Существует две фундаментальные стратегии: обработка исправимых ошибок (исключения, коды возврата по ошибке, функции-обработчики) и неисправимых (assert(), abort()). В каких случаях какую стратегию лучше использовать?

Виды ошибок


Ошибки возникают по разным причинам: пользователь ввёл странные данные, ОС не может дать вам обработчика файла или код разыменовывает (dereferences) nullptr. Каждая из описанных ошибок требует к себе отдельного подхода. По причинам ошибки делятся на три основные категории:

  • Пользовательские ошибки: здесь под пользователем подразумевается человек, сидящий перед компьютером и действительно «использующий» программу, а не какой-то программист, дёргающий ваш API. Такие ошибки возникают тогда, когда пользователь делает что-то неправильно.
  • Системные ошибки появляются, когда ОС не может выполнить ваш запрос. Иными словами, причина системных ошибок — сбой вызова системного API. Некоторые возникают потому, что программист передал системному вызову плохие параметры, так что это скорее программистская ошибка, а не системная.
  • Программистские ошибки случаются, когда программист не учитывает предварительные условия API или языка программирования. Если API требует, чтобы вы не вызывали foo() с 0 в качестве первого параметра, а вы это сделали, — виноват программист. Если пользователь ввёл 0, который был передан foo(), а программист не написал проверку вводимых данных, то это опять же его вина.

Каждая из описанных категорий ошибок требует особого подхода к их обработке.

Пользовательские ошибки


Сделаю очень громкое заявление: такие ошибки — на самом деле не ошибки.

Все пользователи не соблюдают инструкции. Программист, имеющий дело с данными, которые вводят люди, должен ожидать, что вводить будут именно плохие данные. Поэтому первым делом нужно проверять их на валидность, сообщать пользователю об обнаруженных ошибках и просить ввести заново.

Поэтому не имеет смысла применять к пользовательским ошибкам какие-либо стратегии обработки. Вводимые данные нужно как можно скорее проверять, чтобы ошибок не возникало.

Конечно, такое не всегда возможно. Иногда проверять вводимые данные слишком дорого, иногда это не позволяет сделать архитектура кода или разделение ответственности. Но в таких случаях ошибки должны обрабатываться однозначно как исправимые. Иначе, допустим, ваша офисная программа будет падать из-за того, что вы нажали backspace в пустом документе, или ваша игра станет вылетать при попытке выстрелить из разряженного оружия.

Если в качестве стратегии обработки исправимых ошибок вы предпочитаете исключения, то будьте осторожны: исключения предназначены только для исключительных ситуаций, к которым не относится большинство случаев ввода пользователями неверных данных. По сути, это даже норма, по мнению многих приложений. Используйте исключения только тогда, когда пользовательские ошибки обнаруживаются в глубине стека вызовов, вероятно, внешнего кода, когда они возникают редко или проявляются очень жёстко. В противном случае лучше сообщать об ошибках с помощью кодов возврата.

Системные ошибки


Обычно системные ошибки нельзя предсказать. Более того, они недетерминистские и могут возникать в программах, которые до этого работали без нареканий. В отличие от пользовательских ошибок, зависящих исключительно от вводимых данных, системные ошибки — настоящие ошибки.

Но как их обрабатывать, как исправимые или неисправимые?

Это зависит от обстоятельств.

Многие считают, что ошибка нехватки памяти — неисправимая. Зачастую не хватает памяти даже для обработки этой ошибки! И тогда приходится просто сразу же прерывать выполнение.

Но падение программы из-за того, что ОС не может выделить сокет, — это не слишком дружелюбное поведение. Так что лучше бросить исключение и позволить catch аккуратно закрыть программу.

Но бросание исключения — не всегда правильный выбор.

Кто-то даже скажет, что он всегда неправильный.

Если вы хотите повторить операцию после её сбоя, то обёртывание функции в try-catch в цикле — медленное решение. Правильный выбор — возврат кода ошибки и цикличное исполнение, пока не будет возвращено правильное значение.

