Однако за выступлением, которое длится несколько часов, всегда стоит колоссальная работа. Поэтому сегодня нам бы хотелось приоткрыть завесу тайны и поглядеть, что происходит «за сценой». О том, как готовят рок-концерты — читайте в нашей статье.
Фото Gregory Coyes / CC
Рок-концерт — это не только выступление группы и пляшущая толпа фанатов. Это правильно настроенный звук, световое шоу и другие элементы оформления, которые зависят от фантазии организаторов (голограммы, лазеры, дым-машина и т. д.). Помимо этого, на рок-концерте есть множество других более мелких деталей и элементов, которые в совокупности делают мощное шоу.
Звук и звукорежиссёр
Именно этот человек является настоящей звездой любого рок-концерта. Люди этой профессии получают хорошие деньги, заводят связи со знаменитостями, и, по словам бывшего звукорежиссёра Джона Грейвса (Jon Graves), имеют раздутое эго и часто орут на техников и инженеров на площадке. Сам Грейвс очень долгое время работал звукорежиссёром: гастролировал с группами Metallica, Guns Т’ Roses, следил за звуком на US Festival в восьмидесятые. Он говорит, что если у звукорежиссёра ночь не задалась, она не задалась ни у кого.
Звукорежиссёр — это человек, который сидит в небольшой кабинке напротив сцены в центре зала за большим микшерным пультом. Он контролирует все звуки, которые идут с оборудования на сцене, сводя их воедино и обрабатывая более ста дорожек. На микшерном пульте у звукорежиссёра есть отдельные дорожки для каждого инструмента и микрофона. Например, если возле ударной установки стоит 12 микрофонов, то со своего пульта «звукач» может контролировать 12 дорожек, которые он микширует, подстраивая под конкретное помещение или площадку.
У групп, как правило, также есть студийные записи, которые звукорежиссёр может в любой момент подключить к живому выступлению (например, если у вокалиста была тяжёлая ночь, и он остался без голоса). Но то, что слышит аудитория концерта, — это одна сторона медали. То, что слышат музыканты, — это уже другая история. Для последних них на сцене установлены мониторы. Такое микширование — достаточно объёмная работа, поэтому отдельный инженер, который отвечает за мониторы, всегда находится сбоку от сцены.
Обычно в качестве мониторов используют колонки, которые направлены на музыкантов, но сейчас на крупных концертах у каждого из них есть наушник. Некоторым нравится использовать колонки, некоторым — наушники. Иногда группы просят использовать и то, и другое. Инженеру зачастую приходится создавать до 15 различных миксов за концерт, в соответствии со вкусами музыкантов и тем, как они предпочитают себя слышать.
Видеосопровождение
Видеосопровождение стало неотъемлемой частью концертного шоу. Зачастую фоновые видеовставки «вплетаются» в концерт так органично, что кажутся «живыми». При этом видеосопровождение потребляет гораздо больше электроэнергии, чем, например, световое шоу или звуковые системы. Редакторы собирают самые разные видеоэффекты и материалы, чтобы они соответствовали определённой песне, настроению или моменту выступления группы. Видео на бэкграунде может синхронизироваться с музыкой и светом при помощи MIDI или SMPTE.
Группа U2 полностью изменила представление о видеосопровождении концертов. Вместо того чтобы готовить материалы заранее, во время своего шоу «360» в 2009 они использовали трансляцию с 15 камер, установленных по периметру стадиона. Помимо этого, у группы было 120 гигабайт видео с прошлых концертов, которые также вставлялись в видеотрансляцию. Все эти видеозаписи были связаны либо с текущими событиями, либо с местными новостями города, в который приезжали U2.
Маркетинговый директор U2 Крис Рэтклифф (Chris Ratcliffe) рассказывал, что очень плотно сотрудничал с человеком, известным как Smasher, который создавал крутейшие видео за чашкой кофе и мог презентовать на большом экране в этот же день.
