«Доводилось ли мне слушать Serial [популярный американский подкаст]?» Да. Но чаще всего я слышал людей, говорящих о Serial. Не волнуйтесь – это не одна из таких статей.
На рубеже веков итальянский изобретатель Гульельмо Маркони изобрел первую коммерческую радиосистему. Несколько лет спустя первым, кто начал передавать голосовые сообщения по радио, стал священник из Бразилии. В 1920 году, спустя десятилетия после изобретения первого радио, в США начали своё вещание первые коммерческие радиостанции. В 1922 году в Великобритании в исследовательском центре Маркони начали работать регулярные развлекательные радиопрограммы.
На протяжении 20-х годов радиотехника быстро развивалась. К 1933 году радио пробилось «на сцену» и во время депрессии нашло путь в дома по всей Америке. Семьи проводили время, сидя дома вокруг радио, слушая вечерние новости и разные новые радиопрограммы. В сравнении с новейшей развлекательной техникой, книги отошли на второй план.
К концу 1930-х годов стала популярна радиодрама. Существовали десятки программ в различных жанрах: от детективов и триллеров, до мыльных опер и комедий. Многие американские драматурги, сценаристы и писатели начинали свой путь в радиодрамах, в том числе Род Серлинг и Ирвин Шоу.
Мир созрел для этого вида развлечений. Семьи обедали вместе, и после этого проводили время в гостиных, слушая радио, ожидая услышать, что нового приготовил для них Орсон Уэллс. Они говорили об этом на работе, в баре со своими друзьями и на семейных праздниках. Радио было на вершине популярности, и американская общественность не могла им «насытиться». Во время Второй мировой войны американцы были прикованы к радио. Оно объединяло людей. Действительно, впервые они были в состоянии слушать одинаковые трансляции независимо от того, где они находились.
Интересный факт: компания Motorola изначально создавала автомобильные радиоприемники, отсюда и название.
После Второй мировой войны, когда в домах стали активно появляться телевизоры, радио начало пробивать себе путь в автомобильной промышленности. Все изменилось. Семьи больше не окружали радио – вместо этого они сидели вокруг своих телевизоров. Телевидение совершенно изменило американские семьи. Теперь, когда люди начали слушать радио в автомобилях, станции стали менять контент таким образом, чтобы его было легко воспринять независимо от того, когда вы подключились.
Резко именилось отношение радиостанций к содержанию передач, кроме того, новый подход оказался дешевле. Больше не было необходимости в радиоактерах и радиотеатрах. Несколько ведущих в маленькой студии могут говорить всё утро напролёт для аудитории, состоящей из водителей и рабочих – у них все равно нет выбора. Музыка и разговорное радио стали управлять эфиром, потому что эти форматы позволяют вам начать слушать радио в любое время без ощущения того, что вы что-то пропустили. Ведущие могут даже пробегаться по главным заголовкам новостей каждые полчаса или около того. Мыльные оперы и другой «сериализованный» контент переехал на телевидение, а радио переросло в нечто новое.
Так продолжалось на протяжении 60 лет. Многое изменилось, но не радио. Музыка проделала путь от винила до кассет, а затем до компакт-дисков. Мы начали «брать» нашу музыку с собой в кассетном плеере, а позже – в CD-плеере. Разговорное радио в машине, музыка – в наших ушах. Конечно, в кассетном плеере было радио, но даже оно вышло из использования довольно быстро. Наконец, возник формат mp3 (и, конечно, Napster), и все изменилось. С появлением iPod мы получили возможность «нести» тысячу песен в кармане. А затем вдвое больше. И так далее.
Примерно в 2000 году в интернете и в наших mp3-плеерах появились первые «подкасты» (помните их?). К 2004 году формат покастов утвердился (они даже стали частью системы меню iPod), и они продолжили медленно развиваться в качестве способа распространения радио по сети интернет. Apple поддержала, внесла на рынок и разрекламровала этот формат наряду с несколькими другими «игроками». «Вся среда подкастинга названа в честь музыкального проигрывателя», – пишет Микки Кэппер (Mickey Capper) в своем эссе для Hot Pod. Подкасты завоевывали популярность медленно, но вскоре большинство новостных организаций начали распространять свое содержание в этом формате, как еще один способ привлечь слушателей.
