Всем привет, меня зовут Дмитрий Карловский и я… хочу причинить вам боль. Много боли. Я напомню вам обо всех страданиях, что вы исптываете находясь в плену своего любимого js-фреймворка. Я опущу вас на самое дно самой глубокой безысходности. А потом, когда вы совсем отчаетесь и потеряете веру в комьюнити, я подам вам руку помощи и покажу светлое будущее.

Я причиню вам боль


Далее вашему представляется текстовая расшифровка одноимённого выступления c IT Global Meetup #1. Вы можете читать её как статью или же открыть в интерфейсе проведения презентаций. Приятного чтения.

Высокоуровневые фреймворки


Вот выбрали вы фреймворк. Как вы представляете себе работу с ним? Ну, это должен быть богатый набор готовых решений, из которых можно легко и быстро собрать приложение любой сложности.

Куча готовых решений


Примеры таких фреймворков: ExtJS, SAPUI5, VCL.JS, $mol — они предоставляют вам кучу готовых виджетов, от банальных кнопочек, до сложных гридов с сортировками, фильтрацией и прочими прекрасными дамами.

Но могие ли слышали про них? А многие ли используют их в повседневной работе?

Не многие. Что странно, не находите?

Низкоуровневые фреймворки


К сожалению, более популярны сейчас низкоуровневые фреймворки, дающие только самые базовые абстракции над платформой, а всё остальное приходится реализовывать уже руками или искать на просторах интернета, и прикручивать синей изолентой. То есть для каждого проекта мы собираем уникальный высокоуровневый фреймворк на основе низкоуровневого.

Только рамки


Примеры таких фреймворков у всех на слуху. Это: Angular, VueJS, EmberJS и многие другие.

Библиотеки с замашками фреймворка


В последнее время вновь набрал популярность тренд строить экосистему вокруг отдельных узкоспециализированных библиотек. Тут всё ещё хуже — в каждом проекте приходится сначала собрать из кучи библиотек низкоуровневый фреймворк по своему вкусу, а поверх него уже велосипедить компоненты, которые зачастую не отличаются переиспользуемостью за пределами разрабатываемого проекта.

Одни велосипеды


Наиболее известные примеры: React, Backbone, jQuery

Гибкость или скорость разработки?


Почему же высокоуровневые фреймворки так не популярны и из проекта в проект мы пилим одни и те же велосипеды?

Опять велосипеды...


Дело в том, что большинство из них имеют крайне низкое качество. Они огромные, тормозные, сложные в изучении, а главное — очень дубовые, из-за чего кастомизация их компонент под проект сравнима по трудоёмкости с написанием этих компонент с нуля.

$mol — высокоуровневый, но гибкий


Но из общего ряда монстров выбивается фреймворк $mol. Он легковесней и шустрее многих низкоуровневых фреймворков, но при этом идет с богатым набором батареек в комплекте, позволяющих собрать сложное приложение буквально несколькими строками кода.

Лишний код никак не мешает


И это богатство совсем не отягощает конечное приложение, ведь включается в него лишь тот код, что реально необходим.

Сравним размеры


Итак, возьмём наиболее ярких представителей из трёх разных уровней: библиотеку React, низкоуровневый фреймворк Angular и высокоуровневый $mol. Создадим каждым из них по тривиальному статичному приложению и посмотрим какие накладные расходы дают разные инструменты.

Level Proj create (s) Proj size (KB) Deps App size (KB) App start (ms)
React Lib 70 120 000 892 45 230
Angular Low 50 160 000 752 80 350
$mol High 0 200 0 15 150

Вручную создавать проекты на Реакте и Ангуляре — задача не тривиальная, поэтому используем стандартные кодогенераторы (create-react-app и angular/cli). Они около минуты генерируют кучу файлов, после чего вы уже можете удалить лишние и добавить нужные.

В $mol же новое приложение создаётся просто созданием директории и расположением в ней нужных вам файлов, без установки восьми сотен зависимостей. Как видите высокоуровневый фреймворк $mol даёт в 3 раза меньшую прибавку к размеру страницы чем одна только библиотека React.

