imageС развитием цифровых платформ, связывающих поставщиков услуг и потребителей, все чаще можно заметить странный феномен — одна из сторон ни с того ни с сего начинает находить изъяны в еще вчера казавшейся идеальной бизнес-модели. Для процессинговой компании PayOnline подобные цифровые платформы представляют особый интерес, поэтому тенденции, затрагивающие этот сегмент рынка, для нас всегда актуальны. Ниже перевод материала, автор которого дает вышеупомянутому феномену специальное определение: «амнезия мэтчмейкерской модели».

Мэтчмейкеры — компании, которые помогают двум или нескольким группам клиентов найти друг друга в рамках своей платформы. К этому понятию можно отнести как динамичные публичные компании, такие как Alibaba, Facebook или Visa, так и наиболее дорогие стартапы вроде Airbnb и Uber.

Пугающая эпидемия поразила многих мэтчмейкеров, достаточно удачливых чтобы решить наиболее серьезные проблемы этой модели: успешный запуск и масштабный рост. По словам Карен Уэбстер, Uber, Facebook, Android и даже OpenTable вкупе с платежными сетями и некоторыми другими инноваторами страдают от этой болезни. Она возникает у одной из заинтересованных участников платформы, ранее получивших немалую пользу за счет ее стремительного роста и особенностей ее модели. Теперь же такие участники хотят продолжать получать те же результаты и даже больше, но за счет еще меньших усилий. В этом материале Карен ставит диагноз и предлагает лекарство, которое, по иронии судьбы, оказалось в точности тем же средством, которое изначально обеспечило успех мэтчмейкеров.

В среде мэтчмейкеров свирепствует эпидемия


Этот факт вызывает особое беспокойство, поскольку речь идет об одной из тех загадочных болезней, поражающей бизнесы когда те меньше всего ее ожидают. Вероятно именно поэтому предотвратить ее заранее невозможно. Однозначного лекарства нет, а путь к его получению может быть мучительно долгим, изнурительным как ментально, так и физически. Впрочем, если ваша компания не относится к категории мэтчмейкеров и вы считаете, что у нее есть иммунитет, возможно, вам следует хорошенько и еще раз подумать. Болезнь эта вполне может оказать существенное влияние на вашу возможность работать с мэтчмейкерами как сейчас, так и в будущем. Последнее зависит о того, насколько широко распространиться эпидемия и как сильно пострадают от нее те мэтчмейкеры, которые ее переживут.

Диагноз: амнезия мэтчмейкерской модели.

Это состояние поражает подобные компании после того, как они вложат миллиарды в свои платформы, добьются их масштабного роста путем предложения привлекательных условий для всех сторон, участвующих в их работе и извлекающих из этого выгоду. Такие игроки уже преобразили секторы, в которых работают. Начинается все с того, как одна из сторон платформы внезапно набрасывается на мэтчмейкера и начинает требовать изменений. Подобно клетке, которая внезапно начинает вести себя враждебно по отношению к родному организму и отвергает тело, которое дало ей жизнь.

Возьмем, к примеру, Uber


Спросите любую начинающую компанию-мэтчмейкера, кем она восхищается больше всего, что я, к слову, делаю каждую неделю на The Matchmaker Is In. Слово Uber так часто звучит в ответ, что мне приходится немного менять формулировку вопроса: «А кроме Uber, какими мэтчмейкерами вы больше всего восхищаетесь и вдохновляетесь?»

Нет никаких сомнений в том, что Uber с его умением применять технологии для ускорения роста мэтчмейкинговой экономики уже давно стал в этой среде культовой компанией.

Историю успеха Uber сегодня знают все кому не лень. Сумев эффективно воспользоваться мобильными телефонами, операционными системами от Apple и Android, а также платежными инструментами, облачными и некоторыми другими технологиями, таких, как GPS и карты 2009 года, платформа Uber полностью изменила облик сферы перевозок. В США сервис почти единолично устранил проблемы взаимодействия между водителями, желающими заработать и повысить свою занятость и потребителями, стремящимся попасть из одной части города в другую и готовым заплатить водителю, который поможет им это сделать.