Во время тура «360» U2 выступали под огромным закруглённым экраном от британцев из фирмы Buro Happold. Сам экран весил 54 тонны, а его площадь составляла 400 кв. метров. В развернутом состоянии он занимал площадь в 1300 кв. метров и был высотой с семиэтажный дом.
Современные концерты не обходятся без светового шоу. Сценический свет расположен в разных точках зала – за него отвечает инженер-световик. Он контролирует цвет прожектора, уровень света и его движение с пульта, который находится рядом со звукорежиссёром – напротив сцены.
Старые пульты управления светом были обычной коробкой с кучей регуляторов. Такие пульты могут контролировать проекцию изображений, освещение сцены, видео и даже пиротехническое шоу. Управление происходит при помощи фейдеров, таким образом, инженер работает со светом в режиме реального времени.
Современное оборудование (например Jands Vista) позволяет полностью запрограммировать и автоматизировать работу. Программирование идёт на временной шкале, которая отображается на пульте управления или на мониторе инженера.
Эта временная шкала придерживается тех же стандартов – MIDI Show Control или таймкодов SMPTE – что используют звукорежиссёры. Поэтому синхронизировать их не составляет труда. Как правило, это делается с помощью цифровой рабочей станции (например Pro Tools). Таким образом, можно сделать так, чтобы внезапная яркая вспышка света совпала с внезапным гитарным рифом или кульминацией в песне.
Несмотря на автоматизацию процесса синхронизации света и звука, а также на программирование всех элементов шоу, звукорежиссёр не может просто так встать и выйти из-за пульта (чтобы, например, не случилось скандала, как с группой Milli Vanilli в девяностых, когда из-за сбоя аппаратуры выяснилось, что парни поют под фонограмму).
Оборудование для концерта
Чтобы иметь представление о том, какое количество оборудования используется [кстати, помимо домашнего звука мы начали работать с музыкальными инструментами и аппаратурой] во время проведения одного концерта, давайте взглянем на пример подобного списка:
Свет: пара консолей MA2 Lite и NPU для управления освещением (основной и резервный) с сервером, который управляет шестью столбами LC-панелей и стенкой со светодиодами. Освещение для гастролей состоит из 15 прожекторов Martin Vipers, 30 прожекторов Mac Aura XB и 15 прожекторов Clay Paky Sharp.
Звук: звукорежиссёр сидит за Digico SD10, звук мониторов микшируется на Digico SD5. Также имеется проводной монитор PSM600 для ударных и баса, беспроводной PSM 1000 – для всех остальных. Еще используются радиомикрофоны с Y-разъёмом, заведённые на два предусилителя: Shure UHFR-B58s используется для вокала, а KSM9s – для речитатива.
А еще дополнительный набор микрофонов для кика, гитар и там-тама. Radial J48 для бас-гитары, а также пара ATBP4073s и пара KSM32s.
Таймкоды
Во время проведения рок-концертов часто используются таймкоды. Например, для того чтобы в нужный момент запустить определённый эффект для гитары, установить уровень освещения и звука или пустить видео. Существует два типа форматов, которые обычно используются во время шоу: SMPTE и MIDI.
На пользовательском уровне большой разницы между ними нет, по сути, это уникальный временной штамп, который двигается вместе с аудиодорожкой и позволяет начать любое другое действие в полной синхронизации с музыкой. Крис Эверетт (Chris Everett) говорит, что таймкоды синхронизируют все элементы шоу с точностью до миллисекунды.
Однако стоит помнить, что таймкод не всегда может сработать корректно, и человек, который за него отвечает, должен уметь быстро устранить проблему – следить, чтобы шоу продолжалось. Таймкодинг — это интересно, но следует помнить, что полностью контролировать его нельзя, так как он зависит не только от инженера за пультом, но и от группы на сцене.
Правда здесь дополнительно стоит отметить, что синхронизировать свет, видео и музыку также можно и вручную: например, световик хорошо знает структуру мелодии и может угадать, в какой момент нажать нужную кнопку.
