Развёртка панорамы магазина с кафе
Привет!
История про наш магазин во Владимире вызвала подозрительный интерес, и я обещал рассказать про ещё пару точек. Сегодня история Воронежа, полезная не только и не столько именно розничной частью, сколько сразу двумя историями — кафе при магазине и организацией большого фестиваля с рекламой по всей области за очень, очень земные деньги.
Женя Гуржей — один из наших первых франчайзи-партнёров, он открылся в октябре 2010 года, когда мы только-только научились открывать магазины в Москве. Он успел заработать на точке, открыть второй магазин, открыть другой бизнес, выйти из франшизы (на 2 недели), закрыть второй магазин и закрыть другой бизнес.
В общем, человек-приключение с тягой к инженерному мышлению. О его складе над фальшпотолком магазина по сети уже ходят настоящие легенды.
Женя с женой Еленой вместе открывали первую точку, ещё когда Женя имел постоянную работу в автодистрибьюторе. Точнее, тут, скорее, уместно сказать, что работа имела его, и нужно было вырываться и делать что-то своё. Организационные навыки, будучи не продавцом машин, а маркетинговым специалистом, просчитывающим открытие новых филиалов, он получил отличные. Особенно после того, как искал место в Латинской Америке для филиала.
Возможно, именно поэтому с выбором первого помещения поступил точно так, как надо, и точно по нашей методике (правда, тогда мы её доносили словами и маханием руками, а не именно в виде механики). В общем, проявив завидное терпение и нехилый талант, он нашёл точку на 12 квадратных метров прямо напротив администрации города и Никитинской библиотеки. Дом был исторический, поэтому крупной вывески нет. Двери, на которые на ночь закрывалось помещение, превратили в своего рода билборды, которые на ночь поворачивались внутрь помещения.
Такая точка — это почти джекпот для первого года и первого магазина в городе, где настолками не торговали. Низкая аренда гарантирует практическое отсутствие рисков, огромная вывеска плюс поток — всё играет на то, что люди будут покупать, даже если не рекламироваться особо специально. Собственно, Женя и не рекламировался системно, если не считать разных экспериментов с радио, местными СМИ и наружкой. Два с половиной года (два с половиной, Карл!) он работал и зарабатывал только тем, что выбрал удобное помещение. Ну и про него пошло сарафанное радио: он очень хорошо и правильно выбирал продавцов, всегда грамотно считал товар, и поддерживал некоторые стандарты сервиса даже сильнее, чем в Москве.
Например, если к нему приходил человек с возвратом игры с рваной коробкой («не зашла»), то на первый раз он учил продавцов забивать на стандарты и возврат всё же принимать. Надо сказать, встречал реальное непонимание, но своего добился после того, как через пару месяцев те же люди стали возвращаться и делать большие чеки. «Вернули дополнение за 500 рублей, посидели, поиграли — и купили на три с половиной тысячи. И ещё заходят. С допкой что? Не помню, но наверняка или со скидкой 30% продал или в игротеку положил».
Через два с половиной года наступило насыщение рынка. На тот момент Женя уже давно не работал с автомобилями, перестал стоять с женой в магазине (под первый новый год она работала продавцом 5 дней в неделю, а он стоял выходные и приезжал ещё вечерами в ноябре и декабре, спал мало). Два продавца, оборот позволял обеспечивать семью даже в несезон лета (и давал очень, очень хорошо заработать на новый год и половые праздники), стабильный бизнес. Но выше он не рос. И ещё давила площадь — всё же 12 квадратных метров (это половина обычной гостиной, порезанной вдоль) — это мало. В первую очередь не было возможности хорошо показать весь товар, то есть страдала конверсия. Склад Женя уже давно оборудовал наверху — там были потолки 4 метра, и он сделал там систему полок. Летом покупатель, спрашивающий конкретную позицию, мог наблюдать, как прекрасная девушка-продавец берёт стремянку, открывает люк в потолке и, по пояс стоя в нём, достаёт коробку. Очаровательно, конечно, но странновато. Я даже был немного удивлён, что у него за это время не унесли кассу — но, оказалось, что именно с кассовой дисциплиной ошибок не было, и ящик всегда грамотно запирался.
В общем, алес, потолок, оборот зафиксировался на стабильном уровне. Это случается в момент, когда естественное покрытие магазина и полнота ассортимента достигают пика. Варианты дальше были достаточно интересны:
- Заняться всё же городской рекламой и привлекать больше людей на эту «точку выдачи».
- Открывать большой магазин, где можно пощупать товар руками и всё такое.
- Открывать ещё один маленький магазин в другой части города (Воронеж разделён, условно, на три кластера — есть река и отдельный жилой район вдали от основного делового).
- Открывать другой бизнес.
- Заниматься ярмарками, то есть так называемыми поп-ап магазинами (например, мы на Новый год в Москве кроме 24 обычных магазинов открываемся в 15 ТЦ и ярмарках, и закрываемся в январе-марте).
В общем, не мудрствуя лукаво, он выбрал все пять пунктов. Но получилось это своеобразно.
