Я — девочка-пиарщик. С экономическим образованием и рекламно-маркетинговым прошлым. Я продвигаю, продаю, консультирую и т.д. корпоративное ПО определённого типа. Когда-то давно я начинала свои посты на разных сайтах со слов «ООО «Ромашка» берёт своё начало в бурных 90-х…» Мне за это не стыдно, это был опыт, который я получала вместе с техническими навыками. Я вижу, насколько редко бывают успешными посты в потоке Маркетинг. И хочу верить, что только потому, что все мы боимся делиться своими профессиональными секретами. А может, не поэтому? В общем, пора поговорить по душам.



Любой ИТ-продукт (услугу, софт, железо, гаджет, облако) нужно продать, как бы ни морщились от этого факта разработчики. И хорошо получается продвигать и продавать у тех, кто умеет это делать. Но тем не менее, компании продолжают сталкиваться с негативом, резко менять политику продвижения, вбухивать бюджеты и забивать на рекламу. Во многом это обусловлено тем, как аудитория (Хабр здесь особо показателен) воспринимает рекламу. И это восприятие имеет свои корни.

Ребята, вы сами виноваты


Маркетологи, пиарщики и прочие бойцы коммерческой службы сами себя дискредитировали. И у меня на это заявление несколько железных причин.

Пресс-релизы. Их любите только вы, особенно в том виде, в каком они у вас выходят. Нет ничего плохого в том, чтобы сообщить миру о выходе нового продукта, но делать это нужно иначе: сразу рассказать о ключевых преимуществах, выделить и описать киллер-фичу (если её нет, сбавить градус пафоса). А некоторые пресс-релизы должно быть даже стыдно писать.

Например, ваша CRM интегрировалась с новым провайдером телефонии — вы рады поводу отработать зарплату и пишете релиз. Это — максимум новость на сайте. Знаете, почему? Потому что ИТ-издания, да и некоторые прошаренные клиенты уже знают, что интегрироваться с очередной виртуальной АТС просто — у них есть прекрасные API и платформы, чтобы множить партнёров. Это партнёрство не представляет собой ничего героического. А вот если у вас появился глобальный партнёр в макрорегионе Сибирь, об этом стоит рассказать в пресс-релизе — даже, если вам кажется, что это никому не интересно. Потому что важно, что ваш софт/продукт охватил новый регион. Причём важно потенциальным покупателям. Релизы о внедрениях и установках — на ваше усмотрение. Но, как правило, тут либо клиент должен быть крупный, либо процесс внедрения нетривиальный. Автоматизация очередного рекламного агентства не особо кому-то интересна.

Стиль текстов. «Оптимально сбалансированное программное обеспечение, соответствующее самым смелым ожиданиям пользователей XXI века, для эффективной работы в рамках поставленных задач и для достижения глобальных целей. Вы получите огромное удовольствие от работы и взаимодействия с дружелюбным интуитивно понятным интерфейсом».

Вам уже не по себе? То-то же. Я когда-то писала именно так и упивалась своим слогом, полученным без участия филфака. Так вот, пользователям плевать на флэт-дизайн, ожидания всех предыдущих двадцати веков и сбалансированность чего-то там. Им надо, чтобы работало быстро, без поломок, удовлетворяло ту потребность, ради которой создано, а их боссам — чтобы это влияло на рост прибыли. Тогда вас будут любить и привыкнут даже к не самому симпатичному интерфейсу.

Что касается стиля, то какой он будет, решайте сами. Но для этого попробуйте понять свою целевую аудиторию. Как правило, выбирает и закупает продукт (и даже ИТ-продукт) человек скорее из числа пользователей, чем из числа админов и программистов. Чтобы быть понятным всем, есть универсальный рецепт: говорите на русском языке. Например, в текстах фразу «При разработке ПО была использована опенсорсная СУБД Postgres, прошедшая ключевые бенчмарки» лучше заменить на «Вам не нужно покупать систему управления базой данных, в которой будут храниться ваши записи — мы используем бесплатную СУБД Postgres, которая показала свою мощность, устойчивость и гибкость в специальных тестах».  Главное для покупателя — он будет хранить данные в чём-то надёжном и том, за что не надо платить.

Места размещения рекламы. Только ленивый не слышал и только тупой не догадался, что писать и говорить о себе нужно там, где ваша аудитория. И даже, если вам посчастливилось купить публикацию в Forbes Россия, а у вас, ну например, софт для ведения бухгалтерии ИП, то особой конверсии ждать не стоит — читателю вы просто не интересны. Но почему-то вы продолжаете бомбить всех: от форумов до деловых изданий. Кстати, заказы на отзывы на форумах уже давно не в моде и вызывают чёткое ощущение дешёвки. Совет простой: найдите свои 3-4 волшебные площадки и работайте с ними плотно, долго и разными способами.

Что такое маркетинг? Мало кто из специалистов может точно ответить на этот вопрос, некоторые особо продвинутые цитируют Лебедева «Маркетинга в России нет». Мне повезло — я видела настоящий маркетинг: на основе аналитических данных (да, это уже была big data в 2008-2012) вырабатывались предложения для аудитории — и все точно попадали в неё. Это была серьёзная, кропотливая работа с внутренними ТЗ, SQL-выгрузками, обработкой данных в Access и сплошь технарями в команде, за исключением меня и девушки-социолога. Рынок любил контору, контора любила пользователей — вот и вся лояльность, мотивация и коммуникация. А не выступления «главной говорящей головы» на региональном канале (да и на центральном тоже).

При правильном маркетинге и пиар получается правильным: работая в тесной связке с продажами, вы точно знаете потребности и головные боли клиентов, поэтому предлагаете конкретное лечение,  а не попить витаминки.

Вы пиарите продукт. А не решение проблем путём применения продукта. Можно годами описывать все прекрасные характеристики продукта или услуги, но без понимания того, как он ложится на потребности, не выйдет ничего. Давайте сравним рекламу Сникерса и Твикса. Обе имеют дорогостоящий продакшен, но Сникерс даёт чёткий посыл — утоли свой голод. Твикс же предлагает совершить непонятное действие в пользу палочек. Если будет нужен перекус на лету, человек с большей вероятностью купит Сникерс, потому что он наестся. Так же и с вашим продуктом — пока вы не нашли страхи клиента, его переживания и его боли, вы не сможете ему ничего продать. Бухгалтер носит баланс в налоговую по 40 раз — как вы ещё живёте без 1С, продажник уволился и унёс блокнотик с клиентами — так подстрахуйтесь, купите CRM. Всё просто. Но даже после этого поста вы откроете чистый лист и начнёте «Уникальная интеграция модулей управления персоналом и набор решений геймификации сплотят ваш коллектив и позволят работать, играя». Кстати, перегибать палку тоже не стоит — но это уже тонкости мастерства.

Вы не знаете свой продукт. Инструкция, мануал и тем более тексты на сайте не дают исчерпывающих знаний о продукте. Пока вы сами не протыкаете все кнопки, не прочувствуете все косяки услуги и не насладитесь работой какого-либо устройства собственноручно, вы не сможете рассказать о нём. И именно это незнание скрывается за витиеватыми описаниями и умными словами (часто списанными с мануала). Если нет желания или возможности разобраться — попросите ваших разработчиков, продукт овнеров или инженеров провести подробную презентацию, задайте вопросы — не поняли — 10 раз переспросите. Это реально работает.