Если вы создаёте вызов API только для себя, то просто выберите подходящий для своей ситуации путь и следуйте ему. Но если вы пишете библиотеку, то не знаете, чего хотят пользователи. Дальше мы разберём подходящую стратегию для этого случая. Для потенциально неисправимых ошибок подойдёт «обработчик ошибок», а при других ошибках необходимо предоставить два варианта развития событий.

Обратите внимание, что не следует использовать подтверждения (assertions), включающиеся только в режиме отладки. Ведь системные ошибки могут возникать и в релизной сборке!

Программистские ошибки


Это худший вид ошибок. Для их обработки я стараюсь сделать так, чтобы мои ошибки были связаны только с вызовами функций, то есть с плохими параметрами. Прочие типы программистских ошибок могут быть пойманы только в runtime, с помощью отладочных макросов (assertion macros), раскиданных по коду.

При работе с плохими параметрами есть две стратегии: дать им определённое или неопределённое поведение.

Если исходное требование для функции — запрет на передачу ей плохих параметров, то, если их передать, это считается неопределённым поведением и должно проверяться не самой функцией, а оператором вызова (caller). Функция должна делать только отладочное подтверждение (debug assertion).

С другой стороны, если отсутствие плохих параметров не является частью исходных требований, а документация определяет, что функция будет бросать bad_parameter_exception при передаче ей плохого параметра, то передача — это хорошо определённое поведение (бросание исключения или любая другая стратегия обработки исправимых ошибок), и функция всегда должна это проверять.

В качестве примера рассмотрим получающие функции (accessor functions) std::vector<T>: в спецификации на operator[] говорится, что индекс должен быть в пределах валидного диапазона, при этом at() сообщает нам, что функция кинет исключение, если индекс не попадает в диапазон. Более того, большинство реализаций стандартных библиотек обеспечивают режим отладки, в котором проверяется индекс operator[], но технически это неопределённое поведение, оно не обязано проверяться.

Примечание: необязательно бросать исключение, чтобы получилось определённое поведение. Пока это не упомянуто в исходных условиях для функции, это считается определённым. Всё, что прописано в исходных условиях, не должно проверяться функцией, это неопределённое поведение.

Когда нужно проверять только с помощью отладочных подтверждений, а когда — постоянно?

К сожалению, однозначного рецепта нет, решение зависит от конкретной ситуации. У меня есть лишь одно проверенное правило, которому я следую при разработке API. Оно основано на наблюдении, что проверять исходные условия должен вызывающий, а не вызываемый. А значит, условие должно быть «проверяемым» для вызывающего. Также условие «проверяемое», если можно легко выполнить операцию, при которой значение параметра всегда будет правильным. Если для параметра это возможно, то это получается исходное условие, а значит, проверяется только посредством отладочного подтверждения (а если слишком дорого, то вообще не проверяется).

Но конечное решение зависит от многих других факторов, так что очень трудно дать какой-то общий совет. По умолчанию я стараюсь свести к неопределённому поведению и использованию только подтверждений. Иногда бывает целесообразно обеспечить оба варианта, как это делает стандартная библиотека с operator[] и at().

Хотя в ряде случаев это может быть ошибкой.

Об иерархии std::exception


Если в качестве стратегии обработки исправимых ошибок вы выбрали исключения, то рекомендуется создать новый класс и наследовать его от одного из классов исключений стандартной библиотеки.

Я предлагаю наследовать только от одного из этих четырёх классов:

  • std::bad_alloc: для сбоев выделения памяти.
  • std::runtime_error: для общих runtime-ошибок.
  • std::system_error (производное от std::runtime_error): для системных ошибок с кодами ошибок.
  • std::logic_error: для программистских ошибок с определённым поведением.

