Многие люди сталкивались с ситуацией, что тележка или сумка на двух колёсиках теряет равновесное состояние на большой скорости — и начинает раскачиваться из стороны в сторону. Триггером для нежелательного бокового движения может быть внезапное препятствие на земле или внезапная смена направления движения. После этого чемодан начинает раскачиваться прямо на ходу, причём амплитуда колебаний увеличивается до тех пор, пока чемодан не упадёт на бок.

Этот феномен стал причиной ряда теоретических исследований в прошлом, но исследователи признали колебания чемодана или простым бездиссипативным нелинейным маятником (Гранер и др., «Проблемы физики», 2011), или вынужденным нелинейным маятником (Пло, Acta Mechanica, 1996).

Согласно авторам этих работ, ходок создаёт периодический момент на ручке чемодана и, для диапазона собственных частот, чемодан опрокидывается. В данных исследованиях у чемодана была уникальная степень свободы, что предотвращало присущую неустойчивость как исходное свойство. На самом деле богатая динамика чемодана реально создаётся сочетанием поступательного и вращательного движений. Твёрдое тело может испытывать такую связь разнородных движений из-за сил, которые действуют на него в точках контакта с другими телами. Эти силы или ограничивают положение чемодана (голономное ограничение), или навязывают связь между положением и скоростью (неголономное ограничение). Хотя голономные ограничения строгие в том смысле, что они устраняют степени свободы, но неголономные ограничения, наоборот, дают чемодану больше свободы. Та широта движений, которую дают неголономные ограничения, часто приводит к паразитным движениям. Известные примеры — регенеративное разбалтывание станков или вибрация колёс автомобиля. Раскачивание чемодана — ещё один пример того же феномена, считают учёные.

Группа физиков из лаборатории сложных систем и материалов Парижского университета (Сорбонна) тщательнейшим образом изучила эту проблему теоретически и экспериментально, явно претендуя на Шнобелевскую премию 2017 года. Для экспериментов была сконструирована специальная установка на двух колёсах с грузиками.



Учёные предоставили экспериментальные и теоретические доказательства, что раскачивание чемодана вызвано неустойчивостью. Эта неустойчивость порождается связью движений на наклон и сдвиг чемодана под воздействием его поступательного движения. В частности, отрыв колеса от земли и подъём его вверх заставляет катящийся чемодан сдвигаться в сторону. При этом колёса катятся без скольжения, а ось наклона чемодана от ручки к катящемуся колесу не перпендикулярна оси вращения колеса. Это возмущение влияет на амплитуду раскачиваний чемодана, которая затухает или возрастает со временем. В таким неустойчивом состоянии чемодан в итоге переворачивается или достигает предельного цикла устойчивых колебаний, пишут авторы научной работы.




Что интересно, неустойчивость возникает только для определённого диапазона геометрических параметров и только за пределами критической скорости езды. Исследователи провели ряд экспериментов на маленькой модели чемодана, изучив влияние его геометрии и скорости на силу раскачиваний — и составили соответствующие бифуркационные диаграммы. Они выяснили, в частности, что вывести чемодан из равновесия проще на более низкой скорости качения, чем на более высокой. Это частично противоречит выводам предыдущим теоретиков, которые указывали на высокую скорость качения чемодана как необходимое условие для возникновения неустойчивости.


Таким образом, чем выше скорость качения, тем меньше вероятность того, что чемодан потеряет устойчивость и перевернётся. Физики объясняют, что так происходит, потому что энергия поступательного движения по прямой траектории заставляет чемодан больше сворачивать в сторону, а не наклоняться, снижая шансы переворачивания.

Учёные дают практический совет путешественникам, которые столкнулись с маятникообразным раскачиванием чемодана. В этой ситуации нужно не замедляться, а наоборот — прибавить шагу и ускориться как можно сильнее. «Нужно скорее ускориться, чем замедлиться, чтобы смягчить амплитуду колебаний», — пишут авторы научной работы, но тут же с ноткой безысходности добавляют: «Неопытный тягатель чемодана не будет реагировать таким способом».

Альтернативный вариант перевести энергию от раскачиваний к боковым движениям — уменьшить угол наклона к горизонтали, то есть понизить выдвигающуюся ручку.

Статья опубликована 21 июня 2017 года в журнале Proceedings of the Royal Society (doi:10.1098/rspa.2017.0076).
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (43)


  1. Ugrum
    25.06.2017 15:46
    +4

    богатая динамика чемодана

    Отлично сказано, тысяча чертей!


