Начало года — время прогнозов. Вот и мы не удержались от соблазна виртуального путешествия во времени в поисках будущего EdTech.


image


EdTech — молодой тренд, ему лет 20. Развивается он стремительно, впитывая все новое, и не только. EdTech мгновенно интегрировал наработки прошлого, вобрав в себя как инсайты, так и нерешенные задачи. Поэтому начнем наше путешествие во времени с короткого экскурса в историю.


Предшественник EdTech — дистанционное обучение — появилось в 1728 году, когда профессор Калеб Филипс, преподаватель стенографии, подал в бостонскую газету объявление о наборе студентов со всей страны для изучения стенографии через переписку. В 1840 году идею дистанционного обучения возродил британский учёный-стенограф Айзек Питман, рассылавший по почте свои уроки всем желающим.


Так появились первые дистанционные курсы от ведущих экспертов. В современном формате их аналог XSeries от edEx пользуются высоким спросом во всем мире.


Очень быстро идею дистанционного обучения оценили и институализировали. В 1856 году Ч. Тусен и Г. Ланченштейдт основали в Берлине институт заочного образования, рассылая студентам учебные материалы и контрольные работы.


Coursera в современном онлайн пространстве первой реализовала аналогичный подход, предложив массовой аудитории курсы, грейдирование и сертификацию.


Почти сразу (по меркам прошлого) после Института заочного образования появились специализированные курсы. В 1873 году Анна Элиот Тикнор создала Общество Тикнор (Ticknor’s Society) — систему обучения по почте для женщин. Прототипом послужила английская программа «Общество поддержки домашнего обучения» («Society for the Encouragement of Home Study»).
Солидные игроки образовательной сферы включились чуть позже. В 1874 году программу обучения по почте предложил Университет штата Иллинойс (Illinois State University). В 1892 году Университет Чикаго создал первую дистанционную программу, а в 1911 году аналог запустил Квинслендский университет (University of Queensland) в Брисбене (Австралия).


Сегодня мы наблюдаем рост числа университетских онлайн программ. Последние 2-3 года появляются не только заявки на полноценные online degrees, но и первые инсталяции: Udacity и Georgia Tech запустили первую полностью онлайн Masters in Computer Science.


Австралия была в тренде, но все же отставала во времени в силу своей территориальной удаленности от лидеров. Зато она решала уникальные задачи. В 1914 году в Австралии появилась дистанционная программа для начальной школы. Студенты педагогического колледжа Мельбурна обучали детей, живущих в удаленных районах, переписываясь с ними. Подобная практика вскоре распространилась на средние школы и технические училища. Аналогичные системы для школьников стали использоваться в Канаде и Новой Зеландии.


Так более 100 лет назад появился первый опыт адаптации и персонализации дистанционного обучения для самых требовательных аудиторий, мотивацию которых поймать и удержать чрезвычайно сложно.


Адаптация и персонализация и сегодня актуальные тренды. В наши дни также вновь становится популярным тренд асинхронного обучения, формат которого удобен сверхзанятым онлайн-студентам. Асинхронное обучение предполагает возможность отсроченного (обычно неделя) доступа студента к обучающим материалам и заданиям. Учащийся волен выбирать время для прочтения теории и выполнения контрольных заданий. Де-факто тренду асинхронного обучения почти 300 лет.


После 1917 года дистанционное образование стало развиваться и в России. В СССР была создана особая, «консультационная» модель. Обучаясь заочно, студенты могли работать. Дважды в год им предоставлялся учебный отпуск для поездки на сессию. К 60-м годам ХХ века в СССР было 11 заочных университетов и множество заочных факультетов в вузах.


Сегодня эту модель почему-то считают новым трендом. Гибридное обучение, совмещающее онлайн и офлайн формы, два года назад внедрила Udacity.


Была в СССР и своя система дистанционной работы со школьниками. По сути, это была первая Talent Management System (Система управления талантами).


Возможно, некоторые обитатели Хабра помнят журнал «Квант» и физмат олимпиады от ведущих вузов страны на его страницах. Талантливым читателям предлагалось решить ряд задач, напечатанных в журнале, и отправить тетрадку с решениями в вуз. После проверки с комментариями преподавателей тетрадки по почте возвращались обратно. Самым талантливым школьникам, прошедшим все туры олимпиады, ведущие вузы предлагали льготные условия поступления.
Сегодня похожую систему олимпиад в России в онлайн-пространстве предлагает Фоксфорд.