Работа
Планирование обычно начинается примерно за месяц до шоу. Продакшн-менеджер связывается с менеджерами всех групп, участвующих в концерте, чтобы убедиться, что у них будет всё необходимое. Менеджеры присылают свои райдеры и получают ответные предложения. Затем всё это утверждается инженером сцены и идёт в работу.
Монтаж начинается ранним утром. Команды рабочих, которые в основном набираются из местных подрядчиков, отвечают за инсталляцию света, сцены, приводов и другого оборудования, затем лезут на стропила и работают на крыше.
После того как монтажные работы завершаются, приходят группы и начинают проверять свет и звук. Когда свет вывешен, оборудование отстроено, начинается саундчек. Как только он проходит, у групп появляется немного свободного времени.
Открываются кассы, посетители начинают подтягиваться к площадке, ну а после шоу рабочие сразу же начинают демонтаж, который проходит гораздо быстрее, чем установка сцены. В зависимости от размеров, на разбор уходит три – четыре часа.
Можно только представить уровень сложности подготовительных работ для проведения классических концертов. Установка площадки может занимать целую неделю, а за время монтажа сотрудники пройдут десятки тысячи шагов.
Королевский филармонический оркестр состоит из 81 инструмента, светового пульта, стойки микрофона и подиума для дирижёра. Позади оркестра ставят два огромных экрана. В этом году более 10 тысяч человек посетили концерт, и ещё около тысячи расположились на VIP-местах. VIP-гости, кстати, потребляют более сотни бутылок шампанского за концерт.
Перед выступлением гостям показывают авиашоу с участием Spitfire 1940 года выпуска, которые длится восемь минут. А завершает концерт грандиозный фейерверк под увертюру Чайковского «1812 год», в сопровождении пушечных залпов и более тысячи выстрелов салютов. Чтобы окрасить небо в цвета радуги, используется два километра кабеля.
Организация грандиозного концерта – это тяжелая работа, в которой принимает участие огромное количество людей: от звукорежиссера до разнорабочего. Каждый из них вкладывает частичку себя в готовящееся выступление группы, чтобы зритель мог в полней мере насладиться шоу.
Дополнительное чтение:
Комментарии (36)
Alex_Hannibal
10.10.2016 12:52Интересно было читать.
Может сделаете обзор по основному оборудованию для создания звука на сцене: что, для чего, кем представлены, характеристики?She1by
10.10.2016 16:02Действительно, показалось странным что в статье уделено столько внимания видео и ни слова про линейные массивы.
skserver
10.10.2016 15:25Вы бы хоть вникали, в то что перевели:)
радиальный JDI для клавишных, синти-баса и ударных.
Имеется ввиду https://www.google.ru/search?q=JDI&oq=JDI&aqs=chrome..69i57&sourceid=chrome&ie=UTF-8#newwindow=1&q=JDI+radial пассивный директ бокс для согласования сигнала источника и консоли а никак не микрофон.
AlexSho
10.10.2016 15:49Заметно, что статью писал звукач — звукорежиссёр или спец по инсталляции звука. Впрочем не странно, — блог фирмы «Аудиомания». Соответственно — предвзятое представление о подготовке шоу.
Описано по какой-то причине лишь звуковое и видео сопровождение шоу, но упущены другие аспекты. И это если не считать артистов, а только техническую часть шоу.
Бригады механиков, рабочих сцены — строят граунды, возводят разнообразные конструкции. Конструкции эти зачастую подвижные. Сложнейшая механика, которая автоматизирована лишь частично, поскольку часто требуется привязка к разным залам. И эта работа по подготовке и обеспечению является одной из наиболее сложных, занимает огромную, если не большую часть времени при подготовке к шоу.
