Изображение: Aranami, Flickr

В нашем блоге мы уже рассказывали о том, какие интересные технологии и «железо» применяются в современных магазинах, и как организовано сервисное обслуживание таких сложных устройств. Сегодня мы подробнее остановимся на одном из самых важных элементов инфраструктуры ритейла, и поговорим об устройстве кассовых POS-терминалов.

Классика инфраструктуры


Кассовое оборудование делится на два больших класса устройств — модульные дисперсные и сенсорные кассы. Поговорим о плюсах и минусах каждого.

Сенсорные кассы


Сенсорные кассы используются в отраслях, где важны скорость обслуживания покупателей, компактность рабочего места, его красота и эстетичность — обычно это рестораны, магазины по продаже одежды, обуви и ювелирных изделий.

Один из основных плюсов сенсорных касс — их компактность: сотрудникам магазина удобнее пользоваться такими кассами. При этом каждый квадратный площади помещения стоит денег, поэтому владельцам торговых точек выгоднее экономить пространство, размещая там не объекты инфраструктуры, а товар или какую-то рекламу — поэтому важна и компактность сенсорных касс.

Например, наши устройства обладают классом защиты IP65 от влаги, пыли и других вредных факторов — это тоже играет важную роль при их выборе для установки, например, в ресторанах. Поскольку пыль почти не проникает внутрь сенсорной кассы, ей не нужен вентилятор, а это снижает необходимость проведения профилактических работ.



Есть у сенсорных касс и свои ограничения. Самое главное — использующиеся в них резистивные экраны могут выдержать лишь ограниченное число нажатий. Это ярко проявляется в том случае, если в магазине или ресторане есть популярный товар или блюдо. Качественная сенсорная касса может выдержать около 35 миллионов нажатий, а затем такая популярная ячейка перестает работать.

Из-за образовавшегося «слепого пятна» придется либо менять сенсорную панель, либо покупать новое устройство — цена в обоих случаях не будет сильно отличаться.

Число выдерживаемых нажатий зависит от типа экрана — бывают четырех-, пяти-, шести-, семи- или восьмиэлектродные дисплеи. Самыми простыми в изготовлении, следовательно, и самыми дешевыми, являются четырехэлектродные. Они выдерживают всего 3 миллиона нажатий в одну точку. Пятипроводные значительно надежнее – они могут перенести те самые 35 миллионов нажатий: в них четыре электрода расположены на панели, а пятый находится на мембране, покрытой токопроводящим составом.

Чем дешевле POS-терминал, тем скорее потребуется его ремонт или замена. Поэтому владельцам магазинов, прежде чем покупать недорогое устройство, стоит понять, успеет ли оно себя окупить до поломки.

Примеры различных конфигураций сенсорных касс SKY-POS ТС, которые выпускает компания «Пилот», можно изучить по ссылке.

Дисперсные кассы


Дисперсные кассы состоят из нескольких модулей, среди которых кассовый компьютер, клавиатура, монитор, дисплей покупателя, считыватель банковских карт, денежный ящик, ключ для доступа старшего кассира и другие элементы (подробнее о них, в нашей предыдущей статье).



Дисперсная компоновка POS-систем чаще применяется в супермаркетах и гипермаркетах, магазинах формата «у дома». Такие кассы просты в обслуживании, их модульность облегчает ремонт — к примеру, если вышла из строя клавиатура, ее можно легко заменить и разбирать сам кассовый компьютер не потребуется.

Сегмент использования дисперсных касс накладывает свои требования — в супермаркетах и гипермаркетах наибольшее внимание уделяется проходимости покупателей. Кассиры должны обслуживать как можно больше клиентов и совершать при этом как можно меньше ошибок. Чтобы сотрудники меньше уставали, POS-системы должны быть эргономичными.

В линейке SKY-POS компании «Пилот» рабочее место кассира оборудуется так: надежный и быстродействующий системный блок SKY-POS на основе четырехядерных процессоров J1900 с частотой не менее 2,4 ГГЦ и ОЗУ не менее 2-4 ГБ, клавиатура не более 60–78 клавиш, дисплей покупателя, денежный ящик Flip Top с открывающейся вверх крышкой и вставкой для переноса денег или инкассации, многоплоскостной сканер. Вместо дисплея кассира для экономии места используется дисплей или защищенный от пыли и влаги POS-монитор с размерами 10’’ или 12’’.

Что нового: инновации в ритейле


Дисперсные и сенсорные кассы — это классика ритейл-технологий, с ними сталкивался любой, кто хоть раз был в современном магазине. Однако на рынке постепенно внедряются и инновационные решения, призванные сделать обслуживание клиентов еще более быстрым и упростить работу сотрудников точек продаж.