Дистанционное образование всегда быстро впитывало новые технологии. С изобретением радио появились новые формы работы с учащимися. Первым университетом, внедрившим радио в обучение, был Государственный Университет Пенсильвании. Вскоре после этого, в 1925 году, Государственный Университет Айовы начал давать кредиты на обучение на пятилетней программе радиокурсов. А в 1934 году этот же университет запустил первый в мире образовательный канал, который работает и по сей день.


С появлением телевидения популярными стали телевизионные курсы: в 50-е годы прошлого века университеты США и Европы активно предлагали телекурсы студентам.


Интернет открыл безграничные горизонты развития дистанционного образования, создав возможность дистанционного интерактивного обучения. 30 мая 1997 года вышел приказ Минобразования России, который позволял проводить эксперименты в сфере онлайн-образования.


За 20 лет онлайн-образование совершило эволюцию от оцифровки отдельных лекций до образовательных высокотехнологичных экосистем. И произошло это отчасти благодаря наработкам, накопленным в системе дистанционного образования прошлого.
Вместе с готовыми решениями EdTech получил в наследство и нерешенные задачи, работа над которыми задает актуальные направления развития сегодня.


Системы обратной связи


В системе дистанционного образования прошлого нередко терялись или приходили с сильным опозданием письма, преподаватели не получали от студентов отзывы о курсе.
Интернет лишь отчасти снял эти проблемы. Сообщения не теряются, но недостаток информации о запросах учащихся препятствует более адаптивному развитию онлайн-обучения.
Сегодня лидеры рынка регулярно проводят анализ наиболее востребованных курсов, просят студентов оставлять отзывы и давать оценки, внимательно следят за постами учащихся на форумах и в блогах. Но спонтанные единичные реакции не могут быть основой для серьезных разработок. Поэтому мы уверены, что в ближайшем будущем ведущие игроки EdTech особое внимание уделят развитию систем обратной связи с пользователями. Будут созданы как технологические решения, анализирующие поведение учащегося на онлайн-ресурсе, так и новые подходы (например, проективные) и сервисы для систематического сбора мнений всех стейкхолдеров образовательной системы. Первые примеры уже есть.


Китайский ресурс XuetangX активно развивает канал Xuetangxsay, на котором пользователи размещают собственный контент. Обычно это короткие видеоролики — интервью о какой-то специфической теме. Механизм позволяет выявлять и изучать интересы онлайн-студентов, повышать их активность. На платформе также есть Rain Classroom (Дождливый класс), который создан для многосторонней оценки технологий преподавания, процесса обучения, отзывов студентов и совершенствования методологии.


На edX в разделе Donatе («Пожертвовать») пользователям предлагается сделать целевое пожертвование: студенты деньгами могут проголосовать за создание или совершенствование того или иного сервиса, разработку курса по интересующей их теме.


Инструменты мотивации и вовлечения


Известно, что не все начавшие онлайн-курс проходят его до конца. Снизить число бросивших обучение студентов — актуальнейшая задача EdTech. Ради удержания учащихся онлайн-игроки продолжат:


Экспериментировать с подачей учебного материала. Довольно быстро образовательные онлайн-ресурсы отказались от размещения лекций в общетекстовом формате, или видео- и аудиозаписи. И перешли к дозированной подаче учебного материала и использованию мультимодального контента.


Примером такого подхода является micro-learning: подача информации фрагментами по 2-3 минуты с возможностью прерваться. Дозированная информация лучше усваивается. А чередование текстовых фрагментов с видео и аудио-вставками или другим интерактивом еще больше усиливает интерес и мотивацию. «Метод Тичера» — собственная разработка Puzzle English — основана на концепции micro-learning.


Внедрять адаптивное обучение. Подход опирается на принцип «природосообразности» (сформулирован в 17 веке) или необходимости соответствия новых знаний способностям ученика и уровню его развития. Такая «подстройка» под каждого ученика предполагает не упрощение материала, а нахождение для каждого учащегося наиболее простого пути к знанию. Индивидуальный подход должен учитывать многое: актуальный уровень знаний ученика, темп усвоения материала, «слабые места». «Личный план» — сервис Puzzle English — пример того, как искусственный интеллект прекрасно справляется с задачей организации обучения по индивидуальному плану.


