Меня такое сравнение даже немного радует – в нем чувствуется романтичный взгляд на строительные реалии. Однако дальнейшая «легендизация» небоскреба в этом направлении вскоре станет невозможной. Сказочного вида сверхмассивное ядро и хардкорный остов из металлов и композитов уже через полгода окончательно обернутся в стекло и навсегда скроются из виду.
by boyarskaya_48
Ну а пока наша атлантида не исчезла, самое время поговорить о металле – важной составляющей каркаса супертолла.
В конце июня на стройплощадке побывал корреспондент Антон Ратников. Читайте материал, подготовленный им специально для нашего блога.
СТОЛЬКО МЕТАЛЛА ЕЩЕ НЕ БЫЛО
Необыкновенно жаркий петербургский день. Мы сидим во временном здании, смонтированном на стройплощадке Лахта Центра. В середине — круглый стол для совещаний. В окне видно, как рабочие занимаются остеклением здания. Работа спорится. Движение не останавливается ни на секунду.
Остекление МФЗ
Мы с инженером строительного контроля Игорем Романенко некоторое время наблюдаем за этой сценой.
— Такого количества металлоконструкций на моей памяти не было, — возвращаемся к теме нашей встречи, — а я, поверьте, немало масштабных проектов построил, — рассказывает Игорь.
О каком количестве металла идет речь?
На саму башню нужно 22 тысячи тонн «с хвостиком» металлоконструкций. Еще 2 тысячи тонн пойдет на шпиль. Обрамляющее небоскреб МФЗ – плюс еще около 24 тысяч тонн — примерный вес среднего океанского круизного лайнера.
(Фотоисточник)
ЛОГИСТЫ 80-ГО УРОВНЯ
Если выразить тонны в штуках, то это – 189 тыс. различных металлоконструкций только для башни.
Не считая метизов!
Привезти на площадку такое количества металла – логистическая задача 80-го уровня.
— Можете себе представить, около тридцати процентов конструкций мы доставляли на площадку как негабарит с сопровождением специальных служб! – говорит Игорь.
Особенно строители гордятся тем, что пока удается избежать пробок на ключевом для города Приморском шоссе. Логистика рассчитана по минутам и продумана таким образом, чтобы вмешательство тягачей в городскую жизнь было минимальным.
Другая сложность – оперативное складирование. На площадке хранится небольшой запас металлоконструкций. Большую часть нужно сразу, «с колес», пустить в работу, иначе стройплощадка превратится в непроходимый металлический лес.
Устраивать крупные склады при такой плотной застройке просто негде
Действовать нужно быстро и безошибочно. Обычно это – взаимоисключающие понятия. А тут еще из десятков тысяч деталей — всего две повторяющиеся.
Тому причиной сложная конфигурация башни. Каждый этаж имеет свою площадь — либо шире, либо уже предыдущего. Поэтому и металлические конструкции на каждом уровне имеют свои специфические особенности.
Башня расширяется до 16-го этажа. затем сужается, плюс — кручение. Фото — Виктор Гусик
Так как же удается собрать металлокаркас и быстро, и без ошибок?
ПАЗЛ ВЫСОТОЙ В 462 МЕТРА
По сути Лахта Центр – это огромный металлический 3D-пазл. Только если, собирая модельку дома, вы можете передохнуть, выпить кофе или просто начать все сначала, то здесь права на небрежность нет.
Секрет сборки такой — каждую деталь оснастили штрих-кодом. Данные внесли в общую онлайн-базу. Все на площадке могут видеть, какая конструкция где находится в каждый момент времени. Удобно? Удобно!
— Если бы этой системы не было, невозможно было бы работать, — рассказывает Романенко.
Такая система маркировки основана на технологии BIM – интеллектуальной модели здания, которая объединяет всю проектную документацию с изменениями по времени.
BIM-модель МФЗ Лахта Центра
Кстати, в итоге застройщик убедил заводы внедрить эту систему на стадии производства. И заводам понравилось. Некоторые даже решили применять ее в последующей работе. Пошли навстречу новым технологиям.
КАК ПОСТАВЛЯЛАСЬ СТАЛЬ
Металлоконструкции для Лахта Центра изготавливают на двенадцати заводах. Это, пожалуй, рекорд. Из двенадцати производств – десять российские.
