Прежде чем что-то оценить, это нужно измерить. В предыдущих материалах мы строили производство веб-студии. Теперь давайте научимся измерять его эффективность. Как только научимся измерять, будет понятно, что нужно улучшать. В нашем деле любой, даже самый незначительный эффект, может дать существенный прирост прибыли.
Предлагая разработку сайтов по низкой стоимости и обеспечивая высокое качество, вы можете быть уверены, что не столкнетесь с недостатком заказов. Но имейте в виду, что с точки зрения бизнеса, такая модель очень неустойчива. Если погнаться за количеством, можно быстро растерять своих клиентов, а замешкавшись, можно и вовсе уйти в минус, не получив и шанса на развитие.
Мне всегда было интересно создать сбалансированную систему показателей, ориентируясь на которую, можно было бы эффективно управлять веб-производством, стремясь к золотой середине. В этой небольшой статье я расскажу про систему оценки эффективности, которую мы уже много лет используем в WebCanape.
Если вы захотите примерить эту систему на себя, имейте в виду, что приведенные показатели, скорее всего, подходят производствам, которые, как и мы, выпускают однородный продукт и имеют четкую ценовую политику. Цены на сайты меняются в зависимости от функционала, но порядок формирования цены одинаков.
Показатели эффективности работы веб-студии
Первоочередная задача — просто получить оценку результата работы производства, посмотрев на которую, можно сказать, хорошо или плохо мы завершили месяц. Для этого мы используем 6 показателей.
Общий план по доходам (ОПД). Данный показатель говорит о способности производства генерировать необходимый денежный поток.
Тут все просто. Мы ставим два плановых показателя: минимальный и желаемый. Минимальный необходим, чтобы покрыть расходы с небольшим запасом, желаемый — чтобы получить прибыль. И тот, и другой планы ежемесячно увеличиваются с учетом ежегодного плана роста компании.
Если показатель не выполняется, срочно принимайте меры по повышению эффективности работы или снижайте расходы. Если показатель хороший, задумайтесь о дополнительных услугах для ваших клиентов без расширения штата производства.
Использование фонда рабочего времени (ФРВ). Данный показатель говорит об уровне дисциплины на производстве и эффективности организации труда, что является фундаментом для успешного бизнеса.
ФРВ складывается из общего числа часов, выделенных задействованным на производстве разработчикам. Чтобы рассчитать показатель, разделим фактическое время, затраченное разработчиками, на общий ФРВ. Показатель лучше всего выводить в процентах. Чем выше данный показатель, тем лучше. Количество рабочих часов на человека в месяц можно найти в любом производственном календаре.
Для нас норма — это 80%. Это значит, что 80% доступного фонда рабочего времени мы тратим на работу по проектам. Остальные 20% мы оставляем на обучение, чай, обсуждение решений для тех или иных задач, совещания.
Использование ФРВ на коммерческие проекты (ФРВ$). С помощью данного показателя мы оцениваем целевое использование производственных ресурсов компании.
Определяя его, мы узнаем, какой процент от ФРВ ушел на коммерческие проекты. Для разделения часов (коммерческие/некоммерческие) мы используем трекеры в Redmine, по которым в дальнейшем легко делать срезы статистики.
Чтобы рассчитать показатель, разделим общее время по коммерческим проектам на время, отработанное по всем проектам, и умножим на 100%. В нашем случае ФРВ$ должен быть не менее 80%. Остальное время мы можем тратить на внутренние проекты и развитие.
Выполнение нормативов. Через этот показатель можно оценить способность производства выполнять заложенные в стоимость продукта нормативы.
Каждый договор с клиентом — это определенное число часов на разработку проекта. В конце месяца по каждому выполненному проекту мы подсчитываем количество затраченного времени и сопоставляем его с плановым (договорным), оценивая, насколько мы уложились в нормативы или превысили их. Помните табличку в материале «Подбор команды веб-студии и распределение ролей»?
Для расчета показателя делим среднее плановое время на среднее фактическое время и умножаем на 100%. Вполне нормально, если этот показатель будет меньше 100%. Главное — следить, чтобы он не становился меньше 70%, и стремиться к значению от 100% и более.
Рентабельность производственных активов (РПА). Фактически, это итоговая стоимость часа, по которой мы отработали месяц.