Благодаря UberX (UberPOP за пределами США), водители получили еще больше клиентов, а потребители — еще один удобный способ добраться из одного пункта в другой. Раньше они выбирали между четырьмя вариантами: тащиться к автобусной остановке или метро в ненастную погоду, выйти из офиса или поднять руку чтобы поймать такси и поехать на рабочую встречу или даже купить машину. Потребители хорошо умеют оценивать «рентабельность» каждого из этих выборов в той или иной ситуации. Что же касается UberX, то возможность запрыгнуть в такую машину, доехать в ней куда нужно, не думая об оплате, которая происходит в момент выхода из салона сама собой — магия, которая зачастую ставит точку в вопросе выбора клиентом средства передвижения. Сочетание надежности, постоянства услуг, ощутимой выгоды и незаметных платежей превращает опыт Uber в простой и непринужденный способ перемещения по городу. А кроме того — еще и в очень привлекательное предложение для водителей.

Они, конечно же, представляют собой вторую заинтересованную сторону, необходимую сервису для того, чтобы его мотор мэтчмейкинга жужжал и шумел как положено. Первыми партнерами Uber были водители лимузинов, получившие возможность монетизировать «окна» в своем рабочем графике. Сервис выплачивал таким водителям «подъемные» за регистрацию и гарантировал почасовую ставку, независимо от того, сколько времени они на самом деле проводили на выездах. Таким образом, компания собрала большой автопарк, чтобы иметь возможность в любой момент предоставить пассажиру необходимую услугу. Эта стратегия до сих пор остается главной для успешного запуска на новых рынках. Взяв ее на вооружение, Uber довольно быстро превратился в главного работодателя для хозяев черных автомобилей, поскольку замена человеческих диспетчеров автоматизированной технологией, бронирующей новые заказы как только они высадили предыдущего пассажира, конечно же, оказалась для них более выгодным предложением.

Постепенно Uber расширял свою платформу за счет новых сервисов, таких, как UberEATS, и водители получали новые возможности заработка, такие как доставка еды клиентам между поездками. Uber, то есть платформа, «делает деньги» когда ее водители, то есть ключевой и заинтересованный участник этой платформы, находятся на выезде, поэтому у компании есть стимул предоставлять им варианты занятости как можно чаще, постоянно развивая и улучшая сервис в этом отношении.

Кстати, о деньгах. Водители UberBlack получают 80% от стоимости поездки, после ее оценки, тогда как для UberX эта цифра составляет 75%. Все они ездят на собственных машинах или автомобилях оператора, на которого работают. По данным свежей статьи, которую я прочла при подготовке к написанию этого материала, если бы Uber владел всеми автомобилями, которые оказывают услуги под его эгидой, его стоимость оценивалась бы в 4 млрд долларов. Представьте сколько таких машин ездит по всему миру. Водители сами оплачивают бензин и ремонт автомобилей. У сервиса также есть минимальные стандарты качества, которым автомобили должны соответствовать, чтобы иметь возможность участвовать в его работе.

В течение очень долгого времени, единственными врагами Uber были операторы такси, которым, после его прихода на рынок, пришлось наблюдать, как ценность их бизнеса обрушилась на глазах. Лицензия водителя такси когда-то была вложением, которое, по словам самих таксистов, каждый год значительно превосходила рост индекса S&P. Теперь же дела обстоят совсем иначе.

В Нью-Йорке сегодня насчитывается более 1600 предложений о продаже лицензий и желающих их приобрести не находится. Когда-то давно они могли стоить более миллиарда долларов. В наше время лицензия, которая еще некоторое время назад могла бы уйти за 1.3 миллиона была недавно продана за 400 тысяч, но ни один банк не согласился целиком кредитовать ее покупку. За последние 7 лет, Uber превратился в более простой и привлекательный для потребителей способ передвижения, что сделало такси, а значит и профессию водителя такси, менее привлекательными. По данным Uber, в одном только Нью-Йорке в настоящее время к ним еженедельно обращаются 500 новых водителей, желающих стать партнерами.

Но на пути к успешному взлету мэтчмейкинговой платформы Uber, стоимость которой сейчас оценивается в более чем 60 млрд долларов, произошла одна забавная вещь.

Смотрим дареному коню в зубы


Некоторые водители теперь тоже набросились на Uber.