Использование сторонних компонент


Что обычно нужно для того, чтобы воспользоваться сторонним компонентом?

  1. Найти в интернете и выбрать из альтернатив.
  2. Установить совместимую версию.
  3. Импортировать и зарегистрировать.
  4. Воспользоваться.

Не очень удобно, правда?

Использование сторонних $mol компонент


Основной принцип $mol — автоматизация, так что воспользоваться сторонним компонентом крайне просто.

  1. Выбрать компонент из каталога.
  2. Воспользоваться.

Сборщик сам позаботится о скачивании его исходников и включении их в правильные места результирующих бандлов.

Удаление сторонних компонент


А что обычно приходится делать, когда компонент больше не нужен?

  1. Перестать использовать.
  2. Не забыть удалить импорт и регистрацию.
  3. Не забыть удалить зависимость от него.

Столько всего нужно не забыть, чтобы в вашем приложении не было лишнего кода.

Удаление сторонних $mol компонент


А что же делать, когда вам больше не нужен какой-либо $mol компонент?

  1. Перестать использовать.

Другой основной принцип $mol — не платить за то, что не используешь. А это значит, что достаточно перестать использовать компонент, чтобы он перестал включаться в бандл. Всё крайне просто и надёжно, ведь человеческий фактор исключён полностью.

Версионирование


Допустим, вы нашли два замечательных компонента: красивый datepicker и продвинутый datagrid. Но вот беда, один во всю использует возможности новой версии фреймворка, а другой с ней ещё не совместим. Что же делать, если отказываться от одного из них не хочется, а хочется уже и самим использовать новые возможности, но переписывание всех старых компонент может занять не один месяц?

Сложный выбор


Несколько версий разом


Вы можете попытаться включить в бандл обе версии фреймворка, но это мало того, что существенно раздует объём приложения, так ещё и скорее всего не заведётся. Хотя бы даже потому, что пакетный менеджер не позволит вам установить одновременно две версии одного фреймворка. А если это даже и удастся, то драки между версиями будет не избежать. Поэтому...

Несколько версий больших библиотек


Версионирование в $mol


В $mol модули не имеют версий. Вместо этого они разрабатываются в соответствии с принципом "открытости/закрытости".

  1. Любой модуль открыт для расширения интерфейса.
  2. Любой модуль закрыт для изменения интерфейса.

Это значит, что вы можете безопасно обновлять все модули до последних ревизий, не беспокоясь о том, что у них изменился API.

Обновление API в $mol


Но что же делать, когда нужно ввести более удобное API не совместимое с уже существующим? А всё просто — если API не совместимо, то это уже другой модуль с другим именем. Имя может быть и похожее. Например, с увеличенным числом в конце. А раз это будут два разных модуля, то и сосуществовать в проекте они смогут одновременно. При этом у них может быть много общего кода, вплоть до: один — это не более чем легковесный фасад для другого.

Переиспользование старых модулей в новом


На диаграмме вы видите, что гипотетическая новая версия движка рендеринга $mol компонент, при сосуществовании с предыдущей, лишь незначительно увеличит общий объём бандла. Могли ли вы себе представить такое в каком-либо другом фреймворке?

Кстати, не удивляйтесь тому, что модули в $mol такие маленькие, ведь при автоматизации работы с зависимостями, создавать и использовать микроскопические модули — одно удовольствие.

Потоки данных


Вручную рулить потоками данных — настоящий ад. Вы вроде бы продумали все варианты, учли все события, но стоит отдать результат тестировщикам, как на вас потоком начинает валиться куча баг-репортов, являющихся следствием противоречивой логики. Для совладания с оной у вас есть два пути.

  1. Стримы событий (streams)
  2. Реактивные ячейки (cells)

Стримы событий


В Angular ставку сделали на концепцию стримов, где вы статически настраиваете потоки событий и реакции на них. К сожалению, любое нетривиальное приложение имеет много динамики, а значит составить для него эффективную конфигурацию потоков — настоящая головоломка. Посмотрите только как на стримах выглядит правильное условное ветвление по двум переменным.

const Result = Rx.Observable.combineLatest( Pos , Start )
.select( ([ pos , start ])=> {
    return pos < start ? Left : Rx.Observable.of( null )
} )
.switch()
.distinctUntilChanged()
.debounce( 0 )

И это ещё довольно простой пример.

