Как не дать производству тебя нагреть и заставить его сделать качественно. Инсайд от производственника и чек-лист от профессионального заказчика.
Нас можно назвать профессиональными заказчиками производства: с годами мы выработали свои приемчики на тему «поиск подрядчика» (которыми и поделились здесь, на Хабре), но вот вам взгляд с альтернативной колокольни: со стороны производства.
То, что ниже, 146% не фейк: мы давно работаем с несколькими проверенными фабриками, которые послать нас не могут, даже если очень захочется, потому что постоянно получают от нас заказы тех клиентов, которые все-таки доходят до производства корпуса. Эти фабрики реально красавцы: у них «очереди» на квартал вперед.
Да, мы специалисты по разработке корпусов для РЭА, поэтому и рассказываем на примере фабрики по производству корпусов, но все приемы, о которых пойдет речь, применимы практически к любому изготовителю в РФ.
Конкретно подрядчик, который дал нам этот инсайд, много лет занимается литьем пластика под давлением (про такую технологию производства корпусов, как литье пластика в силикон, мы уже написали здесь). А вот и сам рассказ (мы иногда будем комментировать ради какой-никакой, но объективности; комментарии выделены курсивом).
Что должно быть на хорошем производстве корпусов
Опыт фабрики — ваше «всё»
Первое, на что стоит смотреть на фабрике, если вы хотите получить качество, которое задумано — на опыт. Причем не просто опыт по тому же литью пластика, а по литью изделий, подобных вашему.
Есть те, кто льет ящики для фруктов-овощей. Это тоже литье пластика под давлением, но оно такое, специфическое. Ты приходишь к литейщикам ящиков, говоришь: «Сделайте мне корпус электронного устройства, вот вам чертежи» и-и-и… ожидаемо получаешь хреновый результат. Потому что эти люди специализируются на литье из полипропилена, полиэтилена — материалов, из которых корпуса для электроники не делают.
А твой корпус — и не ящик, и вообще прозрачный.
Что узнавать: были ли в работе у подрядчика изделия, подобные твоему (и по габаритам в том числе).
Как узнать: спросить фабрику. Лучше всего — пообщаться вживую.
Оборудование: термостаты, сушилки и прочее
Второе: смотрите на оборудование, и не только на основное, но и периферийное (от последнего зависят точность и эффективность работы станка).
В случае с литьем пластика под давлением — есть ли термостаты, устройства, которые подключаются к форме и обеспечивают стабильную температуру в ней.
На пальцах: качество изделия зависит от равномерности температуры в пресс-форме. Есть пластиковые детали, которые без термостата отлить вообще невозможно. Бывает, что внутри одной формы может существовать две (а то и четыре) температурные зоны: матрица — одной температуры, пуансон — другой и т.д. Поэтому наружная поверхность детали должна остывать быстрее, чем внутренняя, — иначе на ней разводы останутся.
Смотрите, есть ли сушилки. Любой пластик перед началом литья надо просушить, иначе получишь разводы или пузыри. Тем, кто ящики льет, сушилки иногда вообще не нужны. А вот из АBS без такого допоборудования качественно не отольешь.
Сушилки есть для разных материалов; подлянка в том, что они не взаимозаменяемы. Существуют агрегаты только для прозрачных материалов, и если ты в него засыпаешь черный, например, то потом год будешь выпускать красивые изделия с рисунком «в точку» и параллельно выковыривать черные микрочастицы.
— Достали уже про сушилки, скажите, наконец, как получить нормальное качество!?
Это все будет, а пока — занудство, но по делу. Богатое оснащение и полный спектр примочек — не панацея. Правило «Да на этом станке даже дурак сможет работать» тут не действует. Нужны специалисты. Кто они и как понять, что это действительно профи.
Кто должен быть на хорошем производстве корпусов
На приличной фабрике должны быть наладчики, технолог, конструктор, материаловед, инструментальщики.
Все или почти все — с опытом работы. Например, инструментальщик — это не парень 30 лет с горящими глазами, а потрепанный наученный временем обладатель hard skills с большим опытом производства. Нельзя до 30 лет быть менеджером, а потом внезапно стать слесарем-инструментальщиком. Тебе нужны люди 40-45 лет, с жизненным опытом, которые всю сознательную жизнь металл руками трогали. Смотри на возраст и опыт работы. И не удивляйся, если у слесаря внезапно обнаружится 7-ой разряд и пара высших образований. Такое тоже бывает.
