Интересно ещё и то, что создателем этой “культовой” системы стал настоящий патриарх советской и латвийской акустики Роланд Керно, который ещё в годы войны получил ценный опыт на предприятиях фирмы Telefunken.
Помимо прочего история создания S-90 связана с современными мифами, которые распространяет один из якобы бывших сотрудников завода ”Radiotehnika”. На этом мифе я остановлюсь отдельно, так как стараниями этого человека пол рунета принимает его за создателя.
Наследие военного времени
Как известно из истории компании «VEF Radiotehnika RRR» в 1941-м году она вошла в состав крупного немецкого производственного объединения “Telefunken”. На “Радиотехнике” в то время занимались исключительно военными заказами, производили ремонт радиопередатчиков, радиоприемников, оптического оборудования и громкоговорителей.
В тот тяжелый для Латвии и мира период на предприятии работал молодой инженер Роланд Керно, который в последствие создаст первую в СССР акустическую систему класса HI-FI. Считается, что ценный опыт в одной из лучших технических компаний Европы военного времени существенно отразился на мышлении молодого инженера.
По воспоминаниям Лихницкого, который в одной из публикаций упомянул о разговоре с Керно, известно, что тот имел отношение к созданию 300-миллиметровых громкоговорителей и акустических систем для радиоприёмников. В числе прочего Лихницкий упоминал, что Роланду Пауловичу удалось узнать несколько технологических секретов, связанных с диффузорами немецких динамиков (делать истину в первой инстанции сведения из его статьи я бы не торопился, учитывая любовь Лихницкого к мистификациям).
Немного биографических данных
После получения аттестата о среднем образовании Роланд поступил на технический факультет Латвийского государственного университета. В годы оккупации, как я уже писал, выпускник Рижского ВУЗа работает на предприятии «Telefunken Geratewerk Riga», которое тогда приобретает известное ныне имя “Radiotehnika”.
После завершения оккупации Роланд Паулович продолжает работу на том же предприятии уже в качестве советского инженера. В то время будущего создателя S-90 можно без преувеличения назвать человеком своего времени. Его инженерные и конструкторские электроакустические решения часто предвосхищали изобретения западных инженеров. В отличие от многих советских разработчиков, Керно не повторял уже созданные образцы, а разрабатывал либо принципиально новую технику, либо просто оригинальную и не уступающую зарубежным аналогам.
В начале 60-х Роланд предлагает для достижения высокой верности воспроизведения использовать многополосную конструкцию с частотным разделением при помощи пассивного фильтра. Такие системы практически не выпускались в СССР, да и на западе использовались в основном широкополосные. Это одно из многих новаторских решений, которое найдёт своё применение как в советских, так и в западных массовых продуктах уже в 70-80-е годы.
Фундаментальными знаниями и смелыми техническими решениями Керно заслужил негласный титул патриарха советской электроакустики. Он быстро стал одним из ведущих разработчиков аудиоаппаратуры в КБ “Орбита”, которое входило в ПО “RRR Radiotehnika VEF”.
Предпосылки к появлению S-90
Как и в случае с первым Hi-Fi усилителем, на голом энтузиазме эта акустическая система появиться не могла. Нужна была воля руководства и т.н. плановая необходимость. Такая необходимость возникла в 1975 году. На выставке “Связь 1975” была представлена радиола “Виктория 003” и электрофон “Аллегро 002”.
Представленные образцы готовились к выпуску в течение ближайших 2-х лет. С серийным выпуском возникла проблема: для радиолы и проигрывателя не было достойной акустической системы, которая могла бы раскрыть их возможности. Основным критерием новой акустической системы должна была стать мощность. В техническом задании для разработчиков значился номинал в 35 Вт для каждого канала (т.е. порядка 100 Вт RMS).
Создание такой системы поручили КБ “Орбита”. Керно воспользовался ситуацией и заложил в техническое задание по акустике новые требования HI-FI стандарта. Получивший к тому моменту несколько патентов на электроакустические изобретения, Керно решил применить свои наработки для создания АС с высокой (по советским меркам) верности воспроизведения.
Первые шаги — 35АС-1
В результате напряженного творческого процесса, благодаря интенсивной и слаженной работе коллектива “Орбиты” под руководством Керно, в 1977-м году были созданы 35АС-1. Фактически это те же S-90, только с немного другим дизайном. Именно эта АС стала первой системой, соответствующей Hi-FI стандарту. Авторами проекта стали Керно Роланд Паулович и Ласис Дзинтарс Артурович.
Для обеспечения достаточного звукового давления было выбрано фазоинверторное акустическое оформление корпуса, при этом, чтобы гасить паразитные резонансы от СЧ и ВЧ динамиков, их разместили в отдельных закрытых объемах.
