Авангардный отряд наших строителей – те, что работают на опалубке «Лахта центра». Они возводят ядро и растят башню. И вот они сделали то, что делали с осени 2015 уже множество десятков раз. Но именно в этот случай особенный — он вывел петербургский небоскреб в премьер-лигу мирового высотного клуба. Пойдемте за мной, и я расскажу вам, что это значит.

image
«Лахта центр». Фото Саши Соколовой

Почему сегодня башня не такая, как вчера


Строители закончили бетонировать стены ядра 72-го этажа башни. Менее чем через сутки ACS поднимется выше, и они начнут армировать следующий уровень. Зафиксированная высота ядра — 302,4 метра.

«Лахта центр» не просто разменял четвертую сотню. Он стал супертоллом – теперь не только по чертежам. Чем новые сто метров отличаются от предыдущих?

image
Фото опалубки «Лахта центра» на 72-м этаже из кабины крана

КАТЕГОРИЧНАЯ ВЫСОТА


Высотные здания делят на категории. С первыми двумя все не так просто. Существуют несколько международных организаций–экспертов по высоткам. У них нет единства в ответе на вопросы: что считать высоткой? Здание какого роста причислить небоскребам? В последнем случае дискуссия ведется вокруг рубежей 100, 150 и 200 метров.
Международные организации-эксперты:

CTBUH — Совет по высотным зданиям и городской среде. Работает с 1969 года. Ведет список 100 высочайших сооружений мира, проводит ежегодную премию CTBUH Awards.

Emporis — организация начинала в 2000-м как база по высотной недвижимости Skyscrapers.com. Сегодня занимается сбором данных и аналитикой по всем видам строительства. В их базе — более 550 тысяч зданий в 200 странах, более 640 тысяч изображений объектов. Ежегодно вручается премия Emporis Skyscraper Award.

Сообщества инженеров и архитекторов — IABCE, ASCE,CIB

Спор не на пустом месте. Все-таки небоскреб – категория необычного. Не просто высотка, а доставшая до неба. Это критерий не столько объективной высоты, сколько субъективного человеческого удивления. Сегодня, когда в мире десятки тысяч высотных зданий, впечатлить сотней метров вверх сложно. Планка удивительного отодвигается. Было 40 метров – стало 100 – пора переходить к 200. Пора, но еще не перешли.
Небоскреб – калька с английского. Ранее в России о выдающихся вверх зданиях говорили – «тучерез». Очень похоже по смыслу, а заодно намекает на разницу в типичной погоде. Не будь название устаревшим, к высоткам Петербурга подошло бы как нельзя лучше.

image
Высшая лига начала 20 века. «В Москве возводится грандиозная постройка. Это дом Афремова у Красных ворот. В нем восемь этажей с полуподвалом. Это здание будет не только высочайшим в Москве и в России, но и во всей Европе»
(Из газет начала XX века) Фото и цитата отсюда

С другой стороны – архитектурный ландшафт в странах и городах — разный. В Гонконге и Гамбурге на высоту в 100 метров смотрят из разных реальностей. Для одних – небоскреб, для других – фоновая застройка. Для одних – акцент, у других – потерялось из виду.

image
«Танцующие башни» в Гамбурге. Фотоисточник

image
Небоскребы Гонконга. Фото — Base64, retouched by CarolSpearsФотоисточник

С просто высотками – та же ситуация. К примеру – вот тут высотка или нет?

image
Поселок Пучишча, Хорватия. Фотоисточник.

Чтобы как-то выйти из противоречий, Совет по высотным зданиям и городской среде даже предложил не принимать во внимание метры. Высотным зданием могут признать и совсем небольшую постройку. Критериями будут архитектурная среда, пропорции и применение специфических технологий из области высотного строительства.

***

Если с высотками и небоскребами единства нет, что относить к «супертоллам» — понятно и даже категорично: 300 метров и выше. К концу 2016 года таких зданий в мире насчитывалось чуть более ста.

Семь лет назад с вводом Бурдж Халифа (828 м) появился первый объект следующей категории – мегатолл, куда отправляют тех, кому «за 600». Пока мегатоллов в мире три – еще Часовая башня в Мекке (601 м) и Шанхайская башня (632 м). По оценкам, через три года число мегатоллов достигнет восьми, а супертоллов – превысит 250 зданий.

