Даже те люди, кто совсем не ориентируется в видах птиц, и не знает, какая птица как выглядит, без труда узнают представителя семейства тукановых. Живут туканы в равнинных и горных тропических лесах Северной и Южной Америки, обычно в дуплах деревьев. У большинства птиц этого семейства непропорционально большой клюв. Обычно он очень ярко окрашен.
Клюв тукановых достигает примерно половины длины тела птицы. Выглядит этот «инструмент» очень тяжелым и неудобным, но на самом деле это не так. Внутри огромного клюва много пневматических полостей, поэтому он легкий. Но клюв тукана не только легкий, но еще и очень крепкий. Этот настоящее чудо природы, один из лучших инженерных «проектов» в мире животных.
Такой клюв выглядит даже немного угрожающе. Но сама птица никакой угрозы ни для кого не представляет (разве что для зверя, напавшего на птенцов). Туканы — растительноядные птицы, которые питаются ягодами и фруктами. Большой клюв нужен тукану для того, чтобы срывать плоды с тонких веток, которые вес птицы не выдержат. Благодаря длинному клюву тукан может дотянуться до плода, который висит недосягаемо далеко для большинства других растительноядных птиц. Туканы занимаются еще и тем, что перебрасываются ягодами — и здесь большой и цепкий клюв приходится как нельзя кстати.
Для того, чтобы плоды было легче удерживать и вскрывать, на конце клюва расположены зазубрины. Помогает в этой «работе» и длинный и липкий язык. Ряд специалистов полагает, что большой и яркий клюв тукана помогает ему находить сородичей, заявляя о собственном присутствии.
Когда человек видит тукана, чаще всего возникает вопрос о том, как же эта птица спит. Как вообще можно спать с таким клювом? Ответ прост. Отдыхает птица в глубоком дупле, закину клюв на спину. Помещается он там идеально. Хвост складывается на груди, и большой тукан превращается в средних размеров пернатый шарик.
Конструкция клюва
Как уже говорилось выше, клюв тукана вовсе не так тяжел, как это могло бы показаться. Клюв очень прочный, но он создан из легкого материала с большим количеством пневматических полостей. Изучением клюва тукана занимаются не только орнитологи, но также и ученые других специальностей, например, материаловеды. Лучше всех клюв изучил Марк Андрэ Мейерс [Marc A. Meyers], специалист по материаловедению из Калифорнийского университета.
Он обнаружил, что верхняя часть клюва состоит из костной ткани и мембран. Нечто подобное можно было бы создать из пены, которая умеет быстро застывать. Эта костная «пена» расположена между внешними слоями кератина. Это вещество, к примеру, входит в состав наших ногтей. «Пенообразная» структура клюва тукана обеспечивает его прочность и легкость. Внешний слой костной ткани представляет собой набор большого количества слоев небольших шестиугольных плиток. Ширина плитки составляет около 50 мкм, а толщина — около 1 мкм. Костный материал закрыт сверху кератиновыми чешуйками, скрепленными вместе.
Поверхность клюва тукана покрыта несколькими слоями кератиновых пластин
Специалист по материаловедению Марк Мейерс провел компьютерное моделирование, и выяснил, что конструкция клюва тукана является почти идеальной. «Это как если бы тукан владел глубокими познаниями в сфере машиностроения», — говорит Майерс. «Большим сюрпризом является еще и то, что двухслойная структура клюва создает систему поглощения энергии удара высокой эффективности». Структура клюва немного напоминает внутреннюю структуру костей человека. Но в костях нет той «костной пены», которая есть в клюве птицы.
Недавно также выяснилось, что клюв тукана помогает птице регулировать температуру своего тела. Он действует по принципу автомобильного радиатора. Когда становится жарко, клюв тукана очень быстро нагревается, принимая на себя тепло тела. Избыточная тепловая энергия затем рассеивается в воздухе.
В клюве туканов большое количество кровеносных сосудов. Используя особый механизм, птица может увеличивать или ограничивать приток крови. В результате в жару тело птицы охлаждается, а когда становится холодно — тепло тела сохраняется.
Изучив особенности строения клюва туканов, специалисты занялись разработкой прочных и легких материалов со структурой, похожей на структуру клюва тукана. Такие материалы можно будет с успехом применять в промышленности. Например, сделать эффективный и надежный бампер для автомобиля или легкую и прочную деталь для самолета.
Изучение особенностей строения клюва туканов еще продолжается. И кто знает, возможно, ученые смогут раскрыть еще не один секрет этого чудесного инструмента.
Комментарии (45)
vconst
11.09.2016 23:26+10«Пневматические полости»? Гуглтранслейт?