От профессионального заказчика. Ну, как сказать. Нарваться на «старожила» не означает «качество» автоматом. Бывает и такое, что делают как умеют — «Потому что я пять лет так делаю, и ничо, никто не жаловался». А не потому, что надо сделать так, чтобы размеры не расползлись.
Нет, хорошо, если работники опытные. Но подойдут и не особо искушенные. Они тоже прекрасно могут плясать под руководством понимающего хореографа главного технолога. Важно, чтобы были отдельные рабочие места, и за каждым местом закреплен определенный сотрудник.
Еще на производстве должна быть база, например, собственный инструментальный цех (или, в край, партнерский, но с которым уже давно это производство работает) — что-то подшлифовать или подогнать. Это называется обеспечение производства, бэк-офис такой, который деньги напрямую не зарабатывает, но без него ты далеко не уедешь.
Как узнать, что там со специалистами и есть ли своя база? Особенно если ты — здесь, а фабрика — за полторы тысячи километров?
Самый верный способ — поехать на фабрику и увидеть все своими глазами, пообщаться с теми, кто будет делать твои корпуса, посмотреть на оборудование и специалистов. Такой способ ни один иной метод не переплюнет. При живом общении ты за несчастные 1,5-2 часа получаешь гораздо больше информации, чем за три месяца интенсивной переписки.
От профессионального заказчика: если тебе надо заказать 100 единиц, нет смысла тратить время и допрашивать производство на тему станков и работников. Тем более если это Китай, — нет смысла туда ехать и смотреть, кто там чего делает, есть ли у них сушилки и откуда там у кого руки растут. А вот когда заказываешь 10K+ единиц продукции, такое делать НАДО.
Как оценивать расчет производства
Фабрика может точно подсчитать стоимость изделия только если ты дал ей модель того, что будете производить. Если есть чертежи — это еще 100 плюсов к точности расчета.
Все остальные «обсчеты» — это метод «пальцем в небо», особенно если тебе говорят: «Мы щас тут быстренько!». Спешка хороша сами знаете когда. Во всех остальных случаях нужно получить от фабрики КП, ВНИМАНИЕ — со стоимостью материалов. Смотрим на примере.
Пусть обоснуют, откуда ноги растут
Перед тобой три коммерческих предложения: в одном — дешево, во втором — средние цены, у третьих так и вообще все дорого.
Не выкидывай первое и третье сразу. Разберись, откуда такая цена — пусть фабрика ее объяснит. Не на уровне «Я художник, я так вижу», а объективно.
Для того, чтобы вникнуть, почему за одно и то же разные производства хотят разный чек, придется вникнуть в процесс и понять, насколько исчерпывающую информацию ты передал на производство.
От профессионального заказчика: если не сильно вникать, усредненная формула оценки такая. Фабрика показывает рентабельность и средние по рынку цифры? Это — признак здорового производства. А если цифры скачут вверх или вниз, это повод задуматься.
Пример. Есть рыночная стоимость литья (точнее, смены), стоимость материалов, маржа и прочие элементы цены. Если стоимость смены на таком термопластавтомате (ТПА), как у фабрики, допустим, 10 килорублей, то я не могу просто так взять за то же самое 20 тысяч.
Вот клиент хочет отлить радиаторную решетку. Я ему даю КП, он говорит: нет, у вас изделие дорогое. Спрашиваю: а по какой цене вы хотите это изделие получить? Ответ — «130 рублей/штука».
Но это не может 130 рублей стоить, потому что оно почти килограмм весит, в нем только материала на 300 рублей. Я его оцениваю в 370 рублей.
Заказчик: «А вот нам там-то сказали, что из какого-то вторичного материала получится и по 130». Но тот же полипропилен стоит 130 — вторичный, хороший, а вам вообще нужен инженерный пластик или что-то типа полиамида. Не выйдет у вас ничего из вторичного материала. Им могут быть только ваши собственные отходы — литники, но и это не впишется в 130 рублей/единица.
— Все вертится вокруг материала: не может изделие стоить дешевле того, из чего оно изготовлено. И в разы дороже — тоже не может.
Нет, кто-то так и работает. Я иногда шевелил конкурентов, закидывал им свои же КП. И хохотал: у меня, допустим, шильдик из АБС стоит 5 рублей, а мне 50 за него заруливают. И начинают рассказывать, что вот, партия маленькая, пятое-десятое. Ребят, у вас совесть вообще есть? Но — к ним кто-то все равно приходит.
Обязательно, чтобы фабрика расписала ценообразование. Тогда будет понятно, откуда ноги растут.
Отступление от профессионального заказчика: «А вы правда фабрика или прикидываетесь»?
