Мы уже рассказывали о том, почему современные магазины — это настоящие технологические предприятия c мощной инфраструктурой. В них применяются продвинутые ИТ-системы, однако мир ритейл-технологий серьезно отличается от того, к которому привыкли пользователи домашних или офисных продуктов и гаджетов.

Сегодня мы поговорим о том, как производители железа, использующегося в магазинах, обеспечивают его надежность. Для примера рассмотрим самое важное устройство любой точки продаж — кассу.

Кто делает кассы


POS-терминалы — так в терминологии ритейла называются кассы — представляют собой специальные компьютеры с различными компонентами. При этом многие привычные пользователям PC бренды вроде Apple, Asus или Dell не делают оборудование для ритейла. Ситуация на рынке производства касс сильно отличается — здесь сильны позиции таких компаний как слившаяся с ритейл-направлением бизнеса IBM Toshiba, Fujitsu, Wincor Nixdorf, NCR. Эти компании выпускают модульные дисперсные и сенсорные кассы — подробнее об их различиях мы писали здесь.

Требования к надежности инфраструктуре ритейла значительно выше тех, что предъявляются к домашней или офисной технике, поэтому и подход работающих на рынке вендоров к производству и сервису серьезно отличается от привычного обычным пользователям.

Особенности железа для ритейла


Различий между кассовым компьютером и ПК множество, первое, что бросается в глаза — это процессоры. Подавляющее большинство касс не используют процессоры AMD, что довольно необычно для пользователей PC. Практически все вендоры в своих продуктах используют процессоры Intel.

Кассе приходится работать с большим количеством подключаемых устройств — весы, сканеры штрих-кодов, терминалы оплаты банковскими картами — и соединения с ними должны быть надежными. Именно поэтому в POS-оборудовании для магазинов до сих пор активно используются COM-порты, потерявшие популярность в потребительской электронике.

Касса — это критически важный компонент инфраструктуры магазина, если с ней что-то пойдет не так, то остановятся продажи, возникнут очереди и конфликтные ситуации с покупателями. Поэтому при использовании в связке с ней внешних устройств используется надежная и проверенная временем технология COM.



Кроме того, сам режим использования железа в ритейле серьезно отличается от того, что можно встретить в офисе крупной и активной компании. Многие магазины работают 24 часа 7 дней в неделю, оборудование при этом не выключается никогда. Поэтому железо должно выдерживать эксплуатацию в таком жестком режиме.

К примеру, телевизоры или мониторы домашних компьютеров не могут работать без остановки много часов без выгорания пикселей, а дисплеи сенсорных касс могут выдерживать десятки миллионов нажатий.

Здесь все упирается в качество используемых вендором компонентов и, как следствие, цену кассы — более дорогие решения в ритейле, как правило, служат дольше. Число выдерживаемых нажатий зависит от типа экрана — бывают четырех-, пяти-, шести-, семи- или восьмиэлектродные дисплеи. Самыми простыми в изготовлении и самыми дешевыми, являются четырехэлектродные. Они выдерживают 3 миллиона нажатий в одну точку. Пятипроводные значительно надежнее — такие экраны могут перенести 35 миллионов нажатий.

Помимо непосредственно экранов касс, активно используются дисплеи покупателя — на них выводится цена «пробиваемых» товаров и другая полезная информация о покупках. Для таких устройств жизненный цикл должен составлять не менее 20 000 часов работы, а их яркость — не меньше 700 кд/м2.

Используются в кассах и очень надежные клавиатуры — неплохим показателем считается ресурс в 50 млн нажатий, пружины клавиш выполняют из нержавеюще стали, контакты кнопок имеют специальное покрытие, препятствующее окислению. Даже кабели для кассовых клавиатур делают сменными — они подключаются с помощью специального порта.

Денежные ящики кассы — тоже механизм, который должен обладать высокой степенью надежности. Ресурс соленоида такого устройства обычно превышает 3 миллиона срабатываний.

Также кассы обладают защитой от влаги, пыли и других вредных факторов — существует несколько степеней такой защиты, начиная с IP54 до IP65. В последнем случае касса выдерживает попадание большого объёма влаги — например, пролитый кофе в сети фастфуда. В корпус безвентиляторной кассы почти не проникает пыль — поэтому такая конструкция снижает необходимость проведения профилактических работ.

