Градостроители по всему свету пытаются представить и создать такой мир, где всё это было бы возможно. И создание экологичного транспорта – одно из тех направлений, на которые возлагаются особые надежды.
Во многом этот оптимизм исходит из вероятности того, что люди будут отказываться от личных автомобилей в пользу общественного транспорта, а это, в свою очередь, может способствовать реальному улучшению ситуации. В этом же ряду находится развитие городского общественного велопроката, который все более активно используется во многих городах.
В том числе, и в России, муниципальные власти устанавливают в городах пункты проката велосипедов, которыми может воспользоваться каждый желающий. Реализуя эти проекты, они произвели мини-революцию, при этом популярность этого сервиса показала готовность горожан менять свои привычки. Однако поскольку пункты проката, где можно взять или сдать велосипед, привязаны к определенной точке, это в определенной степени ограничивает потенциал этого сервиса и не позволяет в полной мере изменить предпочтения горожан при перемещении по городу. Кроме того, это увеличивает первоначальные затраты и повышает сложность запуска подобной схемы.
И здесь на помощь приходят технологии – например, китайская компания Mobike помогает развивать велосипедный транспорт в городах за счет использования Интернета вещей (IoT). Компания предложила первую в мире систему велопроката без стационарных пунктов проката, где для оплаты сервиса не требуется наличные, и которая использует велосипеды фирменной конструкции, оснащенные интеллектуальными велозамками и GPS-трекером. Специальное мобильное приложение не только отображает местонахождение доступных для проката велосипедов, но и позволяет построить пеший маршрут до этих точек. Таким образом, приложение обеспечивает пользователям дополнительный уровень удобства.
Gemalto обеспечивает безопасное подключение к сети для всего велопарка Mobike, используя на велосипедах встроенные модули Cinterion M2M и модули идентификации Machine Identification Module. Это решение позволяет дистанционно разблокировать велосипеды и управлять всем велопарком в режиме реального времени. Более того, оно позволяет даже оценивать текущее техническое состояние каждого велосипеда. IoT модули получили сертификацию для работы со всеми основными операторами мобильной связи по всему миру, то есть любая другая компания может использовать их для реализации своих собственных сервисов Интернета вещей.
В Китае Mobike вывела более миллиона велосипедов на улицы 33 городов, и намерена утроить это число в ближайшем времени. Велосипеды несколько отличаются от тех, что мы привыкли видеть – в них используются безвоздушные шины для повышения надежности, а для питания электроники они оснащены солнечными панелями.
Кроме того, Mobike недавно запустила новый проект в Великобритании, в Манчестере, и на сегодняшний день компания уже фиксирует до 25 миллионов ежедневных поездок. Таким образом, огромное число людей перестает пользоваться личными автомобилями или услугами такси.
Конечно, один человек, выбравший в качестве средства передвижения велосипед, не делает погоды, но давайте обратимся к статистическим данным CDC, собранным в США: «Примерно половину американских школьников в школу привозят водители на семейном автомобиле. Если хотя бы 20% из тех, кто живет в радиусе трех километров от школы, воспользовались бы для этого велосипедом или ходили в школу пешком, это позволило бы сэкономить порядка 7 миллионов километров поездок в день. За год это позволило бы предотвратить выброс 356 тысяч тонн углекислого газа и 21,5 тысячи других загрязняющих веществ».
Согласно Копенгагенскому индексу приспособленности городов к езде на велосипедах (Copenhagenize Bicycle Friendly Cities Index) за 2017 год, большая часть городов, приспособленных для велолюбителей, находяится в Европе, и подключенный к Интернету велотранспорт обладает огромным потенциалом для реализации новых идей. Возможность отслеживать на карте местонахождение подключенных к сети устройств в режиме реального времени, при этом обеспечивать безопасный доступ к ним, позволит заметно улучшить пользовательский опыт. Эту же технологию можно применить и в схемах кар-шеринга, которые позволяют сэкономить на владении личным автомобилем и способны обеспечить еще один недорогой и максимально экологичный вид транспорта для города, если речь идет, например, о парке электромобилей. Кто знает, возможно, одна из новых идей будет представлена на всемирном конкурсе инноваций IoT / WT Innovation World Cup этого года, заявки на который принимаются до ноября.