Обратите внимание, что в стандартной библиотеке разделяются логические (то есть программистские) и runtime-ошибки. Runtime-ошибки — более широкое определение, чем «системные». Оно описывает «ошибки, обнаруживаемые только при выполнении программы». Такая формулировка не слишком информативна. Лично я использую её для плохих параметров, которые не являются исключительно программистскими ошибками, а могут возникнуть и по вине пользователей. Но это можно определить лишь глубоко в стеке вызовов. Например, плохое форматирование комментариев в standardese приводит к исключению при парсинге, проистекающему из std::runtime_error. Позднее оно ловится на соответствующем уровне и фиксируется в логе. Но я не стал бы использовать этот класс иначе, как и std::logic_error.

Подведём итоги


Есть два пути обработки ошибок:

  • как исправимые: используются исключения или возвращаемые значения (в зависимости от ситуации/религии);
  • как неисправимые: ошибки журналируются, а программа прерывается.

Подтверждения — это особый вид стратегии обработки неисправимых ошибок, только в режиме отладки.

Есть три основных источника ошибок, каждый требует особого подхода:

  • Пользовательские ошибки не должны обрабатываться как ошибки на верхних уровнях программы. Всё, что вводит пользователь, должно проверяться соответствующим образом. Это может обрабатываться как ошибки только на нижних уровнях, которые не взаимодействуют с пользователями напрямую. Применяется стратегия обработки исправимых ошибок.
  • Системные ошибки могут обрабатываться в рамках любой из двух стратегий, в зависимости от типа и тяжести. Библиотеки должны работать как можно гибче.
  • Программистские ошибки, то есть плохие параметры, могут быть запрещены исходными условиями. В этом случае функция должна использовать только проверку с помощью отладочных подтверждений. Если же речь идёт о полностью определённом поведении, то функции следует предписанным образом сообщать об ошибке. Я стараюсь по умолчанию следовать сценарию с неопределённым поведением и определяю для функции проверку параметров лишь тогда, когда это слишком трудно сделать на стороне вызывающего.

Гибкие методики обработки ошибок в C++


Иногда что-то не работает. Пользователи вводят данные в недопустимом формате, файл не обнаруживается, сетевое соединение сбоит, в системе кончается память. Всё это ошибки, и их надо обрабатывать.

Это относительно легко сделать в высокоуровневых функциях. Вы точно знаете, почему что-то пошло не так, и можете обработать это соответствующим образом. Но в случае с низкоуровневыми функциями всё не так просто. Они не знают, что пошло не так, они знают лишь о самом факте сбоя и должны сообщить об этом тому, кто их вызвал.

В C++ есть два основных подхода: коды возврата ошибок и исключения. Сегодня широко распространено использование исключений. Но некоторые не могут / думают, что не могут / не хотят их использовать — по разным причинам.

Я не буду принимать чью-либо сторону. Вместо этого я опишу методики, которые удовлетворят сторонников обоих подходов. Особенно методики пригодятся разработчикам библиотек.

Проблема


Я работаю над проектом foonathan/memory. Это решение предоставляет различные классы выделения памяти (allocator classes), так что в качестве примера рассмотрим структуру функции выделения.

Для простоты возьмём malloc(). Она возвращает указатель на выделяемую память. Если выделить память не получается, то возвращается nullptr, то есть NULL, то есть ошибочное значение.

У этого решения есть недостатки: вам нужно проверять каждый вызов malloc(). Если вы забудете это сделать, то выделите несуществующую память. Кроме того, по своей натуре коды ошибок транзитивны: если вызвать функцию, которая может вернуть код ошибки, и вы не можете его проигнорировать или обработать, то вы тоже должны вернуть код ошибки.

Это приводит нас к ситуации, когда чередуются нормальные и ошибочные ветви кода. Исключения в таком случае выглядят более подходящим решением. Благодаря им вы сможете обрабатывать ошибки только тогда, когда вам это нужно, а в противном случае — достаточно тихо передать их обратно вызывающему.

Это можно расценить как недостаток.