Вы слишком доверяете социальным сетям и идёте у них на поводу. Да, все мы есть ВКонтакте, на Facebook, в Linkedin и т.д. И мы там, в основном, общается и развлекаемся, реже — работаем. Но это не значит, что нужно заигрывать и пытаться продвигаться только через развлекательный контент, котиков и открытки-мотиваторы. Впрочем, Кубаньжелдормаш уже всё сказал — примерно таким продвижение и должно быть. Если не получается, то старайтесь хотя бы сделать так, чтобы запомнили ваш бренд.

Теперь немного о самом Хабре


Не случайно я пришла с постом именно сюда, где компании ведут свои блоги. Первое и главное — они все молодцы, мне приходилось отвечать за два корпоративных блога, это полезный, но сложный и напряжённый процесс. Так вот, секрет успеха на Хабре прост и укладывается меньше, чем во все посты-инструкции: пишите так, чтобы было понятно всем. Тем, кто хочет купить, показать себя, подискутировать, вылить на вас ведро негатива. Пусть пишут ваши технари и инженеры, пишут так, как хотят об этом рассказать они, а не ваше редакторско-журналистское эго. Эти ребята умеют смотреть в корень — просто потому что чаще всего он лежит у них в беклоге или списке требований. Пусть пишут ваши продажники — они круто расскажут клиенту, как продукт решает проблемы. Пусть пишет генеральный — ему явно есть, что сказать. Не может и не успевает писать — ходите за ним с диктофоном. Хабр уникален абсолютно для всех целей, это та площадка, которая должна быть в каждом ИТ-портфеле. И Хабр, скорее всего, оценит посты, созданные, в общем-то простыми пользователями, но знающими и умеющими в плане вашего продукта абсолютно всё.

В общем, мне было не страшно писать этот пост и я не верю в трансформацию мира. Но мало ли, вдруг завтра станет одним «эксклюзивным предложением для желающих сэкономить и сделать работу прозрачной» меньше. Не в смысле решения, а в смысле адекватности продвижения и внятности диалога с аудиторией.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (107)


  1. Ugrum
    30.01.2017 17:13
    +1

    Так вот, секрет успеха на Хабре прост и укладывается меньше, чем во все посты-инструкции: пишите так, чтобы было понятно всем.

    «Понятно», это конечно хорошо. А как же «интересно»?
    «Непонятно, но интересно», с моей т.з. намного лучше, чем «всё понятно, но абсолютно не интересно», ибо в первом случае вы получите, скорее всего ещё и кучу вопросов в комментариях, грамотные ответы на которые пойдут вам только в плюс. А оживлённая дискуссия подогреет интерес к публикации и профилю компании в целом.
    ИМХО.


    1. Fortisa
      30.01.2017 17:22

      Соотношение понятно-интересно сильно отличается по долям от компании к компании. Например, посты для разработчиков, дизайнеров, админов — это должно быть интересно всем (хоть и не всё понятно), и понятно тем, кому это необходимо. А вот посты компаний, которые рассчитывают получить покупателей/поклонников среди широкой аудитории, должны быть и понятными, и интересными. Хотя всё относительно — я уже писала, что часто постами и тем, что в них, интересуются далёкие от ИТ люди. Но это относительно компаний.

      А относительно постов хабровчан — тут всё на усмотрение. Тут именно интересно должно преобладать. И да, в принципе интересно можно подать любую тему — от ГОСТов до копания в тонкостях JVM.


      1. dimskiy
        31.01.2017 13:18

        У вас есть примеры интересной подачи ГОСТов? Заинтриговали :)
        По-моему, это как раз та область, которая покроет скверной любую хорошую задумку и автора


        1. Fortisa
          31.01.2017 13:33

          Да вот хотя бы, люблю этот пост нежно.


          1. dimskiy
            31.01.2017 14:05

            Видимо, у всех свое «интересно»


          1. Singapura
            31.01.2017 18:46

            Книгу можно назвать, «Занимательно о ГОСТе»


    1. tunctanyan
      31.01.2017 13:21
      +1

      Наверно здесь под словом «понятно» имелось ввиду так же понятным языком.


  1. SurfCalavera
    30.01.2017 17:14

    мне плюсики ставить не доверяют, так что напишу в комментарии.
    Хорошая статья.
    Да, на эту тему уже написано миллионы статей (в том числе и на этой площадке), но поскольку воз и ныне там, ничего страшного.
    Косноязычные, запутанные документы это инфернальное зло. Время как известно для каждого конкретного человека больше не выпускают, и безумно жалко часы бессмысленно потраченые на попытки понять что ж это такое ты читаешь и зачем это все, и почему, и какой из этого следует вывод. Тексты не должны быть примитивными, но точно не должны быть искуственно усложнены.


    1. Fortisa
      30.01.2017 17:25

      Спасибо за отзыв. Да, сила в простоте, но не в упрощении. Грань тонкая, переступить её ничего не стоит.


  1. cjbars
    30.01.2017 17:20
    +4

    Ох, очень часто бывает такое: видишь на хабре, как круто все отзываются о каком нибудь продукте, а зайдешь на сайт… try it now, getting started, наш продукт очень важен для вас, и блин ни слова вообще что это!


    1. Fortisa
      30.01.2017 17:24

      На то Хабр и саморегулируемое сообщество: зашёл на сайт — получил что-то неожиданное или не соответствующее посту — вернулся и высказался :-)


      1. cjbars
        30.01.2017 17:30
        +1

        Как то неловко себя чувствую, когда не понимаю как масса людей находят крутые продукты через лендинги, поэтому сложно вернуться на хабр и написать об этом :-)

        PS а вот вашу статью читать легко и понятно, спасибо вам!


        1. Fortisa
          30.01.2017 17:32

          Спасибо за отзыв!


  1. LoadRunner
    30.01.2017 17:25
    +7

    Так вот, секрет успеха на Хабре прост и укладывается меньше, чем во все посты-инструкции: пишите так, чтобы было понятно всем.
    По моему читательскому опыту я сделал вывод: маркетинговые статьи надо писать как Milfgard. Ибо другие что-то не вспоминаются. Надеюсь, что на Хабре стало на одного такого человека больше. Мне статья понравилась, спасибо!


    1. Fortisa
      30.01.2017 17:36

      Вы сейчас меня и опечалили, с одной стороны, и подтвердили мою гипотезу, с другой.

      Опечалили — потому что, как я говорила в посте, на Хабре были корп. посты моего авторства и соавторства.
      Подтвердили — вот почему. Я сама большой поклонник Мосигры (хотя не её одной) и очевидно, что далеко не про каждый продукт можно писать так, как про неё. Звёзды сошлись круто: розница + интересная сфера + куча живых кейсов, которые не находятся под запретом разглашения. К стилю и принципам Milfgard надо стремиться — но лучше не пережимать и не подражать, если так же не выходит. А создавать своё, пусть и не такое яркое.


      1. Milfgard
        30.01.2017 17:41
        +6

        В Билайне было много кейсов под запретом.
        Любая сфера интересна.