Данный показатель должен быть не меньше, чем плановая стоимость нормо-часа в студии. Если он меньше, нужно принимать меры по повышению эффективности работы или более точно (в большую сторону) оценивать стоимость проектов на начальном этапе.
Рассчитывается показатель легко. Среднее время на проект (в часах) делим на среднюю стоимость проекта. Данные по затраченным часам берем из Redmine или любого другого task-менеджера, а стоимость разработки проекта — из договора.
Выполнение сроков. Заключительный и очень важный показатель для оценки – выполнение обязательств по срокам.
Для его расчета мы учитываем фактические рабочие дни, затраченные на проект, и сравниваем их с плановыми договорными сроками. Делим средний по проектам плановый срок на средний фактический срок и получаем показатель выполнения сроков. Правило то же: показатель должен быть не менее 70% и расти с каждым месяцем.
Если интересно, предлагаю ознакомиться с таблицей, которую можно использовать для расчета.
Замечу, что приведенные показатели имеет смысл рассматривать не только в разрезе всего производства, но и применительно к проектам по каждому менеджеру. Анализ показателей отдельно по каждому менеджеру проектов дает хорошую почву для размышлений. Это и есть самое ценное в данных расчетах.
Результаты мы анализируем в течение месяца, для своевременной диагностики проблем — разбираем на собраниях, смотрим «узкие места», используем для выбора лучших разработчиков и менеджеров. На основе этих же данных мы рассчитываем премии менеджерского состава.
Как работать с показателями?
Первое, что нужно сделать, это наладить регулярность сбора данных и их анализа. Это не просто. Для многих сотрудников это лишь цифры, но для вас — способ меняться в лучшую сторону, повышать эффективность. Сделайте из этого ритуал, внесите работу по сбору показателей в регламент руководителя и не начисляйте без этого заработную плату.
Добейтесь показателей:
- Выполнение плана по доходам: > 100%
- Использование ФРВ: > 70%
- Использование ФРВ на коммерческие проекты: > 70%
- Рентабельность производственных активов: > 90%
- Выполнение нормативов: > 90%
- Выполнение сроков: > 90%
Работайте с показателями последовательно. За каждым из них стоит значительное количество изменений на производстве и в головах сотрудников. Добейтесь максимальных результатов, не поднимая стоимость проектов. Поднять стоимость можно всегда, и гораздо приятней делать это, когда все остальные показатели в норме.
Вытягивание нормативов может занять 6-8 месяцев, это нормально. На нужные цифры можно выйти благодаря автоматизации, росту квалификации разработчиков, отказу от части работ, правильному походу к выбору клиентов, повышению цен, в конце концов, и другие.
Лично мы, постигая все на собственных ошибках, на показатель выполнения сроков обратили серьезное внимание не сразу. Когда осознали важность этого, родилась идея с телевизором, который до сих пор исправно работает.
Вместо заключения
Многие зададут вопрос: «А как же показатель качества?» Почему он не вошел в данную систему? Мы считаем, что это понятие относительное, и у каждой студии о нем свое представление. Для соблюдения технических показателей качества WebCanape мы разработали технологию производства сайтов для малого бизнеса, которая включает 120 параметров (плюс/минус). Этот чек-лист проверяет служба тестирования и менеджер проекта, прежде чем дать разрешение на выкладку сайта. Время, необходимое на проверку качества, закладывается в стоимость продукта и учитывается при расчете вышеперечисленных показателей.
Надеюсь, доступно рассказал про нашу систему контроля производства? В следующем материале напишу про градацию сотрудников и систему мотивации.
Подключайтесь в общую тусовку в telegram, где можно задавать вопросы и общаться + подписывайтесь на наш хабра-блог.
Команда WebCanape
Поделиться с друзьями
i86com
Интересная статья, спасибо.
Было бы также интересно почитать, как вы справляетесь с частой проблемой low-cost разработки — капризными клиентами, которые выбирают малобюджетные варианты, а потом пытаются «выжать все соки» из заказа, потому что денег на доработку не предвидится.
vasyay
Спасибо. Об этом будет отдельный репортаж. Нужно научиться выбирать «своих» клиентов. Это сильно помогает в дальнейшем избежать проблемы финального тюнинга.