В предыдущей статье мы рассказали о том, как сократить издержки на запуск, производство и логистику продукта благодаря грамотному подходу к его проектированию. Этот текст мы посвятим тому, как промышленный дизайн работает на повышение продаж. В конечном итоге, цель любого бизнеса — продажи, предполагает ли он разработку нового, модернизацию старого или вообще относится к сфере услуг.
То, что маркетинг перестал быть основным инструментом продаж, аналитики бизнес-процессов провозгласили уже лет десять назад. Продать что-либо при помощи маркетинга практически невозможно. Гораздо умнее сделать так, чтобы товар продавал сам себя — то есть обладал той совокупностью свойств, которая сделает его привлекательным для покупки. По большей части создание этих качеств — забота промышленного дизайна.
Поразмыслим «на берегу»
Итак, что же за продукт нам нужно создать? Какие свойства нужно в него вложить, какими качествами его наделить, чтобы он максимально хорошо продавался?
На начальной стадии проектирования любой продукт — лишь набор функционала. Каждая функциональная характеристика соответствует тем или иным потребностям и ожиданиям. Прежде чем начать рисовать и считать, лучше собрать и оценить эти потребности. Что и кому может быть нужно от вашего продукта? Каждому, кто так или иначе заинтересован в вашем изделии, от него что-то нужно. Владельцу бизнеса, производителю, покупателю, сборщику, логисту, бухгалтеру… даже уборщице тете Маше нужно, чтобы под ним было удобно подметать!
Самое сложное — свести все эти требования в один продукт. Чем большему количеству ожиданий он соответствует, тем лучше удовлетворяет всех заинтересованных персонажей, а значит — тем лучше он будет продаваться. Для того, чтобы сделать ваш продукт максимально продаваемым, попробуйте разобрать его на отдельные свойства и усовершенствовать каждое из них. Отметим, что здесь мы сознательно не пытаемся выстроить иерархию: внешний вид — стоимость — надежность — что главнее, что важнее и куда надо направить усилия в первую очередь. Для каждого из наших потенциальных потребителей значимость всех этих свойств разная, значит и на продажи они влияют по-разному в разных случаях.
Давайте объясним это на конкретных примерах:
Внешний вид: по едежке встречают
Насколько увеличит продажи совершенствование внешнего вида? Чтобы ответить, нужно представить себе:
а) покупателя
б) конкурентов
в) самих себя
Начнем с покупателя. Кто он, покупатель вашего продукта? Точнее, как он покупает? Ведь покупать, рассматривая товар в магазине на полке – совсем иное, чем совершать выбор в корпоративном сегменте, и уж тем более – если участвуешь в государственном тендере.
Фотография солидного мужика в костюме, Яндекс
Возьмем для примера… что бы выбрать такое пропроще, практически элементарное… Допустим, собачья миска. Примитивная железная собачья миска. Если вы хозяин собаки, а тем более, хозяйка — то, как эта миска выглядит, нравится ли она вам, для вас очень важно. Если вы владелец собачьего питомника, для вас уже гораздо существеннее то, чтобы эта миска была надежной, удобной в использовании, долго не выходила бы из строя и при этом недорого бы стоила. Если вы работаете в компании, которая хочет выиграть тендер на оснащение центра служебного собаководства, для вас значим только один фактор — дешевизна. А если вы собака?
Слева направо: розничный рынок, корпоративный, госзаказ
Как видите, покупатель и пользователь могут не совпасть. Если рассматривать внешний вид, как инструмент продаж, важно учитывать мнение именно покупателя, а не пользователя. Хотя физическое лицо – человек – обычно сочетает эти роли в себе. В случае с корпоративным покупателем ролей становится больше: принимающий решение – отдел закупок – розничная сеть — непосредственный пользователь… а если уж говорить о госструктурах, то там дробление интересов еще больше, так что в конце концов мнение пользователя может полностью игнорироваться покупателем.
Ответьте себе на вопросы:
а) Моему покупателю важен внешний вид продукта?
б) Насколько потребности покупателя и пользователя совпадают?
Это можно представить в виде диаграммы:
Если ваш продукт попадает в «зеленую зону» — вы обязаны уделить внимания разработке эстетичного внешнего вида изделия, поскольку это свойство продукта важно покупателю (пользователю). Соответственно, работа с внешним видом, с «дизайном» в тривиальном смысле слова, окажет свое влияние на продажи.