Первое, что он сделал — это запустил городскую рекламу. Точнее, открыл инструкцию и начал читать, что нужно делать. А там игротеки, которые он считал пустой тратой времени. В общем, решил попробовать, начал проводить, и — на этом месте следует мой фейспалм — о чудо! Заработало! Именно Женя на съезде филиалов в конце года произнёс фразу: «Коллеги, не пренебрегайте игротеками, не зря их нам Москва уже три года настойчиво рекомендует». Ааааааа. Тут же понадобился Яндекс.Директ (Воронеж хорошо представлен в Интернете, и даже звонки с сайта идут регулярно).
Потом в 2013 году открыли точку в микрорайоне Северный — это другой конец города, дичайший трафик в том месте, где основная остановка и народ начинает растекаться на «ручейки». Тогда никто ещё из нас не знал численно, что в жилых районах для нашей модели работают только торговые центры. Женя нашёл место прямо около потока, правда, в цоколе (и глубоком, на этаж по лестнице вниз) и открылся. Магазин работал с небольшой прибылью — 10-20 тысяч в месяц, а геморроя приносил жуткое количество. Тут и менеджмент продавцов, и учёт. Особенно не радовала логистика — прыжок от одного магазина до двух сложен, и по сложности он примерно такой же, как от двух до десяти. В общем, Женя смотрел-смотрел на него, увидел, что он не особо растёт и всё так же работает около нуля — взял примерно 200 дополнительных тысяч за декабрь, доработал до конца половых праздников и не стал ждать лета — закрыл точку. Хотел открыться в торговом центре в центре города, но там уже нарисовалась другая точка с подарками и настолками с ценами в полтора раза выше. Он бы с удовольствием, на самом деле, торговал бы там по высоким розничным ценам, и брали бы — но у нас есть строгая политика одинаковой цены в каждом магазине. Плюс ходили слухи о том, что в этом ТЦ контролируют выручку и закуп магазинов, и если бизнес хороший — то внезапно на месте бывшего отдела открывается точно такой же, только другой. Неизвестно, сколько в этом правды, но рисковать, думаю, ему не хотелось.
Примерно в этот период мы как раз переходили от модели закупок с нашего склада на модель свободных закупок (вот эта глава из книги со всей болью ситуации), и Женя как раз ушёл с франшизы. Мы пожали плечами, но остались друзьями. Вернулся он аккурат через две недели — даже документы юристы не успели обработать. Как будто и не уходил. У нас тоже отлегло — если бы мы в ТЦ напротив него открыли бы свой магазин, получился бы небольшой конфуз.
Следующая пассия Жени — фестиваль настольных игр. Женя в очередной раз сидел дома, ничего не делал и смотрел на то, как вроде все работает — но стабильность и спокойствее его не устраивало. Хотелось движухи, и, в целом, на тот момент уже образовалась «подушка безопасности», то есть сумма, которой можно было смело рисковать. Когда такое получается, мы говорим журналистам про грамотную стратегию, а когда нет — про, фактически, плату за своё бизнес-образование. Вот Женя и холодно посчитал, что может позволить себе закупить немного обучения на своей шкуре. Точнее, решил, что всё равно он ими рискнёт, не выдержит, пока не узнает, сработает или нет. И начал искать возможность с завидной терпеливостью.
«Толокли воду в ступе, надо было качественное изменение. Масштабное, с хорошей поддержкой. Чтобы зацепить новую аудиторию, всех тут. Решил, что нужен фестиваль. Сунулся на радиостанцию, мне посчитали бюджет за две недели ротации, я сумму посмотрел — *****! На этом разговор и закончился». В общем, медийная поддержка оказалась неожиданно дорогой. Женя жил с идеей почти год. И потом один из его бывших аниматоров стал диджеем на местной радиостанции. И свёл его с парой людей на месте. Женя сделал презентацию, приготовился ко встрече и начал серьёзно рассчитывать на скидку 30% — тогда со скрипом, но влезало. Если бы уговорил на 40% — это была бы лютая победа.
И тут серьёзный дяденька сказал фразу, которая всё изменила:
— Хорошо, вы делаете нас организатором, как и Мосигру, а мы крутим вас две недели.
Это означало — логотип перед нашим на буклет и постоянно говорить, что это фестиваль Европы-Плюс и Мосигры, а не Мосигры с информационным спонсором.
Чувствуете разницу? Я нет. Женя тоже.
И тут прямо крылья раскрылись. Дальше Женя пошёл ко всем остальным, кто имел хоть какое-то отношение к интеллектуальным играм или городской жизни и объяснил, что вот, будет фестиваль, вот его будут крутить на радио, это большое городское событие. И народ начал вписываться, подтянулись безумно крутая «Искра» (развивающие лагеря с роботами и физикой), Зазеркалье, Центр игровых технологий. На встрече с местным телеканалом Женя рассчитывал торговаться, и грамотно разыграл карту информационного спонсора — заплатив ещё одним логотипом, но не деньгами. Затем Женя отправил презентации всем производителям настольных игр в России и настолько обрадовался положительным ответам, что трогательно попросил коробок даже у нас. Мы не могли отказать, конечно. Так обеспечились призы на турниры и коробки, которые для них иначе пришлось бы снимать с продажи и открывать. Призов получилось примерно на 50 тысяч в ценах закупки.
