Очевидец, побывавший на стройплощадке и понаблюдавший за работой геодезистов, развенчивает миф о легкости их бытия и рассказывает о том, как предотвратить превращение небоскреба в «пизанскую башню».

Работа этой команды не столь наглядна как деятельность самих строителей, однако цена ошибки чрезвычайно высока, особенно при возведении высотных объектов. Речь идет о геодезистах – их на стройке «Лахте центра» работает несколько десятков. Их технологическая оснащенность поражает воображение: строить небоскреб в буквальном смысле помогают из космоса.



В середине июля мне довелось впервые побывать на самой масштабной стройплощадке Петербурга. И это вовсе не преувеличение: ни ЗСД, ни стадион на Крестовском острове не производили столь внушительного впечатления, скорее, просто потому, что и дороги, и спортивные арены у нас строят постоянно, а вот небоскреб – первый. Он и сейчас уже здорово заметен издалека, поскольку дорос до отметки в 155 метров. И это только треть от его проектной высоты (462 метра, 87 этажей).

Для справки. Кстати, на 15.11.2016 высота ядра составляет 235 метров, пройден 56-й этаж, что дает представление о скорости возведения башни


Вид на «Лахта центр» из Парка 300-летия Петербурга, июль 2016. Уже самое высокое здание северной столицы

Честно говоря, раньше мне казалось, что работа у геодезистов очень простая: знай смотри в свой прибор на треножнике (называется он теодолит) и следи, чтобы новостройка не кренилась.


«Простая» работа. А что на деле? (фото отсюда)

Но на деле все оказалось гораздо сложнее.

В ЧЕМ СЛОЖНОСТЬ?


Масштаб геодезической задачи вы поймете из этой картинки:



Это – разрешенное проектом максимальное отклонение ядра небоскреба «Лахта центра» от вертикали, в натуральную величину. Напомним, что высота супертолла составит 462 метра. На протяжении всех этих сотен метров геодезисты будут следить за дельтой отклонения ядра от вертикали, корректируя ход всех строительных работ таким образом, чтобы дельта оставалась в рамках вот этого крохотного отрезка.



«Драконовские» требования объясняются просто – отклонение ядра в начале строительства в незаметном глазу полтора –два сантиметра может привести к тому, что на вершине оно будет исчисляться уже метром-другим. И дело даже не в сомнительности подобной «красоты» — это просто опасно.


Вертикальность ядра небоскреба – вопрос устойчивости башни

Помимо инженеров, работы добавили и архитекторы. Взять хотя бы фасад. Большинство зданий имеет форму параллелепипеда с ровными фасадами, сходящимися под прямым углом, а у «Лахта центра» более сложные, изогнутые формы.


Изогнутость фасадов зданий комплекса хорошо видна на визуализации

Следить, чтобы все изгибы соответствовали проекту – часть обязанностей геодезистов.

А вот как это выглядит в процессе строительства – металлоконструкции, на которые будет монтироваться изогнутый фасад.

Для того, чтобы ядро соответствовало вертикальной оси, а фасады – заданному проектом углу наклона, геодезисты при строительстве «Лахта центра» используют очень сложные технологии. Причем соответствующих систем у них в арсенале семь, и все они дублируют друг друга – для большей надежности.

Подробно рассказали о своей работе и даже наглядно ее продемонстрировали главный геодезист МФК «Лахта центр» Юрий Гомзяков и его коллега — представитель генподрядчика, компании Renaissance Construction, Альпер Чекен, кстати, прекрасно говорящий по-русски.


Альпер Чекен (слева) и Юрий Гомзяков. Где: 8 этаж башни, на фоне ядра небоскреба

НАБОР ВЫСОТЫ ПО ПРИБОРАМ


Арсенал современного геодезиста выходит далеко за рамки теодолитов. Сверхточные приборы улавливают отклонения на доли миллиметров на высоте сотен метров над уровнем моря. Как это происходит?

Главное оружие геодезиста при строительстве высотных сооружений — прибор оптического проектирования. В Лахте используется один из лучших в мире «девайсов» — FG-L100.


FG-L100

Уникальность его в том, что у него очень чувствительный отвесный уровень и на 100 метров высоты он дает отклонение по вертикали всего 1 мм. Дополнительно есть еще лазерная точка. То есть можно визуально определить отклонение по перекрестью, а можно еще и перепроверить расчеты по лазерной точке , — рассказывает Юрий Гомзяков.


