В фильме 2004 года «Я, робот» детектив Дел Спунер спрашивает разумного робота Санни: «Может ли робот написать симфонию? Может ли робот превратить холст в прекрасное произведение искусства?» Санни отвечает: «А ты можешь?»
Учёные работают над поиском ответа на вопрос Спунера последние десять лет, и результаты весьма удивляют. Исследователи из Рутгеровского университета, из Facebook и Чарльстонского колледжа разработали систему для создания произведений искусства под названием C.A.N. [Creative Adversarial Network, или творческая генеративно-состязательная сеть]. Они натренировали CAN на 81000 картин пера 1119 художников, созданных с XV по XX века. Эксперты по ИИ писали алгоритмы для CAN с целью эмуляции таких стилей рисования, как ренессанс, импрессионизм и поп-арт, а затем отходили от этих стилей и добивались удивления у рассматривавших картины людей.
В работе от 2017 года, опубликованной на сайте arXiv, учёные сообщают, что «люди не могли отличить произведения, созданные предлагаемой системой, от рисунков, написанных современными художниками и демонстрирующихся на выставках». Aiva, музыкальный ИИ, недавно стала первой машиной, зарегистрированной в качестве композитора французской профессиональной ассоциацией авторов-песенников, композиторов и издателей SACEM. Она учится на основе существующих музыкальных композиций, а затем пишет свою, новую, эмоциональную музыку.
Если ИИ может заниматься творчеством, может ли он смешить людей? Эрик Хорвиц и Дафна Шахаф, исследователи из Microsoft, совместно с бывшим редактором карикатур из New Yorker Робертом Мэнкоффом, недавно продемонстрировали, что ИИ может отличать, что является смешным. Они разработали ИИ, помогающий просеивать огромную кучу приходящих в New Yorker работ на конкурс заголовков. «Мы разработали классификатор, способный выбрать более смешной из двух заголовков в 64% случаев, и использовали его для поиска лучших заголовков, что значительно уменьшило нагрузку на жюри конкурса», – написали они в работе.
И хотя ИИ могут воспринимать шутки, им ещё многому предстоит научиться до того, как они смогут их рассказывать. Обычно их шутки основаны на игре слов и на сломе логических ожиданий.
Перспективы стэндап-комика у робота Zoei (Zestful Outlook on Emotional Intelligence — пикантный взгляд на эмоциональный интеллект), созданного в 2014 году исследователями из Маркеттского университета, выглядят многообещающе. Zoei создаёт шутки и жесты, распознаёт лица и определяет реакцию аудитории на предыдущие шутки. Он улучшает свою работу через технологию машинного обучения, известную, как обучение с подкреплением: почти так же, как комик-человек, методом проб и ошибок, Zoei максимизирует «награду» (смех в качестве положительной реакции) за свои шутки, изучая варианты и углубляясь в наилучшие из них.
С каждой новой аудиторией Zoei приходится начинать с нуля, и строить свой репертуар на лету. В какой-то степени этим занимаются и люди-комики, но они могут запоминать предыдущие аудитории и строить между ними ассоциации, а также писать текст заранее и готовиться перед выступлением. Просмотр передачи «Zoei в прямом эфире сегодня вечером» каждый раз начинался бы с нескольких неловких минут у микрофона, или был бы похож на неудачную пилотную версию сезона.
Пока что Zoei не проверяли в экспериментах крупнее, чем один на один, или на разных демографических срезах – она пока и близко не подошла к Aiva. Но почему мы пока не видели робота-комедианта, сравнимого по сложности с роботом-композитором?
Это несоответствие можно объяснить фундаментальными различиями между основными составляющими музыки и языка. Джона Кац и Дэвид Песецки из Университета в Западной Вирджинии и MIT, соответственно, считают, что эти основные составляющие состоят из «произвольных пар звуков и смыслов в случае языка; тональностей и их комбинаций в случае музыки». Произвольность языка считается одним из определяющих его свойств: одно произнесённое слово само по себе не несёт значения, поскольку оно может меняться в контексте языка, диалекта, предложения и т.п. Кац поясняет, что «сложные музыкальные произведения можно составить из нескольких основных элементов, которых можно насчитать от семи до нескольких десятков». В то же время, «для языка количество основных элементов оценивается в десятки тысяч».
Со всеми своими сложностями и изменениями формы слов, значениями и мотивами, язык – это валюта комедии. Роберт Провайн, нейробиолог и автор книги «Смех: научное расследование», показал, что мелкие шуточки, которыми наполнены наши дни, часто являются зародышем для шуток комедиантов. Провайн однажды наблюдал за группой людей в кампусе колледжа и за тем, что провоцирует их на смех. Фразочки, которые заставляли людей посмеиваться, были похожи на сценарий бесконечного телевизионного ситкома, «написанный чрезвычайно мало одарённым автором». Комедия основана на банальных диалогах, соединённых с культурными и социальными отсылками.