У тех, кто идет на производство впервые, есть проблема: как понять, попал ты на реальную фабрику или в контору, которая отправляет запросы в контору, которая запросы отправляет в контору, которая при производстве. Проще — прокладку. В целом это больше актуально для Китая, Индии, Тайваня и т.п. Но и для РФ тоже.
Понять, фабрика это или прокладка, можно по отношению к рискам по качеству. Если контора берет на себя абсолютно все риски за качество, это, как правило, прямой подрядчик (фактический производитель). Или по наличию оборудования. Есть станки — прямой производитель.
Справедливости ради: есть посредники, которые, как и фабрика, полностью несут ответственность за качество, хотя ни цехов, ни станков не имеют. Тогда надо понимать, готов ли ты рулить процессом сам или вообще нет желания во все вникать. В первом случае твой выбор — прямое производство, во втором — посредник (пусть у него мозг пухнет).
— Ну, все, мы добрались до качества.
Сначала тебе нужно описать его. «Сделайте мне хорошую деталь» писать бесполезно, так было бы слишком просто.
Контора пишет. ТЗ на производство
В описании качества изделия должны быть указаны все контролируемые (в цифрах) и критически важные параметры.
От профессионального заказчика: китайцы оценивают качество так: если на расстоянии вытянутой руки дефект при дневном свете незаметен, то качество есть. Вот так.
Контролируемые параметры — параметры механической обработки, например.
Нужно оговорить свободные размеры, которые идут в рамках общего допуска, и так называемые классные размеры.
Пример. У тебя есть лопата. Она состоит из черенка и лотка. В лотке есть отверстие для черенка. Черенок делает фабрика по дереву, он всегда одного размера. И тебе важно, чтобы черенок точно подошел к лотку. Вот ты и контролируешь размер этого отверстия лотка (это — классный размер). А если другие размеры лотка больше или меньше на 3 мм, тебя это уже и не волнует — ведь функцию свою лопата выполнит. Это — свободные размеры.
Размеры также важны тогда, когда изделие состоит, допустим, из 10 деталей, и ты часть из них делаешь на одной фабрике, а часть — на другой, и проверить соединения в процессе производства невозможно. Поэтому фабрике нужно понимать, что в общей сборке надо особенно тщательно контролировать.
Критически важные параметры — поверхности. Иначе много шансов на то, что либо внешний вид корпуса будет изгажен, либо вообще пресс-форму придется переделывать.
Прописывай места на детали, где утяжины допускаются, а где — нет (на так называемых видовых частях). Если не прописал, а в середине панели у тебя красуется след от толкателя, это твой косяк, а не фабрики. Согласовывай эти моменты с производством.
От профессионального заказчика: если у тебя нет понимания, где, что и как надо прописать, пиши в ТЗ на производство: «Все отметки на лицевых поверхностях, имеющие технологический характер, должны быть согласованы с заказчиком». Так ты элегантно скинешь все с больной со своей головы на производство.
Или, если совесть тебя за такое будет грызть, ищи в нашем ТГ-канале чек-лист «Дай качество» (@edp_day). Там коротко и по пунктам — то, что обязательно нужно сделать, чтобы получить от производства качественное изделие. Или запрашивайте чек-лист в комментариях, пришлем.
Например, льем стекло для счетчика. Для внешнего вида стекла имеет значение каждая точка: лицевую панель большой знак выталкивает, но по углам толкатели тоже нужны. Мы согласовываем каждую точку, где будут эти следы.
Это еще не все. Продолжение — во второй серии. Там будет еще больше про качество, про косяки со стороны как фабрики, так и заказчика, и про то, как их предотвратить.
Комментарии (5)
konst90
21.11.2023 06:19+6Нарваться на «старожила» не означает «качество» автоматом. Бывает и такое, что делают как умеют — «Потому что я пять лет так делаю, и ничо, никто не жаловался».
Стандартная картина, особенно если это технолог. "Да у нас дедушка, он сорок лет пресс-формы проектирует" - а потом ставишь отливку на станок, и там такие каверны - только в брак. И, главное, этому дедушке сложно что-то доказать, потому что лучше он скорее всего не сделает.
Нужно оговорить свободные размеры, которые идут в рамках общего допуска, и так называемые классные размеры.
Не знаю, кем они у вас так называемы, но в литературе (ГОСТ и ЕСКД) такого определения нет.
Есть номинальный размер. Это размер, от которого определяются отклонения. И есть, собственно, отклонения. Например, Ø означает, что отверстие имеет номинальный диаметр 10 мм, а действительный (т.е. измеренный на детали) размер должен быть минимум 9,9 и максимум 10,2 мм. Иногда указывают верхний и нижний предельные размеры - обычно это делается для простоты контроля, чтобы не считать в уме.
