Интернет-маркетинг манит хорошими зарплатами и драйвом, рынок развивается, спрос на хороших специалистов растет. Кроме того, искусственный интеллект и нейросети в ближайшем будущем не планируют отбирать у человечества эту профессию. Другими словами, не работа — мечта. Одна проблема: новичку сложно прорваться в digital даже несмотря на обилие курсов и материалов. Работодатели не готовы наслаждаться ошибками новоиспеченного диджитальщика и терять в деньгах.

Рассказываем, как пережить первый год в онлайн-маркетинге и не сломаться.



Путь интернет-маркетолога по мнению экспертов в интернете выглядит следующим образом:


1) Получите высшее образование по маркетингу, научитесь делать SWOT-анализ и работать с матрицей BCG
2) 5 лет оптимизируйте сайты, станьте гуру контекста, выучите PHP, HTML и JavaScript, научитесь писать не хуже Максима Ильяхова, получите сертификат на знание Яндекс.Метрики
3) Поздравляем! Вы — интернет-маркетолог!

План амбициозный, но увы, бестолковый. Он оставляет больше вопросов, чем ответов: с чего начать, как выбрать специализацию и где практиковать навыки?

Чтобы помочь новичкам выжить в безжалостном мире digital, мы с Елизаветой Целютиной, интернет-маркетологом бизнес-школы IHSBM, составили «маршрут развития». Начиная стажером, Лиза прошла диджитал-интенсив по ирландской программе DMI и «без отрыва от производства» тут же тестировала новые знания в своей компании. Надеемся, этот опыт поможет джуниорам за короткий срок пройти путь с нуля до перспективного специалиста по онлайн-маркетингу.

Шаг 1. Обучение


Не слушайте старообрядцев, которые рекомендуют начинать с классического маркетинга: в одно ухо влетит, в другое вылетит. В первый год никто вам не доверит составлять SWOT-анализ и выводить новый продукт на рынок. Вернитесь к этому чуть позже.

Если выбирать самый короткий путь в профессию, лучше все-таки разориться на хороший курс по digital-маркетингу (IHSBM, Нетология, Digital October). Лучшие инвестиции — инвестиции в себя, не жадничайте на знаниях, это ваш карьерный фундамент.

Специализация — дискуссионный вопрос. По нашим наблюдениям, быстрее растут те диджитальщики, которые выбрали путь «всего по чуть-чуть». Поэтому если у вас нет твердого убеждения всю жизнь посвятить только контекстной рекламе, лучше выбрать «обзорный курс», в котором изучаются все аспекты интернет-маркетинга. Кроме того, только попробовав каждый инструмент digital-маркетинга, сможете понять, к чему лежит душа — SMM, планирование кампаний или SEO-хардкор.

Что касается бесплатного контента, доступного в интернете. Он поможет, если у вас уже есть в голове база и система. Для комплексной самостоятельной подготовки с нуля бесплатные вебинары-семинары, блоги и книги не подходят, но могут еще больше запутать и разочаровать.



Зато во время обучения стоит подписаться на проверенные источники: специализированные СМИ (Cossa, vc.ru, Seonews), блоги известных агентств (Texterra, Ingate, i-Media, Adventum, IT-agency). Задача — нарастить вокабуляр. Вас должны перестать пугать бесконечные CPC, CTR, ARPU и LTV. Отдельное внимание уделяйте изучению кейсов. Чтобы проникнуться целями и задачами интернет-маркетинга, читайте и впитывайте, как компания N с помощью рассылок повысила продажи на 15%, а стартап X с помощью социальных сетей привлек 1000 лидов.

Шаг 2. Идем практиковаться!


Итак, у вас голова трещит от новых знаний, а на стенке висит сертификат. Пришло время практики. Составляем резюме на должность ассистента. Лайфхак: лучше делать не одно универсальное, а каждое затачивать под конкретную вакансию. Да, это дольше, чем бездумно жать на кнопку «Откликнуться», но и выхлоп больше.