Достаточно современным стало вынесение отверстия фазоинвертора на переднюю панель корпуса, что позволило экономить площадь при размещении АС. В системе были установлены громкоговорители НЧ: 30ГД-1-25, СЧ: 15ГД-11-120 и ВЧ: 10ГД-35-3000.
Одной из интересных и характерных особенностей акустики стали ступенчатые регуляторы уровня воспроизведения для СЧ и ВЧ. Регуляторы позволяли изменять звуковое давление и тембральные особенности в диапазонах от 500 до 5000 Гц и от 5 000 до 20 000 Гц. Каждый блок регулирования имел три фиксированных положения: 0дБ, -3дБ и -6дБ. Так в положении «0 дБ» сигнал с фильтра сразу подавался на динамическую головку, а в остальных положениях проходил через соответствующий резистор, который его ослаблял, таким образом определяя частотные и тембральные особенности звучания.
Лучшая АС в СССР 70-х
Характеристики системы были лучше чем у всех бытовых образцов, выпускавшихся СССР в тот момент. Многие авторы, хорошо знакомые с западными АС того периода, говорят, что эта советская разработка превосходила некоторые образцы аналогичной техники из США и Европы, однозначно уступая только японским разработкам.
- Паспортная мощность — 90 Вт.
- Номинальная мощность — 35 Вт.
- Номинальное электрическое сопротивление — 4 Ом (8 Ом).
- Диапазон воспроизводимых частот — 31,5...20000 Гц (+-4 дБ).
- Номинальное звуковое давление — 1.2 Па.
- Гармонические искажения АС при уровне звукового давления 90 дБ на частотах:
250 – 1000 Гц: 2 %
1000 – 2000 Гц: 1,5 %
2000 – 6300 Гц: 1 %- Габаритные размеры АС — 360x710x285 мм.
- Масса АС — 30 кг.
Этот пугающе горбатый график АЧХ для советской техники 70-х был недостижимым эталоном
Через два года 35АС-1 с измененным дизайном стали выпускаться заводом “Радиотехника” как самостоятельный продукт под названием S-90. Существенных изменений в акустических характеристиках S-90 не было — это была почти та же АС с новым названием. Более поздние версии АС «S-90B» и «S-90D» отличались увеличением частотного диапазона, наличием индикации электрической перегрузки громкоговорителей и новым обновлённым дизайном корпуса.
Радость и проклятье советского меломана
Как и любая другая система 35АС-1 не была лишена недостатков. Придирчивые аудиофилы часто жалуются на бубнящий характер низких, ненатуральную звукопередачу и бесполезность тембральных фильтров при низкой соглавованности системы с усилителем.
Специалисты отмечают несовершенство конструкции фильтра.
Между тем, высокая мощность АС (что привлекало в многих в этой системе) и присущая советской технике простота конструкции оставили опытным радиолюбителям возможность для доработок и усовершенствований.
Неожиданный “создатель”
Прошли десятилетия, выпуск легендарной системы прекратился в начале девяностых, все основательно забыли о тех, кто её создавал. В Латвии, конечно, помнили, Роланд
Керно продолжал свой творческий путь инженера почти до момента смерти, стал членом Латвийского акустического общества. Умер инженер в 2003-м году. Но вот в России, куда до распада СССР поставлялась львиная доля S-90, о нем забыли.
Так в 2014-м году на канале компании Alex Audio появился ролик, снятый телекомпанией “Эксперт ТВ”, в котором некий член РАЕН Александр Ян-Беляевский (основатель компании “Алекс Аудио”) называется автором акустической системы S-90. Мол, АС была разработана в 80-е годы, когда Ян-Беляевский якобы работал на заводе “Радиотехника”.
Сведений о том, что он действительно там работал в сети нет. Кроме вот этого рассказа самого Ян-Беляевского, привожу цитату, где он упоминает о том, что именно он разработал фильтр для S-90:
«В далеком и безоблачном 1975 году в СССР повсеместно продавалась акустика 35АС — 35 Вт. (по международным стандартам 70 Вт.), которую производили все заводы и Рижский завод имени Попова не был исключением…(авторская типографика сохранена, по материалам nnm2.com/blogs/etam)
Акустику можно сделать и на слух. „Как оно было на самом деле!“, рассказывает автор S-90
Мне на тот момент было 14 лет, я занимался в кружке радиотехники в Кожухово, метро Автозаводская, под руководством Павла Иконникова. Мои родители были знакомы с главным инженером Рижского завода — Цудечкисом — „Он все мудрил“, „Инициативный человек — все новое-новое внедрял, на нем весь завод и держался!“.