Для того чтобы система работала, в полу на каждом этаже высверливаются специальные технологические отверстия, впоследствии их, конечно, заделают.


Технологические отверстия – такие есть на всех уровнях башни вплоть до 35 этажа, который и соответствует 150 метрам.

Таким образом, можно просветить сооружение лазером изнутри – сверху до низу.


Если увидите лазерную точку – не стоит пугаться, просто поблизости работают геодезисты. Лазерная точка должна пройти сквозь перекрестье направляющих – точно по центру.

Всего точек измерения на здании пять и ко всем «привязывается» передвижная опалубка. Единственный недостаток – действует FG-L100 только до высоты здания примерно в 150 метров – то есть, на «донебоскребных» высотах. Дальше ее точность сильно падает из-за световых и ветровых нагрузок на сооружение. А ошибаться можно максимум на несколько миллиметров.
«Дублер» FG-L100 – американская система Trimble 4D Control – работает по совершенно иному принципу.


Американец на «подстраховке» — Trimble 4D Control дублирует и контролирует FG-L100, который до 150 метров играет «первую скрипку».

Система состоит из центра управления — компьютера со специализированным программным обеспечением и геодатчиков.


Компьютер со специальным ПО


Датчики на ядре возводимого небоскреба

Комплекс позволяет с помощью спутников определить местонахождение объекта с точностью до 5-6 мм. Причем используются буквально все спутники, которые попадают в зону видимости, в том числе GPS и ГЛОНАСС. Программа сканирует координаты всех геодатчиков и определяет свою собственную «усредненную» координату объекта. Сканирование происходит каждые 8-12 часов. У геодезистов такие регулярные наблюдения по времени называются «кинематика на лету».


Схема расположения датчиков на строительной площадке


Исторический пример. Принцип работы системы демонстрирует механизм радиотриангуляции, с помощью которого разведкой велся розыск недружественных радиопередатчиков: несколько пеленгаторов определяли направление сигнала, конечные координаты – в месте схождения векторов направления. Поэтому осторожный радист постоянно меняет местоположение. И, как выяснилось – ядро небоскреба – тоже, хоть и по другим причинам.

Все дело в колебаниях, вызванных ветром. Как же измерить местонахождение небоскреба, если он постоянно раскачивается?


Например, в Дубае знаменитый «Бурж Халифа» во время строительства «гулял» из стороны в сторону с амплитудой до 1, 25 м.!(на отметке 569 м.) во время сильных ветров.. Колебания башни «Лахта центра» куда меньше, но они тоже присутствуют.

Разумеется, этот фактор тоже учитывается – с помощью небольшой коробочки, напичканной высокоточным оборудованием. Называется этот прибор инклинометром, или датчиком наклона.



Система фиксирует буквально каждую десятитысячную градуса отклонения башни. В случае, если дельта отклонения выходит за проектные параметры, следует мгновенное извещение ответственным лицам через автоматическую систему. Кроме того, все отклонения здания из-за ветра фиксируются и заносится в систему координат. Таким образом, при определении местонахождения объекта дается вот эта вычисленная опытным путем поправка. Если она в пределах 5-6 мм, строители продолжают работу.

Дополняют этот арсенал другие проверенные временем методы. Например, угловые засечки по ориентирам, в данном случае это купол Исаакиевского собора и мачты радиоцентра в Ольгино.


Мачта в соседнем Ольгино не только ловит «Маяк», но и «помогает» строить башню «Лахта центра». В числе помощников — и другие здания и сооружения города



Любопытно, что в последнем случае засечка берется не по вершине мачты, а у ее основания – все из-за тех же ветровых колебаний. Точность у такого способа ниже, он используется лишь как вспомогательный.

ОСАДКА БАШНИ


Осадка высотного здания идет, конечно, тоже под присмотром геодезистов.
В июле, когда высота ядра небоскрёба достигла 35 этажей, осадка составила 12 мм.


Просчитан не только рост, но и укорочение башни

Это соответствует законам физики: любое тело под давлением сжимается. При этом на разные стройматериалы давление влияет по-разному. Так, металл в композитных колоннах сжимается меньше, чем бетон и это напрямую влияет на конструкцию.


Композитная колонна небоскреба состоит из металлического сердечника, арматуры и бетона. Разные материалы реагируют на давление по-разному.

Проблему разной реакции материалов на давление решают двумя способами: первое — специальные прокладки под колонны и, второе — опорные столики для принятия балок ставятся выше на величину укорочения, чтобы нивелировать разницу между осадкой разных материалов.

