Буквально на днях я рассказывал дизайнеру пользовательского опыта из нашей команды о простой технике, которой пользуюсь уже много лет и которую никогда не воспринимал именно как «технику» — скорее, просто как интуитивный подход человека, который спроектировал столько веб-страниц, что давно им счет потерял.



В какой-то момент я решил, что буду начинать процесс создания дизайна не с вайрфреймов (и траты времени на перетаскивание серых квадратиков и текстовых блоков по экрану) и даже не с набросков на бумаге с той степенью детализации, которую считаю приемлемой, а с того, что впоследствии назвал сторифреймами — документа, который представляет собой что-то среднее между сценарием/текстом и вайрфреймом.

Какие программы я для этого использую?

Текстовый редактор.

Google Doc. Или Microsoft Word. Или Apple TextEdit. Любой сойдет.

Эта техника работает особенно хорошо для лэндингов, домашних страниц или вебсайтов с длинной прокруткой, которые нацелены на то, чтобы рассказать связную, целостную историю. И если уж начистоту, именно такие страницы набирают популярность в последнее время.

Главный вопрос, который я задаю себе, прежде чем открыть текстовый редактор и «написать» страницу — это «Как бы я объяснил другу в письме или личной беседе, что представляет собой эта идея/тема/продукт/история, которую я пытаюсь донести?».

Интерфейс — это история


Вспомните лучшие продукты и сервисы на рынке и те истории, которые пытаются нам поведать их веб-сайты. Кто-то не пожалел времени на наполнение, проектирование и верстку этих страниц, чтобы вы, как посетитель, могли легко и бегло считать посыл, выраженный человеческим языком.

Практически любая веб-страница в Сети пытается рассказать нам какую-то историю.

  • Домашняя страница Dropbox рассказывает, что это сервис, как он появился и какое место может занимать в вашей жизни.
  • Домашняя страница NY Times рассказывает, что происходит в мире с точки зрения редакции.
  • Домашняя страница AirBNB рассказывает о компании и приводит примеры услуг, которые она предлагает.

Для таких историй хорошо подходит текстовый формат. Избавившись от визуальной мишуры, вы сможете лучше сосредоточиться на сути того посыла, который хотите выразить. А текстовые редакторы — отличный инструмент для этой цели: простые, аккуратные и адаптированы под большую девайсов, которыми постоянно пользуются дизайнеры — от компьютеров и планшетов до мобильных телефонов.

Если делать скачок из брифа прямиком в дизайнерскую программу, которой вы отдаете предпочтение (Sketch, Photoshop, InDesign, Axure, Principle, неважно), скорее всего, вы в итоге потратите много усилий на то, чтобы отполировать форму при том, что история еще не готова.

Даже если вы набили руку в работе с этой программой и делаете малодостоверные вайрфреймы, все равно на определение формы уйдет какое-то количество интеллектуального трафика (и лишнего времени), который стоило бы потратить то, чтобы в общих чертах определить, что вы хотите сказать. Работая в графических редакторах или просто рисуя ручкой на бумаге, вы обдумываете решения, связанные с дизайном (две или три колонки?), хотя даже еще не знаете точно, нужна ли вообще эта часть истории на странице.

Каждый интерфейс — это история, а каждый дизайнер — рассказчик, что бы он ни проектировал: дизайн лэндинга, концепцию продукта, окно регистрации или диалог чатбота.

Разумеется, история не может заменить форму, но она определено на нее влияет и зачастую предшествует ей. Кто-то из дизайнеров, возможно, возразит, что работа над дизайном может помочь с выстраиванием истории и что эти два аспекта должны образовывать симбиоз, подпитывая друг друга. Так и есть. Но в этой статье речь идет о том, с чего лучше начинать, и предлагаемая техника, по моему опыту за последние годы, работает хорошо. Не сомневаюсь, что у других дизайнеров есть свои хитрости.

Пример сторифрейма


Сторифрейм выглядит как блок текста, в котором основное внимание уделяется иерархии и структуре страницы; это не макет и не финальная версия текстового наполнения. В качестве небольшого примера: вот как выглядит домашняя страница Dropbox в формате сторифрейма:


Вот несколько лучших практик, которые вы можете применить при создании истории для своей страницы:

1. Для начала запишите все.