Для себя, для дома, я сделал акустическую систему, взяв за основу рижские динамики — „Ее у меня дома увидел Цудечкис!“, первое, что он сказал: „Вот-вот-вот то, что мне нужно — у меня целое КБ (Конструкторское бюро) в подчинении, а все бестолку!“
Акустику можно сделать и на слух. „Как оно было на самом деле!“, рассказывает автор S-90
«Во всем мире — я считаюсь основателем прототипа колонки S-90, который был создан в 1979 году, в 1980 его запустили в серию».
Мы поехали в Ригу на завод, зашли во все отделы: инженеры, конструктора, техники. Цудечкис дал распоряжение: „Вот этот парень, что будет говорить то и делайте!“. И все получилось, представляете — мне было 14 лет, они чертили, писали, рассчитывали, фильтры „мои“ сделали… Опытный образец был готов! Акустику можно сделать и на слух. „Как оно было на самом деле!“, рассказывает автор S-90
-Поначалу все собиралось от „балды“ — я собирал фильтры, не ориентируясь на измерения и вот долгожданный момент — S-90 поставили в звуковую камеру и расчеты Цудечкиса полностью оправдались — Практически идеальный график, „Вы все его знаете“, все были в шоке! Я понял одно: „Акустику можно сделать и на слух!“. Помимо S-90 я разработал колонки S-30, и все новые модели сразу запустили в серию. Мне подарили пару S-30, и я поехал обратно в Москву.»
Подписывается Ян-Беляевский тоже достаточно пафосно:
Всегда Ваш — Изобретатель S-90.
С Уважением, Член Российской Академии Естественных Наук
Генеральный директор Компании „ALEKS“
Ян-Беляевский Александр Владимирович
Что интересно, сам Ян-Беляевский 1965-го года рождения. Т.е. 35АС-1 он якобы разработал в 11 лет. К слову, в 1978-м (15.01.1978 г.) году КБ “Орбита” был получен патент № 00588661 на разработку акустической системы 35АС-1 (S-90). Авторы, указанные в патенте — Керно Роланд Паулович и Ласис Дзинтарс Артурович, что полностью исключает возможность какого-либо отношения Ян-Беляевского к этой разработке в 80-е годы.
Итог
По сей день многие не слишком искушенные меломаны используют C-90 в качестве домашней акустики. Существуют также коллекционеры, для которых эти советские АС разных серий представляют коллекционную ценность. Российские производители акустических систем, в том числе Aleks Audio и Arslab изготавливают ностальгические клоны S-90. Энтузиасты с руками из правильного места и знаниями в акустике регулярно выкладывают варианты переделок знаменитой легенды советского колонкостроения.
Создатель этой АС, Роланд Керно, из всех инженеров послевоенного времени, сделал, пожалуй, самый внушительный вклад в советскую электроакустику. Он запатентовал более 10 изобретений, разработал практически все акустические системы, выпускавшиеся заводом «VEF Radiotehnika RRR» c 1940-х годов, а это около 30 % всех моделей акустических систем, производившихся в СССР после 40-го года.
Современники инженера говорили о нем следующее:
»Это человек уникальный, все «акустики», что с конца 40-х годов производила «Радиотехника», разрабатывал он. Одним из первых он придумал сам принцип: брать несколько динамиков, отвечающих за узкую полосу частот, и разделять их специальными фильтрами. Но Роланд Паулович считал, что невозможно собрать настолько исчерпывающую информацию, чтобы сделать все предсказуемо на бумаге.
Всегда какой-то момент творчества останется в этой работе..."
Джинса
В нашем каталоге представлен широкий ассортимент акустических систем высокой верности воспроизведения.
Комментарии (80)
gummybeer
23.01.2018 21:43А колонки S-50 тех же авторов, или это какая-то отдельная поздняя разработка? Информация к сожалению противоречива в сети :-(
Sound_cULT Автор
23.01.2018 21:46Колонки S-90 эта та же акустика, с другим дизайном. Авторы те же. Наиболее достоверная информация об этой разработке на официальном сайте компании «VEF Radiotehnika RRR»
Sound_cULT Автор
23.01.2018 22:22Сорhи, S-50 — вероятно тоже Керно.
Mulin
23.01.2018 23:03+1S-50 существенно меньше, там стоят другие динамики и полосовой фильтр. Это промежуточный вариант между s-90 и s-30, они все даже бубнят по разному. Говорить что это та же акустика, крайне не корректно.