        1. Fortisa
          30.01.2017 17:45
          +3

          Да, увы, во многих, даже и не таких крупных компаниях есть интересные истории, но чем они технологичнее и интереснее, тем больше на них «печатей». Хотя некоторые реально могли бы взорвать Хабр на пару суток, а то и больше :-)


          1. Milfgard
            30.01.2017 18:32
            +6

            Рассказывать интересно можно про любую компанию (точнее, любую сферу). С учётом всех ограничений. И да, я знаю, о чём говорю.


      1. Jef239
        31.01.2017 04:53

        А чем плохо подражание?


        1. Fortisa
          31.01.2017 12:32

          Должно быть не подражание, а свой стиль на основе лучших практик. Подражание всегда останется всего лишь копией. А свой путь + перенятый опыт + грамотность и логика = если не успех, то хотя бы «держим уровень».


          1. Jef239
            31.01.2017 14:51

            А сильно ли Буратино хуже Пиноккио? А "под небом голубым" сильно хуже от того, что это не Фраческо Де Милано, а подражание Владимира Вавилова?

            Вопросы риторические, конечно…


      1. LoadRunner
        31.01.2017 07:45
        +3

        Вчера торопился на электричку, поэтому не успел полностью раскрыть мысль. Вам не стоит печалиться — вряд ли те статьи в корпоративных блогах попадали в моё поле зрения. А если и попадали, то, скорее всего были опубликованы под общим корпоративным аккаунтом. Так что я просто открыл для себя ещё одного интересного автора :)

        P. S. Ах, да, ещё есть Luciana, которая круто пишет для ABBYY.


        1. Fortisa
          31.01.2017 12:32

          Спасибо! Да, ABBY прекрасны.


  1. NLO
    30.01.2017 17:26

    НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь


    1. Fortisa
      30.01.2017 17:29
      +5

      Вы подменяете понятия. Есть продукты, которые просто не продаются и не раскручиваются через публичные площадки. Это как раз так категория, о которой вы говорите. Понимаю, однако, ваше примечание — действительно, с точки зрения технаря, слово «любой» предполагает каждый элемент множества.

      За мнение о моём уровне — отдельное спасибо. Кстати, сталкивалась. Но об этом нельзя говорить, NDA.


      1. NLO
        30.01.2017 17:35

        НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь


    1. SurfCalavera
      30.01.2017 17:45

      если вы действительно сталкивались с такими продуктами, то конечно же знаете, что
      их (подгрифовые продукты) тоже нужно продать внутренним или внешним заказчикам.

      Внутреннюю (или внутриведомственную) конкуренцию никто не отменял.


      1. Fortisa
        30.01.2017 17:46
        +1

        Но вы же знаете, что там совсем другой «пиар» и иное «продвижение» ;-)


        1. SurfCalavera
          30.01.2017 17:58
          +1

          тем не менее, фраза из статьи:

          Любой ИТ-продукт (услугу, софт, железо, гаджет, облако) нужно продать, как бы ни морщились от этого факта разработчики.


          точно так же применима и к закрытым разработкам. не «продашь» заказчику, финансирование уедет к заклятым коллегам. пару раз не продашь — реформируют или закроют.

          (кстати есть необычайно увлекательные мемуары Чертока «Ракеты и Люди» — они конечно не совсем про ИТ, скорее просто про технологии, но там историй и иллюстраций конкуренции и продажи суперсекретных суперпродуктов суперзаказчикам на каждой странице по дюжине — ничем не хуже историй про акул капитализма)


          1. Fortisa
            30.01.2017 18:02

            Спасибо за наводку, не читала. Обязательно прочту, уже нашла.


          1. Loriowar
            31.01.2017 17:43

            А можно поподробнее про продажи в разрезе «Ракеты и Люди»? Читал, помню описание конкурентной борьбы различных КБ: двигателистов (Исаев vs Глушко), управленцев и тд. Но у меня впечатление сложилось, что там вариантов было немного и в некоторых областях было реально единственное опытное производство, которое могло удовлетворить потребность, вся суть заключалась в том чтобы получить приоритетное право на его использование в обход всяких очередей и планов. А это совсем не конкуренция.


            Если вы имели в виду различные истории о proof of concept в разрезе ракетостроения и как это влияло на гос.финансирование и формирование новых коллективов и КБ, то нужно бы ещё вспомнить Галлаи Марка и множество его книг вплоть до повести. Там то же самое, но в области самолётостроения.


      1. NLO
        30.01.2017 17:50

        НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь


        1. Fortisa
          30.01.2017 18:00

          Но я не работаю с продуктами, я работаю с программами.

          Обожаю эту фразу из уст разработчиков. Только мы, несчастные пиарщики и продажники, говорим продукт, потому что это тупая калька с английского. Чаще всего называю программу программой или вообще полным названием, но когда рассуждаешь о сервисах-программах-приложениях-железе-и услугах в общем (как сейчас в комментариях), то это такой вот универсальный шаблон. Хотя самой не всегда нравится! У любой разработки есть своё имя.


          1. NLO
            30.01.2017 18:17

            НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь


            1. george_spb
              30.01.2017 21:40

              Хм, и середину 80-х застал, и DEC помню (если Вы о компьютерах). Но уже достаточно давно попадается только привычное использование терминов при котором программный продукт — это программа в определенной степени «готовности» (наличие описания, работоспособности и оформления). Вы об этом? Неужели споры все еще продолжаются?


            1. Jef239
              31.01.2017 05:33

              Гм, а что там связано с DEC? Можно историческую справку? На PDP-11 работал с 1983его года, но такого не помню.


          1. Jef239
            31.01.2017 05:26
            +1

            Брукса почитайте. "Мифический человеко-месяц" книжка называется. Продукт = программа + документация + поддержка + гарантии + сопровождение + тестирование + совместимость + локализация +.маркетинг +…

            Аналогия из вашей области — книга это рукопись + верстка + иллюстрации + дизайн + печать + переплет +.маркетинг + реклама +…

            Программисты — пишут программы. А превращают их в продукт совсем другие люди.

            При этом у нас есть ещё и несколько категорий продуктовости. Ну примерно так:

            • заказное решение. Работает только там, где мы сами его настроили, к другому заказчику так просто не переносится.
            • полузаказное решение. Мы можем адаптировать под другого заказчика, но кроме нас — никто не может.
            • (полу)заказной продукт. Настраивается под заказчика не только нами, но и сторонними настройщиками
            • коробочный продукт. Заказчик настраивает сам.


            Если надо, могу примеры привести.

            Но программисты — делают программы. Превращение их в продукт — дело остальных игроков команды.


          1. homocomputeris
            31.01.2017 08:04

            Почему «продукт» — это калька?


            1. Fortisa
              31.01.2017 13:37

              Ну как-то всегда от зарубежных коллег слышно «product», они вообще всё так называют, и это очень заметно. С них, походу, и пришло. Я сторонник в конкретных случаях и называть конкретно, например, пакет приложений для редактирования таблиц и документов, браузер, программа мониторинга сети, экранированный коннектор.


              1. homocomputeris
                31.01.2017 15:54

                Первое же определение в МАС: «продукт — предмет как результат человеческого труда». Так что это не калька и даже не ложный друг переводчика.


  1. serg_p
    30.01.2017 17:32

    И мне не хватает кармы проголосовать — один из наилучших текстов- без разницы о чём. Гратуляция_ и поздравления :)


    1. Fortisa
      30.01.2017 17:37

      Спасибо!


