Чипы на большинстве современных настольных компьютеров имеют четыре ядра, но производители микросхем уже объявили о планах перехода на шесть ядер, а для высокопроизводительных серверов и сегодня 16-ядерные процессоры далеко не редкость.

Чем больше ядер, тем больше проблема распределения памяти между всеми ядрами при одновременной совместной работе. С увеличением числа ядер всё больше выгодно минимизировать потери времени на управлении ядрами при обработке данных — ибо скорость обмена данными отстает от скорости работы процессора и обработки данных в памяти. Можно физически обратиться к чужому быстрому кэшу, а можно к своему медленному, но сэкономить на времени передаче данных. Задача усложняется тем, что запрашиваемые программами объемы памяти не четко соответствуют объемам кэш-памяти каждого типа.

Физически разместить максимально близко к процессору можно только очень ограниченный объем памяти — кэш процесcора уровня L1, объем которого крайне незначителен. Даниэль Санчес (Daniel Sanchez), По-Ан Цай (Po-An Tsai) и Натан Бэкмен (Nathan Beckmann) — исследователи из лаборатории компьютерных наук и искусственного интеллекта Массачусетского технологического института — научили компьютер конфигурировать разные виды своей памяти под гибко формируемую иерархию программ в реальном режиме времени. Новая система, названная Jenga, анализирует объемные потребности и частоту обращения программ к памяти и перераспределяет мощности каждого из 3 видов процессорного кэша в комбинациях обеспечивающих рост эффективности и экономии энергии.



Для начала исследователи протестировали рост производительности при комбинации статичной и динамической памяти в работе над программами для одноядерного процессора и получили первичную иерархию — когда какую комбинацию лучше применять. Из 2 видов памяти или из одного. Оценивались два параметра -задержка сигнала (латентность) и потребляемая энергия при работе каждой из программ. Примерно 40% программ стали работать хуже при комбинации видов памяти, остальные — лучше. Зафиксировав какие программы «любят» смешанное быстродействие, а какие — размер памяти, исследователи построили свою систему Jenga.

Они виртуально протестировали 4 виды программ на виртуальном компьютере с 36 ядрами. Тестировали программы:

  • omnet — Objective Modular Network Testbed, библиотека моделирования C и платформа сетевых средств моделирования (синий цвет на рисунке)
  • mcf — Meta Content Framework (красный цвет)
  • astar — ПО для отображения виртуальной реальности (зеленый цвет)
  • bzip2 — архиватор (фиолетовый цвет)


На картинке показано где и как обрабатывали данные каждой из программ. Буквы показывают, где выполняется каждое приложение (по одному на квадрант), цвета показывают, где находятся его данные, а штриховка указывает на второй уровень виртуальной иерархии, когда он присутствует.

Уровни кэша
Кэш центрального процессора разделён на несколько уровней. Для универсальных процессоров — до 3. Самой быстрой памятью является кэш первого уровня — L1-cache, поскольку расположена на одном с процессором кристалле. Состоит из кэша команд и кэша данных. Некоторые процессоры без L1 кэша не могут функционировать. L1 кэш работает на частоте процессора, и обращение к нему может производиться каждый такт. Зачастую является возможным выполнять несколько операций чтения/записи одновременно. Объём обычно невелик — не более 128 Кбайт.

С кэшем L1 взаимодействует кэш второго уровня — L2. Он является вторым по быстродействию. Обычно он расположен либо на кристалле, как и L1, либо в непосредственной близости от ядра, например, в процессорном картридже. В старых процессорах — набор микросхем на системной плате. Объём L2 кэша от 128 Кбайт до 12 Мбайт. В современных многоядерных процессорах кэш второго уровня, находясь на том же кристалле, является памятью раздельного пользования — при общем объёме кэша в 8 Мбайт на каждое ядро приходится по 2 Мбайта. Обычно латентность L2 кэша, расположенного на кристалле ядра, составляет от 8 до 20 тактов ядра. В задачах, связанных с многочисленными обращениями к ограниченной области памяти, например, СУБД, его полноценное использование дает рост производительность в десятки раз.

Кэш L3 обычно еще больше по размеру, хотя и несколько медленнее, чем L2 (за счет того, что шина между L2 и L3 более узкая, чем шина между L1 и L2). L3 обычно расположен отдельно от ядра ЦП, но может быть большим — более 32 Мбайт. L3 кэш медленнее предыдущих кэшей, но всё равно быстрее, чем оперативная память. В многопроцессорных системах находится в общем пользовании. Применение кэша третьего уровня оправдано в очень узком круге задач и может не только не дать увеличения производительности, но наоборот и привести к общему снижению производительности системы.

Отключение кэша второго и третьего уровней наиболее полезно в математических задачах, когда объём данных меньше размера кэша. В этом случае, можно загрузить все данные сразу в кэш L1, а затем производить их обработку.

Периодически Jenga на уровне ОС реконфигурирует виртуальные иерархии для минимизации объемов обмена данных, учитывая ограниченность ресурсов и поведение приложений. Каждая реконфигурация состоит из четырех шагов.