Реактивные ячейки


Реактивные ячейки же являются просто контейнерами, которые сами отслеживают зависимости между собой, динамически выстраивая потоки данных наиболее оптимальным образом.

@ $mol_mem
result() {
    return this.pos() < this.start() ? this.left() : null
}

Тут мы просто объявляем свойство, которое является функцией от других свойств, при изменении которых наше тоже будет обновлено наиболее эффективным образом.

Ячейки в $mol


Уверен вы слышали про VueJS или MobX — они как раз основаны на концепции ячеек. Но реализация в $mol — самая продвинутая. Вот, что умеет $mol, чего не умеет ни один другой фреймворк.

  1. Синхронный код, но без блокировки потока.
  2. Двустороннее непротиворечивое движение данных.
  3. Автоматическая установка и сброс индикатора ожидания.
  4. Автоматическое распараллеливание неблокирующих задач.
  5. Падение и восстановление частей страницы, без падения приложения целиком.
  6. Контроль времени жизни объектов.

Да-да, у нас есть деструкторы с предсказуемым моментом исполнения.

Всё это — наглядный пример того, как грамотная архитектура позволяет писать гибкий, умный и эффективный код, не теряя при этом в наглядности и не раздувая его размеры.

Очепятки


Наверняка каждый, съевший JavaScript собаку, может припомнить в своей практике не одну увлекательную историю, когда из-за одной маленькой опечатки он пол дня бился с каким-нибудь невозможным багом. Проблема в том, что человек — существо по природе своей невнимательное. Он легко допускает самые глупые ошибки, а потом может не видеть их, смотря на них в упор.

Столько работы впустую


Решением этой проблемы является статическая типизация, позволяющая компьютеру автоматически и за конечное время проверить корректность кода, разгружая мозг программиста от кучи мелочей и позволяя ему концентрироваться на действительно важных вещах.

Но много ли вы знаете фреймворков, написанных на TypeSript?

Я знаю всего 4. Это низкоуровневые Angular и CycleJS, а также высокоуровневые VCL.JS, и… $mol. Все остальные попросту непригодны для разработки более-менее крупных проектов. Ну как не пригодны… вам просто нужно каждый год удваивать число разработчиков, чтобы только лишь сохранять прежний темп разработки.

Стилизация сторонних компонент


Ок, прикрутили мы datepicker, и он даже работает. Да вот беда, выглядит он как белая ворона в чёрном квартале.

Если разработчик компонента во имя великой инкапсуляции изолировал стили с помощью css-in-js, css-modules или даже web-components, то можно вас только поздравить с необходимостью стилизовать сторонний компонент через вязанку костылей. Например, такого рода селекторы у вас могут появиться при необходимости стилизовать дни в выпадающем календарике в datepicker-е.

/* No isolation */
.my_date .acme_calendar_day { ... }

/* Angular default isolation */
:host ::ng-deep .calendar ::ng-deep .day { ... }

/* CSSModules isolation */
.date [class*="calendar"] [class*="day"] { ... }

Инкапсуляция и изоляция


Важно понимать разницу между инкапсуляцией и изоляцией.

  • Инкапсуляция — возможность работать не зная внутренностей
  • Изоляция — невозможность работать со внутренностями

Инкапсуляция позволяет работать со сложной штукой через простой интерфейс, но не мешает и погрузиться во внутренности, когда это действительно необходимо. Изоляция же — гораздо более сильное ограничение, которое связывает нас по рукам и ногам, и заставляет форкать сторонний компонент, чтобы органично вписать его в своё приложение.

Стилизация $mol компонент


$mol пронизан инкапсуляцией с ног до головы. Но изоляции в нём нет. Вообще. Никакой. Даже в скриптах. Зато в $mol есть глобальные уникальные человекопонятные имена и единые правила стилизации, что своих, что сторонних компонент.