Иногда размеры указывают без допуска (т.е. не указывают предельные отклонения). На чертеже ставят т.н. техническое требование - неуказанные отклонения по такому-то квалитету. То есть - видим отверстие Ø10 без отклонений и требование сделать отверстие по H12 - лезем таблицу допусков и видим, что верхнее отклонение +0,15 мм, нижнее -0, т.е. диаметр должен быть от 10,0 до 10,15 мм.
Понятия свободного в литературе тоже нет. Кто-то называет этим термином отверстие по максимально возможному квалитету, но если на чертеже есть размер без допуска, то такой чертёж вам завернёт нормоконтроль. И деталь считается соответствующей чертежу только в случае, когда каждый действительный размер будет находиться между верхним и нижним допускаемыми.
Исключение - размеры для справки: иногда бывает нужно указать какой-то размер, но при этом его контроль не нужен или невозможен. Например, диаметр закрытой внутренней полости (в которой будет воздух, обеспечивающий плавучесть) или диагональ квадрата (при указанных размерах сторон). Тогда ставится звёздочка и в тех.требованиях чертежа указывается - размер для справки. Или - размер обеспечивается инструментом.
И если вы не укажете предельные отклонения к "свободным размерам", то вам может приехать лопата не на 3 мм уже, а на 23 или 103, и вы долго будете бодаться с поставщиком, который на все претензии ответит "Если вам так важен этот размер - надо было ставить допуск".
exTvr
21.11.2023 06:19+1"Допуски и посадки" - мой любимый предмет в технаре (я техник-технолог по ОМР + фрезеровщик).
Ажно олдскулы свело.
VladimirFarshatov
"Хочешь сделать хорошо - сделай сам". Непреложная истина для меня уже давным давно. Отсюда, статья отличная и главный тезис в ней - "скатайся на завод ножками и посмотри всё своими глазками сам".
Из прошлого опыта заказа печати баннеров:
Имел удовольствие заниматься рекламным бизнесом в сфере indoor, но нужны были приличного размера баннеры, а соответственно и качество печати.. 2004год, на весь город 3 широкоформатных типографии и толпа посредников.. Некоторые, да - готовы брать на себя риски, некоторые "дуют щеки" у нас свое производство, отдавая заказ на одну из типографий.
Долго ли, коротко вышел на типографию.. и да, тот самый случай: показали производство. Станок есть, спецы тоже. Сделал первый заказ, потом (! поленился) полез в Сеть, нашел ТТХ станков, замерил с лупой "результат печати" и .. отдал брак обратно аргументировано. У менеджера типографии приключился шок - "Вы первый, кому не нравится наше качество", но как Заказчик - был вкусен, договорились с ним что будем "строить цех как надо" и я получу доп. скидки за то, что в углу каждого баннера будет висеть "напечатано в типографии.." и телефончик этого менеджера. :)
Кратко, пришлось даже ночевать в цеху с менеджером, ибо баннер вылезающий из машинки и ползущий по полу .. легко топчется (ходили в носках, но все же) рабочим, который наблюдает за процессом .. с банкой пива в руках. Дизайнер допечатник .. легко меняет макет с разрешения 300dpi на 100dpi, ибо загрузка меньшего разрешения в машинку ускоряет процесс втрое - больше выхлоп, выше премия. Машинка вместо промывки головок после каждых сколько-то там макетов по требованиям производителя .. молотит баннеры по паре суток без перерыва! В итого, этот менеджер таки добился от начальника производства требуемого качества, а тот поставив брак в ЗП работникам - уважительного отношения к работе последних. В прайсе типографии появились разные ценники с учетом качества и производственной загрузки (срочно, в очередь..)
Прошел год .. уже и не надо давно, встретился на улице с этим менеджером случайно: -"Помнишь опупею?" Ага. -"Ты не поверишь, но тогда как только мы сделали тебе спец. настройки и стали выполнять все технологические требования под твои заказы отдельно, благодаря приписке в углу, череез 3 месяца я нарастил объемы своих продаж с 5 тысяч метров до 20! Из-за этого и поменяли прайс. Никто, кроме тебя не интересовался почему качество иное, но многие отмечали - хочу как тут! Спасибо, должен, могу отстегнуть слегка".
anvos Автор
Замечательная история, особенно про KPI допечатника и конец :)
VladimirFarshatov
Ну .. взять отстегивамое было как-то стремно на тот момент, но в кабаке и сауне побывали вполне достойно попозже.. ;)