Комментарии (9)
Hardcoin
24.08.2017 14:52Вы написали, что в Китае много смога и сказали в следущем абзаце, что общественный транспорт будет способствовать реальному улучшению ситуации. У вас есть подтверждение, что смог в Китае из-за автомобилей, а не из-за промышленности?
GemaltoRussia Автор
25.08.2017 14:13Hardcoin, любое снижение выбросов, в том числе, транспортных, может способствовать улучшению экологической ситуации.
Hardcoin
25.08.2017 16:25В математическом смысле да, снижение на 0.1% — это именно улучшение экологической ситуации. На практике — нет, это в отчётах будет смотреться, а на улице видно не будет. Снижать нужно там, где больше всего выбросов. Насколько я знаю, для Китая это угольные электростанции и промышленность, но буду рад, если кто-то даст более точную информацию
Goury
24.08.2017 16:05+1Прокат велосипедов, возможно, штука потенциально хорошая, но реально бесполезная.
Ситуация изменится только тогда, когда все люди купят себе личные велосипеды и будут ездить на них везде где им надо.
Но этого не произойдёт до тех пор, пока:
- на велосепеде не станет ездить выгоднее чем не на велосипеде
- на велосипеде не станет ездить хотя бы сравнительно безопасно
- велосипеды не перестанут красть со скоростью звука
- не появятся места, в которые кроме как на велосипеде не проехать
- автомобилистов не начнут сажать в тюрьму за неуважение к велосипедистам
- велосипеды не запретят продавать в непрофильных магазинах
Что, зачем и почему.
1. Этот пункт, в общем, уже выполняется почти везде. За всего один киловатт-час электричества для электровелосипеда можно проехать через целый город. Безнзина за эту стоимость можно купить только чтобы хватило в соседний двор съездить.
2. А вот тут всё от «так себе» до «совсем плохо». Велосипедных дорог и пригодных для проезда тротуаров просто нет, а даже лёгкое столкновение велосипеда с транспортом на дороге всегда приводит к серьёзным травмам для велосипедиста. Не говоря уж о том, что далеко не все водители вообще осознают возможность появления велосипеда на дороге и временами не брезгуют ездить по обочине на полной скорости. К сожалению решить эту проблему в застроенных городах бывает очень не просто, т.к. места под велодороги взять без массового сноса зданий банально негде. В какой-нибудь Америке с её Американскими пригородами проблема решается сравнительно не сложно.
3. А вот эту проблему решить можно при большом желании. Корень зла в том, что понести наказание за кражу велосипеда практически невозможно. Я вижу решение в установке нормальных велопарковок с нормальным видеонаблюдением (это такое, к которому доступ есть не только у спецслужб по запросу через два месяца ожидания когда запись из архива уже удалили, а у каждого желающего в любой момент) везде где только можно и введение смертной казни за кражу велосипеда. Ну или хотя бы отрезание руки, как в старом добром средневековье.
4. Именно не проехать. Пройти пешком можно, никакого ущемления ни чьих прав нет. Но вот находится этот парк в десяти километрах от цивилизации и дороги туда ведут только велосипедные и пешеходные. Как хотите — так и добирайтесь. Пожарным и скорой помощи, если что, проехать можно. А тачкистам — лишение прав и конфискация тачки за проезд в неположенном месте.
5. К сожалению всё ещё очень часто встречается крайне грубое отношение к велосипедистам на дорогах. Пордезать велосепидиста на полной скорости, даже зная что он наверняка переломает себе руки и ноги, в некоторых кругах считается почётным.