К 2020 должны достроить Kingdom Tower в СА. Заявлено 1000+ метров над уровнем моря. Если планка будет взята, вероятно, речь пойдет о новой категории высотных зданий.

image
Kingdom Tower, рендер. Источник

Как измеряют высоту


В нынешнем году китайские строители должны ввести здание Международного финансового центра Пинань в Шэньчжене.

image
МФЦ Пинань. Фото Jay Sterling Austin. Источник

Высота башни — 599 м (1965 футов). Если поставить сверху флагшток – то станет ли оно мегатоллом? А если сделать шпиль на пару метров выше, то тогда? Может, длину свай посчитать – тоже ведь элемент здания?

Часто в высоте постройки указывают три параметра: уровень последнего обитаемого пространства, самую высокую точку, куда может войти и флагшток и высоту по конструктиву. В конструктив попадают крыша, башня, шпиль – неотъемлемые архитектурные элементы и не попадают флагштоки, антенны, мачты и прочее техническое оборудование. Конструктив – главный критерий. Если указана только одна цифра по высоте, значит речь идет именно о нем.

Нижняя отметка – от пола основного общественного входа в здание. Сваи, техэтажи в фундаменте, подземные парковки и заглубленные технические входы не учитываются.

Полезные бесполезные метры


Эмпайер Стэйт Билдинг — первое здание категории «супертолл», на протяжении 40 лет было самым высоким в мире. Его высота – 443,2 м. и это – постройка 1931 года! Все равно что на Марс полететь прямо сегодня.

image
Empire State Building и Chrysler Building на заднем фоне. Фотоисточник

В небоскребе — 103 этажа. А планировалось 80. Разница возникла потому, что одновременно с «имперцем» возводился Крайслер Билдинг – другой претендент на самое высокое здание в Нью-Йорке. Раскоб, руководивший стройкой ESB, боялся, что конкуренты спрячут в шпиле выдвижной стержень и достанут его в последний момент. Поэтому основательно подстраховался – не только этажами, но и шпилем в 62 метра.

Думаете, что-то изменилось с тех пор? Вот истории из современности – Бурдж Халифа всю дорогу держал высоту втайне. Единственная «утечка» была в 2006, якобы о 808 метрах. Возможно, двадцать метров сверху были построены из-за нее. Ну а если бы появился конкурент, строители были готовы добавить еще высоты.

image
Бурдж Халифа. Фотоисточник

Это истории не только о законодательстве, позволяющем строить вверх сколько построите. CTBUH описывает подобные случаи как «метры тщеславия» или «бесполезные метры». К ним относит всю высоту между последним эксплуатируемым пространством и самой высокой точкой здания.

Флагштоком на шпиле, например. У Бурдж Халифа таких метров — 244, если считать все необитаемое топ-пространство и 190 — если только шпиль. Шпиль Бурдж Халифа мог бы стать третьим по высоте сооружением в Петербурге.

Самый высокий показатель метров тщеславия – у Бурдж Аль-Араб: более трети от роста здания, 121 метр из 321, или 111 м, если засчитать за последнее эксплуатируемое пространство вертолетную площадку на крыше.

Подсчитано, что 61% супертоллов, лишившись бесполезных метров, стали бы просто небоскребами.

С другой стороны, с мнением CTBUH можно поспорить. Большинство сверхвысоких выглядело бы явно недоделанными, останься они без такой архитектурной детали, как шпиль. Продолжая мысль CTBUH, к метрам тщеславия можно отнести и все без исключения «архитектурные излишества», все то, что украшает здания, определяет стиль и делает их индивидуальными.

image
Опера в Сиднее. Ну разве она не прекрасна тщеславна? Автор фото — Diliff

Кстати, «Лахта центр» в любом случае остался бы супертоллом. Последнее обитаемое пространство, обзорная площадка, расположится на уровне 360 метров.

Супервысокие в форме


Получается, что супертолл – это только о высоте? Да. Но высота – сама по себе эквивалент сложности строительства.

К задаче покорить заоблачные отметки часто добавляются архитектурные «изюминки» и образующий их непростой конструктив объекта. В подборке ниже видно сколь разнообразны формы супертоллов. Часто создать подобное на зданиях меньшей этажности невозможно – не хватит метров для раскрытия замысла.

Коротко остановлюсь на паре интересных архитектурных тенденций.