Интересно, что строителям приходится принимать во внимание и температурный фактор: сердечники колонн делают в Италии и там температура зимой может быть на 15-30 градусов выше, чем в Петербурге. В результате колонна по прибытии укорачивается на 1 мм.


Итальянские сердечники колонн башни становятся чуть короче по прибытии на север. Впрочем, и это предусмотрено расчетами.

Осадка определяется при помощи специальных датчиков в фундаменте. Они входят в систему геомониторинга, объединяющую 4800 датчиков. После возведения каждых новых пяти этажей, система выдает полный отчет о том, что происходит с грунтом, сваями, фундаментом. В проект заложена осадка на 12 сантиметров –это произойдет примерно через год-полтора после сдачи объекта. Для сравнения — Millenium Tower (Сан-Франциско) за восемь лет осел на 40 см. и дал крен в 5 см.

На стройплощадке побывал Павел Гинев
Продолжение следует. Во второй части — полный разбор приборов.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ






PS. Пользуясь случаем
Друзья, спасибо за внимание и отклики к нашей предыдущей публикации! Ваш интерес вдохновляет. Все вопросы и темы, которые были подняты в ходе обсуждения, приняты в работу, и мы надеемся порадовать вас новыми интересными материалами.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (83)


  1. Loxmatiymamont
    15.11.2016 15:50
    +4

    Ловите идею — водите экскурсии на стройку. Можно даже за деньги.
    ПОнимаю, что фантастика, но мечтать не вредно.


    1. Tomasina
      15.11.2016 16:37
      +4

      Не положено по ТБ.


    1. makev
      15.11.2016 16:47
      +2

      извините за паузу… Обсуждали бизнес-план))) Если серьезно — по экскурсиям на стройку пока ничего сказать не могу, но уже довольно скоро комплекс будет открыт и можно будет прийти посмотреть все, да еще с полным пониманием, как это возводилось. Пока экскурсии — «виртуальные», в виде наших постов.


  1. istui
    15.11.2016 15:50
    +11

    Очень интересная статья, и очень хорошо, что вы есть на ГТ — по-настоящему уникальный и интересный контент. Ждем следующих статей!

    P.S. Единственное — кажется, что некоторые фотографии сняты на телефон с зумом или сильно сжаты. Если возможно, не сжимайте их так сильно :)


    1. makev
      15.11.2016 15:57
      +1

      Спасибо! Приятно). По фото — учтем этот момент на будущее.


  1. Lepage
    15.11.2016 16:08
    +2

    В этом деле главное не забывать визирную ось смазывать =)
    А если серьезно, спасибо за статью, было интересно узнать какие технологии применяются на таких объектах.


    1. makev
      15.11.2016 16:11

      Передал наказ геодезистам)). По статье — спасибо! Будет еще вторая часть)


  1. roller
    15.11.2016 16:09
    +7

    Больше, больше подробностей! Пора уже кому-нибудь переплюнуть Крок на гиктаймсе


  1. vKreker
    15.11.2016 16:16

    Очень круто! Спасибо!
    А можете подробнее рассказать про зимнюю заливку бетона и выдержку? Сколько проходит времени до заливки следующей секции (этажа)?


    1. makev
      15.11.2016 17:08
      +5

      У нас в среднем льют этаж чуть меньше чем за неделю, процесс безостановочный. Про специфику заливки в холодное время года — суть в том, чтобы минимизировать влияние внешней среды.
      1. Создаются конструкции — «крыша» над опалубкой, ветрозащита, закрываются отверстия в ядре и т.д. См. например фото.


      2. Внутри ядра поддерживается плюсовая температура, при необходимости — с помощью нагнетания теплого воздуха. При этом большого плюса не требуется – достаточно выше 5 градусов, главное — что бы температура бетона и остывающего бетона окружающего его воздуха не отличалась не более чем на 15 градусов. Это особенно важно в момент, когда благодаря химической реакции, в бетоне после его заливки проходит разогрев – и тут важно утеплить его слоями теплоизоляции, что бы не допустить расслоения и трещин из-за сильной разницы с окружающей температурой.


      1. vKreker
        15.11.2016 17:20

        Спасибо! То есть, получается, что это метод скользящей опалубки?


        1. makev
          15.11.2016 17:36
          +1

          В общем, да, опалубка скользящая. Но это скорее не метод, просто инструмент.


  1. batja84
    15.11.2016 16:17
    -23

    Ну что? Сколько денег украдут на стройке века? Опыт же имеется. Кто-то на стадионе поднялся неплохо.