/* ( $mol_view as "Day" ) from $mol_calendar */
[mol_calendar_day] { ... }

/* Day from ( $mol_calendar as "Calendar" ) from $mol_date */
[mol_date_calendar_day] { ... }

/* Day from Calendar from $my_date that inherits $mol_date */
[my_date_calendar_day] { ... }

В приведённом примере, имя "my_date_calendar_day" формируется автоматически по следующему принципу… Сперва берётся глобальное имя компонента ("my_date"), потом к нему приклеивается локальное имя календарика в контексте владельца ("calendar") и так далее до нужного компонента, как бы глубоко в иерархии он ни находился.

Генерируемый DOM в $mol


Самое приятное в стилизации $mol компонент — программисту не надо вручную прописывать портянку классов каждому дом-элементу — они генерируются автоматически исходя из сформированного дерева компонент.

<mol_view my_date_calendar_day mol_date_calendar_day mol_calendar_day mol_view>
    03
</mol_view>

Вы только представьте: можно разрабатывать компонент совершенно не думая о его стилизации, но при этом иметь полный контроль за визуализацией любого дом-элемента. Без костылей, гор копипасты, увеличения специфичности селекторов и прочих гадких штук.

Жёсткие шаблоны


Возьмём первый попавшийся шаблон на Angular из документации.

<h1>{{title}}</h1>
<h2>My Heroes</h2>
<ul class="heroes">
    <li *ngFor="let hero of heroes"
    [class.selected]="hero === selectedHero"
    (click)="onSelect(hero)">
        <span class="badge">{{hero.id}}</span> {{hero.name}}
    </li>
</ul>

Что не так с этим кодом?

С точки зрения поддержки у него две беды: отсутствие уникального класса у каждого элемента и его неимоверная дубовость. Что мы будем делать, если на одной странице из 20 нам потребуется убрать подзаголовок, на другой добавить после него параграф с описанием, а на третьей выводить имена героев до идентификатора, а не после? Вариантов тут не очень много...

Копипаста


Самое простое — скопипастить шаблон несколько раз и поправить его по месту.

<h1>{{title}}</h1>

<ul class="heroes">
    <li *ngFor="let hero of heroes"
    [class.selected]="hero === selectedHero"
    (click)="onSelect(hero)">
        <span class="badge">{{hero.id}}</span> {{hero.name}}
    </li>
</ul>

Но тогда мы получаем очень много дублирования и необходимость эти похожие, но разные дубликаты синхронно рефакторить. Эта мартышкина работа — тот ещё рассадник багов.

Логика в шаблоне


Другая крайность — это научить компонент любым выкрутасам, которые от него могут где-либо потребоваться. И каждый раз когда кому-то потребуется что-то ещё — расширять компонент новыми возможностями.

<h1>{{title}}</h1>
<h2 *ngIf="subTitleVisible">My Heroes</h2>
<p *ngIf="description">{{ description }}<p>
<ul class="heroes">
    <li *ngFor="let hero of heroes"
    [class.selected]="hero === selectedHero"
    (click)="onSelect(hero)">

        <ng-template [ngIf]="badgeFirst; else badgeLast">
            <span class="badge">{{hero.id}}</span> {{hero.name}}
        </ng-template>

        <ng-template #badgeLast>
            {{hero.name}} <span class="badge">{{hero.id}}</span>
        </ng-template>

    </li>
</ul>

С таким подходом компонент очень быстро превращается в большой тяжёлый швейцарский нож, который неудобно использовать и очень сложно поддерживать.

И всё-равно в нём появляется копипаста, когда требуется переставлять элементы местами, добавлять обёртки и другим образом изменять структуру в зависимости от состояния.

Любая динамика в шаблонах — это боль и страдания от программирования на HTML.

Что не так с HTML?


Размышление над проблемами шаблонов неизбежно приводят к мысли, что они… вообще не нужны. Если программист оперирует компонентами, а браузер JS и DOM объектами, то зачем нам эта мимикрия под HTML, не обладающего выразительной мощью для описания компонент? У HTML очень ограниченная модель.