Sound_cULT Автор
24.01.2018 00:42+1Да, совершенно верно, я себя поправил, мне показалось, что в сообщении gummybeer фигурировали s-90. Сижу крещусь)
electronik777
23.01.2018 22:18До сих пор не нашел замены для своих S30B + TDA7294
Sound_cULT Автор
23.01.2018 22:21+1И они не плохи, но какие -нибудь JBL по объективных характеристикам значительно лучше… Советская техника была хороша балансом цена/качество.
mistergrim
23.01.2018 23:32Советская техника была хороша тем, что её, по крайней мере, худо-бедно можно было достать. Балансом цена/качество там и не пахло.
Exchan-ge
24.01.2018 03:20+1балансом цена/качество.
Цена… Цена их была, применительно к нынешним временам — примерно в $1200 за пару (с учетом тогдашних средних и реальных зарплат). И это еще без «дать сверху».FernandoAlfonso
24.01.2018 10:44Ещё стоит прикинуть совершенно другую структуру расходов, и станет понятно, что сравнение зарплат «в лоб» покажет погоду на Марсе. Вся «бесплатная» медицина, образование, дотирование коммунальных услуг — затраты на всю эту (и не только) благодать фактически вычитались из зарплат населения ещё до их получения, не из воздуха же деньги брались.
Так что, думается мне, для сравнения баланса цены/качества надо или пилить сложные методики расчёта, или полагаться на усреднённые субъективные ощущения старожилов.Exchan-ge
24.01.2018 13:10или полагаться на усреднённые субъективные ощущения старожилов.
В данном случае именно это и произошло :)
Rohan66
24.01.2018 11:12А зачем «дать сверху»? В конце 70-х начале 80-х прекрасно помню и S-90 в продаже и Бриги и Барки. Стояли свободно, но стоили дороговато (для меня ))) ). Вот очередь на запись на видаки наши в салоне «Электроника» 2 января — видел, огромная была. Хотя они стоили где-то по 1500, сейчас уже не помню…
Exchan-ge
24.01.2018 12:57В конце 70-х начале 80-х прекрасно помню и S-90 в продаже и Бриги и Барки. Стояли свободно
В начале 80х — да, стояли свободно.
Но в 1986 году начались проблемы — в магазинах была только Орбита, S-90 можно было найти только по блату или за доп. деньги.
А потом исчезло все.Ugrum
24.01.2018 13:21А потом исчезло все.
Причём, что самое занимательное, вместе с деньгами.
Exchan-ge
24.01.2018 15:56Причём, что самое занимательное, вместе с деньгами.
Нет, с деньгами тогда все было в полном порядке.
Помню, где-то в 1989-1990 в декабре у меня было рублей 300, которые абсолютно не на что было потратить — в магазинах были пустые полки и я не пью.
Проблемы с деньгами начались с началом 1992 года.
Rohan66
24.01.2018 13:46Хм… А с чем с 86-го не начались проблемы? Водку перестали продавать — вот народ и потянулся к музыке! ))))
Exchan-ge
24.01.2018 16:03Водку перестали продавать — вот народ и потянулся к музыке! ))))
Между прочим — это и есть правильный ответ.
ТНП было слишком мало, и бюджет страны был сбалансирован за счет «алкогольных денег».
sshmakov
23.01.2018 22:22А мне хотелось S-70 aka 35 АС-013, меньше по размерам и мощности, зато со встроенным УМЗЧ.
Sound_cULT Автор
23.01.2018 22:59+1S-70 прекрасны, но не настолько известны как S-90, не были первыми и не на настолько символичны.
V1tol
24.01.2018 04:56S-70 были первыми советскими колонками со встроенным усилителем и ЭМОС. Лежит пара таких рабочих дома — уже лет 5 собираюсь переделать усилители, поставить активный фильтр — обьём внутренний увеличится и качество звука повысится. Поэтому жду историю их создания.
Nimo_tsi
24.01.2018 17:12уже лет 5 собираюсь переделать усилители, поставить активный фильтр
Поэтому жду историю их создания.
:)
golf2109
23.01.2018 23:04+1этот янбелявский наверное не читал книгу «Как управлять Вселенной не привлекая внимания санитаров»
dark_ruby
23.01.2018 23:35+1У меня S-30 от того же производителя, отличный звук до сих пор.
Exchan-ge
24.01.2018 03:15+1отличный звук до сих пор
S-30 были хороши на момент выпуска, сейчас они не выдержат сравнения ни с одной нормальной полочной акустикой.
S-70, активные — это вообще был тихий ужас, особенно тогда, когда их пытались использовать на дискотеках. По сути — это были первые варианты компьютерной акустики :)SADKO
24.01.2018 11:20Странные какие-то у вас были 70 раз их на дискотеке пытались использовать, мощность каг-бэ не та, может в этом и дело?