Как настоящий индеец, Женя перемешал призы — и дарил на турнире за первые места не то, во что играли игроки. Чтобы они покупали понравившуюся игру, да. Кстати, производители не проиграли — турнир по Эволюции точно обеспечил увеличение продаж на неё на 18% в ближайший месяц.
Часть команды второго фестиваля
Без учёта скидок и бесплатно получаемых ништяков фестиваль приближался по смете к полумиллиону рублей. Но место дал город (площадка в библиотеке), очень много удалось скинуть на рекламе, плюс Женя зазвал на ярмарку на месте кучу других магазинов и с каждого взял небольшой взнос. Если бы он пошёл дальше по пути Петербурга, то ещё и заработал бы на этом (например, как на ресторанных днях или маркетах хендмейда). Но тут он просто снизил бюджет почти в пять раз. И это без учёта того, что те две недели, пока его крутили на радио, он получал нехилые бонусы к продажам в магазине.
Эти же две недели он постил в блог, как готовился. И рассказывал даже об этом на радио в прямом эфире.
Фестиваль имел оглушительный успех. Люди шли играть семьями, студенческими группами, классами и просто так, знакомиться. 27 аниматоров (6 Жени, остальные от Искры и других магазинов) были просто разорваны толпой. Библиотекари ходили по родным пенатам в суеверном ужасе. 300 мест зала не хватило. Люди играли на лестницах, на подоконниках, просто стоя. Площадки крупнее в городе не было (точнее, она стоила бы реально здоровенных денег).
Фото со второго фестиваля
Потом начался кризис, причём с неожиданной удачи. На углу квартала, где стоял магазин, съехала большая парикмахерская. Прямо в одном доме от Жени. Большое помещение для задыхающегося на 12 квадратах — это счастье. Сразу, конечно, его брать было нельзя — но теперь-то место прикормлено, и все всё знают про настолки. Пугало то, что помещение ровно в два раза больше, чем хотелось бы для магазина, и Женя лихорадочно просчитывал, что бы там сделать ещё. Более того, договор с первым помещением был ещё на полгода, и надо было что-то оставлять в магазине (или терять пару месяцев депозита).
Сначала был план с антикафе, но опрос владельцев и подсчёты быстро его переубедили. Напомню, я тоже играл с этим форматом, но отказался. В итоге вместе с Еленой (женой) решили сделать кофейню, рассчитывая, что голодные студенты будут заскакивать за кофе, бутербродами, розеткой и вайфаем. И не ошиблись. Что приятно — Женя работал по текущему бизнесу, а Лена рулила процессом открытия кафе, и это был её проект.
Тут надо чуть отступить и рассказать про Наташу. Наташа была первым продавцом Мосигры в Воронеже (после Жени и его жены, конечно). С ней повезло дичайше. Очень ответственная и абсолютно честная. В общем, мифический персонаж. Но работала она, в отличие от всех остальных, не за деньги (Женя платит чуть-чуть выше рынка), а просто потому что её дико пёрло и радовало всё то, что происходит. Полтора года она играла джаз с командой, а потом Женя логично предложил ей стать управляющей точкой. Зарплата больше, но это уже не продажи людям, а числа. Наташа поняла, что фан кончился, и начался бизнес именно как бизнес вместо эмоций. И ушла. Осталась прекрасная Полина (4 года в команде), менялось много других продавцов, Даша неожиданно ушла в декрет… А Наташа выучилась на проводницу, поездила пару недель, уволилась, осталась в Москве, поработала, а потом вернулась в город и зашла на чай. Женя спросил, вернётся ли она, если они вдруг когда-нибудь будут открывать кафе. Потому что снова будет фан и драйв. И Наташа пообещала согласиться.
Предполагалось, что это 3-4 месяца, но тут съехала парикмахерская, и Женя позвонил со словами:
— Открываем кафе послезавтра!
Наташа, рассчитывавшая отдохнуть, ужаснулась:
— Аааа, зачем я тебе пообещала!
Но вышла и стала рулить процессом. За полтора месяца сделали ремонт, полностью перенесли магазин на новую точку, обустроили кофейню, набрали людей и открыли магазин «Всё для праздника» с упаковками и стандартным подарочным набором на старой точке. Вот он:
А вот новое место (его развёртка до ката):
Обратите внимание на свет: он очень важен для выкладки (товар должен быть светлее окружающего пространства, а магазин — светлее квартиры), и здесь от парикмахерской досталась очень хорошая система.
Магазин с кафе сразу даёт плюс к настроению, поскольку в нём намного легче выстроить и правильную музыку, и правильный запах свежесваренного кофе. А эти два фактора очень и очень влияют на вероятность продажи. Если вдруг у вас в магазине тихо, поставьте классику или джаз, станет куда лучше.