Этим недовольным нравится свобода и гибкий график работы, который можно подстроить под себя, но не нравится необходимость платить 20 или 25% тарифа. Они высказывают недовольство тем, что им приходится пользоваться собственным автомобилем. Они негодуют, что компания не предоставляет пособия по болезни, выходные пособия или другие льготы и надбавки, которые есть у сотрудников обычных компаний. Они жалуются, что Uber пытается сэкономить на них везде, где только возможно.

Они недовольны, что на дорогах слишком много водителей сервиса. Негодуют, когда Uber снижает тарифы, чтобы привлечь большее количество пассажиров и это отражается на их прибыли. Они даже было жаловались, что им платят еженедельно, до тех пор, пока компания не запустила мгновенные выплаты совместно с GoBank и теперь им не нравится, что для получения таких выплат требуется наличие отдельного счета в GoBank. Во многих штатах, водители сервиса в своих блогах пишут о том, что почасовой оклад Uber за вычетом всех затрат оказывает ниже минимальной заработной платы по штату даже несмотря на то, что подобные сравнения с почасовой ставкой не совсем справедливы и верны. Если же Uber гарантирует минимальную почасовую ставку в некоторых городах даже зимой или в позднее время, когда спрос на подобные услуги невысок, то водители жалуются, что для того, чтобы извлечь пользу от этого экономически выгодного предложения им приходиться «брать» как минимум 90% всех поездок.

Во многих штатах, включая Массачусетс, водители перешли от жалоб к действиям


Они направили свои претензии к регуляторам и привлекли юристов для подачи коллективных исков против сервиса. На основании того, что Uber сам устанавливает правила, в том числе и ценовые, они требуют относиться к ним как к полноценным штатным сотрудникам и предоставлять им гарантии оплаты почасовых ставок. Конечно, в США бывает и наоборот: юристы, специализирующиеся на коллективных исках сами находят таких недовольных, чтобы подать иск, а вместе с ним, возможно, получить кругленькую сумму за свои услуги.

Не буду давать какие-либо комментарии относительно обоснованности этих претензий или правовых тонкостей трудового законодательства и сотрудничества с независимыми подрядчиками, поскольку это просто не в моей компетенции. Моя работа — проанализировать влияние эпидемии мэтчмейкерской амнезии, угрожающей этой бизнес-модели. Следует также попытаться понять, что она означает для таких компаний и всех, кто получает пользу от предоставляемых ими услуг.

В начале 2010 годов, когда Uber вкладывал миллиарды в создание своего бизнеса и расширение платформы, все были по-настоящему счастливы. Сервис был чем-то по-настоящему новым и все хотели с ним поработать. Водители называли Uber лучшим событием за всю историю бизнеса перевозок по первому требованию, избавившим их от многих проблем и открывшим для них новые возможности. Для многих Uber был легкой подработкой — способом получить дополнительный доход всякий раз, когда водителю это было удобно.

Тем же, для кого Uber стал постоянным и основным источником заработка, новый сервис показал, что значит быть хозяином самому себе и не беспокоиться при этом о постоянной занятости. Технология позволяла им как получать стабильный поток клиентов, которым нравился сервис, так и устранить праздные ожидания между заказами, поскольку тарифы формировались на основании того, насколько близко к пассажиру оказывался водитель на момент получения запроса.

Сегодня, после получения своей выгоды от сервиса Uber и всех технологий, которые компания в него включила, их взгляды на степень полезности платформы изменились. Почему Uber должен получать так много прибыли, вопрошают сегодня водители, за их счет? Компания стоит 60 миллиардов, жалуются они, и, стало быть, пришло время вернуть немного прибыли. Ведь это именно они помогли наладить успешную работу сервиса.

Надо понимать, что подобная аргументация оставляет без внимания два факта


Факт номер 1. Если не считать оценку стоимости компании в 60 млрд долларов, совсем неясно, действительно ли Uber — прибыльный бизнес и есть ли у него, таким образом, деньги, которые он мог бы «вернуть». Нельзя сказать наверняка, но есть подозрение, что одна из причин, по которой компания еще не вышла на IPO заключается в том, что она хотела бы избежать публичного разглашения проблем с балансовой отчетностью. Как бы то ни было, едва ли Uber представляет собой скрытую Apple-подобную структуру, держащую миллиарды или хотя бы сотни миллионов без дела на своих банковских счетах.