Но в подобных ситуациях исключения имеют также очень большое преимущество: функция выделения памяти либо возвращает валидную память, либо вообще ничего не возвращает. Это функция «всё или ничего», возвращаемое значение всегда будет валидным. Это полезное следствие согласно принципу Скотта Майера «Make interfaces hard to use incorrectly and easy to use correctly».

Учитывая вышесказанное, можно утверждать, что вам следует использовать исключения в качестве механизма обработки ошибок. Этого мнения придерживается большинство разработчиков на С++, включая и меня. Но проект, которым я занимаюсь, — это библиотека, предоставляющая средства выделения памяти, и предназначена она для приложений, работающих в реальном времени. Для большинства разработчиков подобных приложений (особенно для игроделов) само использование исключений — исключение.

Каламбур детектед.

Чтобы уважить эту группу разработчиков, моей библиотеке лучше обойтись без исключений. Но мне и многим другим они нравятся за элегантность и простоту обработки ошибок, так что ради других разработчиков моей библиотеке лучше использовать исключения.

Так что же делать?

Идеальное решение: возможность включать и отключать исключения по желанию. Но, учитывая природу исключений, нельзя просто менять их местами с кодами ошибок, поскольку у нас не будет внутреннего кода проверки на ошибки — весь внутренний код опирается на предположение о прозрачности исключений. И даже если бы внутри можно было использовать коды ошибок и преобразовывать их в исключения, это лишило бы нас большинства преимуществ последних.

К счастью, я могу определить, что вы делаете, когда обнаруживаете ошибку нехватки памяти: чаще всего вы журналируете это событие и прерываете программу, поскольку она не может корректно работать без памяти. В таких ситуациях исключения — просто способ передачи контроля другой части кода, которая журналирует и прерывает программу. Но есть старый и эффективный способ передачи контроля: указатель функции (function pointer), то есть функция-обработчик (handler function).

Если у вас включены исключения, то вы просто их бросаете. В противном случае вызываете функцию-обработчика и затем прерываете программу. Это предотвратит бесполезную работу функции-обработчика, та позволит программе продолжить выполняться в обычном режиме. Если не прервать, то произойдёт нарушение обязательного постусловия функции: всегда возвращать валидный указатель. Ведь на выполнении этого условия может быть построена работа другого кода, да и вообще это нормальное поведение.

Я называю такой подход обработкой исключений и придерживаюсь его при работе с памятью.

Решение 1: обработчик исключений


Если вам нужно обработать ошибку в условиях, когда наиболее распространённым поведением будет «журналировать и прервать», то можно использовать обработчика исключений. Это такая функция-обработчик, которая вызывается вместо бросания объекта-исключения. Её довольно легко реализовать даже в уже существующем коде. Для этого нужно поместить управление обработкой в класс исключений и обернуть в макрос выражение throw.

Сначала дополним класс и добавим функции для настройки и, возможно, запрашивания функции-обработчика. Я предлагаю делать это так же, как стандартная библиотека обрабатывает std::new_handler:

class my_fatal_error
{
public:
    // тип обработчика, он должен брать те же параметры, что и конструктор,
    // чтобы у них была одинаковая информация
    using handler = void(*)( ... );

    // меняет функцию-обработчика
    handler set_handler(handler h);

    // возвращает текущего обработчика
    handler get_handler();

    ... // нормальное исключение
};

Поскольку это входит в область видимости класса исключений, вам не нужно именовать каким-то особым образом. Отлично, нам же легче.

Если исключения включены, то для удаления обработчика можно использовать условное компилирование (conditional compilation). Если хотите, то также напишите обычный подмешанный класс (mixin class), дающий требуемую функциональность.

Конструктор исключений элегантен: он вызывает текущую функцию-обработчика, передавая ей требуемые аргументы из своих параметров. А затем комбинирует с последующим макросом throw:

If```cpp #if EXCEPTIONS #define THROW(Ex) throw (Ex) #else #define THROW(Ex) (Ex), std::abort() #endif

> Такой макрос throw также предоставляется [foonathan/compatiblity](https://github.com/foonathan/compatibility).

