На рынке облачных услуг сегодня появляются все новые игроки, но далеко не все знают, с чего начинать бизнес и в каких направлениях его развивать. Так было и с компанией 1cloud: ее основатели Виталий Грицай и Константин Кудряшов задумывали свой проект как «магазин облачных решений» — сервис, где производители ПО и интеграторы регистрировали бы свои шаблоны, а клиенты разворачивали их на мощностях 1cloud.

Но анализ и первые тесты показали, что направление развития проекта нужно менять. Из маркетплейса 1cloud превратился в IaaS- и PaaS-провайдера с полной автоматизацией всех запросов клиентов. Главная задача сервиса – сделать сложные вещи (с точки зрения управления ИТ инфраструктурой) простыми для пользователей и понизить порог вхождения в эту сферу среди неспециалистов.

Сегодня нам бы хотелось рассказать о том, какие решения принимались в компании 1cloud на пути становления сервиса и какие услуги вводились для обеспечения удобства пользователей.


/ фото Christian Scheja CC

Общие потребности клиентов


Для успешного развития проекта необходимо постоянно изучать потребности пользователей. У нашего сервиса достаточно разные клиенты: физические и юридические лица, веб-студии и разработчики приложений, владельцы сайтов и компании-интеграторы. На первый взгляд, невозможно отвечать требованиям каждой категории пользователей. Но это не так.

В результате проведенных исследований, мы выяснили, что для любого клиента на первом месте стоит простота и удобство использования сервиса. Всем пользователям важно быстро развернуть сайт, не погружаясь в технические проблемы. А это значит, что для обеспечения высокого уровня удобства и скорости работы нужно избавить пользователей от необходимости устанавливать, настраивать лишний софт, а также следить за его работой и актуальностью лицензий.

Для этого мы реализовали функцию заказа сервера для организации собственного хостинга с предустановленной панелью управления. При этом конфигурирование сервера осуществляется в специальном конструкторе, который в режиме реального времени показывает изменение его стоимости в зависимости от выбора параметров.

Еще одна проблема, с которой сталкиваются все пользователи хостинга, — администрирование арендованных лицензий на используемые программы. Чтобы облегчить отслеживание информации о том, какие лицензии активированы для конкретного сервера, а также данных об их стоимости, в системе 1cloud есть специальная страница, где пользователи могут дозаказать нужные лицензии или продлить существующие.


Дозаказ лицензий на странице сервиса 1cloud

Следующей задачей, на которую мы обратили внимание, стал вопрос повышения качества интеграции клиентских приложений с нашим облаком. Для того чтобы у клиентов была возможность управления своими серверами из сторонних приложений, мы реализовали REST API. Так мы сделали сервис удобнее для целой группы пользователей, среди которых и реселлеры наших услуг, и компании-партнёры, и разработчики приложений (API помогает осуществлять автоматическое масштабирование хостинг-инфраструктуры).

Еще одной из функций, предоставляемых пользователям, является возможность выбора различных типов дисков для решения разных задач. Такой подход оправдан при создании многоуровневых систем хранения данных. Данные, которые часто используются приложениями, можно размещать на более быстрых дисках, например SSD, а для хранения оперативных резервных копий можно подключить к серверу более медленный, но дешевый и больший по объёму SATA-диск.

Использование различных типов дисков позволяет сделать общее инфраструктурное решение более гибким, эффективным и оптимизированным по цене и отвечает потребностям многих категорий пользователей. Кроме того, все клиенты получили возможность управления дисковым пространством на лету — так они могут дозаказывать дополнительные диски для своих виртуальных серверов без их остановки.

Знать клиентов в лицо


Безусловно, мы учитываем индивидуальные потребности клиентов и предлагаем им оптимальные решения, которые иногда выходят за рамки непосредственных услуг IaaS-провайдера. Например, для юридических лиц не менее важной оказалась возможность быстрого формирования счетов, актов выполненных работ, актов сверки. Поэтому теперь компании могут видеть полную информацию о состоянии счета.

Мы решили пойти еще дальше и облегчили жизнь бизнесу, сделав возможным размещение «1С Бухгалтерии» в облаке, что позволяет легко организовать распределенный доступ к ней. Теперь бухгалтерам необязательно находиться в офисе, чтобы внести какие-то изменения. Такие решения способны значительно повысить лояльность клиентов и сделать сервис еще более удобным.