Стабилизировались. Научились тюнингу машины, стали варить правильный кофе. Сейчас утром приходит много голодных студентов (Женя сетует, что мест нет, а кофе на вынос регион пока не приучен брать). В обед студенты трёх корпусов рядом прогуливают тут пары, а школьники забегают на большой перемене перекусить сладким пончиком. Пончики у него реально здоровенные и очень вкусные (покупные, конечно). К вечеру столики бронируют люди, которые хотят отдохнуть после работы. Вот недавнее расписание:
С пятницы на субботу и с субботы на воскресенье иногда проводили ночи настольных игр с турнирами. Сначала проверили, слышно ли разговоры внизу соседям (это всё же жилой дом), соседи дали добро — не слышно. И понеслось. Сначала делали до 3, потом стали до 6, люди просили закрывать позже, чтобы успеть на утренние маршрутки, а не пешком. Эти же игроночи дали много новых аниматоров — людей, кто грамотно организовывал столы, просто приглашали потом оставаться на ещё одну ночь, но уже за деньги. Студенты с радостью соглашались.
Места (шести столов) критически не хватало, поэтому Женя поставил ограничение — чек 100 рублей, и только тогда можно играть сколько влезет. Это увеличило прибыль кафе, но всё равно места постоянно нет, и народ уходит к соседям — антикафе «Носорог» с ценой минуты 2 рубля 50 копеек, где тоже стоят наши настолки.
В кризис оборот Жени упал, в среднем, на 8%. Он спрашивал у всех своих знакомых, и получалось, что у них падение было в среднем на 30%, поэтому удручение постепенно сменилось некоторым удовлетворением. В магазине с подарками (старом помещении) дела пошли около нуля, Женя ждал праздников. Но контракт заканчивался 15 декабря, следующий надо тоже на год минус день. Женя знал, что в декабре он заработает много, но январь будет абсолютно мёртвым — и решил закрыть точку, потому что затраты перекроют весь заработок. Бренда там нет, развивать смысла не имеет, история неэмоциональная и не самая прибыльная. Товар он просто перетащит в наш магазин на отдельный стеллаж и постепенно продаст. В общем, математика рулит.
Я приехал как раз в день второго фестиваля, в эту субботу. Женя нашёл точку далеко за городом, в местном аналоге Меги (только вместо Икеи тут Леруа). От центра 15 километров, но больше площадок на 1000 мест просто не было. 1000 — это с запасом, рассчитывали на 500 мест постоянной занятости, занято было по факту примерно 400 мест. Женя был абсолютно убитый — волновался, решал какие-то косяки. За день до событий у него в магазине растворился заказ на 50 тысяч (он скоординировал с соседними городами совместную закупку Монополии, чтобы пробить низкую оптовую цену, и не отправил одну из посылок) — оказалось, что её приняли за поставку и «размазали» по магазину, и сразу же часть продали. Эту пасту было сложно загнать обратно в тюбик. Когда закончили, выяснилось, что стулья, которые надо было ставить в ТЦ, побывали до этого на мероприятии на пляже, и их надо было всего ничего — протереть от песочка. Вместе с Леной они там этим и занялись. И ещё столы перевезли тоже вместе. И полночи мегадженгу собирали. А утром началось — 55 аниматоров, точка продаж, точки других магазинов, точка с опытами, квестами в комнате, мафклуб… В общем, как он держался в сознании, я не понимаю.
На новый год, он, конечно, опять заработает, и довольно много. И мне безумно интересно, что он придумает 10 марта, когда ему снова станет скучно, и он будет пить чай и думать. Мы же во всей сети следим за его опытом с кафе, потому что подозреваем, что это может стать новой моделью уличного магазина. У нас похожая картина на Китай-городе (бесплатная игровая зона, экспериментировали с кофе), есть магазин в одном помещении с кофейней, в Казани и Владимире игровые зоны совмещены с магазином, но там нет напитков. Параллельно мы отрабатываем свой фастфуд (это история вообще другого бизнеса) и думаем, можно ли соединить два направления. В общем, судьба этого магазина с кафе интересна всем. А Женя — Женя крутой. Нам очень везёт работать с такими офигенными людьми во многих городах.
Комментарии (72)
ionicman
13.12.2016 15:54+2Никогда не понимал настолок — из того что пробовал и помню названия: мафия, старкрафт, манчикин, зомби, экономика и порядка десятка чего-то еще. Но всегда интересно почитать Ваши статьи.
Несколько раз после очередной Вашей статьи пытался приобщиться — так и не смог.
Скукота страшная или целый томик правил — и там либо учишь правила вместо фана пару часов, либо просто не играешь :) В век, когда есть планшеты и можно сделать все интерактивно мне это кажется жутким анахронизмом.
Для того-же D&D есть мастера (ассистенты) специальные — только кнопочки вовремя дави — он походу игры объяснит сам правила.
По мне самая интересная игра — это первый раз, когда еще никто не смог проработать стратегий и правил — это самый фан. Потом наступает стратегия и скукота — тогда-уж лучше в шахматы или шашки поиграть.
Из игр для пати очень нравится активити с android-ассистентом и D&D с тем-же самым.
Это все, естественно, только мое мнение, никому не навязываю :)
P.S. очень интересна была-бы голосовалка из тех кто любит и кто не любит настолки — просто интересна процентовка.Milfgard
13.12.2016 15:56Спасибо. Игры сделаны для общения, поэтому на нашем рынке упор именно на компанейские. То, что описывает вы, с томиком правил, почти не продаётся. Это вид досуга, которому уже примерно 80 лет, и в той же Германии, например, он обусловлен традицииями общества. У нас тоже были такие традиции в СССР — домино и шахматы.
ionicman
13.12.2016 15:58Возможно, но это не отнимет вопроса почему ассистентов не делать к играм?
