Рассуждаем о том, как юзабилити сайта / приложения соотносится с его продуктивностью. Тема сложная, к обсуждению, даю тезисно своем мнение.
Юзабилити — удобство пользования. В оффлайне близкий по смыслу термин эргономичность.
Продуктивность — насколько сайт хорошо работает для достижения своей цели. Аллегория с большой натяжкой — КПД двигателя.
1) Продуктивность на порядок более объемное понятие, чем юзабилити, второе входит в первое некоторой частью. В моей методике оценки продуктивности удобству пользования отведен один пункт из 22-х.
2) Не всегда улучшение юзабилити повышает продуктивность, часто наоборот.
Например, для контент-проектов с точки зрения юзабилити реклама не нужна, она только мешает. Для продуктивности же рекламы надо поставить больше, пойдя на компромиссы с удобством пользования. И всем владельцам_сайтов это хорошо понятно.
Другой пример: форма регистрации в #ecommerce-сайте. Добавили регистрацию через соцсети, стало региться больше людей. Но, часть пользователей в базе теперь без e-mail. Рассылка стала работать хуже. Юзабилити повысилось, продуктивность упала.
3) У юзабилити более размытые критерии т.к. нет четко определенной цели. Ок, допустим мы убрали все явные косяки и глюки. Что дальше? Что именно будет цифровым показателем удобства? Скажем, глубина просмотра: чем удобней сайт, тем по нему лучше ходят. Хорошо, давайте разделим контент на части и поставим листалку. Глубина повысилась. А удобство? Вопрос.
4) Если с помощью юзабилити заниматься изменением показателей бизнеса (например, конверсией), то это уже не удобство пользования, а продуктисность, но в сильно урезанном виде.
П и Ю не одно и то же и вообще слабо связанные вещи. Никак нельзя терминологически и фактически подменять одно понятие другим, что сейчас на рынке и происходит.
Терминология
Юзабилити — удобство пользования. В оффлайне близкий по смыслу термин эргономичность.
Продуктивность — насколько сайт хорошо работает для достижения своей цели. Аллегория с большой натяжкой — КПД двигателя.
Тезисы
1) Продуктивность на порядок более объемное понятие, чем юзабилити, второе входит в первое некоторой частью. В моей методике оценки продуктивности удобству пользования отведен один пункт из 22-х.
2) Не всегда улучшение юзабилити повышает продуктивность, часто наоборот.
Например, для контент-проектов с точки зрения юзабилити реклама не нужна, она только мешает. Для продуктивности же рекламы надо поставить больше, пойдя на компромиссы с удобством пользования. И всем владельцам_сайтов это хорошо понятно.
Другой пример: форма регистрации в #ecommerce-сайте. Добавили регистрацию через соцсети, стало региться больше людей. Но, часть пользователей в базе теперь без e-mail. Рассылка стала работать хуже. Юзабилити повысилось, продуктивность упала.
3) У юзабилити более размытые критерии т.к. нет четко определенной цели. Ок, допустим мы убрали все явные косяки и глюки. Что дальше? Что именно будет цифровым показателем удобства? Скажем, глубина просмотра: чем удобней сайт, тем по нему лучше ходят. Хорошо, давайте разделим контент на части и поставим листалку. Глубина повысилась. А удобство? Вопрос.
4) Если с помощью юзабилити заниматься изменением показателей бизнеса (например, конверсией), то это уже не удобство пользования, а продуктисность, но в сильно урезанном виде.
Резюме
П и Ю не одно и то же и вообще слабо связанные вещи. Никак нельзя терминологически и фактически подменять одно понятие другим, что сейчас на рынке и происходит.
Поделиться с друзьями
rinat_crone
Пример без цифр – очень плохой пример. Рассылка стала работать хуже, но количество и объём заказов может быть выросло на порядок.
ЗЫ. У меня возникает чувство, что Вы выручали из себя эти десять предложений лишь с целью в очередной раз упомянуть о вашей «методике оценки продуктивности», поскольку никакой полезной нагрузки Ваша статья не несёт.