Надежность через сервис


POS-оборудование выдерживает нагрузкие, значительно большие, чем способны перенести домашние устройства. Кроме того, такое железо в магазинах должно обладать и более высоким циклом жизни. Для многих торговых точек совершенно нормально использовать кассы по 5 — 7 лет.



Для удобства заказчиков вендоры POS-оборудования на протяжении всего этого срока осуществляют его техническую поддержку и выпускают запчасти для ремонта даже тех продуктов, производство которых официально прекращен. Например, к снятому с производства оборудованию компании Fujitsu еще в течение 5 лет можно купить запчасти: вендор в обязательном порядке обеспечивает эту возможность.

Большое внимание уделяется и ремонтопригодности — чем проще разобрать кассу для замены вышедшего из строя компонента, тем меньше она будет простаивать, а магазин понесет меньше убытков. Поэтому некоторые кассы, например от Toshiba, можно полностью разобрать и собрать без отвертки.

Также поставщики продуктов для ритейла разрабатывают различные схемы оказания сервисных услуг — например, расширяют список доступных опций гарантийного ремонта с помощью привлечения партнеров-интеграторов. Подробнее мы писали плюсах такого подхода в этой статье.



Как выбрать надежное оборудование


В заключение, приведем несколько практических советов по выбору надежного POS-оборудования для использования в магазине:

  • Имя производителя — рынок ритейла непрост, и компаниям, которые только начали производить оборудование для него, тяжело сразу добиваться высокого качества. Поэтому логичнее выбирать решения от компаний, которые уже зарекомендовали себя, и чьи продукты уже победили все детские болезни и научились делать кассы не только надежными, но и удобными в обслуживании. К их числу относятся вендоры из Кореи и Тайваня, а их китайские коллеги, хоть и предлагают более привлекательные цены, пока отстают в качестве.

  • Условия поставки и сервиса — при покупке такого сложного и критически важного для бизнеса оборудования как касса необходимо позаботиться о дальнейшем его обслуживании. Поэтому следует избегать контрагентов, которые лишь перепродают оборудование — как правило они предлагают длительные сроки поставки, что означает сложности с оперативным ремонтом в будущем. В идеале, у вендора должен быть офис в России или местный партнер, с которым можно заключить контракт на поставку и сервис купленного железа и решать текущие проблемы с настройкой, ремонтом.

  • Сегмент использования оборудования — нужно подбирать кассу так, чтобы ее характеристики соответствовали условиям, в которых она будет работать. Например, в заведениях фастфуда лучше использовать сенсорные кассы с высокой степенью защиты от влаги, а в супермаркетах — модульные дисперсные кассы, в которых проще заменять отдельные компоненты.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (21)


  1. Demon_i
    03.05.2017 12:18
    +2

    В такой корпус почти не проникает пыль, так что кассе не нужен вентилятор — такая конструкция снижает необходимость проведения профилактических работ.


    Я всегда считал что вентилятор стоит для охлаждения. А тут оказывается он пыль выдувает.


    1. pilot-retail
      03.05.2017 12:36

      Вы совершенно правы, вентилятор стоит для охлаждения. Однако пыль он не выдувает. Наоборот, производители стараются сделать так, чтобы в корпус попадало вместе в воздухом как можно меньше пыли. В безвентиляторных кассах охлаждение происходит благодаря конструкции корпуса — а так как в них нет вентилятора, то и пыли попадает значительно меньше.


      1. Xalium
        03.05.2017 15:47

        Просто у вас предложение написано так, как будто вентилятор нужен для выдувки пыли.


        1. pilot-retail
          03.05.2017 15:50

          Возможно. Перефразировали.


  1. rockin
    03.05.2017 13:29
    +1

    Всё так, да не совсем так.

    Взять, например, COM. С чего вы решили, что он надёжен? Регулярно настройки софта и железа слетают, в usb нет никаких пользовательских настроек. Моё мнение, com-порт задержался в pos по одной причине — слив остатков. По той же причине буквально несколько лет назад телевизоры были напичканы всяким старьём.
    USB на кассах — это крутяк. Потому что только USB даёт возможность руками администратора торгового зала переместить сканер штрихкодов с кассы на кассу.