— Все крупные заводы работают на нашу стройку, — говорит Игорь.
Еще на стадии производства все конструкции, как космонавтов перед полетом в космос, тестируют прямо на заводах. И что только с ними не делают. Только если в центрифугу не втискивают.
Проектировщики и компания-инженер проекта тоже ведут детали от и до. В итоге удается избежать брака.
ПОЭЗИЯ МЕТАЛЛА
Еще одно чудо — колонны по периметру здания. При строительстве использовали технологию композитных колонн – железобетонных со стальным сердечником. С точки зрения строителей- «произведение искусства». И это правда. Если посмотреть на колонну в поперечном разрезе – вам покажется, что вы видите Мальтийский крест. Такая у нее изящная форма.
Форма Мальтийского креста образуется за счет двух сваренных между собой двутавровых профилей. Двутавровая балка – элемент исторический. Он произошел от развития формы железнодорожного рельса и стал первым нормированным строительным элементом.
Иногда слова Игоря Романенко об этих металлоконструкциях даже напоминают поэзию.
— У нашей колонны есть и изгиб, и кручение, и момент, и сжатие… — едва ли не декламирует он.
Да, каждая колонна имеет наклон и поворот. Отклонение для каждой– 2,89 градуса на каждую секцию. Так и осуществляется необычный эффект закручивания, который сегодня уже отчетливо виден.
— Композитные колонны — совместная работа двух материалов: металла и бетона, — продолжает рассказ Романенко. — А вообще мы первое гражданское строительство в России, где используется такая технология. Раньше таких стандартов просто не существовало. Проектировщикам пришлось согласовывать все это в профильных министерствах. А теперь композитные колонны могут строить те, кто пойдут за нами. Грубо говоря, мы повалили лес…
ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ ВСЕ СОБЕРУТСЯ НА ОДНОЙ СТОРОНЕ БАШНИ
Последние колонны собираются устанавливать ближе к концу лета. Затем перейдут к шпилю. Тому самому, который в будущем может составить конкуренцию главному шпилю Петербурга – на Петропавловке.
Шпиль будет иметь высоту 92 метра и весить две тысячи тонн. В отличие от основного здания, внутри не будет ядра – конструкция полая. Проектное решение таково, что со стороны шпиль будет казаться продолжением стеклянного фасада. С земли вы не заметите, где заканчивается одно и начинается другое. А верхушка шпиля нередко будет скрыта за привычными петербургскими облаками.
Игорь Романенко говорит напоследок:
— Мне иногда смешные вопросы задают. Ну, например, что произойдет, если все люди в башне соберутся на одной ее стороне: Неужели она накренится? Я в ответ просто смеюсь. Ничего с ней не произойдет. Конструкция супернадежная. И уникальная для страны.
Рассказывал Игорь Романенко — инженер стройконтроля Лахта Центра.
На площадке побывал Антон Ратников.
Видео про металлоконструкции
—
Фотоновости можно смотреть на нашем Telegram-канале.
Комментарии (80)
vanxant
06.07.2017 15:52+4Прям интересно стало, что такого могут делать в Венеции, чего не могут в Тагиле?
LoadRunner
06.07.2017 16:00Не в ту сторону думаете. Объёмы производства нужны колоссальные, чтобы темп строительства держать.
makev
06.07.2017 16:24+3В Венеции делают только один вид металлоконструкций — сердечники для колонн. Для них требуется определенная сертифицированная толстостенная сталь, которую у нас в постоянном режиме не выпускают.
Jackhetfield
06.07.2017 16:02+4Не хотелось бы докучать назойливостью, но на схеме заводов Череповец нарисован на пару тысяч км дальше, чем он на самом деле :)
И, для масштабности — 25к тонн металла для металлургического завода — это всего пара недель работы…springimport
06.07.2017 17:10Белгород находится сразу над Харьковом, а на карте он вообще непонятно где.
mishin
07.07.2017 08:54В Белгороде металлургических заводов нет. Есть в Старом Осколе Белгородской области. ОЭМК (Металлинвест)
denis-isaev
07.07.2017 13:14Старый Оскол тоже намного ниже. На карте точка «Белгород» в районе Смоленска нарисована.
impetus
06.07.2017 16:15+2Обрамляющее небоскреб МФЗ – плюс еще около 24 тысяч тонн — примерный вес крупного океанского круизного лайнера.
