На Geektimes есть много материалов об автопилотах для машин, робомобилях и прочих связанных темах. Несмотря на то, что разработкой новых систем занимается большое количество компаний, до массового появления робомобилей на дорогах, по оценкам специалистов, еще осталось лет 5, а то и 10. Все потому, что текущая форма искусственного интеллекта, кто бы ее ни разрабатывал, представляет собой просто нейросеть, с теми либо иными возможностями.

Проблема не только в том, что системы автономного управления относительно простые, а и в том, что у разработчиков не хватает времени для обучения автопилота. Его нужно «натаскивать» на реальных примерах, а не только тестовых полигонах. Но для того, чтобы получить более-менее удовлетворительные результаты, необходимы тысячи и тысячи километров. Катаясь по дорогам общего пользования, робомобили могут получать информацию о различных нестандартных ситуациях, буквально ежечасно сталкиваясь с проблемами.

Пока что лучшие результаты показывают робомобили Google, проехавшие уже сотни тысяч или даже миллионы километров по самым разным дорогам. У того же Uber, например, ситуация гораздо хуже. А времени обкатывать систему не так много — ведь вперед могут выйти (и выходят) конкуренты. Что же делать? Вероятно, выходом может быть виртуальная реальность, включая игры.

Разработчикам следует поторопиться, если они хотят быть первыми. А помочь в ускорении процесса создания реальных робомобилей может помочь компания Nio. Это еще один стартап, который занимается разработкой электромобилей с автономной системой управления. По словам руководителя компании Дэвида Баччета, новые технологии, предлагаемые Nio, помогут вывести полностью автономные мобили на дороги общего пользования к 2020 году. Какие планируется использовать технологии? Симуляцию в виртуальной реальности. «Зависеть от данных, получаемых автомобилями на дорогах — это не практично», считает Баччет. Он говорит, что слабую форму ИИ, которая управляет автомобилем, нужно обучать в играх.


А именно — играх, которые максимально приближены к реальности в плане дорог и ситуации на них. По мнению некоторых специалистов, такой игрой может быть Grand Theft Auto V. Конечно, для того, чтобы погрузить ИИ в такую игру, нужны специальные алгоритмы. Их разработкой сейчас и занимаются представители как Nio, так и некоторых других компаний.

В последней части игры о бандитах и автомобилях от Rockstar — 262 типа различных транспортных средств, 1000 моделей поведения пешеходов и встречающихся на дороге животных, 14 разновидностей погодных условий и огромное количество видов дорог, шоссе, мостов, тоннелей и систем сигналов.

Идея состоит не только в том, что дороги виртуального города Лос Сантос могут заменить ИИ поездку по реальному асфальту. Большим плюсом можно назвать и то, что условия виртуального окружения можно изменять, а вот в обычной ситуации смоделировать ту либо иную ситуацию на дороге вряд ли можно. «Это богатейшее виртуальное окружение, откуда мы можем извлекать данные», — заявил Алан Корнчаузер, профессор Принстона, который со своей командой занимается разработкой умных автомобилей с автономной системой управления.

В виртуальной реальности можно без проблем проехать пару миллионов километров в день, эмулировав тысячи дорожных происшествий и ситуаций. Например, одновременное перестроение трех соседних автомобилей на скоростной трассе.

При тестировании робомобиля на обычной дороге ряд ситуаций, которые в принципе возможны, могут никогда не встретиться. В результате ИИ не получит необходимой информации и может попасть в беду, если в будущем такая ситуация все же случится. Но в виртуальной реальности можно моделировать что угодно в любом количестве.

Сейчас к виртуальной реальности с интересом присматривается проект Waymo. «Мы можем воспроизвести точную ситуацию и предсказать при помощи симуляции что может случиться, если машина окажется на дороге в автономном режиме вождения», — заявили представители компании.



Несмотря на все успехи робомобилей (а их все же немало), человек по-прежнему реагирует на различные ситуации на дорогах гораздо быстрее. Именно человек может решить непредвиденную ситуацию за пару секунд, несмотря на то, что такая ситуация встретилась для конкретного автомобилиста впервые.

Кстати, даже, когда ИИ будет готов выйти на дороги, появляется еще одна проблема — правила дорожного движения и сертификация робомобилей. В США различные штаты по-разному регулируют работу автоматических систем на дорогах. Где-то они разрешены на дорогах определенного типа, а где-то запрещены вообще. Сейчас крупные компании, которые занимаются разработкой робомобилей, понемногу изменяют ситуацию в свою пользу. Так что к 2020 году, когда, по мнению многих, автомобили, ведомые ИИ, выйдут на дороги, возможно, их езде уже никто и ничто не будет препятствовать.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (20)


  1. cepera_ang
    25.04.2017 12:45
    +4

    Всё содержимое статьи смело помещается в заголовок и видеоролик (причём более чем полугодовой давности), остальное вода.

    А научить автомобиль ездить в GTA V можно даже в рамках туториала на пару часов, практически в онлайн-режиме:
    https://www.youtube.com/playlist?list=PLQVvvaa0QuDeETZEOy4VdocT7TOjfSA8a


    1. VioletGiraffe
      26.04.2017 12:52

      Очень интересно, спасибо за ссылку. После прочтения статьи, как раз, осталось непонятно, как они интегрируют свой софт с игрой (в сторону чтения информации о мире).