    По своей работе в ритейле я помню, что главный враг кассовых терминалов — не пыль, а 1. температура (отказали в жару чиллеры и как всё полетело!!!) 2. покупатели (пролить что-то на ленту или рядом с ней — милое дело). Проблема пыли решается плановым осмотром, достаточно раз в год вместе с заменой эклз, например.

    И, про надёжность торгового оборудования в целом. На одной стороне — надёжность, на другой стороне — цена. Один только брендовый pos-терминал сейчас стоит свыше 100.000руб.
    Так что российский рынок, сейчас более, чем ранее, просто завален «лицензированным самосбором» типа штрихов и атолов, равно как и китайскими ноунеймами.


    1. pilot-retail
      03.05.2017 13:48
      +1

      Что касается USB и COM — у USB-портов хуже крепление, чем у COM. Кроме того, есть масса периферии с COM-портами. Поэтому вопрос спорный. Хотя согласны, что тенденция идет к тому, что в будущем место COM займут USB.
      Что касается пыли — так мы же и не говорим, что пыль — главный враг кассового оборудования. И те проблемы, которые Вы перечислили, действительно «болевые точки» для ритейлера. Поэтому и нужно выбирать надежное оборудование, которое поможет с ними бороться.
      Что касается цен — то с кризисом цены значительно упали — сегодня брендовый POS-терминал можно взять и за 50 тысяч рублей (зависит от конфигурации, заказчика и продавца). А китайские аналоги — конечно, хорошо. Только вопрос, сколько времени они прослужат и сколько лет получится их ремонтировать. И окупят ли они в итоге себя.


    1. sevikl
      03.05.2017 13:50
      +2

      он остается по двум причинам — legacy и примитивность, работать с ним легко.
      про 5-7 лет ресурса лихо загнули: я не один раз попадал к клиентам, у которых железо далеко за 10 лет работает, особенно те, кто на DOS-софте сидит.


    1. goodic
      03.05.2017 14:54

      Com задержался по той причине, что гораздо так проще обеспечить совместимость периферии с «зоопарком» софта и ОС которые используются на POS. Если в ФР появляется USB интерфейс, то 99% это USB-RS232|UART переходник (не берем в расчет интерфейс RNDIS и ему подобные в Онлайн-ФР).
      USB «прижился» на сканерах ШК так как HID это удобно и просто и на банковских терминалах где совместимость обеспечивает сам банк.
      Ну и Com прикручивается. Это избавляет от «проверьте воткнут ли кабель»


    1. Marwin
      03.05.2017 21:39
      +2

      С точки зрения зрения программиста (а я разработчик POS ПО) — COM интерфейс девайса — рай в отношении интеграции с разрабатываемым ПО. USB, если это не просто клава, а нужен двухсторонний обмен — это всегда сторонний драйвер, который вечно ни с чем не совместим, библиотеки из 90-х плохо интегрируются в твой зоопарк новейших сред разработки и вообще никогда не пашут. Через COM же обмен данными реализуется за часы в абсолютно любой среде разработки будь то девайс из 90х или из 2017г. PS А еще попробуйтие подключить ваш USB девайс к микроконтроллеру, а не к удобненькой винде… я посмотрю, сколько месяцев вы будете реверсить протокол обмена этого девайса с его закрытым драйвером, который вдруг оказался бесполезен


      1. rockin
        03.05.2017 22:19

        Я прекрасно понимаю, о чём Вы написали. Если ваши братья-программисты сделают всё хорошо, это плюс к работе торгового зала. Если же сделают плохо — тут нечего пенять на интерфейс, плохо оно и есть плохо. На коме сделать хорошо -невозможно-. Это вам удобно, а администратор торгового зала не в курсе. Когда как усб-периферию им переключить туда-сюда также просто, как мышку дома.

