Как не дать производству тебя нагреть и заставить его сделать качественно. Инсайд от производственника и чек-лист от профессионального заказчика. 

Нас можно назвать профессиональными заказчиками производства: с годами мы выработали свои приемчики на тему «поиск подрядчика» (которыми и поделились здесь, на Хабре), но вот вам взгляд с альтернативной колокольни: со стороны производства. 

То, что ниже, 146% не фейк: мы давно работаем с несколькими проверенными фабриками, которые послать нас не могут, даже если очень захочется, потому что постоянно получают от нас заказы тех клиентов, которые все-таки доходят до производства корпуса. Эти фабрики реально красавцы: у них «очереди» на квартал вперед. 

Да, мы специалисты по разработке корпусов для РЭА, поэтому и рассказываем на примере фабрики по производству корпусов, но все приемы, о которых пойдет речь, применимы практически к любому изготовителю в РФ.

Конкретно подрядчик, который дал нам этот инсайд, много лет занимается литьем пластика под давлением (про такую технологию производства корпусов, как литье пластика в силикон, мы уже написали здесь). А вот и сам рассказ (мы иногда будем комментировать ради какой-никакой, но объективности; комментарии выделены курсивом).

Что должно быть на хорошем производстве корпусов

Опыт фабрики — ваше «всё»

Первое, на что стоит смотреть на фабрике, если вы хотите получить качество, которое задумано — на опыт. Причем не просто опыт по тому же литью пластика, а по литью изделий, подобных вашему.

Есть те, кто льет ящики для фруктов-овощей. Это тоже литье пластика под давлением, но оно такое, специфическое. Ты приходишь к литейщикам ящиков, говоришь: «Сделайте мне корпус электронного устройства, вот вам чертежи» и-и-и…  ожидаемо получаешь хреновый результат. Потому что эти люди специализируются на литье из полипропилена, полиэтилена — материалов, из которых корпуса для электроники не делают. 

А твой корпус — и не ящик, и вообще прозрачный.

Прозрачную деталь тебе литейщики ящиков не сделают
Прозрачную деталь тебе литейщики ящиков не сделают

Что узнавать: были ли в работе у подрядчика изделия, подобные твоему (и по габаритам в том числе). 

Как узнать: спросить фабрику. Лучше всего — пообщаться вживую. 

Оборудование: термостаты, сушилки и прочее

Второе: смотрите на оборудование, и не только на основное, но и периферийное (от последнего зависят точность и эффективность работы станка). 

В случае с литьем пластика под давлением — есть ли термостаты, устройства, которые подключаются к форме и обеспечивают стабильную температуру в ней. 

На пальцах: качество изделия зависит от равномерности температуры в пресс-форме. Есть пластиковые детали, которые без термостата отлить вообще невозможно. Бывает, что внутри одной формы может существовать две (а то и четыре) температурные зоны: матрица — одной температуры, пуансон — другой и т.д. Поэтому наружная поверхность детали должна остывать быстрее, чем внутренняя, — иначе на ней разводы останутся. 

Смотрите, есть ли сушилки. Любой пластик перед началом литья надо просушить, иначе получишь разводы или пузыри. Тем, кто ящики льет, сушилки иногда вообще не нужны. А вот из АBS без такого допоборудования качественно не отольешь. 

Сушилки есть для разных материалов; подлянка в том, что они не взаимозаменяемы. Существуют агрегаты только для прозрачных материалов, и если ты в него засыпаешь черный, например, то потом год будешь выпускать красивые изделия с рисунком «в точку» и параллельно выковыривать черные микрочастицы.

— Достали уже про сушилки, скажите, наконец, как получить нормальное качество!?

Это все будет, а пока — занудство, но по делу. Богатое оснащение и полный спектр примочек — не панацея. Правило «Да на этом станке даже дурак сможет работать» тут не действует. Нужны специалисты. Кто они и как понять, что это действительно профи. 

Кто должен быть на хорошем производстве корпусов 

На приличной фабрике должны быть наладчики, технолог, конструктор, материаловед, инструментальщики. 

Все или почти все — с опытом работы. Например, инструментальщик — это не парень 30 лет с горящими глазами, а потрепанный наученный временем обладатель hard skills с большим опытом производства. Нельзя до 30 лет быть менеджером, а потом внезапно стать слесарем-инструментальщиком. Тебе нужны люди 40-45 лет, с жизненным опытом, которые всю сознательную жизнь металл руками трогали. Смотри на возраст и опыт работы. И не удивляйся, если у слесаря внезапно обнаружится 7-ой разряд и пара высших образований. Такое тоже бывает. 