У вас на фотке MSC Divina массой ~140 тысяч тонн (большая часть из которых — железо корпуса и механизмов. Заодно это кстати и цене и сложности лайнеров)impetus
06.07.2017 16:22+2Сорри, не очень внимательно прочитал вашу фразу —
цитатаНа саму башню нужно 22 тысячи тонн «с хвостиком» металлоконструкций. Еще 2 тысячи тонн пойдет на шпиль. Обрамляющее небоскреб МФЗ – плюс еще около 24 тысяч тонн
limonuwka
06.07.2017 16:52+1вопрос про сердечники колонн возник
как они изготавливаются? судя по фото, это двутавр, к стенке которого приварены 2 тавра, я прав? т.е. сердечник собирается из сортаментых профилей (если да, то какой сортамент?)?
какую марку стали для них вы используете?
(может уже был вопрос, но все же) в каком комплексе все это проектировалось? Revit? сколько весит распечатанная и сброшюрованная стадия Р?)impetus
06.07.2017 16:56+1Судя по всему «мальтийский крест» итальянцы сразу таким катают. (И там по нашим классификациям «спецсталь».)
limonuwka
06.07.2017 17:00стык тавров на стенке двутавра не похож на катанный
и в наших классификациях (по крайней мере в сфере строительства) термин «спецсталь» не встречался ни разу. Сможете поделиться информацией по сему продукту?impetus
06.07.2017 17:04+2Сорри, да, похоже сварной. А спецстали в строительство у нас и не попадали по многим разным причинам. (я к стройкам никак, к металлургам немного боком… «Спецстали» — обобщёное название, для краткости, х10 к цене самой и любой обработки (в т.ч. сварки и покраски) обычно)
ARD8S
06.07.2017 20:01Вот мне тоже показалось, что колонны всё-таки сварены не из двух двутавров (иначе один пришлось бы пилить вдоль) а из сердечника и четырёх «тавров».
limonuwka
06.07.2017 18:43дополню еще вопрос (надеюсь, заметите)
каким образом эти сердечники стыкуются между собой, особенно с учетом энного угла поворота?makev
07.07.2017 13:38Марка стали сердечника — 460.
По стыковке — основное — добиться полного прилегания. Достигается фрезеровкой торцов, проверяется лазерным 3d-сканированием и частичной сборкой сначала на заводе, потом на стройплощадке. Вот тут директор по строительству очень подробно процесс и все меры описала:
makev
06.07.2017 20:04+3Да, шов сварной, по технологии вы правы. Вот картинка — один двутавр разрезают и приваривают.
Подробнее можно посмотреть в видео, которое в конце статьи прикреплено — там есть и комментарий, и кадры с завода.
По документации — на сегодня около 9 тысяч томов рабочей документации и ППР, не считая техкарт, листов авторского надзора, техрегламенты и прочего сопутствующего. Сколько это все весит — сейчас не подскажу.limonuwka
06.07.2017 21:26+1спасибо за ответ (каюсь, видео не посмотрел)
буду признателен, если ответите на предыдущий вопрос, по поводу монтажа, ведь нужен же равнопрочный стык, но сердечники не соосны, да и толщина металла такая, что корень проварить в построечных условиях просто адская задача. Если есть фото подобного стыка, то это будет очень круто (:
alekssaff
07.07.2017 11:59-1А можно было бы в обоих двутаврах прорезь до середины сделать, вставить их друг в друга и сварить. Надежнее было бы?