        ***
        Отвечаю дальше, т.к. раз в час — извините.

        pilot-retail >>
        У usb клепление в разы лучше, чем у com. Админ ТЗ втыкает штекер в порт как мышку — и всё, оно зафиксировано. Не надо ничего прикручивать и, о боль, откручивать.
        Про надёжное кассовое оборудование — против температуры и посетителей нет приёмов. Сдохнет всё. Абсолютно всё. Вы, видимо не в курсе, как заливает пьяный посетитель всю прикассовую зону бутылочкой 2л колы. А я в курсе.
        И про цены — идите и найдите фуджики или айбиэм за 50т.р. :) Брендовые — это не штрих, атол и так далее. Бренды — это фуджи и айбиэм. Что 10 лет назад, что 20, что сейчас.

        sevikl >>
        Полностью согласен — легаси и парк старого оборудования. Но, когда я был в ритейле лет 8 назад, дослужившись до руководящей должности, меня дико выбешивали сканеры штрихкодов, табло покупателя, что работали через ком. Это же столько телодвижений обслуживающего персонала надо было организовать, чтобы проблемы решить. С усб же — не работает на кассе №4? Так вы просто возьмите с кассы №12, да сюда поставьте. ВСЁ.
        А ком… ну, блин, на 12й кассе ком, прописанный в сканере штрихкодов — третий, потому что второй, который на всех кассах, тут отгорел и не работает вообще. Убрать такую кассу надо и списать бы неплохо, но руководство против.

        goodic >>
        Также, частично согласен.
        Прикручивается — это плюс или минус? Мы привернём, а как что-то случилось экстраординарное, сотрудники все разъехались, то кто будет это всё -откручивать- ??? Админ ТЗ.

        Ребят, у меня 10-8 лет назад были кассы, полностью работающие на усб. И они были намного более надёжны, и намного меньше к ним было вызовов, чем к брендовым кассам на комах.
        Просто кое-кто подсуетился, пока я рядом бегал, да немного улучшил софт для работы с усб. На этом всё.
        Я ком ненавижу всеми фибрами своей души.


        1. eisaev
          05.05.2017 09:15

          Я разработчик кассового ПО со стажем обслуживания касс и вообще ритейлового зоопарка в прошлом. В ритейле от телефониста в офисе и заканчивая руководителем ИТ службы. Всегда был за переход на USB, но без фанатизма: одно дело USBHID дисплей покупателя с описанным протоколом, а другое — интеграция с терминалом Сб-банка, который работает через кривенькое банковское ПО-прослойку и который, будучи подключенным не на COM-порт, пару раз в день напрочь теряется собственным ПО. И, если в случае с простым оборудованием можно отреверсить протокол, то в случае с такими банковскими терминалами приходится искать обходные пути, т.к. разрабы банка считают своё ПО и прошивки терминала идеальными.


  1. mogaika
    03.05.2017 13:44

    большинство касс не используют процессоры AMD, что довольно необычно для пользователей PC

    Давно не видел амд вне дома (по работе вообще никогда), да и в домах часто только в качестве видеокарты.

    надежная и проверенная временем технология COM.

    Надежная в сравнении с чем (wifi, usb1-3, ltp, ethernet)? Я думал проблема не в надежности, а в обратной совместимости зоопарка оборудования. Поправьте если не прав.


    1. pilot-retail
      03.05.2017 13:51

      Правы — «зоопарк» действительно имеет место быть, и большинство периферии до сих пор идет с COM-портами. Однако, как мы уже выше говорили, тенденция действительно идет к тому, что на место COM придет USB.


  1. Mikeware
    03.05.2017 15:10

    повеселило — ком-порт (communications port), оказывается, это «технология COM» :-))


  1. vkk
    03.05.2017 15:41
    +1

    Если USB-оборудование реализует эмуляцию COM-интерфейса, то проблем никаких нет. Что реальный, что виртуальный COM-порты ведут себя одинаково (в большинстве случаев). А вот если USB-устройство реализует только HID-интерфейс в виде эмуляции клавиатуры, то тут и начинаются проблемы. Вроде и легко и интересно прочитать информацию в блокнот, но в реальной программе усложняется разделение потоков символов от различных устройств. А переписывать торговый софт не всегда целесообразно.


  1. neit_kas
    04.05.2017 00:24

    Не совсем по теме, но очень интересовал такой вопрос: нравятся мониторы от кассовых аппаратов за их компактность. Реально ли отдельно преобрести такой монитор и сколько это будет стоить?
    Кроме того, интересовало, куда девается списанное оборудование? Или оно служит до победного конца (т.е. по принципу: соберём рабочую кассу из 4-х нерабочих)?