Возьмем примеры из человеческой, а не из собачьей жизни:
Панель домофона, Визит
Пользователь этого изделия — жилец подъезда. Покупатель же – условно «прораб» на стройке, точнее – специалист по закупкам в компании-застройщике. Есть ли покупателю дело до внешнего вида этой панели? Нужно ли производителю заботиться об этом? Стоит ли вкладываться в разработку внешнего вида? Вопросы в данном случае риторические.
Беговая коляска, Thule
Пример, когда покупатель и конечный пользователь не совпадают, на рынке B2C – детская коляска (и вообще, целый ряд детских товаров). Конечный пользователь – ребенок, но если бы коляски делались для того, чтобы понравиться детям, они выглядели бы совсем не так. Покупатель – родители, и именно на них работают промышленные дизайнеры, подчеркивая всем внешним видом изделия, что коляска надежна и безопасна, удобна в использовании, эргономична, не вредит развитию ребенка… Беговая коляска Thule с точки зрения внешнего вида отвечает всем этим требованиям. Удовлетворяет она и дополнительные запросы: утверждает статус семьи, как благополучной, современной, прогрессивной, мобильной, спортивной и, как следствие, здоровой, красивой, полноценной… И все в одном только дизайне коляски!
Автотрекер, ВК Электроникс
Это стопроцентно утилитарная вещь: один раз подключил, прикрутил к грузовику или автобусу и забыл — лишь бы работал. Покупатель — отдел закупок автопарка. Пользователи разные, но основной из них — специалист, который пользуется данными с этого датчика. Важен ли ему внешний вид? Да нет, конечно! Может ли он оказать влияние на покупку? Да, может, если все остальные свойства будут идентичны тем, которые можно найти у конкурентов, и закупщик придет к этому специалисту с просьбой помочь с выбором. Тогда последний, как любой пользователь, подойдет к этому вопросу эмоционально и предложит тот вариант, который ему больше нравится.
Итак — определите целевую аудиторию продукта и ее потребность во внешней эстетике. Вам сразу станет понятно, имеет ли смысл улучшать продажи, вкладываясь в дизайн, и если да, то насколько.
Теперь, когда вы познакомились со своим покупателем, нужно определиться, как дать ему больше, чем могут конкуренты.
Конкуренты
Оценивая конкурентоспособность будущего продукта, важно рассматривать не только непосредственных претендентов на тот же или близкий сегмент рынка, но и на всех, кто в принципе удовлетворяет ту же потребность покупателя. Для наглядности — человеку нужен свежий воздух в летний зной. Он может открыть окно, может повесить мокрую тряпку на вентилятор, а может включить кондиционер. Все эти решения направлены на одно и то же ожидание, но конкурируют между собой стоимостью, удобством и другими характеристиками.
Даже если внешний вид — не самое важное свойство продукта, но ваши конкуренты пытаются его улучшить и вкладываются в это, они создают для дополнительную ценность, а значит, фактически «продают больше за те же деньги». Таким образом, тот кто игнорирует дизайн, будет стоять в глазах покупателя на ступень ниже. А значит, чтобы склонить его к покупке именно вашего продукта, нужно «усиливать» другие свойства: цена, функциональность, надежность и прочее.
За примерами далеко ходить не надо — посмотрим на любое оборудование (практически в любой сфере), которое сделано за границей и в России. Вот промышленное оборудование, где внешний вид действительно имеет вторичное значение — станки лазерной резки:
Слева направо: TruLaser 5030, Trumpf (Германия), Fibermak G Force, Ermaksan (Турция), Навигатор КС-3В, ВНИТЭП (Россия)
Для того чтобы нашему, российскому производителю встать «на одну полку» с такими конкурентами, надо приложить много усилий. Существенно расширить функционал, предлагать более длительные программы сервисного обслуживания или другие подобные преимущества, то есть многократно компенсировать то, что было «проиграно» другими свойствами продукта.
Но это полбеды. Надо думать еще и на будущее. Если ваш конкурент занимается дизайном, это означает, что он уже сегодня проектирует новый продукт, с которым вам придется конкурировать завтра. Для наглядности:
Мобильный терминал ДИПП, Папилон
Иными словами, если внешний вид изделия важен для вашего покупателя — вам придется улучшать дизайн продукта. Но если конкуренты делают так же, будьте внимательны — скорее всего вы уже опаздываете с обновлением, и надо думать еще на несколько шагов вперед.