Чем томик правил? Или я не понимаю что-то?Milfgard
13.12.2016 16:01+3Если правила игры объясняются дольше 2 минут — это залёт и косяк по современным меркам. Сейчас тенденция такая, что всё сложное упаковывается в игровой процесс, кривая вхождения делается пологой. Но есть сложные игры, да, там делают таких ассистентов, мы в Германии несколько в прошлом году видели. Обычно это плеер с наушниками для каждого игрока, где голос вещает видение боевой ситуации в стратегии, и говорит каждому, что делать первые несколько ходов, а потом оставляет игроков в равновесной ситуации и отпускает на самостоятельное доигрывание.
ionicman
13.12.2016 16:08+1Ну вот тот-же Манчикин взять — там точно за 2 минуты всего не объяснишь. А вроде как самая распространенная сейчас игра.
Про старкрафт я молчу — там книжка чуток до «Войны и Мира» не дотягивает :)
У нас в компании все попытки в нее поиграть заканчивались партией в техасский холдем.Milfgard
13.12.2016 16:09Манчкин известен как Монополия, но так же не входит в первую пятёрку продаж точно. Его кривая входа — его же главная проблема. В России ему повезло, он был одной из немногих игр, которые вообще в принципе были до 2008 года.
datacompboy
13.12.2016 16:47+2для манчкина есть отличная блок-схема, по которой игру можно начинать вообще без проблем.
habradante
13.12.2016 18:54В Старкрафте надо просто хотя бы один раз разобраться. Да, это потребует времени, но зато потом партии будут довольно быстрыми. Что реальный косяк в Старкарфте так это разгребание юнитов из мешка для фигурок. Они крутые, как фигурки. Но их реально очень долго готовить к партии. Для 3-х игроков раскладка фигурок и поля может быть дольше, чем сама партия. :)
ionicman
13.12.2016 19:04Мы так и не дошли до нормальной игры ни разу :)
Кстати да, фигурки офигенные.
dtBlack
13.12.2016 20:00+2Манчкин интересен тем, что является некоторой компиляцией — сатирой на другие настолки.
И человек освоивший правила той же Д&Д быстро вольется.
А еще у него правила намерено расплывчатые, что создает определенный фан со спорами о правилах и тд. (Хозяин комплекта всегда прав! или Если ты убедил остальных, что такое правило есть, то оно есть!)
Но на самом деле зависит от компании, если там будет один-два новичка на партию, то «влить» их в игру достаточно просто без подробного зазубривания правил. После первой партии дальше уже можно будет играть без подсказок. Хотя часто мешает именно то, что люди хотят знать правила До игры и сопротивляются «вливанию» их в процессе.
Nimtar
14.12.2016 00:55Уже не первый раз встречаю замечание о том, что в Манчкине сложные правила, и недоумеваю. Одна из самых простых игр. Впервые играл в неё в соотношении новичков к опытным 2:1, всё довольно быстро понятно.
А вообще, как завсегдатай описанной в посте кофейни-магазина, скажу, что читать правила до игры — для слабаков :)Am0ralist
14.12.2016 13:13Дааа. Очень простые)))
vk.com/munchkinfaq
Постоянные дополнения и трактовки от создателя, какая карта что значит.
Причем, зачастую еще и решение меняется со временем!
jusiter
14.12.2016 22:23Соотношение новичков к опытным 2:1!
А где их взять в компании в которой никто раньше не играл?
купили манчкин, пару раз попытались разобраться и так и не поняли «где игра то? в чем смысол? ХАЧУ РАЗВЛЕЧЕНИЙ!»
до этого ни в какие днд и прочие настольные ролевки никто не играл
только активити и прочие имаджинариумы
alterpub
15.12.2016 01:27+1Ну старкрафт не объяснить за 2 минуты, это в среднем час игры на человека(а играется до 6 человек) и + час на обучение(правила) если кто-то с ними не знаком, но это явно не залет и косяк, просто это игра не из серии Активити, а скорее из серии шахмат, когда 3-4 человека собираются сознательно посидеть 3-4 часа и пообщаться за хардкорной игрушкой =)
Am0ralist
13.12.2016 17:29+2Вот я тоже не понимаю, как все время до середины двухтысячных люди в компьютерные игры играли?
Пояснялок толком нет, половина на английском, который вчено никто не понимал, в интернете прохождение не посмотришь! кошмар!
То ли дело сейчас — запустил ферму в соцсети, закинул бабосы, чтоб сразу круто все было — и красота…ionicman
13.12.2016 18:38+3Есть разница — игра для компании или игра для одного человека.
Требования абсолютно разные.
При сингл-плеере ты выбираешь игру которая тебя устраивает — и ты готов разбираться в ней.
А вот когда у тебя пати, и народ еще и к тому-же весь разный — совершенно другое дело, ага?
У каждого свое видение и свои интересы, и никто не хочет сильно копать — иначе это из развлечения превращается в работу.