В оригинальных активных 70 был ЭМОС животворящий, на заводе отрегулированный, и вполне себе годный, если не вводить его во искушение. Радиолюбители сталкиваясь с проблемами регулировки, предпочитали его тупо выпиливать, а без ЭМОС карета превращалась в тыкву, ибо и усиль кривой, и динамик ширпотребный…
… но с компьютерной акустикой я бы не стал сравнивать даже это, ибо масштаб не тотExchan-ge
24.01.2018 13:18транные какие-то у вас были 70 раз их на дискотеке пытались использовать
1. не у нас
2. не мы
ибо и усиль кривой, и динамик ширпотребный…
и я об этом
но с компьютерной акустикой я бы не стал сравнивать даже это, ибо масштаб не тот
Масштаб не тот, но принцип и качество звука одинаковые )SADKO
25.01.2018 20:24Нет, принцип иной принципиально :-)
Фишка ЭМОС в том, что ширпотребный динамик начинает звучать что дай бог каждому, а если не насиловать систему большой громкостью, то и на акустическое оформление можно положить, не было бы КЗ а на объём и резонансы пофиг, хоть ящик, хоть рупор, хоть пасс…Exchan-ge
25.01.2018 20:47Фишка ЭМОС в том
Про ЭМОС много писали во времена повального увлечения ООС, лет 35 назад.
Потом выяснилось, что это не всегда гуд.
Что касается конкретно S-70, то звучали они плохо во всех режимах.
Кто, поддавшись на рекламу, успел их купить — быстренько продал.
Exchan-ge
24.01.2018 03:09Вообще-то неверно говорить о том, что 35АС-1 и S-90 отличались только дизайном корпуса.
Они довольно заметно отличались и по звуку.
В свое время пытался купить б/у 35АС-1, но желающих продать их не нашлось. S-90 на тот момент продавались свободно.
Что касается дальнейших разработок, то дело обстояло все хуже и хуже, особенно в варианте 35АС-016 Орбита — когда динамики расположили в один ряд, симметрично.
Их создатели были не в курсе, что асимметричное расположение динамиков у 35АС-1 было выбрано вовсе не случайно.
В результате для Орбиты был характерен «бубнящий характер низких, ненатуральная звукопередача» и прочие веселые вещи.
Вообще, чем больше усовершенствований вносилось в конструкцию — тем хуже становилось их звучание.
Barmaglot
24.01.2018 08:05Смотрите. Сначала пишете: «решил применить свои наработки для создания АС с высокой (по советским меркам) верности воспроизведения.»
А потом: «эта советская разработка превосходила некоторые образцы аналогичной техники из США и Европы, однозначно уступая только японским разработкам.»
Получается, что «советские мерки» превосходили «мерки» США и Европы?
К тому же в СССР не могли ничего «поставлять в Россию». СССР был единой страной и никакой России там не было.MahMahoritos
24.01.2018 10:13СССР был единой страной и никакой России там не было
Что значит аббревиатура «СССР»? Что такое «РСФСР»?
Смотрите… Получается
Не получается. То, что продукт соответствует советским меркам И лучше аналогов из США, отнюдь не значит, что советские мерки выше американских. Число 10 (уровень 35АС) больше 5 (мерка СССР) И больше 7 (уровень неких американских АС), ты ведь не предлагаешь сделать вывод, что 5 больше 7?
sim2q
24.01.2018 08:31Теперь некоторые вещи стали более понятны. Угораздило меня купить акустику
фирмыAleks… Так бы может и не случилось, но посоветовал знакомый которому доверял — пожилой, уважаемый человек торгующий ламповой техникой на Митино.
Первый звоночек был в задержке сроков, а когда уже приехал в мастерскую, в какой-то московский подвал, долго не пускал «уважаемый советчик» объясняя, что ребята шильдики клеят.
После вскрытия так и оказалось… лишь только приклеили шильдики Aleks на готовый корпус серийной АС. Да потом ещё поменяли бас за доплату на более мощный.
А заявлено было много всего вкусного. Что то я там нашёл ещё позже, что огорчило, но уж е не помню. Так что не удивлён…
ps если что, могу даже фото шильдика потом приложить :)rstepanov
24.01.2018 11:26Краткий поиск в интернете находит, например, вот это: hi-fidelity-forum.com/forum/thread-15681-post-375301.html#pid375301
После этого я бы покупать не стал…
vconst
24.01.2018 11:31Подписывается Ян-Беляевский тоже достаточно пафосно:
Это не пафос — это позор.
Всегда Ваш — Изобретатель S-90.
