмитента и эквайера назад платежной сети. Взамен они получают эквивалентную сумму фиатной валюты из платежной сети. В идеальном случае в конце процесса Cash-IN «баланс» pnCOINового UTXO каждого конкретного эквайера и эмитента опускается до нуля, а также баланс операционного счета платежной сети становится равным нулю. С учетом полученных от платежной сети финансовых средств каждый эквайер может тут же совершить выплаты продавцам за осуществленные продажи (разумеется, за вычетом применимых дисконтных ставок).
Благодаря неизменной основе клиринговых блокчейн-цепочек платформы распределенных реестров (с высокоэффективным двусторонним консенсусом между проводящими финансовые операции эквайерами и эмитентами) устраняется нужда в урегулировании итоговых дневных расчетно-клиринговых операций между эквайерами, эмитентами и платежной сетью. Состояние расчетно-клиринговых блокчейн-распределенных операций в конце делового дня должно считаться окончательным и согласованным с участниками и сторонами транзакций.
Такая реализация подразумевает использование только базовых возможностей блокчейн-платформы (возможность перевода «Биткойн-подобных» активов, подкрепленная гораздо более простым алгоритмом консенсуса) без необходимости использования сложных, недостаточно развитых и склонных к ошибкам тьюринг-полных многоцелевых умных контрактов.
Заключение
Это лишь один пример того, как базовые возможности блокчейн-технологий могут использоваться на практике индустрией платежных систем для улучшения эффективности существующих расчетно-клиринговых операций по транзакциям за счет устранения дорогостоящих согласований между участниками при закрытии дня. Разумеется, это описание никоим образом не представляется законченным решением, так как оно не рассматривает расчетно-клиринговые трансграничные операции с различными валютами, но, несмотря на это, оно может использоваться в качестве базиса и развиваться с целью охвата более сложных реальных случаев.
Именно эта модель может быть легко адаптирована и применима в похожей манере для постторговых расчетно-клиринговых операций на фондовых рынках (сразу приходит на ум внебиржевая торговля) с заменой роли платежной сети центральным контрагентом.
Поделиться с друзьями
Комментарии (4)
ExplosiveZ
03.08.2016 22:02Как мейк клиринг транзанкций на основе блокчейн технолоджи.
Иф ты спик по рашн-английский, спик райт.amarao
04.08.2016 16:16С интересом послушаю перевод на русский слова «transaction» отличный от «транзакция».
Gokjer
По-русски это называется «возврат».
Greendq
Это, строго говоря, не совсем возврат. Если уж совсем по-русски, то тогда надо вводить термины «возврат денег при опротестовании платежа» (chargeback) и «добровольный возврат» (reverse). Но длинно, да. Длинее термины только в немецком, вот и пользуются кальками :)