  • Словарь атрибутов может быть только один.
  • Значения атрибутов — только строки.
  • Вложенное дерево может быть только одно.
  • Внутри может быть много одноимённых элементов.

Это помимо его крайней многословности. А для компонент нужны: строки, числа, флаги, словари, массивы, пользовательские типы данных, двустороннее и одностороннее связывания свойств, уникальное имя каждого подкомпонента, наследование, смешивание, частичное переопределение и, наконец, программная логика написанная на полноценном языке программирования. Всё это с очень тугим скрипом натягивается на стержень HTML. Поэтому..

Композиция во view.tree


В $mol вообще нет шаблонов.

Как нет шаблонов?


Никакого больше подражания HTML-у — только компоненты и их взаимоотношения. В $mol есть простой и наглядный язык для композиции компонент, который позволяет в декларативной форме описать какой компонент в каком лежит, какое имя в нём имеет и как с ним связан. Он настолько прост, что я научу вас его основам всего за 5 минут.

Простейший $mol компонент на view.tree


$my_heroes $mol_view

Вот, мы создали компонент $my_heroes, который наследует свойства от самого базового компонента $mol_view. Одна строчка кода из двух имён. Что может быть проще? В том же Angular вам потребуется минимум 5, плюс ещё 2 на импорт и регистрацию.

Объявление свойств во view.tree


Чтобы объявить новое или переопределить существующее свойство — просто пишем его имя с отступом, а через пробел — значение по умолчанию.

$my_heroes $mol_view
    sub /

Тут мы переопределили свойство "sub", которое будет возвращать список вложенных компонент.

Вложенные компоненты во view.tree


Внутри у нас будет 3 компонента: заголовок, подзаголовок и собственно список героев.

$my_heroes $mol_view
    sub /
        <= Title $mol_view
        <= Title_sub $mol_view
        <= Rows $mol_list

Стрелочка влево означает получение значения свойства, а после неё идёт собственно объявление этого свойства указанием его имени и значения через пробел. Всё, что начинается с "$" — это классы компонент. Их свойства тоже можно переопределять.

Глубокая иерархия во view.tree


Вводя всё новые и новые свойства мы можем построить наглядную иерархию любой нужной нам глубины.

$my_heroes $mol_view
    sub /
        <= Title $mol_view
            sub /
                <= title         <= Title_sub $mol_view
            sub /
                <= title_sub @ \My Heroes
        <= Rows $mol_list
            rows <= rows /

Тут например, сразу видно, что заголовок мы выводим во вложенный компонент по имени Title, подзаголовок — в Title_sub, а строчки с героями в Rows.

Строковые константы во view.tree


Обратная косая черта предваряет сырые данные, которые могут содержать любые символы, кроме перевода строки.

<= descriptions     \Многострочный текст
    \   который может содержать
    \       совершенно любые символы
    \           без какого-либо экранирования
    \               " ' & < > \

Мечтали ли вы о таком счастье в html или json?

Локализация во view.tree


Зашивать тексты в коде, конечно, просто и быстро, но что насчёт локализации? Просто добавляем собачку и текст после неё будет вынесен в отдельный файл с переводами, а в сгенерированном из view.tree TypeScript классе будет лишь обращение по человекопонятному ключу.

web.locale=en.json


{
    "$my_heroes_title_sub" : "My Heroes"
}

heroes.view.tree.ts


/// title_sub @ \My Heroes
title_sub() {
    return this.$.$mol_locale.text( "$my_heroes_title_sub" )
}

Обратите внимание, что кусочек исходника, ответственного за данное свойство всегда выводится рядом в комментарии. Что позволяет очень быстро освоить синтаксис view.tree.

Мультисвойства во view.tree


Обычные свойства возвращают всегда одно значение. Мультисвойства могут возвращать разные значения в зависимости от переданного им ключа.

$my_heroes $mol_view
    - ...
    Row!index $mol_row
        sub <= item_content!index /
            <= Badge!index $my_badge
                title <= hero_id!index             <= hero_name!index \

В данном случае ключом для строк героев и всего, что в них находится у нас будет их порядковый индекс.