Далее, мы решили продолжить изучать потребности этой категории пользователей, чтобы понять, какие ещё услуги могут оказаться востребованными. Мы поняли, что многие корпоративные клиенты заинтересованы в создании частных сетей. Актуальность этой функции была обусловлена, например, вопросами безопасности, дабы не транслировать весь трафик через публичный интернет.


Создание частной сети через панель управления 1cloud

Кроме того, клиенты хотели увеличить скорость (скорость публичных соединений варьируется от 10 до 100 Мбит/с, а ширина канала частной сети у нас составляет 10 Гбит/с) и повысить эффективность работы приложений. Это привело к появлению возможности включения в частную сеть клиентских серверов с помощью интерфейса панели управления 1cloud.

Мы проанализировали и остальные категории клиентов и выявили необходимые для них функции. Для компаний-интеграторов мы предоставили возможность настройки своих решений и создания шаблонов из перенастроенных сервисов, а веб-студиям мы предложили партнерские программы, которые позволили им получать стабильный доход.

Разработчикам приложений важно быстрое развертывание тестовых стендов и production-стендов (в рамках процессов continuous integration), а плюсом для владельцев сайтов становится надежность при росте нагрузки и возможность гибко изменять конфигурацию виртуальных серверов, адаптируя ее под текущие нужды.

Что касается физических лиц, то они чаще всего используют виртуальную инфраструктуру для задач, требующих больших вычислительных мощностей, которые вряд ли есть на домашнем ПК. Это лишь несколько примеров применения виртуальной инфраструктуры для нужд бизнеса и частных лиц — число таких примеров растет как в отрасли, так и в нашей практике — и не в последнюю очередь благодаря работе над пользовательским интерфейсом.

Интерфейс – лицо компании


Все перечисленные выше преобразования внедрялись в процессе работы и изучения пользователей. Безусловно, на первом этапе не следует пытаться «сделать продукт для всех и сразу», так как для молодого проекта это почти всегда ведет к замедлению процесса разработки и его чрезмерному усложнению. В нашем случае, в самом начале пути мы сконцентрировались на выявлении основных потребителей. Ими оказались юридические лица, поэтому и главная работа велась именно в этом направлении.

Следующей сложностью на пути к созданию сервиса на начальном этапе стал выбор подходящего дизайна. На первый взгляд, дизайн — всего лишь «обертка», нечто производное по отношению к самому продукту. Но мы в 1cloud быстро пришли к пониманию того, что интерфейс и дизайн — это, по сути, первое, а зачастую и единственное, с чем сталкивается пользователь. Игнорировать этот аспект, считая его второстепенным, никак нельзя.

На этапе тестирования бизнес-модели мы решили оттолкнуться от дизайна страницы западной ИТ-компании DigitalOcean. Это позволило нам, с одной стороны, быстро протестировать гипотезу и понять, что наш сервис будет полезен потенциальным клиентам, с другой стороны, изучить критику пользователей, которым не понравилось визуальное сходство продуктов. В итоге мы пришли к пониманию необходимости подчеркнуть индивидуальность сервиса уникальным, но в тоже время удобным дизайном.


Первый интерфейс: тестирование гипотезы…

Поэтому мы переработали внешний вид сайта. Новая версия оптимизирована с точки зрения поиска информации, на которую обращают внимание пользователи при знакомстве с сервисом 1cloud. Кроме того, в перспективе мы планируем запуск мобильного приложения.


… текущая версия: работающий продукт – окно заказа VPS/VDS

Выводы


Исходя из собственного опыта разработки IaaS-провайдера 1cloud, мы можем сделать вывод, что не стоит бояться менять направление деятельности, если первоначальная гипотеза не подтвердилась. Важно постоянно совершенствовать свой продукт, делать его удобным для всех категорий пользователей: даже если вашу аудиторию клиентов составляют преимущественно другие компании, это не значит, что в их штате обязательно будут специалисты, у которых есть время и знания, чтобы разбираться с работой вашего продукта.

Скорее всего, даже люди, способные все сделать «своими руками», скажут вам спасибо за автоматизацию тех или иных услуг и предоставление более простых в использовании решений. В конце концов, именно поэтому компании или люди обращаются к вам. То, что вы делаете для них — не их основная работа. поэтому они будут благодарны, если вы сделаете её проще.