Мэссэдж: купи меня потому что я такой
Есть и другие свойства продукта, помимо внешнего вида, с которыми можно поработать. Например — что наш продукт транслирует покупателю. Как мы уже выяснили из примера с коляской, дизайн товара должен не только привлекать внимание, но и транслировать покупателю некие сообщения — при помощи формы, цвета, фактуры. Такое сообщение покупатель может считать на подсознательном уровне за те секунды, пока он смотрит на полку с товарами или изучает виртуальную витрину интернет-магазина. Есть специальный термин — «тектоника» — зрительное воплощение внутренней структуры. Дизайн продукта и то сообщение, которое он посылает покупателю должны совпадать с его ожиданиями. Надо знать, что это за ожидания.
— Если ему нужен «неубиваемый» товар — покажите ему это
Вы производите строительную технику или инструмент, и вам нужно передать средствами дизайна, что продукт надежен и выдержит любые экстремальные условия. Не стоит выбирать мягкие плавные формы. Товар не будет замечен целевой аудиторией или его воспримут неправильно. А значит — не будут покупать.
Так в Zebra 3600 ultra rugged scanner используются крупные рубленые формы, яркие цвета, резиновое покрытие в потенциальных местах удара, дополнительные уплотнения для влагозащиты, металлическое крепление для карабина. Все это помогает «достучаться» до целевой аудитории – людей, работающих в сложных условиях на промышленных предприятиях, складах, открытом воздухе.
Сканнер Zebra 3600
Другой пример коммуникации средствами промдизайна. Взгляните на объективы Zeiss. Сразу же считывается, что это прежде всего точное, надежное и профессиональное оборудование.
Объектив Milvus 2.8/21, ZEISS
Производитель бытовой техники BORK смог создать узнаваемый бренд в России, хотя их товар — как и у конкурентов — производится в Китае. Дизайн играет в этом очень важную роль. Обилие металлических деталей, простые симметричные формы, большие острые грани — все это создает образ брутальной и надежной техники (как на самом деле, мы оставим решать потребителям). Такой подход позволил выделиться на фоне конкурентов и увеличить конечную стоимость продукта, а значит, и прибыль.
При помощи дизайна можно дистанцироваться от конкурентов, продавая по сути тот же продукт!
Бытовая техника, BORK
Легенда всегда стоит дороже
Зачастую большие корпорации, владеющие несколькими брендами, в целях сокращения издержек и унификации производства (о чем мы писали в первой нашей статье) выпускают товары, мало отличающиеся друг от друга электронной начинкой и спецификациями. Но внешне делают их разными, за счет дизайна придавая им характерные черты разных брендов. Эти бренды могут даже находиться в разных ценовых категориях! Соответственно, маржинальность в более высоком ценовом сегменте будет выше.
Подобным образом поступает, например компания BSH, владеющая брендами бытовой техники Bosch и Siemens. В стиральных машинах этих брендов используется много одинаковых компонентов. Но за счет дизайна они выглядят — и стоят! — по разному. Аналогичный пример — автомобили марок VW и Skoda. Они построены на одной базе, но за счет работы дизайнеров обладают индивидуальными чертами и особенностями. Выстраивается и своего рода «иерархия легенд»: VW — это лучшая машина «для народа», это немецкая надежность и качество, а Skoda — это почти VW, только подешевле и «помолодежнее».
Стиральные машины, слева Siemens, справа Bosch
Автомобили, слева Skoda Kodiaq, справа VW Tiguan
Впрочем, покупатели уже стали достаточно въедливыми, и теперь явно недостаточно просто сделать привлекательный корпус и рассказать красивую историю. Покупатели проводят мониторинг предложений, сравнивают продукты из одной категории друг с другом, читают обзоры и отзывы, где раскрываются все аспекты жизненного цикла товара: удобство использования, долговечность, сервис и поддержка и так далее. Они хотят больше конкурентных преимуществ за те же деньги. Если вы хотите продавать, нужно соответствовать!
Функционал: дайте больше за теже деньги
Что может предложить промышленный дизайнер, кроме эстетики? Удобство использования продукта. При первом взгляде оно может не быть очевидным, но неизбежно раскроется в процессе пользования.