Можно использовать его и так:

```cpp
THROW(my_fatal_error(...))

Если у вас включена поддержка исключений, то будет создан и брошен объект-исключение, всё как обычно. Но если поддержка выключена, то объект-исключение всё равно будет создан, и — это важно — только после этого произойдёт вызов std::abort(). А поскольку конструктор вызывает функцию-обработчика, то он и работает, как требуется: вы получаете точку настройки для журналирования ошибки. Благодаря же вызову std::abort() после конструктора пользователь не может нарушить постусловие.

Когда я работаю с памятью, то при включённых исключениях у меня также включён и обработчик, который вызывается при бросании исключения.

Так что при этой методике вам ещё будет доступна определённая степень кастомизации, даже если вы отключите исключения. Конечно, замена неполноценная, мы только журналируем и прерываем работу программы, без дальнейшего продолжения. Но в ряде случаев, в том числе при исчерпании памяти, это вполне пригодное решение.

А если я хочу продолжить работу после бросания исключения?


Методика с обработчиком исключений не позволяет этого сделать в связи с постусловием кода. Как же тогда продолжить работу?

Ответ прост — никак. По крайней мере, это нельзя сделать так же просто, как в других случаях. Нельзя просто так вернуть код ошибки вместо исключения, если функция на это не рассчитана.
Есть только одно решение: сделать две функции. Одна возвращает код ошибки, а вторая бросает исключения. Клиенты, которым нужны исключения, будут использовать второй вариант, остальные — первый.

Извините, что говорю такие очевидные вещи, но ради полноты изложения я должен был об этом сказать.

Для примера снова возьмём функцию выделения памяти. В этом случае я использую такие функции:

void* try_malloc(..., int &error_code) noexcept;

void* malloc(...);

При сбое выделения памяти первая версия возвращает nullptr и устанавливает error_code в коде ошибки. Вторая версия не возвращает nullptr, зато бросает исключение. Обратите внимание, что в рамках первой версии очень легко реализовать вторую:

void* malloc(...)
{
    auto error_code = 0;
    auto res = try_malloc(..., error_code);
    if (!res)
        throw malloc_error(error_code);
    return res;
}

Не делайте этого в обратной последовательности, иначе вам придётся ловить исключение, а это дорого. Также это не даст нам скомпилировать код без включённой поддержки исключений. Если сделаете, как показано, то можете просто стереть другую перегрузку (overload) с помощью условного компилирования.

Но даже если у вас включена поддержка исключений, клиенту всё равно может понадобиться вторая версия. Например, когда нужно выделить наибольший возможный объём памяти, как в нашем примере. Будет проще и быстрее вызывать в цикле и проверять по условию, чем ловить исключение.

Решение 2: предоставить две перегрузки


Если недостаточно обработчика исключений, то нужно предоставить две перегрузки. Одна использует код возврата, а вторая бросает исключение.

Если рассматриваемая функция не имеет возвращаемого значения, то можете её использовать для кода ошибки. В противном случае вам придётся возвращать недопустимое значение для сигнализирования об ошибке — как nullptr в вышеприведённом примере, — а также установить выходной параметр для кода ошибки, если хотите предоставить вызывающему дополнительную информацию.

Пожалуйста, не используйте глобальную переменную errno или что-то типа GetLastError()!

Если возвращаемое значение не содержит недопустимое значение для обозначения сбоя, то по мере возможности используйте std::optional или что-то похожее.

Перегрузка исключения (exception overload) может — и должна — быть реализована в рамках версии с кодом ошибки, как это показано выше. Если компилируете без исключений, сотрите перегрузку с помощью условного компилирования.

std::system_error


Подобная система идеально подходит для работы с кодами ошибок в С++ 11.

Она возвращает непортируемый (non-portable) код ошибки std::error_code, то есть возвращаемый функцией операционной системы. С помощью сложной системы библиотечных средств и категорий ошибок вы можете добавить собственные коды ошибок, или портируемые std::error_condition. Для начала почитайте об этом здесь. Если нужно, то можете использовать в функции кода ошибки std::error_code. А для функции исключения есть подходящий класс исключения: std::system_error. Он берёт std::error_code и применяется для передачи этих ошибок в виде исключений.