    1. batja84
      15.11.2016 23:15
      -13

      У поцреотов бомбануло?


      1. r00tGER
        16.11.2016 14:07
        +3

        По моему, это у вас бомбануло знатно

        Сколько-то, кто-то, где-то…
        Если есть конкретная информация — делитесь. Всем будет интересно.


      1. sviterov
        16.11.2016 21:30
        +3

        Проект коммерческий — без бюджетных денег.


    1. odissey_nemo
      17.11.2016 11:58
      -2

      Ну что вы! Всё уже давно распилено и внесено в смету. Как в лучших домах Лондона и Филадельфии.
      Со конкретной стройки только если гвозди вынести можно.
      Технология откатов и распилов давно уже отлажена до совершенства. Как и другие технологии, что поставлены с Запада.
      Вот и «Лахта» — у неё только название своё, местное, да ещё цемент, возможно. Хотя и он (вероятность 99%) сделан на западном оборудовании.


  1. T-362
    15.11.2016 16:17
    +1

    Судя по описаниям должна еще быть проектная температура эксплуатации небоскреба, нет ли проблем с тем что при строительстве температура конструкции ниже чем при эксплуатации? Все рассчитано с учетом этого или конструкцию в процессе греют?


    1. Tomasina
      15.11.2016 16:39

      А также то, что под Солнцем одна сторона здания нагревается и расширяется. Останкинская телебашня из-за этого эффекта изгибается на величину более метра.


      1. T-362
        15.11.2016 16:54

        Останкинкая башня видится гораздо более простым сооружением, в случае небоскреба можно приспособить внутреннее охлаждение/нагрев конструкций что-бы держать их на одной температуре вне зависимости от окружающей среды. Вот это было бы интересно изучить — реализовано ли, и как?


        1. KivApple
          15.11.2016 18:41

          Мне кажется, что возможность разрушения конструкции в случае перебоев с подачей электричества, газа или ещё чего-нибудь необходимого, плохая идея.


    1. makev
      15.11.2016 18:58
      +4

      Когда возводят любое здание, температура его конструкций ниже, чем когда в нем появляется отопление, люди и т.д. При эксплуатации, когда здание закроют стеклянным фасадом, будет эффект нагревания, причем разность температур с солнечной и обратной сторон может быть значительной. Как телебашню, небоскреб, конечно не выгнет — материалы разные и решения по горизонтальной жесткости разные. Но эффект перепада температур будет. Для регулирования нагрева/охлаждения здания будет использоваться интеллектуальная система. Она отследит все параметры и при необходимости «примет меры». Например, есть такое мнение, что в небоскребах не бывает форточек. У нас они будут, в буферных зонах — специальные клапана, которые при необходимости сами откроются для проветривания «методом сквозняка» и охлаждения.

      Вот, даже такое небольшое видео есть на эту тему.


      1. Seven-ov
        16.11.2016 10:41
        +1

        Получается возможен взлом этой системы и искуственное создание дополнительных напряжений в конструкции?


        1. makev
          17.11.2016 13:22

          Влиять на конструкции здания – конечно нет. АСУЗ только собирает данные с пассивных датчиков в конструкции.

          В теории, максимум, что возможно – поиздеваться над сотрудниками регулировкой жалюзи и режимами кондиционера.
          Т.е. не больше, чем в обычном офисе может сделать человек с ИК-портом в смартфоне и программой-генератором сигналов.
          Только, поскольку в «Лахта центре» у кондиционеров не будет ИК-приемников – это будет несколько посложнее.


  1. TomashUA
    15.11.2016 16:19
    +1

    Спасибо за интересный цикл постов!
    Если будет возможность — напишите о системе электроснабжения.
    Особенно интересует гарантированное электроснабжение (ДЭС, ИБП) и молниезащита объекта.


    1. makev
      15.11.2016 16:23
      +4

      спасибо, будет материал!


  1. CyberAndrew
    15.11.2016 16:20
    +3

    В статье говорится о 7 методах контроля вертикальности здания, но я нашел только 4:
    1) Лазерный отвес FG-L100
    2) По GPS с помощью Trimble 4D Control
    3) По инклинометру. Кстати, непонятно, как он используется, ведь при переносе на следующий этаж невозможно добиться такого же расположения треноги и соответственно угла, да и пол, на котором он будет стоять не идеально ровный. Если только поставить его на каком этаже и не переносить, но это не даст величину отклонения на следующих этажах.
    4) По угловым засечкам на ориентиры. Тоже непонятно, как ими пользоваться на новых этажах.