    Нужно скорее ускориться, чем замедлиться, чтобы смягчить амплитуду колебаний

    Они вывели правило:"Больше скорость-меньше ям".


  1. RuddyRudeman
    25.06.2017 16:02

    Ждем стартап по топику на кикстартере?


    1. undecim
      26.06.2017 04:43
      +2

      Чемодан, который одновременно с началом раскачивания, начинает отвешивать ускорительных пинков тянущему.


  1. Whisky667
    25.06.2017 16:26
    +1

    Можно же просто сделать большие колёса, нет? Я бы купил, кстати, все эти маленькие пластиковые колёсики — гадость.


    1. SBKarr
      25.06.2017 16:51
      +3

      С советских времён бабушка с дедушкой пользуются подобным устройством. Их всё устраивает. Можно без проблем катать по русским «дорогам». Только в аэропорт не пускают. Таки металлическая рама почему-то не всех радует.
      image


      1. Whisky667
        25.06.2017 17:31

        Странно, у обычных чемоданов тоже каркас металлический обычно.
        Да, а еще короткие ручки, из-за которых при нормальном росте катить приходится согнувшись, иначе угол чемодана к дороге близок к нормали, и катиться ровно он отказывается.
        Вообще странно это всё, так давно изобрели, и до сих пор почти всё, что есть на рынке, даже за кучу денег и «премиальное», больше напоминает пыточные девайсы, использовать колеса получается разве что в очереди на регистрацию в аэропорту. Можно же вписать в контуры чемодана большие колёса из резины, как в пылесосах, и ручку сделать длинной и не хлипкой, тем более что модели с жестким корпусом из пластика, где это реализовать относительно просто, есть. Приходится использовать большой рюкзак и выглядеть как какой-нибудь турист-альпинист.


        1. ptica_filin
          25.06.2017 21:50

          Чемодан с колёсиками, кстати, изобрели не очень давно. Сконструирован в 1988, запатентован в 1991.


        1. lomalkin
          26.06.2017 13:50

          Продавцам и производителям выгодно делать не сильно крепкие чемоданы, чтобы при каждой поломке покупали следующий, все остальное стоит неадекватных денег, но и живет существенно дольше.


      1. Aytuar
        25.06.2017 21:00

        Как человек который пользовался такими средством перевозки могу сказать что это не сильно спасает. Тут уже мешает более высокий уровень центра тяжести относительно оси колёс. И поэтому оно тоже не хило раскачивается.


    1. alix_ginger
      25.06.2017 17:12

      И располагать их как можно ближе к краям чемодана


      1. vics001
        26.06.2017 02:00

        Как человек, который тягает большие сумку, могу сказать, что ничего лучше, чем 3 больших колеса пока не знаю.

        image


        1. alix_ginger
          26.06.2017 09:03

          Как насчет четырех колес по углам?


          1. Anastasia_K
            26.06.2017 09:44

            случай сразу вырождается в 2 колеса, т.к. при перемещении чемодан отклоняется человеком от нормали для удобства.


            1. ksil
              26.06.2017 17:06

              Если развернуть его вокруг вертикальной оси на 90°, то вполне на четырех едет.


              1. ptica_filin
                26.06.2017 20:14
                +1

                Да, но так не очень удобно. Рука сильнее напрягается.


            1. DnD_designer
              26.06.2017 17:34

              Одно колесо посредине, как у тачки!


              1. Vespertilio
                26.06.2017 20:37

                У меня есть старый кожаный чемодан советских времен с колесиками на узкой грани (сбоку).


            1. alix_ginger
              27.06.2017 11:17

              Не соглашусь, по ровной поверхности четырехколесный чемодан катится на всех четырех колесах без особых усилий и неудобств, сбоку от человека. Отклоняется только для преодоления преград типа «бордюр»


  1. Nejtral
    25.06.2017 16:59
    +1

    Я так не заморачивался, но обычно хватало при укладке вещей тяжелые вещи располагать ближе к колесам, смещая этим центр тяжести.


    1. Aytuar
      25.06.2017 23:22

      Согласен. Нужно смещать центр тяжести ближе к центру оси колёс. В идеале самый лучший груз это кусок металла в форме узкой пластины лежащей на дне чемодана перпедикулярно оси колёс.


      1. Propheta13
        26.06.2017 12:25

        Невыгодно — полезный вес уменьшается. Особенно учитывая аэропортовое ограничение в 20-23 килограмм для багажа и 10-12 для ручной клади.