Дверь шкафчика не хлопает, а закрывается медленно и бесшумно. На упаковке с печеньем сделана перфорация для легкого и удобного открывания. При входе в подъезд автоматически загорается свет. Кто-то уже заранее подумал о вас и о тех мелких источниках дискомфорта, которые могут доставить вам неудобство.
Проведите мысленный эксперимент, представьте все этапы использования вашего продукта, поставьте себя на место потребителя. Что, если это будет пожилой человек? Или будут работать в перчатках, второпях, в темноте… Подумайте, какие мелкие проблемы могут при этом возникнуть и предупредите их. Протестируйте различные группы пользователей на прототипе, внимательно наблюдайте за их поведением. Найти проблему — означает найти возможность для улучшения продукта.
Отличным примером могут служить зарядки Apple с разъемом Magsafe, которые прикрепляются к ноутбуку при помощи магнитов. Контакты расположены симметрично, поэтому зарядку можно легко подсоединить даже вслепую. Кроме того, подобное крепление защищает ноутбук от падения: если кто-то случайно зацепит и дернет шнур, то зарядка легко отсоединится, а компьютер останется на месте.
Разъем Magsafe, Apple
Другой пример — когда в продукт добавляется дополнительный функционал. Обувная коробка Puma Сlever little bag позднее может использоваться как сумка для обуви
Упаковка для обуви Сlever little bag, Puma, дизайн Fuseproject
— Казалось бы, все это мелочи, но они имеют значение!
Из таких мелочей складывается впечатление о бренде. Пользователь ощущает, что о нем заботятся, и в следующий раз будет более лояльным к этому бренду при покупке. А значит, продуманность, внимание к мелочам и забота об удобстве пользователя могут стать важными конкурентными преимуществами.
Создавая дополнительный функционал, не следует пренебрегать принципом «необходимого достаточного». Кому может понадобиться миксер, который взбивает омлет и одновременно исполняет «Марш троллей» из балета Пер Гюнт, хотя это и большее за те же деньги? Зато вы не прогадаете, поработав над эргономикой ручного миксера.
Эргономика: cделайте вещь, которую можно не замечать
Действительно удобную вещь не замечаешь — гласит базовый принцип эргономики. Эргономика становится особенно важным фактором для тех продуктов, которые напрямую взаимодействуют с телом человека: офисное кресло, компьютерная мышь, уже помянутый миксер или шлем виртуальной реальности. Сложность заключается в том, что такие продукты должны предусматривать все возможные мужские и женские размеры с учетом этнических особенностей и различий. Ни для кого не секрет, что азиаты значительно «мельче» европейцев, а в США много людей с экстремально высоким весом.
Есть специальные эргономические таблицы с основными антропометрическими размерами. Но как правило, их недостаточно — приходится делать десятки, а то и сотни прототипов, прежде чем наиболее удобная форма продукта будет найдена. Результат такой кропотливой работы — хорошие отзывы о продукте и счастливые пользователи, которые теперь могут позволить себе не замечать вещь.
Макеты и прототипы компьютерной мыши Logitech G700, дизайн Designpartners
Вы можете сказать — зачем нужно столько прототипов? Мол, мы знаем своего пользователя, это мужчина в самом расцвете лет, он физически вынослив и «пряморук», если можно так выразиться. Нашим изделием не будет пользоваться ребенок, старик или миниатюрная японка, к чему тратить время и деньги, отрабатывая прототипы для разных рук?
Хорошо, а если у мужчины в самом расцвете лет порез на руке? Или просто руки влажные? Причем травмировался он потому, что вы не предусмотрели защиту для режущей поверхности, а вспотел – потому что решили добавить двадцать новых функций и под каждую сделали две кнопки!
Не забывайте простое и понятное правило, своего рода продолжение законов Мерфи, которое использует каждый грамотный промышленный дизайнер:
— Если пользователь может ошибиться — он ошибется обязательно!
И проверить, где именно, можно только прототипами. Такие дела!
Макет смесителя «Росинка», дизайн нашей компании
Функциональная долговечность: жили они долго и счастливо, пока не надоело…
Один из важных критериев при выборе продукта — долговечность. Мы не хотим платить за вещь, которая завтра сломается. Но сразу же на продажах это никак не скажется. Этому преимуществу нужно время, чтобы проявить себя. Речь идет о второй покупке или о первой покупке, инициированной позитивным опытом других пользователей.