Если нет цели попасть в консервативную компанию с сотрудниками в галстуках, можно составить резюме в неформальном виде. Добавив щепотку творчества и оригинальности, не забудьте про свой серьезный подход к делу. В этой сфере ценится креативность, особенно для SMM и email-маркетинга, которую вы таким способом и продемонстрируете. Никому не хочется пичкать потребителя сухими и монотонными постами. Возможно, так вы избавите себя от тестового задания.

Есть мнение, что лучше и быстрее можно стартовать в агентстве, однако мы не будем так категоричны. Самое главное и неожиданное — на собеседовании вы должны задать очень много вопросов! Не смотрите пока на соцпакеты, корпоративные плюшки и даже зарплату. Выиграв бесплатные завтраки и оклад на 10 тысяч больше сейчас, вы рискуете целый год проверять договоры с подрядчиками или делать бесконечные ресайзы баннеров. Интернет-маркетинг у каждого разный.

Так как нам нужен быстрый старт в digital-маркетинге, ищите компании с разноплановыми проектами. Выбрав должность ассистента по SEO или помощника по контекстной рекламе, вы будете долгое время выполнять механическую работу, решая однотипные задачи. Да, вы быстро вырастете в одной сфере. Однако потом вам будет трудно получить работу с более широким кругом обязанностей. Как минимум по зарплате вы не сможете сильно вырасти.

image

Итак, вот список вопросов, который можете смело брать на собеседование, чтобы приятно удивить рекрутера.


1) Отдел маркетинга или команда проекта

Узнайте, как можно больше об отделе интернет-маркетинга, уточните, какие задачи решаются штатными силами, какие — аутсорсом. Что получается сейчас хорошо, а где провалы или проблемы, попробуйте уточнить их причины. Может, до вас уже три человека сгорели на этих участках еще на испытательном сроке, и вы следующая жертва, просто потому что компания сама не знает, чего хочет?

2) Бизнес-процессы и ИТ-составляющая

Интересные маркетинговые задачи требуют системного подхода и грамотного управления проектами. У команды должны быть инструменты для обсуждения и планирования работы. Используют ли Trello, Меgaplan, Worksection, Basecamp? А как насчет Scrum и Agile? Современный маркетинг не работает без ИТ-решений: нагло выясняйте, какую CRM используют в компании, какой сервис для рассылок, настроена ли Яндекс.Метрика и на каком движке сделан сайт. Чем шире применяемый инструментарий, тем интереснее и продуктивнее будет работа.

3) Бюджет на маркетинг или средний бюджет проекта

Все просто: он должен быть. Да, на рынке есть мастера по партизанскому маркетингу, но начинать лучше в проектах, где есть маркетинговые бюджеты, иначе массу эффективных приемов привлечения аудитории вы так и не распробуете. Новичку надо «понюхать» проекты хотя бы с небольшими бюджетами, чтобы почувствовать возможности онлайн-маркетинга.
«С деньгами любой дурак сможет» — эта присказка скорее про PR, потому что в маркетинге работает другой подход: каждый вложенный рубль должен принести 10 рублей прибыли.

4) Как растут и обучаются сотрудники?

В компании внедрена система наставничества — сразу два жирных плюса в её пользу. Если нет, спросите у HR-менеджера, часто ли сотрудников отправляют на обучение, принято ли ездить на профильные конференции? В таких компаниях вы будете расти в два раза быстрее, да и веселее, пожалуй.

5) Какие планы на ближайшее будущее у компании в интернете?

Если она довольна своей контекстной рекламой и почтовыми рассылками, и ничего больше не планирует, значит, вы будете работать роботом. А как же ваша мечта сделать мир лучше? На рынке полно компаний, которые только сейчас открывают для себя новые соцсети, мессенджеры, чат-боты, блоги, видео-стриминг, с помощью которых делают свои продукты и обслуживание по-настоящему увлекательными и полезными. Вот, где нужно реализовываться!

Не сдавайтесь и не снижайте планку, если на первых собеседованиях вы встретили полнейшее недоумение.