  1. Shamov
    30.01.2017 17:59
    -3

    Ого! Оказывается, пиарщик — это тоже профессия, которой сначала нужно овладеть, и только потом у тебя что-то получится в этой области. Вот это поворот! Кто бы мог подумать! Хотя, если отложить сарказм в сторону, то, конечно, сложно отрицать тот факт, что большая часть тех, кто занимается пиаром на практике, об этом даже не подозревают.


    (Жаль, что статья сама по себе рекламная и просто пиарит Хабр. В остальном она безупречна. Впрочем, с рекламой всегда так. Рекламная составляющая всё время мешает рекламе стать идеальным контентом.)


    1. synedra
      31.01.2017 15:33
      +1

      Слушайте, вы реально знаете людей, которые готовы платить за пиар Хабра на Хабре же? Скиньте в личку, а?


      1. Shamov
        31.01.2017 16:54

        А вы реально думаете, что эта проблема есть только у Хабра? Все дороги заставлены билбордами с сообщениями типа "Здесь могла бы быть ваша реклама". Почти любое телешоу содержит врезку типа "Хотите стать участником? Звоните по телефону такому-то!".


  1. Fortisa
    30.01.2017 18:16
    +3

    Жаль, что статья сама по себе рекламная и просто пиарит Хабр.

    Пиарит. Хабр. А что, есть смысл? Кажется, Хабр и сам неплохо справляется.

    Кстати, вот и подтвердилась ещё одна моя гипотеза. Рекламу (которой тут так даже нет) воспринимают как что-то «портящее». Я, например, относительно блогов компаний предпочитаю рассматривать ссылки, кейсы и упоминания как плату за проработанный (чёрт, увы, не всегда!) контент. Прямо рекламная хабро-паранойя :-)


    1. Shamov
      30.01.2017 20:05
      +2

      Содержание последнего раздела таково, что его спокойно можно было бы назвать "А теперь о главном: зачем Хабр нужен вам. Да-да, именно вам… тем, у кого ещё нет корпоративного блога."


      Даже если рассматривать ссылки и упоминания как плату за проработанный контент, то это ничуть не умаляет их "портящих" свойств. Ничто так не портит любой товар, как необходимость за него платить. (Шикарный афоризм получился. Если бы я вёл твиттер, обязательно запузырил бы его туда.)


      1. dimm_ddr
        01.02.2017 16:14

        Ничто так не портит любой товар, как необходимость за него платить.

        Ох если бы. Получение чего-либо нахаляву великолепно может это что-то испортить и в глазах окружающих и по мнению самого получающего. Но что еще хуже бесплатность может испортить не только продукт, но еще и того кто его получает. Не всегда конечно, но все же.


        1. Shamov
          01.02.2017 18:18

          Например? Я изо всех сил пытаюсь представить, как именно может испортиться четырехкомнатная квартира в центре Москвы из-за того, что я получу её бесплатно. И никак не могу...


          Могу представить, как бесплатный айфон может испортить репутацию женщины. Окружающие будут думать, что "насосала". Но ведь она сама абсолютно точно знает, что "подарили". И айфон при этом будет работать ничуть не хуже. Так что это не считается.


          1. Deosis
            02.02.2017 07:50

            И никак не могу...
            Вы согласны жить в такой квартире совместно с табором цыган?
            Бесплатность является признаком дополнительных условий.


            1. Shamov
              02.02.2017 09:09

              Не согласен. Но ухудшает квартиру табор цыган, а не бесплатность. Возможно, бесплатность и предполагает какие-то дополнительные условия. Но ухудшают товар именно они, а не бесплатность. Сама бесплатность только улучшает.


              1. dimm_ddr
                02.02.2017 10:14

                Посмотрите на африканские центры благотворительности. Людям бесплатно дают еду и одежду. Что в итоге? Это испортило людей: люди перестали работать и сельское хозяйство окончательно умерло. Это испортило сами вещи: вокруг таких центров срач потому что никто не ценит то, что ему дают бесплатно. Естественно что разовые случаи для неиспорченного человека не испортят ни его ни продукт за раз. Но это разовые. Представьте что произошло бы, если бы в центре Москвы дали бесплатно квартиру не только вам, а вообще всем желающим. Там начнется ад и вы же первый оттуда сбежите.


                1. Shamov
                  02.02.2017 11:08

                  То, что бесплатные вещи портят людей, — понятно. С этим никто не спорит. Вопрос в другом. Каким именно образом конкретно моя бесплатная квартира портится от того, что мне не нужно за неё платить? Допустим, это результат каких-то эксклюзивных условий персонально для меня. Другие не могут получить бесплатно квартиру в том же районе.


                  1. Scf
                    02.02.2017 11:32

                    Проблема в том, что "бесплатно" означает, что либо кто-то заплатил за тебя, либо что ты еще не понял, как именно ты заплатишь. Квартира же не из воздуха возникает — её создают тысячи людей, от шахтеров и машиностроителей до строителей, и все они за просто так работать не хотят.


                    1. mrrouter
                      02.02.2017 20:07

                      В СССР при поступлении на завод давали квартиру, а платили за неё трудом в течение жизни. Причём в случае болезни из неё не выгоняли. Также нельзя было отнять квартиру у кого-то, потому что права продавать её не было. В этом кардинальное отличие от сегодняшнего рабства, которое политкорректно называют ипотекой.
                      Государство должно обеспечивать граждан жильём, на это мы платим налоги, в конце концов.


                    1. LoadRunner
                      03.02.2017 10:32

                      Ну как тут не вспомнить «Кое-что задаром» Роберта Шекли :)


                  1. dimm_ddr
                    02.02.2017 14:28

                    Отношение к бесплатному у большинства людей сильно отличается от отношения к чему-то за что человек заплатил. Мне действительно нужно приводить примеры того что это правда? Если для вас это не очевидно, то я найду и приведу конечно. А ценность любой вещи определяется ее ценностью для кого либо. В данном случае я изначально уточнил что ценность понижается для того, кто эту вещь бесплатно получил и для тех из окружающих, кто знает что эта вещь была получена бесплатно.
                    В случае когда персонально вы и больше никто один раз что-то бесплатно получили, естественно, ценность может и не понизиться. Я говорю об общих тенденциях и не утверждаю что такое будет происходить буквально в каждом случае.
                    Из моего первого комментария:

                    Не всегда конечно, но все же.


                    1. Shamov
                      02.02.2017 16:17

                      С этим я согласен. Если что-то достаётся бесплатно не в силу уникальных обстоятельств, а в силу общей тенденции, то такая вещь не выглядит чем-то ценным. Именно поэтому в интернете почти нет достойного внимания контента. Ведь он там бесплатен. А если вдруг какой-то контент выглядит прилично, то сразу возникает подозрение, что он рекламный.


    1. Aingis
      31.01.2017 12:57

      Рекламу (которой тут так даже нет) воспринимают как что-то «портящее»

      На это есть ряд причин.