Нам должно польстить, что человеческий язык остаётся только нашей областью. Его нюансы слишком сложны для ИИ, поэтому мы можем быть бесконечно более творческими с языком, чем машины. Роботу-комику придётся пройти очень долгий путь до того, как он сможет вызвать взрыв хохота, не говоря уже о создании целого номера. В клубе импровизаций это был бы тот неловкий друг, пытающийся выдавать игру слов и батины приколы в микрофон. Пока что роботы способны лишь на написание шуток, пригодных для размещения на товарах народного потребления. Но в ближайшее время до Дэйва Шапелла им не дойти.
Комментарии (17)
OriSvet
27.09.2017 16:46-1Я где-то читал, что чувство юмора — выработанный эволюцией механизм сброса парадоксов. Когда мозги не могут обработать информацию и начинают буксовать, то здоровой голове это кажется смешным, типа «посмотри какая странная ерунда, вот умора!». Соответственно, со всяким абсурдом если и нет возможности понять, то по крайней мере можно примириться.
Teemon
28.09.2017 03:34А я слышал что природа юмора, смеха — это демонстрация «как не надо делать». Ну типа упала обезьяна — остальные смеются и показывают пальцем (Ха-ха-ха, упал, неудачник). Маленькие дети тоже могут непроизвольно смеяться над другими. Да и взрослые тоже, когда кто-то нелепо себя ведет, но современные нормы морали накладывают конечно, ограничения.
Парадокс — может быть частным случаем того, как не надо делать.hdfan2
28.09.2017 07:42Кстати, интересная идея. Сюда же можно прикрутить мысль, почему во время/после смеха чувствуешь себя лучше — это типа эмоциональное вознаграждение за то, что дурак не ты, а кто-то другой, а ты всё сделал правильно. Побуждает не делать так, чтобы над тобой смеялись.
Teemon
28.09.2017 07:47Ну я почти все шутки вроде для себя сводил что они значат «не надо так делать»
Hardcoin
27.09.2017 17:05-1Дело не в том, что юмор фундаментально сложнее, просто на него потратили на год меньше. Дайте разработчикам пару лет и камеди останется без работы.
igruh
27.09.2017 17:28+1Если роботы начнут шутить как камеди, то именно это свойство роботов и убьёт человечество. По крайней мере мыслящую часть.
ariklus
27.09.2017 18:18Так пишут же что роботы могут писать шутки но у них редко получается шутить смешно — так что камеди заменить уже можно.
tezqa
27.09.2017 17:59Для юмора не достаточно запилить нейросеть. Над делать мыслящую машину, чтобы это не значило.
sic
27.09.2017 21:24+1Почему искусственный интеллект обделён чувством юмора
Потому что никакого искусственного интеллекта и нет? А некие сомнительные результаты в «творчестве» всего лишь дискредитируют качество современного восприятия творчества?andrey_aksamentov
28.09.2017 12:13И не факт что когда появится, будет иметь чувство юмора не имея самоосознания.
имхо Юмор это реакция на стечение обстоятельств и особенность их восприятия.
По большей части юмор есть демонстрация превосходства над кем то или чем то в определенной ситуации. (превосходство в том, что с тобой такое событие не происходило)
maslyaev
28.09.2017 13:07Смешные (извините за каламбур). Думают, что если механический болван выглядит как юморист, двигается как юморист и издаёт звуки как юморист, то это и есть юморист…
Сущность юмора и смеха — великая загадка. Но не потому, что никто на неё ответить не может. Ответили уже много раз. Впервые об этом я прочитал то ли в 2007-м, то ли в 2008-м, да и то, наверно, только потому, что не видел более ранних работ на эту тему. Загадка в том, что ответ в головах людей не держится. Не запоминается, забывается, вытесняется. Ответ простой и единственный (собственно, об этом выше написал Teemon): юмор — врождённый механизм, при помощи которого члены сообщества договариваются между собой о том, какое поведение в данном сообществе считается нежелательным.
Механический болван не является в нашем человеческом сообществе одним из полноправных субъектов. Соответственно, нам не о чем с ним договариваться. Поэтому то, что он выдаёт, не может являться им самим сгенерённым юмором. Никак.
Вообще в гонке «замени человека роботом» деликатно забыли про один вид деятельности, автоматизация которого весьма перспективна. Я имею в виду пост высшего чиновничества, включая главу государства. А ведь идея подробно была изложена ещё у Салтыкова-Щедрина в «Истории одного города».
Areso
28.09.2017 16:29Да ладно, бот от Майкрософта (Tay) вполне себе юморил. Правда чернухой, но юмор, он ведь разный бывает?
eatfears
28.09.2017 20:26«Мы разработали классификатор, способный выбрать более смешной из двух заголовков в 64% случаев, и использовали его для поиска лучших заголовков, что значительно уменьшило нагрузку на жюри конкурса»
Чуть лучше случайного классификатора? Хорошая шутка!
SLY_G Автор
Пока киборги не заполонили всю планету, но всё к этому идёт.