Ну и тот-же «форум» и «zx-ревю» с «компьютеррой» никто не отменял даже тогда, в 2000-е.
marapper
13.12.2016 17:29+1Проблема асистентов на мобилах — то, что они часто убирают механику, тем самым, убивая и часть атмосферы. Треть игр вообще чисто на механиках построена, есть игры, в которых легко свалиться в механистичность процесса. Есть некоторая разница между «взять карту из шафленной колоды», «открыть портал и прочитать описание случившегося события» или «ткнуть в планшет и получить текст».
Есть, конечно, и исключения:
SpaceAlert — механика реалтаймовая, есть аудиофайлы, недавно сделали фанаты приложение.
X-COM — говорят, что скучный, но строить игру на использовании а
Love Letter — 16 карт, 8 «мастей», правила умещаются на картах, а потом и в голове.
7 самураев — правила так себе, но асистента на телефон не хочется даже, настолько все на картах и тайлах продумано все — приятно вручную перемещать фигурку по шкале, вытаскивать нападающих из колоды, переворачивать сгоревший домик на поле.
Какая-нибудь Агрикола в варианте с фигурками, где собираешь ферму не из абстрактных кубиков и жетонов, а помещаешь «настоящих» животных в загоны.
Тот же Каркассон, где ничего не убавить и не прибавить — честно говоря, подсчет очков и подсказки, куда нельзя ставить тайл в варианте для айОс/андроида убирает важную составляющую — то, что нужно делать все своими глазами, руками и головой.
Ну и, конечно, любимая моя механика АнкМорпорка (Плоский мир) — карта с фигурками, плюс колода карт. Хелпер на а4 нормальный здесь бы не помешал, но асистент точно был бы лишним.
А так да, с чистыми нормальными правилами беда в 99% настолок — правила написаны как для дураков, или три с половиной рулса размазаны по нескольким страницам. Есть мысль начать делать для кажлой игры хелпер, вмещающийся на небольшую карточку, чтобы и понять все правила, цели игры и порядок хода можно было, и в случае чего, быстро найти нужное правило.
IgeNiaI
13.12.2016 19:28+1В том же D&D мастера хорошо объясняют правила, но ни один из них не заменит гейммастера-человека с его фантазией. Естественно, гейммастер должен быть толковый, а это редкость.
Как пример то, что произошло в игре у моего друга:
Идут они как-то своей группой к пещере с монстрами за сокровищами. Они знают, что монстров там много и они могут проиграть. Ну и тут один из игроков просто предлагает забить хрен на эту пещеру и пойти в таверну.
Сомневаюсь, что ассистент с кнопками вообще способен отработать такую ситуацию.
Вообще, суть изначального D&D в том, что есть лишь некоторые базовые механики, а сюжет создают игроки и гейммастер.
Другой пример:
По сюжету один из игроков отделился от основной группы (провалился в яму / ушел в магазин / впал в депрессию, потому что игроки пошли грабить чье-то хозяйство, а он праведный паладин и его теперь грызет совесть и он решил побыть один). В таком случае при игре с гейммастером этого игрока уводят в другую комнату и гейммастер отрабатывает его отдельно, присоединяя к основной группе позже.
Saffron
15.12.2016 21:01> Скукота страшная или целый томик правил — и там либо учишь правила вместо фана пару часов
А пять десятков томов правил для днд вас не смущает? Вы же скорее всего их не читали, и всё равно играете. Что мешает точно также играть в другие игры?
artoym
16.12.2016 11:25+1Попробуйте что-то более случайное, например fluxx. Базовые правила я могу объяснить даже тут: «тяни карту, играй карту») В колоде есть карточки 4 (5) типов — предметы, действия, цели, правила. То есть правила и цель игры меняется в течении игры.Очень высокая реиграбельность, высокая случайность (здесь это хорошо), всегда фан.
Из минусов — у нас всего две версии локализованы.
redcactus
13.12.2016 16:33+3Женя нашёл точку далеко за городом, в местном аналоге Меги (только вместо Икеи тут Леруа). От центра 15 километров
На самом деле это очень нехилый центр притяжения, там на выходных по полгорода бывает, а перед праздниками (благодаря Ашану) на огромной парковке нету мест.Milfgard
13.12.2016 16:35+1Да, я знаю. Но дело в том, что реклама фестиваля работала на тех, кто пришёл бы туда целенаправленно (а это далеко), а не на тех, кто и так был в потоке внутри ТЦ.
UPD: вот, кстати, парковка в момент начала фестиваля:redcactus
13.12.2016 16:39+2Я знаю несколько человек которые поехали именно целенаправленно и расстояние их не остановило.
Milfgard
13.12.2016 17:29+2А я знаю одного, который даже из Москвы приехал специально.
YuriEmelianov
13.12.2016 22:48+2Добрый вечер, хочу в Воронеже купить игр на сумму думаю больше 200$ ±
Есть какие либо скидки или мероприятия под новый год или на определенную сумму?
СпасибоMilfgard
13.12.2016 22:49+1Надо постучать на vrn@mosigra.ru, и Женя ответит. Как минимум 10% даёт слово «Хабрахабр», это максимум розничной скидки. Считается ли это оптом — вопрос уже непосредственно Жене.
muon
14.12.2016 13:21+210% даёт слово «Хабрахабр»
Оно всегда и везде работает, или акционно? Собираюсь сходить за «Шакалом» и книгой, да всё никак не дойду. С книгой уже конфуз вышел: встретил настоящего Дмитрия Кибкало, а попросить автограф поставить не на что, пришлось ограничиться рукопожатием и фразой «вы крутые чуваки».Milfgard
14.12.2016 13:31+1Везде. Акционно, но мы эту акцию продляем уже года три.