    Какие еще 3 метода?


    1. makev
      15.11.2016 17:56
      +2

      Спасибо! По поводу остальных систем – читайте в продолжении статьи, на хочется спойлеров) На друге вопросы ответили Альпер Чекен из Ренейсанс Констракшн и инженер-геодезист Петр Соколов (МФК «Лахта центр»)

      1. Непонятно, как используется инклинометр.
      Вкратце: Инклинометр наблюдает угловые измерения. С высотными отметками на самом верху читаются горизонтальные смещения на X и Y.
      Подробнее:
      Инклинометр – прибор (в данном случае электронный), который измеряет уклонение от отвесной плоскости (или горизонтальной плоскости), причем в двух взаимно перпендикулярных плоскостях. Отклонения считываются в радианах, далее система может преобразовать их в град мин сек либо в годы и т.д.
      Инклинометры устанавливаются на внутренних стенах ядра на специальных кронштейнах таким образом, чтобы собственные оси инклинометра были параллельны X и Y в системе координат проекта. Таким образом возможно получать величины отклонений сразу в системе координат проекта, без последующих трансформаций.

      2. При переносе на следующий этаж невозможно добиться такого же расположения треноги и соответственно угла, да и пол, на котором он будет стоять не идеально ровный.
      — Не так. Инклинометры могут читать смещение по точности на 4мм на 100 метров высоты. Это значит, что на 350 м — максимальное отклонение 10-12 мм. На 1,5 м треноге — точность 1-2 мм даже. Они очень точно работают, когда знаешь, что от них ожидать.

      3. Если только поставить его на каком этаже и не переносить, но это не даст величину отклонения на следующих этажах.
      Есть один нюанс — калибрировать инклинометр возможно. Для этого есть программа мониторинга здания «Башня». Горизонтальные смещение которые мы наблюдаем с ПЗЛом сравниваются с результатами инклинометра. Если есть отклонение, их можно калибрировать. Для того чтобы получить максимального точность, их можно установить на каждом 50-80 м на стенах ядра башни.

      Подробнее: Инклинометры устанавливают не на каждом этаже, а с определенным шагом. Таким образом, итоговая величина отклонения на вершине ядра есть сумма показаний системы датчиков.

      Инклинометр, повторюсь, измеряет только угловые величины отклонений. Остальные преобразования выполняет программное обеспечение, которое рассчитывает дельты по осям, в зависимости от длины участка, который «обслуживает» каждый инклинометр, уже в линейных величинах.

      Суммарное отклонение по каждой оси в мм система вводит в качестве поправок в координаты GNSS антенн, установленных на защитном экране на самом верху Башни.


      1. SurfinBird
        15.11.2016 23:45
        +2

        Небольшой оффтоп. Недавно столкнулись с проблемой, что FG-L100 (как и других пвп) нет в госреестре. Неужели при строительстве подобных конструкций не требуется сертификат на СИ?


        1. Tomasina
          16.11.2016 09:42
          -1

          а) возможно, для арендованных СИ (либо контрактная команда работает на своем оборудовании), это неактуально.
          б) возможно, достаточно зарубежнного сертификата, либо спецификации производителя.


        1. Daimos
          16.11.2016 10:35

          Применять можно несертифицированные приборы, но только, так сказать, параллельно с сертифицированными. Просто несертифицированные нельзя записывать в документацию.
          Например электрик при строительстве спокойно может пользоваться любым тестером — хоть китайским Г, но в протоколе измерений будет записан сертифицированный и поверенный прибор, которым провели измерения до, или после или одновременно с китайским.


        1. makev
          16.11.2016 15:06
          +1

          ПВП в госреестре представлены, но FG-L100 действительно поиском не найти. Затрудняюсь ответить о причине, но известно что он был сертифицирован для РФ.

          Коллеги-геодезисты говорят, что из представленных на рынке ПВП этот является самым лучшим и точным инструментом. Он пришел на смену известному PZL-100 Carl Zeiss Jena. Вот его презентация в журнале «Георофи»: http://www.geoprofi.ru/technology/Article_5247_10.aspx (4й лист в PDF)


    1. guai
      15.11.2016 18:20
      +1

      5) на глаз


  1. Bedal
    15.11.2016 16:20
    -3

    Вот только непонятно — зачем небоскрёбы вообще нужны? Сейчас-то? Бессмысленные строения.