Удаляем подзаголовок из $my_heroes


Итак, зачем нам вся эта свистопляска с кучей свойств? Дело в том, что каждое такое свойство — это точка расширения. Мы можем изменить в компоненте любой аспект поведения, просто переопределив соответствующее свойство.

$my_top_heroes $my_heroes
    Title_sub null

Тут мы создали новый компонент на основе базового, но вместо вложенного компонента просто возвращаем null, что приводит к полному исключению его из рендеринга.

Добавляем описание в $my_heroes


Переопределяя списки мы можем добавлять новые компоненты между уже существующих.

$my_new_heroes $my_heroes
    sub /
        <= Title -
        <= Title_sub -
        <= Description $mol_text
            text <= description         <= Rows -

Тут мы объявляем компонент который является точь в точь компонентом $my_heroes, но после заголовков имеет дополнительный тут же объявленный блок с описанием.

Меняем местами блоки в $my_heroes


И разумеется мы можем легко и просто переставлять местами компоненты, где-нибудь в глубине. Например, имя и идентификатор героя.

$my_reflect_heroes $my_heroes
    item_content!index /
        <= hero_name!index -
        <= Badge!index -

Язык view.tree настолько удобен для описания компонент, что его так и тянет использовать для описания вообще любых классов. И это на самом деле возможно, но только осторожно.

Логика компонент в $mol


Но иногда ведь нужна нетривиальная логика для вычисления свойств. А логику лучше всего описывать на языке для этого предназначенном. Поэтому мы просто наследуемся от автоматически сгенерированного из view.tree класса и переопределяем его свойства, реализуя любую хитрость.

export $my_heroes extends $.$my_heroes {

    heroes() {
        return $mol_http.resource( '/heroes' ).json()
    }

    rows() {
        return Object.keys( this.heroes() ).map( index => this.Row( index ) )
    }

    hero_name( id : string ) {
        return this.heroes()[ id ].name
    }

}

Тут мы загрузили json массив с данными героев с сервера, для каждого героя создали по строке отображения, объявленной во view.tree, и объявили мультисвойство возвращающее имя героя по его порядковому номеру.

Как-то лишком просто, не находите? Но в этом вся и суть, что абстракции должны упрощать разработку, а не усложнять её.

Хайп


А теперь о грустном — проблеме петуха и яиц.

Если он такой классный, то почему его нигде не используют?


Разработчики не горят желанием изучать инструмент по которому мало вакансий. А компании — завязываться на инструмент по которому мало специалистов. Так и получается, что светлые идеи упрощающие и удешевляющие разработку помирают в тени более крупных, но менее функциональных библиотек, вынуждающих писать кучу однотипного кода с кучей велосипедов.

Ожидания и реальность


Примечателен опыт Тинькофф банка, где команда из лучших чем я специалистов долго разрабатывала новую версию интернет-банка на модном Реакте. Получился довольно тормозной монстр с меньшей функциональностью, который потом ещё очень долго оптимизировали. Но результат всё ещё далёк от совершенства.

В поте лица


На $mol меньшей командой за меньший срок можно было бы достигнуть куда большей отзывчивости интерфейса. Причём сразу, а не после жалоб пользователей.

Суровая правда жизни


Или пример с конференции РИТ 2017, где ребята из Wrike рассказывали про Angular и React. Слайды они показывали через специально написанное для выступления приложение, позволяющее аудитории в реальном времени голосовать за один из фреймворков.

Как вы думаете, на каком же фреймворке они его реализовали?

Ангуляр или Реакт?


На jQuery. Потому что на нём оказалось это сделать проще. Кстати, мне оказалось проще запилить приложение на $mol. Делайте выводы.

Фактор автобуса


Есть более существенный недостаток малого сообщества...

Кто будет его развивать, когда тебе надоест?


Когда мейнтейнер обессиленно падает оземь, его флаг приходится подхватывать тому, кому это больше всего нужно. Понимая это, я разрабатывал $mol таким, чтобы поддерживать его было не более трудоёмко, чем конечное приложение на его основе. В нём не более 10 тысяч строк кода, сгруппированных в небольшие узкоспециализированные заменяемые модули, имеющие весьма плоскую структуру. Это капля в море по сравнению с любым более-менее крупным приложением. И это та капля в которой разобраться скорее всего будет проще всего.