Сверхтонкие здания. К категории отнесены супертоллы 432 Park Avenue, 111 West 57th Street, One 57 и ряд других – все в Нью-Йорке. Соотношение ширины к высоте у сверхтонких может достигать 1:23.

image
One 57. Автор фото — Godsfriendchuck

Спиралевидные здания. Таких в мире пока всего 28, угол поворота здания составляет от 38 до 360 градусов. Самое высокое — Шанхайская башня, 632 метра. Поворачивается на 120 градусов.

image
Шанхайская башня. Автор фото — Ermell

«Лахта центр» — второй в списке, угол поворота составляет 90 градусов при 462 метрах высоты.

В 2020 году должен появится вращающийся небоскреб. Dynamic Tower Hotel в Дубае. С помощью голосовых команд гости отеля смогут вращать целый этаж с разной скоростью и направлением. Остается непонятным – если гостей на этаже больше одного, то придется ли им как-то договариваться на тему, куда вращать и как будет выглядеть сам переговорный процесс.

Супертоллы. Подборка


image

Чикаго, Sears Tower. С 2009 сроком на 15 лет название поменяли на Willis Tower, чем местные жители были возмущены. Высота 442 м. Был рекордсменом среди небоскребов почти четверть века — с 1973 по 1996 годы. На обзорной площадке (103 этаж) имеются выдвижные стеклянные балконы, которые вызвали большой интерес читателей в посте про стекло тут.

image
Башни Петронас в Куала-Лумпур. Обе — по 88-этажей и высотой 451, 9 метров. Самые высокие «близнецы» в мире. «Небесный мост» между башнями проходит на уровне 41 этажа. Фотоисточник.

image
World Trade Center или Freedom Tower. Высота 541 м, в футах — 1776, говорят, что неспроста — 1776 год – год принятия Декларации независимости США. Самое высокое здание западного полушария построено на месте и в память о событиях 9/11. Фотоисточник

image
Shanghai World Financial Center, 492 м. Прозван «открывашкой».Фотоисточник

image
432 Park Avenue, Нью-Йорк, 425.5 метров. Одно из самых высоких жилых зданий в мире. Входит в группу сверхтонких небоскребов. Фотоисточник


Комплекса «Федерация» ММДЦ «Москва-Сити». Высота башни «Восток» — 373 м. (фото из Википедии)

Это все — супертоллы. Но в жизни мы чаще пользуемся просто словом «небоскреб», не как наименованием категории, а просто — как собирательным образом высоких и удивляющих зданий.



Из других приятных и полезных новостей — «Лахта Центр» обзавелся каналом в Telegram, где мы уже регулярно радуем наших подписчиков свежими и красивыми фотографиями проекта.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (41)


  1. Ugrum
    11.04.2017 13:19
    +1

    Красиво! И, как всегда, интересно.


  1. makev
    11.04.2017 13:47

    Спасибо)


  1. maksim_ms
    11.04.2017 14:14

    Подскажите, если в курсе почему у башни федерация центрального ядро реши ле строить.


    1. unclejocker
      11.04.2017 17:06
      -1

      Здание за долги отнял кредитор и банкиры решили что шпиль «не нужен»


  1. QDeathNick
    11.04.2017 14:37
    +3

    Ехал вечером мимо, поразили сотни строителей загружающихся в автобусы, бегом, стаями, каждый знает где его автобус, автобусы одинаковые, все желтые, как муравьи.
    Где вы таких дисциплинированных берете?


    1. nerudo
      11.04.2017 15:16
      +4

      Я думаю естественный отбор. Недисциплинированные на высоте 100+ метров не выживают ;)


  1. WST
    11.04.2017 14:39
    +9

    На форуме Skyscraper City есть замечательный смайлик, наглядно иллюстрирующий упомянутую в статье проблему:


  1. aldtimofeev
    11.04.2017 14:58

    Забавно, что из-за высотного регламента Петербурга ещё во времена империи в Москве стали строить дома выше, чем в столице.


  1. mickvav
    11.04.2017 15:28
    +2

    Обещали рассказать про результаты сравнения антиобледенительных систем. Есть уже?


    1. makev
      11.04.2017 20:57
      +2

      Нет, не завершены пока испытания. По итогам, конечно, напишем. Спасибо, что помните.


  1. Tramantor
    11.04.2017 15:40

    какова амплитуда качки на самом краю шпиля у небоскребов? При среднем ветре.


    1. makev
      11.04.2017 15:47

      )) Она равна средней температуре по больнице.
      Параметры у всех объектов разные. И сила ветра в разных метрах/высотах разная. Можно какую-то среднюю величину, наверное, вывести, но это будет абстрактное построение. Вот тут есть некоторые подробности про качку и ветер с примерами.