Значит, у компании нет ресурсов на реализацию интересных и качественных проектов, хорошего опыта вы здесь не получите. Работа просто на стаж в digital — смертный приговор для карьеры.

Осторожнее относитесь к фармацевтической, алкогольной и табачной отрасли — здесь работают очень специализированные инструменты. Избегайте сложных b2b-компаний: тут тоже специфический маркетинг, традиционные онлайн-инструменты работают пока плохо. Не ставьте крест на этих сферах насовсем — нет, просто с наработанным опытом там будет проще.

Идеально: ИТ-компании и e-commerce, digital-агентства полного цикла, услуги (трэвел, ивенты, развлечения, недвижимость, фитнес).

Шаг 3. Практика и специализация


Итак, вы ассистент отдела маркетинга или junior digital specialist. Если вам выделили наставника — поздравляем, это счастливый билет. Но увы, в российских компаниях такая практика еще большая редкость.

В остальных случаях, старайтесь держать под контролем ваше развитие в компании. Это не так трудно, как кажется — рассказывайте, какими задачами вам интересно заниматься, проявляйте инициативу, задавайте вопросы коллегам.

Если есть возможность, сразу начинайте с социальных сетей. Изучите, как устроены аккаунты компании, какой контент там публикуется, какие вопросы задают подписчики. Проследите, в какой форме общались с подписчиками: было ли это «Хай, котики» или же «Здравствуйте, уважаемые подписчики»? Параллельно погружайтесь в бизнес, тщательно промониторьте конкурентов. При должной сноровке у вас на это уйдет 1-2 недели.

Далее подключайтесь или просите присоединиться к e-mail маркетингу. Изучив прежний опыт, предложите написать текст рассылки, освойте сервис, поверстайте в нем тестовые письма. Особое внимание уделите теме письма — текст рассылки может быть бесконечно хорош, но какой в этом толк, если тема не сработала, и Open Rate низкий. На это уйдет еще неделя.

Теперь подступайте к контексту. Посмотрите, как настроены текущие рекламные кампании. Изучите, какие установлены таргетинги по времени и географии, как выставляются ставки, какие используются минус-слова. Нашли ошибку? Не стесняйтесь предлагать свои рекомендации. Попросите потренироваться в составлении семантического ядра для новой услуги или акции. На изучение аккаунтов Директа и AdWords заложите неделю.

Пошла тяжелая артиллерия: теперь можно залезть в SEO. Посмотрите, что на вашем сайте из контента работает на благо выдачи, как устроена навигация, есть ли блог, по каким ключевым словам продвигается ваш сайт, какие пункты из внешней оптимизации выполнены. И опять не спускаем глаз с конкурентов. Недели должно хватить.

И вот только сейчас пришло время аналитики. Изучите, что и как настроено в личном кабинете, какие выставлены цели, какие цифры собираются. Проштудируйте отчеты, загляните в вебвизор. Аналитика — один из самых жизненно важных разделов онлайн-маркетинга. С ее помощью вы узнаете, какая часть рекламного бюджета тратится впустую, а что приносит максимальный эффект.

К концу испытательного срока у вас должно быть четкое представление об эффективности каналов, стоимости лидов, системе распределения бюджета. Кроме того, вы должны знать ваших конкурентов и ЦА почти в лицо!

За следующие полгода вам надо научиться оптимизировать маркетинговый бюджет, анализируя стоимость одного клика, лида или покупки по всем каналам. Так вы сможете на каждый вложенный рубль генерировать не 10 рублей прибыли, а 20 или даже 30. Такие успехи руководство не оставляет без внимания и поощряет премиями.

image

Вот еще 5 советов, чтобы хорошо себя зарекомендовать в компании


• На самой начальной стадии с особой осторожностью беритесь за задачи на креатив и планирование (идеи для рассылок, посты для социальных сетей, темы объявлений). Чтобы не изобретать велосипед, всегда выясняйте, что уже было сделано, и главное, что из этого получилось, а что — нет.