      1. cepera_ang
        26.04.2017 16:45

        Если ты про статью тут — то там ничего не понятно. Вот оригинал, авторы которого сделали ролик http://download.visinf.tu-darmstadt.de/data/from_games/index.html, там и pdf со статьей с конференции и исходники.


    1. romankonstant
      28.04.2017 14:02

      Вот, да, сдаётся мне, что в gta v нет полной случайности, все движения так или иначе генерируются алгоритмом. Потому в итоге ии просто произведёт на свет реверс-алгоритм, который к реальному миру отношения не имеет :(


      1. cepera_ang
        28.04.2017 16:17

        Речь же не идёт о том, чтобы научить водить машину от и до. Реверс-алгоритм чего? Поведения других участников? Сеть учится не этому, а тому, чтобы этих участников вообще увидеть на дороге, увидеть дорогу, понять как это всё расположено в реальном мире и т.д. Непосредственно управление — это совсем другая часть и по ГТА её учить не предполагается :)


  1. DoubleBug
    25.04.2017 12:55

    Теперь на робомобилях смело можно будет клеить стикер «Учился ездить в GTA», как это делают некоторые личности на дороге


  1. mefiato
    25.04.2017 13:09

    Боюсь ИИ сойдет с ума пытаясь спастись сначала от ям на дорогах, потом от водителей которые пытаются их объехать.

    Если ии будет действительно хорош, то начнется скайнет, такого издевательства на дорогах нам ии не простит.


  1. Sadler
    25.04.2017 14:50
    +2

    Беспилотные автомобили обучают премудростям вождения в Grand Theft Auto V
    Отлично, заодно те научатся скидывать преследователей с хвоста и уходить от пуль и гранат.


  1. s1im
    25.04.2017 14:57
    +2

    Было уже


  1. orangeSky
    25.04.2017 14:59

    Всегда искренне бесило рандомное перестроение ИИ на скоростном шоссе почти во всей серии GTA. Он просто спокойно едет, и ему вздумалось перестроиться на соседнюю полосу. И через две секунды — обратно. Надеюсь, этот так делать не будет :)


    1. sumanai
      25.04.2017 18:41

      Это чтобы вы не скучали.


    1. andyrootman
      28.04.2017 14:02

      Вы не поверите, на реальных дорогах, такое поведение встречается регулярно =)


    1. iPerson
      28.04.2017 14:02

      Таких и на реальных дорогах полно.


  1. NINeOneone
    25.04.2017 19:04

    Не особо понимаю смысла. Суть тренировки ИИ — в учете «всех» возможных ситуаций. Суть миллионов километров не в их количестве, а в вероятности встретить необычную ситуацию при росте количества пройденных километров.

    Когда речь идет об игре — вероятность возникновения событий ограничена, и ограничена движком, псевдослучайностью и человекочасами разработки (большая/меньшая проработанность ИИ управляющего NPC).

    По сути такое «обучение» напоминает TDD, когда сначала пишется тест (игра, искусственные условия), а потом под него пишется функционал (обучается робот). Только вот большинство разработчиков автопилота этот этап уже прошли, у них давно интеграционные тесты идут (пусть на «тестовом сервере», но уже все комплексно и по-честному). Это все подойдет разве что для начала разработки ИИ, а не для «доведения до ума», чем занимается тот же гугл сейчас.


    1. sumanai
      25.04.2017 22:33

      Когда речь идет об игре — вероятность возникновения событий ограничена, и ограничена движком, псевдослучайностью и человекочасами разработки (большая/меньшая проработанность ИИ управляющего NPC).

      ГТА- большая игра, и ситуаций там может быть много. Я не играл в пятую часть, но даже в San Andreas на дорогах то происходят рандомные столкновения, то менты за кем-то гонятся. Пятая часть должна быть веселее.


      1. General_Failure
        26.04.2017 18:51

        Я как-то наблюдал ситуацию в GTA SA, когда менты выкидывали друг друга из машины, потому что оба хотели за руль
        И самолёт у меня падал (да-да, и самолёты там падают иногда) на пробку, которую я создал чтоб найти определённую машину на экспорт

        Так что ситуации там действительно рандомные, скорей всего не все даже были задуманы разрабами
        Самое главное — всё это довольно близко к реальности (кроме, наверное, копобаттла за машину) и дешевле, чем на настоящих дорогах всё это собирать


  1. ThunderCat
    25.04.2017 20:26

    не, ну тут главное что бы так не получилось


  1. slovak
    26.04.2017 00:04

    Все потому, что текущая форма искусственного интеллекта, кто бы ее ни разрабатывал, представляет собой просто нейросеть, с теми либо иными возможностями.
    Проблема не только в том, что системы автономного управления относительно простые ...

    Ага, простые.
    Да и давайте заменим все САУ на нейронки.
    Статья ни о чем.


  1. m_ionin
    28.04.2017 14:02

    Это уже было в Гриффинах


  1. Qdim
    28.04.2017 14:03

    в 3д анимации можно проверть ИИ от разных компаний, втч проигрывать для них реальные аварии в реальных местах.