Сообщество $mol


Не стоит забывать и про социальную составляющую. У нас нет огромных маркетинговых бюджетов, поэтому мы не можем позволить себе фрагментацию сообщества в духе Angular, где одна половина пилит приложения на TypeScript, другая половина на JavaScript, а третяя вообще на Dart. Мы концентрируемся на том, чтобы всё наше небольшое сообщество могло совместными усилиями развивать общую базу компонент.

  1. Лёгкое использование стороннего модуля.
  2. Лёгкое расшаривание своего модуля.
  3. Лёгкое развитие множества модулей одним человеком.
  4. Лучшие практики из коробки.
  5. Каталог всех компонент.
  6. Глобальный рефакторинг всех репозиториев.

Незачем велосипедить каждому в своём проекте одни и те же типовые решения. Лучше посвятить время созданию чего-то по настоящему нового.

Продолжение следует


Надеюсь мне удалось заразить вас идеями $mol. Предлагайте свои. Или просто расскажите о своей боли, а вместе мы что-нибудь придумаем, чтобы её больше не было.

Комментарии (11)


  1. TheShock
    28.10.2017 19:42

    На $mol меньшей командой за меньший срок можно было бы достигнуть куда большей отзывчивости интерфейса. Причём сразу, а не после жалоб пользователей.

    А можно большей командой за больший срок достигнуть результата еще хуже. Ох уж эти «может», такие продажные.


  1. Varim
    28.10.2017 19:42

    Велосипед с турбиной


  1. redyuf
    28.10.2017 20:18
    +3

    У вас хорошие оригинальные идеи и много технически неплохих статей. Но зачем вы выбираете такой агрессивный стиль подачи, что в статьях, что в комментах?

    Пожалуйста, уберите эмоционально окрашенный маркетинговый булшит, он не несет полезной нагрузки. Это не помогает лучше понять материал, скорее наоборот, вызывает отторжение и негатив.


    1. justboris
      28.10.2017 20:23

      и окрашенный желтый текст тоже лучше убрать, на обычном белом фоне читать приятнее.


  1. nzeemin
    28.10.2017 20:25
    +1

    Далее вашему представляется текстовая расшифровка одноимённого выступления c IT Global Meetup #1. Вы можете читать её как статью или же открыть в интерфейсе проведения презентаций. Приятного чтения.

    Все ссылки в этом абзаце не работают.


  1. justboris
    28.10.2017 20:49

    $mol — высокоуровневый, но гибкий

    Сильное заявление. Собирается $mol только своим сборщиком, UI-компоненты лежат там же в огромном монорепо, ни Bootstrap ни MaterialUI без бубна не заведутся. С данными тоже беда: ни Redux, ни MobX, а свои собственные атомы. Где же обещанная гибкость?


    Кусочек проекта перевести не получится, а рисковать переписывать рабочий код целиком $mol, подвергая себя зависимости от одного единственного vintage чревато последствиями, если что-то пойдет не так.


    1. redyuf
      28.10.2017 21:07

      Гибкий, наверное имелось в виду расширяемость компонент хорошая и решение многих ситуаций со стейтом и загрузкой уже есть в ядре.
      Но да, в mol все свое, основная идея — что все части очень хорошо пригнаны друг к другу. Из коробки сразу все есть, включая UI-библиотеку. Если нужны бутстрапы и пр. — это не к mol.

      подвергая себя зависимости от одного единственного
      Справедливости ради отмечу, что Винтаж упорный и активно пилит этот мол уже который год. Кстати, первые атомы, которые еще jin, он запилил до MobX, по статьям видно.

      А вот с популяризацией своих творений у автора что-то не ладится.


  1. bgnx
    28.10.2017 20:59

    С точки зрения поддержки у него две беды: отсутствие уникального класса у каждого элемента и его неимоверная дубовость. Что мы будем делать, если на одной странице из 20 нам потребуется убрать подзаголовок, на другой добавить после него параграф с описанием, а на третьей выводить имена героев до идентификатора, а не после? Вариантов тут не очень много…

    Итак, зачем нам вся эта свистопляска с кучей свойств? Дело в том, что каждое такое свойство — это точка расширения. Мы можем изменить в компоненте любой аспект поведения, просто переопределив соответствующее свойство.