Это ещё что. В свежем переводе" Красного марса" чего только не начитался, первое место у «полупроход»Tujh
12.09.2016 09:05+3А как вам «голый проводник бежал по вагонеткой» (оголённый провод был проложен под вагоном) или «перамбулятор в женщиной-водителем» (женщина с детской коляской)?
Если интересны ошибки переводчиков, есть старая статейка «Его звали Пауль» от переводчика книги Дюна Ф.Герберта. Начинается статья с заметок об ошибках именно в переводах Дюны (классический — выпуклый шар) и заканчивается вот такими вот примерами, как я привёл в начале :)
atomlib
12.09.2016 11:37+1https://www.google.com/search?q=«пневматическая+полость»
Эти полости служат для амортизации ударов, и дальше по тексту говорится о том, что клюв способен поглощать энергию удара с высокой эффективностью.vconst
12.09.2016 11:48+3А вы сами то посмотрели выдачу по этому запросу? Ну так смотрите: «Результатов: примерно 705 (0,22 сек.) », 90% из машиностроения, остальное — такая же копипаста из гуглотранслейт, без применения головного мозга.
Зато вот «воздушная полость», выдает на порядки больше ссылок, в том числе и статьи о строении клюва тукановatomlib
12.09.2016 12:24А это выложенная в сеть копия серьёзной книжки или «копипаста из гуглотранслейт» (кстати, вы почему-то не склоняете слова)? http://yamedik.org/?p=16&c=gospitalnaya_hirurgiya/lor_ped_4ist
Маркс — инженер-эколог, который окончил аспирантуру. Я думаю, в строении клюва птиц он разбирается.vconst
12.09.2016 12:36+1Да, и это тоже гуглотранслейт. До аспирантуры во втором меде я не доучился, но в учебниках по физиологии — эти образования называют «воздушными» или «воздухоносными» а не «пневматическими».
И гугль найдет вам что угодно, даже то, что Путин инопланетный шпион. Только это не значит, что все так и есть на самом деле, отсеиванием ментального мусора гугль не занимается. Но индекс цитирования — тонко намекает.
Что касается «склонений», то когда по сути сказать больше нечего — начинают докапываться до запятых. Полагаю, что вы и для «полупрохода» найдете оправдание :) Процитировать тот абзац? :) :)atomlib
12.09.2016 12:46+1в учебниках по физиологии — эти образования называют «воздушными» или «воздухоносными» а не «пневматическими».
http://www.vetlib.ru/anatomie/page,33,33-lekcii-po-morfologii-citologiya-gistologiya.html
http://www.activestudy.info/skelet-domashnix-ptic/
В общем, я уже убедился, что этот термин общеупотребителен. Ничего про «воздушные полости» не скажу, но здесь употребление «пневматические» оправдано.bubuq
12.09.2016 20:47Клянусь, что как минимум один из них создан примерно таким же способом. Цитата:
Коракоиды, т. е. третьи парные кости плечевого пояса, мощные, удлиненные. В плечевой пояс также входят сросшиеся ключицы (от лат. furula — «вилочки, или дужки»)
Вообще-то furcula, а не furula. А главное, русское слово "ключица" ничего общего с латинской фуркулой не имеет. А вот английский термин как раз furcula.
atomlib
12.09.2016 12:28+1Вот ещё упоминание «пневматических полостей» http://ours-nature.ru/b/book/16/page/1-biologicheskie-osobennosti-golubey/107-organi-dihaniya
vconst
12.09.2016 12:43Вы можете процитировать здесь все 705 (семьсот пять) статей, где находится это сочетание слов. Только это не изменит того факта, что такие полости в костной ткани называются «воздушными» или «воздухоносными»
Ну и, что бы два раза не вставать
Ким Стэнли Робинсон, Red Mars
«pencil-shaped gondola extended most of the length of the underside, but it was smaller inside than Nadia had expected, because much of it was temporarily filled with their cargo of windmills; at takeoff their clear space consisted of nothing more than the cockpit, two narrow beds, a tiny kitchen, an even smaller toilet, and the crawlspace necessary to move among these. It was pretty tight, but happily both sides of the gondola were walled with windows, and though somewhat blocked by windmills these still gave them a lot of light, and good visibility.»
Напмозг:
«Гондола, имевшая форму карандаша, тянулась вдоль почти всей нижней поверхности, но внутри нее места было меньше, чем ожидала Надя, так как большая ее часть была заполнена их грузом — ветряными мельницами. Во время отбытия свободное пространство было не больше, чем в кабине пилота: две узкие кровати, крохотная кухня, еще меньший туалет и полупроход между ними. Было весьма тесно, но. к счастью, в обеих стенах гондолы имелись окна и, несмотря на то что некоторые из них были закрыты мельницами, они получали достаточно света и неплохой обзор.»