Информационные киоски


В случае, если ритейлер работает в сегменте, где для покупателей важны консультации продавцов, часто применяют информационные киоски. Внешне такие устройства похожи на обычные прайс-чекеры — с их помощью покупатели могут самостоятельно узнавать цену товаров.

С помощью информационного киоска сотрудник магазина может, к примеру, быстро получать информацию об остатках товара на складе, новых поступлениях, осуществлять сравнение их характеристик, а также просматривать должностные инструкции. В итоге качество консультаций покупателей значительно возрастает, что положительно влияет на продажи.

Мобильные кассы


Планшет, к которому подключены сканер и считыватель банковских карт и NFC-чипов.С помощью такого устройство покупатель может оплачивать товары безналичным способом прямо в торговом зале не подходя к привычной кассе. Продавец может перемещаться по залу, консультировать потенциальных клиентов, и в случае необходимости, тут же «пробивать» их покупки.

При этом, если такой планшет вставить в специальный слот кассового компьютера, то он превращается в сенсорную кассу — при большом наплыве посетителей и нехватке кассиров, продавцы могут взять на себя часть их работы.

Мобильные кассы начинают использовать и в ресторанах — при их наличии официант может не только принять заказ, но и сразу дать возможность оплатить его.

Заключение: как выбирают кассы


Касса — сложное устройство с множеством разных характеристик, и требования к его надежности очень высоки. Неверный выбор устройства может привести к непредвиденным сбоям и убыткам для магазина. Поэтому компании тщательно подходят к выбору POS-терминалов. Вот какие моменты играют наибольшее значение при выборе кассы:

  • Надежность производителя и доступность сервиса — крупные ритейл-сети редко выбирают решения «ноунейм» производителей. Обычно обращают внимание на длительность производства линейки устройств, репутацию вендора. Еще один важный момент — наличие представительств вендора в России. Не все зарубежные компании могут обеспечить оперативное сервисное обслуживание, в результате в случае поломки ожидание запчастей и ремонта может затянуться. Ранее мы рассказывали в блоге о том, как компании решают эту проблему.

  • Результаты тестов — производители оборудования для автоматизации ритейла проводят многочисленные тестирования своих продуктов. В случае касс проверяют пыле-, грязе-, влагоустойчивость, способность противостоять электростатическим разрядам, скачкам напряжения, реакцию на электромагнитные колебания и температурные максимумы и минимумы. Результаты тестов либо указывают в документации к устройству, либо они могут быть предоставлены по запросу покупателя.

  • Возможности масштабирования. Касса — лишь один из элементов ритейл-инфраструктуры, который взаимодействует с большим количеством других компонентов. С ростом бизнеса растет и число различных гаджетов, с которыми должна работать касса. Для их подключения нужны порты. Поэтому при выборе POS-терминалов смотрят на количество портов — на сегодня стартом является наличие четырех COM-портов и четырех USB-портов, но чем их больше, тем лучше. На POS-терминалах SKY-POS запроектировано уже не менее пяти USB-портов.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (33)


  1. Valle
    26.04.2017 18:42

    А почему в России карты до сих пор принимают только крупные магазины, а у частников до сих пор ничего такого нет, даже считывателей карт для телефонов? Раньше это было связано с требованием налоговой хранения всех транзакций в спец бандуре «фискальный накопитель» с ком-портом и обслуживанием за ~килобакс в месяц. Это и сейчас так?


    1. rico_spb
      27.04.2017 12:25

      Те, кто хочет продавать, уже давно обзавелись терминалами. У меня на рынке около дома даже молоко с творогом можно оплатить карточкой.


    1. opxocc
      27.04.2017 12:25

      За всю Россию не скажу, но в моей глубинке по карте можно заплатить практически везде, не принимают разве что на рыночках где одеждой в палатках торгуют, да на почте. Не так давно платил картой даже в точке выездной торговли где орехи/сухофрукты продают, у них был телефон с считывателем.


    1. pilot-retail
      27.04.2017 12:27

      На самом деле банковские терминалы для оплаты по безналу доступны практически для всех. Стоимость многих моделей до 20 тыс. рублей, комиссия эквайера может быть ниже 2% (есть предложения 1,6-1,8 %).
      Другой вопрос — интеграцию банковских терминалов с кассовым ПО можно увидеть далеко не у всех.


    1. zartarn
      27.04.2017 15:56

      А Вы в Германии давно были? Я вот в нашем небольшом городке без проблем могу без наличных везде расплатиться картой, а в Германии попрой ппц напряг %) такси безнал — никак, аптека — как повезет, магазинчики тоже. Там порой попадаются, где карты «откатывают». И «чипованых» карт минимум.