Такая профессия, как «художник по свету», вообще не упомянута в статье. В то время как этот человек для современного шоу важен ничуть не меньше, чем звукорежиссёр. На крупных шоу часто работают по несколько художников, отвечающих за разные зоны. Есть там и «пушкари», которые подсвечивают солирующих артистов следящим светом вручную (лампы — газоразрядные, опять-же!). Подчиняются художникам по свету.
Заявление о том, что видео по энерговооружению превосходит свет — вообще не соответствует действительности.
Дело в том, что современное видео на крупных площадках работает на LED-технологиях преимущественно. В то время, как множество световых голов до сих пор пашут на газоразрядных лампах. И если вошеры (приборы заливки) худо-бедно светодиодные, то профильники(приборы для создания эффектов — упрощённо) по большей части газоразрядные.
Те же стробоскопы — до сих пор газоразрядные и целая куча других приборов остаются газоразрядными.
И дело здесь не только в техническом уровне и дороговизне светодиодных профильников. Художники по свету подобно звукорежиссёрам имеют известные имена и очень часто консервативны и капризны. Часто настаивают на том свете и оборудовании, к которому привыкли.
Сотня киловатт света для современной крупной площадки — цифра очень средненькая. Небольшая цифра.
Упомянут простенький световой пульт от фирмы GrandMA — к чему бы это? Этих пультов множество. Тут и Хог и Мартин и чёрта лысого можно найти. Даже в линейке Грандма MA Lite 2 далеко не самый популярный пульт. Важнее было бы, пожалуй, обратить внимание на протоколы, по которым работают эти пульты и световые приборы. Да и видео зачастую управляется через эти световые протоколы.
И если раньше безусловно господствовал DMX512 (подмножество rs-485), то сейчас этим протоколом безусловно становится ArtNet. Протокол Ethernet-совместимый.
В первом приближении можно сказать, что ArtNet плотно «упаковывает» DMX-каналы.
Представление о светохудожниках, которые перемещают фидеры и таким образом управляют светом — не вполне соответствует действительности. Ручки они двигают конечно, но запускают при этом не отдельный эффект, а специальные программы — паттерны, секвенции, которые прописывают заранее для каждого шоу. С помощью этих же ручек (образно говоря) они в реалтайме подгоняют программы для реальной площадки и реального момента шоу. И так они работают уже десятилетия.
Работа по таймкодам случается, но возможна не всегда. Особенно не на запрограммированных, а «живых» концертах.musictheory
10.10.2016 16:06+1Спасибо за развернутое дополнение! За один заход было бы странно раскрывать все нюансы, но эту тему мы еще будем поднимать :)
AlexSho
10.10.2016 16:37Любопытно, а в какой ситуации у вас видео перекрывает свет по потреблению?
Пытался вспомнить хоть один такой концерт из своей практики и не получилось. Хотя наверное и такое бывает.
Прикинуть так — даже если вы будете использовать не LED-экраны, а проекционники с газоразрядными лампами, то один видеопроектор всё равно будет не сильно мощнее какой-нибудь 2000-й головы и уж тем более пушки?
В то время как голов и пушек будет в любом случае намного больше.
saboteur_kiev
11.10.2016 10:56Напишите статью про свет?
Сам организовывал небольшой фестиваль, и пришлось подменить световика, у меня был пульт всего лишь с двумя светопушками и несколькими рядами ламп на сцене, но ощутил, какой огромный вклад можно внести этими инструментами в выступление, и как непросто все сделать вовремя.AlexSho
11.10.2016 13:34Вы получили верное представление! Даже с очень небольшими возможностями можно получить просто фантастические эффекты. Используемые приборы конечно важны, но ещё важнее подготовка. Важно прописать заранее все сцены и световые программы почти для каждого выступления, а это — время.
Ещё огромное значение имеет уровень квалификации специалистов по светотехнике. И знаете что? На всём пространстве СНГ он просто фантастически низкий. Аж до стыда.
Мне за 15-20 лет работы попалась только одна известная прокатная фирма в Москве со стабильно высоким уровнем подготовки персонала.