Мы уверены в том, что адаптивное обучение будет развиваться и не только за счет технологий AI. Например, Coursera экспериментирует с объединением учащихся в минигруппы, в каждой из таких групп есть куратор, который отвечает не только на учебные, но и на мотивационные запросы онлайн-студентов.


Полагаем, что в ближайшем будущем в русле развития адаптивного обучения мы увидим рост гибридных моделей (онлайн+офлайн) и предложений гибкого выбора формата обучения (самостоятельно или с преподавателем, синхронно или асинхронно и их гибриды).


Применять высокотехнологичные решения. Для вовлечения в процесс обучения EdTech платформы широко применяют геймификацию (Duolingo, Puzzle English) и симуляции — (интерактивные видеодиалоги ABA English).
Для моделирования привычной среды — виртуальные классы (Udacity) и интернет-аудитории (Стэнфорд и Массачусетский технологический институт).
Для максимальной персонализации — AI и нейросетевые решения: электронный консультант для студентов на базе когнитивной самообучающейся системы IBM Watson (Университет Дикина (Австралия).
Примеров высокотехнологичных решений, способствующих вовлечению и повышению мотивации онлайн-студентов очень много, и мы уверены, что число их будет расти.


Внедрять социальные механизмы вовлечения. Работа в минигруппах (например, технология перевернутого класса: онлайн-студенты самостоятельно изучают теорию, а в виртуальном классе собираются для обсуждения пройденного материала, выполнения практических заданий и проверки знаний), объединение учащихся в пары для совместной работы над материалом, перекрестные проверки, — тесный рабочий контакт с виртуальными однокурсниками запускает дополнительные механизмы вовлечения (соревновательную мотивацию и конкуренцию за статус в группе, стремление продемонстрировать свои способности, ответственность за достижение общей образовательной цели и др.).


Мы уверены, что набор социальных и психологических инструментов для мотивации и вовлечения онлайн-студентов в обучение будет расширяться и активно применяться.


Подводя итоги, обозначим четыре ключевых направления развития EdTech:


1. Технологичность. EdTech активно осваивает новые технологические решения для повышения эффективности обучения. Технологии позволят привлекательно упаковать контент, мотивировать онлайн-студентов, индивидуально подходить к организации обучения, минимизировать рутину, обеспечивать интерактивность, мобильность, гибкость и комфорт, получать обратную связь.


2. Персонализация вместо массовости. Образовательные онлайн системы переходят от принципа «одинаковый контент для всех» к принципу «уникальный контент для каждого».


3. Системность взамен фрагментарности. Образовательные онлайн ресурсы из площадок, предлагающих учебные курсы и программы, трансформируются в экосистемы, сращивающие интересы
— онлайн-студентов и университетов (2U),
— онлайн-студентов и корпораций (Udacity),
— онлайн-студентов, университетов и корпораций (edX),
— онлайн-студентов, университетов, корпораций и государства (XuetangX, Китай)
В экосистеме онлайн-учащийся получает не отдельный курс, а Программу индивидуального развития или Программу карьерного развития. Университеты — механизм поиска талантов, корпорации — инструменты рекрутинга и развития персонала. Государство — сохранение и развитие интеллектуального и промышленного потенциала.


4. От традиционного обучения (учитель-ученик) к самообучению. Проникновение онлайн-обучения в систему традиционного образования все масштабнее. Размываются страновые особенности обучения и традиционная модель передачи знаний от учителя к ученику. Сегодня учащийся сам может выбрать чему, как, в каком ритме, у кого учиться. С накоплением историй успеха онлайн-студентов (успешные карьеры, развитие бизнесов, рост доходов и др.) будет повышаться ценность культуры саморазвития и самообучения, а вместе с этим расти спрос на онлайн-образование.


Для тех, кто хочет прокачать английский!


Приглашаем читателей блога поучаствовать в нашей Новогодней акции: к любому продукту прилагается подарок от наших партнеров — подписки на ВИКИУМ, MEGOGO, HTML-academy! Выбирайте себе и близким новогодние подарки.


В статье использованы материалы Global Distanсe Educatiоn Network Library

Комментарии (0)