Эту или подобную систему должны использовать все низкоуровневые функции, являющиеся закрытыми обёртками ОС-функций. Это хорошая — хотя и сложная — альтернатива службе кодов ошибок, предоставляемой операционной системой.

Да, и мне ещё нужно добавить подобное в функции виртуальной памяти. На сегодняшний день они не предоставляют коды ошибок.

std::expected


Выше упоминалось о проблеме, когда у вас нет возвращаемого значения, содержащего недопустимое значение, которое можно использовать для сигнализирования об ошибке. Более того, выходной параметр — не лучший способ получения кода ошибки.

А глобальные переменные вообще не вариант!

В № 4109 предложено решение: std::expected. Это шаблон класса, который также хранит возвращаемое значение или код ошибки. В вышеприведённом примере он мог бы использоваться так:

std::expected<void*, std::error_code> try_malloc(...);

В случае успеха std::expected будет хранить не-null указатель памяти, а при сбое — std::error_code. Сейчас эта методика работает при любых возвращаемых значениях. Комбинация std::expected и функции исключения определённо допускает любые варианты использования.

Заключение


Если вы создаёте библиотеки, то иногда приходится обеспечивать максимальную гибкость использования. Под этим подразумевается и разнообразие средств обработки ошибок: иногда требуются коды возврата, иногда — исключения.

Одна из возможных стратегий — улаживание этих противоречий с помощью обработчика исключений. Просто удостоверьтесь, что когда нужно, то вызывается callback, а не бросается исключение. Это замена для критических ошибок, которая в любом случае будет журналироваться перед прерыванием работы программы. Как таковой этот способ не универсален, вы не можете переключаться в одной программе между двумя версиями. Это лишь обходное решение при отключённой поддержке исключений.

Более гибкий подход — просто предоставить две перегрузки, одну с исключениями, а вторую без. Это даст пользователям максимальную свободу, они смогут выбирать ту версию, что лучше подходит в их ситуации. Недостаток этого подхода: вам придётся больше потрудиться при создании библиотеки.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (14)


  1. IliaSafonov
    27.02.2017 15:22
    +2

    или код снимает косвенность (dereferences) nullptr
    pointer dereference = разыменование указателя. Если бы не было слова «dereference», то не понял бы о чем речь.
    В оригинале: «некий код обращается по nullptr (нулевому указателю)».


  1. JTG
    27.02.2017 15:28
    +2

    Коды возврата — ужасно. Конечно в сферическом абстрактом мире они работают замечательно, но в реальной жизни рано или поздно появляются всякие out-параметры, костыли вроде GetLastError или даже такие мутанты

    HRESULT ADsGetLastError(
      _Out_ LPDWORD lpError,
      _Out_ LPWSTR  lpErrorBuf,
      _In_  DWORD   dwErrorBufLen,
      _Out_ LPWSTR  lpNameBuf,
      _In_  DWORD   dwNameBufLen
    );
    

    Всё, что вводит пользователь, должно проверяться соответствующим образом.

    Такой способ мне очень по нраву.


    1. BalinTomsk
      27.02.2017 20:02
      +5

      ----но в реальной жизни рано

      В реальной жизни приличные компании ( гугль и везде где я работал) исключений не бросают (если это не драйвера конечно).

      иначе если на серверном приложении кто-то бросит исключение, то могут не поймать и не увидеть.

      Давать ссылку на питон, где обсуждается С++ по меньшей мере странно.


      1. TargetSan
        27.02.2017 20:16

        Увы, в С++ обработка ошибок через исключения меньше всего превращает код функции в бесконечные проверки, за которыми не видно логики. Коды возврата и коды состояния никуда не годятся, т.к. их очень легко проигнорировать. Either-style возвращаемые значения тоже не айс т.к. их во-первых нет в стандартной библиотеке, а во-вторых "раздувают" early return код — нет возможности сделать return из выражения.