      • Когда статья носит явно рекламный характер, то понятен её интерес для автора: что-то продать. Интересна ли она читателю? Как правило, нет. Хуже того, часто хотят не просто продать, а впарить.
      • Почему впарить? Дают рекламу — увеличиваются продажи. А?если продукт и так продаётся, то можно не парится насчёт качества. Зачем? И так продаётся.
      • Тем не менее реклама ещё имеет свою цену, и эта цена будет включена в цену товара. Это означает, что не самый качественный продукт будет продаваться дороже конкурентов. Есть смысл присмотреться к ним.
      • В итоге в долгосрочном периоде продажи идут не так хорошо, и в ответ делается что? Увеличивается поток рекламы. Цикл затягивается в мёртвую петлю. Чем агрессивней реклама, тем хуже качество рекламируемого.
        Яркий пример: рынок газировок. Продают реальную фигню: дешёвую невкусную подслащенную воду по неадекватной качеству продукта цене. Ведь цена обусловлена не себестоимостью, а исключительно рекламой. И только на рекламе продажи и держатся. Те, кто постарше, ещё помнят как была вкусна «та фанта». Не чета «этой».

      Поэтому чем агрессивней реклама, тем большее раздражение она вызывает, и многие вырабатывают иммунитет к рекламе.


    1. pushist1y
      31.01.2017 14:30

      Реклама — это в первую очередь предвзятость. Получая информацию из рекламы, в лучшем случае можно узнать о сильных сторонах продукта. В худшем — даже они будут существенно приукрашены. Чтобы понять недостатки, придётся искать альтернативные источники информации.


    1. TimsTims
      02.02.2017 15:49

      вот и подтвердилась ещё одна моя гипотеза

      Не хочу вас никак обидеть, но возможно, вы сталкиваетесь с ошибкой хайндсайта: https://ru.wikipedia.org/wiki/Ошибка_хайндсайта


      Ибо вы в очередной раз пишете "я так и знала, что вы так скажете", уже после того, как кто-то это сказал. Опровергнуть это можно только если заранее выписать, какие еще гипотезы вы предлагаете.


  1. alf2006
    30.01.2017 20:51
    +1

    Саша, спасибо!
    как для ИТшника — очень доступно про маркетинг ИТ продуктов
    и отдельное спасибо за статью!


  1. Beatle
    30.01.2017 21:30

    Эх, а нам вот неплохо было на профильном Мегамозге, а на Хабре даже в наших целевых хабах в основном читают (и имеют карму для голосований) не ЦА а разработчики.

    В итоге на Хабре только пачка минусов :)
    Что с этим делать — не понятно…

    И вот опять минусят :) Это не жалоба, а робкий вопрос к компетентному автору :)


    1. Shamov
      30.01.2017 21:57

      Посмотрите первую серию последнего сезона сериала "Чёрное зеркало". Там показано общество, которое смоделировано на Хабре в миниатюре. Относительно же вопроса "что с этим делать?", могу сказать следующее. В шахматах такая ситуация называется "цугцванг". Это когда любой ход лишь ухудшает ситуацию...


      1. Beatle
        30.01.2017 22:03
        +1

        Ну, в целом это понятно — сразу после слияния было понятно, что так будет.
        Нашей ЦА — специалистов по телефонным продажам (и вообще руководителей продаж) стало на порядок меньше, чем остальных. Продажи в основном люди не любят, а хабы все равно читают сплошной лентой :)

        Но, я хочу сказать, что все равно с Хабра люди приходят стабильно и конвертируются лучше всех других источников.
        Так что ситуация плоха только с точки зрения стартового охвата и кармы :)


        1. Shamov
          30.01.2017 23:06

          В сериале как раз показан единственный достойный способ существовать в таком обществе. Там есть персонаж, который его практикует, — старушка-дальнобойщица. У неё по жизни всё пучком, и она особо не унывает из-за своих показателей кармы.


          А вообще это общее правило жизни. Наиболее сочный профит всегда приходит из нетривиальных мест. Или из тех, где он выглядит сложноизвлекаемым. В тривиальных местах с легкоизвлекаемым профитом слишком высока конкуренция.


    1. dimskiy
      31.01.2017 13:32

      Вставлю свои 5 копеек. Не вся деятельность подходит для Хабра — все же ресурс специфический.
      «Чистых» управленцев и продажников тут кмк не так много, чтобы только на них окупалась подписка на корп. блог :) Может, опробовать более широкие и известные инструменты?

      Или рассказывать о технических аспектах вашей разработки, касаясь профитов только вскользь и «для общего развития».


      1. Beatle
        31.01.2017 14:54

        У нас просто пока активен план «Стартап» бесплатный и на Мегамозге мы профильную аудиторию легко находили.
        Да и сейчас переходов довольно много и просмотров старых статей — тоже. Людям интересно.

        Но, не целевой аудитории больше (в наших целевых хабах) и телемаркетинг она не любит :) Хотя мы за корректный телемаркетинг.

        Технически мы не очень интересные — все довольно обычно (пока что, задумки то есть), мы интересны именно с точки зрения инструмента для применения.


  1. old_bear
    30.01.2017 23:15

    Я — девочка-пиарщик.

    Ну вот, это уже намного лучше, чем ромашки из 90-х. Вы явно двигаетесь в правильном направлении.
    Хотя есть опасность, что местная аудитория сфокусируется на вас, но не на ваших продуктах. А может и нет — может это начало чего-то большого и светлого в этом дружелюбном сообществе.


  1. Sasha_Skokov
    30.01.2017 23:55

    Мне статья понравилась, спасибо. Не хотите написать еще статью, где рассмотрите «ужасные» кейсы продвижения, и расскажете, почему все так плохо?


  1. Saffron
    31.01.2017 00:52
    +6

    > Рекламу (которой тут так даже нет) воспринимают как что-то «портящее»

    Заслуженная репутация. Примерно по той же причине аллах-бабахов воспринимают как что-то бабахающее.

    Реклама у меня вызывает ассоциацию с детским садом под окнами. Очень много шума, очень мало смысла. Дети постоянно перебивают друг друга, каждый пытается одновременно сказать всё что думает и сразу всем. Другой ребёнок поступает также, но говорить ему надо ещё громче, чтобы его услышали. Всё мгновенно скатывается в хаос.

    Взрослые люди так себя не ведут. Они понимают, что соблюдение этикета выгодно для всех участников. Кстати, закон здесь бесполезен — очень трудно формализовать все правила хорошего тона.

    Рекламщики и пиарщики пока не смогли нащупать этого этикета, они загаживают общее информационное пространство нещадно, соревнуясь друг с другом. А бизнес требует немедленной отдачи прямо сейчас, и единственное простое решение — кричать ещё громче, давать ещё больше безответственных заявлений, ещё меньше рассказывать про реальный продукт и ещё на двадцать пунктов увеличивать шрифт текста на лендинге.

    > Я, например, относительно блогов компаний предпочитаю рассматривать ссылки, кейсы и упоминания как плату за проработанный (чёрт, увы, не всегда!) контент

    Контент проработанный, но для нас, а против нас. Каждый раз когда читаешь рекламный пост, ты думаешь, а что хотел добиться его составитель? Какие мысли он рассчитывал вам вложить в голову, на каких слабостях сыграть? Как можно ещё трактовать текст, где там умолчания? Если продукт такой хороший, то почему он такой не популярный, в чём дело? И так далее.