От профессионального заказчика. Ну, как сказать. Нарваться на «старожила» не означает «качество» автоматом. Бывает и такое, что делают как умеют — «Потому что я пять лет так делаю, и ничо, никто не жаловался». А не потому, что надо сделать так, чтобы размеры не расползлись. 

Нет, хорошо, если работники опытные. Но подойдут и не особо искушенные. Они тоже прекрасно могут плясать под руководством понимающего хореографа главного технолога. Важно, чтобы были отдельные рабочие места, и за каждым местом закреплен определенный сотрудник. 

Еще на производстве должна быть база, например, собственный инструментальный цех (или, в край, партнерский, но с которым уже давно это производство работает) — что-то подшлифовать или подогнать. Это называется обеспечение производства,  бэк-офис такой, который деньги напрямую не зарабатывает, но без него ты далеко не уедешь.

Как узнать, что там со специалистами и есть ли своя база? Особенно если ты — здесь, а фабрика — за полторы тысячи километров?

Самый верный способ — поехать на фабрику и увидеть все своими глазами, пообщаться с теми, кто будет делать твои корпуса, посмотреть на оборудование и специалистов. Такой способ ни один иной метод не переплюнет. При живом общении ты за несчастные 1,5-2 часа получаешь гораздо больше информации, чем за три месяца интенсивной переписки. 

От профессионального заказчика: если тебе надо заказать 100 единиц, нет смысла тратить время и допрашивать производство на тему станков и работников. Тем более если это Китай, — нет смысла туда ехать и смотреть, кто там чего делает, есть ли у них сушилки и откуда там у кого руки растут. А вот когда заказываешь 10K+ единиц продукции, такое делать НАДО. 

Как оценивать расчет производства

Фабрика может точно подсчитать стоимость изделия только если ты дал ей модель того, что будете производить. Если есть чертежи — это еще 100 плюсов к точности расчета.

Все остальные «обсчеты» — это метод «пальцем в небо», особенно если тебе говорят: «Мы щас тут быстренько!». Спешка хороша сами знаете когда. Во всех остальных случаях нужно получить от фабрики КП, ВНИМАНИЕсо стоимостью материалов. Смотрим на примере. 

Пусть обоснуют, откуда ноги растут

Перед тобой три коммерческих предложения: в одном — дешево, во втором — средние цены, у третьих так и вообще все дорого.

Не выкидывай первое и третье сразу. Разберись, откуда такая цена — пусть фабрика ее объяснит. Не на уровне «Я художник, я так вижу», а объективно. 

Для того, чтобы вникнуть, почему за одно и то же разные производства хотят разный чек, придется вникнуть в процесс и понять, насколько исчерпывающую информацию ты передал на производство. 

От профессионального заказчика: если не сильно вникать, усредненная формула оценки такая. Фабрика показывает рентабельность и средние по рынку цифры? Это — признак здорового производства. А если цифры скачут вверх или вниз, это повод задуматься. 

Пример. Есть рыночная стоимость литья (точнее, смены), стоимость материалов, маржа и прочие элементы цены. Если стоимость смены на таком термопластавтомате (ТПА), как у фабрики, допустим, 10 килорублей, то я не могу просто так взять за то же самое 20 тысяч.

Вот клиент хочет отлить радиаторную решетку. Я ему даю КП, он говорит: нет, у вас изделие дорогое. Спрашиваю: а по какой цене вы хотите это изделие получить? Ответ — «130 рублей/штука».

Но это не может 130 рублей стоить, потому что оно почти килограмм весит, в нем только материала на 300 рублей. Я его оцениваю в 370 рублей. 

Заказчик: «А вот нам там-то сказали, что из какого-то вторичного материала получится и по 130». Но тот же полипропилен стоит 130 — вторичный, хороший, а вам вообще нужен инженерный пластик или что-то типа полиамида. Не выйдет у вас ничего из вторичного материала. Им могут быть только ваши собственные отходы — литники, но и это не впишется в 130 рублей/единица.

— Все вертится вокруг материала: не может изделие стоить дешевле того, из чего оно изготовлено. И в разы дороже — тоже не может.

Нет, кто-то так и работает. Я иногда шевелил конкурентов, закидывал им свои же КП. И хохотал: у меня, допустим, шильдик из АБС стоит 5 рублей, а мне 50 за него заруливают. И начинают рассказывать, что вот, партия маленькая, пятое-десятое. Ребят, у вас совесть вообще есть? Но — к ним кто-то все равно приходит.

Обязательно, чтобы фабрика расписала ценообразование. Тогда будет понятно, откуда ноги растут. 

Отступление от профессионального заказчика: «А вы правда фабрика или прикидываетесь»? 