    1. pilot-retail
      04.05.2017 09:30
      +1

      Приобрести, конечно, можно. Если хотите купить как частное лицо, то поищите на Маркете. По POS-мониторам разброс по дюймам от 8 до 15.
      Как правило, списанное оборудование утилизируется — есть специальные компании, которые этим вопросом занимаются. До победного не работает. Есть несколько поводов для списания — например, если обновляется парк оборудования или нужно списать по бухгалтерии (указан срок амортизации). Но у нас есть заказчики, у которых оборудование больше десяти лет работает.


  1. mike_y_k
    04.05.2017 09:27

    Таки наверное для обозначения предмета стоит не COM порт использовать, а UART или RS-232.

    Для соединения большей части устройств вполне можно было бы воспользоваться RS-485 и вилками/розетками RS-11. И монтаж, и заменяемость, и достаточное крепление присутствует, и провод всего один через все устройства проходит. И с габаритами гораздо компактнее получается. При отсутствии обязательного HW handshake формально имеющееся не сильно сложно допилить под 485.
    Возможно некоторые предпосылки в текущей ситуации связаны ещё и с некоторым желанием изолировать этот рынок, и с большим запасом консерватизма в данной сфере из-за распределения вложений на длительный период.

    Формально же сердце всего этого хозяйства уже давно можно заменить на ARM и вопрос простоя решается заменой сбойного модуля. Вопрос стоит в нормальной ОС и нормальной системе под неё. Опять же формально там ничего сложного нет. Формально имеем тривиальный терминал с особыми требованиями к надёжности компонентов. Остальное на сервере. И при грамотном проектировании такой системы и цена в розницу будет адекватной, и надёжность на высоком уровне. Надёжность сервера с помощью нормального резервирования вполне решается.

    Таки эти системы достаточно искусственно выделены в отдельное пространство, хотя к ним полностью применимы решения для промышленности (кстати с более жёсткими требованиями по режиму работы и надёжности).


    1. Mikeware
      04.05.2017 11:00

      Да можно и самому наваять переходник для 485, только надо ли.
      ну а насчет замены на АРМ — есть и свободное ПО, которое вполне может работать на АРМ. но, видимо, все упирается в консерватизм. производителям не нужно терять нишу, а пользователям — не хочется производить над собой масштабные эксперименты. Хотя переход на АРМ реально принесет облегчение — начиная от цены, и заканчивая обслуживаеием (в связи с более легким тепловым режимом — не нужо активное охдаждение. вместо ремонта — простая и дешевая модульная замена. И т.д.)


      1. eisaev
        05.05.2017 10:23

        Портировали в своё время своё кассовое ПО на мобильную ARM-based систему. Проблемы начинаются с китайских toolchain'ов с криво реализованными драйверами оборудования, на исправление которых китайские товарищи слегка забивают, а исправить самостоятельно не выйдет, т.к. все допилы GPL-ного ядра тупо закрыты и к их открытию отношение производителя однозначное — «ФИГ» (<sarcasm>я так понял это по китайски GPL</sarcasm>). А окончательно проект хоронится после обнаружения, что с терминалом банка X можно работать только через ПО, скомпилированное под x86.

        PS На самом деле все проблемы в итоге были решены, но в процессе мучительного «решения» заказчик потерял интерес к железке, видимо насмотревшись как огребают разработчики.


  1. mike_y_k
    06.05.2017 13:28

    Консерватизм/косность разработчиков и потребителей сильно имеет место быть ;).

    А на тему связи ARM и Китая тут много вопросов. Та же Raspberry вполне нормально себя будет чувствовать. И конструктив вполне можно под себя заказать (включая плату). Конечно если ориентироваться на AllWinner и иже с ним — геморрой почти гарантирован. Есть много других камней с нормальной поддержкой.

    При разработке/портировании системы в составе не только кассы присутствуют, но и что-то помощнее. А там уже и x86 вполне место и софт нужный сможет работать. Вполне возможно даже эмулировать для неприспособленного и необходимое железо в распределенной конфигурации. Конечно делать такое на конкретном заказчике — сильно напряжённо и с высокой долей вероятности может отбить у того заказчика всякое желание экспериментировать. Только самостоятельный проект, но тут уже экономика вступает в права.