    Все врут и недоговаривают понемногу, но у рекламщиков это поставлено на поток. Огромная аудитория, огромный бюджет. Можно буквально посадить человека в детектор лжи и считывать его мозговые волны и отслеживать движения глаз, когда он смотрит рекламу, опрашивать сотни людей, чтобы выяснить, какие систематические логические искажения присущи целевой аудитории.

    Вопрос не в том, что это не красиво, или в том, что «сам дурак, коли тебя удалось развести». Большая часть рекламы шаблонна и обладает низкой пробивающей силой. Но всё равно отнимает гигантские усилия, чтобы ей противостоять, отделять зёрна от плевел, чужие интересы от объективной информации. Ты никогда не уверен, что раскусил все уровни манипуляции, что под обнаруженным слоем не лежит другой, рассчитанный как раз на то, что ты ослабил бдительность, обезвредив первый. Поэтому реклама так раздражает. Кто-то специально нанимает профессионалов, чтобы надурить тебя, им это ничего не стоит, а тебе надо постоянно мобилизовывать все мыслительные ресурсы.

    В принципе межличностные отношения и PR в частности — это часть человеческой жизни, необходимая, чтобы мы остались людьми. Но бизнес-отношения, максимизация прибыли вместо человеческой теплоты, всё портят. «Ничего личного, просто бизнес». Обществу требуется больше доверия, и рекламщики его разрушают.

    Даже репутация стала товаром — бизнес постоянно сначала её зарабатывает, а потом продаёт. Ты никогда не можешь быть уверен, что купив ещё один экземпляр прибора через месяц, получишь тот же уровень качества изготовления, как у того, что ты держишь в руках сейчас. Может быть бизнес решит, что заработал уже достаточно репутации и пора её продавать.

    Маркетологи — ещё более расстрельная статья, чем просто пиарщики. Во-первых, потому что они влияют на процесс производства. И изобретают всякие уродские схемы наподобие запланированного устаревания и vendor lock-in. Ну там всякие принтеры, которые могут печатать только штатными чернилами, которые стоят дороже чем кровь девственницы. А уж сколько всего они накорёжили в области программного обеспечения! Вам компьютер — больше не ваш. И телефон.

    Потому что так выгодно. Старая история на новый лад, финансовый аспект корёжит в теории полезную профессию, сокровища создают дракона. Ведь как надо было? Выяснить, что именно нужно людям сейчас, и в обозримом будущем, и удовлетворить потребности потребителей. А как стало? Маркетологи ищут способы удовлетворить потребность потребителей самым болезненным способом, самой извилистой дорогой, чтобы по пути он оставил как можно больше денег. И самое главное — ни за что не дать ему достигнуть счастливого конца, иначе он перестанет платить.

    Но и этого мало. Выяснилось, что предсказывать спрос может каждый второй, и первым приходится конкурировать между собой. Но как говорит интернет-кумир инвестор Питер Тиль, конкуренция — для лузеров, настоящий пацаны должны быть монополистами. Применительно к маркетологам, это означает, что им надо изобретать новую потребность и заставить людей в неё поверить, независимо от того, что им нужно на самом деле.

    Вот представляете, насколько приятно на ходу постоянно задавать себе вопросы «почему я знаю, то что знаю?», «почему я желаю того, чего желаю?», «что сформировало во мне меня?». И не получается не задавать их, потому что тут же на хабре маркетологи без стеснения хвастаются друг перед другом как они успешно дурят головы, и делятся новыми методологиями, уверен, неискренне и не полно — иначе они не умеют. Ты читаешь и понимаешь, а ведь могло бы и подействовать, в будущем надо избегать, а сколько ещё осталось несказанным. Вот за это я люто ненавижу маркетологов и прочих массовых эксплуататоров человеческих слабостей.

    Что касается самой статьи о практических аспектах информирования потенциальных потребителей о товаре. Ну на то, что будут честно указывать степень готовности заявленных фич, надеяться не приходиться. Ну можно было бы хотя бы открытую информацию предоставлять в удобном виде. Просто позор, что изучать любой новый товар приходится начинать с википедии. Сайт производителя — как витрина магазина, никаких пояснений и структурированной информации, только красивые картинки.

    Нужно всё. И краткая сжатая информация для тех, кто в курсе темы. Когда ты хочешь выбрать товар из пятнадцати почти одинаковых решений, тебе уже на втором становится не интересно, как его можно использовать — эта часть одинаковая у всех конкурентов. Хочется узнать каковы конкретные характеристики товара, чем они отличаются от конкурирующих.

    Казалось, кому как не изготовителю и проектировщику это знать? Кто ещё может сказать, чем важна и интересна каждая цифра в характеристиках? Как внутри всё устроено, что является критически важным, а что — украшательство? Но производитель никогда этого не скажет, никогда не проведёт сравнения с конкурентами, не признается честно, что вот здесь у него недоработка, зато есть вот такое преимущество, и пусть покупатель решит стоит ли оно потраченных денег.

    Так же нужны и примеры использований. Гиганты индустрии устраивают конкуренты и выставки, посылают докладчиков рассказывать про применение технологий. В принципе и сайтам не помешало бы выполнять свою часть работы с коммьюнити.

    P.S. Если кто-нибудь готов рассказать, чем отличаются электрочайники один от другого, кроме того что они бывают разных цветов, полушариком и кувшинчиком, и отлично вписываются в интерьер, расскажите пожалуйста — на сайты надежды нет. Как-то пробовал найти мануал по чайникам, чтобы сделать обоснованный выбор, пришлось покупать товар наобум, но до сих пор интересно.


    1. Shamov
      31.01.2017 12:43

      По большому счёту, вы говорите о том, что нужно привнести в маркетинг этику. На самом деле, даже не столько в маркетинг, сколько в бизнес вообще. Нельзя сказать, что это в принципе невозможно. Поскольку такое уже бывало в истории. На заре капитализма свобода предпринимателя была ограничена протестантской этикой. Люди не просто верили в бога на уровне ритуалов (как сейчас), а реально учитывали бога в своей повседневной деятельности… в том числе и в бизнесе. Вряд ли эти славные времена можно вернуть. Кроме этого, в дореволюционной России была практика бизнеса с человеческим лицом — купеческие гильдии. Но купцы были привилегированным сословием. Социальных лифтов почти не было. Купцы были элитой. В условиях демократии такое вряд ли может существовать. Элитные гильдии не могут существовать там, где любой желающий может создать ООО с уставным капиталом в 10 тыс. рублей и в силу закона иметь точно такой же доступ на рынок.


      P.S. Лучшие чайники делает фирма Vitek. Никогда бы не подумал, если бы не убедился на собственном опыте. У них есть уникальное ноу-хау, позволяющее решать задачу о том, сколько воды в резервуаре, которая критически важна для нагрева до заданной температуры. Естественно, эта технология используется только в моделях с терморегулятором. Мой фаворит — модель VT-1113. Она уже довольно старая. С ужасом думаю о будущем, когда мой текущий чайник сломается, а эта модель уже будет снята с производства. Одно время я даже думал о том, чтобы купить парочку экземпляров про запас. Но потом всё-таки решил, что это уже перебор. Нормальные люди не должны так делать.


    1. EvilArcher
      31.01.2017 14:48
      -1

      Один из тех случаев, когда комментарий лучше статьи.