  1. Enwony
    26.04.2017 19:29

    Если речь идет о банковских картах, то сейчас автономные банковские терминалы — для проведения оплат по
    банковским картам доступны для малого бизнеса (около 30000 руб, часто предлагаются в лизинг самими банками) — как автономные (с принтером и GPRS каналом), так и системные (минимум в два раза дешевле) — подключаются к кассе и представляют из себя пин-пад с чип-ридером.
    Если мне не изменяет память, то с 2015 вообще принят закон, по которому могут оштрафовать, если нельзя расплатиться картой.
    Вообще, банк берет комиссию порядка 2% и это не всегда может быть выгодно (например, на сигаретах — у них минимальная наценка).


  1. Demon_i
    26.04.2017 22:22

    Вы в какой-то не правильной России живете. Работаю в ИП. 6 чел в фирме. Стоит ПОС-терминал, который принимает все, вплоть до NFC/ApplePay. Любая доставка пиццы в районе может приехать с мобильным терминалом, если попросить. Да мясник на рынке — мужик работает один сам на себя. У него стоит терминал с безконтактной оплатой.

    Простите. Не в ту ветку написал. Это был ответ Valle


    1. Valle
      27.04.2017 04:09

      Я не в России живу, но в прошлый раз в прошлом году сделал эксперимент — захотел купить раков в Москве и заплатить карточкой. Составил список из примерно 20 сайтов которые этим занимаются. Ни в одном не нашел приема платежа прямо на сайте. Ну ладно. Прозвонил по ВСЕМ компаниям — из них подавляющее большинство карты вообще не принимает а три из них предложили перевести с «карты-на-карту», т.е. они говорят номер их карты а я должен что-то сделать с ним. Не далее чем неделю назад заплатил более двух килобаксов в россии за тур на отдых. Туроператор не принимал карты. На любом блошином рынке я ни разу не видел приема картами. Любой сервис типа массажа — только за нал. Речь о Москве, так что я думаю, Demon_i, что это не я неправильную Россию вижу, извините. И да, год назад Яндекс.Такси принимал карты выпущенные только в России — я даже не думал что Visa может отличаться от страны к стране.


      1. avegad
        27.04.2017 12:28

        Нал можно не показывать в налоговой, а с безналом так не выйдет. Наблюдал такое даже в сетях типа Hesburger, когда на кассе стоит весело светящися готовностью терминал, а тебе говорят что карты не принимаем(типа терминал не работает). Если начать настойчиво наезжать, то терминал чинится сам и прямо при тебе. В центре Мск вообще существует проблема расплатиться картой, почти везде нал, невзирая на наклейки на дверях, и чем пафоснее заведение, тем больше вероятность что только нал.


        1. Valle
          27.04.2017 18:22

          А, вот это похоже на правду. Плюс я думаю распространение карт вырастет когда терминал к телефону можно будет получить бесплатно, как у square.com


    1. Valle
      27.04.2017 04:17

      Ну да ладно, бог с ним с моим опытом. С ваших слов звучит так что проблем никаких получить POS терминал вообще никаких нет. Не поделитесь пожалуйста сколько стоит полный комплект оборудования, сколько примерно стоит обслуживание, что там с фискальным режимом и ваше мнение на то, почему многие карты не принимают?


      1. pilot-retail
        27.04.2017 12:33

        Стоимость готового комплекта колеблется в зависимости от бренда, количества периферии и т.д. Кассовый комплект можно собрать по стоимости от 30 тысяч рублей (мы не работаем в этом ценовом сегменте). Если говорить о, действительно, кассовом оборудовании, цена от 50 тыс. рублей. На рынке появилось большое количество смарт-терминалов, но это нельзя назвать полноценными кассами.


        1. Valle
          27.04.2017 18:25

          А это 50 тысяч за раз или в месяц? Я все помню про требования фискального режима которое раньше работало исключительно на оборудовании за которое нужно было каждый месяц платить.


          1. pilot-retail
            28.04.2017 09:38

            Это разовая покупка оборудования (системный блок + ККТ). Сейчас ЦТО платить не обязательно. Обязательно иметь договор с ОФД. Сервисный договор заключать или нет каждый заказчик выбирает сам.
            Стоимость рассчитывается индивидуально в зависимости от SLA, состава оборудования и ПО. И может быть от 300 руб/месяц и выше


        1. Valle
          27.04.2017 18:27

          А кассы на планшетах-телефонах уже возможны с точки зрения закона?


          1. pilot-retail
            28.04.2017 09:31

            Возможны, главное быть в реестре налоговой


            1. Valle
              28.04.2017 18:18

              Ни айпадов, ни айфонов ни андроидов в реестре вроде нет, т.е. невозможно.


              1. Sunchezzz
                02.05.2017 12:50

                Вы путаете ККТ и планшеты/POS-терминалы. В реестр вноситься только контрольно кассовая техника, которая печатает чек и передаёт данные в налоговую. В Европе это принтеры чеков, у нас ККТ.