TyVik
14.12.2016 14:09+3У нас в Краснодаре ещё пару месяцев назад не знали этого промокода. Ты им «Хабрахабр», а они сразу «Демонов вызывают в соседнем здании».
Oraclist
18.12.2016 22:21+1Имею обратный опыт. В Краснодаре. Покупал книгу. Раз 6 или 7. Продавец (кроме одного случая) всегда знал секретное слово. В том одном случае продавец позвонила старшему и таки продала с 10%-тной скидкой.
osipov_dv
13.12.2016 16:48+3Очень крутая статья, про очень крутого Женю. Когда работа на столько в кайф, это здорово.
bi4ara
13.12.2016 22:44Пост про фан и драйв Жени — это здорово. Сергей, а могли бы поведать пару слов про «скучный бизнес» — как прогнозируют и рассчитывают прибыльность и эффект от мероприятий таких как такой фестиваль?
Milfgard
13.12.2016 22:50Считают деньги, оставшиеся после первого (или сводят убытки), а потом эмпирически проводят уже нечто более крупное, понимая, где были хоссы и бессы.
bi4ara
13.12.2016 22:59+1Схема с подсчетом выручки по факту первого мероприятия и экстраполяции с масштабированием ясна. Более интересна история первого мероприятия в «локации» (читай городе). Евгений же как то прикидывал сколько он хочет и чего получить с мероприятия, и при прощупывании расходов опирался от на эти цифры (не вылезти за…)
Milfgard
13.12.2016 23:02+4Ага, опирался. Я же говорю — если бы не попробовал, то мучался бы, что не попробовал. И решил рискнуть бюджетом. У нас это, не зря в девизе — «Товсь, пли, цельсь!».
chieftain_yu
14.12.2016 11:13+2В девизе точно порядок такой?
Боюсь, мне на военной кафедре пытались привить иную последовательность…
altai2013
13.12.2016 22:54Что-то мало кровавых ужасов малого бизнеса. Всё слишком гладко, ощущение что Мосигра в большей степени рекламирует франшизу, чем рассказывает про реалии.
Milfgard
13.12.2016 22:58+3Ага, прямо в конце сезона рекламировать франшизу — отличный план. Если её завтра купить, открытие будет ровно в апреле, в момент глубокой задницы несезона. А если серьёзно — прочитайте про Владимир. Здесь старый хитрый Женя, а там всё несколько сумбурнее.
netabene
14.12.2016 00:27+9Хочется заметить автору, вскользь, что в Воронежской Мосигре ВЕСЬ коллектив ничего себе так, и все вкалывают на равных, и остаются после работы, и приходят в нерабочие часы, если нужно. Смотрят и читают обзоры игр, вежливы с покупателями, и при этом ещё и харизматичны и открыты к общению, что делает набор клиентской базы еще более приятным и эффективным)) Многие клиенты становятся друзьями и партнёрами, а ситуация, когда кто-либо из постоянных клиентов помогает Жене занести очередную поставку из миллиона коробок, типична. А все потому, что в магазине работают такие вот люди.
Maccimo
14.12.2016 09:10Женя как раз ушёл с франшизы. Мы пожали плечами, но остались друзьями. Вернулся он аккурат через две недели — даже документы юристы не успели обработать.
А почто уходил-то? Тема не раскрыта.
Milfgard
14.12.2016 10:08+1Мы меняли систему закупки на свободную (не с нашего основного склада, а с любого, но с возможностью всё так же закупаться с нашего склада) и систему роялти. Тогда Екат и Воронеж решили, что выгоднее самим по себе. В Екате безумно жалко, что ушёл Макс Бородин — у него было 3 хороших магазина, остался в результате один, сейчас, вроде, только-только открывает второй. В Ворожене вот такая история.
bob02it
14.12.2016 10:06+1Спасибо за Ваши посты, Сергей! Всегда очень интересно и читается на одном дыхании
netabene
14.12.2016 13:57+7Я хочу про коллег рассказать ещё. А то меня как ёлку нарядили.
Магазин
Полина — взрыв адреналина. Девушка-бомба. Обладательница карамельных кудрей, множества татух, пирсинга и огненного темперамента. Не терпит тупежа, низких скоростей и некомпетентности. В вопросах, находящихся в круге обязанностей, педант до мозга костей. Обожает троллинг и стейки. Мастер импровизации и богиня стенд-апа. По образованию — недоучитель истории. Периодически отвозит игры клиентам, просто потому что по пути и почему бы и нет.
Chere Annette — очень рассудительная, трезвомыслящая и спокойная девушка с прекрасным чувством юмора. Много читает, что явно положительно сказывается на её умении формулировать свои мысли. Второй год успешно скрывает от родителей татуировки, которые заполняют примерно 40% её тела (полинино влияние). Имеет немыслимый успех среди клиентов мужского пола, которым, впрочем, толково пользуется на благо фирме и себе любимой. Любит тяжёлый заморский рок и, видимо, кошек, поскольку их уже две.