NINeOneone
07.07.2017 15:48А что, идея интересная — на потребительском уровне кажется, что так было бы надежнее.
limonuwka
07.07.2017 16:09+1а смысл? длина шва та же, длина реза та же, только оснастку дополнительную надо, что бы их воткнуть друг в друга
black_semargl
08.07.2017 21:49Длина реза вдвое больше — надо ведь полосу вырезать. И точность надо выше.
alekssaff
11.07.2017 18:28С обывательской точки зрения (я к металлам отношение имею как к Марсу) получилось бы что верхняя и нижняя часть балки имеют монолитную конструкцию в разных плоскостях, и да, согласен, что трудозатраты значительно выше. И с учетом того, что каждая балка имеет свой угол изгиба — скорее всего невыполнимо в принципе
zaq1xsw2cde3vfr4
06.07.2017 18:44А ведь скрутить в кучу железяки это далеко не весь головняк. Там еще есть такая интересная тема как снабжение водой и не только.
amarao
06.07.2017 23:00-9А как выглядит Лахта-центр на заднем плане исторической застройки города? Достаточно ли хорошо историческая застройка подчёркивает модерн и дерзость башни? Правильно ли передаётся мысль о том, что срали мы на историческую засройку и культурное наследие?
senia
06.07.2017 23:43+3Вы в Питере живете? Если да, то вас не затруднит показать фото с испорченным видом?
Просто я ежедневно вижу эту башню начиная от Кантемировского моста и далее проезжая Ушаковскую набережную. Дальше ее с набережных просто не видно.
Кантемировский мост — это как раз там, где стоит трехсотметровая телевышка.
При других ракурсах на башню там вид на намывные территории и ЗСД.
Единственное историческое здание, которой можно снять с земли с отчетливо различимой башней — Каменноостровский дворец. И то это будет не его парадный вид, а вид несколько сбоку.
Из центра на данный момент башня не видна с земли. С Исакиевского собора почти наверняка видна, но оттуда и порт с кранами видно. Пока там еще нет шпиля — после его монтажа может что-то и изменится, но изливать такие потоки яда по поводу столь отдаленного от центра здания пока преждевременно.Terras
07.07.2017 00:57+1Плюсую, хорошее место выбрали для здания. До исторического центра далеко, так что все нормально.
kresh
07.07.2017 04:08+1
senia
07.07.2017 08:12+3Вот я не сомневался ни секунды, что фото, аналогичное первому, появится.
Собор — 100 метров, башня сейчас — ~300. Тут она раза в 2 выше собора. Для этого снимать надо с 10 км от собора. То есть снималось это с володарского моста или дальше с фокусным расстоянием на бесконечность. И явно не с земли. И самое забавное: при такой съемке достаточно сместиться на пару градусов в сторону, чтоб башня исчезла с фона собора.
Таким способом можно вообще любые 2 высотные точки в городе снять, чтоб они казались близкими. Переместите точку съемки севернее и получите собор на фоне мостов ЗСД или в окружении кранов порта.
За второе фото спасибо. Снималось скорее всего с Троицкого моста — съезжу посмотреть. Но вообще вполне реалистично — и угол правильный и фоновой застройки нет из-за зоопарка.3abotin
07.07.2017 12:00-1Первое фото — явный монтаж для сравнения размеров.
n0ther
07.07.2017 13:07Комментарий автора «реально, если подняться в ясную погоду на крышу высотки на ул. седова с объективом 1500мм.»
senia
07.07.2017 15:14Судя по карте это Седова 58. 18 км от башни.
Хороший объектив — глазами с такого расстояния башню надо еще найти.
hyperwolf
08.07.2017 09:02Ну откровенно говоря, на фоне Петропавловской крепости Лахта-центр глазами видна, если идти по емнип, Троицкому мосту, особенно когда темно — подсветка Лахта-центра делает свое дело. Я там весной шел, обратил внимание.
senia
09.07.2017 11:04+1Вчера прокатился там: башня видна со всего Троицкого моста и с Дворцовой набережной от Троицкого моста до зимней канавки. Вот для сравнения фото башни и кранов с середины моста: https://goo.gl/photos/Xv4X6yKPWozanhiP6.
А здесь вид с набережной: https://goo.gl/photos/r1ff1TuWNPe1We2L7. Все фото с телефона без обработки.
От Эрмитажа уже надежно загорожена застройкой Васильевского острова.
Еще видно с Биржевого моста, но там башня теряется за стадионом.
Лично мое ощущение: стеклянная башня смотрится на фоне неба не контрастно и внимания к себе не привлекает. Вот если там сделают яркую подсветку, то могут сильно испортить ночной вид на Петропавловку с моста.