• На первых порах вам может показаться, что в компании все устроено не так идеально, как рассказывали на курсах. Не спешите критиковать или опрометчиво советовать, как надо делать. Первые два месяца работы — не время для радикальных предложений. Запишите свои наблюдения и вернитесь к ним спустя некоторое время. И помните, что любой спорный вопрос можно решить с помощью А/В-тестирования.

• Составляйте чек-листы и проверяйте свои действия — новички часто по невнимательности забывают поставить какую-нибудь галочку. А одна такая галочка, например, по геотаргетингу в контекстной рекламе, может очень серьёзно сказаться на качестве трафика.

• Научитесь грамотно и интересно писать! Вам необязательно выдавать креативные слоганы, достойные каннских львов, но писать хорошие тексты для блога, рассылок, социальных сетей вы должны! При этом не забывайте, что для каждой компании нужна своя стилистика.

• Учитесь, учитесь и еще раз учитесь! Digital — это развитие нон-стоп: новинки, лайфхаки и тренды. За этим нужно следить и успевать оперативно внедрять, пока вас не опередили конкуренты. Составьте план по обучению — вот теперь пришло время для блогов, книг, вебинаров.

Где-то через 9-12 месяцев упорного труда, начинайте думать о своих KPI. Зарплата хорошего маркетолога складывается из оклада и бонуса, который высчитывается по ключевым показателям. Чаще всего это новые лиды-заявки. Учитесь работать на результат — это здорово мотивирует, не даст вам заскучать и затормозить в развитии. Да и фраза: «Я получил большее за меньшую цену» для работодателя лучше любой вашей «корочки».

Если год в компании прошел, а вы до сих пор занимаетесь только мониторингом СМИ, ответами на комментарии клиентов в соцсетях, размещением новостей на сайте и бумажками — это повод серьезно задуматься. Кажется, что вы занимаетесь фигней? Меняйте компанию. Подумайте о специализации. Может, за время работы у вас появился фаворит — тогда стоит отдать ему предпочтение и посвятить год-два оттачиванию навыка в какой-то одной сфере, например, SMM или видео-блогинг. Подтяните теорию, подбейте резюме цифрами — и снова в бой!

Комментарии (12)


  1. shurupkirov
    25.09.2017 13:27
    +4

    Что ж это за сфера такая, где на рубль затрат на маркетинг получается 10-30 рублей прибыли? Наркотики?


    1. mgremlin
      25.09.2017 14:50
      -1

      Полно — чуть ли не все, где преобладает «совковая» постановка дела. Когда конкуренты втупую льют рекламу в яндекс, не озаботившись даже минимальной оптимизацией кампании, соотношение может быть еще и покруче.

      Другое дело, что там чаще всего и рынок ограничен.


      1. shurupkirov
        25.09.2017 14:51
        +1

        Пример конкретный приведите. Я уже приготовился бросить работу и уйти в свободное плаванье )))


        1. mgremlin
          25.09.2017 15:40

          Сорри, ответ ниже — промазал 8-)


  1. mgremlin
    25.09.2017 15:39

    Например, торговля любым малоконкурентным товаром.
    Вообще, любая сфера, где можно работать без больших затрат на маркетинг.
    Любая около-монополия. да полно сфер, где затрат на маркетинг ни у кого просто нет!

    Парикмахерскую откройте в рабочем районе, где их нет… там вы тупо не сможете с пользой потратить на маркетинг много, а выхлоп — в сравнении с совковыми конкурентами — может быть вполне приличным.

    Получите право на продажу какого-нибудь импортного бренда, при условии, что конкуренты растут из 90х годов. Их рекламные потуги чаще всего выглядят смешно, и тем смешнее, чем эксклюзивнее было их положение до вашего появления. Я пару раз встречал целые промышленные холдинги, где отдела маркетинга тупо не было в структуре, а бюджет на рекламу — отсутствовал. Хотя и работали они на потребительском рынке с удовольствием.