Задачка из разряда софистики: я много лет покупают одну и ту же модель чайника — каждый живет 4-5 лет. Какой чайник я куплю года через 3?
Электрический чайник HD4646, Phillips
Если вы, заранее зная о недолговечности вашего продукта, предполагаете, что я снова пойду и куплю ваш чайник, вы глубоко заблуждаетесь! Недолговечность продукта оставит у покупателя негативные впечатления, и в дальнейшем это отношение будет целиком переноситься на весь ваш бренд. И более того — своим негативным опытом он будет активно делиться со всеми окружающими. Так что, если вы планируете существовать на рынке достаточно долго, позаботьтесь заранее о надежности своих изделий. Образцом в этой связи может служить славный телефон Nokia 3310, имеющий репутацию самой «неубиваемой» трубки всех времен и народов. И не напрасно – краш-тест Nokia 3310, в ходе которого телефон бросали с разной высоты, давили ногами, подкладывали под колеса проезжающего автомобиля, под трактор, показал, что гарантированно телефон уничтожается только гусеницами танка.
Телефон 3310, Nokia
Но есть обратная сторона – если вы хотите заставить свою аудиторию чаще покупать уже сейчас, нужно задуматься о прогнозируемом устаревании. Этот подход сейчас усиленно эксплуатируют автоконцерны, делая автомобили из крупных неразборных полностью заменяемых узлов. Этим они убивают небольшое стадо зайцев:
— покупатель платит сразу за весь узел, который не заменить никакими аналогами — продажи растут;
— узел можно дорабатывать, уже выпустив автомобиль на рынок, а затем предлагать покупателю новые опции за новые деньги;
— для того, чтобы заменить узел, не нужны авторемонтники высокой квалификации, что снижает издержки на гарантийное обслуживание и сервис.
Детали автомобиля, Mercedes
Конечно, невозможно реализовать такой подход в небольшом устройстве, где и узлов как таковых почти нет. Но запланированное устаревание — конкретный и понятный инструмент увеличения продаж, если вы не страдаете излишней этической щепетильностью, и у вас есть грамотный конструктор/дизайнер. К слову, в Евросоюзе уже начали законодательно бороться с устареванием — вот интересная заметка на Хабре.
Стилистическая долговечность: дизайн форева, вещи «без возраста»
При проектировании нужно учитывать не только функциональную долговечность продукта, но и то чтобы внешний дизайн его не устаревал. Для этого стоит избегать чрезмерной стилизации и модных трендов, так как они скоротечны. То, что сегодня выглядит модно и современно, может оказаться не актуальным уже в следующем году. Соответственно, и продажи катастрофически упадут. Если вы планируете продавать один и тот же товар десять лет подряд, его дизайн должен быть «вне времени». Постарайтесь использовать максимально лаконичные и минималистичные формы и цвета.
Радиоприемник SK2, Braun
Резюмируем, коротко по пунктам
Итак, мы подробно расписали то, как разрабатывая продукт и управляя его свойствами, можно влиять на будущие продажи. Еще раз повторим – мы не расставляем приоритеты: эстетика — технологичность — себестоимость — etc — все это разные направления, с которыми можно работать.
Чтобы ваш будущий продукт стал лучше продаваться, оцените их все, отвечая на вопросы:
1. Кто покупатель, а кто пользователь?
2. Какие свойства продукта и насколько важны для покупателя: внешний вид, долговечность, цена, функционал, удобство, эргономика…?
3. Что лишнее, второстепенное, что не относится к основным потребностям и ожиданиям покупателя, чем, в принципе, можно пренебречь?
4. И как можно улучшить продукт, чтобы учесть и эти второстепенные потребности?
Мы очень надеемся, что что-то из наших советов вам пригодится, и вы создадите и запустите удачный продукт. Который поборет всех конкурентов, завоюет мировой рынок и прославит нашего, российского производителя и разработчика. Давно пора!