    1. Tomasina
      15.11.2016 16:46
      -5

      Показать всему миру, что мы еще что-то могём, кроме космоса и лучшей авиации.
      Да, на болоте, на немецкой стройтехнике, с американскими приборами и турецкими гастарбайтерами, но ведь могём!


      1. makev
        15.11.2016 17:15
        +14

        забыли добавить российских инженеров, конструкторов, архитекторов, проектировщиков…


        1. FatLamer
          15.11.2016 17:46
          +2

          скажите пожалуйста, а какими программами они пользовались при проектировании?


          1. makev
            15.11.2016 18:02
            +6

            AutoCad в первую очередь. Для работы с BIM – Autodesk Revit, Autodesk NavisWorks.


            1. Erepb
              17.11.2016 19:42

              Trimble Vico Office не использовался?


        1. lelik363
          16.11.2016 10:40

          Какое архитектурное бюро проектировало здание и внутреннюю инженерку?


          1. makev
            16.11.2016 15:39
            +1

            Архитектурная концепция — RMJM, Горпроект,
            Проектирование — собственное подразделение+ Samsung C&T Corp.


            1. lelik363
              16.11.2016 21:11

              А что значит архитектурная концепция? Эскизы?


              1. makev
                17.11.2016 19:44

                Нет, не только. Каждая из этих компаний сделала и делает большой вклад в проектирование Лахта центра. Длинный путь от идеи, победившей на конкурсе, до реализации принимают участие множество компаний и людей.


                1. lelik363
                  17.11.2016 23:03

                  Можно по подробнее об участии каждой из компаний?


        1. valiorik
          17.11.2016 13:12

          Вообще-то здание расчертил британец Тони Чайник (Tony Kettle).


          1. makev
            17.11.2016 19:43
            +1

            Тони Кеттел принимал участие в составе команды RMJM в разработке концепции проекта «Охта центр» и в изначальной адаптации проекта при преобразовании его в «Лахта центр».


    1. Fuzzy_Waters
      15.11.2016 17:25

      Понты и заработок [очевидный ответ]


    1. devpreview
      15.11.2016 20:59
      +2

      Как по мне так очень круто, что проект стали освещать с технической точки зрения. Моему соседу может нравится сам факт строительства небоскреба. Арендатору может нравится офис. Инженерам может нравится интересная работа.

      По-моему нужна какая-то более взвешенная оценка проекта, более комплексная что ли.


  1. sumanai
    15.11.2016 17:19
    +3

    > сердечники колонн делают в Италии
    Италия конечно хорошая страна, но почему не у нас? Неужели в России, где столько природных ресурсов и богатая традиция металлоплавки, нет технологии для создания таких сердечников?


    1. makev
      15.11.2016 17:47
      +11

      Вы правы, у нас свой исторически сложившийся и довольно-таки знаменитый сталелитейный «пояс» на Урале. Сталь для Лахта центра поставляется с 12 заводов из Нижнего Тагила, Челябинска, Златоуста, Белгорода. Кургана, Череповце. Сердечники — исключение. Тендер показал что производителей, которые в постоянном режиме выпускают высокопрочную толстостенную сталь, сертифицированную, с требуемыми физико-химическими параметрами, у нас не нашлось. Этот блок работ смог обеспечить, из ближайших соседей, российско-итальянское СП с заводом в Италии.


    1. slayerhabr
      16.11.2016 21:21
      -5

      К сожалению, в России умеют только мертвых динозавров продавать.


  1. vconst
    15.11.2016 17:33
    +2

    Прайс на FG-L100 — внушает уважение.

    По GPS вопрос. Используются лм реперные наземные станции, или ориентация только по спутникам? Читал, что такая станция поставленная в дополнение к спутникам, способна увеличить точность позиционирования — чуть не до сантиметров, в пределах видимости.


    1. Calvrack
      15.11.2016 17:46
      +3

      конечно используется. И да — точности возрастют до миллиметров. Правда надо гарантировать неподвижость и геопривязку базы. Тогда она сможет передавать на ровер (GPS с которым ходят) например фазы синглалов со спутников в своей позиции и таким образом нейтрализовать например влиянение атмосферы на прохождения сигналов.


    1. makev
      15.11.2016 17:49
      +3

      Наземные станции используются в обязательном порядке. У нас на объекте их 6.
      Действительно, таким образом система калибруется по наземным пунктам с известными «твердыми» координатами.
      Наземные пункты проверяются на предмет подвижек несколько раз в течение года.