С Уважением, Член Российской Академии Естественных Наук
Генеральный директор Компании «ALEKS»
Ян-Беляевский Александр Владимирович
Валяются дома S-90, интересно — они хоть на чтонить годятся или сгнили давно?Sound_cULT Автор
24.01.2018 12:27Константин, ну ему-то кажется, что пафосно, не будем разрушать человеку иллюзию важности членства в РАЕН, а то получится, что он людей обманывает, а никто. Пусть его обманывает хотя бы РАЕН).
stalinets
24.01.2018 14:23У меня в комнате 4 шт. S-90, одна пара 1982 года, вторая 1985-го. Вполне нормально работают)
Гнить любят динамики, где был поролон, например, такими были некоторые широкополосные динамики. В S-90 лазил вовнутрь, деградации не замечал.vconst
24.01.2018 14:25Говорят — подвес диффузоров может отсохнуть. Я очень давно их не видел, стоят в каком-то углу…
yul
24.01.2018 11:35+1Сдается мне, над «изобретателем» в детстве просто прикололись, а он до сих пор верит ;)
leR12
24.01.2018 12:05Хорошие колонки и есть у меня. Решил их как то «обновить» и поставить современные динамики от автоакустики FUSION и при прослушивании просто динамиков разложенных на полу получил отличный звук! В итоге динамики 4 шт в том числе и басовики 15 " висят на лесках вдоль стены в углах комнаты и радуют своим звуком. А S90 стала напоминанием о том времени когда хотелось многого и ничего не было )))))
safari2012
24.01.2018 17:55Если динамик не подвешен, как положено, а «просто лежит на полу», таки любой будет звучать отвратительно :)
leR12
24.01.2018 18:35я же написал… что подвешен! каждый из четырёх динамиков подвешен на своём подвесе. звуковая система четырёхполосная.
ilplus_GT
24.01.2018 12:20+1Но, ведь были Estonia 35 АС-021… Или о них в следующих выпусках?
Exchan-ge
24.01.2018 13:30Но, ведь были Estonia 35 АС-021…
Это вообще была лучшая акустика в СССР из категории «для дома».leR12
24.01.2018 18:3835 АС-028 — Корвет то да лучшие колонки всех времён.
Exchan-ge
24.01.2018 20:5035 АС-028 — Корвет то да лучшие колонки всех времён.
Достоинства этой АС сильно преувеличены (у нас была возможность сравнить ее с Эстонией)
По сути — это S90-переросток.
Вообще, марка Корвет была сильно разрекламирована в СССР.
Хотя кроме эффектного по внешности ЭПУ там ничего особого не было.leR12
24.01.2018 21:04звук от Корвета на 40 вт… в комнате… с пластиночки… эх надо ведь просто опять всё собрать и включить. жаль только пласты куда то раздал ещё в 80 ые
singeorange
24.01.2018 16:32Лежат в запасниках, ждут своего часа, всё мечтаю восстановить. Моя самая любимая акустика. Привезли уже практически из-за границы, после восстановления Эстонией независимости.
VadimGrad
24.01.2018 12:20Колонки «Эстония» 25АСА-11 звучат намного лучше.
Конечно высокочастотники пришлось заменить с 3 ваттных на 6 ваттные купольные.
roach1967
24.01.2018 12:20Оказывается и сейчас подобные колонки выпускаются. Вот эти принесли на работу попробовать починить.
Igor_O
24.01.2018 22:31Ооооо!!!
Это что за чудо? Какого года выпуска? Какие там стоят среднечастотники? (в смысле, взаимозаменяемы ли они с теми, что были в оригинале?) У меня в моих S-90 середины 80х в левой среднечастотник на некоторых частотах зудит, поменять бы, но на 30-ти летний — стремно, также сдохнет через пару месяцев, обидно будет…FernandoAlfonso
24.01.2018 22:50Это, очевидно, произведение одной из конторок, образовавшейся на осколках большой Радиотехники.
С 08.02.1995 до 08.07.1998 эта фирмочка носила название BALTLAINS-AUDIO, так что год выпуска можно примерно прикинуть.roach1967
24.01.2018 23:27Насколько верна информация, эта фирма до сих пор экспортирует колонки в штаты. По крайней мере они считаются ещё активной фирмой, и товар представляет чистую копию RRR. Видимо название Radiotechnika уже кем-то занято, вот они и переименовывают.
FernandoAlfonso
25.01.2018 12:47Вполне возможно, что я пошёл по неверному пути, но нагуглил я по этому названию предприятие с рег. номером 0003162959 с первым названием RADIOTEHNIKA-AUDIO, и ликвидированное 25.11.2002
А колонки с названием Радиотехника действительно выпускаются.roach1967
25.01.2018 20:56Хоть ихняя главная страничка давно не обновлялась, но продукция вполне симпатичная.
Полное название — Baltlines Audio USA, LTD. Адрес штаб-квартиры — где-то в г.Вашингтон.