  1. victor_sverdlin
    11.04.2017 15:40
    +2

    Расскажите, пожалуйста, как крановщики попадают на свое рабочее место?


    1. Ugrum
      11.04.2017 16:31

      Дежурный крановщик поднимает, в люльке.
      На втором фото именно этот момент и увековечен.
      Вахтовый метод.
      /шутка/


    1. Silverado
      11.04.2017 19:10
      +1

      Да и про обычных строителей тоже интересно. Вряд ли они по лестницам 300 метров вверх-вниз ходят. Там уже в процессе строительства работают лифты, или какие-то другие способы доставки людей?


      1. QDeathNick
        12.04.2017 00:00
        +2

        Лифты уже запустили. Кстати было бы интересно почитать про них.


    1. tazepam
      12.04.2017 17:15
      +1

      Монтируют строительный лифт для рабочих и крановщиков.
      Обычно его можно видеть снаружи на одной из сторон здания.
      Наращивают параллельно со строительством.


  1. mdaemon
    11.04.2017 17:28

    А нельзя ли использовать опыт построек таких высоток для удешевления вывода на орбиту?

    т.е. 1000-1500 метровый электромагнитный ускоритель, который разгоняет ракету, а потом включаются двигатели.
    понятно что с допустимым для пилотируемой миссии ускорением много не добавишь, но для грузовых кораблей наверно можно что то сэкономить.

    Т.е высокий ускоритель + реактор с суперконденсаторами рядом.

    Хотя наверно проще по крутому горному склону, длинной километров в 5-7. Больше смысла будет.


    1. artskep
      11.04.2017 17:36

      Помнится, автор тут говорил, что все строят очень аккуратно чуть ли не до сантиметров, чтобы оно под «нормальной» нагрузкой не свалилось. А вы хотите, чтобы на него навесить тонны оборудования для разгона и «килотонные» нагрузки?

      Не взлетит.

      Уж если на то пошло, то лучше спроектировать космодром в горах. Пара километров — не очень большая горка, и уже готовая.


      1. Structure
        11.04.2017 17:56

        У меня была глупая идея наморозить гору изо льда в Якутии=)


      1. Zenitchik
        11.04.2017 18:18

        Уж если на то пошло, то лучше спроектировать космодром в горах.

        Ракету туда трудно доставлять будет.


        1. ClearAirTurbulence
          11.04.2017 19:58
          +1

          А для нее какой-нибудь фуникулёр :)


    1. arheops
      11.04.2017 22:07
      +1

      Проблема не в высоте, а в наборе скорости. Не особо много сэкономите, но потеряете на необходимой прочности ракеты.


      1. mdaemon
        12.04.2017 00:34
        -1

        ну как не особо много… 1-1.5 км конечно мало, но вакуумированный тонель длинной 8км по склону горы, набирать будем допустим 3км/с — это позволит облегчить ракету раз в 5-6, т.е. фактически убрать первую ступень, вторая ступень вероятно твердотопливная (ведь выводим груз). с жидкостной могут быть проблемы.

        Коррекцию на орбите уже космическим буксиром делать, т.е. задача 2 ступени вывести на орбиту любой высоты.

        Итого получим что ускорение должно быть в районе 650 м/с2. Понятно что на самом деле расчеты сложнее, и ускорение будет нарастающим.

        Что касается прочности ракеты, можно распределить нагрузку действующую на ракету, не обязательно в донышко. Это ведь не пороховая пушка будет.


        1. arheops
          12.04.2017 06:25
          +2

          Там баки меньше миллиметра в некоторых частях. Вес в сотни тонн. Это же не снаряд. Если разогнать до 8к сразу в трубе, вес то будет меньше, но при вылете из трубы будет метеор.


  1. Dmitry_4
    12.04.2017 06:32

    Почему око забыли? Оно же тоже сверхтонкое


  1. Hayabusa
    12.04.2017 07:40
    +1

    Флагштоком на шпиле, например. У Бурдж Халифа таких метров — 244, если считать все необитаемое топ-пространство и 190 — если только шпиль.
    Меня по-прежнему зачастую поражает, какие формы иногда приобретает извечная человеческая склонность к фаллометрии. Ладно арабы, при количестве миллиардеров в ОАЭ другие методы просто не интересны, но с остальными странами то что?
    Можно с таким же успехом построить типичный дачный, простите, сортир на вершине Эвереста. И гордо называть его самой высокостоящей постройкой в солнечной системе.