Авторы:
» Илья Ткач, промышленный дизайнер
» anvos, Востриков Андрей, промышленный дизайнер
» Кохреидзе Дарья, журналист
Комментарии (24)
eka1939
08.12.2016 22:38Хорошая вещь должна быть функциональной и красивой. Причем первое важнее. А сегодняшний маркетинг — это впаривание или г… а под видом конфетки или старых решений под видом инноваций. Причем как только маркетологи начинают участвовать в создании продукта — инженеров отодвигают на второй план. И в результате имеем вещи, которые работают чуть дольше гарантийного срока и практически неремонтопригодны. Не люблю маркетологов, от них одни расходы.
anvos
08.12.2016 22:41Мне кажется, что это когда дисбаланс идет, в нормальных продуманных конторах все органично и работает нормально. Но! Тут главное какая цель стоит перед каждым отделом (ролью в проекте) — если бизнес не работает на будущее, а надо намолотить рост продаж и продаться дальше… Ну а каком нормальном (сбалансированном) подходе может идти речь.
eka1939
08.12.2016 22:56Дисбаланс начинается с гонки продаж. Надо продавать!!! Не важно что, но надо продавать!!! И как следствие (я возьму для примера автомобили, мне ближе) — ослабление конструкции в угоду технологичности производства (пластик вместо металла, защелки вместо болтиков). Второй момент — снижение ресурса, как вследствие конструктивных просчетов, так и на мой взгляд отсутствия ресурсных испытаний. А потом в инструкции по эксплуатации дописывается — «расход масла в двигателе до 1 литра на 1000 километров считается нормальным». Современные автомобили постепенно переходят в категорию «ширпотреб». Скоро анекдот про пепельницу в салоне, которая стала причиной замены автомобиля перестанет быть анекдотом.
Notzeal
09.12.2016 11:53+1Про машины есть еще один важный пункт — Экологи. Это из-за них и «масложор» и прочие болячки, возникающие из попыток снять максимум с двигателя меньшего объема и меньшими выхлопами.
По поводу «защелок вместо болтов» — закрутить болт (особенно с гайкой) одна из самых дорогих операций :) как и нарезать резьбу. Отсюда такие внедрения, как резьбовые клепки, саморезы винтовые, самозатяжные клепки и пр. ускорители процесса сборки! И они все конкурируют со сваркой/пайкой.
Про ресурсные испытания Вы неправы. Они есть и очень серьезные! Иначе как заставить ломаться вещь через месяц после окончания гарантии :)
Другой вопрос, что в угоду удешевления продукта, ищут поставщиков подешевле — а там может быть брак.
Ради демпинга многие компании ТИР1-3 (прямые поставщики), идут на хитрости — на конвейер приходят детали с хорошими параметрами, а в продажу ТЕ ЖЕ детали идут после отбраковки ОЕМ поставок (например — подшипники SKF, INA и пр.). Суммарно произвести 1к хороших и 1к средних подшипников дешевле, чем 2к хороших, что позволяет снизить стоимость для ОЕМ, за счет качества 1к — идущих в розницу.eka1939
09.12.2016 14:03Не буду влезать в полемику насчет ресурсных испытаний — скажу немного по другому — доводка современных автомобилей зачастую проходит уже после продажи, и хорошо если в гарантийный период. Зачастую доработанный узел становится доступен уже после окончания гарантии, когда накопили n-ое количество замененных по гарантии агрегатов, провели анализ, внесли изменение в конструкцию. Сроки выхода новых моделей сейчас настолько сократились, что на мой взгляд просто не хватает времени на проведение всего комплекса ресурсных испытаний (или его просто не дают — «надо продавать»). Насчет отбраковки OEM поставок — согласен, причем пожалуй дополню — деталь установленная на конвейере будет лучше качеством, чем та же деталь (оригинал) купленная как запасная часть.
Notzeal
09.12.2016 14:19доработанный узел становится доступен уже после окончания гарантии
это очень быстро! считай — повезло!
Зачастую доработанный узел появляется только после рестайлинга! И при очередном ТО у дилера предлагают замену на новый образец (опять же пример — трубка после интеркулера у Вольво, или бачек тормозной жидкости там же).
А, например, обновление ПО систем автомобиля (Volvo) идет вообще в «онлайн», при каждом прохождении ТО обновляют прошивки. Потом собирают их в кумулятивное обновление, т.н. Service 2.0. И другие примеры.
