Однако почему эти два числа равны, нигде не объясняется. Возможно все считают этот факт очевидным и не требующим каких-то дополнительных пояснений.
На самом деле связь и вправду очень простая, если задуматься. Тем не менее, до какого-то момента связь между коэффициентами многочлена и комбинаторикой была для меня чем-то из области магии. Если для вас это и сейчас так, добро пожаловать под кат, буду объяснять очевидное.
Давайте начнём с конкретного примера. Возьмём сумму и возведём её в какую-то степень, например в четвёртую.
Раскроем скобки справа, при этом не будем приводить подобные слагаемые, использовать при записи степени, а так же забудем на минуту о коммутативности умножения, т.е. не будем менять порядок множителей в слагаемых:
Давайте думать о слагаемых в итоговом многочлене как о символьных строках. Мы получили 16 строк длиной 4 символа. Понять, почему именно 16 несложно. Каждый раз, когда мы умножаем на скобку, содержащую 2 слагаемых, мы увеличиваем число элементов в конечном результате в два раза. Всего мы перемножили 4 скобки с двумя слагаемыми, т.е. в итоге получили .
Будем считать, что если в строке элемент равен , то он не «выбран», а если , то «выбран». В таком случае строка соответствует случаю, когда из 4-х элементов не выбрали ни одного, а строка — случаю когда все элементы выбраны.
Предположим теперь, что мы хотим ответить на вопрос «сколькими способами можно выбрать два элемента из четырёх». С учётом нашей договорённости, всё что нам надо сделать — это посчитать количество строк, в которых ровно две буквы : . Их ровно шесть.
Теперь вспомним о коммутативности умножения и о нотации «степень». Все эти строки можно записать как , и в исходной сумме мы получим:
Коэффициент 6 и есть ответ на наш вопрос про количество способов выбора двух элементов. Не удивительно, ведь когда мы приводим подобные слагаемые, то подсчитываем количество множителей, в которых и входят в одинаковой степени. То есть подсчитываем число строк, в которых «выбрано» одно и то же число элементов.
Вернёмся к начальной сумме и приведём все слагаемые. Для наглядности я в явном виде буду записывать коэффициент 1 и буду использовать тот факт, что .
В такой записи чтобы узнать количество способов выбора элементов из достаточно просто посмотреть на коэффициент перед слагаемым в котором входит в -ой степени.
Кстати, обратите внимание, что . Это еще одно свойство биномальных коэффициентов, которое становится очевидным, если вспомнить, что мы начинали с многочлена в котором слагаемых.
Для общего случая
Нотация очень простая: у снизу стоит — степень скобки, сверху — степень, в которой в слагаемом стоит .
Или, как мы теперь знаем, это количество элементов в множестве, из которого мы делаем выборку, — количество элементов, которые мы выбираем.
Добавлю, что обычно определение биномального коэффициента даётся не через произведение и , а через произведение и в многочление, который получается в итоге, есть только (т.к. при любая степень равна еденице). Суть от этого не меняется, но заметить комбинаторную сущность получившийся формулы становится сложнее.
Комментарии (21)
neurocore
10.10.2017 18:51+1Материал слабоват. Но я с удовольствием почитал бы доказательства множества различных уравнений с биномиальными коэффициентами (но правда соответствует ли эта тематика хабру?)
sashagil
11.10.2017 05:27+1Если вам любопытны элементарные доказательства (на уровне первых лет занятий школьного маткружка, без утомительной технической / механической работы с алгебраическими преобразованиями), рекомендую полистать книгу «Proofs That Really Count: The Art of Combinatorial Proof» (pdf можно найти в интернетах) — там авторы собрали / придумали довольно длинный ряд доказательств комбинаторных тождеств (уравнений с биномиальными коэффициентами в том числе) «на пальцах» — например, подсчитывая количество способов составить прямоугольник 2xN из N доминошек разными путями.
Не помню, приводят ли они рядом алгебраические доказательства (суть книги — именно в нахождении способов доказательств «на пальцах»!), но точно помню, что ближе к концу они дают сводку тождеств, к которым они доказательств «на пальцах» пока не нашли :). Перевода на русский вроде нет; я на досуге посмотрю из любопытства, не переводил ли / не пересказывал ли кто фрагментарно.
GeMir
10.10.2017 20:56-2Любопытная у вас запись. За годы учёбы встречал лишь «стандартную»:
Hixon10
10.10.2017 22:01Ваша запись — мировой стандарт, а запись автора статьи — стандарт из СССР-овских вузов.
ver-sta
11.10.2017 01:23А причем здесь СССР-овские вузы, Математическая энциклопедия говорит, что обозначение $C_n^k$ появилось в 19 веке.
Hixon10
11.10.2017 08:01+1Я, к сожалению, не знаю, когда эта запись появилась. Я лишь вижу, что студенты из российских вузов часто используют $C_n^k$, когда во всех статьях на английском языке используется вышеприведенная запись.
masai
12.10.2017 13:51А ещё студенты российских вузов пишут tg вместо tan и отделяют дробную часть запятой. Вопрос привычки.
WRONGWAY4YOU
11.10.2017 13:59Не только СССР-овские вузы использовали данную нотацию.
Из Википедии:
The number of k-combinations from a given set S of n elements is often denoted in elementary combinatorics texts by C(n ,k) or by a variation such as $C{k^n}$, {}{n}C{k}, ${}^{n}C{k}$, $C{n,k}$ or even $C{n}^{k}$ (the latter form was standard in French, Romanian, Russian, Chinese and Polish texts).
KvanTTT
10.10.2017 21:00Также есть более обобщенные мультиномиальные коэффициенты. Про них было бы интересней.
crocodile2u
11.10.2017 13:26+1Раньше для меня ьыло так:
abba = Happy New Year
А теперь тупо
abba = a2b2
Мир никогда не будт прежним...
ukhegg
Кому-нибудь еще показалось, что первая лекция курса теории вероятности(ну или другого мат. курса, в который входит комбинаторика), пересказанная своими словами, не стоит целой статьи на хабре? Хабр деградирует или у меня завышенные ожидания?
igorm6387 Автор
Не знаю, гордиться мне или стыдиться. Хотя курс теории вероятности мне в своё время читали, но в явном виде объяснений изложенного я не слышал (и не встречал в литературе). Так что содержимое статьи — моё собственное «математическое открытие». Надеюсь кому-то ещё оно будет интересно.
ver-sta
нет «теории вероятностИ», есть «теория вероятностЕЙ»
saluev
Много литературы прошерстили, чтобы написать это высокопарное «не встречал в литературе»? :)
igorm6387 Автор
Нет, не много. Я вроде бы и не претендую на глубокие математические знания. Лишь хотел подчеркнуть, что содержимое статьи это не пересказ чего бы то ни было.
saluev
Это называется «изобрести велосипед». Незнание конструкции велосипеда не означает, что вы создаёте что-то новое, переизобретая её. Не надо писать статьи на темы, в которых вы разбираетесь настолько плохо, что не в курсе базовых достижений человечества.
igorm6387 Автор
Нельзя понять решение задачи, просто прочитав ответ в конце учебника. В лучшем случае у вас просто появиться иллюзия «знаю», «могу». Настоящее понимание приходит когда над задачей вы долго бились самостоятельно и наконец нашли решение. Я взялся написать о биномиальных коэффициентах только потому что «изобрел велосипед».
saluev
Я же не предлагаю вам отказаться от решения задач. Просто сообщаю, что не обязательно всех извещать о своих успехах в учёбе :)