В ветке master проекта Kotlin Native появился пример uikit. Это простое приложение под iOS, которое выводит на экран строку, введённую в поле ввода, и да, 100% кода написано на Kotlin. Выглядит оно так:



Стоит ли думать о порте своего приложения уже сейчас?


Да, но только если:

0). Вам действительно нужна общая кодовая база мобильных приложений.
1). Приложение мало завязано на платформу.
2). У Вас есть время на написание некоторого количества кода на Kotlin, который в будущем стоит переписать на Objective-C или Swift.

Причины пока не портировать



ViewController, AppDelegate и даже main-функция в примере написаны на Kotlin. Те файлы, которые написаны на Objective-C нужны только чтобы XCode не выдавал ошибку и не включаются в конечную сборку (я не нашёл способов исправить положение). Т.е. полноценный interop как с Java, видимо, пока что, недоступен. Это совсем не значит, что положение дел не изменится к релизу (сейчас проект на стадии alpha preview, а об этом примере даже поста в блоге не было). Но спектр доступных сейчас возможностей довольно ограничен.

Interop


Идиоматический подход к написанию мультиплатформенного приложения на Kotlin — отдельно написать общую часть, отдельно — часть для каждой платформы. При этом на каждой платформе, по задумке, должны быть легко доступны все библиотеки, под неё написанные. В случае с Java работает хорошо. В случае с iOS дела сейчас обстоят следующим образом:

@ExportObjCClass
class KotlinViewController : UIViewController {

    constructor(aDecoder: NSCoder) : super(aDecoder)
    override fun initWithCoder(aDecoder: NSCoder) = initBy(KotlinViewController(aDecoder))

    @ObjCOutlet
    lateinit var label: UILabel

    @ObjCOutlet
    lateinit var textField: UITextField

    @ObjCOutlet
    lateinit var button: UIButton

    @ObjCAction
    fun buttonPressed() {
        label.text = "Konan says: 'Hello, ${textField.text}!'"
    }
}

То есть вполне неплохо. К каждому внешнему классу добавляем аннотацию @ExportObjCClass, к каждому графическому элементу из storyboard — @ObjCOutlet и @ObjCAction для каждого action. Классы на Objective-C доступны по их оригинальным именам.

Если нужно вызвать Kotlin из Objective-C/Swift


В этой статье описано, как это можно сделать. Через некоторое количество прослоек, с ручным преобразованием типов 2 раза, но зато можно звать Swift из Kotlin и Kotlin из Swift.

Overhead


В теории, вес приложения должен увеличиться примерно на 100 кб (отсюда).
Вместо GC будет использоваться ARC, так что особой разницы в производительности со Swift быть не должно.

Обратная совместимость


Судя по докладам участников команды разрабатывающей язык, обратная совместимость — один из их основных приоритетов. Насколько это хорошо — судить вам. Лично я считаю, что это намного лучше, чем у Swift и, в целом, язык хорош и большинство паззлеров выглядят надуманными. Но есть 1 вещь, которая, по моему мнению, может быть «бомбой замедленного действия», при этом не может быть исправлена с соблюдением обратной совместимости.

inline


Для реализации сопрограмм, которые делают так, чтобы синхронный и асинхронный код выглядели почти одинаково в язык было введено всего одно новое ключевое слово suspend, чем разработчики заслуженно гордятся. Но для того чтобы методы-расширения (forEach, map...) работали так же быстро, как и обычный for (и для вывода общих типов во время исполнения программы), было введено целых 3 (inline, crossinline, noinline). Они явно не делают код читаемее. JIT теряет часть возможностей для оптимизации (подкаст об этом), а опыт C показывает, что разработчики не умеют правильно пользоваться такими возможностями языка. В целом, не понимаю, почему то же самое нельзя было сделать аннотацией. Для меня inline выглядит как плохое решение достойной проблемы.

Заключение


  • На Kotlin скоро можно будет писать под все 3 основные платформы (Android, iOS, Web).
  • Скорее всего, будет хорошая совместимость с Objective-C и Swift. Возможно лучше, чем та, что есть между этими языками. Учитывая опыт JetBrains в разработке компиляторов и IDE, в это можно поверить.
  • У Kotlin легковесный Runtime языка под Android и Web. Под iOS, судя по всему, тоже будет не тяжёлым.
  • Уже сейчас можно что-нибудь написать.

Комментарии (5)


  1. nerumb
    25.09.2017 09:44

    inline, crossinline, noinline появились еще до корутин, и никак не связаны с ними. А в подкасте, что вы упомянули, Алексей Шипилёв выражал свою озабоченность в целесообразности давать возможность разработчикам использовать inline, что было вполне неплохо аргументировано Романом Елизаровым и многие опасения были развеяны.


    1. adev_one Автор
      25.09.2017 10:05

      Переслушаю подкаст. Может, я пропустил что-то, но почему даны столь серьёзные гарантии обратной совместимости для неоднозначной фичи, если можно было сделать аннотацию, а потом, если что, пометить её как deprecated и через несколько версий выпилить без поднятия мажорной версии языка? Может, Java научится сама грамотно инлайнить лямбды и выводить общие типы и тогда эта фича станет абсолютно бесполезной и даже вредной.


      1. elizarov
        25.09.2017 14:33
        +3

        Потому что inline это не оптимизация, а механизм мета-программирования, который призван заменить многие use-cases где в других языках прибегают к макросам. Может в уме заменять слово "inline fun" на "macro def" и тогда может будет понятней зачем оно нужно.


        1. adev_one Автор
          25.09.2017 15:45

          Спасибо, если так думать, то многое встаёт на свои места. Планируются какие-нибудь новые фичи, завязанные на это?


          1. elizarov
            25.09.2017 15:51
            -1

            Да.