не хватает времени на проведение всего комплекса ресурсных испытаний
Не буду за них говорить, но я был связан с проектированием серийных авто многих европейских брендов. Просто для информации — модель А3 седан 2014-15 г.в. была спроектирована уже в 2011 году. В 2012 мы уже делали штампы для кузовных деталей. Так что, имхо, хватает им времени. (Если говорить о серьезных европейских брендах)
деталь установленная на конвейере будет лучше качеством, чем та же деталь (оригинал) купленная как запасная часть
я и это подразумевал в т.ч., возможно, неточно выразился.
Но и еще есть нюанс, автопроизводители очень жестко сейчас с поставщиками работают, т.к. для многих небольших фирм заказ детали на конвейер крупного бренда — это единственный постоянный источник дохода. Крутят ими заказчики, как хотят.
Опять же пример — AUDI за 2012 год увеличила прибыль на 1 млрд евро за счет уменьшения издержек на контрагентах (при том же объеме выпуска), т.е. реально меньше всем платили. Эту информацию получили через нашего учредителя после его очередной поездки в Ингольштадт на тему наших с ними контрактов и их демпинга по оценке конструкторской работы.eka1939
09.12.2016 20:26Тему про ПО можно вообще не затрагивать — там косяков поле непаханое. Как пример — первые прошивки DSG позволяли просто сжечь или порвать сцепление. Из старых машин — АКПП на Ауди 100 (А6) ZF4HP18 при выходе из строя датчика скорости автомобиля переходила на первую передачу, вне зависимости от того какая скорость была у автомобиля 0,5 секунды назад. Чуть позже сделали вариант, где сигнал скорости брался уже с блока АБС. Впечатления владельца который ехал на скорости 110 км/час и внезапно коробка ушла на первую передачу были очень яркие, а рассказ о них весьма эмоциональный.
Причем что исправили в очередной прошивке, а что нет зачастую неизвестно. Хорошо хоть не совсем закрыли возможность прошивки блоков, иногда выручает.
NikitaKhvoryk
09.12.2016 12:46ГОСТ регламентирует проводить испытания минимум 13 параметров на готовом двигателе.
Запомните. Любое изменение конструкции, которое влияет на характеристики, подразумевает новые испытания. Поэтому если экологи сказали уменьшить выбросы. Конструктора ищут пути решения, а затем эти решения проверяют на опытно-конструкторских испытаниях. И дальше по цепочке.
П.С. Все виды испытаний вы можете легко найти в поисковике.eka1939
09.12.2016 14:07ГОСТ много что регламентирует, но это не помешало концерну VW влететь в скандал (занижение фактических выбросов программным путем при диагностике). Это инженеры придумали? Сомневаюсь. А вот насчет маркетологов у меня таких сомнений нет — 100% их идея.
Notzeal
09.12.2016 14:21Инженеры воплотили эту бяку. Хотя я больше грешу на экологов, ну и маркетологов :)
п.с. влетели не только ФВ, поинтересуйтесь :) там уже все замешаны и PSA и Тойота :)NikitaKhvoryk
09.12.2016 14:46Сложно так однозначно говорить. Тут не ясно. Экологи занижают планку слишком сильно, или концерны не хотят перестраиваться. Я склонен считать, что в крупных концернах решение всё же принимает группа людей, состоящая из представителей каждого отдела. Может я ошибаюсь.
Но вы правы, что маркетологов нужно уметь слушать. Не всегда они говорят полезные вещи.
Notzeal
09.12.2016 15:04Да когда почитаешь, как в % отношении загрязняют воздух танкеры/сухогрузы (и коровы :) ), и как — автомобили, то просто диву даешься, как это маркетологи от экологии промывают мозги потребителям.
Я конечно согласен с экологами, что пора из города выгонять «дымелки», особенно из центров городов (например, из последнего — с 2025 года в Париже введут запрет на въезд дизелей) и переходить на гибриды/электро (тем более — сам в этой теме работаю).
Но душить двигатели дикими нормами — неправильно. Из-за этого страдает ресурс и, как следствие, машина/агрегаты раньше отправляется в утиль, т.е. опять стимулируется потребление.
П.с. правда, честно говоря, экологическая утопия работает только «там».
У нас со 100% вероятностью за одну поездку дом-работа встретишь пару штук грузовиков МАЗ 90-х г.в. с выхлопом заволакивающим обзор :) И СХТ на скоростной трассе (МКАД) встречаются. И всем плевать на их выхлопы :(eka1939
09.12.2016 20:33«маркетологи от экологии промывают мозги потребителям»
И не только потребителям и не только от экологии.
zloydiadia
09.12.2016 11:03Именно.мерило для бизнеса — прибыль и связанный с ней оборот. на пользователя насрать репутация меряется потерей прибыли.