Светохудожники, вопреки распространённому мнению, своими закидонами обычно тянут индустрию назад. Многие технически безграмотны в большинстве своём, причём как у нас, так и на западе.
И при этом они могут быть просто замечательными именно художниками по свету. Эта специальность не подразумевает техническую грамотность.
Иногда их чуть не силой приходится заставлять работать с новыми технологиями.
Я думал что-то написать о свете, но это огромный объём.
Современное техобеспечение шоу стоит на 3-х китах — звук, свет и механика сцены (включая конструкции и прочее) — и каждая из тем стоит целой книги.
Видео, как бы странно это не звучало, — вполне второстепенно. Видео даёт плоские эффекты и только на них далеко не уедешь. В то время как свет, благодаря хейзерам и подвижным головам (или сканерам, правда сейчас они почти не используются), работает во всём объёме сцены и даже зала.
Вообще видео не всегда выделяют в отдельную категорию, а изредка рассматривают как подмножество света. Управление видео возможно по световым протоколам и вполне может быть передано художнику по свету на небольших концертах.
Я подумаю, что можно написать о свете в краткой форме. Честно сказать даже и не знаю, что из этого выйдет.
iNickname
10.10.2016 16:59Звукорез — это пол дела. Есть старый анекдот: музыканты между собой спорят, кто в группе важнее. А звукач выключил пульт — и не стало группы.
А группы между собой нужно сравнивать. Ну и такая лажа как «папа\муж дал денег на муз. проект безголосой певце\рукожопу-музыканту — проходит только у нас). Так что эта тама даже не стоит обсуждения.
Концерты под фанеру, как у ранеток — это обман, и должно считаться преступлением. Ну по крайней мере писать на афишах большими буквами, что фанера.Light_Metal
10.10.2016 17:48по крайней мере писать на афишах большими буквами, что фанера.
А еще, по завету одного из отцов жанра, «платить ксерокопиями денег».
И еще, если не ошибаюсь, то это были Muse. Группу заставили таки выступать под фонограмму, так музыканты просто поменялись местами.vorphalack
10.10.2016 22:47Muse это отдельная тема, они там помнится делали это на ТВ, где по своим причинам проще уломать музыкантов на фанеру, чем придумать как свести живой звук с залом в трансляцию.
а на «живом» коцерте это да, повод для публичного утопления в выгребной яме.
то есть ладно если вокалист сорвал голос, бывает… но когда группа откатывает тур под фанеру (black veil brides, вроде бы, у нас по россии уже разок такое устроили), то тут и правда надо ксерокопиями платить, причем черно-белыми.
lingvo
10.10.2016 18:27Спасибо за интересную статью. Если можно, дайте ответы на вопросы — звук из микрофонов, прежде чем дойти до слушателей, проходит через различные тракты и DSP преобразователи. И, естественно, задерживается. Да даже в воздухе он задерживается для людей, стоящих за сотню метров от сцены. А свет — нет. Почему тогда, когда барабанщик на стадионном концерте бъет по барабану, я слышу звук в то же время, когда и вижу?
И вообще, как, например, умудряются убрать задержку с мониторов у музыкантов — она же там тоже есть?
Заранее извиняюсь за ламерство.Dum_spiro_spero
11.10.2016 01:15мимокрокодил.
Задержки эти достаточно малы. На хороших любительских звукокартах порядка нескольких мс. При игре на гитаре через любимую гитаристами программу Guitar Rig домашний компьютер компьютер еще и успевает обработать звук и задержка составляет менее 20 мс, что не слышно. На профоборудовании эта задержка должна быть еще меньше. Размеры стадионов не так велики. Размер футбольного поля в длину 105 метров, со ста метров видно не очень хорошо. А если находиться на разумном расстоянии в 20 м от сцены/динамиков, то задержка составит порядка 60 мс. Барабаны обычно наклонены вовнутрь, так что точно предсказать момент когда палочка попадет по мембране — трудно — потому что не видно.