Полупроход — доставляет
to_climb
11.09.2016 23:30+6сделать удароустойчивый бампер для автомобиля
Вообще, бампер как раз должен сминаться, поглащая энергию удара (название как бы намекает). Его и сейчас можно из стали сделать, но лучше он от этого не станет. Видимо, имелось ввиду что-то другое.Ariez
11.09.2016 23:41Его и сейчас можно из стали сделать, но лучше он от этого не станет.
Владельцы подготовленных рамных джипов с вами не согласятся =)Barafu
12.09.2016 00:11Владелец кованого бампера тем более. Стоит у друга на УАЗике. Деревенский кузнец сделал временную замену — ну и понятно.
Nuwen
12.09.2016 05:03+8При пустой голове можно хоть бетонный бампер делать, подумаешь, при ударе об столб двигатель с рамы сорвёт по инерции.
teifo
12.09.2016 12:40Кажись у подготовленных джипов бампер как раз нужен твердый и прочный. Там не те скорости, чтобы гасить лобовые удары. Он скорее для толкания веток, деревьев, грязи, камней и защиты двигателя и корпуса от повреждений. К тому же это место для крепления лебедки. А вот для обычных машин, бампер, как сказали ниже, это больше для уменьшения удара пешеходу. При лобовом, тонкий кусок пластика много энергии не поглотит.
Ariez
13.09.2016 13:11Насчет джипов — правы абсолютно. На них нечасто катаются по общим дорогам, а скорость обычно весьма невелика.
Насчет «удара пешеходу» — согласно Соколову В. А. («Множественные и сочетанные травмы») основной травматизм у пешехода не первичный, а вторичный (т.е. не от удара пешехода об машину, а от последующего падения пешехода и ударов об асфальт/столб/проезжающую рядом машину и т.д.
Так что в современных авто бампер делается, насколько я знаю, именно для того, чтобы смяться при столкновении. Много энергии не поглотит, но в целом безопасность сейчас сделана так, чтобы двигатель не уехал в салон
EmmGold
12.09.2016 08:34+1В статье как раз сказано, что клюв эффективно поглощает энергию удара. Но, как видно, не ломается. Отличный бампер получится.
CrazyRoot
12.09.2016 09:15То, что работает на килограммовых «курицах», не обязательно будет работать у слона.
curious_tomcat
12.09.2016 12:00Современный бампер должен не только поглощать энергию удара, но и пешехода оставить в живых при наезде. В современных автомобилях бампер, чисто эстетическая составляющая и разлетается даже при малейшем повреждении.
Tujh
12.09.2016 13:18Или у меня парсер сегодня сломался, или фразы о «должен не только...» и «чисто эстетическая» взаимоисключающие?
BDI
12.09.2016 16:15+2Мне кажется вы путаете облицовку бампера(то что «в народе» называют «бампер»), и непосредственно бампер(кажется на зубиле это называется «ударопоглощающий демпфер бампера», по крайней мере сзади). Облицовка — это обычный тонкий пластик, скрывающий то что на старых авто обычно радовало глаз «хромом», а пешехода тяжёлыми переломами :). А силовой элемент уже непосредственно выполняет функцию поглощения удара(непосредственно, или передачей энергии на специальные деформирующиеся конструкции). Где-то видел конструкцию типа амортизатора(внешне, что внутри я не интересовался, возможно стальная гармошка вроде сот), на который передавалась энергия со стальной балки бампера. На зубиле(сзади) у меня была пластиковая балка с ячеистой структурой, которая разрушаясь поглощала часть энергии от удара. Так что слегка покоцанную облицовку мне в своё время даже сохранили, а поменяли только демпфер, который разрушился со сторону в которую меня догнали.
А о защите пешехода в большей степени заботятся увеличением радиуса стыков и кузовных панелей, хотя мягкая облицовка тоже способна внести свою лепту в снижение травмоопасности авто для пешехода.
Cole
12.09.2016 14:21То есть бампер при ударе невредимым войдет в кузов. Ну хоть новый потом не покупать.
Одним бампером тут не обойтись. Надо весь кузов соответствующим создавать.
Kuznets78
13.09.2016 23:55Для полной аналогии можно ещё совместить бампер с радиатором.
Не знаю зачем, правда.
gibson_dev
12.09.2016 10:19+3После прочтения статьи захотелось посмотреть как же он все таки спит, нашел пару картинок — думаю можно в статью добавить.
http://www.origins.org.ua/pictures/photo_tukan_10.jpg
https://img-fotki.yandex.ru/get/4200/e675xa.6b/0_420dd_7e755342_L
Jamato
Да! Обожаю туканов! Спасибо за статью!