6. Очень большая проблема — велосипеды за пару тысяч рублей в продуктовых магазинах. Проблема в том, что наивный человек с желанием освоить велосипединг после покупки этого неповоротливого куска китайского говна в лучшем случае через пару недель страданий навсегда передумает даже пытаться велосипедить. И нет, я не против недорогих велосипедов. Я против китайского говна, которое нормально только выглядит с витрины и не годится для использования в качестве заявленного товара совсем от слова никак. Велосипед, как и любое другое транспортное средство, должен проходить техосмотр перед допуском к эксплуатации. Критерии прохождения этого осмотра ещё предстоит разработать, но уже сейчас очевидно, что скрипящая тяжеленная дура со слетающей цепью, разваливающаяся от незначительной тряски, к эксплуатации в качестве транспортного средства допущена быть не должна.
Бонус 2+4: надо давно уже запретить проезд транспорта, кроме служебного, в спальные районы крупных городов, построив массивные многоярусные парковки снаружи районов. Куда надо можно ездить на машинке, но последние несколько километров пути (или первые, если выезжаем) до парковки надо добираться без автомобиля. Решит проблемы пробок, парковок, шума и опасных дворовых дорог. Велосипеды можно хранить в квартире и брать с собой в автомобиль при желании. А у кого нет денег на велосипед — будут больше бегать по утрам и вечерам и наконец перестанут быть такими толстыми и ленивыми.
Бонус *: очень советую делать фокус именно на электровелосипедах, а не на обычных. Дело в том, что ездить на велосипеде — тяжёлая физическая нагрузка. И воспоминания о том, как тебе было тяжело вчера, завтра заставят не садиться на велосипед и выбрать вместо него такси или личный автомобиль. Электровелосипед тоже может быть физической нагрузкой, но с ним нет риска перенагрузить себя и не смочь доехать до дома. И можно заниматься именно спортом, а не тяжёлой атлетикой: проехал на педалях, немного устал, переключился на мотор, отдохнул, снова за педали, повторять пока не похудеешь. В общем ощущения положительные и это способствует регулярному использованию.
Бонус **: электротранспорт бывает разный. Про электроавтомобили, наверное, все уже слышали. И про преимущества электродвигателя перед ДВС, я надеюсь, тоже. Но почему-то мало кто знает что электровелосипеды бывают не только дорогие и брендовые, но и недорогие и очень-очень компактные (чуть ли не до размеров сумочки складываются) и ещё бывают электросамокаты, которые в сложенном состоянии места вообще не занимают. А ещё прикрутить мотор, батарею и управляющую электронику можно к почти любому велосипеду.
longclaps
25.08.2017 06:21+1Велосипед с безвоздушными шинами — просто нет слов.
«То ли лыжи не едут, ...»bazilxp
25.08.2017 06:26Ситуация именно такая, они цельные какие то…
В Китае есть бренды Mobike и Ofo
На картинке статьи как раз изображен Mobike. Их существует несколько модификаций
С цепью без цепи, Замок работает по принципу отсканировал QR код и поехали, в первых версиях не было блютуса… Сейчас приложение рекомендует активировать… Ofo просто кодовый замок, следующая итерация замок с цифровым кодом, и следующая блютус плюс кодовый замок, аля мобайк=)
spmbt
Мечты чисто фантазёрские. Очевидно, что для реализации их нужно решить вопросы контролируемости ситуаций на дорогах, хулиганства и преступности, хотя бы в районах проживания. Если бы родители могли иметь постоянную связь с отпускаемыми через 3 километра в школу детьми, по дороге был бы механически безопасный маршрут, а по углам бы не вились не учащиеся в школах банды «иных общественных групп», несомненно, они бы отпускали детей в школу на велосипедах и пешком.
Наверное, есть отдельные районы, где полиция может гарантировать безопасность и есть непроезжие тротуары и переходы. Там — да, такое пожелание может действовать. Хотелось бы узнать от свидетелей о таких районах в тех же США, откуда, видимо, компилировали эту статью (ссылки, к сожалению, нет).