С того времени прошло десять лет. Сейчас я могу получить достаточно информации или контента на любую тему когда захочу. Сегодняшние технологии в сфере аудиовещания позволяют нам преодолевать пространство и время. Радио теперь – это не какая-то частота, это формат, такой же как музыка, который я могу «взять с собой» и слушать тогда, когда мне это удобно. Radiolab по утрам, обед с Hardcore History. Может быть, важнее всего тут следующее: я сам решаю, когда и что слушать. Точно так же, как появление радио в машине изменило радиоформат, это обстоятельство меняет подходы к формированию радиоконтента. И подкаст Serial – лишь один из первых примеров таких перемен.
В последние несколько месяцев подкасты стали стремительно набирать популярность. Каждый день я слышу, как все больше и больше людей начинают рассказывать о любимых подкастах и делятся рекомендациями с друзьями. Проект Serial действительно взорвал медиапространство – в результате появился даже подкаст, нет, два подкаста о Serial. Подкасты про подкасты? Да, случается и такое.
Для любителей этого жанра не так давно появилась новостная рассылка под названием Hot Pod. Роман Марс (Roman Mars), участник и автор проекта 99% Invisible, создал (совместно с PRX) собственную сеть подкастов под названием Radiotopia. Они недавно завершили кампанию на Kickstarter, которую профинансировали более 20 тысяч человек и которая собрала более $600 000. В противоположность этому подходу, Алекс Блумберг (Alex Blumberg, проект This American Life) создал свою некоммерческую компанию и привлек более полутора миллионов долларов от инвесторов для создания собственного радиобренда, продукция которого будет распространяться по большей части в форме подкастов.
Но сильнее всего меня поражает то, что хотя большинство популярных подкастов и существуют в формате радиопередач или сторонних проектов новостных компаний или телепрограмм, огромное количество нового контента создается специально под этот формат, и создают его как профессионалы (в звукозаписывающих студиях), так и любители (дома или в гаражах). Существуют подкасты буквально обо всем на свете: о наращивании мышечной массы, философии, комедиях, езде на велосипеде – о чем угодно.
И тут мы возвращаемся туда, откуда начали: с проекта Serial. Почему он так интересен? Потому что нам очень хочется услышать, что же будет дальше. Существует совсем немного подкастов (например, проект Welcome to Night Vale), которые используют этот «формат сериала», но, по всей видимости, слушателям он по душе. Это возвращает нас к радио 30-х – 40-х. Мне кажется, пройдет немного времени, прежде чем мы с друзьями начнем обсуждать какие-нибудь вымышленные истории, которые мы будем слушать в формате подкастов с настоящими актерами, красивым звуковым сопровождением и даже рекламой.
И хотя такое «сериализованное» радио будит в нас ностальгические настроения, мне очевидно, что это все-таки – начало чего-то нового. Я ожидаю появления в этой среде новых типов контента, которые будут заметно отличаться от того разговорного радиожанра, к которому мы привыкли. Это направление открывает нам массу возможностей, и лично я очень хочу узнать, что же готовят нам создатели подкастов.
Мои ожидания в первую очередь связаны с понятием «личный» [контент]. Сейчас мы слушаем подкасты, как правило, в машине либо в наушниках. То, где и как мы потребляем такой контент, относится к нашему личному выбору и личному пространству. В этой обстановке вам (в сравнении с радиостанциями) легче установить близкий контакт – ведь слушатели сами выбрали ваш нишевой контент среди тысяч ресурсов и множества подкастеров. И об этом стоит поговорить.
Вот тут можно послушать свежий выпуск нашего подкаста.
afiskon
Спасибо за перевод, статья понравилась. Все так.
dmitrykabanov Автор
Спасибо, что читаете!