Те колонки, что у меня оказались, в линейке Supersound Economy&Technology называются S-300.
Сегодня внимательно рассмотрел внутренности.
Низкочастотник —практически копия 75ГДН-1-8:"
roach1967
24.01.2018 23:13Насколько понял при разборке — чистая копия S-90D. Baltlines audio — это та-же RadioTechnika, только на экспорт. Попробую днём поснимать потроха.
quartz64
24.01.2018 15:06Часто видел их в 90-е и первой половине 2000-х на рынках у продавцов кассет и дисков. Трудились на износ, в любую погоду. Корпус зачастую чуть не рассыпался, вместо НЧ-динамика было прикручено абы что.
Nimo_tsi
24.01.2018 16:52«Так в положении сигнал с фильтра сразу подавался на динамическую головку»
Видимо, пропущено 0 дБ в предложении.
Igor_O
24.01.2018 23:45Только что-то с датами или биографией не бьется… Я один заметил, что Керно к 15 годам успел окончить ВУЗ и какое-то время поработать инженером на заводе?
А S-90 — лично мне очень нравится по звучанию, особенно после того, как я снял сеточки с динамиков и протянул крепежные винты. Только беда-беда-огорчение. В левой колонке среднечастотник помирает от старости и иногда зудит.Sound_cULT Автор
25.01.2018 03:30Да, так как некорректная информация о дате рождения Керно была достаточно быстро удалена. Существует 2 источника в которых фигурирует 1929-й год, в одном из них есть пометка «около», оба источника не содержат подтверждающих данных. При этом известно, что образование инженера он получил в Риге, и что устроился на завод получив образование инженера, а также с его слов он работал на «Радиотехнике» (Телефункен) в период оккупации.
Может быть 2 варианта, или он работал там ещё и в подростковом возрасте, до университета, или просто не верна дата рождения, что также вероятно в связи с тем что оба ресурса предполагают публичное изменение дат рождения и смерти (достаточно отправить запрос).
MahMahoritos
25.01.2018 06:15В левой колонке среднечастотник помирает от старости и иногда зудит
Динамики вполне ремонтопригодны. Я так старые компрессионные колонки Videoton отдал на ремонт — у низов и мидов подвесы буквально в труху рассыпались, так их без проблем переклеили на новые аналогичные по размерам. Также можно и катушку перемотать, если когда-то был перегрев и её повело.Sound_cULT Автор
25.01.2018 10:47вероятно вы ошиблись веткой.
MahMahoritos
25.01.2018 11:45Верно. Странно, отвечал на этот комментарий — geektimes.ru/company/pult/blog/297479/#comment_10567309
sh0k
25.01.2018 03:16Характерный звук советского хайфая: играет только с «эквалайзером улыбкой» или выкрученными регуляторами темброблока в максимум.
И не потому, что так хорошо, а потому что дальше регулятор не крутится…
dan939
25.01.2018 03:42чтото всё переврали в статье. 35ас-1 — это вообще не s-90, которые 35ас-212 на самом деле., КБ «Орбита» гдето в 1980х вошло в объединение «Радиотехника». с датами запутано всё.
Sound_cULT Автор
25.01.2018 12:00Т.е. есть существенные отличия между схемами фильтров использованными материалами, элементами и динамиками в этих 2-х АС, отличия в акустическом оформлении, объёмах корпуса и пр. (очень внушительные...)? Я сам отвечу, да, если придраться есть ничтожные отличия в конструкции фильтра, которые практически ничего не меняют. Но с этим ладно. Но Т.е 35АС-1 не разрабатывалось в КБ «Орбита» и не выпуслкалась заводом «Радиотехника»? Тогда в чем фактическая разница? Что меняется от того, что «Орбита» (как вы утверждаете, по моим сведениям — это не так) вошла в состав ПО «Радиотехника» в 80-е? Хотя вероятнее всего КБ «Орбита» вошло в состав ПО когда объединили VEF, RRR, Радиотехнику и ещё несколько предприятий — это были 70-е. Но даже если вы правы, что меняется?
Exchan-ge
25.01.2018 14:10.е. есть существенные отличия между схемами фильтров использованными материалами, элементами и динамиками в этих 2-х АС, отличия в акустическом оформлении, объёмах корпуса и пр. (очень внушительные...)? Я сам отвечу, да, если придраться есть ничтожные отличия в конструкции фильтра, которые практически ничего не меняют.
Причины неизвестны, но разница в звучании 35АС-1 и S-90, S-90 и 35АС-016 была хорошо заметна на слух.Sound_cULT Автор
25.01.2018 18:39Допускаю, ок, действительно определённая разница есть, возможно в связи каким-то элементом в фильтре, но в основном общем, целом и принципиальном менялся только дизайн. Наиболее существенные изменения были вероятно в S-90F. К слову АЧХ отличаются ничтожно.