OlegZH
11.07.2017 14:02-2Из центра на данный момент башня не видна с земли.
Вы хотите, чтобы я (например) специально для Вас выложил здесь (кстати, а как здесь можно вставлять картинки?) фотографии прямо «с земли»?
Лахта-центр уже давно видно с Дворцовой набережной. Если прогуляться от Зимнего Дворца (почти от Дворцового моста, начиная где-то с угла Зимнего Дворца) до Гагаринской улицы (быв. улица Войнова), то Лахта-центр будет плавно скользить на фоне Петропавловской крепости. Причём, если стоять в створе Зимней Канавки, то можно увидеть каким удивительным образом контрастируют башня Лахта-центра и Князь-Владимирский Собор. Я, даже, заметил как башня стала видна из-за домов, если идти уже по Адмиралтейской набережной в сторону Сенатской площади.
Так что, извините, но наша Небесная Линия уже искажена башней Лахта-центра.
Да, люди привыкнут. Но мы ещё посмотрим, как башня будет бликовать в солнечную погоду. В этом смысле, даже, хорошо, что у нас мало солнечных дней. Если, конечно, при строительстве не используется какое-то особое небликующее стекло и об этом нам здесь хорошо напишут.
(Хотя, да, было бы сказочно сделать так, чтобы на расстоянии башню не было видно совсем. Такая избирательная технология «стелс».)senia
11.07.2017 20:19+1Вы хотите, чтобы я (например) специально для Вас выложил здесь (кстати, а как здесь можно вставлять картинки?) фотографии прямо «с земли»?
Вы несколько припозднились с комментарием. Выше уже это обсудили и я даже успел съездить проверить и выложил фотографии.
Gutt
07.07.2017 16:36Уточню: место постройки Лахта-центра перенесли из начально планировавшегося. К большому удовольствию многих жителей Питера, на старой площадке нашли интересующие археологов культурные слои и стройку на этом основании тихонько прибили.
2fidel
09.07.2017 06:22+2А может поговорим об исторических видах на примере гостиницы санкт-петербург? На которой десятиметровыми буквами написано САМСУНГ и РОСТЕЛЕКОМ?
Они как раз и в фон петропавловской попадают, и в фон авроры и т.д.
Привести еще примеры подобных исторических видов в СПБ?amarao
10.07.2017 10:14-1Один насрал, остальным тоже можно?
grieverrr
10.07.2017 16:38+3Рано или поздно «сити» появляется во всех мегаполисах, тут ничего не поделаешь. Если помните, самая жесть была когда они эту дуру через речку от Смольного вкорячить хотели, да еще и на месте исторических раскопок шведской крепости. Ничего, тогда город отбился.
Сейчас это решение выглядит хоть как-то приемлемым, и по чесноку, в живую выглядит довольно таки завораживающе, хотя и непривычно.Chamie
11.07.2017 16:24+2на месте исторических раскопок шведской крепости
Разве там не в процессе стройки эти раскопки и появились?
KoToSveen
07.07.2017 07:48+2Вопрос про работу кранов: если с земли поднимать груз до самого верха, какова амплитуда его раскачивания от того же ветра? Возможно, груз как то страхуется (второй трос снизу например)?
makev
07.07.2017 15:46При сильном ветре, свыше 15 м/сек, когда амплитуда раскачивания будет вне допустимых пределов, работы останавливают. При ветре ниже дополнительная страховка груза не требуется.
В отдельных случаях, не связанных с ветром, при подъеме применяют дополнительное оборудование. Например – вот такое приспособление у нас использовали для того, чтобы транспортировать груз подальше от фасада на участках с отрицательным уклоном – на нижние уровни до 16 этажа, когда башня расширялась.