        Я бы предпочёл std::expected и немножко сахарку, чтобы это красиво чейнилось.


        1. monah_tuk
          28.02.2017 03:47
          +2

          Я примерно так поступил: или передаёшь, куда сохранить код ошибки или имеешь исключение:


          Немного инфраструктуры, подсмотренной, в том числе, в boost:


          namespace detail { inline std::error_code * throws() { return 0; } }
          ...
          std::error_code& throws()
          {
              return *detail::throws();
          }
          ...
          template<typename Category, typename Exception = av::Exception>
          void throws_if(std::error_code &ec, int errcode, const Category &cat)
          {
              if (&ec == &throws())
                  throw Exception(std::error_code(errcode, cat));
              else
                  ec = std::error_code(errcode, cat);
          }

          А вот так может выглядеть API:


          void some_your_api_proc(..., std::error_code &ec = throws())
          {
            auto sts = some_ext_api();
            if (sts < 0) {
              throws_if(ec, sts, some_ext_api_category());
              return;
            }
          }

          Такой вызов позволит проверить код ошибки:


          std::error_code ec;
          some_your_api_proc(..., ec);
          if (ec) {
            // что-то делаем
          }

          А если лень, и что-то случится, то бросится исключение:


          some_your_api_proc(...);
          // или равнозначно
          some_your_api_proc(..., throws());

          Понятно, что можно сразу создавать переменную, передавать её и не проверять, но так, как минимум, писать больше, чем вообще игнорировать код возврата в классическом варианте.


          Решение родилось, когда возникла проблема с забывчивостью на проверку кодов возврата.


          1. eao197
            28.02.2017 09:10
            +3

            Разыменовать нулевой указатель дабы получить гарантированно несуществующую ссылку, а потом взять адрес от этой ссылки и сравнить его с чем-то… UB попахивает и не удивлюсь, если в каком-то из компиляторов такое не сработает рано или поздно. Может безопаснее было сделать обертку вокруг std::error_code*?

            class optional_error_code {
              std::error_code * v_;
              optional_error_code() : v_{nullptr} {}
            public:
              optional_error_code(std::error_code & ec) : v_{&ec} {}
            
              static optional_error_code make_null() { return optional_error_code{}; }
            
              operator bool() const { return v_ != nullptr; }
            
              std::error_code & operator*() { return *v_; }
            }
            
            template<typename Category, typename Exception = av::Exception>
            void throws_if(optional_error_code opt_ec, int errcode, const Category &cat)
            {
                if (opt_ec)
                    *opt_ec = std::error_code(errcode, cat);
                else
                    throw Exception(std::error_code(errcode, cat));
            }
            
            void some_your_api_proc(..., optional_error_code opt_ec = optional_error_code::make_null())
            {
              auto sts = some_ext_api();
              if (sts < 0) {
                throws_if(opt_ec, sts, some_ext_api_category());
                return;
              }
            }
            


            1. monah_tuk
              28.02.2017 09:42
              +2

              UB попахивает

              конкретно это подсмотрено в недрах boost, причём без всяких обёрток под различные компиляторы. Но не суть. Как мне кажется, пока я не пытаюсь работать с таким объектом, кроме как взять адрес, то ничего страшного произойти не может. Пусть знатоки меня поправят.


              Но ваш вариант тоже неплох. А в моём варианте можно вместо nullptr вполне использовать реальный объект, за которым вполне будет закреплено звание "специального". С ним никто всё равно работать не будет, нужен только его адрес:


              std::error_code& throws()
              {
                  static std::error_code dummy_code;
                  return dummy_code;
              }

              всё остальное остаётся так же.