35АС-016 я, к сожалению, вообще не слышал.Exchan-ge
25.01.2018 19:11+1опускаю, ок, действительно определённая разница есть, возможно в связи каким-то элементом в фильтре, но в основном общем, целом и принципиальном менялся только дизайн.
Говорят, что на качество звучания скрипок влиял состав лака, которыми их покрывали.
Мне доводилось разбирать АС и ковыряться в их внутренностях. Качество изготовления было аховое, качество намотки элементов фильтров и пайки — тоже.
Брянский аналог S-90 вообще было невозможно разобрать без топора — настолько топорно были закручены винты (глубоко, косо и со срывом головок).
Иногда вообще возникало ощущение, что корпуса правили при помощи молотка (киянки — точно).
Похоже, что во времена 35АС-1 лучше следили за качеством и технологией изготовления (по крайней мере — при их внешнем осмотре все было норм)
Плюс надо учитывать, что на S-90 были металлические решетки, и то, что фазоинвертор, по большому счету — надо настраивать.
В новых моделях мог изменится реальный внутренний объем, а фазоинвертор при этом остаться таким же, как и в предыдущей модели.
А с 35АС-016 все еще проще — там конструкция корпуса и фазоинверторов была совершенно иной, чем в S-90 — и это не пошло им на пользу.
tBlackCat
25.01.2018 16:13Были у меня колонки орбитовские, потом подарили 35АС-1 — отличие в звучании было весьма ощутимо, но главная проблема заключалась в размещении их в комнате.
Все иллюзии закончились после прослушивания 100АС первого выпуска в приличном по объёму помещении, после чего понял, что наши малогабаритки не очень подходят для подобной техники, включая и 35АС, не раскрываются они во всей красе.
С тех пор пользуюсь наушниками. И проблемы с размещением и не самой хорошей, а честно говоря попросту отвратительной, аккустической характеристикой помещения решились разом. Но до сих пор, видя современные колонки-монстры, явно противоречащие всем физическим законам, с горечью вспоминаю тот день, когда «отдал в хорошие руки» свои колоночки. Иногда хочетсячистой любвипогрузиться в атмосферу звука.Exchan-ge
25.01.2018 16:46И проблемы с размещением и не самой хорошей, а честно говоря попросту отвратительной, аккустической характеристикой помещения решились разом
и проблемы с соседями — тоже…tBlackCat
25.01.2018 18:21> и проблемы с соседями — тоже…
По тем временам кроме «большого симфонического» и прочих медийных проектов образца СССР сложновато было с музыкой. Отдельно взятые пластинки с зарубежными исполнителями соц. стран раскупались влёт.
Так что проблем с соседями особых не было, им тоже полушать хотелось :)
Да и будучи студентом, с соседями редко совпадал. Я — дома, а они ещё на работе.Exchan-ge
25.01.2018 19:35По тем временам кроме «большого симфонического» и прочих медийных проектов образца СССР сложновато было с музыкой.
Собственно, сабжевые АС и появились как ответ на возросшие требования советских граждан — в стране было полно дисков и записей с современной западной музыкой, а слушать их было не на чем («колонки 10 МАС — звук как из таза» (с))
И если во времена «Бессаме мучо» или даже «The girl» вполне можно было обойтись чем-то монофоническим в виде радиол первого и высшего класса, то прослушивание «Smoke on the Water» требовало уже совершенно другой акустики (к слову — именно эту композицию я использую при быстрой оценке акустики. К сожалению, с ней полноценно справляется только акустика Mark Levinson и т.п.)
СССР не был уж совсем закрытой страной, и свежие пласты таких групп как Led Zeppelin, The Rolling Stones или Deep Purple появлялись у нас практически сразу же после их выпуска на Западе (естественно, не на дисках Мелодии).
В заметных для меня количествах это началось с 1973 (Mrs Vandebilt, ага), к 1975 хорошие АС были уже необходимостью (что, собственно и написано в обсуждаемой статье)
А достать соседей можно было и «Поющими сердцами».
(Был у нас такой сосед — от проклятий всех, кто жил на нашей улице, его карма была крайне испорчена, настолько, что он был убит собственным братом).
Trabant
Пускай профессионалы говорят что угодно. А я «неискушённый ценитель звука» пользовался такими AС90, десяток лет в 90е и 2000е и был счастлив, в паре с БРИГом колонки звучали отлично, достаточно громко и для дискотек местного масштаба и для свадеб. В квартире смотрелись гармонично. Хорошая история, спасибо за статью.