      1. serg_p
        31.01.2017 15:46

        Оба лучше :)


    1. Skerrigan
      08.02.2017 10:33

      Про чайники:
      Два года назад сам задался при переезде вопросом нового чайника. Мучился долго (горе от ума). В итоге задал список важных для меня критериев (металлический, уровень воды через прозрачный пластик, емкость больше 1,25л, минимум «умной» электрики, платформа с максимально надежным контактом (когда круглая и контактная поверхность идет ободком по грани выступа + в углублении выступа другие контакты)).

      Пошел на простой рынок, нашел среди пыльных коробок китайский no-name. Взял. Ежедневно радуюсь — просто чайник мечты оказался.

      Могу снимки чайника подробные сделать и выслать вам в лс.


  1. 3aicheg
    31.01.2017 03:24
    +2

    «Я — девочка-пиарщик. Пора поговорить по душам.»

    Выберите наиболее вероятное продолжение:

    • «Я ухожу к другому, его зовут Рустем.»
    • «Я беременна.»
    • «Тебе тоже надо провериться на гонорею.»


    1. Saffron
      31.01.2017 05:17

      Не придавайте такого большого значения, тому, что она сказала. С равной степенью вероятности это может быть девочка-пиарщик или мальчик-маркетолог. Просто исследование показало что целевая аудитория больше готова откликнуться на девочку, чем на мальчика. Все критяне — лжецы, и врут в половине случаев.


      1. 3aicheg
        31.01.2017 05:38

        Сегодня дело у девчат:
        Пора продать товары!
        И пальцы девичьи строчат
        Посты с тупым пиаром.

        С рекламным прошлым
        И в стиле пошлом,
        Без всякого чувства стыда.
        И одна из двух-трех тех девчонок
        Непременно умница и красавица


        1. Fortisa
          31.01.2017 13:29
          +3

          Сегодня дело у девчат:
          Клиент пришёл с обидой.
          В релизе критикал торчат,
          Но программист не выдан.

          Они разрулят сто пудов,
          Клиента успокоят,
          До багов парню нет делов —
          Он в доте башни строит.

          Стоят мальчонки,
          Стоят в сторонке…
          И мышку в руках теребят.
          Потому что на этих мальчонков
          Нет желанья смотреть у девчат.


      1. zomby
        01.02.2017 12:15

        целевая аудитория больше готова откликнуться на девочку, чем на мальчика

        Синдром поля From?


  1. Deosis
    31.01.2017 07:42
    +1

    По-моему маркетологов и пиарщиков не любят из-за вранья и обещаний невозможного:
    Как бы вы относились к человеку, из-за которого пришлось работать на выходных до одиннадцати? При этом вас будут ругать за медленную работу, а тому человеку дадут премию за успешную продажу продукта.

    «Оптимально сбалансированное программное обеспечение, соответствующее самым смелым ожиданиям пользователей XXI века, для эффективной работы в рамках поставленных задач и для достижения глобальных целей. Вы получите огромное удовольствие от работы и взаимодействия с дружелюбным интуитивно понятным интерфейсом».
    Абзац чистого дигидромонооксида.
    Сразу дается много расплывчатых обещаний, из-за которых ожидания у всех будут разными:
    Если ПО не выполняет какую-либо функцию, то оно не сбалансировано, не соответствует ожиданиям.
    Если команду нельзя найти за 3 секунды (ПО же соответствует самым смелым ожиданиям), то интерфейс уже не дружелюбен.
    Если покупатель поймает продавца на обмане, то и все дальнейшее описание будет считать обманом.


  1. AxelPervoliainen
    31.01.2017 08:03

    Здравствуйте Александра надо верить
    красивые слова украшают жизнь (IMHO) это суть вашей профессии
    а компьютерщики немного грубоваты — ну не понимают они что…
    да они вообще ничего не понимают…
    NodeJs, шаблоны, продакшн (тьпфу) да и вообще их много — а вы одна
    главное их и деньги фирмы не интересуют — они даже не понимают что они золотые копытца — пока обновление встаёт на сайт включается счетчик по тыще в минуту
    вот еще слово контент…
    ну а если по делу
    была такая Алиса из Аструм онлайн потом Insight что-то там
    ничего — на Бентли ездила


    1. DjOnline
      03.02.2017 21:37

      Да, про Алису Чумаченко и историю Astrum и Game Insight хорошо описано здесь http://www.forbes.ru/kompanii/internet-telekom-i-media/236131-igra-po-krupnomu-kak-igor-matsanyuk-zarabotal-na-igrah-v-in


    1. Skerrigan
      08.02.2017 10:40

      да они вообще ничего не понимают…

      Мы (компьютерщики) понимаем грамотную речь. Это когда текст осмысленный, со знаками препинаний. И да, не всем бентли нужна — кому-то гораздо нужней хороший велосипед.


  1. mrrouter
    31.01.2017 08:03
    -3

    Работать надо, и всё. И не нужен будет никакой пиар. День, когда в России запретят маркетинг и менеджмент (ещё биржевую торговлю), станет началом её возрождения.


    1. akhmelev
      31.01.2017 10:25
      +3

      Ага. Началом всех начал. Все просто. Запретить. А потом еще взять и поделить. И работать работать работать.


    1. dimskiy
      31.01.2017 13:12
      +1

      Нет ничего стыдного в том, что с детства определенным поколениям вбивали «работать, работать и работать». Плохо, когда во взрослом возрасте люди не задумываются как устроен мир и какие усилия действительно полезные. И почему :)


    1. dimskiy
      31.01.2017 13:14

      Кстати, если вспомнить историю, то возрождения в формате «массам живется хорошо» на Руси и в России никогда не было :)


  1. dimskiy
    31.01.2017 11:06

    Ну наконец-то хоть кто-то признал бесполезность всех этих пресс-релизов и прочего булшита для страницы «новости компании».
    Осталось осознать, что и «история компании» в презентациях и профиле блога — даром никому не нужный набор букв. Который только раздражает и отнимает время.

    Но ведь не объяснишь :))


    1. Lucidus
      31.01.2017 12:08

      Тактический ход. Признание во лжи в обмен на лояльность.


      1. Fortisa
        31.01.2017 12:09

        Не угадали. Я никогда не раскрою компанию, на которую работала. Теперь она уже не ведёт блог.


  1. mad_nazgul
    31.01.2017 11:31
    +1

    Пиращики, маркетологи и пр. мошенники — это ЗЛО.
    Чистое, рафинированное ЗЛО.
    Они уничтожают основу общества — доверие.
    Т.к. они обманывают людей используя доверие как инструмент.
    И вызывают недоверие, соответственно «коррозию» общества.

    <:o)


    1. Serenevenkiy
      31.01.2017 12:23

      То есть вы сейчас вообще всех под одну гребёнку и объявили обманщиками? Как-то обидно было. Точно знаю, что работать, никого не обманывая, можно.


  1. luciana
    31.01.2017 12:33
    +1

    Писать понятно для всех — это, конечно, хорошо, но не стоит этим ограничиваться. У корпоративных блогов есть и техническая аудитория — про это важно помнить, особенно если вы хотите рассказывать о компании потенциальным сотрудникам-технарям. Вот был у меня в корп.блоге автор, который писал про C++ и компиляторы — самые рейтинговые посты были. Я (как гуманитарный редактор) сама понимала в них далеко не всё, но читатели были довольны, и компании польза.