      1. vconst
        15.11.2016 17:52
        +1

        Можете подробнее про них рассказать? Уж очень любопытная технология. И про чудо-инклинометру — хоть модель назовите, что бы нагуглить цену и впечатлиться )))


        1. Bedal
          15.11.2016 18:36

          https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D1%8B_%D0%B4%D0%B8%D1%84%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%BA%D0%BE%D1%80%D1%80%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B8


          1. vconst
            15.11.2016 18:38
            +1

            Это я и сам нагуглить могу, мне интересен практический опыт с конкретными устройствами


  1. Danielsh
    15.11.2016 19:46
    +3

    Прошу прощения, но на фото электронный нивелир, а не Инклинометр. Точность спутниковых приборов около 2-3 метров, но, благодаря тому, что по близости имеются базовые станции с известными координатами, точность измерений существенно повышается, достигая 1-2 мм. На базовых станциях находятся такие же приемники, работающие от тех спутников, что и приемники на монолите. В реальном времени, они передают поправки на определяемые точки. Это называется режим RTK (Real Time Kinematic). Насчет ориентиров для угловых засечек, то данный метод не дает необходимую точность, которая требуется для строительства такого уникального объекта. Так что я не вижу смысла его использовать. Если интересно, то можно и более подробно раскрыть технику измерения с помощью GPS оборудования.


    1. makev
      16.11.2016 13:26

      Спасибо за поправку. Да в статье не было фотографии инклинометра, исправляем этот момент:

      «Tilt Meter CUBE»


  1. devpreview
    15.11.2016 20:36
    +1

    Очень круто, что вы здесь есть! Уже хотел писать злобный комментарий к предыдущему посту с вопросом «А где обещанное»?

    Не мог не обратить внимание на сверхтехнологичную защиту центра управления.

    Скрытый текст
    image


    1. Boomburum
      15.11.2016 23:50
      +3

      Тёплые ламповые синкпады надо беречь )


      1. avgurus
        16.11.2016 06:23

        Не теплый ламповый, а новодел 40-60 серий, причём b скорее всего, у них клавы с цифровым блоком и трекпад не по центру.


    1. makev
      16.11.2016 10:47

      Спасибо)). Вот обещанное. Пока где-то раз в неделю будем выходить, не теряйте)


  1. fragile
    16.11.2016 15:36

    Объясните дураку:
    87 этажей 462 метра.
    56 этажей 235 метров.
    235 м / 56 этажей = 4,2 м
    4,2 * 87 = 365 метров.
    А должно быть вроде 462 м… Куда пропало почти 100 метров?


    1. solariserj
      16.11.2016 15:59
      +1

      Мне кажется ещё пару этажей сервесных, а остальное шпиль.


      1. makev
        16.11.2016 16:01

        точно!


    1. makev
      16.11.2016 16:01
      +2

      Шпиль))


      1. makev
        16.11.2016 16:06
        +2

        вот схема для наглядности
        image


        1. fragile
          17.11.2016 10:11

          Спасибо! Была мысль про шпиль, просто в голове не укладывалось, что в современном небоскребе он может составлять почти 25% высоты здания.


          1. makev
            17.11.2016 12:15

            ) у исторического «тучереза» пропорции могут быть больше — например, Петропавловка 122,5 м. высоты, шпиль — 40 метров, итого почти 33 % от высоты.


        1. vconst
          18.11.2016 11:06
          +1

          То есть, там даже обзорных площадок не будет? Чисто декоративное сооружение?


  1. slayerhabr
    16.11.2016 21:18
    -6

    Неисчезает впечтление, что прочитал рекламную статью


  1. Belomor999
    17.11.2016 11:58
    +2

    Браво! Отличный блог. Объяснено простым языком от первого лица о, (не побоюсь этого слова), жемчужине инженерной мысли и новом символе современного Петербурга и альтернативном центре города — общественно-деловом комплексе «Лахта-Центр» Слежу за строительством, а ранее подготовкой к нему с самого начала, и очень рад, что все идёт четко по графику, параллельно достигая мировых рекордов и планируя архитектуру общественных пространств комплекса путём проведения конкурса «Архишанс».
    Буду с удовольствием читать и этот блог. Спасибо.


  1. eisaev
    17.11.2016 11:58
    +2

    Milfgard style detected. Может он и не участвовал в написании, но подобный стиль красит статью сам по себе. Спасибо за интересное на гиктаймсе.