                1. Valle
                  02.05.2017 18:25

                  Я имел в виду аналог square. Там для приема платежей нужна только пендюрка к телефону или планшету, чек можно отправлять на почту. Продвинутая касса от square включает айпад + подставку плюс кардридер с NFC. Так что нет, не путаю вроде. Пендюрка высылается бесплатно, платежи в месяц за нее — ноль долларов в месяц.


                  1. Sunchezzz
                    03.05.2017 09:42

                    читал про них, но думаю такая штука в реестр не попадёт, и в России пока не приживётся


    1. Valle
      27.04.2017 18:32

      Demon_i, не пропадайте пожалуйста. Мне правда очень интересно сколько сейчас стоит обслуживание фискального накопителя в месяц и что он из себя представляет.


      1. pilot-retail
        28.04.2017 09:34

        Из обязательных платежей — 3000 руб. в год за одну кассу, оплата в ОФД.

        Обязательного сервиса контрольно-кассовой техники больше нет. Подробно мы это обсуждали в предыдущих наших статьях. См. коммент


        1. Valle
          28.04.2017 18:23

          50 штук за простецкое оборудование плюс три штуки в месяц плюс проценты с каждой продажи и это еще даже мы не говорили про ввод карты через сайт или телефон плюс список оборудования жестко прописан. Теперь понятно почему карты никто не принимает ни в интернете ни в оффлайне, спасибо!


          1. Sunchezzz
            02.05.2017 12:51

            2% за эквайринг это не так дорого. По моему опыту карты принимают поголовно, кроме рынков и таксистов частников. Живу в Моск. области.


  1. Dee3
    26.04.2017 23:43

    Не понятно почему в сенсорных кассах не используют емкостные дисплеи?
    Чтобы клиент раз в год тратился на сервисное обслуживание?


    1. maxpsyhos
      27.04.2017 05:29

      Из «антиванадльных» соображений. Ёмкостный экраны самые нежные, их легче всего сломать, да и ресурс у них тоже не вечен. Ещё есть ультразвуковые и инфракрасные, эти вообще не убиваемые, но у них точность хуже, приходится кнопки в пол экрана делать.


      1. Dee3
        27.04.2017 08:43

        Что-то не срастается. Именно что ёмкостный лишен тех недостатков износа, которые есть в резистивном. Их полно ставят в общественных местах, в инфоматах и тд. Вот там нужна вандалостойкость. А здесь специально обученный работник кассы тыкает на виртуальные кнопки, которые еще и изнашиваются. Wtf?
        У меня телефон 3 года таскается в кармане, сумке, постоянно используется и ничего с экраном не случилось. Максимум — пленку поменял.


        1. pilot-retail
          27.04.2017 12:39

          Работа на сенсорной кассе может производиться, например, в перчатках или карточкой (в ресторанах часто встречается), с этим емкостные кассы не справятся. Акустический сенсор достаточно дорогой и не удобный. Поэтому используют либо резистивные, либо инфракрасные сенсоры. Последние дорогие и, в основном, их устанавливают на брендовое оборудование, но, как преимущество, не требуют калиборовки.


          1. Dee3
            27.04.2017 17:49

            1. Работа в перчатках — весьма узкое направление.
              В супермаркетах что то не так часто видел кассиров в перчатках.
              Через тонкие перчатки отлично работает ёмкостный дисплей.
              Только не говорите мне про гигиену — касаться в стерильных перчатках дисплея, который до тебя 10 человек трогало — дурацкая затея.
              То, что официанты тыкают карточками — возможно следствие того что на палец резистивный экран реагирует часто неадекватно из за площади нажатия.


            1. pilot-retail
              28.04.2017 09:43

              Вы не много путаете личные ощущения от работы в жёстких условиях эксплуатации. На рынке отсутствуют производители ёмкостных сенсорных мониторов промышленного уровня.

              Мы лишь привели примеры, а пыль, грязь — постоянные сопутсвующие факторы работы кассиров. При протирке влажной тканью ёмкостной монитор начинает работать некорректно. Много ли Вы видели ёмкостных мониторов с размерами более 15''?


        1. Sunchezzz
          02.05.2017 12:54

          Узбечки, работающие в 5-ке способны на всё, даже убить не убиваемое промышленное оборудование. Поэтому используют то оборудование, которое можно опреративно поменять. Сломали монитор — 30 минут похода на склад и подключение, и вуаля — работающая касса. А с сенсорной кассой, тем более емкостной, что мне делать? Держать их 20 штук на складе для запаса?


  1. BigD
    27.04.2017 11:45

    Как у вас дела с передачей данных в ФНС онлайн?


    1. pilot-retail
      27.04.2017 12:43

      У нас про это написано три статьи:


      Если передать кратко, то мы усердно работаем над этим, хоть и есть сложности. Наше оборудование в реестре, ПО доработано, заказчики переходят на новый порядок.