SlavaSA
07.07.2017 12:00Скажите пожалуйста какое ПО использовалось при проектировании архитектуры, вы просто BIM упоминаете в статье, хотелось бы знать поподробнее.
kvasvik
07.07.2017 13:07Металлоконструкции могли бы баржами подвозить, заодно проблему с нехваткой места на площадке решили.
makev
07.07.2017 13:48+3В этой части побережья — мелководье. Для баржи надо еще хотя бы два метра дополнительной глубины. Ну и плюс короткий судоходный сезон — в самом лучшем случае с конца апреля до начала ноября. Делать дноуглубление подходного канала при таких вводных сочли нецелесообразным.
dmitry_ch
07.07.2017 15:03Не задавая вопроса «зачем» (зачем в городе, где 99% компаний отлично сидят в совсем даже не высотных зданиях, стоить на краю города высотку?), хочу спросить:
— на вашей (отлично иллюстрирующей, кстати) фотографии, где башня снята сверху, в сторону проспекта рядом
Заголовок спойлераmakev
07.07.2017 15:32Хорошо, давайте посмотрим на фото. В левой части хорошо видно, что машины едут в сторону Сестрорецка, в направлении центра практически пусто. Из чего можно сделать вывод – выходной день, люди едут за город. В будние дни полоса в сторону центра будет с плотным движением, в сторону Сестрорецка – наоборот. Те, кто поедут в комплекс, будут использовать пустующую полосу, т.к. им надо в противоположную сторону, чем едет основной поток. Это называется реверсивное движение.
dmitry_ch
07.07.2017 15:37Давайте не делать предположений. Дорога тут одна, она, хоть и на 3 полосы, но забивается пробкой отлично. А если на ней какая проблема, то совсем грустно.
Впечатление, что сторойка строится, потому что строится, там, где получилось. Будет торчать на краю города шпиль, которому нет равных в России, и будет. Насчет пользы — что сказать?NINeOneone
07.07.2017 15:53+1Насчет пользы — это ужасно красиво. Мне кажется у нас слишком мало строят по этой причине.
makev
07.07.2017 16:15+2Это не предположение, это расчеты. На бытовом уровне их легко проверить просто поехав в любой из дней в сторону, противоположную основному потоку.
По поводу пробок — есть вообще места, где их нет? Неужели в центре их меньше, чем на окраине? Надо развивать ОТ и надо развивать периферийные районы, чтобы люди не ездили массово и ежедневно в центр. Чем ближе к дому будет достойная инфраструктура для жизни и работы — тем лучше. Вам не нужен автомобиль, если вы за 10-15 минут можете пешком дойти, куда вам нужно.
А насчет пользы — что ее обсуждать, если у вас выводы готовы;)?
Lezenford
07.07.2017 17:27Если бы не было пользы — не нашли бы таких инвестиций для строительства. Значит, ее видят.
Color
При взгляде на фото невольно напрашивается вопрос — а те конструкции, которые остаются в контакте с воздухом, так и остаются ржавыми, ничем не покрываются после сборки?
makev
На все металлоконструкции уже нанесено покрытие на заводе — это как раз такой грунт даёт металлу красный цвет.
В дальнейшем, после установки и монтажа, наносится дополнительно специальное огнезащитное покрытие.
Металл, который является частью композитных конструкций — например сердечники колонн, находится в бетонной среде и дополнительное покрытие ему не требуется.
impetus
Что бы бетон прилип к металлу — металл должен быть голый, некрашеный. Так что все те, которые рыжие, а не красные — похоже честная ржавчина. что весьма странно на такой стройке. Не могли бы вы узнать-уточнить?
(вот тут у вас зимние фотки их же — похоже, всё же, покрытие.)
Denkenmacht
Там все просто — конструкции, которые в дальнейшем не будут зиливаться бетоном — уже заранее покрыты красным крунтом, в дальнейшем их покроют огнезащитным составом и все. Конструкции, которые идут в заливку, изначально грунтом не покрываются, поэтому колонны с сечением «мальтийский крест» ржавые, ничего странного в этом нет, это нормально. Все армирование монолита делается из голого металла (арматура и проч.).
yurisv3
железный сурик — с бОльшего и есть почти ржавчина. «почти» — потому что оксид, а не гидроксид. но цвет тот же.
makev
Перед бетонированием поверхность металла колонн пескоструят до нормативного состояния.
impetus
ага, спасибо!
P.s. (сразу доп. вопрос возник — сколько времени занимает пескоструйка? — это не быстрый процесс и песок довольно дорогой и пылит, т.е. в это время никаких иных работ рядом проводить нельзя, т.е целая смена скорее всего уходит на это дело?)
makev
вы так спросили, что мне добавить пожалуй нечего))