    1. makev
      17.11.2016 12:16
      +1

      Спасибо, что читаете нас)


  1. Disbeleiver
    17.11.2016 12:17
    +1

    крен ядра в начале строительства в незаметном глазу полтора –два сантиметра может привести к тому, что на вершине отклонение будет исчисляться уже метром-другим.

    Сложим метры и литры, получим полтора землекопа. Отклонение измеряют в метрах, а вот крен — в градусах.

    Еще понравился стильный чехол для финпада, да. Такое и людям показать не стыдно.

    А что касается прочего — ну, стройка, высокое здание. Подьемный кран большой, может, и вертолет используется. Ну, спутники. Но нет здесь инженерного гения или человеческого подвига, ничего не поражает воображения. Когда аналогичные здания строились почти сотню лет назад при помощи неточного еще теодолита, ватерпаса и расчетов на бумажке — это было достижением. Сейчас такая стройка — рутина.


    1. makev
      17.11.2016 13:11
      +2

      Крен «выровняли», спасибо! По остальному…Вы так говорите – «ну спутники», ерунда какая, не мог не улыбнуться. Разве это нуспутник – не результат человеческого гения?

      В мире, наверное, в принципе не осталось места для подвигов в том понимании, о котором вы говорите – дальние плавания в неизведанные земли «по звездам», возведение зданий на основании точных расчетов гения-одиночки, алхимические эксперименты и научные открытия, совершенные опять же силой мозга отдельно взятой личности масштаба, скажем Теслы. И Братья Райт уже были, и Гагарин уже был, и Колумб уже плавал. Все в этом направлении сделали до нас. Современный пилот, моряк или космонавт уже на поражают воображение (ладно, космонавт еще пока да). Но человеческий гений никуда не делся, просто все приняло другие формы, вероятно не столь романтические. Может, космос нам и поможет, например, начав новую эпоху великих географических, то есть, космических открытий.

      И еще момент – большое видится издалека. Нет уверенности, что строители с теодолитами и ватерпасами не воспринимали свою работу как рутину и их проекты не воспринимались современниками как нечто обыденное. Может лет через триста-пятьсот кто-нибудь скажет – как они с вот этими смешными кранами и неточными спутниками, с примитивными BIM-моделями и незамысловатыми инклинометрами могли возводить такие здания. Богатыри, не мы))


      1. GRIB6
        17.11.2016 19:13

        Читал, как строили Taipei 101, так это казалось более сложным и вызывающим — постоянные землятрясения, тайфуны… да и повыше :)
        Но, тем не менее, очень интересен и опыт наших строек, спасибо, ждём продолжения.


      1. Disbeleiver
        19.11.2016 02:37

        Согласен, хвостатые неки, в которых мы, возможно, эволюционируем, будут воспринимать подьемный кран примерно как каменный топор. Нанороботы, чо )


        1. makev
          21.11.2016 10:01
          +1

          Про неков не скажу, но вот кран, которым Нотр Дам строили, например, сегодня как раз где-то на уровне топора идет)
          image


  1. makev
    17.11.2016 19:22
    +1

    Спасибо, надеемся не разочаровать). В Азии вообще очень интересный опыт в плане сейсмоустойчивого строительства. Может, как-нибудь исследуем этот вопрос в постах.


  1. Loki3000
    20.11.2016 22:27

    А как контролировать вертикаль по лазерному лучу, если конструкция колеблется от ветра? Ведь в лазерный луч не внесешь поправок с инклинометра. Или визуальный контроль происходит только при определенной погоде?


    1. makev
      21.11.2016 12:10
      +2

      Спасибо за вопрос. На него ответил Петр Соколов, инженер-геодезист из отдела стройконтроля «Лахта центра»

      — При выполнении данного вида работ всегда выбирается период, когда влияние внешних факторов (сила ветра, вибрации от работы бетононасосов, нагрузки от пристегнутых к ядру кранов) сведены к минимуму.
      Как правило это ночное время, время, когда основная часть рабочей силы уходит на пересменку или отправляется на обеденный перерыв.
      Но, естественно, это не всегда возможно исключить абсолютно все факторы. В таких случаях, при раскачивании контролируемой конструкции, наблюдения выполняются в течении более длительного времени, для того, чтобы определить амплитуду колебания, зафиксировать крайние положения при раскачивании, а уже затем определить среднее значение, которое и будет наиболее близким к истинному значению.
      Но, хочу уверить, что если условия окружающей среды не удовлетворяют допустимым значениям для проведения данного вида работ, то такая работа откладывается до появления возможности произвести ее с необходимой удовлетворяющей точностью.