P.S. Несколько материалов о разработке нашего IaaS-провайдера:

Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (4)


  1. RWizard
    10.10.2016 17:40

    Обычно читаю и молчу, но статья в тему, за 2 года 2 новых провайдера, есть опыт как у частного лица в поиске и подборе хостинга. Рекламный характер статьи понятен, правильные мысли по поводу низкого порога входа, простоты использования, быстрого развертывания, все так. Вот только есть уже решения, конкретно заточенные под это, например ISPManager и другие похожие продукты, во первых их многие знают, привыкать особо не нужно, во вторых добавленная стоимость как правила низкая. Для частника, первый или второй критерий это цена, что возможно не так важно для корпсека. И вот по цене, вы проигрываете как минимум в 2 раза с другим подобным сервисом, не буду называть какими, что бы не было рекламой. Как я уже сказал, слова в статье греют душу, но сервис опустошает карман в разы быстрей конкурентов. В личке могу поделиться реальны примером.


    1. Actee
      10.10.2016 18:21

      Как по мне, тут все зависит от задач. Плюс законы, которые существенно и быстро меняются. В этом свете уже начинаешь смотреть на целый спектр факторов.


    1. 1cloud
      10.10.2016 18:42
      +1

      Добрый день.
      Спасибо, что оценили посыл нашей статьи.

      Будем крайне благодарны, если напишите в личку ваш пример. Любая обратная связь в нашей модели построения сервиса — это благо.
      Вопреки распространенному подходу, в большинстве случаев сравнивать цены провайдеров в лоб не правильно. На стоимость влияют многие факторы: это и используемое оборудование и программные продукты, архитектура решения (в первую очередь отсутствие или наличие точек отказа в ней ), качество работы тех. поддержки, спектр предлагаемых дополнительных возможностей и т.д. Все эти критерии важны. Цена — это безусловно важный фактор, но далеко не всегда определяющий. Тут все зависит от того, как для себя расставляет приоритеты потенциальный потребитель услуг.
      Наша целевая аудитория — люди которые ценят свое время и хотят быть уверены в качестве предоставляемых услуг.
      Найти провайдера дешевле можно всегда. Но далеко не всегда это нужно делать. Зачастую наши клиенты, увидев какую-нибудь очередную фееричную акцию конкурентов по типу «VDS почти даром» или «Частное облако по цене воздуха» перебираются к нему, но как показывает практика, большая часть возвращается обратно. Т.к. они уже привыкли к определенному качеству оказываемых услуг + за внешней дешевизной часто скрывается много нюансов.

      Что касается панели управления ISPmanager(и подобные ей) — это панель управления хостингом. Она не является ни конкурентом ни аналогом нашей панели. Наша панель предназначена для управления виртуальной инфраструктурой. Пересечения в функциональных возможностях конечно есть, но панели точно не являются взаимозаменяемыми. Более того, для мы являемся давним партнером ISPsystems и предоставляем ISPmanager в аренду, для тех пользователе, кому нужно управление хостингом.


  1. RWizard
    10.10.2016 20:36

    Да, ISP это более заточенная под управление сервером софтина, а не облаком, но сейчас я из облака перешел на VDS. Ранее пользовался частным облаком тут: selectel.ru, но стоимость стала 3 500, посмотрел что есть, нашел firstvds.ru, имхо самый доступны сервис на сегодня, по интерфейсам и стоимости, но у них увидел VDS по доступной цене и выбор пал на постоянно выделенные ресурсы VDS. По этому о сервисной стороне управления облаком ничего сказать не могу, в Селектел кроме стоимости все устраивало, но у вас последний скрен про vps/vds и я пошел сравнивать конфиругации и вышло, что я сейчас имею по 900 руб. с Ubuntu 14, ISP Lite, SSD 60 гб, 3 проца с память 3, то у вас 3 200, что в общем и сподвигло написать. Возможно я что то не понял и есть какие то скрытые возможности и плюшки, которые стоят этих денег, но я лишь хотел донести мысль, что для физика, это не малые деньги, а мой путь шел от 5 лет на Amazon AWS, потому Selectel и теперь вот этот ресурс, все в целом только из за финансовой составляющей. Кому то это покажется не репрезентативно, но я и не претендую на объективность, а только на факт сравнения конкретных цифр, что там и что тут. Спасибо, что дочитали до конца. :) Кстати, я не один такой, как то спросил своих коллег, тоже айтишников со стажем о хостерах, 2 из трех назвали именно этот хостинг и мы честно не сговаривались.