    1. General_Failure
      12.04.2017 12:37
      +1

      Потом Маск построит сортир на Олимпе (не на том, который в Греции), и вы потеряете чемпионский титул :)


    1. tazepam
      12.04.2017 17:30

      Если это красиво, то почему нет?
      Если бы всё было исключительно функционально, то было бы изрядно скучно.


  1. OlegZH
    12.04.2017 10:24

    Да, страшно на всё это смотреть. Зачем это всё? Ну, я понимаю, если земля дорогая, вот постройки и тянутся вверх. Но! Это же всё совершенно расточительно. Дорого в постройке. Дорого в обслуживании. Чтобы там ни говорили про развитие технологий. Слишком много этажей. Слишком много квадратных метров. Слишком большая высота. («Рождённый ползать, летать не может.») Ради чего? Ради обалденного вида из окон и ощущения некой недосягаемости? Ради вещественного доказательства собственного величия Человека? Зная, что человек — существо горизонтальное, и зная, сколько у нас необихоженной земли, становится как-то не по себе от одного вида этих технологических колоссов.

    Самое ужасное, что наш «Лахта-Центр» уничтожает нашу Небесную линию. То есть: прогулка по Неве уже безнадёжно испорчена одним видом строительства «Лахта-Центра». Ещё страшнее представить, что будет, когда строительство закончится. После облицовки (зеркальным?) стеклом, здание будет слишком заметным и будет жутко «бликовать». Тут нужна особая технология «Стелс», чтобы скрыть здание.

    Если, уж, очень хочется войти в историю, то лучше все эти технологии и деньги (огромные!) [ надо ещё посмотреть, что, там, с налогами ] вложить в питерскую подземку. Вот, уж, точно, бы ли бы настоящие инвестиции в город! Да, у нас «плывуны». Да, почвы плохие. Да, грунтовые воды. И много чего ещё. Но это не значит, что нельзя быстро и качественно строить метро.

    Вот, если бы, кто придумал технологию обстраивания и достраивания существующих станций (без их закрытия), чтобы строить новые пересадки и новые ветки. Например, делать вторые входы/выходы у станций, имеющих только один вход/выход. Вот, у нас, есть ст. м. «Василеостровская». Тут нужен второй вход/выход! Причём, здесь нужна пересадочная станция. Есть же ещё ст. м. «Спортивная», от которой, вроде бы, и ход прорыт. А тут можно было бы сделать на глубине площадку, чтобы с поверхности можно было в удобном месте делать вестибюль (и не один!) и чтобы на другую станцию перейти можно было. Кстати, а кто мешает в этом месте сделать нечто аналогичное ст. м. «Технологический институт», когда на одной платформе встречаются поезда в одном направлении? Я и не говорю о такой возможности, как вертикальная шахта где крутится спиральный эскалатор!

    А «Лахта-центр» (кстати, а каков в том месте высотный регламент?) рискует однажды быть снесённым, если окажется, что он нанёс непоправимый ущерб Небесной Линии. Что же делать, тогда, с «Монбланом», который безнадёжно испортил вид Выборгской стороны?


    1. baldr
      13.04.2017 17:33
      +1

      Ничего он не нарушил. Красивое здание, будет украшением города. Унесли на окраину города, из центра не видно.
      Вы тогда сначала идите и устройте пикет за то, чтобы снести опоры ЗСД, которая тоже наверняка портит вам вид и проходит по территории заказника и вообще!
      Почему все так любят считать чужие деньги? Башню строит Газпром, скорость строительства видна невооруженным глазом и расходы вполне по нормам цивилизованных стран. А стадион (который у того же Газпрома отобрали) строит государство и мы все видим что там происходит и с каких пор.
      Перестаньте мешать городу развиваться! Сейчас Питер просто по инерции называется красивым городом, для туристов, впервые приехавших, архитектура в диковинку и они восторгаются (наверное).
      Но город в ужасном состоянии, старинные здания стоят и разрушаются, на всех домах толстенный слой грязи и пыли, которая летает в воздухе постоянно. Полгорода всегда стоит в пробках, дороги даже в центре разбиты… (сорри, что-то и меня понесло)…
      А метро — если бы не ЧМ2018 — то и с ним бы не стали ничего делать…