Пиар
Люба CulinaryCat — громкая, любимая всеми женщина-мать-водитель-учитель-пиарщик-повар-другисоветчик. Имеет 2 детей и мужа, который постоянно где-то в Эквадоре. Качается в качалке и готовит вкуснейшую еду, которой кормит всех окружающих, потому что сама сидит на диете (при весе в 48 кг). Спит 2 часа в сутки и пишет зажигательные посты в группе Мосигры. Как она все успевает — тайна, которую хотят знать решительно все. Режет в глаза правду-матку и ржёт характерно, как человек с чистой совестью.
Все на свете
Даша — русская красавица с голубыми глазами, длинными светлыми волосами, мужем-богатырем и маленьким чудом по имени Дарина. Работала в пиццерии, до тех пор пока Жене не пришла на ум светлая мысль проводить там игротеки. Характерны внезапные для всего коллектива немотивированные приступы любви к нам. Мы уже привыкли и не боимся. Замечена в ярких штанах-алладинах, периодически испытывает острую потребность в шариках с гелием в количестве 50 шт и в «поиграть в Денежный поток». Находится в декрете, однако приезжает с малышкой на поболтать и помогает вполне неожиданно нашей команде.
Мы очень разные, но работаем вместе, помогаем и очень ценим друг друга. И это один из факторов, притягивающих к нам людей.
Aracon
14.12.2016 17:56+1Спасибо, истории радуют! Во-первых, их просто интересно читать, тем более что это про «обычных людей» (в плане культурной близости). Во-вторых, в каждой статье найдётся пара моментов на заметку.
Вопрос возник: а как конкретно проверяли, что соседям не слышно разговоры? Устраивали тестовую посиделку?Milfgard
14.12.2016 22:23+1Я так понимаю, Женя говорил, а внизу был кто-то, кто включал музыку громко на несколько секунд. Ну и это же жилой дом, если бы что-то пошло не так, сразу бы пришли и сказали.
mantyr
15.12.2016 02:56На курской:
— шум от вытяжки
— крайне скучные стены — серо-белые
— стол для игры есть но не вызывает желания задержаться
— крайне маленький и неудобный магазин где, похоже, точно не найдёшь ничего экстра-ординарного…
— музыки нет или её просто не слышно
Удивляюсь как в сети Мосигры попадаются такие магазинчики. Продавцы заверяли что время от времени народу много приходит, но честно их скорее жаль. Был там во вторник.
Exo
16.12.2016 09:25+2Молодцы!
Приятно читать такие истории. Удивительно, как после такого количества проблем и сложных решений удается не просто сохранять фан, но реально жить этим фаном. Понятно, что без него в таком бизнесе никак, но все же это работа, а на работе держать такую инициативность на должном уровне при бесконечном потоке проблем, которые надо ежедневно решать, — еще больший труд. Сами покрутились пару лет и в рознице, и в опте, и интернет-магазин был, но не выдержали нагрузки и вернулись в IT.
Удачи и вашему коллективу, и герою данного рассказа.
Zvs
22.12.2016 02:47А можно еще пару слов про атмосферу? Есть какие-то правила, кроме джаза и классики?
Например, в посту были упоминания про аромат кофе. В Москве на аэропорту, вроде, с кофейней. У вас есть какая-то договоренность, например, про качество кофе? Ведь если он не очень, то и народ не так охотно тянутся будет.Milfgard
22.12.2016 02:49Про атмосферу — наверное, не с того края зашли. Нужно смотреть не на признаки, а на свойства. Попробую позже рассказать, что мы знаем, и где мы ещё знаем мало или совсем мало.
Ugrum
Ещё не читал, но как всегда понравилось!
Milfgard
Спасибо, но я бы рекомендовал всё же читать. Ну и да, поскольку Хабр теперь и про бизнес, я не до конца понимаю, интересна ли вам эта тема (и если да — то чем), и стоит ли продолжать.
Aspecter
Идеями и теплотой.
brake
Еще, собственно, историями
Ugrum
Ну дык уже прочёл.
Не разочарован.
Т.е., как всегда, здорово.
Тема очень интересна. В вашем изложении много интересных и нестандартных ходов/моментов. И стиля.
Продолжать стоит однозначно.
Milfgard
Спасибо, теперь я счастлив.
Aualex
Очень интересно, продолжайте -)
Wra1th
Пост огонь, а Женя — огонь! Продолжайте, пожалуйста, тема очень интересная!
LynXzp
Не так интересна тема: «где-то в далекой-далекой галактике, в бизнесе неутомимых экстравертов...»,
как интересен метод изложения (много интересных нюансов, каждый описан кратко и достаточно), прямо Жуль Верн в выжимке.
Приключения, детективы и романы читают не потому что события интересны.
А оптимизация, нестандартные подходы, win-story — это то что всегда интересно активной IT аудитории.
Космоса разве что не хватает, и электромобилей :).
webdi
Может быть напишете статью «Как начать малый бизнес»? А может у вас уже есть такая? :)
Milfgard
Да я за этот материал «Деловую книгу года в России» взял. «Бизнес как игра» называется.