    1. shurupkirov
      25.09.2017 15:54
      +1

      ну вот я не знаю ни одного малоконкурентного товара с повышенным спросом
      кроме затрат на маркетинг, есть еще и другие вложения


      Если на рабочем районе до сих пор нет парикмахерской, то значит она там не нужна и не отобьется. И даже если она там как-то будет работать, то с вложенного рубля инвестиций — вы и 10 не получите


      Любой импортный бренд по франшизе — это роялти, да и то, в свете количества брендов -. увы, на 99.9% тоже не даст даже 10 рублей с рубля вложений.


      Я могу привести пример из ecommerce, на текущий момент при жесточайшей конкуренции мы комплексно выбиваем до 2 рублей прибыли при 1 рублей вложений и то, это до налогообложения.


      1. mgremlin
        25.09.2017 16:13

        1. А почему с повышенным? Достаточно какого-нибудь спроса. Даже правильнее выбирать пониженный в наших целях 8-) единорога не построить, да, но «денежки идут». пример: арбузы. ну сколько можно заработать на типичном осеннем развале? И лимит понятен: край в октябре все закончится. Однако, есть те, кто не сидит на попе ровно, а берет копейку там, где может.

        2. Ну то есть, все, кто открывал что-либо впервые — обречены? 8-) Это несерьезно. Если еще никто не открыл — совсем не значит, что она не нужна. Более того, может быть там их есть пару штук, там же, где и 30 лет назад были, и директор/парикмахеры в них с тех еще времен. Откройте новую-модную, чутка потратьтесь на VK с таргетингом на свой район — и вся молодежь ваша. Да, я упрощаю.

        3. Почему по франшизе-то? Тупо дилерство получите… Да, почти все импортные товары сейчас дорогие, поэтому рынок ограничен. почти везде (но не везде!) есть конкуренты. ну так и маркетинг везде в зачаточном состоянии, прежде всего потому, что денег на специалистов со стороны нет, а своих мозгов не хватает.

        4. Я могу привести сколько угодно любых примеров, в том числе, и из собственного опыта. Например — и вовсе глубоко убыточных проектов 8-) Это ж не значит, что других вариантов нет.

        Мой первый комментарий прежде всего касался бизнесов, которые сформировались и получили свою долю рынка в 90-00 годах, когда главным было удовлетворить дефицит. Маркетинг, качество управления, эффективность — все это было неважно, изголодавшийся при совке народ сметал все. Потом пришел Владимир Владимирович и угробил экономику к чертям, поэтому все рынки резко сузились. там, где денег было все-таки много, крупные игроки вынесли мелочь именно за счет эффективности, управления и маркетинга, но еще навалом сфер, где денег (для работы крупного бизнеса) нет.


  1. Adjuli
    25.09.2017 19:19
    +1

    Не слушайте старообрядцев, которые рекомендуют начинать с классического маркетинга: в одно ухо влетит, в другое вылетит. В первый год никто вам не доверит составлять SWOT-анализ и выводить новый продукт на рынок.

    Ага, а потом начинается кАка в голове, безграмотность в текстах и вобще полный треш типа арбитража, который сейчас мы наблюдаем на рынке. Самый лучший путь — это иметь базовое маркетинговое образование, голову на плечах и тупо работать, работать и работать. Никакие курсы не помогут, если практики нет (опять же, практические навыки должны ложиться на хорошую «базу).


    1. Mlle_booo Автор
      25.09.2017 19:25
      -1

      По нашим наблюдениям, классическое маркетинговое образование не помогает наведению порядка в голове. Особенно это касается сферы digital, которую вузовские программы пока в большинстве своем игнорируют. И уж точно традиционное образование не учит писать, даже наоборот. Посмотрите на студенческие работы — 90% из них яркий пример того, как писать не надо! Получается, что времени на такую «базу» уйдет прорва, а КПД минимальный.

      Поговорив с опытными диджитальщиками, мы выяснили, что качественные комплексные курсы по digital (см. выше) прекрасно подходят, чтобы получить необходимый минимум для уверенного старта.