Как мне видится. Я не профи, я любитель.
vorphalack
11.10.2016 03:25на больших площадках как правило для мониторов используется свой отдельный пульт, стоящий на сцене.
а даже если его и нет, то современные цифровые консоли бывают варианты " control surface (экраны-крутилки-нажималки) + отдельный блок коммутации". оный блок, опять же, остается на сцене, а по кабелю к режиссеру бегают цифирки показометров, и идут обратно команды.
со светом могу предположить, кстати, что если музыка достаточно быстрая, то видите вы реакцию уже на следующий удар, либо оно вообще идет «с похожей скоростью» и в зависимости от положения зрителя может опережать/отставать.
MnogoBukv
10.10.2016 20:11«Чтобы окрасить небо в цвета радуги, используется два километра кабеля.»
Ах вот для чего кабели цветные делают…
alexhott
10.10.2016 21:25+1Понастальгировал. В студентечестве работал звукорежисером в местном ДК.
Оборудования конечно было немного и не крутых брендов, но концерты и другие мероприятия проводили часто.
Особым мастерством было передислацироваться 3 раза за день с одной площадки на другую, и запуститься за 15-30 минут.
zim32
11.10.2016 09:53Я до сих пор помню как работал звукорегом, и вот во время концерта, когда сигналы с тучи проводов, комбики, процессоры, микшер, плату, копьютер, спец. ПО, мониторы, усилки… и я сижу такой и думаю… да как же оно все-таки работает…
Camel
Приятно почитать о том какой важный человек звукорежиссёр, какая у него важная и сложная работа. Но главнее всё равно музыканты. Если они не отрепетировали выступление, то никакие микшеры, дымовые машины и техники под руководством звукорежиссёров не спасут. Металлику и Ганз-Н-Роузез знают все, а Сем Грейвз — три с половиной аудиофилуса. Металлика и Ганз-Н-Роузез были знамениты до сотрудничества с Грейвсом и остались известны после. Сем Грейвз пишет, что сотрудничал с Металликой и Ганз-Н-Роузез, но Металлика и Ганз-Н-Роузез не измеряют свою крутизну сотрудничеством с Грейвзом.
saboteur_kiev
А может имеет смысл кроме восхваления музыкантов, расширить свой кругозор и просто почитать о том, что в создании шоу есть огромный вклад множества других людей?
Light_Metal
saboteur_kiev, itwasntme
При всём уважении к звукорежиссерам и остальным работникам, делающим шоу и остающимся в тени.
Для кого они будут делать свою работу, если не будет тех, кто выступает на сцене?
itwasntme
даже Ранеткам нужен звукорежиссер, так кто в этой связке важный человек по вашему?
Light_Metal
Самому стыдно, но таки Ранетки.
Звукорежиссера подбирают/нанимают для работы с группой а не наоборот.
itwasntme
Понимаю, логику, но как мне кажется такие люди однозначно не без таланта https://www.youtube.com/watch?v=FW5ild-H-18. К тому же им не рукоплещут, их не знают, они делают свое дело, оставаясь в тени.
Ставить вопрос, а чтобы делали звуковики без певцов, также как спрашивать, а чтобы делали певцы, если бы все были глухие.
Light_Metal
Довелось как-то в студенчестве посидеть за пультом, так что на своей шкуре знаю, насколько важен звукорежиссер.
Согласен с замечанием.
Попробую переформулировать: (изначально пост о музыкальном концерте, потому на данном примере и остановимся) первичны музыканты, будь то пацаны, поначалу собравшиеся в гараже или кочегарке с уралами, или продюссер, собравший несколько человек, умеющих держать в руках инструменты. Затем группой или для неё пишутся музыка и тексты. И только потом в работу включаются звукорежиссеры.
Думаю, такое объяснение моей точки зрения будет выглядеть более корректно.
saboteur_kiev
> Самому стыдно, но таки Ранетки.