        1. SargeT
          26.06.2017 22:45

          Вы наверно не так поняли. Aytuar не про балласт в RL, а про нечто близкое к телу в виде точки с массой на оси колес, обозначающей багаж. Правда, о чём он забыл – любое распределение массы дестабилизирует. Идеал – огранённый алмаз, вывозимый грабителями из музея, максимально вблизи центра оси, соединяющей колёса чемодана :)


  1. lash05
    25.06.2017 17:13

    Интересно, что в российском журнале сказали бы таким авторам…


    1. San_tit
      26.06.2017 08:14
      +2

      Ничего бы не сказали. Если в статье есть хороший теоретический анализ процессов, то какая разница какой объект


      1. lash05
        26.06.2017 15:23

        «Где научная новизна?»


    1. ptica_filin
      27.06.2017 19:32
      +1

      Дали бы квитанцию на подписку на журнал на полгода. Оплачиваешь и публикуешь.
      Такое часто бывает.


      1. lash05
        27.06.2017 20:13

        Остап Ибрагимович знал 400 сравнительно честных способов…


  1. osipov_dv
    25.06.2017 19:38
    +1

    Британские ученые (физики) сбежали в Сорбонну. :)


  1. hungry_ewok
    25.06.2017 20:51
    +3

    /хмыкая/

    Что-то сдается мне что это изобретение велосипела и эту механику уже один раз разбирали и обсчитывали когда боролись с проблемой «шимми» на носовой стойке шасси самолетов…


  1. joginzbajin
    25.06.2017 20:59
    +1

    А на видео разве с увеличением скорости, не увеличивается амплитуда раскачивания?


  1. FlyCamStudio_pro
    25.06.2017 20:59
    -2

    Когда коту делать нечего он…
    Когда парижским фмзикам делать нечего они чемоданы катают…


  1. sasha1024
    25.06.2017 21:58

    Это как-то коррелирует с тем, почему велосипед начинает вихлять, есть на большой скорости тормозить только задним тормозом? Или так другие причины? (Не принципипально, просто любопытство.)


    1. Pand5461
      26.06.2017 00:13

      Заднее колесо блокируется, наверное, это главная причина.


    1. Pand5461
      26.06.2017 00:17

      И ещё — вилка с амортизацией или без? С амортизацией больше возможностей для возникновения колебаний.


    1. retnuoc
      26.06.2017 11:02

      Если велосипед исправен, и тормозить не до блокировки заднего колеса, то предположу такой вариант раскачки — неравномерное давление на руль из-за сильного зажимания одной ручки, то есть попросту вы чуть сильнее тянете руль в одну сторону в начальный момент торможения иил в момент максимального усилия, в сумме с зажиманием руля — то есть когда вы фиксируете жестко связку руль-руки-тело.
      Начальное торможение вызывает легкий поворот, а фискация усиливает раскачку по бокам.

      Можно проверить эту теорию оттормозившись на полусогнутых руках, стараясь немного амортизировать руками, либо же принимать всю перегрузку ногами, а руки держать полурасслаблеными.

      P.S но скорее всего это все таки «неидеалность» велосипеда либо нюансы подвески, либо его геометрии.


      1. sumanai
        26.06.2017 21:34
        +1

        неравномерное давление на руль из-за сильного зажимания одной ручки

        У меня вилял велосипед на педальном торможении. Хотя там тоже есть асимметрия, так как торможение идёт только одной педалью.


  1. VaalKIA
    25.06.2017 23:37

    То есть, колёсики чемодана должны быть поворотными или шаровидыными и проблемы не будет.


  1. Psychosynthesis
    26.06.2017 03:30

    То есть серьёзно, какой-то институт какое-то время финансировал подобные исследования?


    1. Elrond16
      26.06.2017 18:27

      В статье написано, что финансирования у проекта не было, а начат он был как исследовательский проект для студентов университета Париж Дидро.


      1. Psychosynthesis
        26.06.2017 19:08

        Ну лан тогда… По диагонали читал просто — слишком серьёзное чтиво для меня.


  1. Mishootk
    26.06.2017 09:46

    Колесико со смещенной осью поворота (как на офисном стуле).
    Центровка либо пружиной, либо резиновым демпфером. При возникновении колебаний или наклоне (что сопровождают колебания) происходил легкое подруливание гасящее это колебание. Принцип — как у велосипеда с передним колесом (поворот в сторону наклона).
    Не исключено, что такого поведения (в ограничениях использования в чемоданах) можно добиться только профилем колеса, как идея.


  1. Real3L0
    26.06.2017 11:01

    Вторые два примера в видео — вечный двигатель? :)


  1. burundukh
    26.06.2017 12:11

    ожидал что это выльется в эффект Джанибекова и всемирный потоп.
    а тут пока болото )