      Что касается «работать-работать-работать». Естественно, работать надо, и работать нужно много. Но работа — работе рознь. Без правильной диджитальной базы новички рискуют попасть в компанию, где им светят бесконечные seo-тексты, спам-рассылки по ворованным базам и прочий треш. И вот они трудолюбиво и покорно «работают-работают-работают» несколько лет, пока не понимают, что к хорошему интернет-маркетингу это не имеет никакого отношения.

      Не спорю, комплексное хорошее маркетинговое образование нужно — но не на «подготовительной стадии». С наработанным проектным опытом оно намного лучше усвоится и принесет в несколько раз больше пользы!

      «Никакие курсы не помогут, если практики нет (опять же, практические навыки должны ложиться на хорошую «базу).»
      Чтобы разорвать этот традиционным замкнутый круг, как раз и нужна правильная карьерная стратегия. Качественные курсы (примеры см. выше) дают нужное погружение в тему и минимум, который позволит пройти собеседование и тесты на позицию джуниора в хорошую компанию. И собственно, помогут отличить хорошую компанию от плохой.


  1. Adjuli
    26.09.2017 11:43

    Не спорю, комплексное хорошее маркетинговое образование нужно — но не на «подготовительной стадии». С наработанным проектным опытом оно намного лучше усвоится и принесет в несколько раз больше пользы!

    То есть вы предлагаете сначала пойти «на диджитальные курсы», а потом уже с наработанным опытом идти получать маркетинговое образование??? Но ведь, опять же вы говорите:
    Особенно это касается сферы digital, которую вузовские программы пока в большинстве своем игнорируют.
    Получается, что круг замкнулся, образование не нужно. И это беда, что сейчас многие неокрепшие умы так думают. Посмотрите на программистов — те из них, кто учился на математиков или получал любое другое профильное образование делают намного меньше ошибок, быстрее и качественнее справляются со сложными задачами (да и получают больше, занимают более высокие должности, чего скрывать). Причина — хорошая математическая база. Да, я не говорю, что нет взаимосвязи способностей самой личности и состоятельности человека как профессионала, но образование очень важно.
    Кроме того, объясните мне, почему не подходит классическая маркетинговая база? Чем принципы диджитал-маркетинга отличаются от классического маркетинга? И там, и там в основе прежде всего знание психологии и понимание изнутри процесса принятия решений потребителем. Контекст, таргет, seo, медийка — все это не более чем прикладной инструмент (как в офлайне наружка или выставки, скажем), задача которого — качественно влиять на психологию и побуждать потребителя совершить конверсию (т.е. маркетинг в своей самой явной сути). База неизменна. Нет базы, все остальное — тлен.


    1. Mlle_booo Автор
      26.09.2017 17:48

      Вопрос про базу – действительно сложный и спорный. Чтобы избежать в дискуссии о качестве высшего образования, попробую сформулировать нашу позицию в двух основных тезисах.

      Во-первых, классическая маркетинговая база, конечно, подходит, не спорю! Но если вам не повезло сразу после школы поступить в сильный вуз на маркетинг — это не значит, что путь в профессию для вас закрыт. Есть диплом хорошего вуза (и все, что к нему прилагается: мозги, критическое, аналитическое мышление итд), но при этом вы не планируете работать по своей специальности? В этом случае не надо начинать все с начала и сразу бежать за вторым высшим. Мы считаем, что есть короткий и более эффективный путь!

      Во-вторых, наша статья ориентирована на тех, у кого уже есть высшее образование, или кто находится в процессе его получения. Качественное высшее образование — очень важно! Хорошая «база», на которой можно вырастить маркетолога — это гуманитарные науки (например, психология, лингвистика), социология, экономика, журналистика, PR и многие-многие другие.


      1. shurupkirov
        27.09.2017 08:13

        Не только гуманитариями силен маркетинг.
        Диплом инженера бытовой радиоэлектронной аппаратуры.->Сотовая связь (сдача объектов, программирование абонентских устройств)->Мебель(проектирование сайта, развитие интернет-магазина)->Одежда(оффлайн реклама и продвижение сети магазинов одежды, проектирование и разработка сайтов, создание с нуля интернет-магазина и выведение его на нужный уровень)