мерило для пользователя удобство надежность качество и адекватная цена( то есть соответствие заявленой цены и реальной себестоимости вещи).
для маркетинга этих понятий не существует.RelWin
09.12.2016 12:32Мерило для любого адекватного человека (разработчика, маркетолога, руководителя) — полученное удовлетворение. Удовлетворение можно получить от прибыли, достижении цели, он восхищенных отзывов, от осознания полезности и т.п., а можно от всего этого сразу.
Поверьте, осознание полезности и отзывы далеко не на последнем месте.eka1939
09.12.2016 20:41«Я продал(впарил) это г… о — я молодец» — осознание полезности налицо. «В результате усилий наших маркетологов наша выручка выросла на %%» — восхищенный отзыв. А то что потребитель получил г… о в красивой обертке из слов маркетологов — никого не волнует, продажа то состоялась, денежки получены, бонусы выплачены.
anvos
14.12.2016 09:59Наверно просто мы пока все очень молоды (бизнес), но вырастем и будем конкурировать уже уровнями выше — потребностями и отношением к самому пользователю…
alhor
09.12.2016 22:37Очень много разговоров, что продукт должен сам себя продавать. А хоть бы один пример? Ну так, что б честно — никаких маркетинговых усилий, а на рынке — лидер. Это вряд ли. Тем более, что маркетинг начинается задолго до продаж, вот прямо в этой статье, с заголовка «Поразмыслим «на берегу» — если это не маркетинг, то что? Довольно частый рекурсивный подход в таких статьях — »Маркетинг — это плохо, давайте поговорим… о маркетинге".
anvos
14.12.2016 10:08Разумеется, не могу сказать что лично приложил руку к чему-то, что стало лидером на своем рынке, но то что правильный «рулеж» продуктом помогает продажам — уверен.
Со свечкой постоятьТочных цифр продаж клиент не дает никогда, поэтому скорее долголетие продукта на рынке, для меня индикатор, что все сделал я правильно, например:
- Набор для ванной http://formlab.ru/nabor-dlya-vannojj-orio/ По словам клиента, продаже уверенно растут, товар продает по сути себя сам, так как основной потребитель житель мелкого городка с минимальным доходом. Сам видел как этот набор выделяется в магазине хоз.утвари в Осташкове — белоснежным лебедем на стенке :)
- Напольный вентилятор http://formlab.ru/napolnyjj-ventilyator-techno/ На полках уже лет 7, спокойно продается, а ведь там конкуренция сумашедшая между брендами и компаниями, очень плотный и напряженый рынок.
По маркетингом имею ввиду «маркетинговый маркетинг», когда без какой-то либо возможности народ начинает придумывать и «двигать» полезность для покупателя — у этого чайника специальная эргономическая кнопка! Световая индикация работы! Ну и прочая чушь, на которую сейчас тратится много денег, но работает все хуже — фильтруется мозгом на автомате у всех уже. Но и говорить о пользах продукта не для его покупателя, а для пользователя рано — я таких клиентов могу по пальцам одной руки сочитать за 10 лет практики. Не дорос наш рынок еще.
formico
На счет маркетинга не согласен, на мой взгляд, тенденция обратная, с каждым годом продаётся всё больше г… на усилиями маркетинга, и при этом доля в цене продукта, у последнего всё выше, соответственно в сам продукт, сервис и пр. вкладывается всё меньше и меньше.
anvos
Сложно несогласиться, хотя от отрасли к отрасле наверное… Мы в общем-то сами заставляем производителя делать товар хуже, если задуматься. Сами выбираем большие экраны и тонкие смартфоны, сами платим не за надежность авто, а за количество электроприбамбасиков внутри и т.д.
formico
Сами но не совсем, исследований по поводу массового сознания, психологии масс однозначно говорят о прямой манипуляции, меньшинство держится у кого в голове хватает, подавляющая масса действует как велят. Думаю следом за тотальной глобализацией должен идти полный запрет на подобные вещи. Но мы отвлекаемся немного от темы статьи, и с чем я полностью согласен, это что продукт, идея, должны продавать сами себя. Что до появления масс-медиа было распространено гораздо чаще, а жаль.