> Звукорежиссера подбирают/нанимают для работы с группой а не наоборот.
Как вам такой вариант —
Хорошего звукорежиссера приглашают.
А жалких актеришков — сотнями на кастинг, авось кто подойдет.
Light_Metal
Вариант, но, как мне кажется, гораздо более редкий, нежели обратная ситуация.
Могу, конечно, ошибаться.
SADKO
Ну, по правде сказать, ключевые слова тут «хороший» и «жалкий», ибо звукорежиссёров в последнее время развелось чуть меньше чем фотографов :-)
saboteur_kiev
Не ну понятно, что я использовал невидимый тег сарказм. Но тем не менее, почему бы не воздать должное тем, кто творит за кадром, выполняет работу не меньше чем музыканты, а получает всего лишь деньги?
saboteur_kiev
Уважаемый Light_Metal, При всем моем уважении к актерам и певцам, которые выступают на сцене, для кого они будут петь, если не будет тех, кто будет слушать?
Неужели так мало статей, где обсуждают певцов и актеров? Давайте в статье про звукооператорах, обсудим именно их, а не сразу лезем с тем, кто здесь главнее?
P.S. Если же вы считаете, что звукооператор настолько неважен, то попробуйте посмотреть те же звездные войны (или любой фильм) без музыкального сопровождения, только с голосами актеров?
P.P.S. Попробуйте представить себе многотысячный концерт, где
а) музыканты играют живьем и поют живьем без микрофонов, без усилителей, без спецэффектов?
б) тот же самый концерт, но со всем, что дает звукооператор, и например без одного басиста?
inborn_killer
Сейчас подтянутся негодующие басисты =)
vbif
Они уже привычные.
itwasntme
Не путайте мягкое с теплым. Ганс н Роузез могут дать как ужасный, так и отличный концерт, который будет вызывать мурашки по коже от того как настроен звук, а иногда ты стоишь, перед тобой легенды, а из колонок идет какофония, когда соло гитара громче музыканта, а бас линию уловить можно лишь на проигрышах. Звукорежиссер не делает музыкантов известными, но он делает концерты музыкантов такими, на которые люди скупают билеты за полгода.
Будь ты хоть стораз Хендриксом, один звукорежиссер может из тебя сделать школьную рок-группу играющую на уралах.
senator14
Здесь дело не в мере крутизны. Сэм Грейвз менее известен, потому что он технический специалист, а не шоумен. Про таких, как правило, говорят «широко известен в узких кругах». Кстати, в моем городе музыканты знают всех звукачей и тоже есть предпочтения, с кем хочется работать, а с кем не очень.
MaxKitsch
В режиме циника:
Если лажает музыкант — звукорежиссёр может «заменить» его заранее подготовленным треком.
Если лажает звукорежиссёр — концерт безнадёжно испорчен.
Поэтому непосредственно на концерте и перед концертом, при правильной постановке дела, командовать будет звукорежиссёр — а остальные могут только высказывать пожелания. И если ночером перед концертом звукорежиссёру надо, чтобы Кирк Хэммет стоял и гонял один и тот же рифф — он будет стоять, гонять этот рифф и в туалет ходить только если его отпустят. А если за то время, пока выставляют звук не успеют выставить свет — то дальше его сдадут световикам и они будут выставлять свет столько, сколько им это надо.
Чем дальше от профессиональной сцены (в этом контексте трэш-метал группа мало чем отличается от драматического театра) — тем больше самомнение у «звёзд» и тем хуже в итоге конечный результат.
Публика в этом уравнении учитывается сугубо как платёжеспособная масса с определёнными акустическими свойствами.
И, да, вы приходите на концерт и ваша любимая группа играет для вас и больше ничего не существует в этом мире — именно на это и работает вся машинерия, все люди и нелюди закулисья. Но будет неверным путать субъективные ощущения с фактическим положением дел.