Факт номер 2. Как ни странно, основная цель существования платформы — получение прибыли. И делает она это путем упрощения взаимодействия между разными группами своих клиентов. Так или иначе, кому-то придется за это платить. В случае с Uber есть только две стороны, за счет которых компания может извлекать свою прибыль: водители и пассажиры.

В более широком смысле это решение принимается мэтчмейкерами на основе того, какая из сторон больше нуждается в другой. Эта сторона становится «доходной» для платформы. В модели Uber, каждая сторона платит за то, чтобы стать частью платформы: потребители платят пассажирский тариф, однако именно водитель получает оплату за предоставление услуги. Uber делает возможным для водителя поиск пассажира и предоставление услуг. Будучи мэтчмейкером, Uber, таким образом, монетизирует услуги водителя, который получает прибыль благодаря способности компании предоставить установившего приложение и готового оплатить поездку потребителя.

Uber, конечно же, мог бы изменить этот подход. Подобным образом он вполне мог бы решить брать 20% стоимости поездки с потребителя, а после — передавать оставшуюся основную ее часть водителю. Наиболее вероятным результатом таких изменений стало бы серьезное падение популярности сервиса, которое привело бы к очередным недовольствам, на этот раз — из-за недостаточной занятости.

Старая мелодия на новый (короткий) лад


Если вы знакомы со сферой платежей, вы наверняка подумали, что уже видели нечто похожее.

Это противоречие лежит в основе битвы мерчантов и платежных сетей, бушующей вот уже несколько десятков лет. Платежные сети вкладываются в технологии, предоставляющие потребителям возможность пользоваться выпущенными любыми банками картами у любого мерчанта, принимающего этот вид карт. Это было очень круто до тех пор, пока все больше потребителей не начали пользоваться этой возможностью. В итоге серьезно вырос объем, что привело и к увеличению одной статьи расходов в балансе операторов платежных сетей под названием «межбанковские комиссии».

Как и водители в случае с Uber, мерчанты все время вопрошают, почему платежные сети, определяющие и взимающие с них выгодный для себя процент межбанковских комиссий чтобы обеспечить работу платежных систем, делают деньги за их счет. Ведь кроме них, есть еще и потребители, которым нравится пользоваться картами и которые делают это регулярно, по собственному желанию, а благодаря стараниям магазинов мерчантов, к тому же еще и безопасно.

Любопытно, что именно таким был основной аргумент, которые лег в основу недавнего антитрастового судебного разбирательства с участием Amex. Суд первой инстанции определил, что договоренности между Amex и мерчантами ограничивали торговлю последних и нарушали антимонопольное законодательство. Однако 26 сентября федеральный апелляционный суд отменил это решение.

Ссылаясь на основы теории двусторонних рыночных сетей и подробные труды Девида Эванса на эту тему, судья апелляционного суда постановил, что мерчанты не имеют права мотивировать покупателей отказываться от карт Amex в своих магазинах просто потому, что они — «более дорогие» для продавцов. Судья сказал, что меры, в поддержку которых выступают мерчанты, попросту принудят платежные сети переложить затраты на потребителя, что в конечном счете отрицательно скажется и на бизнесе самих мерчантов.

Однако платежные сети или сервисы райдшеринга — не единственные компании, которые оказались охвачены эпидемией амнезии мэтчмейкерской модели.

Это и Facebook с его встроенной игровой платформой и Android, желающий монетизировать свою бесплатную ОС за счет встраивания в нее приложений. Это и OpenTable, создавший приложение, помогающее ресторанам заполнять свободные места и взимающее с них 1 доллар каждый раз когда они всего лишь оформляют с его помощью резерв.

Эти и любой другой мэтчмейкер, ставший достаточно большим в глазах «доходной» стороны, в результате чего она вдруг позабыла о той ценности, которую некогда получила от платформы, и теперь считает, что должна получать тот же сервис, но за меньшие деньги.

Настоящие жертвы


Все это служит в качестве поучительной истории для мэтчмейкеров и всех желающих ими стать.

Достижение целей, к которым стремятся все мэтчмейкеры — запуск и масштабный рост — может также привести к тому, что заинтересованные стороны станут жертвами амнезии мэтчмейкерской модели. Это заболевание сотрет любую память не только о той ценности, которую они извлекли из вашей платформы, но и тех средствах, которые им пришлось бы вложить не будь у них столь удобной системы поиска клиентов или других сторон.