      1. OlegZH
        15.04.2017 14:40
        -1

        Унесли на окраину города, из центра не видно.
        Почему надо говорить прямо противоположное очевидному?
        опоры ЗСД, которая тоже наверняка портит вам вид и… вообще!
        Именно так и есть. Я и не говорю про утраченный вид со стрелки Елагина острова…
        Почему все так любят считать чужие деньги?
        Хотелось бы знать, куда уходят налоги, КЭП.
        Башню строит Газпром, скорость строительства видна невооруженным глазом и расходы вполне по нормам цивилизованных стран.
        Замечательно! Только непонятно, почему именно башня и почему именно в этом месте.
        Перестаньте мешать городу развиваться!
        Здесь какая-то ошибка. Развитием города было бы развитие его вширь (создание новых центров притяжения; а не спальных районов, генерирующих, в том числе, и пробки) и вглубь (реконструкция промзон, приведение в порядок исторических зданий, организации, а, не уничтожении, как сейчас, всяких мест для проведения досуга).
        Сейчас Питер просто по инерции называется красивым городом, для туристов, впервые приехавших, архитектура в диковинку и они восторгаются (наверное).
        А про жителей Вы забыли? Скоро такими темпами от старого города ничего не останется. Где же можно будет жить?
        Но город в ужасном состоянии, старинные здания стоят и разрушаются, на всех домах толстенный слой грязи и пыли, которая летает в воздухе постоянно.
        А что городские власти делают для исправления ситуации? И что они могут и хотят (в условиях федерализации бюджетов и совершеннейшей независимости самих властей от жителей)? Вот тут и нужны инвестиции. А что такое инвестиции? Это вложения в инфраструктуру. А инфраструктура у нас и так по швам трещит. Общественный транспорт в загоне.
        Полгорода всегда стоит в пробках, дороги даже в центре разбиты…
        Задайте себе простой вопрос: откуда пробки? Я бы здесь прочитал целую лекцию на тему пробок, но (пока) карма не позволяет. Но ответ есть и он, вообще говоря, лежит на поверхности.
        А метро — если бы не ЧМ2018 — то и с ним бы не стали ничего делать…
        Если бы у нас был развит бизнес, и у жителей города была возможность самим определять будущее города (обсуждая со специалистами генеральные планы и регламенты), то из принципиальных вопросов остались бы только технологические, потому, как строить метро в Питере, это чудовищная морока. И чемпионат мира здесь не стоит приплетать. Строительство метро должно идти своим чередом. Скорее, случилось обратное, из-за чемпионата были отложены другие станции и направления.


        1. ice938
          18.04.2017 12:49
          +1

          Задайте себе простой вопрос: откуда пробки? Я бы здесь прочитал целую лекцию на тему пробок, но (пока) карма не позволяет. Но ответ есть и он, вообще говоря, лежит на поверхности.


          А вы не в комментах лекцию читайте, а статью напишите! А мы, с энтузиазмом, будем ее обсуждать =)


  1. OlegZH
    12.04.2017 11:17

    Да, и чуть не забыл главное: каждый торчащий из земли длинный предмет замедляет вращение Земли!


    1. Squoworode
      12.04.2017 14:36
      +5

      Так вот почему Новый год быстрее наступит, если лечь в кровать!


  1. Ugrum
    12.04.2017 12:00
    -1

    каждый торчащий из земли длинный предмет замедляет вращение Земли!

    И однажды может зацепиться за небесную твердь! Вот где ужос та начнётси.


    1. QWhisper
      12.04.2017 12:12

      Ну если твердь сферическая, то максимум бошки снесет строителям или леса. Если твердь имеет разную высоту и вращается вокруг планеты, то опять таки ничего страшного снесет пару этажей или сам небоскреб.


      1. Ugrum
        12.04.2017 12:18
        +1

        А если твердь поломается? Или светильники посшибают.


      1. ice938
        18.04.2017 12:51

        А если за небесную ось зацепится?! =)


  1. ivan01
    12.04.2017 15:57

    У меня тоже есть фотка с лахтой над облаками, темновата правда и мелковата, но судя по качеству в статье тоже кроп.


  1. Jetmanman
    14.04.2017 07:48
    +1

    Как раньше строили Эмпаип Стэйт Биллинг, если для современных зданий пользуются лазерами и определением координат здания по спутникам и прочих совремнных возможностей? В первых статься это подавалось как нечто необходимое, без чего нельзя построить здание.