Серьезно, первый шаг — выплеснуть все свои идеи и соображения на чистый лист текстового редактора. Рассматривайте каждый абзац как отдельный модуль, а каждое предложение — как элемент вашего будущего дизайна. Это упражнение — запись всего, что только можно сказать о продукте — поможет вам собраться с мыслями, прежде чем вы начнете определяться, каким пунктам отдать приоритет.

Я всегда возвращаюсь к исходному вопросу, который приводил выше: «Как бы я объяснил другу в письме или личной беседе, что представляет собой эта идея/тема/продукт/история, которую я пытаюсь донести?».

Обычно на этот упражнение уходит минут 15 и пол-кружки кофе.

2. Будьте лаконичны.

Теперь, когда вы все собрали в один текстовый документ, пришло время урезать длину вашей истории. Так как вы входите в команду, которая разрабатывала продукт, скорее всего вы слишком много знаете о том, как он работает, и не устоите перед соблазном углубиться в частности.

«Я написал бы короче, но у меня не было времени». — Марк Твен

Отвлекитесь немного, сделайте глубокий вдох и только после этого возвращайтесь к тексту, чтобы выделить именно то, что пользователям необходимо знать о продукте. Задумайтесь о контексте: как они попадают на вашу страницу? Что им уже известно о продукте на этом этапе и что еще нужно узнать, чтобы сделать следующий шаг?

3. Попробуйте разные истории.

Как только у вас будет готов первый черновик, сделайте несколько копий документа и начинайте играть со структурой: как можно переставить элементы, чтобы получить другие истории, какие из вариантов звучат более естественно и приятно для человеческого уха? В этом упражнении вы также можете переставлять местами абзацы или снова вводить те фрагменты текста, которые выбросили на предыдущем этапе.

4. Покажите другим.

Прелесть (и, в общем-то, весь смысл) прописывания истории прежде, чем начнется работа над вайрфреймами, в том, что это позволяет с легкостью показывать ее другим командам, получать от них фидбэк и собирать предложения. Только убедитесь, что они понимают: это не финальный текст, а синтезированная версия структуры страницы.

И только после этого можно переходить к вайрфреймам и визуальным мокапам.


В конечном итоге, в каком виде вы и ваша команда ни решили бы реализовать каждый из модулей, история сайта в целом остается неизменной — ведь вы задали расположение базовых информационных блоков с самого начала.

Сторифреймы: предельно низкая достоверность


Чем нравятся в сторифреймы (они же «структуры страниц» они же «сценарии сайтов») — они в конечном счете экономят мне массу времени. Можно принимать достаточно фундаментальные решения касательно стратегии, потоков задач, нарратива, не тратя время на лишние подробности.

Когда история намечена и вы в достаточной степени определили общую схему расположения, чтобы перейти на следующий этап, можно задаться более конкретными вопросами относительно дизайна страницы:

  • В каком виде лучше отобразить эту информацию?
  • Какие части текста можно объединить в один модуль?
  • В каких частях истории текст можно заменить за изображение, видео или короткую анимацию?
  • Для каких частей текст следует дополнить вышеперечисленными материалами?
  • Какие конкретные факты вы приведете в качестве доказательства тех или иных утверждений?
  • Каких действий вы ждете от посетителей, после того как они ознакомятся с историей, которую рассказывает ваш вебсайт?
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (2)


  1. noodles
    17.06.2017 00:48
    +1

    Иными словами, по хорошему — сначала контент, потом дизайн (content first в идеальном мире..))


  1. Akela_wolf
    19.06.2017 09:14

    Интересный подход, он неплохо ложится на разработку «продающей» страницы. Но можно ли его применить к разработке сайтов-сервисов в целом? Какую историю рассказывает своим посетителям gmail? Можно ли выработать какую-то историю или её аналог, которая послужит основой для выбора компонентов интерфейса через который происходит основное взаимодействие пользователя с системой, скажем, списка входящих сообщений, фильтров и поиска по ним, адресной книги, написания нового сообщения и т.д.?