Чтобы излечить его, вы могли бы возвращать им большую часть прибыли (или даже всю), которую вы вместо этого, вероятно, вкладываете обратно в платформу. То есть те деньги, с помощью которых вы могли бы увеличить ценность платформы в глазах другой стороны. Ценность, получить которую за те же деньги без вашей помощи едва ли возможно.

Настоящая жертва амнезии мэтчмейкерской модели — это заболевшая сторона


Добившиеся масштаба мэтчмейкеры имеют достаточную поддержку второй стороны, в данном случае — потребителя, чтобы привлечь других поставщиков услуг для удовлетворения его потребностей. И вот так, вместо того чтобы служить причиной заболевания, масштабный рост на деле может стать для него лекарством.

Масштабный рост влечет за собой рост продаж. И это лучшее лекарство из всех возможных, если вам кажется, что вас поразила хворь под названием амнезия мэтчмейкерской модели.

image
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (24)


  1. Saffron
    17.11.2016 11:30
    +1

    Ситуация простая как орех. У вас есть посредник. Пока его не было, всем было плохо. Когда он появился, стало лучше. Потом две стороны задумались, нельзя сделать ещё лучше? Сделать посредника ещё тоньше. В теории — конечно можно. Вместо Uber появится UberUber, который будет делать то же самое, но за меньшие деньги. В конце-концов, рабочее время серверов матчмейкинга стоит недорого. На практике есть проблема с естественной монополизацией. Но решить её вполне по силам — либо за счёт государственного регулирования, либо за счёт масштабных инвестиций в конкурента.


    1. Erelecano
      17.11.2016 12:28
      +3

      Решать проблемы взаимодействия двух физических лиц государственным регулированием? Это вы мощно придумали. Uber позволил уйти от вмешательства государства в поиск клиентом исполнителя, а вы предлагаете снова вернуть в цепочку государство и убить всю идею.


      1. Saffron
        17.11.2016 16:16

        Если взаимодействие двух физических лиц, то почему они не могут договариваться о цене поездке? Нет, Uber там играет существенную роль. Если не верите — представьте, что все его счета в банке заморозили и водители с пассажирами начали рассчитываться непосредственно. Вот это и будет прямое взаимодействие физических лиц.


    1. Losted
      17.11.2016 12:39
      +1

      На самом деле в Москве оно уже само начало регулироваться. Количество машин Uber на окраине или в области за последние полгода резко упало. По словам таксистов как раз из-за того, что заработать с ним стало довольно сложно. Для меня это означает меньшее количество поездок с Uber и замену его дургими сервисами.


  1. maxpsyhos
    17.11.2016 12:52
    +3

    ИМХО, всё предельно просто.
    Как только Uber появился, пошла с двух сторон волна эйфории. Со стороны заказчиков — снижение цены и времени ожидания. Со стороны водителей — ощущение абсолютной свободы и сам-себе-хозяиновости.
    А прошло время, и до водителей дошло, за чей счёт был банкет. За «свободу» и 80% таксы на водил спихнули все затраты и риски. Чтобы обеспечить низкую цену, компания сама в одностороннем порядке устанавливает тарифы. В результате у водил остался только один способ влияния на свой доход — вджобывать всё больше и больше.
    Внезапно оказалось, что лицензия таксиста и работа «на дядю» имели смысл. Кто-то и рад бы свалить обратно, да теперь уже особо некуда. Вот и требуют, чтобы Uber стал новым «дядей».

    По поводу «амнезия мэтчмейкерской модели» не согласен.
    Когда ты в море возможностей сводишь независимых покупателей с независимыми исполнителями, максимально удовлетворяя интересы тех и других — это мэтчмейкинг.
    Когда ты монополизировал рынок и жёстко диктуешь условия исполнителям — это классический бизнес по предоставлению услуг с подрядчиками-исполнителями.


    1. tundrawolf_kiba
      17.11.2016 17:32
      +2

      В общем оказалось, что «свободный рабочий график» = «круглосуточная занятость».


  1. Ivan22
    17.11.2016 14:51
    +2

    В мэтчмейкерской модели прайсы устанавливает продавец, а не метчмейкер. Он только свой % получает.
    Классика — букинг.com!!!
    А у убера тарифы устанавливет убер, что делает их негибким, и появляется уязвимость к дисбаласу в спросе и предлоежнии.


