Соосновательница «Лаборатории Касперского» и гендиректор InfoWatch Наталья Касперская рассказала о том, как стартаперам разговаривать с инвесторами, можно ли им верить и будет ли в России своя «Кремниевая долина». Roem.ru опубликовал расшифровку встречи в коворкинге #tceh, которая прошла 19 мая.

image

Наталья Касперская высказала мнение о работе инвестиционных фондов. Фонд для начала должен «продать себя», чтобы получить от рынка средства для инвестирования. Фонду нужна управляющая компания, которая возьмёт 2% от стоимости фонда. Эти деньги нужны для привлечения профильных экспертов и других специалистов, и для зарплат юристам и финансистам в штате.

По словам Касперской, самая большая сложность — в фонде работают люди, которые умеют вести сделки, а не отбирать проекты. Такие люди стараются провести сделку с наилучшими условиями, а не отобрать лучший проект для того, чтобы помочь ему развиваться.
Верить инвесторам нельзя, вы что? Ни в коем случае. У вас есть единственный способ хорошо жить — это не брать инвестора. Это единственный способ. Потому что инвесторы делятся на две категории: плохие и очень плохие. Никаких «хороших» инвестиций, «умных денег» и всей этой фигни не бывает просто.
Мода на стартапы привела к подмене истории успеха историей привлечения денег. Предпринимателей измеряют по привлеченным ими суммам, а не по завоёванной доле рынка за малое количество лет. Привлечь средства можно с помощью обаяния и хорошей презентации, ведь инвесторы часто не разбираются в конкретной сфере бизнеса.

Венчурная модель работает только в Соединенных штатах. В США можно получить и кредит для развития бизнеса. Наталья рассказала о знакомой немецкой компании с оборотом в несколько миллионов евро, которой был нужен кредит в 10 тысяч евро. В кредите отказали, так как IT-компания не могла заложить имущество.

Наталья Касперская ответила на вопрос, как найти «плохого» инвестора и не нарваться на «очень плохого». До сделки нужно договориться, что инвестор не будет вмешиваться в бизнес и продукты, максимум — приводить клиентов и делать рекламу. Лучше не брать инвестора на мажоритарную долю: в случае неудачного хода проекта, такой инвестор будет выкидывать основателей и ставить своего гендиректора.
Этот генеральный директор, как правило, выхолощенный чувак, который закончил МВА, и при этом не понимает в вашем бизнесе. И он, совершенно точно, его окончательно загубит.
Важно внимательно читать договор и не доверять юристам, которых предоставляет инвестор. Задача венчурного капиталиста — получить как можно больше от сделки. Будьте готовы к отказу. Но самое важное в переговорах — возможность встать и уйти.
И надо быть готовым к отказу, это очень важно. Если у вас это последняя возможность в жизни, и вы понимаете, что вы без этого инвестора никак, то, к сожалению, вы в очень плохой ситуации.

Комментарии (4)


  1. progchip666
    22.05.2015 15:46
    +2

    и будет ли в России своя «Кремниевая долина»

    А почему я про это ни предложения не нашёл, может у меня на компьютере половина статьи потерялась?


    1. andy_p
      22.05.2015 17:25
      +1

      Это намек — нет, не будет.


      1. progchip666
        22.05.2015 17:32

        Умная девушка. Хорошо уяснила что слово серебро, а молчание — золото. Особенно по для руководителя такой компании по столь щекотливому вопросу. Мда, все снова переходят на эзопов язык!


  1. Sergunka
    22.05.2015 19:02
    +2

    Прекрасная статья для иллюстрации известного факта, что колличество денег ни как не коррелируется со здравым смыслом.

    И просто по ходу — Венчурная модель работает в «Силиконовой долине» так как все риски венчурного капиталиста минимизированны законодательством штата Калифорния при традиционном уважении к частной собственности и независимости судебной системы.