    На самом деле эту "уникальную" расширяемость $mol можно применить и к реакт-компонентам если вынести части верстки в методы чтобы потом можно было отнаследоваться и переопределить все что захочется.
    Например, тот пример с панелями в вашей статье


    $mol_pager $mol_viewer
        sub /
            < header $mol_viewer
                sub < head /
                    < titler $mol_viewer
                        sub /
                            < title
            < bodier $mol_scroller
                sub < body /
            < footer $mol_viewer
                sub < foot / 

    можно было бы записать и на реакте с ничуть не хужей расширяемостью


    class $mol_pager extends $mol_viewer {
      sub(){
        return [
          this.header(),
          this.bodier()
        ]
      }
      header(){
        return (
          <div>
           {this.head()}
           {this.titler()}
           {this.footer()}
         </div>
        )
      }
      head(){ return '' }
      titler(){
         return <div>{this.title}</div>
      }
      title(){ return '' }
    
      bodier(){
        return <div>{this.body()}</div>
      }
      body(){ return []}
    
      footer(){
        return <div>{this.foot()}</div>
      }
      foot(){ return []}
    }

    и потом можно также переопределить все что захочется. Но так никто не делает. Можно сказать что с таким подходом есть проблема в том что много болерплейта и ручной работы а также ненаглядность иерархии композиции из-за чего нужно бродить глазами по методам. $mol это решает тем что вводит новый язык разметки и при этом автоматически генерирует такие классы за программиста, но тоже самое можно было решить добавив во всем знакомый html xml-неймспейсы, чтобы jsx парсер по названию неймспейса сам выносил в методы вложенные части верстки. Тогда бы получилось бы что-то вроде этого


    class $mol_pager extends $mol_viewer {
        sub(){
          return [
            <div:header>
              <text:head></text>
              <div:titler>
                 <template:title></template>
              </div>
            </div>,
            <div:bodier>
                <template:body><template>
            </div>,
            <div:footer>
               <template:foot><template>
            </div>
          ]
        }
    }

    То есть парсер, увидев ':', создаст и перенесет вложенную разметку в метод с таким именем создавая тем самым точку расширения которую можно переопределить через наследование в другом компоненте (template тег играет роль заглушки для метода с пустым содержимым)
    Но так почему-то никто до сих пор не делает и на то скорее всего есть причина в том что в реакт-сообществе наследование, несмотря на гибкие возможности расширения, не приветствуется


  1. alexs0ff
    28.10.2017 21:04

    Эм, вот есть в тексте сравнение с angular. Там же представлен небольшой шаблон.

    <h1>{{title}}</h1>
    <h2 *ngIf="subTitleVisible">My Heroes</h2>
    <p *ngIf="description">{{ description }}<p>
    <ul class="heroes">
        <li *ngFor="let hero of heroes"
        [class.selected]="hero === selectedHero"
        (click)="onSelect(hero)">
    
            <ng-template [ngIf]="badgeFirst; else badgeLast">
                <span class="badge">{{hero.id}}</span> {{hero.name}}
            </ng-template>
    
            <ng-template #badgeLast>
                {{hero.name}} <span class="badge">{{hero.id}}</span>
            </ng-template>
    
        </li>
    </ul>
    


    Так как с html это все будет выглядеть в $mol?


  1. dreka5
    28.10.2017 21:21

    глянул git… сплошная борьба с невпихиваемостью задач и методов в используемые языки. с закономерным финалом, но с агрессивным подходом. (кстати, Харли с битой смотрелась бы интереснее Джокера).
    в целом интересно, но то всё прячется под капот с неясной перспективой отладки и понимания как оно там крутится — это кручинит.


    1. redyuf
      28.10.2017 21:44

      борьба с невпихиваемостью задач и методов в используемые языки
      Стало интересно, а в чем это выражается на ваш взгляд?