Jenga распределяет данные не только в зависимости от того, какие программы диспетчеризируются — любящие большую односкоростную память или любящие быстродействие смешанных кэшей, но и в зависимости от физической близости ячеек памяти к обрабатываемым данным. Независимо от того — какой вид кэша требует программа по умолчанию или по иерархии. Главное чтобы минимизировать задержку сигнала и энергозатраты. В зависимости от того, сколько видов памяти «любит» программа, Jenga моделирует латентность каждой виртуальной иерархии с одним или двумя уровнями. Двухуровневые иерархии образуют поверхность, одноуровневые иерархии — кривую. Затем Jenga проектирует минимальную задержку в размерах VL1, что дает две кривые. Наконец, Jenga использует эти кривые для выбора лучшей иерархии (то есть размера VL1).

Применение Jenga дало ощутимый эффект. Виртуальный 36-ядерный чип стал работать на 30 процентов быстрее и использовал на 85 процентов меньше энергии. Конечно, пока Jenga — просто симуляция работающего компьютера и пройдет некоторое время, прежде чем вы увидите реальные примеры этого кеша и еще до того, как производители микросхем примут его, если понравится технология.

Конфигурация условной 36 ядерной машины


  • Процессоры. 36 ядер, x86-64 ISA, 2.4 GHz, Silvermont-like OOO: 8B-wide
    ifetch; 2-level bpred with 512?10-bit BHSRs + 1024?2-bit PHT, 2-way decode/issue/rename/commit, 32-entry IQ and ROB, 10-entry LQ, 16-entry SQ; 371 pJ/instruction, 163 mW/core static power
  • Кэши уровня L1. 32 KB, 8-way set-associative, split data and instruction caches,
    3-cycle latency; 15/33 pJ per hit/miss
  • Служба предварительной выборки Prefetchers . 16-entry stream prefetchers modeled after and validated against
    Nehalem
  • Кэши уровня L2. 128 KB private per-core, 8-way set-associative, inclusive, 6-cycle latency; 46/93 pJ per hit/miss
  • Когерентный режим (Coherence). 16-way, 6-cycle latency directory banks for Jenga; in-cache L3 directories for others
  • Global NoC. 6?6 mesh, 128-bit flits and links, X-Y routing, 2-cycle pipelined routers, 1-cycle links; 63/71 pJ per router/link flit traversal, 12/4mW router/link static power
  • Блоки статической памяти SRAM. 18 MB, one 512 KB bank per tile, 4-way 52-candidate zcache, 9-cycle bank latency, Vantage partitioning; 240/500 pJ per hit/miss, 28 mW/bank static power
  • Многослойная динамическая память Stacked DRAM. 1152MB, one 128MB vault per 4 tiles, Alloy with MAP-I DDR3-3200 (1600MHz), 128-bit bus, 16 ranks, 8 banks/rank, 2 KB row buffer; 4.4/6.2 nJ per hit/miss, 88 mW/vault static power
  • Основная память. 4 DDR3-1600 channels, 64-bit bus, 2 ranks/channel, 8 banks/rank, 8 KB row buffer; 20 nJ/access, 4W static power
  • DRAM timings. tCAS=8, tRCD=8, tRTP=4, tRAS=24, tRP=8, tRRD=4, tWTR=4, tWR=8, tFAW=18 (все тайминги в tCK; stacked DRAM has half the tCK as main memory)
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (8)


  1. AVKinc
    11.07.2017 20:08
    +1

    Чет либо я дурак, либо лыжи не едут.
    Слова понятные, но общий смысл ускользает.
    Кэш он и есть кэш, как его можно менять? что за виртуальный процессор?
    Какие то гипотетические эксперименты, не имеющие практического смысла.


  1. bolk
    11.07.2017 20:51

    Недавно скинули мне спецификацию одного из современных процессоров:

    Level 2 (L2) cache 24 MB
    Level 3 (L3) cache 384 MB
    Level 4 (L4) cache 256 MB
    Так что врезка в статье про уровни кешей несколько устарела.


    1. mazahakajay
      11.07.2017 21:49

      А что за процессор, если не секрет? Был в курсе только про процессоры х86 с L3 кешем.


      1. bolk
        11.07.2017 21:51

        Я не спрашивал, но что-то из IBM Power8, кажется.


        1. beeruser
          11.07.2017 22:25

          В P8 максимум 96MB L3 и 128MB _внешнего_ L4 кеша.

          Что касается заметки, не понятно как они меняют тип кеша, ведь ячейки L1/L2/L3 физически отличаются друг от друга.


          1. marsianin
            11.07.2017 23:10

            Из статьи этого действительно нельзя сказать определённо, но рискну предположить, что моделируют поведение на потактовом симуляторе.


          1. arheops
            12.07.2017 13:50
            +1

            Они не меняют. Они выключают л2 для некоторых ядер, на которых сейчас работают программы «нечувствительные». Но это натягивания совы на глобус на самом деле. Редко настолько разные программы одновременно требуют процессор.


  1. arheops
    12.07.2017 13:51
    +1

    Они не меняют. Они выключают л2 для некоторых ядер, на которых сейчас работают программы «нечувствительные». А виртуальная архитектура такова, что этот л2 добавляется другим ядрам. Но это натягивания совы на глобус на самом деле. Редко настолько разные программы одновременно требуют процессор.