              1. eao197
                28.02.2017 10:14
                +1

                На эту тему было много разговоров в Интернетах (например). Конкретно разыменование нулевого указателя для получения ссылки — это UB. Поскольку результирующая ссылка будет содержать не пойми что, то и операция взятия адреса от нее так же может давать не пойми что. Пока это все работает (т.к., по сути ссылка и указатель на низком уровне это одно и то же), но когда оптимизаторы в компиляторах станут еще умнее, то всякое может быть.

                Статическая переменная внутри inline-функции в header-only библиотеках, емнип, стабильно работает пока речь идет о статической линковке всего кода в один исполняемый файл. Если же мы начинаем работать с dll/so, то в каждой из них может оказаться свой экземпляр статической переменной.


                1. monah_tuk
                  28.02.2017 10:52

                  За ссылку спасибо, сходу именно по этому вопросу не смог запрос сформировать. Наверное рассмотрю вариант заменить throws() на optional_error_code или его аналог. Хабр торт ;-)


        1. Sirikid
          01.03.2017 04:24
          +2

          Either-style возвращаемые значения тоже не айс т.к. их во-первых нет в стандартной библиотеке, а во-вторых "раздувают" early return код — нет возможности сделать return из выражения.

          Всмысле? Почему они раздувают early return код?


          1. TargetSan
            01.03.2017 15:05

            Пусть есть функция с сигнатурой


            std::expected<int, SomeError> doStuff();

            В С++ распаковку придётся писать так (псевдокод):


            std::expected<unit, SomeError> doComplexStuff()
            {
              auto result = doStuff();
              if(result.isError())
                return result.getError();
              auto intResult = result.getResult();
              ... // use intResult
            }

            но не получится написать проверку на ошибку, распаковку результата и возврат значения-ошибки в одном выражении:


            std::expected<unit, SomeError> doComplexStuff()
            {
              auto result = (auto result = doStuff()) ? result.getResult() : return result.getError();
              ... // result is int here, do smth with it
            }

            Это Swift и Rust умеют красоту вида


            let result = doFirst()?.doSecond()?.doThird()?;


  1. Saffron
    27.02.2017 21:10
    +4

    Меня поражает, как в некоторых проектах реализована обработка ошибок. Вот есть такой замечательный проект dbus, сервер и клиенты для обмена сообщениями между приложениями. Для клиента есть стандартная библиотека, которую обычно используют как есть, и редкое приложение пытается обрабатывать ошибки dbus отдельно.

    Так вот, что делает клиент dbus, если не может достучаться до сервера? Выдаёт ошибку? Нет, он пытается сервер запустить! (и разумеется, не убирает запущенный инстанс сервера после своего закрытия). А если не получается запустить сервер? Он падает, не задавая никаких больше вопросов. Нормальное поведение для сетевой программы падать в отсутствии сети? А сети, между прочим, иногда намеренно не бывает, когда я рассаживаю приложения по контейнерам и запрещаю им сетевое общение. Ну и вообще кто вам обещал, что сеть всегда доступна?

    Одно питон приложение я починил оригинальным способом. Я взял и удалил из питоновской директории все библиотеки dbus. Оказалось, что без них приложение работать может! Оно ловит эксепшн, ругается, но продолжает работать. А если вернуть питон файлы — то падает наглухо. Вот так вот, от грубой ошибки «нет исполнимых файлов вообще» оказывается оправиться проще чем от специально заточенной на убивание приложения.


  1. hdfan2
    28.02.2017 06:46
    +2

    Эксепшены, возвращаемые значения — это всё фигня. Когда где-то в недрах сторонней библиотеки делается abort() из-за того, что ей там что-то не понравилось — вот это, я вам доложу, ад. Особенно когда срабатывает редко и только у какого-нибудь клиента, а у тебя не воспроизводится. Ни тебе дампа, ничего. Если за такое не убивать, то я вообще не знаю, за что тогда.


    1. ksergey01
      01.03.2017 13:17
      +1

      zeromq?