    1. site6893
      17.11.2016 16:58

      ага, только у букинга требование нигде не «продавать» по ценам ниже чем у них на сайте, тоже своего рода влияние на цены.


    1. Wesha
      18.11.2016 04:14

      А у убера тарифы устанавливет убер,

      В рыночной экономике тарифы устанавливает рынок.


      Не нравится убер? "Походи по базару, поищи подешевле". Как только образуется незаполненная ниша, тут же образуется желающий её заполнить.


      1. stokker
        18.11.2016 05:19
        +1

        «В рыночной экономике тарифы устанавливает рынок»

        Только это уже не мэтчмейкеры, а таксопарк.


        1. Bas1l
          18.11.2016 14:21

          Который притом ловко избавился от всех обязательств перед наемными рабочими—своими таксистами. Ни налогов (на пособие по безработите, к примеру), ни страховок (медицинской, на нетрудоспособность), ни пенсионных выплат…


          1. Wesha
            18.11.2016 23:44

            Который притом ловко избавился от всех обязательств

            А плюшек никто на входе и не обещал. Нравится — работай (таксистом). Не нравится — переквадифицируйся в управдомы. Свобода-с!


            1. stokker
              19.11.2016 12:08

              Государство для того и существует, чтобы таких хитрецов, как Убер, к ответственности призывать…


              1. shifttstas
                21.11.2016 17:38
                +1

                Всем кому не нравится убер могут пойти работать в таксопарк, а раз есть люди которые готовы работать на таких условиях — их всё устраивает


                1. Bas1l
                  22.11.2016 20:12

                  Можно посмотреть с другой стороны. Недавно суд в Англии постановил, что убер подпадает под определение работодателя. Из-за степени контроля и ограничений, что он накладывает на таксистов. А раз ты работодатель, то будь добр, делай то, что все остальные работодатели (плати налоги, обеспечивай мед страховку, пенсию и т.п.). А так это нечестная конкуренция.

                  Конечно, таксисты могут уйти, но вместо них придут какие-нибудь другие. Так что таксисты всего лишь пытаются заставить убер играть по правилам, и правильно делают. Выполняют свой гражданский долг, можно сказать.


      1. Saffron
        18.11.2016 08:35

        > В рыночной экономике тарифы устанавливает рынок.

        Чтобы экономика оставалась рыночной необходимо периодически гонять монополистов.


    1. EndUser
      18.11.2016 12:36

      Мой краткий, но разочаровывающий опыт показывает, что водители InDriver зажрались, не приезжают на ставки втрое выше, чем «попутке рукой махнуть».


  1. springimport
    17.11.2016 17:06

    Насколько я знаю, таксистам в NY точно не стоит жаловаться на прибыль.


  1. stokker
    18.11.2016 02:08

    Вообще не вижу смысла исходить кипятком от Убера, который является всего лишь новой формой старого понятия такси. У нас принято и простым водителям голосовать, чтобы те подвезли. Добавьте Уберу налоги и антимонопольное законодательство и этот бизнес станет таким же, как и все.


  1. Paskin
    18.11.2016 09:56

    Это как кроссовки Abibas — поскольку пошив стоит примерно одинаково у всех, низкие цены можно получить только сэкономив на материале, контроле качества и т.п. При этом премиум-бренды выезжают за счет престижа, а нормальные бюджетные производители разоряются.


    1. Saffron
      18.11.2016 11:20

      Ассиметричность информации или почему рынок не работает — ему нужны костыли регулирующих органов
      https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%81%D0%B8%D0%BC%D0%BC%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C_%D0%B8%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8


      1. EndUser
        18.11.2016 12:42
        -1

        http://meyerweb.com/eric/tools/dencoder/


        1. Wesha
          18.11.2016 23:46
          +1

          Всё гораздо проще: перед тем, как скопировать адресную строку файрфокса, впечатываете в самом её начале пробел — и, о чудо, она копируется нормально: " https://ru.wikipedia.org/wiki/Асимметричность_информации".


          1. EndUser
            19.11.2016 10:52

            Это не моя проблема. Это совет запостившему такой URL, так как любому читателю комфортно понимать, куда он кликает, ясность что собой являет URL.