    1. Fortisa
      31.01.2017 13:17

      Вы совершенно правы! К слову сказать, технические посты содержат обычно меньше всего ссылок и упоминаний компании, они — полное попадание в центр ЦА Хабра. А вот как дело заходит о «написать хорошо, чтобы купили/узнали/полюбили», чаще всего баланс съезжает в расхваливание продукта и ноль практической пользы.


    1. Shamov
      31.01.2017 14:50

      Я вот чего не понимаю. Какая польза может быть для компании от постов, которые ничего не продают? Ну, кроме очевидной — разбавить чем-нибудь продающие посты. Вот, например, взять того же автора, который писал про С++. Зачем компании это нужно? Допустим, он регулярно производит фурор среди читателей. Люди на него молятся, как на абсолютного гуру. Но как компания сможет это монетизировать? Ведь стоит ему хотя бы заикнуться о том продукте, который компания продаёт, как он моментально получит ярлык "продажная мразь". Вот даже случайно упомянет в контексте, где это будет более, чем уместно, и всё — никогда уже больше не отмоется.


      Я понимаю, как подобный трюк может проделывать государство. Оно может, например, бесплатно обучать людей читать по-русски, как бы ничего не продавая напрямую. Но в долгосрочной перспективе оно таким образом создаёт рынок потребителей литературы, на котором со временем возникнет много писателей, издателей, переводчиков, типографий и бог ещё знает чего… с которых государство будет собирать хорошие налоги. Получается что-то вроде vendor lock-in на уровне языка. Типа, мы вас на шару обучаем читать по-русски, а вы затем обеспечиваете спрос на русскоязычный контент, производители которого (так уж получилось) работают у нас в стране. В масштабах государства этот контур может работать. Но как просвещение в области С++ может приносить какую-то выгоду отдельно взятой компании, у которой нет никаких действенных инструментов, чтобы замкнуть на себя контур потребления каких-нибудь товаров или услуг, связанных с С++?


      1. luciana
        31.01.2017 15:26
        +2

        Я написала выше — это нужно, если хочешь нанимать классных программистов. Когда люди видят, что у компании хорошая экспертиза в какой-то технической теме, это очки в пользу работодателя.


        1. Shamov
          31.01.2017 15:51
          -1

          Хорошо, принимается. Это я могу понять. Хотя и сомневаюсь в том, что это работает так, как об этом принято говорить. Я думаю, что в действительности это даёт ровно обратный эффект. Примерно так же, как и тогда, когда в описании вакансии пишут "у нас есть настольный теннис, много удобных диванов, игровая приставка и тренажёрный зал", это привлекает не лучших программистов, а лишь тех, кто хотел бы хорошенько отдохнуть в рабочее время.


          1. Analitik_Telecom
            31.01.2017 18:07

            «у нас есть настольный теннис, много удобных диванов, игровая приставка и тренажёрный зал

            Это значит ровно „у нас есть бабло на это всё, а значит, мы заплатим вам за вашу работу“. А вот внутри компании такие плюшки создают эффект золотой клетки.


            1. Shamov
              31.01.2017 18:39
              -1

              Или наоборот: "Всё наше бабло мы потратили на создание интерьеров, создающих впечатление того, что бабла у нас много, поэтому за работу будем платить по остаточному принципу."


              Основная проблема перлокутивных высказываний состоит в том, что реципиент может понять их не так, как было задумано. У него может быть своя интерпретация, и он будет уверен в том, что именно такой смысл в высказывании и содержится.


              1. Analitik_Telecom
                31.01.2017 18:46
                +1

                Основная проблема перлокутивных высказываний состоит в том, что реципиент может понять их не так, как было задумано. У него может быть своя интерпретация, и он будет уверен в том, что именно такой смысл в высказывании и содержится.
                Ваш случай, зуб даю.


  1. DjOnline
    03.02.2017 21:47

    >>Мне повезло — я видела настоящий маркетинг: на основе аналитических данных (да, это уже была big data в 2008-2012) вырабатывались предложения для аудитории — и все точно попадали в неё. Это была серьёзная, кропотливая работа с внутренними ТЗ, SQL-выгрузками, обработкой данных в Access

    Хотелось бы подробнее именно про это, хотя бы намёками.


  1. 0xy
    07.02.2017 11:47
    +1

    Крутая статья, спасибо!


  1. dom3d
    07.02.2017 12:31
    +1

    Вспоминается один мой друг по жж — маркетолог.
    Она занималась продвижением программы для бизнеса.
    Ей нужно было написать продающие тексты.
    И никто из программистов не мог ей объяснить киллер-фичу ихней программы.
    Большой Босс как обычно не заморачивался и говорил — придумай что нибудь, ты же умница.
    В фирме всем было пофиг, типа есть отдел маркетинга и рекламы вот пусть и думают. Им за это деньги платят.


    1. Skerrigan
      08.02.2017 10:48

      Ну будь я девочкой-маркетологом, то с самого начала пошла бы к разработчикам за логами телеметрии ПО, за статистическими данными о КПД, о стабильности. А затем хорошим текстом уже выдвинула бы все эти данные. Нигде не соврав, но в выгодном свете ПО выставляя.

      Увы, я не девочка… «ваш java-разработчик» (с).


  1. ncix
    08.02.2017 11:47

    Раз уж речь тут скорее про B2B, вставлю свои 5 копеек.

    Так вот, пользователям плевать на флэт-дизайн, ожидания всех предыдущих двадцати веков и сбалансированность чего-то там. Им надо, чтобы работало быстро, без поломок, удовлетворяло ту потребность, ради которой создано, а их боссам — чтобы это влияло на рост прибыли. Тогда вас будут любить и привыкнут даже к не самому симпатичному интерфейсу.
    Это конечно справедливо, если это уже ваши клиенты. Если вы только привлекаете клиентов — избалованные пользователи привыкли к вылизанному дизайну. Продать или не продать реально можно из-за одного дизайна, причем независимо от размеров клиента и стоимости продукта.

    Другой драйвер (или тормоз) продаж — это репутация. Хорошие примеры — это SAP и 1С. Если первый до сих пор считается важным признаком крупного бизнеса и ему никакая реклама не нужна, то второй, несмотря на отличную архитектуру, постоянное развитие, поддержку и гигантскую армию практикующих внедренцев, как правило не рассматривается всерьез как подходящая платформа для чего-то большого сложного и кастомного, как например ERP. ЛПРы просто воротят нос без аргументов.

    Как правило, выбирает и закупает продукт (и даже ИТ-продукт) человек скорее из числа пользователей, чем из числа админов и программистов.
    А вот и нет. Выбирает и закупает продукт тот у кого бюджет или ЛПР (лицо принимающее решения). В мелком бизнесе это собственник, в среднем — топ-менеджмент, в крупном — какой-то зам, какого-то директора, какого-то департамента какого-то подразделения какого-то юрлица входящего в холдинг. Т.е. кто угодно.
    Пользователем же будет скорее всего какой-то линейный сотрудник.


    1. dimm_ddr
      09.02.2017 09:57

      Немного позанудствую и скажу что ваш последний тезис не совсем противоречит тезису автора. Вы ведь тоже говорите что выбирает и закупает продукт не админ и не программист зачастую, в лучшем случае бывший. Если я правильно понял автора основной посыл был именно в этом. Но это мелочи все же.