У тех, кто идет на производство впервые, есть проблема: как понять, попал ты на реальную фабрику или в контору, которая отправляет запросы в контору, которая запросы отправляет в контору, которая при производстве. Проще — прокладку. В целом это больше актуально для Китая, Индии, Тайваня и т.п. Но и для РФ тоже.

Понять, фабрика это или прокладка, можно по отношению к рискам по качеству. Если контора берет на себя абсолютно все риски за качество, это, как правило, прямой подрядчик (фактический производитель). Или по наличию оборудования. Есть станки — прямой производитель. 

Справедливости ради: есть посредники, которые, как и фабрика, полностью несут ответственность за качество, хотя ни цехов, ни станков не имеют. Тогда надо понимать, готов ли ты рулить процессом сам или вообще нет желания во все вникать. В первом случае твой выбор — прямое производство, во втором — посредник (пусть у него мозг пухнет). 

— Ну, все, мы добрались до качества.

Сначала тебе нужно описать его. «Сделайте мне хорошую деталь» писать бесполезно, так было бы слишком просто.

Контора пишет. ТЗ на производство

В описании качества изделия должны быть указаны все контролируемые (в цифрах) и критически важные параметры. 

От профессионального заказчика: китайцы оценивают качество так: если на расстоянии вытянутой руки дефект при дневном свете незаметен, то качество есть. Вот так. 

Контролируемые параметры — параметры механической обработки, например.

Нужно оговорить свободные размеры, которые идут в рамках общего допуска, и так называемые классные размеры.

Пример. У тебя есть лопата. Она состоит из черенка и лотка. В лотке есть отверстие для черенка. Черенок делает фабрика по дереву, он всегда одного размера. И тебе важно, чтобы черенок точно подошел к лотку. Вот ты и контролируешь размер этого отверстия лотка (это — классный размер). А если другие размеры лотка больше или меньше на 3 мм, тебя это уже и не волнует  — ведь функцию свою лопата выполнит. Это — свободные размеры.

Размеры также важны тогда, когда изделие состоит, допустим, из 10 деталей, и ты часть из них делаешь на одной фабрике, а часть — на другой, и проверить соединения в процессе производства невозможно. Поэтому фабрике нужно понимать, что в общей сборке надо особенно тщательно контролировать. 

Критически важные параметры — поверхности. Иначе много шансов на то, что либо внешний вид корпуса будет изгажен, либо вообще пресс-форму придется переделывать. 

Прописывай места на детали, где утяжины допускаются, а где — нет (на так называемых видовых частях). Если не прописал, а в середине панели у тебя красуется след от толкателя, это твой косяк, а не фабрики. Согласовывай эти моменты с производством.

От профессионального заказчика: если у тебя нет понимания, где, что и как надо прописать, пиши в ТЗ на производство: «Все отметки на лицевых поверхностях, имеющие технологический характер, должны быть согласованы с заказчиком». Так ты элегантно скинешь все с больной со своей головы на производство. 

Или, если совесть тебя за такое будет грызть, ищи в нашем ТГ-канале чек-лист  «Дай качество» (@edp_day). Там коротко и по пунктам — то, что обязательно нужно сделать, чтобы получить от производства качественное изделие. Или запрашивайте чек-лист в комментариях, пришлем. 

Например, льем стекло для счетчика. Для внешнего вида стекла имеет значение каждая точка: лицевую панель большой знак выталкивает, но по углам толкатели тоже нужны. Мы согласовываем каждую точку, где будут эти следы. 

Это еще не все. Продолжение — во второй серии. Там будет еще больше про качество, про косяки со стороны как фабрики, так и заказчика, и про то, как их предотвратить. 

Комментарии (5)


  1. VladimirFarshatov
    21.11.2023 06:19
    +13

    "Хочешь сделать хорошо - сделай сам". Непреложная истина для меня уже давным давно. Отсюда, статья отличная и главный тезис в ней - "скатайся на завод ножками и посмотри всё своими глазками сам".

    Из прошлого опыта заказа печати баннеров:

    Имел удовольствие заниматься рекламным бизнесом в сфере indoor, но нужны были приличного размера баннеры, а соответственно и качество печати.. 2004год, на весь город 3 широкоформатных типографии и толпа посредников.. Некоторые, да - готовы брать на себя риски, некоторые "дуют щеки" у нас свое производство, отдавая заказ на одну из типографий.

    Долго ли, коротко вышел на типографию.. и да, тот самый случай: показали производство. Станок есть, спецы тоже. Сделал первый заказ, потом (! поленился) полез в Сеть, нашел ТТХ станков, замерил с лупой "результат печати" и .. отдал брак обратно аргументировано. У менеджера типографии приключился шок - "Вы первый, кому не нравится наше качество", но как Заказчик - был вкусен, договорились с ним что будем "строить цех как надо" и я получу доп. скидки за то, что в углу каждого баннера будет висеть "напечатано в типографии.." и телефончик этого менеджера. :)

    Кратко, пришлось даже ночевать в цеху с менеджером, ибо баннер вылезающий из машинки и ползущий по полу .. легко топчется (ходили в носках, но все же) рабочим, который наблюдает за процессом .. с банкой пива в руках. Дизайнер допечатник .. легко меняет макет с разрешения 300dpi на 100dpi, ибо загрузка меньшего разрешения в машинку ускоряет процесс втрое - больше выхлоп, выше премия. Машинка вместо промывки головок после каждых сколько-то там макетов по требованиям производителя .. молотит баннеры по паре суток без перерыва! В итого, этот менеджер таки добился от начальника производства требуемого качества, а тот поставив брак в ЗП работникам - уважительного отношения к работе последних. В прайсе типографии появились разные ценники с учетом качества и производственной загрузки (срочно, в очередь..)

    Прошел год .. уже и не надо давно, встретился на улице с этим менеджером случайно: -"Помнишь опупею?" Ага. -"Ты не поверишь, но тогда как только мы сделали тебе спец. настройки и стали выполнять все технологические требования под твои заказы отдельно, благодаря приписке в углу, череез 3 месяца я нарастил объемы своих продаж с 5 тысяч метров до 20! Из-за этого и поменяли прайс. Никто, кроме тебя не интересовался почему качество иное, но многие отмечали - хочу как тут! Спасибо, должен, могу отстегнуть слегка".


    1. anvos Автор
      21.11.2023 06:19
      +1

      Замечательная история, особенно про KPI допечатника и конец :)


      1. VladimirFarshatov
        21.11.2023 06:19
        +1

        Ну .. взять отстегивамое было как-то стремно на тот момент, но в кабаке и сауне побывали вполне достойно попозже.. ;)


  1. konst90
    21.11.2023 06:19
    +6

    Нарваться на «старожила» не означает «качество» автоматом. Бывает и такое, что делают как умеют — «Потому что я пять лет так делаю, и ничо, никто не жаловался».

    Стандартная картина, особенно если это технолог. "Да у нас дедушка, он сорок лет пресс-формы проектирует" - а потом ставишь отливку на станок, и там такие каверны - только в брак. И, главное, этому дедушке сложно что-то доказать, потому что лучше он скорее всего не сделает.

    Нужно оговорить свободные размеры, которые идут в рамках общего допуска, и так называемые классные размеры.

    Не знаю, кем они у вас так называемы, но в литературе (ГОСТ и ЕСКД) такого определения нет.

    Есть номинальный размер. Это размер, от которого определяются отклонения. И есть, собственно, отклонения. Например, Ø10_{-0.1}^{+0,2} означает, что отверстие имеет номинальный диаметр 10 мм, а действительный (т.е. измеренный на детали) размер должен быть минимум 9,9 и максимум 10,2 мм. Иногда указывают верхний и нижний предельные размеры - обычно это делается для простоты контроля, чтобы не считать в уме.

    Иногда размеры указывают без допуска (т.е. не указывают предельные отклонения). На чертеже ставят т.н. техническое требование - неуказанные отклонения по такому-то квалитету. То есть - видим отверстие Ø10 без отклонений и требование сделать отверстие по H12 - лезем таблицу допусков и видим, что верхнее отклонение +0,15 мм, нижнее -0, т.е. диаметр должен быть от 10,0 до 10,15 мм.

    Понятия свободного в литературе тоже нет. Кто-то называет этим термином отверстие по максимально возможному квалитету, но если на чертеже есть размер без допуска, то такой чертёж вам завернёт нормоконтроль. И деталь считается соответствующей чертежу только в случае, когда каждый действительный размер будет находиться между верхним и нижним допускаемыми.

    Исключение - размеры для справки: иногда бывает нужно указать какой-то размер, но при этом его контроль не нужен или невозможен. Например, диаметр закрытой внутренней полости (в которой будет воздух, обеспечивающий плавучесть) или диагональ квадрата (при указанных размерах сторон). Тогда ставится звёздочка и в тех.требованиях чертежа указывается - размер для справки. Или - размер обеспечивается инструментом.

    И если вы не укажете предельные отклонения к "свободным размерам", то вам может приехать лопата не на 3 мм уже, а на 23 или 103, и вы долго будете бодаться с поставщиком, который на все претензии ответит "Если вам так важен этот размер - надо было ставить допуск".


    1. exTvr
      21.11.2023 06:19
      +1

      "Допуски и посадки" - мой любимый предмет в технаре (я техник-технолог по ОМР + фрезеровщик).

      Ажно олдскулы свело.